Малахия — последний пророк Ветхого Завета

16.01.15. В прямом эфире радио «Радонеж» протоиерей Андрей Ткачёв

Неоднократно мы с вами говорили о том, что, аще будет в календаре память какого-то из святых, кто оставил письменный памятник своей жизни в Библии в виде книги, или о ком упоминает Библия не как о писателе, но как о деятеле, то надо чтить его прочтением этих Библейских страниц. Скажем, память Илии — нужно читать соответствующую книгу Царств, память Моисея — нужно читать что-то из Пятикнижия, память Исаии — нужно Исаию читать, память Луки — нужно читать Евангелие от Луки или Деяния. Сегодня совершается память Малахии — последнего пророка Ветхого Завета, от которого до Христа Царя было четыреста лет пустоты духовной, полного отсутствия духовных писателей.

           Малахия. Последняя книга Ветхого Завета. «Печать Пророков» — называется Малахия у Отцов. С этим именем мусульмане называют Магомета, имея ввиду, что пророчества продолжились. Они считают, что много потом было пророков, и нашего Господа числят между пророками, а Моисея последним. Но это имя — «Печати Пророков», мы с вами усваиваем по учению Церкви как пророка Малахию, он — последний пророк. Потом уже Иоанн Предтеча — это не столько пророк, сколько свидетель, т.е. не говорящий по слуху уха и по внушению сердца от Бога, но уже видящий Господа и говорящий, что видит: он уже свидетель, от слова «видеть». По сути, он стоит между пророками и апостолами, не являясь в полной мере ни тем, ни другим, совершая особое избранническое служение. А Малахия — действительно есть «Печать Пророков», и мы сегодня почитаем его слова, небольшие четыре главы его пророчества. О том, чем заканчивается Ветхий Завет, стоит знать. Мы как-то читали с вами Софонию, и нашли там очень много интересного. Мы, безусловно, не будем читать всё подряд, будем читать выборочно, некоторые вещи, которые для нас особенно знаковые. Это пророческое слово Господа к Израилю через Малахию.

            Первая глава.

6 Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»

7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».

Т.е. пренебрежение к богослужению. Богослужение длинное, утомительное, обременённое множеством всяких частностей, священных подробностей, и они говорят, что не нужно это всё. Тем они бесславят Имя Господне. Кроме того, они приносили в жертву не нужное в стаде. Поскольку жертвы были кровавые — нужно было приносить ягнят, волов — они норовили приносить что-нибудь такое, что в стаде человеку не нужно: что-то паршивое, слепое, хромое, бесплодное.

8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.

9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.

Есть такая пословица: «На тебе Боже, что нам не гоже». Кстати, мы, священники, тоже знаем такое. Как-то было такое поветрие — принесение вещей в храмы. Бывает, приносят нормальные вещи, которые можно и на бомжа одеть, и на простого малоимущего человека, такой сэконд-хенд, а бывает — такую дрянь несут, такие мешки с мусором, тряпьём, что приходы превращаются в мусоросжигательные фабрики. Множество гуманитарной помощи, так называемой, милостивых приношений, являются, по сути, каким-то хламом, который нужно утилизировать. Это такие странные виды милостыни, когда люди отдают то, что им самим дома не нужно. Несут не понятно что.

           Малахия пророчествует о том, что евреи, плохо чтущие Бога, уступят своё место. Как обычно бывает: не хранишь, не ценишь — потеряешь. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Он говорит о том, что Израиль отдаст первенство, и многие узнают Бога. Такая уникальная возможность, по сути, в единственном числе среди народов — молиться Богу живому истинному — отнимется от евреев. Он говорит:

11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.

Это очень важные слова, потому что еврейское богослужение, напоминаю, привязано к одному месту. Евреи могут иметь только один храм на всей земле. И не где хочешь, а только в Иерусалиме. И не в любом месте Иерусалима, а только на горе Мориа. Только там может быть храм. Если его там нет, значит его нет вообще. И только там в ветхозаветные времена приносились жертвы Богу живому истинному, сотворившему небо и землю, — Богу, воспетому Давидом, Соломоном, поклоняя Его через пророков, и который открыл Себя Израилю. А здесь мы слышим явное пророчество о перемене времён, о том, что наступают новые времена богопочитания. Совершенно новое время, как Господь самарянке говорил: «Женщина, поверь Мне, наступает время, когда ни на этой горе, ни на этой будут поклоняться, а в Духе и Истине будут поклоняться Богу на всяком месте». Вот об этом говорит Малахия за четыреста лет до пришествия Христа. Это явное пророчество о распространении богопознания по всему миру, что совершилось и продолжает совершаться, и как говорят великие пророки: «Как море наполняется водами, так мир должен быть наполнен познанием Господа». Эти стихи, между прочим, поют при встрече архиерея: «От восток солнца до запад славно Имя Господне! Буди Имя Господне благословенно отныне и до века!» — хористы громогласно поют, когда в храм Божий вступает архиерей для совершения богослужения. Поскольку архиерей — носитель апостольской благодати, и на его плечах, по сути, и лежит ответственность за то, чтобы «от восток солнца до запад», т.е. по всему миру хвально было Имя Господне, то его встречают пением стихов, перефразом из пророка Божиего Малахии.

13 Притом говорите (Эти хульники, уставшие от богопочитания. - о. Андрей): «вот сколько труда!» (Ну действительно, много труда при богослужениях, при жертвах. Вот в любой праздник попробуйте храм приготовить к празднику, храм после праздника убрать. Вот сейчас водосвятие будет — это сколько возни, сколько приготовлений с водой, с этим, с этим. А потом попробуй это всё после освящения пораздавай, чтобы мир не потерять, поналивай каждому вредному просителю баклажку, да потом до поздней ночи оставайся это всё убирать. Каждый праздник — это наказание для служителей Церкви. Для пришедшего помолиться — это счастье и праздник, а для служащего в храме и прислуживающего — это очередное серьёзное испытание, работы очень много. Это у нас: у нас нет ни крови, ни овец, ни огня, ни ножа, ни кровавых жертв. А тогда? Я вообще не представляю, как можно было резать этих всех животных с утра до вечера, сжигать, потрясать, отделять, петь, молиться, в трубы дуть, ходить, хлюпая, по крови, по жертвеннику. Труда много. Ну вот они и говорят, что много труда. - о. Андрей) и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.

14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов.

Если всё это перенести на новозаветные отношения, то получается то же самое: пообещал — сделай, абы что — Богу не приноси. Жертва — это то, что отрывается от сердца. Жертва — это то, что нужно тебе самому. То, что тебе самому не нужно, а ты принёс — это ещё не жертва, жертва — то, что ты отнял от себя и принёс Богу, или ближнему, или Богу в лице ближнего. То, что отнято — оно, собственно, и имеет цену.

            Вторая глава. Посвящена священникам.

1 Итак для вас, священники, эта заповедь:

2 если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения (Нет, наверное, ничего более серьёзного и страшного, чем такие слова, потому что священник благословляет, а если Бог проклянёт его благословения, то что толку со священника, если он вместо благословения рассылает вокруг себя проклятия. - о. Андрей), и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца.

В семинарии мы этого не читали внимательно, я не помню такого. Здесь Малахия говорит о том, что завет Бога с людьми, через Левия, через ветхозаветное священство, был заветом жизни и мира:

5 Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.

6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.

Вот задача священства: иметь закон истины на устах, не носить на языке неправды, в мире и правде ходить перед Богом, и многих отвратить от греха. По сути, сформулированы главные задачи священства. Далее следует похвала священству, высокая похвала.

7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (Вестник — ангел, по-славянски. - о. Андрей) Господа Саваофа.

Ведение — это глубокое знание. Когда Исаия перечисляет дары Святого Духа, он также перечисляет и ведение: «Дух ведения и благочестия», — там попарно идут дары Духа Святого, и вот дух ведения и дух благочестия. Благочестие — это правильный образ жизни, а ведение — это глубокое знание. Есть дух знания, но это дух первичного научения, а есть дух ведения — глубокого знания, от слова «ведать». «За отсутствие ведения, — говорит пророк Осия, — народ мой будет отвергнут от священнодействия». Там, где нет стремления к глубокому знанию, там, где знанием гнушаются, удаляются от знания, бегут от него, не интересуются им, направляют свои мысли куда хочешь, лишь бы только не в глубину, — там прекращается священнодействие, там наступает мерзость и запустение. А уста священника должны хранить ведение, «...закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». Так должно быть.

8 Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф.

9 За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона.

Жёстко. Подобная жёсткая речь о священстве есть также у Иезекииля и у других великих пророков. Иезекииль говорит (по памяти): «Если ты не скажешь грешнику о том, что он грешит, чтобы он остановился, то он за грехи свои умрёт. Но душу его Я спрошу с тебя. Если ты скажешь грешнику, чтобы он остановился, а он не остановится, то он за грехи свои умрёт. Но ты спас свою душу, потому что ты сказал ему. Если ты сказал ему и он послушался, то вы оба спасли свои души». Священник должен быть проповедником истины даже в целях личной безопасности: если он ничего не говорит, то погибающий от незнания, погибающий от неведения (неведующий правды), рискует переложить ответственность за кровь свою на плечи и голову того, кто его не учил. Об этом говорят все пророки, это некое общее место, по сути, и странно, что оно до сих пор звучит как нечто новое, как будто мы впервые это слышим каждый раз. Пророк перечисляет грехи народа. Пророки смотрят на жизнь народную строгим взглядом нездешнего человека, так скажем, т.е. человека, смотрящего на мир не с точки зрения обывателя, а с точки зрения Бога. И первое, что бросается в глаза — это различные беззакония. И вот что отмечает Малахия, интересное:

13 И вот еще что вы делаете (Из грехов ваших. - о. Андрей): вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших.

Это значит, что вы делаете нечто такое, благодаря чему Господь больше вас не слушает, Он не слушает ваших молитв.

14 Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.

Этими словами обличается нарушение брачной верности. Вот ещё что ты делаешь: ты обижаешь жену свою, заставляешь её рыдать у алтаря, обливать слезами жертвенник, и её слезы становятся стеной между тобою, молящимся, и ею, обиженной. И Бог больше не хочет тебя слушать, потому что Он был свидетелем между тобой и женой твоей юности, а ты поступил вероломно. Но евреи — хитрые люди, и все мы тоже хитрые: заповедь на заповедь, закон на закон, правило на правило. Они говорят, что Авраам тоже имел несколько жён: имел Сару, имел Агарь, имел Хитуру. Мало ли праведников имели много женщин... И поэтому мысль Малахии уходит дальше к Аврааму:

15 Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? (Он намекает на Авраама, который имел несколько жён. Впрочем, и другие старозаветные праведники имели много жён. - о. Андрей) что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство (т.е. Авраам жил в состоянии ожидания семени от Господа, и он не по похоти жил с жёнами, не наскакивал на них как неистовый, а смотрел на союз с женой именно как на ожидание потомства. Поэтому тут косвенно обговариваются возможности отхода или петляния «хитрого ума». Ум — он как змей петляет. Падший ум вьётся по земле как змей по песку. - о. Андрей). Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей.

Такая вот громогласная истина прозвучала. Я думаю, это очень актуальная вещь, потому что стоя на исповеди, читая книги как некую хронику современной жизни, вникая в газеты, в социологические исследования, беседуя с психологами, ты видишь, что это бич нашего времени. Неверность разъедает жизнь. А там, где неверность разъела жизнь, там постепенно, в эту щёлку, которую гниль проела, просыпается всё на свете: и здоровье, и счастье, и мир, и богатство — всё пропадает пропадом от блуда и всего сопутствующего. Поэтому «...берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей».

17 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?»

Это прямо сегодняшнее дело, мы прямо сегодня видим как люди говорят: «К грешникам Господь милостив. Вон они творят злодейство за злодейством. А где Господь, чего Он делает?» Этим мы прогневляем Бога. (далее стихи из третьей главы)

16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».

Так говорят боящиеся Бога.

17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.

18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

Это нам в ободрение, чтобы мы не думали и не повторяли поспешно злые слова злого человека.

14 Вы говорите: «тщетно служение Богу (Многие так и говорят, мол, а что толку: молись, молись — не молись... - о. Андрей), и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?

15 И ныне мы считаем надменных счастливыми (Наглецов, богачей, воров, прохиндеев, где клейма негде ставить. Мы считаем их счастливыми: вот про них показывают по телевизору, в газетах печатают, на плакатах мы видим их лица, их физиономии везде... - о. Андрей): лучше устраивают себя делающие беззакония (Так говорят беззаконники. Слушайте внимательно, проверяйте свои мысли. Беззаконники считают, что лучше всех устраивают себя в жизни, делающие беззакония. - о. Андрей), и хотя искушают Бога, но остаются целы».

Это буквально сегодняшние речи. Я уже говорил об этом, что чтение пророков — это чтение утренней газеты. То, что говорят Малахия, Захария, Софония, Аггей, Михей, Амос — это всё сегодняшний день. Это настолько актуально, хотя говорилось более двух тысяч лет назад, что просто удивительно. Мы должны проверять свой внутренний образ мыслей по камертону пророческих слов, речений, для того, чтобы безошибочно определять — здесь фальшь: здесь звучит стук по дереву, а здесь по металлу, здесь стук по золоту, а здесь по бетону. Т.е. где там внутри у нас звучит бетон, где дерево, где золото, где серебро.

           Третья глава. Пророческая. Великая глава.

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Слышите? Скоро будет Крещение Господне, скоро мы прочтём эти слова, которые Марк цитирует, начало Евангелия Христа Сына Божиего: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Ангел Мой» — это Предтеча. Предтеча разве Ангел? Нет, он человек. Почему назван Ангелом? Потому что он — вестник, слово «ангел» переводится как вестник. Вот и ранее, во второй главе все священники были названы Ангелами Господа Саваофа. Закона ищут от уст священника, и он — Ангел Господа Саваофа. Предтеча — человек из плоти и крови, родила его мама, зачал его отец, и жил в пустыне и ел акриды и мёд дикий. - о. Андрей), и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете (Это Христос. Они искали Христа, жадно ждали Его, настырно выпрашивали, чтобы Он быстрее пришёл. И вот Он внезапно придёт в храм Свой — придёт Господь, Которого вы ищете. - о. Андрей), и Ангел завета, Которого вы желаете (Ангел завета — это уже касательно Господа. Почему Он назван Ангелом? Потому что Он тоже вестник. Его Отец послал в мир. Всякий посланный является вестником, а вестник — по-гречески «ангел». Христос есть Ангел Нового Завета — Он Ангел Отца, Ангел лица Божиего, лица Отче, Тот Ангел Божий, Которого вы желаете. - о. Андрей); вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? (Малахия зрит дальше, чем Первое Пришествие. Он зрит Первое Пришествие, с Предтечей, с Христом, а потом сразу зрит Второе Пришествие. Он видит огонь очищающий, огонь Второго Пришествия, огонь Страшного Суда, когда всякая нечисть будет очищаться как грязь в щёлочи. - о. Андрей) Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий,

3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их.......

5 И приду к вам для суда (Далее идёт перечисление семи главных грехов, которые Малахия усматривает в окружающем народе. Все эти грехи касаются нас напрямую. - о. Андрей) и буду скорым обличителем чародеев(Бабки, гадалки, ворожки, «битва экстрасенсов», гороскопы, гадания, узнавание будущего. Мы не говорим уж про всяких сатанистов, приворотчиков, вызывателей мёртвых, обаятелей, шептунов и т.д. - о. Андрей) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника (Договариваются за работу и удерживают деньги: не платят в срок, не платят всё, находят изъяны в сделанной работе, полностью не отдают заработанные деньги. - о. Андрей), притесняют вдову и сироту (Обижают самых беззащитных. - о. Андрей), и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

6 Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.

Пришествие Божие будет обличением греха, и самые вопиющие грехи Малахия перечисляет. Кроме того, он говорит, что народ обкрадывает Бога:

8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.

9 Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня.

Господь связал Израиль заповедями о десятине. Всё что заработал, всё что получилось, всё что принесло прибыль, всё что собрал с поля своего — будь любезен, дели на десять и десятую часть относи Богу. Через отданную десятую часть освящаются оставшиеся девять десятых. Как мы уже с вами говорили: отдай одну десятую — девять десятых оставшихся освятится, это будет свято. Ты смело пользуйся, оно святое. Только ты отдай одну десятую — капля море освящает. Кусочек отдай, а целое осталось святым. Это касается всего: времени, сил, слов. Например, из десяти слов одно должно быть о Господе, из десяти мыслей одна должна быть к Богу. Научись посвящать всё, что есть, живущему во веки — Отцу и Сыну и Святому Духу. Ну и дальше уже и деньги, и вещи, и произведения земли, и прочее. Если человек этого не делает, то, по сути, он не даёт Богу то, что Богу принадлежит. «Вы меня, — говорит Господь, — обкрадываете». Обкрадываем ли мы Господа? Приказа о десятине у нас в Церкви новозаветной нету. У нас нет такой твёрдой дисциплины, чтобы каждый обязан был принести десятину того, что он приобрёл, или заработал, или получил. Нет такого. Хочешь — всё принеси, хочешь — половину, хочешь — пятину, хоть девятину, хоть десятину. Но этой свободой многие пользуются во вред себе и не носят ничего. На самом деле Богу ничего от нас не надо, Он просто знает, что — ты принеси отдай, и оставшееся будет тебе на пользу. А если всё на себя употребишь, то оно тебе не в то горло пойдёт. Не на пользу будет тебе то, чем ты пользуешься один в гордом и эгоистичном одиночестве. Отдавание — это святое дело, ибо отдавать — блаженней, чем принимать. Поэтому, христиане, сами рассудите об этом и научитесь отдавать. Отдавать потихонечку, отдавать по чуть-чуть. Не требуется же отдать половину — десятину всего-навсего. Понемножку отдавать не только из вещей и денежных прибытков, но и мыслей, слов, времени, дел, сердечных усилий, всего того, что, собственно, составляет внутреннюю сокровищницу человека. Отдавать — блаженней, нежели принимать. Если всё будет на себя истрачено, то это будет печаль-беда и потеря жизненного пространства. Таким образом, мы обкрадываем Господа Саваофа.

           Четвёртая глава. Последняя глава Ветхого Завета.

1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;

«Солнце правды» — помните, мы, недавно отпраздновавши Рождество, пели: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» Там есть слово «ведеть», т.е. глубоко знать. Здесь про ведение, как раз и говорится, что ведение ищут от уст священника. И «Солнце правды». Т.е. два слова, употребляемых пророком Малахией, есть в тропаре Рождеству Христову. Теперь гляньте: «...для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» — это Христос. Это говорится людям, жившим за четыреста лет до Господа Иисуса Христа, до Его Пришествия. Что такое четыреста лет? Это тысяча шестисотые года, если от нас сейчас отсчитать четыреста лет назад. Что было четыреста лет назад, в тысяча шестисотых годах? Это была смута. 1612-й год: польско-литовское нашествие, осада Троице-Сергиевой Лавры, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Марина Мнишек, и полная куча разных безобразий, когда было непонятно, что будет дальше, жить или не жить Русской земле. Междуцарствие, погибель Рюриковичей, возникновение Романовых... Гермогену, умиравшему от голода в Чудовом монастыре, явились святые, и Сергий Радонежский сказал ему, что молитвами Богоматери суд об Отечестве переменён на милость. Давно это было или нет? Это было очень давно — четыреста лет, семнадцатый век. Представьте себе, что от Малахии до Господа четыреста лет. И вот Малахия — последнее пророческое слово, ободряющее евреев, которым нужно ждать Миссию. Ведь ещё, по меньшей мере, шестнадцать поколений евреев умерло, не дождавшись. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его...» — это так они из года в год, из поколения в поколение повторяли друг другу эти слова, с угасающей надеждой, но до конца не исчезающей. Верь в Господа, надейся на Него, и увидишь милость Божию. И одно поколение умирает, а второе пытается веру сохранить. И потом, эта вера — она же такая слабенькая, она же пытается держаться как маленький фитилёк дрожащий. Ещё одно поколение... — не дождались мы Миссию. И эстафету веры передают следующему поколению. Говорят, вы верьте, верьте, верьте, потому что Солнце правды взойдёт, и исцеление в лучах Его. Представляете, такой подвиг веры, который несут столетиями. И умирают поколения, одно за другим, не дождавшись, и не увидавши собственными глазами исполнения обещанного. Однако, вера не гаснет, и праведный, как говорит нам Писание, верою жив будет. Надменный человек, как бродячее вино, не успокоится, а праведный — верою жив будет.

3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.

4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.

Есть закон, есть правила, есть уставы — это разные вещи. Закон говорит о главных заповедях. Потом есть правила: правила жизни, богослужения. И уставы, определяющие разные стороны богослужебной и частной гражданской жизни. Вот это всё, что нужно человеку: закон, правила и уставы.

5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

И когда пришёл Иоанн Предтеча, в духе Илии (а он пришёл, как говорит Писание, в духе и в силе Илии), и был одет как Илия — во власяницу, припоясан по бёдрам поясом из кожи, его спрашивали: «Ты Илия?» Он говорит: «Нет». - «Ты Миссия?» - «Нет». - «А что же ты крестишь? (все ждали Илию, а пришёл Иоанн)» Илия придёт, но Илия будет пророком Второго Пришествия Христова. Именно для суда. Когда Господь будет на суд уже идти перед наступлением дня великого и страшного, точно так как написано. Илия придёт, и будет обличать антихриста, будет бодрить последние остатки Израиля. Будет всех веселить, тех, которые веруют в Бога, будет говорить «Не бойтесь».

6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Это последние слова Ветхого Завета. Дальше наступает период молчания на четыреста долгих лет, так как если бы у нас на Руси от патриарха Гермогена, аж до сегодняшнего дня не было ни одного святого. Можете себе такое представить? С большим трудом. А вот такое было.

           Мы прочли с вами книгу Малахии, потому что сегодняшний день, прошедший, был посвящён памяти этого святого Божиего человека.

           Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша. Аминь.

             Слава Иисусу Христу, отче, благословите, это Сергей с Николаева. Отец Андрей, в прошлой передаче вы сказали, что Россия является последним светочем этого мира. Я с вами абсолютно согласен, но хотелось бы услышать от вас подробно: существуют Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, в конце концов Греция, православный Афон. В чём незаменимая роль России в борьбе с наступающим царством антихриста?

           — У нас есть очень много Божиих людей, рассеянных по всему миру. В Греции, в Болгарии, в Грузии, и в той же Венгрии наверняка есть какие-то рабы Божии, тайные или явные. Как говорит Писание: «Во всяком народе, боящийся Бога и творящий правду, угоден Ему». Сомневаться не приходится, что на всех континентах есть святые люди, по крайней мере, праведные Божии люди. В чём заключается уникальное служение России? Огромное географическое пространство, соприкасающееся со всей вселенной, по сути. Как говорил Райнер Мария Рильке: «Россия граничит с Богом». Физическая мощь государства, которая в благоприятных условиях может охранять внешней силой и внешней подпорой то малое стадо христианское, которое составляет соль земли — это то, что может быть у нас, в отличие, например, от тех стран, которые сегодня отказываются от христианской морали, и христиане постепенно превращаются в гонимое сообщество, покуда ещё не убиваемое и не выгоняемое, но уже не имеющее никаких прав. Россия может на излёте времён явить некое приближение к симфонии, к некой гармонической слаженности государственной машины и церковного организма с тем, чтобы государство охраняло внешние рубежи народной жизни, а Церковь наполняла внутреннее пространство народной жизни правильными смыслами. Такая возможность у России есть. Работы здесь непочатый край. Но сама возможность такая есть. Такой возможности нет больше ни у кого. Всё остальное, так или иначе, лежит под катком глобализма. Мы сами под этим катком страдаем, но не лежим в той степени, в которой бы хотелось нашим врагам. Но имейте ввиду, что во всём мире есть очень мало стран, которые по-настоящему суверенны. Суверенность стран стала эфемерной. Вот, допустим, Германия: золотой запас в Америке. Суверенности, значит, уже ноль. Хотя это очень сильная страна, и очень работящий народ, и большая история. Или та же Япония... Все те страны, которые в фарватере Штатов идут — это, в принципе, страны, потерявшие суверенитет, сохранившие формальный суверенитет: как им прикажут, так они и сделают. В мире есть только несколько стран, которые по-настоящему суверенны: это Россия, это Китай, это ещё ряд стран Латинской Америки, это, конечно, Штаты — паровоз глобализма и всех сложных процессов, происходящих в мире. Из православных стран — только одна Россия по-настоящему суверенная страна, которая имеет право вести более-менее самостоятельную политику в окружающем мире, и в случае благоприятного для нас, верующих, расклада, эта страна способна сохранять традиционные ценности на огромном мировом пространстве, отстаивать их, и никому не позволять топтать душу простого человека. Вот это совершенно уникальные свойства Российской Федерации, на сегодняшний день. Это ещё не всё. Даже если представить себе, что от Камчатки до Калининграда совершается божественная Литургия, на огромном пространстве Русской земли — этого уже хватает. Много можно об этом детально говорить, но кое-что уже сказано. Спасибо за вопрос.

             Здравствуйте. Отец Андрей, что такое хула на Духа Святого в наше время? Вот у нас многие крещены, они сейчас пойдут за водичкой, но таинства им не нужны. Не является ли это хулой на Духа Святого?

           У меня очень большая просьба, помолиться за дочь нашу Наталью, у неё ДЦП, за мужа Андрея и меня, Галину. Спасибо большое.

           — В отношении этих людей, которых вы назвали — здесь нет хулы на Духа Святого. Хула на Духа Святого — это сознательное отвержение истины. Это лицезрение истины, предстояние перед нею и сознательное отвержение её. Там, где не было познания истины, там не может быть речи о хуле. Там может идти речь о глупости, о безумии, о заблуждении, о чём-то, сказанном невольно, или без понимания того, что сказано. Но хула — это сознательное противление истине, это бесовское состояние. Бесы веруют и трепещут. Они ненавидят Бога всем существом своим, при том, что прекрасно понимают своим ангельским умом абсурдность своего состояния и безвыходность своего положения. Вот, примерно то же касается и человеческого рода. Кстати, это жребий, к счастью, небольшого числа людей. Глубокое знание истины и открытое противление ей — это и есть свойство хулы.

             Отец Андрей, добрый вечер. Вот вы сейчас говорили о десятине, и вообще, жертве Богу. Скажите, а является ли десятиной, жертвой Богу, подаяние нищим?

           — Безусловно, жертва на нуждающегося человека может быть смело включена в число того, что вы даёте Господу. Конечно, мы не должны всё это суживать до храмового употребления, дескать, только в храм неси, только мне давай — нет, ни в коем случае. Скажем так, если уж брать скрупулёзно... Вот вы заработали, условно говоря, пятьдесят тысяч рублей. Делим на десять, получается пять. Вот вы эти пять отложите, а кому вы их дадите — это ваше дело. Допустим, вы нашли нуждающуюся семью, и вы прямо принесли эти пять тысяч, да и отдали им. Всё, вы десять процентов своих уже отдали. В принципе, всё. Остальное — свято. Остальные ваши сорок пять — они уже святы. Вы можете разделить эти пять тысяч на два, например, и за две пятьсот покупать свечи, записки и просфоры, а другие две пятьсот раздать всем нищим, которые попадутся вам на глаза. И так хорошо. Вы можете дать две тысячи батюшке, а три тысячи употребить по-своему, на какие-то добрые дела. Как хотите. Я думаю, что здесь очень опасно попытаться создать некую формальную схему, одинаковую для всех людей. Потому что живут люди по-разному, зарабатывают по-разному, тратят по-разному, и сердечные желания тратить — у всех тоже разные. Один — книжек накупит, раздаст кому-то, другой — что-то ещё сделает, например, в больницу пойдёт, бинтов накупит или таблеток с мазями. Важно, чтобы мы отделяли от заработанного что-то, равное десятой части или больше, если хотим, и тратили это во славу Христа на тех, кому нужно. Можно в храм отдавать, особенно в бедные строящиеся, или в сельские умирающие приходы. Заметьте, городские приходы тоже нельзя забывать, но у них дела как-то полегче. А есть ещё многодетные священники... Я в одном храме видел такой буклетик, о погибших, умерших священниках, оставивших после себя жён с тремя, семью детьми, есть целый сайт, оказывается, о помощи овдовевшим матушкам. Обычно, если у батюшки семь детей, и батюшка служит, то матушка на работу не ходит, она с утра и до вечера возится с детями. Вот кормилец помер, всё. Надо найти правильное применение заработанному, и быть довольно свободным в области формального выражения своей милостыни. Я так считаю. И да вразумит Господь всякую добрую душу на то, чтобы правильно потратить заработанные деньги на помощь нуждающемуся человеку. Это очень важная вещь. Если мы этими вещами научимся пользоваться, мы тысячи слёз вытрем и многие дорожки выпрямим. Кривое выпрямится, и грешное исправится.

             Добрый вечер, батюшка Андрей. В Евангелии от Луки, 22-я глава, говорится, что когда Спаситель с учениками был в Гефсиманском саду, Он отошёл от них на расстояние брошенного камня, и явился Ему ангел с небес, и укреплял Его. Тут акцент на слове укреплял. А в Евангелии от Марка, первая глава, тринадцатый стих, мы читаем, что в самом начале Своего служения Господь был в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями, и ангелы служили Ему. Каким образом ангелы могут служить Господу или укреплять Его? Спасибо.

           — Ну как может служить ангел человеку? Как может человек человеку служить? Он может поддерживать его, может разговаривать с ним, может утешать его каким-то образом, может молиться возле него, за него, рядом с ним. Может веселить его своим присутствием. В пустых местах, в пустынях, где нет ни одного человека, Господь постится, и ангелы Божие могут скрашивать Его постный труд своим молитвенным присутствием. Мало ли каким образом ангел Божий может послужить своему Господу, который стал человеком. А что касается Гефсиманской молитвы, то здесь, в полной мере, Христос, как ягнёнок, на котором отяготели грехи человеческие, дал возможность человечеству Своему изнуриться, измучиться от всех грехов, которые Он пришёл взять на Себя. И здесь Он, как человек, как раб Иеговы, как агнец Божий, страдал, и кто-то из высших, безусловно, не просто ангелов, а кто-то из предстоящих пред лицом Господа на небесах, пришёл к Нему для того, чтобы поддерживать Его так, как это было с Даниилом, как это было с Моисеем, как это было с Иеремией или с другими из пророков. Т.е. служить Ему по страдающему человечеству Христову. Ангелы, как не умеющие страдать, не знают, что такое боль в зубе, например, или боль в поломанном пальце, или боль в свёрнутой скуле. Это им совершенно не знакомо. Но они могут поддержать, укрепить того человека, который страдает, и они служили страдающему человечеству Иисуса Христа, Агнцу Божию, который решил взять на Себя грехи мира. Укрепление и служение, здесь, это некоторые синонимы, с той разницей, что в пустыне Господь постился и страдал от поста, и ангелы служили Ему, укрепляя Его и разделяя с Ним молитвенный труд. Он не просто постился, Он молился. А в Гефсимании был крест без креста — было страдание: никто Его ещё не бил, а Он уже изнемогал и мучился в этой невидимой духовной борьбе. И кто-то из архангелов предстоял Ему в этом, служа Ему и укрепляя Его человечество в этой борьбе. Тут нет ничего удивительного, хотя здесь всё выше ума, здесь всё выше слова — эти вещи выше слов. Вы почитайте ещё раз всё это, тихонечко только, и остановитесь умом на этих словах. Попросите, чтобы Бог дал вашему сердцу почувствовать смысл прочитанного. Я думаю, это будет полезней, чем разговоры об этом в эфире. Потому что страдания Христовы — они не выражаются адекватно в слове, в словах их тяжело выразить. Переживание страдания Христова даётся человеку в Великом посту. Какое-то более-менее приближение к пониманию страдания Христова, а равно как и ангельского участия в нём — оно даётся человеку в Великий пост. В это время человеку можно понять, о чём там идёт речь. Что, собственно, нас скоро и ждёт, и я думаю, мы это более глубоко почувствуем.

             Христос родился! Отец Андрей, почему Господь не уничтожил зло до сотворения человека?

           — Такой глобальный вопрос... Если быстро, то зло должно попираться человеком и не выпускаться из преисподней. Не выпускать «джина из бутылки» должен человек с помощью Божией. Бог не должен делать всё за человека. Как в том анекдоте — человек, который просил у Бога денег, услыхал с небес: «Ты хоть лотерейный билет купи». Т.е. дам тебе денег, но ты сам-то хоть что-то делай. Нельзя всё делать за человека, и зло уничтожать нельзя Богу, Самому, без человека. Человек должен сам быть активным борцом со злом. Бог готов дать ему помощь в этом, но было бы совсем хамством требовать, чтобы Бог всё сделал без нас. А мы тогда кто? Тогда мы бы не были людьми. Человеческое достоинство, человеческая природа такова. Сам человек таков по своему телесно-душевному свободному волевому составу и умному существу своему, что он обязан быть участником космологических процессов, от него всё зависит. А то, что толку... «Купите мне билет на Мальдивы, оплатите дорогу туда и обратно, сделайте так, чтобы я был счастлив, и не мешайте мне жить», — такая позиция конечно весёлая, я понимаю её, потому что я сам человек беззаконный. Но я прекрасно понимаю, что всё это чушь, и до тех пор, пока человек сам ничего не делает, Господь будет стоять рядом и тоже не будет ничего делать. Поэтому Он и не уничтожает зло без нашего личного усилия.

             Батюшка, благословите, раб Божий Сергей из Москвы. У меня вопрос о последних словах Христа на кресте: «Господи, Господи, зачем Ты Меня оставил?» Что это было?

           — Это было то, что превысило меру природных страданий — Христос вкусил неестественную боль. Он, воплотившись, взял на Себя ограниченность человеческую, для Него было бы уже неестественным, например, чувство утомления, голод, страдания от жары или холода, или сна на земле, или удара ногой о камень и т.д. Он по любви стал человеком и взял на Себя всю нашу ограниченность. Но с Отцом-то Он не разлучался. А все беды человеческие происходят от того, что мы Бога потеряли. Мы ведь не просто рай в грехопадении потеряли, мы Бога потеряли. И Христос этого, как раз, и не терял. Он взял на Себя все наши условности греховные. На самом деле сохранил полное единство с Отцом. Он никогда не был одинок, Он говорил: «Я и Отец Мой — Едины». Т.е. Я не бываю один, всё что Я говорю вам, не говорю от Себя, говорю от пославшего Меня Отца — полное Единство. А на кресте Он окунулся в то, во что окунулось человечество. Это было неестественное страдание Христа, Он ощутил богооставленность. Что произошло в этом случае, мы можем с трудом говорить человеческим языком, но Христос взял на Себя всё, а следовательно, взял на Себя и полную потерю Бога, смысла, смысла жизни. Он потерял Отца, на какие-то секунды, может быть, доли секунды. Он погрузился в настоящий ад. Когда Отца нет, когда смысла нет, когда человек один, когда на него одного падает вся тяжесть этого безбожного мира. Вот это всё Он тоже испытал. Отсюда и крик: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил». Он в полной мере выпил всю чашу человеческих страданий.

           Любите Писание, христиане, читайте его, умоляйте Бога помиловать вас и ищите возможности умилостивить Бога добрыми делами. В этом, на самом деле, заключается вся тайна жизни нашей. Говорить с Тем, Кто создал нас, хвалить Того, Кто создал нас, пытаться угодить Тому, Кто создал нас, и приносить Ему смиренное покаяние в грехах своих, потому что Он любит нас и готов прощать нам всё, не только до семи раз по семь, но и до семидесяти раз по семь, и даже более.

           Ему слава и держава, Отцу и Сыну и Духу Святому, и ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

           Желаю всем встретить праздник Богоявления в поднятом духе и понять, что в день Богоявления Бог открылся как Троица, а Иисус из Назарета открыл Себя как Христос. Он не стал Христом, Он открыл Себя как Христос — Христос Он с самого рождения. Но Он явил себя как Христа на иорданской воде, о чём засвидетельствовал Дух Святой в виде голубя, и голос Отца Небесного сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тому поклонимся.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Псалом пророка Аввакума Псалом пророка Аввакума
Диак. Павел Сержантов
Псалом пророка Аввакума Псалом пророка Аввакума
Диакон Павел Сержантов
Посреди самых губительных бурь «праведник… от веры жив будет». Будучи в смятении и страхе, он находит надежную непоколебимую опору: «Аз же о Господе возрадуюся…»
Пророки суда и спасения Пророки суда и спасения
Сергей Худиев
Пророки суда и спасения Пророки суда и спасения
Сергей Худиев
Дарование Закона - великая радость и утешение; Бог открывает людям Свою волю и становится их Богом - Богом, с которым их связывают отношения завета, доверия и сыновней близости. Но очень скоро выясняется, что люди не живут по закону Божиему - не могут, да и не хотят.
Господь говорит с обычными людьми Господь говорит с обычными людьми
Диак. Павел Сержантов
Господь говорит с обычными людьми Господь говорит с обычными людьми
Диакон Павел Сержантов
Мы привычно читаем слово Божие и комментарии к нему святых людей. А в книге пророка Малахии всё наоборот: Бог комментирует слова и мысли человеческие.
Комментарии
Анна Касенкова11 августа 2016, 13:39
Огромное спасибо за разъяснения!Слава Богу за таких служителей!
Катя29 января 2015, 18:37
Спасибо! Это очень круто! Дай Бог батюшке Андрею всяческих благ и спаси его за понятные наставления! Ожидаю продолжения таких разъяснений. "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (Вестник — ангел, по-славянски. - о. Андрей) Господа Саваофа". Жаль, что в Церкви нет единого учебника с необходимым и очень понятно изложенным минимумом знания для всех прихожан. Кто во что горазд. Неужели это так сложно сделать? Спаси нас, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×