Лекция 20. Грехопадение первых людей и его последствия

Православные просветительские курсы

20 лекция «Грехопадение первых людей и его последствия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru
    

Лекция посвящена православному учению о причинах и этапах грехопадения, а также его последствиям для всего человечества.


Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1:14:59)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 35:32)

Протоиерей Вадим Леонов

11 февраля 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Лекция 9. Милосердие (ВИДЕО) Лекция 9. Милосердие (ВИДЕО)
Протоиерей Михаил Потокин
Лекция 9. Милосердие (ВИДЕО) Лекция 9. Милосердие
Православные просветительские курсы
Протоиерей Михаил Потокин
9-я лекция «Милосердие» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», была прочитана протоиереем Михаилом Потокиным.
Лекция 8. Пост Лекция 8. Пост
Прот. Александр Ильяшенко
Лекция 8. Пост Лекция 8. Пост
Православные просветительские курсы
Протоиерей Александр Ильяшенко
8-я лекция «Пост» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», была прочитана протоиереем Александром Ильяшенко
Лекция 7. Иисусова молитва Лекция 7. Иисусова молитва
Иером. Ириней (Пиковский)
Лекция 7. Иисусова молитва Лекция 7. Иисусова молитва
Православные просветительские курсы
Иеромонах Ириней (Пиковский)
7-я лекция «Иисусова молитва» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана иеромонахом Иринем (Пиковским).
Лекция 6. Молитва Лекция 6. Молитва
Прот. Андрей Рахновский
Лекция 6. Молитва Лекция 6. Молитва
Православные просветительские курсы
Священник Андрей Рахновский
6-я лекция «Молитва» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Андреем Рахновским.
Лекция 5. Покаяние и плач о своих грехах (ВИДЕО) Лекция 5. Покаяние и плач о своих грехах (ВИДЕО)
Свящ. Валерий Духанин
Лекция 5. Покаяние и плач о своих грехах (ВИДЕО) Лекция 5. Покаяние и плач о своих грехах
Православные просветительские курсы
Священник Валерий Духанин
7 ноября 2016 года. Сретенская духовная семинария.
Лекция 4. Страсти и борьба с ними (ВИДЕО) Лекция 4. Страсти и борьба с ними (ВИДЕО)
Прот. Андрей Овчинников
Лекция 4. Страсти и борьба с ними (ВИДЕО) Лекция 4. Страсти и борьба с ними
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Овчинников
31 октября 2016 года. Сретенская духовная семинария.
Лекция 3. Почему в мире есть зло? Лекция 3. Почему в мире есть зло?
Прот. Андрей Ткачев
Лекция 3. Почему в мире есть зло? Лекция 3. Почему в мире есть зло?
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Ткачев
3-я лекция «Почему в мире есть зло?» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ»
Лекция 2. Тело и душа (ВИДЕО) Лекция 2. Тело и душа (ВИДЕО)
Прот. Вадим Леонов
Лекция 2. Тело и душа (ВИДЕО) Лекция 2. Тело и душа
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
2-я лекция «Тело и душа» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ»
Лекция 1. Православная антропология в духовной жизни христианина (ВИДЕО) Лекция 1. Православная антропология в духовной жизни христианина (ВИДЕО)
Прот. Вадим Леонов
Лекция 1. Православная антропология в духовной жизни христианина (ВИДЕО) Лекция 1. Православная антропология в духовной жизни христианина
Православные просветительские курсы
Протоиерей Вадим Леонов
1-я лекция «Значение православной антропологии в духовной жизни христианина» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ»
Комментарии
владимир29 декабря 2015, 17:00
Первородный грех - это , условно говоря, некая "печать" на природе человека, передающаяся от прародителей при рождении, которая смывается в воде крещения.
Алексей Садаков25 ноября 2015, 04:00
Помоги нам Господи!!!
Марина12 марта 2015, 21:00
Здравствуйте! Как правильно это придумали -выкладывать видео лекции! Очень многое становится понятней и ближе! Спасибо огромное всем авторам лекций! Но, остался ещё вопрос (заранее прошу простить мне невежество моё, но как-то пока не складывается): после изгнания из Рая, на земле только два человека Мужчина и Женщина. Потом ещё два их сына, из которых старший убивает младшего. А кто же стал женой Каина, где он её взял? И все другие люди все же откуда? Ведь как ни крути, а без женщины в процессе деторождения никак не обойтись.
Зинаида 4 марта 2015, 19:00
Спаси Господи!!! Бог вам в помощь очень нужные и полезные для души лекции и много открывается набираешься опыта и навыков как жить .Всем мира и многие лета вам за эту работу которую вы несете в мир за свет за доброту.
р.б. Анфиса28 февраля 2015, 00:00
Храни вас всех Господь!Ваш труд - ОГРОМНОЕ благо! Изучаю ваши лекции каждую неделю, но эту лекцию дважды за вечер просмотрела, до сих пор под впечатлением! Отец Вадим, многая лета вам и всем пастырям Христовым! Мы молимся за вас!
Елена18 февраля 2015, 19:00
Уважаемый о.Вадим, все Ваши лекции очень вразумительны, а последняя разъяснила истоки греховности в человеке и смысл его жизни. Благодарю Вас, мне это очень важно!
Читательница (Подмосковье) 18 февраля 2015, 10:00
Петру Диброву Да, экономическая теория – наука бездуховная, законы её противоречат замыслу Божиему. Удивляться не приходится: все теоретики экономики, заложившие её базис как науки, не были православными. Один из методов экономической теории – диалектико-материалистический.) Но не буду склоняться в экскурс: сайт не экономический. Прошу редакцию меня извинить.
Петр Дибров17 февраля 2015, 23:00
Читательнице (Подмосковье) Вы предлагаете неожиданный ракурс: объективное благо, как экономическая категория. Попробую порассуждать. С богословской точки зрения таким благом является осуществление замысла Божия. Если человек способен познать замысел Божий в экономической сфере, то он способен поставить благую экономическую цель. Если же он способен и достигнуть ее, то тем самым осуществил истинное благо. Слово «экономика» переводится как «домостроительство» - в богословском понимании - это устроение и преображение мира в соответствии с замыслом Бога. Подозреваю только, что такая экономическая теория приведет не к развитию, а к сжатию современного экономического производства, которое нацелено не на обслуживание человеческой природы (потребности которой малы), но греховных страстей (которых бескрайнее море). В примере с покупкой сигарет ясно, что их покупка противоречит замыслу Божию о человеке, а значит, духовно-экономически не обоснована и не может быть объективным благом.
Читательница (Подмосковье) 17 февраля 2015, 12:00
Петру Диброву Спасибо за внимание к моим вопросам и просветление моего ума.) Несколько слов по поводу понятия «благо». Если говорить о благе как богословской категории, то оно, конечно, объективно. Только восприятие этого Блага субъективно. Для богоненавистника Бог (в его субъективном восприятии) не является благом, для него Он – антиблаго (уместно вспомнить и мучения грешников в аду как реакцию на Свет). А вот правомерно ли говорить об объективности блага, например, как экономической категории… Здесь нужно четко разграничивать понятия самого блага и его полезности. Для одного человека благо – купить пачку сигарет и выкурить её, для другого это – антиблаго. По-моему, у кого-то из философов есть понятие субъективного блага.
Петр Дибров16 февраля 2015, 23:00
Спасибо за лекцию. Дерзну предложить свои варианты ответов на вопросы Читательницы (Подмосковье): 1. Синоним «счастья» - это благо. Различие лишь в том, что «счастье» – это субъективное понятие, а «благо» – объективное. У человека неповрежденного эти понятия должны совпадать. Высшее Благо – это Бог. Поэтому стремление каждого человека к счастью – это по сути осознанное или неосознанное стремление к Благу-Богу. Отсюда и следует, что «Счастье – одно из названий Бога». Понятно, что о. Вадим, говоря о счастье как именовании Бога, имел в виду не формальное употребление терминов, а суть человеческих стремлений. 2. Недоумение с Быт. 5:1 можно разрешить, если обратиться к греческому тексту Библии. Там стоит слово «икона», т.е. «образ». В этом плане более точным является перевод славянской Библии: «по образу Божиему». Переводчики на русский язык использовали масаретский текст, а в еврейском языке понятия «образ» и «подобие» тождественны. 3. Ответ нашел в книге о. Вадима «Основы православной антропологии»: «На наш взгляд, вполне оправданным выглядит предложение называть личное преступление праотцев термином «прародительский грех», а наследуемое греховное состояние термином «первородный грех». Но для подобной терминологической определенности требуется принятие этих терминов в церковной среде в данном значении, на что требуется время и общее согласие». По-моему, в лекции он так и старался употреблять эти термины.
Читательница (Подмосковье) 14 февраля 2015, 22:00
Спасибо за лекцию. Как всегда, замечательная лекция. Но у непонятливого (или слишком придирчивого) )) слушателя есть вопросы: 1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- ??? Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца - счастье. Синоним «счастья» - благодать. Но благодать не есть сам Бог. 2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ): Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос - как это понимать? 3. Не понимаю, почему в современном богословии считается нормой отождествление понятий «первородный грех» и «последствия первородного греха» (в конце лекции). Первородный грех – это личный грех прародителей, а последствия – это повреждение природы, разрыв с Богом и т.д.
Людмила14 февраля 2015, 00:00
Глубокоуважаемый о.Вадим Огромное спасибо за лекцию. Не хватает времени поднимать всю духовную литературу великих мыслителей.а ваши лекции помогают понять очень важные для жизни человека и непростые вопросы в доступной для понимания форме на очень высоком интеллектуальном уровне с использованием цитат из трудов великих людей Ещё раз спасибо
Татьяна Органова13 февраля 2015, 23:00
Как всегда прослушала лекцию о. Вадима на одном дыхании. Готова была слушать еще и еще. Как горько сознавать, что мы потеряли в результате грехопадения. Как тяжело хоть что-то восстановить. Господи, помоги нам, грешным.
р.Б. Димитрий12 февраля 2015, 00:00
На видео с вопросами на 25:47 спрашивают "формулу, по которой дьявол и по сей день искушает человека на грех"? Мне кажется, эта формула такая - растлить (вызвать желание), распочать (подтолкнуть к первому разу), приучить (вызвать зависимость). В эту формулу вписываются очень многие греховные зависимости.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке