Лекция 20. Грехопадение первых людей и его последствия

Православные просветительские курсы

20 лекция «Грехопадение первых людей и его последствия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru
    

Лекция посвящена православному учению о причинах и этапах грехопадения, а также его последствиям для всего человечества.


Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1:14:59)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 35:32)

Протоиерей Вадим Леонов

11 февраля 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Л. 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг. (ВИДЕО) Л. 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг. (ВИДЕО)
Свящ. Димитрий Сафонов
Л. 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг. (ВИДЕО) Лекция 34. Русская Православная Церковь в 1970-1988 гг.
Православные просветительские курсы
Священник Димитрий Сафонов
Патриархи ХХ века: от Сергия до Алексея II. Внешние церковные связи. Подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 33. РПЦ в 1948–1970 годы (ВИДЕО) Л. 33. РПЦ в 1948–1970 годы (ВИДЕО)
Алексей Светозарский
Л. 33. РПЦ в 1948–1970 годы (ВИДЕО) Лекция 33. Русская Православная Церковь в 1948-1970 годы
Православные просветительские курсы
Алексей Светозарский
Возрождение духовных школ. Хрущевские гонения. Русское зарубежье и его выдающиеся деятели. РПЦ и II Ватиканский собор. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО) Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО)
Прот. Владислав Цыпин
Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО) Лекция 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 годах
Православные просветительские курсы
Протоиерей Владислав Цыпин
Митр. Сергий (Страгородский), репрессии духовенства в довоенные годы, РПЦ в Великую отечественную войну, «Новый курс», Собор в Москве в 1945 г., Львовский собор 1946 г. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Свящ. Димитрий Сафонов
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Лекция 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Православные просветительские курсы
Священник Димитрий Сафонов
Поместный собор 1917–1918 годов. Выборы Патриарха. Обновленческий раскол. Послания Патриарха Тихона и его «Завещание». Лекция и ответы на вопросы.
Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО) Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО)
Алексей Беглов
Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО) Лекция 30. Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий
Православные просветительские курсы
Алексей Беглов
Обер-прокуроры Синода, духовная школа и церковная наука, религиозно-нравственное состояние общества, статистика на 1917 год. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО) Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО)
Проф. Наталья Сухова
Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО) Лекция 29. Русская Православная Церковь в XIX веке
Православные просветительские курсы
Наталья Сухова
История Духовных академий. Святители Феофан, Игнатий и Филарет. Монашество и святость. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО) Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО)
Проф. Наталья Сухова
Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО) Лекция 28. Синодальный период с 1725 года до конца XVIII века
Православные просветительские курсы
Наталья Сухова
Русское государство и Церковь от учреждения Синода до убийства Павла I. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО)
Проф. А.К. Светозарский
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Лекция 27. Русская Православная Церковь и Петр Первый
Православные просветительские курсы
Алексей Светозарский
Патриархи Иоаким и Адриан. Перелом церковно-государственных отношений в эпоху Петра I. Создание Синода.
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО)
Прот. Владислав Цыпин
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Лекция 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия
Православные просветительские курсы
Протоиерей Владислав Цыпин
Патриарх Иов; Смутное время; Патриарх Никон и исправление богослужебных книг. Лекция и ответы на вопросы.
Комментарии
владимир29 декабря 2015, 17:00
Первородный грех - это , условно говоря, некая "печать" на природе человека, передающаяся от прародителей при рождении, которая смывается в воде крещения.
Алексей Садаков25 ноября 2015, 04:00
Помоги нам Господи!!!
Марина12 марта 2015, 21:00
Здравствуйте! Как правильно это придумали -выкладывать видео лекции! Очень многое становится понятней и ближе! Спасибо огромное всем авторам лекций! Но, остался ещё вопрос (заранее прошу простить мне невежество моё, но как-то пока не складывается): после изгнания из Рая, на земле только два человека Мужчина и Женщина. Потом ещё два их сына, из которых старший убивает младшего. А кто же стал женой Каина, где он её взял? И все другие люди все же откуда? Ведь как ни крути, а без женщины в процессе деторождения никак не обойтись.
Зинаида 4 марта 2015, 19:00
Спаси Господи!!! Бог вам в помощь очень нужные и полезные для души лекции и много открывается набираешься опыта и навыков как жить .Всем мира и многие лета вам за эту работу которую вы несете в мир за свет за доброту.
р.б. Анфиса28 февраля 2015, 00:00
Храни вас всех Господь!Ваш труд - ОГРОМНОЕ благо! Изучаю ваши лекции каждую неделю, но эту лекцию дважды за вечер просмотрела, до сих пор под впечатлением! Отец Вадим, многая лета вам и всем пастырям Христовым! Мы молимся за вас!
Елена18 февраля 2015, 19:00
Уважаемый о.Вадим, все Ваши лекции очень вразумительны, а последняя разъяснила истоки греховности в человеке и смысл его жизни. Благодарю Вас, мне это очень важно!
Читательница (Подмосковье) 18 февраля 2015, 10:00
Петру Диброву Да, экономическая теория – наука бездуховная, законы её противоречат замыслу Божиему. Удивляться не приходится: все теоретики экономики, заложившие её базис как науки, не были православными. Один из методов экономической теории – диалектико-материалистический.) Но не буду склоняться в экскурс: сайт не экономический. Прошу редакцию меня извинить.
Петр Дибров17 февраля 2015, 23:00
Читательнице (Подмосковье) Вы предлагаете неожиданный ракурс: объективное благо, как экономическая категория. Попробую порассуждать. С богословской точки зрения таким благом является осуществление замысла Божия. Если человек способен познать замысел Божий в экономической сфере, то он способен поставить благую экономическую цель. Если же он способен и достигнуть ее, то тем самым осуществил истинное благо. Слово «экономика» переводится как «домостроительство» - в богословском понимании - это устроение и преображение мира в соответствии с замыслом Бога. Подозреваю только, что такая экономическая теория приведет не к развитию, а к сжатию современного экономического производства, которое нацелено не на обслуживание человеческой природы (потребности которой малы), но греховных страстей (которых бескрайнее море). В примере с покупкой сигарет ясно, что их покупка противоречит замыслу Божию о человеке, а значит, духовно-экономически не обоснована и не может быть объективным благом.
Читательница (Подмосковье) 17 февраля 2015, 12:00
Петру Диброву Спасибо за внимание к моим вопросам и просветление моего ума.) Несколько слов по поводу понятия «благо». Если говорить о благе как богословской категории, то оно, конечно, объективно. Только восприятие этого Блага субъективно. Для богоненавистника Бог (в его субъективном восприятии) не является благом, для него Он – антиблаго (уместно вспомнить и мучения грешников в аду как реакцию на Свет). А вот правомерно ли говорить об объективности блага, например, как экономической категории… Здесь нужно четко разграничивать понятия самого блага и его полезности. Для одного человека благо – купить пачку сигарет и выкурить её, для другого это – антиблаго. По-моему, у кого-то из философов есть понятие субъективного блага.
Петр Дибров16 февраля 2015, 23:00
Спасибо за лекцию. Дерзну предложить свои варианты ответов на вопросы Читательницы (Подмосковье): 1. Синоним «счастья» - это благо. Различие лишь в том, что «счастье» – это субъективное понятие, а «благо» – объективное. У человека неповрежденного эти понятия должны совпадать. Высшее Благо – это Бог. Поэтому стремление каждого человека к счастью – это по сути осознанное или неосознанное стремление к Благу-Богу. Отсюда и следует, что «Счастье – одно из названий Бога». Понятно, что о. Вадим, говоря о счастье как именовании Бога, имел в виду не формальное употребление терминов, а суть человеческих стремлений. 2. Недоумение с Быт. 5:1 можно разрешить, если обратиться к греческому тексту Библии. Там стоит слово «икона», т.е. «образ». В этом плане более точным является перевод славянской Библии: «по образу Божиему». Переводчики на русский язык использовали масаретский текст, а в еврейском языке понятия «образ» и «подобие» тождественны. 3. Ответ нашел в книге о. Вадима «Основы православной антропологии»: «На наш взгляд, вполне оправданным выглядит предложение называть личное преступление праотцев термином «прародительский грех», а наследуемое греховное состояние термином «первородный грех». Но для подобной терминологической определенности требуется принятие этих терминов в церковной среде в данном значении, на что требуется время и общее согласие». По-моему, в лекции он так и старался употреблять эти термины.
Читательница (Подмосковье) 14 февраля 2015, 22:00
Спасибо за лекцию. Как всегда, замечательная лекция. Но у непонятливого (или слишком придирчивого) )) слушателя есть вопросы: 1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- ??? Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца - счастье. Синоним «счастья» - благодать. Но благодать не есть сам Бог. 2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ): Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос - как это понимать? 3. Не понимаю, почему в современном богословии считается нормой отождествление понятий «первородный грех» и «последствия первородного греха» (в конце лекции). Первородный грех – это личный грех прародителей, а последствия – это повреждение природы, разрыв с Богом и т.д.
Людмила14 февраля 2015, 00:00
Глубокоуважаемый о.Вадим Огромное спасибо за лекцию. Не хватает времени поднимать всю духовную литературу великих мыслителей.а ваши лекции помогают понять очень важные для жизни человека и непростые вопросы в доступной для понимания форме на очень высоком интеллектуальном уровне с использованием цитат из трудов великих людей Ещё раз спасибо
Татьяна Органова13 февраля 2015, 23:00
Как всегда прослушала лекцию о. Вадима на одном дыхании. Готова была слушать еще и еще. Как горько сознавать, что мы потеряли в результате грехопадения. Как тяжело хоть что-то восстановить. Господи, помоги нам, грешным.
р.Б. Димитрий12 февраля 2015, 00:00
На видео с вопросами на 25:47 спрашивают "формулу, по которой дьявол и по сей день искушает человека на грех"? Мне кажется, эта формула такая - растлить (вызвать желание), распочать (подтолкнуть к первому разу), приучить (вызвать зависимость). В эту формулу вписываются очень многие греховные зависимости.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке