Лекция 20. Грехопадение первых людей и его последствия

Православные просветительские курсы

Протоиерей Вадим Леонов

20 лекция «Грехопадение первых людей и его последствия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru
    

Лекция посвящена православному учению о причинах и этапах грехопадения, а также его последствиям для всего человечества.


Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1:14:59)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 35:32)

Протоиерей Вадим Леонов

11 февраля 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Свящ. Димитрий Сафонов
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Лекция 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Православные просветительские курсы
Священник Димитрий Сафонов
Поместный собор 1917–1918 годов. Выборы Патриарха. Обновленческий раскол. Послания Патриарха Тихона и его «Завещание». Лекция и ответы на вопросы.
Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО) Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО)
Алексей Беглов
Л. 30. Русская Церковь на рубеже XIX-XX вв. (ВИДЕО) Лекция 30. Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий
Православные просветительские курсы
Алексей Беглов
Обер-прокуроры Синода, духовная школа и церковная наука, религиозно-нравственное состояние общества, статистика на 1917 год. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО) Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО)
Проф. Наталья Сухова
Л. 29. Русская Православная Церковь в XIX в. (ВИДЕО) Лекция 29. Русская Православная Церковь в XIX веке
Православные просветительские курсы
Наталья Сухова
История Духовных академий. Святители Феофан, Игнатий и Филарет. Монашество и святость. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО) Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО)
Проф. Наталья Сухова
Л. 28. Синодальный период с 1725 года до к. XVIII в. (ВИДЕО) Лекция 28. Синодальный период с 1725 года до конца XVIII века
Православные просветительские курсы
Наталья Сухова
Русское государство и Церковь от учреждения Синода до убийства Павла I. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО)
Проф. А.К. Светозарский
Л. 27. Русская Православная Церковь и Петр I (ВИДЕО) Лекция 27. Русская Православная Церковь и Петр Первый
Православные просветительские курсы
Алексей Светозарский
Патриархи Иоаким и Адриан. Перелом церковно-государственных отношений в эпоху Петра I. Создание Синода.
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО)
Прот. Владислав Цыпин
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Лекция 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия
Православные просветительские курсы
Протоиерей Владислав Цыпин
Патриарх Иов; Смутное время; Патриарх Никон и исправление богослужебных книг. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 25. История Западнорусской митрополии (ВИДЕО) Л. 25. История Западнорусской митрополии (ВИДЕО)
Проф. В.И. Петрушко
Л. 25. История Западнорусской митрополии (ВИДЕО) Лекция 25. История Западнорусской (Литовской) митрополии
Православные просветительские курсы
Владислав Петрушко
Лекция и ответы на вопросы.
Л. 24. Состояние Русской Церкви от свт. Ионы до свт. Иова (ВИДЕО) Л. 24. Состояние Русской Церкви от свт. Ионы до свт. Иова (ВИДЕО)
Проф. А.К. Светозарский
Л. 24. Состояние Русской Церкви от свт. Ионы до свт. Иова (ВИДЕО) Лекция 24. Состояние Русской Церкви от святого митрополита Ионы до патриарха Иова
Православные просветительские курсы
Алексей Светозарский
Самостоятельность Русской Церкви и ее разделение на две митрополии; двуперстие и сугубая аллилуйя; свв. Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский. Лекция и ответы на вопросы.
Л. 23. Русская Церковь в монгольский период (ВИДЕО) Л. 23. Русская Церковь в монгольский период (ВИДЕО)
Владислав Петрушко
Л. 23. Русская Церковь в монгольский период (ВИДЕО) Лекция 23. Монгольский период. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до святого митрополита Ионы
Православные просветительские курсы
Владислав Петрушко
Выдающиеся иерархи: Петр, Алексей, Киприан, Фотий; Кормчая книга; духовная литература; путешествия на Восток; отношение к Флорентийской унии в России. Лекция и ответы на вопросы.
Комментарии
владимир29 декабря 2015, 17:00
Первородный грех - это , условно говоря, некая "печать" на природе человека, передающаяся от прародителей при рождении, которая смывается в воде крещения.
Алексей Садаков25 ноября 2015, 04:00
Помоги нам Господи!!!
Марина12 марта 2015, 21:00
Здравствуйте! Как правильно это придумали -выкладывать видео лекции! Очень многое становится понятней и ближе! Спасибо огромное всем авторам лекций! Но, остался ещё вопрос (заранее прошу простить мне невежество моё, но как-то пока не складывается): после изгнания из Рая, на земле только два человека Мужчина и Женщина. Потом ещё два их сына, из которых старший убивает младшего. А кто же стал женой Каина, где он её взял? И все другие люди все же откуда? Ведь как ни крути, а без женщины в процессе деторождения никак не обойтись.
Зинаида 4 марта 2015, 19:00
Спаси Господи!!! Бог вам в помощь очень нужные и полезные для души лекции и много открывается набираешься опыта и навыков как жить .Всем мира и многие лета вам за эту работу которую вы несете в мир за свет за доброту.
р.б. Анфиса28 февраля 2015, 00:00
Храни вас всех Господь!Ваш труд - ОГРОМНОЕ благо! Изучаю ваши лекции каждую неделю, но эту лекцию дважды за вечер просмотрела, до сих пор под впечатлением! Отец Вадим, многая лета вам и всем пастырям Христовым! Мы молимся за вас!
Елена18 февраля 2015, 19:00
Уважаемый о.Вадим, все Ваши лекции очень вразумительны, а последняя разъяснила истоки греховности в человеке и смысл его жизни. Благодарю Вас, мне это очень важно!
Читательница (Подмосковье) 18 февраля 2015, 10:00
Петру Диброву Да, экономическая теория – наука бездуховная, законы её противоречат замыслу Божиему. Удивляться не приходится: все теоретики экономики, заложившие её базис как науки, не были православными. Один из методов экономической теории – диалектико-материалистический.) Но не буду склоняться в экскурс: сайт не экономический. Прошу редакцию меня извинить.
Петр Дибров17 февраля 2015, 23:00
Читательнице (Подмосковье) Вы предлагаете неожиданный ракурс: объективное благо, как экономическая категория. Попробую порассуждать. С богословской точки зрения таким благом является осуществление замысла Божия. Если человек способен познать замысел Божий в экономической сфере, то он способен поставить благую экономическую цель. Если же он способен и достигнуть ее, то тем самым осуществил истинное благо. Слово «экономика» переводится как «домостроительство» - в богословском понимании - это устроение и преображение мира в соответствии с замыслом Бога. Подозреваю только, что такая экономическая теория приведет не к развитию, а к сжатию современного экономического производства, которое нацелено не на обслуживание человеческой природы (потребности которой малы), но греховных страстей (которых бескрайнее море). В примере с покупкой сигарет ясно, что их покупка противоречит замыслу Божию о человеке, а значит, духовно-экономически не обоснована и не может быть объективным благом.
Читательница (Подмосковье) 17 февраля 2015, 12:00
Петру Диброву Спасибо за внимание к моим вопросам и просветление моего ума.) Несколько слов по поводу понятия «благо». Если говорить о благе как богословской категории, то оно, конечно, объективно. Только восприятие этого Блага субъективно. Для богоненавистника Бог (в его субъективном восприятии) не является благом, для него Он – антиблаго (уместно вспомнить и мучения грешников в аду как реакцию на Свет). А вот правомерно ли говорить об объективности блага, например, как экономической категории… Здесь нужно четко разграничивать понятия самого блага и его полезности. Для одного человека благо – купить пачку сигарет и выкурить её, для другого это – антиблаго. По-моему, у кого-то из философов есть понятие субъективного блага.
Петр Дибров16 февраля 2015, 23:00
Спасибо за лекцию. Дерзну предложить свои варианты ответов на вопросы Читательницы (Подмосковье): 1. Синоним «счастья» - это благо. Различие лишь в том, что «счастье» – это субъективное понятие, а «благо» – объективное. У человека неповрежденного эти понятия должны совпадать. Высшее Благо – это Бог. Поэтому стремление каждого человека к счастью – это по сути осознанное или неосознанное стремление к Благу-Богу. Отсюда и следует, что «Счастье – одно из названий Бога». Понятно, что о. Вадим, говоря о счастье как именовании Бога, имел в виду не формальное употребление терминов, а суть человеческих стремлений. 2. Недоумение с Быт. 5:1 можно разрешить, если обратиться к греческому тексту Библии. Там стоит слово «икона», т.е. «образ». В этом плане более точным является перевод славянской Библии: «по образу Божиему». Переводчики на русский язык использовали масаретский текст, а в еврейском языке понятия «образ» и «подобие» тождественны. 3. Ответ нашел в книге о. Вадима «Основы православной антропологии»: «На наш взгляд, вполне оправданным выглядит предложение называть личное преступление праотцев термином «прародительский грех», а наследуемое греховное состояние термином «первородный грех». Но для подобной терминологической определенности требуется принятие этих терминов в церковной среде в данном значении, на что требуется время и общее согласие». По-моему, в лекции он так и старался употреблять эти термины.
Читательница (Подмосковье) 14 февраля 2015, 22:00
Спасибо за лекцию. Как всегда, замечательная лекция. Но у непонятливого (или слишком придирчивого) )) слушателя есть вопросы: 1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- ??? Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца - счастье. Синоним «счастья» - благодать. Но благодать не есть сам Бог. 2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ): Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос - как это понимать? 3. Не понимаю, почему в современном богословии считается нормой отождествление понятий «первородный грех» и «последствия первородного греха» (в конце лекции). Первородный грех – это личный грех прародителей, а последствия – это повреждение природы, разрыв с Богом и т.д.
Людмила14 февраля 2015, 00:00
Глубокоуважаемый о.Вадим Огромное спасибо за лекцию. Не хватает времени поднимать всю духовную литературу великих мыслителей.а ваши лекции помогают понять очень важные для жизни человека и непростые вопросы в доступной для понимания форме на очень высоком интеллектуальном уровне с использованием цитат из трудов великих людей Ещё раз спасибо
Татьяна Органова13 февраля 2015, 23:00
Как всегда прослушала лекцию о. Вадима на одном дыхании. Готова была слушать еще и еще. Как горько сознавать, что мы потеряли в результате грехопадения. Как тяжело хоть что-то восстановить. Господи, помоги нам, грешным.
р.Б. Димитрий12 февраля 2015, 00:00
На видео с вопросами на 25:47 спрашивают "формулу, по которой дьявол и по сей день искушает человека на грех"? Мне кажется, эта формула такая - растлить (вызвать желание), распочать (подтолкнуть к первому разу), приучить (вызвать зависимость). В эту формулу вписываются очень многие греховные зависимости.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке