Лекция 20. Грехопадение первых людей и его последствия

Православные просветительские курсы

20 лекция «Грехопадение первых людей и его последствия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru Протоиерей Вадим Леонов. Фото: Православие.Ru
    

Лекция посвящена православному учению о причинах и этапах грехопадения, а также его последствиям для всего человечества.


Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1:14:59)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 35:32)

Протоиерей Вадим Леонов

11 февраля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
4 марта состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Праведный Иоанн Кронштадтский» 4 марта состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Праведный Иоанн Кронштадтский» 4 марта состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Праведный Иоанн Кронштадтский» 4 марта состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Праведный Иоанн Кронштадтский»
Седьмая встреча состоится 4 марта. Тема встречи: «Праведный Иоанн Кронштадтский». Жизнь святого Иоанна, служение милосердия. «Моя жизнь во Христе» – дневники святого Иоанна. Учение о молитве и борьбе со страстями. Частое Причащение Святых Христовых Тайн.
Встреча шестая. Опыт духовной жизни митр. Вениамина (Федченкова) Встреча шестая. Опыт духовной жизни митр. Вениамина (Федченкова)
Священник Алексей Забелин
Встреча шестая. Опыт духовной жизни митр. Вениамина (Федченкова) Встреча шестая. Опыт духовной жизни митрополита Вениамина (Федченкова)
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Священник Алексей Забелин
Подвиг жизни митрополита. Духовные наставления. Отношение к богослужению, разъяснение важности богослужения. О Промысле Божием (дневники). Жизнь в Псково-Печерском монастыре.
Встреча пятая. Опыт духовной жизни святителя Феофана Затворника Встреча пятая. Опыт духовной жизни святителя Феофана Затворника
Иером. Ириней (Пиковский)
Встреча пятая. Опыт духовной жизни святителя Феофана Затворника Встреча пятая. Опыт духовной жизни святителя Феофана Затворника
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Основные этапы «Пути ко спасению». Богообщение как цель христианской жизни. Понятие о молитве у святителя Феофана Затворника.
25 февраля состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Митрополит Вениамин (Федченков)» 25 февраля состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Митрополит Вениамин (Федченков)» 25 февраля состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Митрополит Вениамин (Федченков)» 25 февраля состоится встреча в рамках Просветительских курсов: «Митрополит Вениамин (Федченков)»
Тема встречи: «Митрополит Вениамин (Федченков)». Подвиг жизни. Духовные наставления. Отношение к богослужению, разъяснение важности богослужения. О промысле Божием (дневники). Жизнь в Псково-Печерском монастыре.
Опыт духовной жизни праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых Опыт духовной жизни праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых
Иером. Афанасий (Дерюгин)
Опыт духовной жизни праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых Встреча четвертая. Опыт духовной жизни праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Жизнь и подвиг святого Алексия Мечёва. Семейная жизнь святых. Наставления праведного Алексия о молитве и духовной жизни. Подвиг священномученика Сергия Мечёва.
Встреча третья. Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) Встреча третья. Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)
Прот. Андрей Овчинников
Встреча третья. Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) Встреча третья. Опыт духовной жизни святителя Игнатия (Брянчанинова)
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Протоиерей Андрей Овчинников
Жизнь святителя. Аскетика, проблема взаимоотношений духовника и его чад, отношение к миру. Евангельские заповеди как основа христианской жизни. Святоотеческое учение о страстях и его приложение к современной жизни.
Встреча вторая. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского Встреча вторая. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского
Иером. Андроник (Пантак)
Встреча вторая. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского Встреча вторая. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Иеромонах Андроник (Пантак)
Подвиг жизни преподобного Серафима Саровского. Наставления о молитве. О стяжании Святого Духа – «Спасись сам и тысячи спасутся вокруг тебя». О чтении Евангелия.
Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовное наставничество как необходимая часть христианской жизни. Оптинское старчество и его значение для Руси. Советы Оптинских старцев живущим в миру.
Лекция 12. Вера в будущую жизнь Лекция 12. Вера в будущую жизнь
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 12. Вера в будущую жизнь Лекция 12. Вера в будущую жизнь
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что такое «муки грешников» и «блаженство праведников»? Почему и то, и другое будет вечным? Как милосердный Бог допустит вечные мучения? Чем люди будут заниматься в Царстве Божием?
Комментарии
Ника11 августа 2017, 16:44
Лекция очень понравилась! Спаси Господи!
владимир29 декабря 2015, 17:43
Первородный грех - это , условно говоря, некая "печать" на природе человека, передающаяся от прародителей при рождении, которая смывается в воде крещения.
Алексей Садаков25 ноября 2015, 04:51
Помоги нам Господи!!!
Марина12 марта 2015, 21:23
Здравствуйте! Как правильно это придумали -выкладывать видео лекции! Очень многое становится понятней и ближе! Спасибо огромное всем авторам лекций! Но, остался ещё вопрос (заранее прошу простить мне невежество моё, но как-то пока не складывается): после изгнания из Рая, на земле только два человека Мужчина и Женщина. Потом ещё два их сына, из которых старший убивает младшего. А кто же стал женой Каина, где он её взял? И все другие люди все же откуда? Ведь как ни крути, а без женщины в процессе деторождения никак не обойтись.
Зинаида 4 марта 2015, 19:32
Спаси Господи!!! Бог вам в помощь очень нужные и полезные для души лекции и много открывается набираешься опыта и навыков как жить .Всем мира и многие лета вам за эту работу которую вы несете в мир за свет за доброту.
р.б. Анфиса28 февраля 2015, 00:05
Храни вас всех Господь!Ваш труд - ОГРОМНОЕ благо!

Изучаю ваши лекции каждую неделю, но эту лекцию дважды за вечер просмотрела, до сих пор под впечатлением!
Отец Вадим, многая лета вам и всем пастырям Христовым! Мы молимся за вас!
Елена18 февраля 2015, 19:22
Уважаемый о.Вадим, все Ваши лекции очень вразумительны, а последняя разъяснила истоки греховности в человеке и смысл его жизни. Благодарю Вас, мне это очень важно!
Читательница (Подмосковье) 18 февраля 2015, 10:27
Петру Диброву

Да, экономическая теория – наука бездуховная, законы её противоречат замыслу Божиему. Удивляться не приходится: все теоретики экономики, заложившие её базис как науки, не были православными. Один из методов экономической теории – диалектико-материалистический.) Но не буду склоняться в экскурс: сайт не экономический. Прошу редакцию меня извинить.
Петр Дибров17 февраля 2015, 23:15
Читательнице (Подмосковье)
Вы предлагаете неожиданный ракурс: объективное благо, как экономическая категория.
Попробую порассуждать. С богословской точки зрения таким благом является осуществление замысла Божия. Если человек способен познать замысел Божий в экономической сфере, то он способен поставить благую экономическую цель. Если же он способен и достигнуть ее, то тем самым осуществил истинное благо. Слово «экономика» переводится как «домостроительство» - в богословском понимании - это устроение и преображение мира в соответствии с замыслом Бога. Подозреваю только, что такая экономическая теория приведет не к развитию, а к сжатию современного экономического производства, которое нацелено не на обслуживание человеческой природы (потребности которой малы), но греховных страстей (которых бескрайнее море). В примере с покупкой сигарет ясно, что их покупка противоречит замыслу Божию о человеке, а значит, духовно-экономически не обоснована и не может быть объективным благом.
Читательница (Подмосковье) 17 февраля 2015, 12:12
Петру Диброву

Спасибо за внимание к моим вопросам и просветление моего ума.)
Несколько слов по поводу понятия «благо». Если говорить о благе как богословской категории, то оно, конечно, объективно. Только восприятие этого Блага субъективно. Для богоненавистника Бог (в его субъективном восприятии) не является благом, для него Он – антиблаго (уместно вспомнить и мучения грешников в аду как реакцию на Свет). А вот правомерно ли говорить об объективности блага, например, как экономической категории… Здесь нужно четко разграничивать понятия самого блага и его полезности. Для одного человека благо – купить пачку сигарет и выкурить её, для другого это – антиблаго. По-моему, у кого-то из философов есть понятие субъективного блага.

Петр Дибров16 февраля 2015, 23:57
Спасибо за лекцию. Дерзну предложить свои варианты ответов на вопросы Читательницы (Подмосковье):
1. Синоним «счастья» - это благо. Различие лишь в том, что «счастье» – это субъективное понятие, а «благо» – объективное. У человека неповрежденного эти понятия должны совпадать. Высшее Благо – это Бог. Поэтому стремление каждого человека к счастью – это по сути осознанное или неосознанное стремление к Благу-Богу. Отсюда и следует, что «Счастье – одно из названий Бога». Понятно, что о. Вадим, говоря о счастье как именовании Бога, имел в виду не формальное употребление терминов, а суть человеческих стремлений.
2. Недоумение с Быт. 5:1 можно разрешить, если обратиться к греческому тексту Библии. Там стоит слово «икона», т.е. «образ». В этом плане более точным является перевод славянской Библии: «по образу Божиему». Переводчики на русский язык использовали масаретский текст, а в еврейском языке понятия «образ» и «подобие» тождественны.
3. Ответ нашел в книге о. Вадима «Основы православной антропологии»: «На наш взгляд, вполне оправданным выглядит предложение называть личное преступление праотцев термином «прародительский грех», а наследуемое греховное состояние термином «первородный грех». Но для подобной терминологической определенности требуется принятие этих терминов в церковной среде в данном значении, на что требуется время и общее согласие». По-моему, в лекции он так и старался употреблять эти термины.
Читательница (Подмосковье) 14 февраля 2015, 22:17
Спасибо за лекцию. Как всегда, замечательная лекция. Но у непонятливого (или слишком придирчивого) )) слушателя есть вопросы:
1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- ???
Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца - счастье. Синоним «счастья» - благодать. Но благодать не есть сам Бог.
2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ):
Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос - как это понимать?
3. Не понимаю, почему в современном богословии считается нормой отождествление понятий «первородный грех» и «последствия первородного греха» (в конце лекции). Первородный грех – это личный грех прародителей, а последствия – это повреждение природы, разрыв с Богом и т.д.

Людмила14 февраля 2015, 00:01
Глубокоуважаемый о.Вадим
Огромное спасибо за лекцию.
Не хватает времени поднимать всю духовную литературу великих мыслителей.а ваши лекции помогают понять очень важные для жизни человека и непростые вопросы в доступной для понимания форме на очень высоком интеллектуальном уровне
с использованием цитат из трудов великих людей
Ещё раз спасибо















Татьяна Органова13 февраля 2015, 23:44
Как всегда прослушала лекцию о. Вадима на одном дыхании. Готова была слушать еще и еще.
Как горько сознавать, что мы потеряли в результате грехопадения. Как тяжело хоть что-то восстановить.
Господи, помоги нам, грешным.
р.Б. Димитрий12 февраля 2015, 00:27
На видео с вопросами на 25:47 спрашивают "формулу, по которой дьявол и по сей день искушает человека на грех"?

Мне кажется, эта формула такая - растлить (вызвать желание), распочать (подтолкнуть к первому разу), приучить (вызвать зависимость). В эту формулу вписываются очень многие греховные зависимости.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×