Каждый христианин должен ознакомиться с документом «Об участии верных в Евхаристии»

О принятом недавно членами Архиерейского Совещания РПЦ доктринальном документе «Об участии верных в Евхаристии» — глава Информационного отдела УПЦ епископ Климент (Вечеря).

    

— Данный документ является плодом очень длительной и скрупулезной работы в рамках Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Изначально проект документа обсуждался не только в специализированных комиссиях, но и в открытом пространстве Интернет. Благодаря сайту Межсоборного присутствия каждый мог высказаться по поводу тех или иных пунктов.

История подготовки этого документа была очень сложной. Было разработано несколько его версий перед тем, как он подошел для обсуждения на пленуме Межсоборного присутствия.

Общая для всех приходов практика подготовки

Можно с уверенностью сказать, что тот текст, который был принят членами Межсоборного присутствия и потом членами Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, является результатом консенсуса между разными традициями, существующими сегодня в нашей Церкви на различных приходах.

Задача данного документа состоит в том, чтобы выработать одну, общую для всех приходов, практику подготовки к самому важному таинству, которым является Евхаристия.

Эта задача была продиктована тем обстоятельством, что зачастую на разных приходах даже в одном городе бытуют разные мнения о том, как нужно готовиться к Причастию. Прихожане одних храмов осуждают практики, которые есть в других храмах, и это вызывает некоторые недоумения. Для того, чтобы нормировать практику подготовки к Причастию, и был разработан такой концептуальный документ, который на сегодня является одним из доктринальных документов РПЦ.

Послабления только по благословению духовника

В нем есть несколько разделов, которые посвящены различным обстоятельствам подготовки и участия человека в таинстве Евхаристии.

Следует заметить, что основные дискуссии, которые вызвал данный документ, были связаны с тем, что традиции РПЦ в отношении подготовки к Причастию зачастую отличаются от других, в частности, Греческих Православных Церквей. Это касается молитвенного правила, поста перед Причастием, обязательной необходимости – исповеди.

В результате был составлен текст, цель которого – сохранить самое лучшее, что есть в традициях РПЦ в отношении святой Литургии. Документ говорит о том, что подготовка к Причастию состоит из молитвенного правила, из поста и очищения души в таинстве покаяния. В различных случаях, связанных с особыми обстоятельствами в жизни человека, таких как болезнь, служба в армии, или обстоятельства, связанные с работой или учебой, особенности подготовки к Причастию могут быть изменены, но эти изменения должны быть восприняты христианином не спонтанно, а по благословению духовника.

Причины недопущения к Таинству – ненависть и т.н. «блудное сожительство»

Особый раздел документа посвящен тем причинам, по которым христианин не может быть допущен к таинству Причастия. Эти причины сегодня мне кажутся очень актуальными. Согласно каноническим правилам и Священному Писанию, к Причастию не может быть допущен тот человек, который находится в состоянии злобы или ненависти. Это может стать одним из важных препятствий для принятия Святых Христовых Таин.

Особое внимание было уделено препятствию для Причастия в отношении тех людей, которые находятся в состоянии т.н. «блудного сожительства». Иными словами, как это стало сейчас модно называть, «гражданского брака». Имеются в виду те семейные пары, которые, называя себя православными христианами, живут в совместном браке, не зарегистрированном государством и без благословения на этот брак у Церкви в таинстве венчания. Таким людям возбраняется приходить к таинству Причастия до получения церковного благословения на совместную жизнь.

В случае, если одна из сторон желает совершить таинство венчания, а другая препятствует ей, то такая особа к таинству может быть допущена, а тот, кто препятствует браку, не будет допускаться к Евхаристии.

Подготовка к Причастию детей

Очень важный раздел документа посвящен подготовке к причастию детей. В нем сказано, что и священники, и родители, и крестные родители должны учитывать особенности возраста и воцерковленности ребенка. Однако следует прикладывать максимальную заботу для того, чтобы ребенок с детского возраста получил навыки молитвы, навыки воздержания и навыки благоговения к Святым Христовым Таинам.

Каждый священнослужитель и каждый христианин должен ознакомиться с его текстом

Данный документ уже получил широкую огласку и опубликован на официальных церковных ресурсах. Каждый священнослужитель и каждый христианин должен ознакомиться с его текстом, изучить и использовать в практике своей духовной жизни, а священники – в пастырской практике.

Поскольку доктринальные документы имеют особое значение в первую очередь для священнослужителей, правящие архиереи должны проявить заботу о том, чтобы каждый священнослужитель в своем пастырстве руководствовался именно теми нормами, которые предлагает документ «Об участии христиан в Евхаристии».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Сергий17 февраля 2015, 22:25
Внимательно прочитал. Важный и нужный документ и своевременный. Полагаю, важно помнить, что есть канон, а что традиция. Но и в отношении традиций желателен здоровый консерватизм, иначе христиане воспротивятся. Можно, конечно, вернуться к традиции петь Символ веры один раз в год в страстную пятницу, но это будет не правильно. Можно отказаться от тайных молитв священника у алтаря на литургии. Раньше же их не было? Но, раньше не было случаев, когда кто-либо из верных не причащался. Впрочем, к этому документ и не призывает. Сложный вопрос по младенцам. Где грань возраста? Внуку почти 5 лет. Каждое воскресенье (за редким исключением) уже 2 года он причащается. Я столько не причащался за 62 года. Последнее время козлить начал: "Не пойду в храм!". Попробую приучать к причастию без завтрака, благо Великий пост близко, а личный пример наилучший. Стараемся быть в храме на чтении Евангелия, но не всегда успеваем. После причастия внук один из детей стоит на благодарственной молитве, хотя детей причащается много. Стараюсь, чтобы запомнил, что причастия без благодарения не бывает. Но и мамочек с тремя детьми не могу осуждать. Приведут детей к "Отче наш" и уведут сразу после причастия, и достаточно с них.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×