Достоин ли я доброго обращения?

Мысли о смирении, терпении и любви

Довольно часто нас раздражают, а то и, откровенно говоря, бесят люди, не проявляющие к нам, как нам кажется, должного почтения или уважения. Например, обращаются к нам холодно, «с металлом в голосе», а то и явно высокомерно, заносчиво. Такое обращение мы еще можем, скрепя сердце, перетерпеть от начальника, от которого зависим. Нам неприятно, но куда деваться – не мы выбираем себе начальников, а наоборот. Приходится терпеть.

Другое дело, если такое позволяет себе «ровня», то есть равные нам по статусу. Тут уж есть повод конкретно взъерепениться, растопыриться и поставить этого человека на место. Как же! Как он (она) смел (а) со мной так обращаться!? Какой тон!? Какие амбиции!? Вот я ему!

Что стоит за осуждением?

Даже если вслух ничего не сказать, не обжечь гордеца ответной желчью, грех остается грехом. Что за грех? Первое – гордость. Второе – осуждение, которое порождает гордость. Почему мы так остро реагируем на неподобающее обращение с нами? Потому что высоко ценим себя, видим себя с самых лучших сторон. Следовательно, ожидаем подобающего этой внутренней самооценке отношения и от окружающих. Когда же оное не следует, раскаляемся обидой и праведным, как нам кажется, гневом.

Возношение душит Бога в душе человека

Если же есть в нас хоть капелька веры, то есть желание быть похожими на Христа, то мы должны понимать, что подобное душевное устроение уводит нас в противоположную от Спасителя сторону. Люцифер был светлейшим из ангелов света, но за свою гордость, желание быть «ровней» Богу, был низринут с небес и стал сатаною, врагом рода человеческого. Потому «Бог гордым противится», что гордость уподобляет нас лукавому, а еще потому, что гордому Он, Бог, не нужен. Девиз гордого: «Я сам». Возношение душит Бога в душе человека. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), все люди горды в той или иной степени. Гордость – первопричина всех войн, всех конфликтов, убийств, вражды, злобы, нестроений, разногласий, расколов. Все это «добро» вылезает наружу, когда один человек не хочет уступить другому. Когда каждый ждет от другого «подобающего», то есть «снизу вверх», отношения к себе.

Победа духа, твердость веры, сила любви

Истинное смирение – это победа духа, твердость веры, сила любви и доверия к Богу и ближним

Нам же нужно изо всех оставшихся сил учиться смирению – добродетели, противоположной гордости. Христос, Бог наш, есть высший Идеал смирения. Смирение – это не человекоугодие, не лебезение перед другими, как многие думают, не признак слабости, робости, безудачливости. Нет! Истинное смирение – это победа духа, твердость веры, сила любви и доверия к Богу и ближним. Все святые отцы говорят, что в Царство Небесное можно войти, только стяжав эту прекрасную добродетель – христианское смирение.

Не будем отвечать ударом на удар, а крепко задумаемся: а достойны ли мы доброго обращения?

А потому будем относиться ко всем, обращающимся к нам, со смирением. Как же это? А так: слышим заносчивые, высокомерные нотки в голосе собеседника, тормознем свое раздражение, надев на него узду смирения. Будем со спокойным сердцем слушать резкие, может, речи. Не будем отвечать ударом на удар, а крепко задумаемся: а достойны ли мы доброго обращения? Представим, что к нам обращается Сам Христос, с любовью, но твердо Он нас обличает в чем-то. А что, нас не за что обличать? Да на нас грехов как репьев, страсти кипят в душе, мысли грязненькие да вонюченькие. Нас с лица земли давно нужно было бы стереть, а Господь нас терпит, да еще вразумляет.

Наши обидчики – бесплатные учителя смирения

Вот как, мне думается, нужно относиться к своим обвинителям, ко всем, кто с нами «неподобающе» разговаривает или ведет себя. Не злейших врагов нужно видеть в них, а своих лучших друзей, бесплатных учителей смирения. О! Я достоин такого со мной обращения! Кто я такой, чтобы меня согревать и покоить? Мне холодный душ нужен, по мне плетка плачет за мои беззакония. А все, что мне по высшей справедливости достается, так это колкие, холодные, пусть и высокомерные слова оппонента. Да мне в ножки ему кланяться нужно, целовать ему руки, что он меня уму-разуму учит. Вот оно, начало смирения.

    

Если себя на такой лад настроить, то и осуждение само собой куда-то уйдет. Потому что ты будешь другого человека принимать с любовью, с покорностью воле Божьей, Который тебе этого человека послал, чтобы тебя с небес на землю спустить, чтобы ты не заносился и не мнил себя великим праведником, на которого при жизни все должны молиться. Основная причина осуждения – заочное видение других хуже себя, повинных в каких-то немыслимых грехах, тебе, само собой, «неведомых». То есть все опять упирается в гордыню.

Оправдай оппонента!

А нужно так себя настраивать: я – хуже всех, или хотя бы хуже вот этого человека, который меня в чем-то обличает. Нужно видеть его хорошим, прекрасным человеком, обладающим качествами, до которых тебе далеко-далеко. Второе – любому негативу со стороны оппонента в отношении тебя нужно находить оправдания. Например, человек с тобой холодно по телефону поговорил, может, даже огрызался на твои вопросы. Первая мысль, конечно, от лукавого, – как он заносчиво со мной поговорил! А ты подумай по-другому: человек просто болен, ему физически трудно говорить, он спал 3 часа всего, у него драма личная, ему не до кого, а тут с тобой нужно разговаривать. Как часто бывает, что подобные предположения, как потом выясняется, оказываются реальностью. А мы человека за глаза чуть не обвинили во всех тяжких.

    

Родственно осуждению и недоверие людям. Нам трудно поверить, что человеком движут высокие порывы, а если у него плохое настроение, то это минутная слабость, которую правильнее будет человеку простить. Вот прощать-то мы как раз не умеем или умеем, но со скрипом и массой «условий». Но это – тема другого разговора.

Поэтому давайте не будем ворчать и обижаться на «неподобающее обращение». Лучше думать так: «Я заслужил такое обращение». И мысленно кланяться за урок смирения оппоненту. А тот, видя, что его усилия не приносят плода, сам смягчиться, потеплеет. Сколько примеров есть настоящей дружбы, возникшей между некогда непримиримыми собеседниками после того, как один из них уступил и смирился. Почему бы этим «одним» не быть мне?

Артемий Слезкин

20 февраля 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Как перетерпеть обиды Как перетерпеть обиды
Валерий Духанин
Как перетерпеть обиды «Пережевывая их, мы изъедаем сами себя»
Как перетерпеть обиды
Валерий Духанин
Обиды часто провоцируются нашей мнительностью. Мы сами надумываем себе то, что начинает обижать нас в отношении наших ближних. И даже малую оплошность ближнего мы способны раздуть до невероятных размеров.
Обида,
или Кому и зачем нужно прощение
Обида,
или Кому и зачем нужно прощение

Александр Ткаченко
Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)?
Психология обиды Психология обиды
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами то- го не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают се- бя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает прежде всего себя.
Комментарии
Е.В.22 февраля 2015, 21:00
"Помни, что дозволение свободно обращаться с собою рождает пренебрежение" А.В.Суворов ... и, осмелюсь предположить, может навредить человеку. привыкшему с пренебрежением относиться к другим. Научение смирению - в моем преклонном возрасте - мне понятнее немного другое: когда тебя унижают (иногда намеренно, часто люди тобой не уважаемые), в душе все равно переживаешь обиду, но если вспомнить, что ты сам позволил в прошлом кого-то обидеть или унизить - пусть даже нечаянно, по молодости, по неразумию, будучи в плохом настроении - и чувствуешь раскаяние за свой поступок, то можно, выслушав резкое, раздраженное, высокомерное обращение, представить себе, что у тебя есть возможность своим смирением как бы заплатить за обиды, нанесенные когда-то другим, поставив себя на место обиженных тобой, и это как будто уменьшит твой грех. Ведь лучше заплатить за свои прошлые ошибки и грехи - на этом свете, в этой жизни, чем в будущей. Тогда действительно уходит чувство обиды, и легче если не благодарить за нанесенную тебе обиду, то, по крайней мере, простить и простить с легким сердцем.
раба божья Марина22 февраля 2015, 14:00
Присоединяюсь, СЛАВА, СЛАВА БОГУ, всех поздравляю с прощенным воскресеньем и началом Великого поста, Помоги Господи мне и всем кто ищет - направить свои мысли на смирение, терпение и любовь. Ангела-хранителя в этом трудном для познания себя, труде.
Инна22 февраля 2015, 01:00
А чувство собственного достоинства это тоже гордыня? Если в открытую оскорбляют и издеваются, уходить как побитая собака? А как же та самая закомплексованность? Где грань между всеми этими вещами? постоянное самоукорение и самоуничижение не приведёт ли к отчаянию?
Андрей Федоров21 февраля 2015, 21:00
Святой Апостол Павел нам заповедал быть душой смиренными,но разумом как змеи премудрыми. Смиренный ведь не дурак,если он не юродивый,что особое послушание,подвиг. Дураками быть нам не заповедано. Да и хамам отпор надо давать.
Арина21 февраля 2015, 10:00
Мне кажется, оппонент не нуждается в оправдании. Попытка оправдания с нашей стороны тупиковый путь. Однажды не получится сделать это, не хватит "хорошести", чтобы выбрать для себя удовлетворительные аргументы, и все рухнет. Рухнет, еще и потому что оправдание другого на самом деле скрытая попытка самовозвышения.
Светлана Мельникова21 февраля 2015, 09:00
Слава Богу за все. очень вовремя. Спаси нас всех, Господь, Тебе же веси путями!
Владимир Паданин20 февраля 2015, 19:00
Благодарю тебя Боже,что направил меня грешного по стопам праведным.Спасибо автору Артемию за его статью.Спаси и сохрани нас Господи,от греха и пакостей.Спасибо Богу за все!!!раб Божий Владимир.
Гость20 февраля 2015, 19:00
Да пожалуй... Некоторые древние отцы говорят, что всегда нам есть, за что пострадать. Если тебя сейчас обижают, как кажется, невинно, значит, раньше провинился и нагрешил, лучше принять, не роптать и стараться видеть, что всё это от Бога. "Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, - От Меня это было." (Преп. Серафим Вырицкий. "От Меня это было"). Другое дело, что в критические моменты можно об этом забыть и начать обижаться. Легко сказать, да трудно сделать!
Александра Красновид20 февраля 2015, 15:00
Главное и в самоуничижении знать меру и свои силы. Иначе можно нажить себе психическое заболевание. Не все гадости в себе мы можем осознать и принять, оставшись при этом в здравом уме.
Татиана20 февраля 2015, 14:00
Спасибо большое за статью! А как понимать такую ситуацию. У нас была невестка с тяжелым характером, всегда выше всех возносилась и нас в открытую поносила. Мы старались по-христиански смиряться и терпеть, в первую очередь винили во всем себя, ее выгораживали и старались «покрывать любовью». Десять лет это длилось, и закончилось разводом. После этого узнали о себе ещё больше нелицеприятного. Как будто спали розовые очки и оказалось, что вся их семья с нас глумилась, за дурачков считала, только и смотрела, что можно «урвать». И вот вопрос: может быть лучше было не давать с собой так обращаться? Неужели Господу нужно такое смирение? Где заканчивается смирение и начинается глумление над собой?
Мария20 февраля 2015, 14:00
Человек - образ Божий, а потому абсолютно любой человек достоин доброго обращения.
Павел20 февраля 2015, 13:00
Всё правильно, кроме того, что в статье отсутствует упоминание тех случаев, когда какой-нибудь мошенник умело пользуется чужим смирением, намеренно осуждает человека для этой цели. Очень трудно смириться, например, перед преступником, нельзя требовать в таком случае от мирянина смирения, какое было у святых. Я сам угодил сейчас именно в такую ситуацию, один человек ради того, чтобы регулярно получать с меня деньги "на халяву", выставил себя в моих глазах обличителем моих пороков на манер какого-нибудь сектанта, а меня - ничтожеством. Теперь боюсь и думаю, как бы НЕ смиряться, если этот мошенник появится вновь и запоет опять в свою дудку. Выходит, у смирения тоже есть границы? Я понимаю - для меня есть, например, уроки моего духовника, который не упустит случая для разноса в адрес любого. Статья именно об этом. Разнос почти всегда идет на пользу разносимому. Но надо же еще сказать, что бывают случаи, когда нельзя смиряться, что есть, в конце концов, банальные преступления! Не потому ли смирение почти забыто в миру, что преступность 90-х гг., в том числе, например, сектантство, нагнали на нас всех такой страх, что мы подозреваем каждого встречного в том, что он начнет пользоваться нами в своих интересах, обличая наши недостатки? Или же это следствие грандиозного обмана под названием коммунизм, перед которым многие и я в том числе проявляли настоящее лжесмирение и угодничество?
Екатерина20 февраля 2015, 12:00
Спаси, Господь! Очень верные слова и как раз вовремя.
Юлия20 февраля 2015, 11:00
Спасибо. Очень точная, поучительная статья, как все просто, но как же это трудно... Спаси, Господи!
ТаняСем20 февраля 2015, 11:00
Боже,как вовремя для меня лично эти слова!!!Прочитала и прям себя как в зеркале увидела,даже не думала,что это ТАААКАААЯ ГОРДЫНЯ во мне прет,что ужас какой-то...Мне всегда было противно слушать,как человек "размазывает" буквально меня по столу,а на следующий день возносит до небес,а потом опять "размазывает" и так не только меня,но и других приближенных к нему людей,вот такие "качели"....причем этот человек когда-то был главным бухгалтером,а сейчас ушел на замство и то ли это такое самоутверждение за счет людей, то ли обида на весь мир-незнаю,но факт остается фактом... и вот эта статья прям холодный душ для меня!!! Низкий поклон автору,теперь буду стараться по другому относиться к этому и благодарить Господа за мое вразумление!!!! Слава Богу за все!!!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке