Духовная брань Великого поста

  

    

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха.

Святая Четыредесятница считается особым и самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани. Конечно, это не означает, что христианин должен ждать Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас каждый день должен быть и Четыредесятницей, и Воскресением, каждый день должен быть и Великой Пятницей, и Великой Субботой, и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и у нас бывают разные перемены и колебания в духовном состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные духовные напоминания: через дни памяти святых, через великие Господские и Богородичные праздники, посты, через Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас есть возможность духовно потрудиться в это благословенное время. Святая и великая Четыредесятница является особо благодатным временем, потому что вся Церковь, все находящиеся на этой земле православные христиане, все мы как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь во Христе.

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6, 2), — поем мы на вечерне в Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное, угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит именно об этом: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14), — говорит Христос.

Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие Божественной благодати, ибо это не человеческая брань. Духовный подвиг Великого поста — это не пищевая диета, которую мы соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы человек поборол грех и страсти, убивающие его душу, получил просвещение от Бога и таким образом стяжал Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и присутствие Божие.

Мы получаем друг у друга прощение, чтобы через прощение и покаяние Святой Дух Божий вошел в наше сердце, пребыл с нами, отверз наши очи и привел нас к осознанию своей греховности, дабы мы обратились к Богу и испросили отпущения наших грехов. Если вся эта брань не приведет нас к испрашиванию отпущения грехов, если она не приведет нас к благословенному состоянию покаяния, значит, эта брань не принесет никакого плода. Взращивает и очищает человеческую душу только покаяние.

Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы

Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы. Пост, бдения, множество служб, поклоны, стояния, чтения — все, что мы делаем в этот период, имеет своей целью умягчить наше сердце. Мы трудимся на этом поприще поста с большой решимостью, без робости. Тот, кто страшится, никогда ничего не достигнет: нерешительный человек не имеет части в Царствии Божием. Тот, кто страшится, полагает, что его духовные достижения зависят от его собственных сил, — забывает о силе Божией, забывает слова апостола Павла, который говорит: Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4, 13). Именно с таким настроем мы должны совершать духовный подвиг великой Четыредесятницы, «как львы, дышащие огнем», как говорит святитель Иоанн Златоуст. Подобно львам, испускающим пламя и дым, наполненным силой и стремительностью, — с такой же силой и мы должны духовно трудиться в благословенный период Великого поста. Мы не должны бояться, не должны робеть, не должны думать, что у нас ничего не получится. С нами Бог, и Он нас не оставит. Покажи Богу свое намерение — и получишь от Него силу совершить дело своего спасения.

Митрополит Афанасий Лимасольский Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. —320 с., илл. Митрополит Афанасий Лимасольский Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. —320 с., илл.
Но дело спасения не ограничивается только постом. Если у нас не получается поститься в соответствии с установлениями Церкви и мы по благословению своего духовного отца совершим снисхождение к нашей телесной болезни и слабости, то это не так страшно. Кто может помешать нам смиряться и каяться? Не нужно телесных сил, не нужно быть молодым, старым, сильным и зрелым, чтобы иметь смиренный дух, чтобы не осуждать, чтобы не грешить, чтобы сердце было сокрушенным и пребывало в благодати смирения. Все мы, молодые и старые, больные и здоровые, можем иметь эту благодать покаяния в сердце, рождающуюся из смирения. Это и есть наша цель.

Покажи Богу свое намерение — и получишь от Него силу совершить дело своего спасения

Именно этого хочет от нас Бог. Мы сможем этого достичь, если освободимся от уз страстей, от греха. Пост — вот первая ступень, ведущая нас к тому состоянию мужественности и храбрости, которое разрывает узы греха, чтобы нам впоследствии продолжать свою духовную брань с большим рвением и дерзновением. Нам нужно отбросить злобу, лукавство, все, что затмевает образ Божий, и главным образом стяжать святое смирение. Смиренный человек может каяться, может молиться, получать здоровье души и тела, в то время как гордый не может покаяться. Гордый человек не может понять, в каком состоянии он находится; ему кажется, что он не нуждается ни в Боге, ни в ком другом. Он никогда не ощущает свою вину, никогда не ощущает себя виноватым, что ему нужно попросить прощения у своего брата. Он считает, что всегда прав. В действительности он пребывает во тьме отсутствия Бога. Бог живет в сердцах грешных, но смиренных и кающихся. В гордом же человеке Бог никогда не живет, и никогда не дает ему благодать. Гордым людям Бог противится. Он — противник гордости и эгоизма. Так что давайте в это благословенное время решимся наряду с телесным подвигом поста принести еще более глубокое покаяние.

Постараемся обрести это благословенное и блаженное состояние покаяния, стяжаемое плачем перед Богом. Бог придет в наше сердце, чтобы утешить и возвестить нам о Своей любви и о нашем спасении.

Человек призван ощутить Бога как самый великий опыт своей жизни

В Церкви мы не живем ложными утопиями, мечтаниями и морализаторским благочестием. В Церкви мы познаем Бога. Бог здесь среди нас, и человек призван ощутить Бога как самый великий опыт своей жизни. Доказательством этому являются все те святые, которые ощущали присутствие Бога. Тогда мы будем по-настоящему детьми Божиими, детьми Церкви, будем действительно христианами, в которых воплотилось Евангелие и принесло плод, преобразив наше существо, сделав его храмом Святого Духа, избранным сосудом Божиим. Да сопутствует нам всегда эта благодать покаяния, особенно же в это благословенное время Святой, великой Четыредесятницы. Получая прощение друг у друга, попросим Бога Своей благодатью и силой Честного Креста благословить нас, покрыть нас, укрепить нас, чтобы с радостью, решимостью и великим мужеством, подобно бегунам на беговой дорожке, мы продолжили духовную брань святого поста и сподобились сладости присутствия Бога в наших сердцах. Православная Церковь всегда на первое место ставит любовь к Богу. Любовь означает личное отношение, личное соединение человека с Богом. Для достижения этой любви у нас есть богослужения, бдения, молитвы, коленопреклонения, умная молитва, молитва по четкам. Учение и Евангелие Христово — это инструменты и средства, приводящие нас ко Христу. Церковь говорит об одном Лице, о Христе, а не об идеалах. Когда мы поймем, что именно это Лицо является сердцем Церкви, ядром любви и нашего бытия, тогда мы многое поймем в Церкви. Церковь совершает брак между человеком и Христом. Песнопения, чтения и весь дух великой Четыредесятницы и Страстной недели бьют по сердцу человека, чтобы разрушить его черствость и бесчувствие, дабы оно обратилось к поиску любви Христовой.

Митрополит Лимасольский Афанасий

Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 149–156.

23 февраля 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
Слова напутствия священников Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Владислава Цыпина, Андрея Хвыля-Олинтера и Артемия Владимирова на Святую Четыредесятницу.
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
Игум. Нектарий (Морозов)
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
О духовном смысле поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост — замечательный скальпель, с помощью которого мы можем постараться отделить от себя то, что с нами срослось, но не является нашим.
О Великом посте вкратце О Великом посте вкратце О Великом посте вкратце Великий пост
Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Комментарии
Вадим 3 марта 2015, 09:00
Отче Афанасий,моли Бога о нас!
Фаина28 февраля 2015, 18:00
Господи, прости меня грешную.Даруй мне терпение, смирение! Господи, дай мне силы во время Великого Поста.Господи.услышь меня в покаянии не оставь меня.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно и во веки веков.Аминь.
раба Божия Ольга27 февраля 2015, 06:00
Господь укрепляет и это я почувствовала на себе .Слава Богу все 4 покаянных канона Андрея Критского в храме была.Наша вера мне душу целит!!!
р.б.Елена24 февраля 2015, 14:00
Прошу у Господа помощи и поддержки в дни Великого поста ибо без Него я не смогу нести все тяготы жизни и поста.Помоги,Господи,всем нам-нуждающимся,слабым духом и таким грешным!
Марина24 февраля 2015, 10:00
Господи, дай сил пройти достойно этот путь!Прости меня грешную. Всем желаю поститься постом приятным, встретить светлое Христово Воскресение с чистым сердцем. Дай Бог нам всем сил душевных и физических!Спаси господи!
Григорий24 февраля 2015, 06:00
Мы редко вспоминаем слова апостола Павла, которые православная Церковь устанавливает читать накануне вступления в Великий пост: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях." (Рим, 14: 1) Именно людей, которые под постом больше понимают соблюдение неких внешних установок Церкви, ограничений в потреблении пищи, апостол называет немощными в вере. Почему? Потому что наверное у таковых ещё не достаточно понимание того, что своими силами мы не можем спастись, пост - это не способ благорасположить к себе Бога, угодить Ему. Во-вторых, эти люди не понимают значение свободы, которую принёс в мир Господь Иисус Христос. Верующий человек внутренне свободен от внешних установок, предписаний, перечня каких либо правил, которые необходимо строго соблюдать. Потому что спасение - это Дар Божий, Его невозможно заслужить или достичь собственными силами. Главное условие - это духовное состояние сердца человека, нужно в дни поста задуматься прежде всего, есть ли в нём любовь, милосердие, сострадание, вера, решимость следовать Его заповедям и т. д.
Надежда24 февраля 2015, 06:00
Прости меня Господи.помоги мне Господи крест свой донести
Светлана23 февраля 2015, 18:00
Просто и понятно. Помоги всем, Господи, придти к покаянию.
евгений23 февраля 2015, 16:00
Отче Афанасие,моли Бога о нас,грешных.
лидия23 февраля 2015, 12:00
Очень хочу чтобы пост у меня был правельным.Помоги Господи и Прости!Очисти мои мысли и чусвства,и Дай мне душевное спокойствие.И Прости меня.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке