Добро пожаловаться

Помню, сетовал своему духовнику, ныне уже покойному, схиархимандриту Ионе на то, что помыслы бесовские одолевают порою так, что просто сил нет. И понимаю, что главным образом происходит это по моей же вине, потому что где-то когда-то раньше допустил в свою душу те или иные греховные помыслы, согласился с ними, усладился, побеседовал с расположением, а там уже пошло-поехало… И неважно, что далек был тогда от веры и толком не понимал, что происходит. Просто законы духовной жизни неумолимы, и действуют они, уж поверьте, куда точнее и неотвратимее, чем законы человеческие. И посеянные врагом при нашем добровольном содействии плевелы, увы, рано или поздно дают свои всходы, бороться с которыми бывает ох как не просто. Словом, плакался я батюшке на бурю помыслов, а он так горестно руки воздел и говорит: «А ты жалуйся на них Богу!» И всё. Вот так просто. И как-то все вопросы сразу отпали…

Главная причина нашего омрачения от нашествия помыслов состоит в том, что мы сознательно или бессознательно вступаем в связь с ними

Потому что главная причина нашего омрачения от нашествия помыслов зачастую состоит в том, что мы сознательно или бессознательно вступаем в связь с ними. Бессознательно – те, кто не следит за своей духовной жизнью, за состоянием своего сердца, по рассеянности, а сознательно – те, кто уже одержим страстью, и служит ей самозабвенно и добровольно. Но есть и ещё один вид общения с бесами, по виду «благочестивый», а на деле опасный – это когда мы начинаем с бесами неистово бороться.

Вот здесь нам надо задержаться на минутку, чтобы разобраться, о чем идёт речь. А речь идет о том, что мы, иногда полагая, что противостоим бесам и боремся с ними, на самом деле делаем ровно то, что им нужно, то есть отдаем им всецело и без остатка всё своё внимание, пусть даже и с «отрицательным», как нам кажется, зарядом. Послушаем, что говорит о такой опасности преподобный Исаак Сирин: «Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними» (Добротолюбие, т. 2, стр. 661; §55).

Более того, бесы, оказывается, ищут брани с нами именно потому, что главная их задача – отвлечь нас от Бога и запутать ложным представлением «благочестивой борьбы», в которой они на самом деле попросту потешаются, издеваются над нами, играют как кошка с мышкой. Потому что человек, самочинно выступающий на брань с бесами, становится в их руках игрушкой и легкой добычей.

Человек так втягивается в эту «благочестивую брань», что во всём видит только происки бесовские, становится суров и жесток, склонен к гневу и осуждению

Да ещё и в борьбе этой может незаметно выпестоваться в нас такая тонкая гордыня и тщеславие: вот, мол, какой я всё-таки борец несокрушимый и стойкий, помоги мне, Господи!.. Но Господь помогает (и это важно понять) только тем, кто подвизается законно, а самочинное и безрассудное воительство может очень даже легко оставить нас вовсе без Божьего благословения. Больше того, человек так втягивается в эту «благочестивую брань», что во всём и везде видит одни только происки бесовские, становится суров и жесток, склонен к гневу и осуждению, объясняя и оправдывая это тем, что «мир во зле лежит» и он, добрый воин Христов, пребывает в лютой и праведной брани.

Фрагмент иконы "Лествица" Фрагмент иконы "Лествица"
Вот почему святые отцы единодушно говорят, что противоречие бесам и сознательная борьба с ними есть дело духовно опытных. А уж мы с вами вряд ли можем себя причислить к числу этих благословенных людей. К тому же, бесы ищут брани именно для того, чтобы отвлечь человека от молитвы, от Господа и под «благим» предлогом сделать его подозрительным, жестоким и злым. Впрочем, это утверждение вовсе не отвергает необходимости обличать и искоренять зло, но только призывает нас более пещись о прилежании Богу, нежели о самостийной борьбе со злом. Потому что и сама молитва тогда становится бесплодною, а точнее сказать, и вовсе перестаёт быть таковой, потому что цель молитвы – это приобщение свету, а без смирения это невозможно. И если человек одержим мраком по причине гордости, то и молитва его не является больше в полном смысле молитвой, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

Поэтому особенно важно нам уметь переключать внимание от общения с бесами, пусть даже неприязненного, к общению с Богом. Потому что именно «освящение наше» есть воля Божия, а не противоречие и борьба с чем бы то ни было. А освящение происходит только тогда, когда мы, отвращаясь от бесовских воздействий с презрением, всем умом, сердцем и душою, всем своим существом обращаемся к Богу. И молитвенное воздеяние рук в этом смысле очень символично, потому что означает оно исповедание совершенной своей беспомощности и всецелого предания себя в руки Божии.

Вот почему и другой святой, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Не прекословь борющему тебя помыслу, потому что враги сего желают и (видя прекословия) не перестают нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою и Он может не только отгнать, но и совершенно упразднить их». (Добротолюбие, т. 2. стр. 567, §32)

Назначение воли и твердости намерения состоит в том, чтобы предавать себя в руки Божии, несмотря ни на что и вопреки всему

Другое дело, что греховный прилог действует, как правило, не только через мысль, но и через некое духовное обстояние. Даже оторвавшись мыслью и обратившись ко Господу, бывает трудно оторваться от состояния некоего духовного одержания, которое особенно мучительно и которое более всего влечет к себе внимание человека, настолько, что он всё остальное престает замечать и осознавать. Вот здесь и важна та самая воля и твердость, о которой так много говорят всевозможные светские психологи, не то чтобы преувеличивая значение этих качеств, но зачастую придавая им неправильное значение и направление. Потому что назначение воли и твердости намерения состоит именно (и прежде всего) в том, чтобы предавать себя в руки Божии, несмотря ни на что и вопреки всему. И тогда уже, получив от Господа благословение, освященная воля и разум, все способности нашей души и тела начинают действовать правильно. То есть и воля, и твердость нашего намерения, будучи освящены Господом, помогают нам правильно служить Ему. Так и только так. А психология светская, оторвав эти наши способности от Бога, предлагает нам их каким-то образом воспитывать и укреплять, не понимая, что, укрепляя волю и то, что принято называть характером, без Бога человек сознательно и сам, по доброй воле пестует и укрепляет в себе гордыню и упрямство, способное не созидать, а разрушать полноту человеческой жизни.

При нападении помыслов, любых, греховных, сообразных восьми основным страстям с их подразделениями, человека обуревает зачастую совершенное смущение и растерянность. И к этому надо быть всегда готовым. То есть знать, что именно так действует враг рода человеческого. И первым долгом не теряться, не впадать в панику. Потому что паника – это как раз именно то, чего более всего хочет от нас враг. Но как бы ни было смутно, беспокойно и страшно, станем приводить себе на ум простые слова из Священного Писания и даже повторять их как молитву. Например, апостол Павел говорит в одном месте: «Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1: 7). Какие простые и вместе с тем исполненные духовной силы слова, способные утвердить человека в минуту духовной растерянности и страха! Или вот ещё замечательные слова: «Покоритесь Богу; противостаньте дьяволу и убежит от вас» (Иак. 4: 7). Заметим, что противостояние здесь именно предполагается в единении с Богом, поборающим всякую нечисть. Приведение на ум таких простых и сильных высказываний в трудные моменты нападения бесовского, помогают человеку укрепиться духовно и как бы установиться на твердом фундаменте для предстоящей молитвы. А дальше уж нужно предавать себя всецело в Божии руки и крепко «жаловаться» ему на досаждающих нам бесов. И Господь, любящий нас, обязательно оградит, заступит, очистит и освятит нашу душу и тело. Только нужно помнить, что освобождение это от обстояния бесовского случается не всегда сразу. Иногда нужно нам в этом своем обращении и жалобе Богу, в предстоянии Ему побыть, помучиться и потерпеть какое-то время от злобы бесовской. И даже зачастую именно так и бывает потому, что велика роль искушения, скорби и терпения. В искушении и скорби укрепляется наша вера и добрая воля, а значение терпения столь велико, что Сам Господь призывает нас к тому, чтобы мы «терпением нашим спасали души наши» (См. Лк. 21: 19). То есть даже если нападают на нас бесы, как волки мысленные, и мучают, и терзают человека в бесчисленных страстных помыслах, главное – отвергая их со всей решимостью в первый момент, в следующий миг отвращаться от них с презрением и всё внимание своей души, все силы обращать ко Господу, предстоять к Нему в крайнем напряжении и смирении.

Почти всякой буре греховных помыслов предшествует тайное или явное превозношение

Ещё одна очевидная причина усиления брани и нападения на нас тех или иных греховных помыслов, сообразных с одолевающими нас страстями – это наше превозношение, тщеславие и гордость. Так что можно даже сказать, что всякой почти буре греховных помыслов предшествует тайное или явное превозношение. Святые отцы так и говорят: «Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение» (Добротолюбие, т.2, стр. 732; §229). Таким образом – через нападения злых духов – Господь смиряет человека и напоминает ему об истинном его беспомощном и падшем состоянии. Поэтому первое, что нужно сделать, когда после молитвы и обращения к Богу брань немного поутихнет или совсем упразднится, – привести себе на память, где и когда мы превознеслись, хоть в малом чем, погордились или испытали надмение, осудили кого, а припомнив – от души исповедовать свой грех перед Господом и попросить от сердца прощения, не дожидаясь исповеди, потому что до исповеди, возможно, мы просто забудем то, в чём хотели покаяться. Поступая таким образом, мы не лишим себя и прощения, подаваемого в Таинстве исповеди, когда священник во время разрешительной молитвы говорит: «Господь и Бог наш Иисус Христос… да простит вся согрешения твоя», подразумевая и те прегрешения, которые хоть и не были названы на исповеди по забвению, но были покаянно исповеданы в сердце ранее.

Может подуматься кому-нибудь, что всё, о чём идет речь – это какое-то сугубо специфическое занятие, что называется, для «посвященных», в то время как простому человеку, христианину вовсе не надо об этом знать, а просто «жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение», как говаривал блаженной памяти преподобный старец Амвросий. Но вот в том-то и дело, что, призывая нас к такой простоте, батюшка предлагает нам всем сердцем, и всей душой, и всеми помышлениями своими приближаться и устремляться к Богу. И только от такого всецелого устремления и может объять нас, да и то не сразу, эта блаженная простота. А пока её нет – будем стремиться к стяжанию, приобретению её, внимательно наблюдая за внутренней нашей духовной жизнью, решительно отвергая от себя всякий греховный прилог и всецело обращаясь к Богу, прося у него со смирением защиты и помощи.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Давайте думать красиво Давайте думать красиво
Архим. Феофил (Пэрэян)
Давайте думать красиво Давайте думать красиво
Архимандрит Феофил (Пэрэян)
Фундамент духовной жизни – это помысл, поэтому главным в религиозной жизни является дисциплина ума. Кто невнимателен к помыслам, тот не может надеяться вести незапятнанную жизнь.
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
О грехах помышлением О грехах помышлением
Архимандрит Клеопа (Илие)
Видишь, как чисто в этой комнате? Пыли нет, грязи нет. Но если бы луч солнца проник сюда и мы встали бы в сторонке, то увидели бы миллионы микробов, кружащихся тут, и сколько тут пыли: «Ты посмотри, что тут оказалось в этой комнатушке!» Но пока не заглянул луч солнца, мы этого не видели.
Комментарии
Татьяна Соболь 6 апреля 2015, 14:00
спаси Господи за статью.меня одолевают страстные помыслы.я не знаю что значит жаловаться Господу.прошу совета.
Наталья22 марта 2015, 15:00
Спаси Бог, отец Димитрий!
Амир17 марта 2015, 09:00
Спаси Господи отец Дмитрий. Статья очень помогла мне. Благодарю.
Роман Круглицкий16 марта 2015, 13:00
Очень понятно написано, по святоотеческому наследию всё! Повторение-мать учения! Спаси Господи!
Евгений15 марта 2015, 19:00
Низкий Вам поклон, отец Димитрий! Вы как то писали о такой теме, как "ОДБ"(основы духовной безопасности) - по Вашей же терминологии. Очень - очень важна эта тема! И у Вас есть, по- видимому, глубокие познания в этой области.. Вот бы написать Вам, какой- нибудь обширный труд по этой теме, например книгу! Есть, есть это все у Отцов- но в разброс, очень часто аллегорически, специфически и т.д. А такая "вытяжка"- просто супер! Простите за дерзновение..
saberio14 марта 2015, 00:00
Как будто про себя прочитал, большое спасибо за статью.
Роман13 марта 2015, 00:00
Сасибо за статью! Мне грешнику такая статья душу питаеть впосту.
mila t12 марта 2015, 04:00
Низкий поклон отче святый за мудрость Господню все так и есть как для меня сказано.... часто даже во время молитвы вдруг такая мерзость в голове что с силой я прошу Господи отгони от меня врага он вселяет эти мысли Ты знаешь я не хочу этого мне надо молиться помоги !!!!!! и после этого сразу становится легче и я повторяю много раз Спасибо Господи
евдокия11 марта 2015, 13:00
не статья-жемчужина!!!!!
Юлия11 марта 2015, 07:00
Спаси Господи, батюшка! Хорошая статья.
Марина10 марта 2015, 22:00
Спасибо! Всё так просто, оказывается!
Андрей Васин10 марта 2015, 21:00
Иоанн Кронштадтский так советовал, что когда нападает помысл, нужно говорить : всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг, я раб Господа моего Иисуса Христа, ты, вознесённая гордыня, унижаешь себя так усиленно борясь со мной, слабым. Это из его "Моя жизнь во Христе". Так вот, что-то отложилось в памяти. И вы знаете, действительно, несколько раз скажешь так и помогает.
владимир10 марта 2015, 21:00
Очень помогли!
Наталья10 марта 2015, 20:00
Спасибо, хорошая статья
недостойный игорь10 марта 2015, 20:00
Батюшка,спасибо!! Спаси, Господи и помилуй!Это всё про меня...
Андрей10 марта 2015, 19:00
Спасибо за утешение и надежду! Как часто мы пребываем в унынии и отчаянии от этих бесовских нападок. И как оказывается просто их побеждать, всего-навсего воззвать к Господу!
Светлана.Украина.10 марта 2015, 18:00
Ставлю в свой "ЗОЛОТОЙ ФОНД"!читать, вникать построчно, мучаясь находить для себя все ответы..низкий поклон..вот и готова исповедь..
Natalya Danilova10 марта 2015, 18:00
Согласна со всеми комментариями - так вовремя пришлась статья батюшки Димитрия! Так и надо - почаще жаловаться и взывать к Богу о помощи.
Дмитрий10 марта 2015, 17:00
Спаси Господи! Прямо вовремя...
Любовь Украина10 марта 2015, 16:00
Спаси Господи о. Димитрий, хорошая статья, спасибо.
Ольга10 марта 2015, 15:00
Очень долго искала данного наставления. Вроде бы и читала поучения, как надо поступать с помыслами, но до понятия дело не доходило. А тут для меня бестолковой все разжевали. Господи, помоги теперь все сердцем принять и жить согласно этим наставлениям!
Анна10 марта 2015, 15:00
Замечательная статья!!! Очень важня и очень нужная...Благодарим!!!
МаринА10 марта 2015, 15:00
Да, наверное, для кого-то очень актуальная и полезная статья. Но я хочу заступиться за "современных психологов", которых здесь так всех вместе разом "опустили". Есть целые направления богоцентричной психологии, где во главу угла ставится именно Создатель, а не человеческое эго.
ТаняСем10 марта 2015, 14:00
А меня как раздирает грех осуждения и раздражения (особенно в пост),а еще я пыталась победить эти прилоги как-то,но вот прочитала статью и поняла,что без Божьей помощи никуда не деться!И надо полностью Ему довериться,чтоб победить бесовские нападки!Слава Богу за все и как вовремя!!!
Adrian10 марта 2015, 12:00
Какая хорошая статья! Большое спасибо! Надо эту статью внести себе в Закладки, чтобы читать и перечитывать.
Ирина10 марта 2015, 12:00
Спасибо большое за статью! Очень во-время для меня оказалось!
Алексей10 марта 2015, 12:00
Как же вовремя, спаси и сохрани нас всех.
Александр10 марта 2015, 12:00
А это очень важная статья и написано хорошо. Многим, кто внимательно следит за своим внутренним миром, пригодится. Спасибо.
Елена Голубкова10 марта 2015, 12:00
Как вовремя! Спаси Господи!
Светлана10 марта 2015, 11:00
Спаси Господи, это все как раз про меня и обо мне, очень вовремя и совершенно верно.
Андрей10 марта 2015, 11:00
Батюшка, спасибо! Ваш совет очень мне помог, прямо по адресу!
Виктор Уруев10 марта 2015, 10:00
Очень, очень полезная статья! Ведь недопущение в душу греховных и смутных, суетных помыслов, главнная задача христианина желающего достичь чистой и сердечной молитвы и любви к Богу, ближним, обретение мира душевного и рассудительности. Спаси Бог, отец Димитрий за это руководство, которое необходимо всем желающем спасения и пребывания вечного с Господом.
роман10 марта 2015, 10:00
Смирение и покаяние.Так сложно в современном мире никого не осудить,не разгневаться ,не обидеть.Нужно ежедневно,какждый час и минуту,в любое мгновение молиться и просить Господа о спасении.Боритесь со страстьми,находите способность находить в людях доброе и сами дарите доброту и тепло людям.
Лиана10 марта 2015, 09:00
Хорошая статья. Спасибо. Мысли, изложенные в ней, очень ценны для духовной сферы человека и понимания жизни в целом. Спаси Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке