Митрополит Бориспольский Антоний о кощунстве в искусстве и жизни

Что можно сказать о правовом сознании тех, для кого религиозные чувства – повод бесконечно упражняться в остроумии? Разве можно заявлять «об оскорблении Бога», ведь «Бог поругаем не бывает»? Каков критерий, определяющий оскорбление чувств верующих? С этими и другими «горячими» вопросами мы обратились к митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию, управляющему делами Украинской Православной Церкви.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
– Сегодня в определенных «продвинутых» кругах приходится наблюдать довольно ироничное отношение к такому понятию, как оскорбление религиозных чувств. Обычно это сводится к «дремучести» и «нетерпимости» самих верующих. Как вы можете прокомментировать это?

– Ироничное отношение в данном случае свидетельствует о неуважении в принципе к человеку и тому, что является для него сакральным.

Принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным

Мы можем вести дискуссии о критериях сакрального, о том, что именно таковым является, и т.п., но при этом следует отдавать себе отчет, что принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным. Лично я могу совершенно не рассматривать нечто как сакральное, но рядом есть человек или группа людей, для которых вот именно эта вещь, этот образ или этот текст сакральны. И важно понимать, что вне зависимости от нашей позиции мы учимся уважать позицию, а тем более – веру других.

Те, кто иронично относится к оскорблению чувств верующих, по сути показывают свое отношение к человеку вообще, к его правам. Не следует забывать, что принцип терпимости – один из краеугольных камней современного демократического общества. Так что если кто-то стремится реализовывать демократические ценности, пусть отдает себе отчет, что своим насмешливым отношением к чувствам верующих нарушает современную систему ценностей. Хуже этого может быть только двойная мораль, когда толерантность распространяется на одних и в ней же отказывают другим. Это уже признак вырождения нравственных ценностей.

– Еще говорят, что «Бога оскорбить нельзя».

– Бога действительно нельзя оскорбить.

Более того, с точки зрения православного вероучения, Богу нельзя и угодить, так как «Он не требует служения рук человеческих». И Он как Всесовершенный не нуждается в чем-либо. Он все совершенства, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «имеет по самой природе, а ниоткуда не получил, но Само (Божество. – м. А.) сообщает всякое благо Своим тварям».

Поэтому, конечно, в глубоком, метафизическом смысле речь не может идти об оскорблении Бога, но вполне можно говорить об уничижительных выражениях по отношению к образу жизни и учению, которые имеют своим началом волю Божию. И в этом смысле такое оскорбительное поведение именуется богохульством и кощунством.

Приведем пример из жизни. Ведь и нас могут оскорблять не напрямую, а, скажем, унижать то, что является результатом нашей работы, труда, творческого вдохновения, стиля жизни, который мы ведем. Это не напрямую уничижает нас, но в конечном итоге имеет отношение к нам и воспринимается нами как личная обида. Если кто-то скажет, что такая-то картина ужасно написана, то, прежде всего, это высказывание относится не к картине, а к художнику, хоть и не напрямую. Так и в отношении к религии. Иногда богохульство происходит не прямо, а косвенно, когда объектом оскорбления является то, Создателем чего является Бог.

Скажем более: неверие как таковое может быть сформировано не из критики Бога, а из критики того, что Бог создал. Вспомним классический вариант такого мировоззрения – Ивана Карамазова, говорящего своему брату: «Я не Бога не принимаю, я мира Его не принимаю». Но в конечном итоге Иван Карамазов характеризуется именно как неверующий, хотя отправной точкой его неверия является не Бог, а мир, созданный Богом.

– В наше время деятели искусства, чтобы привлечь зрителя, часто его эпатируют. Произведения, получающиеся в результате этого процесса, редко отличаются хорошим вкусом, но чаще бросают вызов общественным нормам поведения и морали. Это тоже может возмутить верующих. Каков вообще критерий, определяющий оскорбление чувств верующего? Ведь церковного человека может оскорбить не только конкретное кощунственное произведение искусства, но и многие вещи, которые окружают нас в обычной жизни, – например реклама, эксплуатирующая сексуальные образы. Как реагировать христианину на нехристианские декорации, в которых ему зачастую приходится существовать?

– Здесь можно говорить о сугубо христианском мировоззрении, которое свойственно церковному сообществу, и об общерелигиозных утверждениях, которые разделяются большинством мировых религий. Например учение о Христе как Спасителе мира является специфической чертой христианства, а взгляд, согласно которому брак должен строиться на принципах доверия, любви и верности, разделяют все мировые религии и не только религии.

Не всегда предметом насмешки или эпатажа становится сугубо христианское учение, часто таковым оказывается то, что в принципе является признаком религиозного мировоззрения.

Так, могут высмеиваться сакральность семьи и брака, традиционные отношения между родителями и детьми и т.п. Это всё может делаться даже без всякого упоминания какой-либо религии, но по своим последствиям такая «критика» бьет именно по религиозному мировоззрению. Поэтому не только христиане, но и представители других религий, особенно традиционных для нашей страны, должны совместно реагировать на действия, подрывающие принципы нравственного поведения человека. А, как известно, именно они являются нервом религиозного мировоззрения.

Ненавистники религии поняли, что выбрать объектом критики вероучительные утверждения – путь долгий и малопродуктивный, поэтому избрали более легкий и действенный способ – разрушить у человека нравственное чутье, без которого он просто не в состоянии видеть, где добро, где зло, где есть для него опасность, а где нет. И хотя, как вы заметили, есть явления, формально не касающиеся религии, я уверен, что нужно смотреть на последствия этих явлений, а они часто самые разрушительные для традиционных ценностей.

Когда аморальные феномены имеют широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию

Христианин должен прежде всего беречь себя от негативного опыта или помыслов, которые могут возникнуть в результате видения или слышания вещей недостойных. И только в некоторых случаях, когда аморальные феномены имеют слишком широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию.

– Имеет ли право верующий высказывать публично свое резко негативное отношение к вещам, которые противоречат вере? Какая форма выражения своего протеста в подобных случаях уместна для верующих?

Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти

– «Добро, сделанное недобрым способом, не есть добро», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти. Для выражения своего несогласия верующие могут использовать все способы, которые не идут в разрез с государственным законодательством, не противоречат нормам нравственного поведения и правилам приличия.

С митрополитом Бориспольским Антонием (Паканичем)
беседовала Наталья Горошкова

19 марта 2015 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Тангейзер в России. </br>Предварительные итоги Тангейзер в России.
Предварительные итоги
Архим. Тихон (Шевкунов)
Тангейзер в России. </br>Предварительные итоги Тангейзер в России.
Предварительные итоги
Текст выступления на общественном обсуждении в Министерстве культуры РФ 13 марта 2015 г. Архимандрит Тихон (Шевкунов) Сочувствия, понимания, желания не навредить, не ранить, не причинить несправедливую боль — вот чего вправе ждать зритель от по-настоящему талантливых авторов.
«По мотивам» культуры «По мотивам» культуры Заметки американца о современной чуме во время пира «По мотивам» культуры «По мотивам» культуры Заметки американца о современной чуме во время пира Джулиан Лоуэнфельд Каким наркотиком торгует Вальсингам в пушкинском «Пире во время чумы»? Правда ли, что грибоедовский Фамусов — гей? Стал ли шекспировский Яго президентом Кипра? Эти вопросы взяты из увиденных мной лично российских постановок «классики». Крайняя плоть Крайняя плоть Свящ. Димитрий Шишкин Крайняя плоть Крайняя плоть Священник Димитрий Шишкин За право жить по плоти и поднялся европейский народ в пугающем единомыслии... Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством Свящ. Дм.Шишкин, свящ. С.Шевченко, диак. В. Духанин Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством Нельзя оставлять без внимания кощунства. Но мы должны хорошо продумывать ответные акции и планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем. О светском государстве и праве оскорблять О светском государстве и праве оскорблять Прот. Владислав Цыпин О светском государстве и праве оскорблять О светском государстве и праве оскорблять Протоиерей Владислав Цыпин В «Новой газете» была опубликована статья, в которой сообщалась ошеломляющая новость: в России свергнута светская власть. В чем же усмотрел бдительный журналист признаки злодеяния? Армия мушиного короля Армия мушиного короля Прот. Андрей Ткачев Армия мушиного короля Армия мушиного короля Протоиерей Андрей Ткачев Дьявол – король ничтожеств. Он – король мух, Вельзевул. Мухи – его рядовые. Не пчелы, собирающие в шестигранные соты сладкий плод, и не трудолюбивые муравьи, кропотливо несущие груз, превосходящий их собственный вес.
Комментарии
Сергей22 марта 2015, 13:00
Государство стоит на стороне кощунников, поэтому, как бы вы не протестовали, все бессмысленно. Им разрешают ставить похабные спектакли за госсчет, им дают площадки для глумливых выставок, они развращают не верующих людей а глупую молодежь и безбожников.
Лидия Оленина21 марта 2015, 23:00
Пресвятая Богородица не возмущалась когда распинали Ее Сына.Святые апостолы в деяниях обличали иудеев в том что они распяли Христа.Так что и обличать можно,а можно и смиряться.На земле же нет правды.Наши пастыри должны быть на месте апостолов и также обличать согрешающих.А кто должен подражать Пресвятой Богородице?Может быть люди совершенные?Очень сложно все это.Нам мирянам самое главное сохранять мир в душе и действовать по обстоятельствам.
Галина Б.21 марта 2015, 04:00
"Нас никому не сбить с пути - нам просто некуда идти!". Несколько лет назад прочла этот прикол и смеялась. А сейчас - почти девиз. Я хожу в храм, где основная часть прихожан - бабульки. Их ничем не собьешь с пути, на который они однажды встали. Они глухи и слепы к разного рода искушениям, отчасти в силу возраста, а отчасти в силу твердого стояния на пути Истины(надо видеть, как они на нетвердых ногах идут в церковь и стоят всю службу на этих нетвердых ногах). Их чувства верующего человека уже ничем не оскорбишь. Многие мои знакомые не ходят в церковь именно из-за того, что антиправославная пропаганда осела в их голове. Я не могу понять причем тут: "поп на мерседесе", "часы у патриарха", "злые бабульки в храме", "сращивание церкви с властью" и пр.пр. Всегда можно отделить "зерна от плевел", если ты на верном пути. Если какие-то культурные изыски попадают под закон, то надо этим воспользоваться (малой кровью). Очень даже по закону получили эти "дуньки с водокачки" - пусси, неизвестно до чего бы они еще додумались, а так вышли и бегом побежали по миру интервью раздавать, пусть бегут. И этих украинских дурынд-феминисток, спиливших Крест, надо было привлечь или выпороть. "На каждый роток не накинешь платок". Пусть лают, тявкают, изрыгают, вопят, являют миру свое мировоззрение (режиссеры, художники и пр.творческий люд), мы к этому просто слепы и глухи. Нас никому не сбить с пути. Господи, огради нас силою Честного и Животворящего Креста твоего.
Илья19 марта 2015, 23:00
Русская интеллигенция и русское искусство уничтожалось иудеями-революционерами с 1917 г. Те, кто сейчас выступают на сцене - их потомки, единоверцы, а не русская интеллигенция. Не ходить на них, срывать рекламу этого разврата. Для начала...
Ева19 марта 2015, 15:00
Актуальная статья - часто размышляю об этом. Сама пришла к мнению (возможно ошибочному): "Если вера моя сильна, что может меня уязвить?". Заметила, что резко реагирую на нападки против православия в те моменты, когда переживаю "упадок любви" - не только к Богу, но вообще к людям. Когда эгоизм во мне торжествует, то даже одно слово против моей веры, становится причиной для ненависти и презрения. И мои попытки что-то объяснить, доказать, кого-то образумить в ожесточённом состоянии - тщетны! А когда мне удаётся находиться в молитвенном состоянии - всё меняется. Когда душа полнится "живой, деятельной любовью", то вокруг может происходить что угодно - оскорбить мои чувства невозможно. И даже самое сильное богохульство я принимаю с болью в сердце за того человека, который его говорит/делает. Мне так больно, что человек слеп и не видит, какой грех совершает! Так больно, что сердце его ожесточено до бесовского состояния! И тогда достаточно пары фраз, чтобы человек утихомирился и был готов выслушать моё мнение. А если он не готов, то я просто в своих молитвах прошу у Бога помощи для него. Мой помысел говорит мне, что богохульство - словно крик о помощи возгордившегося человека. Душа стремится к Богу, но помутнившийся разум придаёт устремлениям безумный, дикий, гадкий образ! Простите за длинный комментарий
НН19 марта 2015, 12:00
Простите, позволю себе привести посты из ранее обсуждаемой подобной темы (на этом сайте): "2014-06-16: Кирилл: "...на Украине активистки движения фемен спиливали наши Кресты. Не вольно ставлю себя на месте оказавшегося там -что говорить? что делать? Буря мыслей и чувств бушует, ответа не нахожу". Кирилл, говорить в этих случаях не надо... НАДО их отлавливать, задрать подол (или спустить брюки) и розгами, ремнём, дубинкой - что попадётся - так "отходить" пониже спины, чтоб недельки 2 сесть не могли. Только без гнева, а с любовью... А по-большому счёту - отмщение оставить Господу. Кара небесная недолго заставила украинцев ждать. То ли ещё будет...". Как показывает жизнь: если мы не хотим (боимся) остановить ПРЕступников малой кровью - обязательно прольётся кровь большая, только уже, в том числе, и кровь ни в чем не повинных детей. Право выбора ВСЕГДА за нами... Если вооруженный преступник хочет убить тебя и твоего ребёнка - защищайся, даже и до его физического устранения... или смирись и прости ему... и смерть твоего ребёнка тоже. Или отпусти его, недобитого, до следуещего раза, может, тебе и повезёт, и он другую жертву выберет? Нет?
Соборянин19 марта 2015, 11:00
Раньше,с подачи Ф.М.Достоевского,был постулат: если Бога нет,то все позволено. Теперь-же он трансформировался в: если Бог есть любовь,то все позволено... Не то что по незрелости,как у Адама с Евой или по-немощи-неведению,а как норма жизни! Т.е.нормой становится деперсонализация Бога через игнорирование Его воли. Творец не воспринимается уже как Личность,ищущая заблудших чад,чтобы сделать их причастниками Собственной жизни и персонального общения. Люди довольствуются ворованной любовью,предавая ее Источник. Устремляясь в духовные Содом и Египет. "Мыслю - значит существую" - уничтожается иным - "чувствую - значит существую". Для чего разумной тварью быть необязательно. Достаточно зверя. Никто не хочет уступать,провоцируя звериную борьбу за место под солнцем; гордыня обуяла и люди готовы мучиться лишь бы не потерять эти чувствования здесь и сейчас. Уступивший считается "лузером" и неудачником,место которого в гробу. А ты готов доказать своими зверствами свой патриотизм? - нехитрый лозунг грядущего антихриста. Украина уже в "теме"...
Роман19 марта 2015, 10:00
По моему, как правильно всё сказал и объяснил батюшка
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке