Отец Фома Хопко и звездно-полосатый флаг

18 марта 2015 года скончался протопресвитер Фома Хопко, один из самых известных деятелей Американской Православной Церкви XX века. Портал Православие.Ru публикует воспоминания об усопшем Александра Леонидовича Дворкина из его новой книги «Моя Америка».

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко
    

Протопресвитер Фома Хопко вырос в американской карпаторосской семье, предки которой эмигрировали в США еще в конце XIX века. Он принадлежал к тому поколению, которое поступило в академию уже на новом месте и сформировалось под влиянием Шмемана и Мейендорфа. По окончании академии он женился на старшей дочери отца Александра — Анне — и был рукоположен в священный сан. Его приход находился относительно недалеко от академии, и отец Фома довольно скоро начал преподавать в ней, читая дополнительные курсы догматического богословия (основной курс догматики был областью владычества профессора Сергея Сергеевича Верховского). За время моей учебы здоровье Сергея Сергеевича стало сильно сдавать, и отцу Фоме, который уже преподавал в академии на полной ставке, досталась половина его часов.

Обычно, когда слышишь о курсе догматического богословия, представляешь себе (и небезосновательно) что-то невообразимо скучное, так что даже мухи дохнут на лету: «Отчего сие важно в пятых…» и прочее. Так вот, лекции отца Фомы Хопко по догматике были не просто интересны, но захватывающе увлекательны. Преподаватель наполнял их житейскими примерами, анекдотами,историями, литературными реминисценциями. Все это делало догматы Церкви понятными и актуальными для нас. В этом уникальное достижение отца Фомы, который, кстати сказать, был одним из самых популярных проповедников в православной Америке.

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко
    

Правда, сам он оценивал себя достаточно скромно. Помню одно его сравнение: «Шмеман подобен шампанскому. Искрометность, творческий полет, веселье, радость. Мейендорф — как бургундское. Глубина, основательность, благородство. Ну, а я, Хопко. С чем меня можно сравнить? Не более чем с кока-колой…»

В своем взгляде на духовную жизнь наш преподаватель был предельно трезв. Помню, как он отзывался о нездоровых увлечениях некоторых людей «мистикой Православия»: «Их мистицизм, — говорил отец Фома,— абсолютно пустой. Все, что в нем есть, это mist (туман) и schism (раскол)».

* * *

Приведу несколько «хопкинских» историй.

Одна из них — про мальчика с его прихода (опыт пастырского служения у отца Фомы, служившего на приходе с 1963 года, был весьма богатый). Как-то священник заметил, что мальчик этот при пении молитвы «Отче наш» в самом конце ее крепко сжимает губы. На вопрос священника, почему он это делает, мальчик ответил, что пока не готов произносить слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», ибо очень обижен на одного своего сверстника, не хочет его прощать и боится, что Господь по его же просьбе поступит с ним так же.

«Так вот, этот мальчик, единственный из всего прихода, серьезно относился к словам молитвы», — завершил свой рассказ отец Фома.

* * *

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко
    

Другой мальчик-алтарник никак не мог выучить порядок литургии и в алтаре все делал невпопад. Когда отец Фома упрекнул его в этом и спросил, почему он не видит происходящего, тот ответил словами из тайной молитвы священника на евхаристическом каноне литургии св. Василия Великого, описывающими шестикрылых серафимов, благоговейно предстоящих перед Престолом Божиим: «двумя (крыльями) они закрывают свои лица…»

Отец Фома был в восхищении от этого ответа. Ведь литургия св. Василия Великого служится редко — всего 10 раз в году. Значит, мальчик внимательно слушал слова молитв и запоминал их!

* * *

Две другие истории трудно понять без знания особенностей американского Православия. Дело в том, что во всех протестантских и католических церквах в США на самом видном месте ставились флаги США. Так верующие выражали свой патриотизм. Карпаторосские православные приходы, желая доказать, что они тоже полноправные американцы, еще с 20-х годов ХХ века также внесли флаг в свои храмы и ставили его с левой стороны от алтаря, прямо за диаконскими дверями иконостаса. Выглядело это весьма неуместным, и молодой священник Фома Хопко на самом первом своем приходе попытался было убрать флаг. Однако он натолкнулся на такое мощное сопротивление прихожан (утверждавших, что раз так было при их отцах и дедах, то менять они ничего не собираются), что вынужден был отступить. После этого он стал искать способ, как все-таки очистить храм Божий от ненужного политического реквизита. И придумал. Вызвал отец Фома к себе старосту и сказал ему:

— Знаешь, Джим, что нас из-за флага могут посадить в тюрьму?

— ???

— А ты посчитай, сколько на нем звезд? Правильно, сорок восемь! Устарел ваш флаг — штатов же уже давно пятьдесят! Или ты хочешь сказать, что наш приход не признает полноправными американскими штатами Гавайи и Аляску? Ну-ка, быстро выноси этот флаг, пока никто его не увидел!

Испуганный староста немедленно вынес флаг. Новый появился далеко не сразу, а когда наконец его приобрели, то отец Фома распорядился отнести его в приходской дом и поставить в трапезной. Так кесарю было отдано кесарево, а Богу — Богово.

* * *

Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко
В начале 60-х годов в большинстве карпаторосских храмов (основной костяк Православной Церкви в Америке) служили на славянском языке, хотя выросшее после войны поколение его уже совсем не понимало: русский они, в лучшем случае, знали едва-едва, воспринимая английский как родной язык. Еще отец Георгий Флоровский категорически заявил о необходимости перехода на английское богослужение — как в миссионерских целях, так и для того, чтобы удержать в Церкви подрастающее поколение.

Однако во многих приходах этот переход давался с большим трудом по тем же самым причинам: прихожане, хотя часто и не понимали ни слова по-славянски, отказывались что-либо менять, упирая на то, что такова была вера их отцов и дедов. Отец Фома начал в своем приходе служить английскую литургию раз в месяц (каждое четвертое воскресенье — после трех славянских). И вот что случилось. Когда один из давних прихожан оказался на английском богослужении, до него впервые дошел смысл, по крайней мере, некоторых песнопений. Весь горя возмущением, он сразу после службы подкатился к отцу Фоме.

— Это — подлинные слова молитв? — задыхаясь, спросил он.

— Да, ровно то же, что и по-славянски, — ответил священник.

— Так что, вы хотите сказать, что Церковь действительно во все это верит?

— Конечно, а как же иначе?

— Ну, тогда ноги моей больше здесь не будет! — выпалил прихожанин и навсегда исчез.

Ну что же, говорил в заключение отец Фома, такой «момент истины» лучше, чем бессмысленное хождение такого человека в храм собственных фантазий, не имевших ничего общего с реальной Церковью Христовой. И всякий раз, когда я читаю умилительную историю очередного православного журналиста про русский приход в какой-нибудь далекой стране, где прихожане, давно забыв родной язык, бережно хранят славянское богослужение, я думаю, сколько из них ушло бы из Церкви, если бы узнали его реальное содержание…

* * *

А вот еще одна история, рассказанная отцом Фомой. Когда его наградили крестом с украшениями, один очень почтенный в ПЦА протоиерей прислал ему поздравительную открытку такого содержания:

«Дорогой отец Фома! От всей души поздравляю тебя с заслуженной тобою высокой наградой! Сам я человек не речистый, да и кто сможет лучше выразить весь глубокий смысл происшедшего события, чем евангелист Иоанн в своем богодухновенном Евангелии. Итак, посмотри: Ин. 11:35.

Твой искренний доброжелатель, прот. И.».

Отец Фома тут же открыл Писание. Ссылка была на самый короткий стих Нового Завета: «Иисус прослезился».

После кончины отца Иоанна Мейендорфа отец Фома Хопко стал новым ректором академии и пробыл на этом посту десять лет, до 2002 года, когда добровольно ушел в отставку, чтобы заниматься проповеднической и писательской деятельностью. Оказалось, что и он весьма тяготился необходимой для ректора административной деятельностью и исполнял ее лишь как послушание Церкви.

Александр Дворкин

19 марта 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беречь то, что имеем Беречь то, что имеем
Россия глазами православного американца
Беречь то, что имеем Беречь то, что имеем
Россия глазами православного американца
Петр Лукьянов
Сейчас такое время, когда весь мир, даже американцы, смотрят на Россию, потому что это последний оплот Православия. Если этого не ценить, не беречь, то наступит конец всему.
«Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь» «Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь»
Прот. Питер Гиллквист
«Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь» «Все, что мы хотели, — это Христос и Его Церковь»
Памяти протоиерея Питера Гиллквиста († 1 июля 2012 г.)
Священник Алексий Веретельников
Когда-то он потратил десятилетия на то, чтобы найти Церковь Нового Завета — это величайшее сокровище своей жизни, — и, найдя, остаться ей верным до гроба. Давайте вспомним этого удивительного человека и его путь в Православие.
Ехал я по Америке Ехал я по Америке
Александр Богатырев
Ехал я по Америке Ехал я по Америке
Александр Богатырев
Если кто-нибудь скажет, что американцы безбожники, – не верьте. И вот почему…
Комментарии
ТАМАРА21 августа 2015, 21:19
ГОСПОДИ,СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ ДУШУ Р.Б.ФОМЫ. АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ,ВАМ БОЖИЕЙ ПОМОЩИ В ВАШИХ ТРУДАХ.
Дионисий30 марта 2015, 20:12
Владислав, в то время, когда семья о. Фомы уехала в Америку, украинцев ещё не придумали. До 1917 года на территории будущей Украинской ССР жили просто русские. И о. Фома был русским малороссийского происхождения. Соответственно, в то время никаких «этногрупп украинцев» также существовать не могло.
Егор23 марта 2015, 12:03
Владиславу
Тем не менее, сами русины/карпатороссы себя украинцами не считают, говорят о своей родине, как о Подкарпатской Руси, отказываются называть свой язык украинским, и заявляют о своей русскости.
Это их мнение держится и теперь после 23 лет весьма интенсивной украинизации в пределах "незалежной". И, думаю, их мнение заслуживает уважения.
Иван23 марта 2015, 00:35
Спасибо, прекрасная статья. Помню Катехизис отца Фомы - прекрасная книга. Лучшее, что я читал в этом роде - написано и весьма познавательно, и не сухо. Потом какие-то нецерковные люди взяли у меня эту книгу и, насколько я помню, после прочтения эти люди стали ходить в церковь.
Владислав22 марта 2015, 12:20
Серегей, русины - это одна из этногрупп украинцев, так же как и гуцулы и бойки. И их язык больше похож на украинский и словацкий. Россияне с трудом украинский и белорусский понимают, а руссинский так вообще. Хопко- типичная украинская фамилия.
Вeроника20 марта 2015, 22:38
Царство Небесное новопреставленному рабу Твоему Фоме!
Любовь Украина20 марта 2015, 17:51
Милости Божия и Царствия Небесного новопредставленному р.б.Фоме. Спасибо за прекрасные воспоминания.
Андрей19 марта 2015, 20:33
Упокой Господи душу отца Фомы.
С уже далёких-90 и до сих пор на рабочем столе, у меня его книга "Основы Православия" - простая и доходчивая.

Вечная память.
Сергей19 марта 2015, 19:49
Ирина, карпатороссы - это русины, славянский народ, который проживает в Карпатах (Польша, Словакия, Закарпатская область Украины). Их язык очень похож на русский.
Ирина19 марта 2015, 15:45
Кто такие карпатороссы?
Павел19 марта 2015, 15:10
Спасибо за прекрасную статью, читаешь и прямо видишь этого человека таким, каким он наверняка был.
Екатерина19 марта 2015, 15:04
Господи, упокой душу раба Твоего Фомы и причти его овцам избранного Твоего стада, верую, что в нем есть.
Ксения19 марта 2015, 13:58
Упокой Господи душу новопреставленного усопшего раба Божия Фомы и прости его прегрешения вольные и невольные и не лиши царствия его небесного. Большое спасибо за статью, очень приятно было узнать, что такой человек жил с нами в одно время.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×