Молчание Бога

    

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Не чувствую Бога. Вечная проблема большого количества людей, которые просто не ощущают никак Его присутствия в мире. Хочу поверить, принять христианство, но нет во мне ни особого трепета на службе, ни каких-то ярких переживаний, ни даже жизненных историй, говорящих о Его присутствии. Говорят, что Бог отвечает всем, кто хочет верить, так в чем проблема? Во мне? Или в том, что те, кто Его чувствуют, обманываются? Да и вообще — можно ли изнутри (то есть через чувствование) доказать бытие Бога?

С уважением, Николай, г. Санкт-Петербург

tkachenko_g tkachenko_g
Дорогой Николай, проще всего было бы сказать, что проблема — в Вас. Да и сама логика нашего общения прямо подсказывает такой ответ: ведь Вы пишете в редакцию православного журнала, и странно было бы услышать от нас нечто вроде: «да, все кто чувствует присутствие Бога, жестоко обманываются, и мы сейчас объясним — почему». Но мне не хотелось бы такой простоты, вернее — упрощения. Потому что ответ «проблема в тебе» предполагает вместо Бога какую-то постоянно действующую безликую силу, вроде электрического тока, к которой ты просто не сумел подключиться, потому что не знаешь, где расположена розетка. Но Бог не безлик, Он — Личность, и любые отношения с Ним могут быть только взаимными. Если Он не отвечает человеку, возможно, что и у Него есть на это какие-то резоны, о которых нам ничего не известно. Вообще, момент встречи двоих — это всегда тайна, которую невозможно препарировать, разложить на составляющие элементы и описать путь к ней в виде пошаговой инструкции. Например, у человека появился друг — самый близкий, всё понимающий человек, которому можно доверить свои тайны, поделиться самым дорогим и самым печальным, совершенно точно зная, что он всегда поддержит тебя, не предаст и не отвернется, что бы ни происходило вокруг. Иметь такого друга всегда счастье, и это знает каждый, у кого он есть. Но на вопрос о том, как же обрести такую дружбу, любой человек, наверное, лишь растерянно улыбнется и разведет руками. Ведь нелепо было бы утверждать, будто друг у меня появился потому, что я сам стал таким хорошим, поборол в себе все свои недостатки и вообще — стал достоин его дружбы. Нет, обычно все происходит куда проще, и в то же время удивительней и прекрасней: ты — ровно тот же, что и вчера, и позавчера, когда никто не обращал на тебя внимания. Мягко говоря, ты по-прежнему неидеален. Но сегодня в твоей жизни вдруг появляется человек, которому ты почему-то очень нужен вместе со всеми твоими слабостями, глупостями и странностями (за которые ты и сам-то себя не очень любишь). И ты с замиранием сердца понимаешь, что это и есть — твой друг, которого ты так долго ждал, страдая от одиночества.

Бога нельзя принудить к общению, как нельзя заставить другого человека подружиться с тобой. Но как ожидание дружбы уже является первым шагом на пути к ней, так и жажда встречи с Богом — начало этой встречи.

Поэтому, Николай, я не стану отвечать, что проблема в Вас. Вместо этого я просто попрошу задуматься — почему для Вас так важно убедиться в существовании Бога? Почему состояние большого количества людей, которые никак не ощущают Его присутствия в мире, Вы называете не иначе как проблемой?

Видимо, в бытии Божием можно убедиться не только через внутреннее чувство, но даже и через отсутствие такого чувства, когда оно воспринимается как проблема, как некая пустота, требующая восполнения. Уже само это желание встречи с Богом — знак Божьего прикосновения к сердцу человека, извещение о том, что встреча эта непременно состоится в свое время. Но есть важный момент: такое извещение ни в коем случае нельзя рассматривать как некое «доказательство бытия Бога», очевидное для всех. Более того, можно с полной уверенностью сказать, что такого универсального подтверждения вообще не существует. Потому что к каждому из нас Бог обращается лично и от каждого ждет именно его личного ответа. А ответ этот — дело нашей свободы, которую люди могут употребить очень по-разному. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы однаж­ды прочесть Евангелие. Невозможно представить себе большего свидетельства о бытии Божием, чем явление в мир Христа — воплощенного Бога, ставшего Человеком. На глазах у множества людей Он творил удивительные чудеса, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал мертвых. Но даже эти удивительные свидетельства стали подтверждением Его божественности отнюдь не для всех.

Бог действительно отвечает всем, кто хочет верить. Проблема лишь в том, что сила этого желания у людей может быть очень разной — от простого любопытства до осознания полной невозможности жить далее без Бога. Я хотел бы предложить Вашему вниманию две истории людей, которые в юности, так же как и Вы, хотели убедиться в бытии Божием. Один из них — известнейший проповедник митрополит Сурожский Антоний, другой — православный подвижник, человек святой жизни, игумен Никон (Воробьев). А еще я позволю себе рассказать о том, как сам читал Евангелие в электричке, и что из этого получилось.

МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ О ВСТРЕЧЕ СО ХРИСТОМ:

И вот я у мамы попросил Евангелие, которое у нее оказалось, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что, прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база; Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ) ИСКАЛ БОГА:

Однажды летом 1915 года, когда Николай ощущал состояние полной безысходности, у него вдруг как молния промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Ведь не может быть, чтобы Он не ответил ищущему Его человеку! И вот неверующий молодой человек от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»

АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО О ТОМ, КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ В ЭЛЕКТРИЧКЕ:

Однажды я взял с собой в электричку Евангелие. Просто так, из любопытства. Что называется — почитать в дороге, ознакомиться с текстом. Открыл… И всё! Я вцепился в него и просто оторваться не мог: читал, читал, читал… Хотя, это очень утомительное занятие, особенно с непривычки. Чем дольше я читал, тем лучше начинал видеть, что понятия добра и зла оказывается, вовсе не абстрактны и не относительны. И все этические категории, которые существуют в мире, на самом деле имеют исток и объяснение вот в этой, невзрачной с виду книжечке

* * *

Ожидание бывает томительным, но без него и радость встречи не стала бы такой яркой. Николай, Вы сейчас переживаете очень важный период, когда душа как бы созревает, готовится к встрече с Богом. И когда Он откроется Вам, это будет очень сильное переживание, после которого в Вашей жизни прак­тически каждая история будет так или иначе указывать на Его присутствие в мире. Но именно здесь, в этой точке встречи Вы будете поставлены перед необходимостью изменить себя. В принципе, любая серьезная встреча меняет нашу жизнь. Например, вступая в брак, человек оставляет множество своих холостяцких привычек и учится жить не в одиночку, а вдвоем с любимым человеком. Ну а уж насколько изменяется жизнь семьи после рождения ребенка (а ведь появление на свет нового человека — это тоже встреча) знают, наверное, все папы и мамы. Ожидая встречи с Богом, странно было бы полагать, будто она не потребует от человека изменений. Многие вещи, казавшиеся раньше вполне безобидными, вдруг окажутся грязными и мерзкими в свете чистоты и святости открывшегося Вам Бога. И от того, как Вы отнесетесь к увиденному в себе греху, будет зависеть, чем станет для Вас эта долгожданная встреча — судом или спасением

На анонсе фото Compfight

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Владимир Степанов16 апреля 2015, 14:35
-------- С чтением правил сложнее. Тексты длинные и непонятные. Я не стал утруждать себя полным утренним вычитыванием. Просто читал начало и конец. Но 1 раз в неделю читал всё правило. Тоже и с вечерним - только начало и конец, а чаще вообще не читал из-за усталости. Но 1 раз в неделю нужно читать всё правило. По мере сил, добавлял тексты молитв к утреннему правилу, потом к вечернему. Допустимо обратно откатываться в количестве чтения. Через время смысл начинает доходить до разума. С Причастием ещё сложнее. Тут облегчим задачу так. Готовимся постом со среды по пятницу, в субботу на Причастие. В течение дня обязательно вычитываем полностью все правила 1 из покаянных канонов. Вечером в пятницу на службу, и нудное вычитывание последования. Это самое трудное. Тут достаточно прочитать, вникать получится со временем. Одно причастие сразу чуда не даёт, нужно терпение. Поститься начинаем с перехода на рыбу, на жаренные овощи, а потом отказываемся в пост и от них. Всё делаем в комплексе, со старанием, но без насилия над собой и родными. Результат будет в настоящем прозрении истин, изложенных Богом, что вызывает неимоверные эмоции от того, что Он всё сделал именно для твоего возвращения. Бог в помощь!
Владимир Степанов16 апреля 2015, 14:35
Я свой вариант нахождения Бога расскажу - он без Библии. Господь мне ответил в Храме, причём сначала мне ответила Богородица. Так как раньше я не читал Библию, не ходил в Храм, то любые слово, притчи из богослужений, из Писания не попадали мне даже в разум. Смысл в том, чтобы "укатать колею к Вере". Это занимает порядка 5-6 месяцев, до момента, когда Евангелие и богослужение начинают понемногу попадать в сердце. Итак, без требований к чёткому исполнению - еженедельно посещаем литургию в Храме читаем утренние и вечерние правила пытаемся причаститься по установленному порядку пытаемся поститься в среду и пятницу. В Храм я ходил еженедельно, в день, когда народа мало и служба короче(напр., в субботу). Главное отстоять тихо всю службу, слушая и не вникая в суть. Одновременно полезно исповедоваться. Тут говори с самого детства - воровал яблоки у соседа, обзывался на маму, дёргал за косички. Потом Бог управит с остальными грехами. -----------
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×