Паломничество к берегам Днепра

Интервью с епископом Манхеттенским Николаем о своем визите на Украину

О паломничестве на Украину рассказывает викарий Восточно-Американской епархии, Преосвященнейший епископ Манхеттенский Николай, с которым беседовал корреспондент епархиальной пресс-службы.

Ваше Преосвященство, как сбылась Ваша поездка?

Летом прошлого года после моей хиротонии в Калифорнии, епископ Сиэттлийский Феодосий пригласил меня вместе с ним посетить Украину. Своими планами я поделился с епископом Мэйфильдским Георгием, который ни разу не был на Украине, и он решил к нам присоединиться. В феврале этого года, после празднования шестой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла и архиерейского совещания мы отправились на поезде из Москвы в Киев.

Февраль. Русская зима – холодно. Ночью нас ждали два пограничных контроля: в полночь – российский паспортный контроль – его мы миновали спокойно, и в три часа ночи – украинский. Мы сказали, что едем помолиться в Киево-Печерскую лавру. И тут женщина, проверявшая наши паспорта, посмотрела на мой паспорт с добавленными страницами и говорит: "Накатался, батюшка". Я ответил, что несколько раз по послушанию был в Канаде, в Европе. Пограничники собрались было проверить один из наших чемоданов, но подошедший по их просьбе офицер сказал, чтобы оставили нас, монахов, в покое. И мы продолжили наш путь к святыням Киева.

Это ведь не первая Ваша поездка. Когда Вы впервые побывали на Ураине?

Первый раз я приехал на Украину в 2007 году диаконом вместе с митрополитом Лавром после подписания Акта о каноническом общении. Это была очень недолгая поездка. Мы приехали в Киев 23го мая и через три дня, в канун праздника Святой Троицы, поехали в Почаев.

Второй раз я был в Киеве с Курской иконой в июне в 2010 году. Тогда икона находилась в пригородном храме Всех Святых неделю, и я все время нес послушание в храме у иконы. В этот раз я поехал на Украину в новом качестве, и у меня было большое желание пообщаться с другими архиереями, спокойно помолиться у святынь Киева за себя, за духовенство и прихожан нашей епархии.

Около 9 часов утра мы приехали в Киев. Владыка Феодосий готов был составить для нас план на шесть дней пребывания, а у меня возникла мысль по возможности сразу повидать Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия и взять у него благословение. Несколько дней назад мы с ним встречались в Москве и предупредили, что хотели бы пообщаться и послужить вместе с ним в Киеве.

С чего началось Ваше паломничество?

Мы узнали, что владыка Митрополит в обеденное время будет принимать гостей в канцелярии в Лавре, и мы с владыкой Георгием решили туда поехать. Владыка Онуфрий почти каждый день принимает духовенство, народ, детей – никому не отказывает. Мы немного подождали, а когда владыка Онуфрий приехал, то увидев нас, обрадовался и по-английски сказал: "What a nicesurprise!" и, обращаясь к владыке Георгию: "Vladyka George, I am happy to see you!". Владыка Онуфрий просто сиял. Мы тоже были рады и сказали, что хотели бы послужить вместе с ним. Владыка провел нас в кабинет и с интересом слушал рассказ о нашем путешествии. Митрополит Онуфрий подарил нам памятные панагии и мы думали, что на этом наше общение закончено. Но владыка пригласил нас пообедать. Вместе с нами в трапезной были митрополит Луганский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ, а также другие батюшки. Митрополит сказал, что приехали гости из Америки и благословил священника Георгия Георгицу показать нам Чернигов, Почаев, монастыри Киева. Так мы обрели проводникa по святым местам Украины.

После обеда мы с владыкой Георгием пошли пешком помолиться в Ближких и Дальних пещерах лавры. Для меня это было не первое посещение лаврских пещер, но, должен сказать, страх и трепет от пребывания там все равно не уходят. А владыка Георгий молился там впервые и тоже почувствовал великую благодать. Вечером мы сообщили владыке Феодосию о плане паломничества, которое устроил нам митрополит Онуфрий.

На следующий день за нами приехал отец Георгий и мы поехали в Чернигов. Там мы посетили Св. Троицкий собор, памятник архитектуры XVII века, где почивают мощи святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского и архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), прославленного Украинской Православной Церковью в 2009 году. День у нас был насыщенный: архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий показал нам свой кафедальный собор, а потом мы поехали в Св. Успенский Елецкий женский монастырь. Это один из самых древних монастырей Украины и самый древний монастырь Чернигова. Монастырь изначально был мужским и основан был в середине XI века князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу, отсюда и название – Елецкий. Согласно монастырскому преданию, здесь некоторое время подвизался отец русского монашества – преподобный Антоний Печерский. Но большинство монастырских зданий было построено в XVIII столетии. Среди его настоятелей был известный церковный писатель и церковный деятель, будущий святитель Ростовский Димитрий.

История монастыря видела и нашествие монголо-татар, разграбивших его в 1239 году; в середине XVII века он находился в ведении иезуитов; в конце 1921 года был закрыт и действующим – женским – стал в начале 1990-х годов.

Мы также осмотрели еще один сохранившийся старейший памятник зодчества Киевской Руси – Спасо-Преображенский собор Чернигова (XI век). О бывшем его богатом убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, колонны. В Спасо-Преображенском соборе похоронен князь Игорь Северский, воспетый в "Слове о полку Игореве".

Вечером мы ужинали с сестрами Успенского монастыря, а потом под большим впечатлением вернулись в Киев.

Как Вам показалась обстановка в Киеве?

В Киеве было спокойно, но было видно, что народ особенно усиленно молится. Когда мы служили Всенощное бдение в трапезном храме Киево-Печерской лавры, все архиереи вышли на полиелей, а помазывать елеем верующих остались митрополит Онуфрий и по левой и правой сторонам храма – мы с владыкой Георгием. Народу было очень много, мы помазывали народ до 9-й песни канона – "Честнейшую Херувим…".

Люди подходили, мы поздравляли их с праздником и воскресным днем, и было видно, что они переживают, страдают, хотят мира, любви, чтобы Господь воцарился в сердцах людских и все были братьям во Христе. Мы сопереживали им, но то, что они просят о мире в храме, в общении с Богом, утешало, ободряло, внушало надежду.

Владыка, Вы упомянули, что за трапезой с вами был митрополит Луганский Митрофан. А Луганск – одно из самых горячих и небезопасных мест…

У нас не было времени поговорить подробно. Владыка Митрофан сказал, что жизнь в епархии сейчас очень непростая, просил молитв и добавил, что если ему приходится ездить, то он ездит из города и назад в Луганск объездным путем.

Какие киевские святыни Вы посетили?

В субботу, в первую очередь мы отправились в Вознесенский Флоровский и Покровский женские монастыри – средневековые обители и единственные, избежавшие закрытия безбожной властью в 1960-е годы. В середине XVIII века во Флоровском монастыре начала свой монашеский путь преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) – основательница Серафимо-Дивеевского монастыря. Среди святынь обители – частица мощей мученика Лавра.

В Покровском женском монастыре мы продолжительно общались с игуменией Каллисфенией и сестрами. Им было интересно узнать о церковной жизни в Америке и Австралии, как живут там православные приходы. Оказалось, что в монастырь приезжали паломники из Наяка и из Вашингтона прот. Виктор Потапов. Нам было утешительно узнать, что монахини не прекращают монашеское делание, горячо молятся в надежде, что Господь Иисус Христос и святой князь Владимир услышат молитвы и пошлют помощь страдающему народу Украины. Монахини знают и наши святыни: святителя Иоанна Шанхайского, Курскую икону Пресвятой Богородицы и просили наших молитв.

В неделю о блудном сыне, святых новомучеников и исповедников Российских, мы с епископами Георгием и Феодосием служили в трапезном храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пели два хора: архиерейский и братский семинарский. Служили митрополит Онуфрий, наместник лавры митрополит Павел, ректор семинарии митрополит Антоний, епископ Ирпенский Климент, викарий Киевскиой епархии и мы.

Перед службой к нам подошел владыка Павел (он давно знаком с владыкой Феодосием – пострижеником лавры). Митрополит просил нас приезжать чаще, не забывать Украину, обещал с радостью нас принимать и вместе молиться у украинских святынь.

На следующий день, во время Божественной литургии, в положенное время, митрополит Онуфрий попросил владыку Георгия совершить диаконскую хиротонию, чтобы подтвердить наше братское единство. "Bishop George, you will do the ordination", – сказал онпо-английски. Владыка Онуфрий вообще использовал малейшую возможность общаться с нами на английском языке.

По окончании богослужения владыка Онуфрий пригласил нас на трапезу в Св. Пантелеимоновский женский монастырь, больше известный как "Феофания". Владыка Митрополит сказал, что ему дорого, что мы здесь, что приехали молитвенно поддержать духовенство и верующих Украины. А нам подумалось: "Хорошо нам здесь быть!"

Вернувшись домой, мы сразу позвонили митрополиту Илариону и рассказали о рукоположении. Владыка Иларион благословил благое дело и выразил слова благодарности митрополиту Онуфрию.

Владыка, каковы Ваши впечатления о поездке в Почаев?

В Почаев мы поехали вечером того же воскресного дня. По пути посетили Св. Троицкий Корецкий монастырь. Игумения матушка Рафаила показала нам святыни обители. Я помню, как мы были там в 2007 году и в этот раз в одной из комнат я увидел на стене фотографии, повествующие о посещении монастыря митрополитом Лавром.

Кстати, в монастыре есть часовня, где непрестанно читается Неусыпаемая псалтирь.

В Почаев мы приехали уже после полуночи. Темно, мороз, снег, тишина. Нас встретил благочинный иеромонах Виссарион и иеродиакон Феодор. Наместник лавры митрополит Почаевской Владимир отсутствовал, но мы не теряли надежды на встречу с ним.

Успенский Почаевский монастырь – место для нас особое. Здесь подвизался и отсюда приехал в Джорданвилль будущий архиепископ Виталий (Максименко), отсюда пошло и наше типографское дело, и пение, и монашеские традиции. Отсюда прибыла к нам наша святыня – Почаевская икона Божией Матери. Как рассказывал мне митрополит Лавр, это был подарок владыке Виталию и Православной Америке от Почаева. Сначала икона пребывала в соборе в Бронксе. Когда после смерти владыки Никона (Рклицкого) в 1976 году по традиции икона посетила на День труда Джорданвилль, владыка Лавр оставил Почаевскую икону в Св. Троицком монастыре.

На следующий день утром вышли с владыкой Георгием на улицу – холод был невероятный. Даже кости промерзали. Но какая благодатная была тишина. Снег, елка, украшения, оставшиеся с Рождества, Троицкий собор, который освящал митрополит Антоний (Храповицкий). В будни в 5 часов утра в Успенском храме служится полунощница, затем ранняя литургия в пещерном храме преподобного Иова. В Почаеве я заметил удивительно добрые лица монашествующих, паломников. Зима, подъезжают автобусы с паломниками и в 9 часов, к поздней литургии, собор был почти полон.

Слушая пение, я вспомнил Джорданвилль – так же поет и наш хор. Помянул владыку Лавра, архимандрита Киприана, других братий монастыря, с утешением вспомнил свои семинарские дни и время, проведенное в монастыре. Особо помолился о владыке Виталии (Максименко), хотя лично я его не знал, но много слышал о нем от владыки Лавра. Иеродиакон Феодор рассказал нам об истории монастыря, Успенского собора, Почаевской иконы и "Стопочки" – места явления Божией Матери, о росписи храма и монашеской жизни. Потом мы спустились в пещеру, где почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Также в монастыре есть пещера, где при жизни подвизался преподобный Иов. Всего в монастыре более 100 человек братии, при лавре есть духовная семинария.

Вернувшись из поездки по приходам, митрополит Владимир, нас принял. Он очень интересовался церковной жизнью в Америке. Потом мы все вместе посетили Духовский скит и там общались с братией.

Нам посчастливилось побывать в Успенской Почаевской лавре в будние дни, помолиться на ежедневной службе. Владыка Владимир рассказал, что под праздник или в субботу за Всенощным бдением народу бывает так много, что он помазывает верущих почти до конца службы.

В день нашего возвращения в Киев мы пошли в Успенский собор на полунощницу в 5 часов утра. Владыка Владимир пригласил нас помолиться в алтаре. В алтаре темно, горела только одна свеча на престоле. Из тишины слышилось прекрасное пение братского монашеского хора.

Слышала, что в монастыре сохраняется традиция, связанная с Почаевской иконой Божией Матери. Это так?

Да. В конце полунощницы под пение стихиры "Непроходимая врата…" – особое пение Божией Матери "Почаевской", поют монахи и все паломники, вниз перед алтарем на лентах спускается дивная икона Пресвятой Богородицы "Почаевская".

Мы с владыками Владимиром и Георгием встали перед царскими вратами на колени. Приложившись к иконе, мы пошли к мощам преподобных в пещерный храм. Оставшаяся в соборе братия начала петь акафист Почаевской святыне. В нижнем храме мы приложились к мощам преподобных Иова и Амфилохия. Во время Литургии, в пещерном храме, я стоял у окна и наблюдал прекрасный вид с горы на Почаев – восход солнца, зима, молитва…

Там же мы встретили епископа Каширского Иова, который служит в Канаде, и соборно с духовенством отслужили акафист преподобным.

Образовались ли в обители какие-либо новые традиции – особые молебные пения, например, в связи со сложной обстановкой в стране?

С прошлого года по понедельникам вечером в лавре после вечерней службы совершают крестный ход с крестом и святыми иконами. Братия и паломники идут вокруг монастыря – внутри его – крестным ходом и молятся, чтобы Господь оградил монастырь. Решил и я пойти на крестный ход. Когда вечерняя служба закончилась, вышел старший священник с крестом и восемь монахов с иконами и вышли из собора вокруг монастыря, а за ними – паломники – всего человек 300. Как мне рассказали потом, летом народу бывает гораздо больше. Крестный ход шел быстрым темпом. Владыка Владимир шел вместе с нами, монахи и паломники пели, на остановках духовенство благословляло крестом и иконами обитель. Вернулись в собор. На душе было радостно.

Как переживают почаевские иноки атмосферу разделения и нестабильности за стенами обители?

Владыка Владимир рассказал, что бывает неспокойно, народ отходит от Бога, но паломников приезжает много. Заметно, что люди сосредоточены на себе, на развлечениях, очень мало кто думает о своем спасении. Он также отметил, что происходящее на Украине – это война против Православия, против Бога. Мы в ответ заметили, что в Америке православные – это тоже малое стадо и нам нелегко удержать молодежь в церковной ограде. И мы, как монахи, должны быть примером, молитвенниками пред Богом.

Какие еще святыни Вы посетили до возвращения в Киев?

Перед возвращением в Киев наш путь лежал в Кременец. В регентском училище, в храме святителя Николая нас встретил почаевский собрат – митрополит Тернопольский Сергий, известный архиерей-молитвенник. Во время встречи со студентами мы рассказали о скаутских лагерях в Америке, о молодежных съездах, о жизни на приходах, о Нью-Йорке, где хранится Курская икона и откуда путешествует по всему миру, о мощах святителя Иоанна в Сан-Франциско. Студенты слушали с большим интересом, а некоторые и поверить не могли, что в США тоже есть православные храмы. Владыка Георгий рассказал молодежи об Австралии, куда ему предстоит отправиться после Пасхи, что и там есть русские православные. Шла сырная седмица, и после встречи я передал ректору скромную лепту – студентам на мороженое.

Мы также посетили Богоявленский женский монастырь, где владыка Сергий показал нам храм, а игумения устроила для всех нас обед. В Киев мы вернулись духовно радостными и насыщенными.

В среду, 11 февраля, накануне нашего отъезда, мы поехали еще раз помолиться в Киевскую лавру. Наш спутник отец Георгий показал нам лаврский Успенский собор. За трапезой мы встретились с епископом Обуховским Ионой, который был прошлым летом на моей хиротонии в Сан-Франциско. Владыка Иона показал нам монастырь в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" – подворье Ионинского монастыря.

Владыка Георгий остался под большим впечатлением, благодарил за братскую любовь и поддержку. Знаете, ведь и у архиереев бывают моменты одиночества, но когда ты знаешь, что твой собрат в Киеве, или в Австралии или Сиэттле за тебя молится, и ты молишься за них, это единство во Христе очень поддерживает.

Мы молимся за наших братьев на Украине, за каждой литургией возносим особые прошения на сугубой ектеньи и молитву, просим помощи от Бога, чтобы беззакония прекратились, а истинная любовь воцарилась.

В Америке живет много украинцев. Что бы Вы сказали им по возвращении из Украины?

Для нас это паломничество стало благодатным соприкосновением с Киевской Русью, хотя сейчас и небезопасно так говорить. Святой Владимир с крестом, стоящий на крутом берегу Днепра, благословляет не только Украину и Россию, но и весь православный мир. Все мы – братья во Христе, у нас одна Православная Церковь и нам надо не нести разделения, а усилить нашу общую молитву о спасении православных в Америке, России, Украине и во всем мире.

Нам трудно, невесело – это естественно. Мы переживаем, молимся, бьем поклоны, а мыслим ли мы о своем спасении? И если бы мы все – украинцы, русские, американцы мыслили о спасении, это сразу дало бы нам толчок к единой молитве о спасении нашей души. Разделения отойдут на второй план, если мы пойдем за Христом. Подумаем о будущем: что мы хотим оставить нашим детям – разваленную Церковь, разделенных православных людей, которые будут постоянно ссориться, или единую Церковь и дружных и процветающых братских народов? Это ведь постхристианский мир хочет разрушить, разделить, уничтожить нашу веру, нашу Церковь, наши семьи, наши святыни. Объединимся вокруг Христа-Спасителя и явим друг другу и всему миру торжество Православия. Господь увидит наше стремление, наши труды, наше единство и – помилует нас.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Гид: Псково-Печерский монастырь Гид: Псково-Печерский монастырь Гид: Псково-Печерский монастырь Гид: Псково-Печерский монастырь
Марина Вологжанина
Как удобнее добраться до Псково-Печерской обители, где можно остановиться и другая полезная паломникам информация.
Дивеево осенью Дивеево осенью
Алексей Реутский
У Паши проблема с ногами. Ходит прихрамывая. Но он три часа стоит, не садясь, на всенощной в Троицком соборе. «Да мне это не сложно. Я на Соловецкое подворье в Москве хожу, там всенощная по пять часов идет. Ничего, стою». – «У тебя же ноги больные!» – «Но если Господь мне такой крест дал, что ж, теперь отказаться от него?»
О паломничестве О паломничестве
Игумен Пахомий (Брусков)
Часто именно с паломнической поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×