Русская литература как хранительница цивилизации

Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый Владыка Герман, многоуважаемый Вячеслав Викторович!

Дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа!

Для меня большая честь выступать на пленарном заседании Знаменских чтений. Это авторитетный форум, который за одиннадцать лет своего существования завоевал всеобщее уважение, стал главным событием научно-образовательного года в Курске, да и во всей Курской области.

Знаменские чтения - это не какая-то бесплодная говорильня. Как мы знаем, «словом Господним небеса утвердишася», Словом Божиим создан мир. Так и мы своими словами созидаем мир вокруг себя. Главная цель нашей конференции - это прояснение смыслов. Как некогда Адам в раю поручил от Бога заповедь нарекать имена животным, так и мы призваны вернуть словам и понятиям их исконное значение.

Нынешние чтения посвящены историческому выбору святого равноапостольного князя Владимира, в этом году мы празднуем тысячу лет со дня его преставления. Также нынешний год официально объявлен в России «годом литературы».

Собственно, именно из литературы, из древнерусской литературы, мы узнаём о том, как проходило крещение Руси - об этом рассказывает преподобный Нестор Летописец в своей «Повести временных лет». Из литературы мы узнаём и о нашей истории, о наших героях и врагах, узнаём и о самом городе Курске. Как известно, первое упоминание о нем содержится в «Житии Феодосия Печерского» - замечательном памятнике древнерусской литературы.

Древнерусская словесность была всецело наполнена смыслами и ценностями православной цивилизации. Одно из самых ранних литературных произведений Древней Руси - "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона. Он был первым русским, негреческим митрополитом, поставленным на киевскую кафедру.

"Слово о законе и благодати" - это выдающееся произведение отечественной словесности, без которого не обходится ни один курс истории русской литературы. "Слово", не говоря уже о его литературных достоинствах, дает впечатляющую картину мировой истории в свете Промысла Божьего и показывает миссию Киевской Руси и Русской Церкви.

Первым оригинальным русским житием стало «Сказание о Борисе и Глебе». Впоследствиижитийная литература явилась самым популярным в народе жанром и дала множество замечательных произведений. Литература XIII-XV веков носила, главным образом, национально-патриотический характер, поскольку русский народ находился в то время под татаро-монгольским игом. Это и«Слово о погибели Земли Русской», и Повесть о житии Александра Невского, и «Повесть о разорении Рязани Батыем» и другие произведения. Именно литература поддерживала тогда моральный дух русского народа, помогала увидеть духовный смысл происходящего.

Древнерусская литература являлась важнейшей духовно-эстетической скрепой русского народа, выражала его заветные идеалы и чаяния, помогала сбережению русской цивилизации. Преемственно именно от древнерусской словесности происходит и наша великая литература «золотого века»: Пушкин, Гоголь, Лесков, Достоевский и другие.

Литература составляет важную часть культуры, а культура в свою очередь определяет самосознание народа, является наиболее ярким выражением его самоидентичности. Не случайно знаменитый американский социолог Самюэль Хантингтон, который ввел в оборот термин «столкновение цивилизаций», подчеркивал решающую роль культуры в глобальных геополитических процессах нашего времени. «Softpower», «мягкая сила», - так он называл культуру. Культурная идентичность - это решающий фактор в геополитическом противоборстве после окончания «холодной войны».

Ему вторит и другой американский властитель дум, Збигнев Бжезинский. Вот что он пишет в свой книге «Выбор: мировое господство или глобальное лидерство» о значении культуры: «Вдохновляемая Америкой глобальная культурная революция… изменяет социальную мораль, культурные ценности, личные вкусы, сексуальное поведение и материальные запросы молодого поколения почти всего мира… Движимая этой притягательной силой, Америка стала «внеплановым» и политически неуправляемым средством культурного соблазна, который просачивается, захватывает, меняет поведение и, в конечном счете, духовную жизнь все более значительной части человечества».

На мой взгляд, трагедия на Украине произошла именно вследствие потери своей культурной идентичности. А затем и неизбежной утраты понимания православной цивилизации. Украинский народ стал мыслить в категориях национальных, местечковых, забыл о своей принадлежности к православной цивилизации.

А с чего это начиналось? Вначале в школах практически перестали изучать русскую литературу, даже Гоголя проходили кратко в курсе зарубежной литературы. По результатам социологического опроса 2013 года, половина украинцев вообще не читает книг. В Киеве, куда мне приходилось довольно часто приезжать в 2008-2013 годах, книжных магазинов практически не оставалось, а в тех, которые работали, ассортимент был просто ничтожным.

Именно поэтому в 2009 году мы осуществили проект издания Полного собрания сочинений и писем Гоголя в 17 томах, которое параллельно вышло в Москве и Киеве, это было российско-украинское издание, которое выходило по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Но таких усилий было совершенно недостаточно, и Украина, к сожалению, утратила сознание своей принадлежности к великой православной цивилизации. Произошло то, о чем еще за 20 веков до Самуэля Хантингтона говорилось в Евангелии - "конфликт цивилизаций»: «Восстанет народ на народ и царство на царство» (Мк 13:8). И не только конфликт, но и раскол цивилизации: «Предаст же брат брата на смерть и отец - детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк 13:12).

Но в истории Украины такое уже случалось - об этом рассказывает повесть уже упомянутого Гоголя «Тарас Бульба». Ведь в ней казаки, при всех своих недостатках, предстают прежде всего защитниками православной веры, православной цивилизации. А тот самый «культурный соблазн», о котором пишет Бжезинский, воплощается в образе прекрасной полячки, сводящей с ума одного из сыновей Тараса Бульбы, Андрия…

Русская литература - в образах Татьяны Лариной у Пушкина, Лизы Калитиной у Тургенева, Платона Каратаева у Толстого, старца Зосимы и Алеши Карамазова у Достоевского и множестве других - дала нам потрясающие примеры воплощения христианских идеалов в жизни. Ведь если необычайно важно читать о нравственных императивах в Евангелии или святоотеческой литературе, то важно и уметь распознавать их в живой ткани бытия, в наших повседневных встречах и заботах. А здесь незаменимым помощником выступает как раз художественная литература, отражающая жизнь во всем ее многообразии.

Главные христианские качества: жертвенная любовь, смирение, мужество, вера, оптимизм - все это мы находим в героях русской литературы, всему этому мы учимся у них, и они, порой неосознанно для нас самих, становятся нашими героями и образцами. Именно на них, литературных героев: на Алешу Карамазова и Татьяну Ларину, на князя Мышкина и Наташу Ростову, - а не на суперменов из голливудских боевиков, мы ориентируемся, когда хотим поступать по-христиански.

Русская литература оставила нам и глубокое творческое, художественное осмысление евангельских заветов. Например, в эти дни Великого поста мы часто вспоминаем замечательные строки Пушкина из его стихотворения «Отцы-пустынники»:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Русская литература помогала сберечь эти идеалы и в советское время, когда шла безжалостная борьба с Церковью, разрушение традиционной морали, попытка вырастить нового обезбоженного человека. И в наше время русская литература остается одним из главных хранителей христианских ценностей в мире, где все больше царствуют гедонизм, потребительство, пошлость.

Если мы хотим сохраниться как народ, сберечь свою православную цивилизацию, остаться верными евангельской правде, то главным нашим помощником в этом деле всегда была, есть и будет великая русская литература.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО) «Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» (+ВИДЕО) «Древнерусская книга — беседа Бога с человеком»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Портал Православие.Ru предлагает читателям цикл бесед о русской словесности и культуре с профессором Александром Николаевичем Ужанковым.
«Русский писатель не может не быть православным» «Русский писатель не может не быть православным»
Валерий Ганичев
«Русский писатель не может не быть православным» «Русский писатель не может не быть православным»
Беседа с писателем Валерием Ганичевым
Наша культура всегда остается в православном поле. Даже в своих заблуждениях русские писатели всё равно не выпадают из религиозного поля. И представители советской литературы тоже.
Читайте хорошие книги Читайте хорошие книги
Прот. Андрей Ткачев
Читайте хорошие книги Читайте хорошие книги
Протоиерей Андрей Ткачев
Оцените мысль: «Нехватка придает достоинство вещам. Будь земля на каждом шагу усеяна жемчугом – его начнут топтать, как гальку. Покрой бальзамовое дерево все горные склоны – бальзам станет плебейской жидкостью. У всех вещей с увеличением числа и массы настолько же падает цена. И наоборот, от нехватки самые низменные вещи бывали драгоценными: так среди жаждущих песков Ливии чуточка влаги в руках римского полководца вызывала всеобщую зависть»
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×