Мир обязательно спросит

    

Та весенняя палестинская ночь вошла в историю человечества с решительной определенностью. Тогда совершилось событие, навсегда изменившее ход истории, лишившее нас права на самооправдание. Тогда Сын Божий был осужден и предан на распятие за грехи всего мира. В ту ночь Спаситель молчал, а мир говорил. Мир требовал ответа, но Сын Божий уже всё сказал, и наступало время, когда о слове Его должны свидетельствовать те, кто решился назваться «своими» для Сына Человеческого: «Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им: вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18: 21).

Никто не сможет уйти от ответа, у каждого спросят четко и ясно: “Не из учеников ли Его и ты?” (Ин. 18: 25)

С этого момента мир больше не будет добиваться ответа у Спасителя, только с презрением бросит Ему риторическое: «Что есть истина?..» (Ин. 18: 38). Мир спросит у «слышавших», мир у них потребует отречения от неудобной Истины, их будет заставлять стать «своими», забыв «Царя Иудейского» (Ин. 18: 39). Исключений не будет, никто не сможет уйти от ответа, к каждому войдут в дом, к каждому постучатся в жизнь, если надо – ворвутся, и спросят четко и ясно: «Не из учеников ли Его и ты?» (Ин. 18: 25)…

Порой так хочется верить, что жизнь совершенно простая. Вот мы, вот наши родные, друзья, знакомые, общие интересы. Жизнь идет своей чредой, иногда, правда, сворачивая, порой взлетая круто вверх или устремляясь вниз, но всё же дорога остается знакомой и рядом столько близкого. Всё хорошо. Может, не всегда замечательно, временами тяжеловато, но всё же в пределах нормы. Наш мир не имеет слишком острых углов, не требует обременительной определенности. Мы чувствуем себя спокойно, особо не напрягаясь и без надрывов.

Но вдруг в жизни появляется фраза, кинутая кем-то без особого внимания, без акцента, но совершенно ясно запечатленная в сознании: «А почему у вас в Церкви…?»; или «Зачем вы…?»; или «Я верю, но Церковь…»; и, наконец: «Я не против Церкви, но почему нельзя…? У каждого своя жизнь…»

До этого момента казалось, что та далекая палестинская ночь останется всего лишь воспоминанием, что ее решительность в определении «своих» и «чужих» нас минует, пройдет стороной и мы всё же проживем свою спокойную жизнь в тишине и мире. Но нет. Было сказано и другое: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10: 34).

Мир слишком жесток и ревнив, чтобы считать “своими” тех, кто “слушает гласа Моего” (Ин. 18: 37)

Оказывается, жизнь христианина для тех, кого он считает даже совсем близким, «своим», может быть просто чужой. Оказывается, его путь слишком очевиден, слишком мало в нем места для беззаботной неопределенности, чтобы почувствовать вкус «настоящей» жизни. Оказывается, мир слишком жесток и ревнив, чтобы считать «своими» тех, кто «слушает гласа Моего» (Ин. 18: 37).

Скорее всего, так и есть: мир слишком жесток, а человек слишком требователен к другим, чтобы теряться между надуманными вариантами, чтобы постоянно идти на компромиссы с истиной. Третьего не дано. В реальной жизни не дано и второго. Ты либо со Христом, либо в мире, отодвинувшем Его на третье, второе или даже почетное место, не важно. Главное, что Христос отодвинут за пределы реальности в отвлеченный идеализм. О Нем могут много говорить, уважать Его, трогательно вспоминать в минуты особых переживаний, но Он никогда не задерживается всерьез и надолго. Здесь Он приходит и уходит, а жить хочется всегда. Хочется просто пожить. Без мыслей, ответственности, без обязательств, без определенности, жить «как все», то есть для себя…

Но реальность жестока: в удобном мире нет Жизни, нет Христа, здесь о Нем вспоминают, но не живут с Ним. И волей-неволей порой приходится обманываться трогательными минутами искренности и всплесками благочестивых разговоров. Мы думаем, что нам по пути. Но оказывается, что у нас «своя жизнь», чужая.

    

Об этом обязательно напомнят, лишь стоит приблизиться, попробовать стать «своими», не расставаясь с Тем, от Кого отказаться не можем. И «свои» обязательно отодвинут на безопасное расстояние, на расстояние разговора, шутки, веселой компании, но не больше. Иногда это слышать слишком больно, и боль слишком реальна. Но она отрезвляет, возвращает на землю.

Мир обязательно спросит, кого мы выбираем

Мир обязательно спросит, кого мы выбираем. И «свои» обязательно ответят: «не Сего, но Варавву» (Ин. 18: 40)… По-другому быть и не могло. Ведь «если бы вы были от мира, то мир любил бы свое» (Ин. 15: 19). Мир не может полюбить тех, кто избрал Другого, не может принять в свою жизнь даже не столько потому, что ненавидит «слушающих гласа Его». Есть и другие причины, менее категоричные: быть рядом просто неудобно, слишком мало места для мечтательности, для приятной беззаботности…

Реальность лечит неверие в Евангелие. Она дает понять, что Спаситель был и остается Самым большим Реалистом, Который когда-либо жил на земле. Его слово нельзя стушевать, прикрыть романтической метафоричностью, оно воплощается реально и однозначно, входит в жизнь со всей ответственностью, с определенной решительностью. И мы должны быть готовы к тому, что отвечать придется однозначно: «не из учеников ли Его и ты?» (Ин. 18: 25). И отрекаться тоже придется реально – либо от мира, либо… от Христа. Третьего не дано, ибо «кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2: 15).

Роман Савчук

9 апреля 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митр. Давид (Качахидзе)
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митрополит Давид (Качахидзе)
Творец дал человеку три основных дара: разум, сердце и волю – и обязал, чтобы человек эти дары направил к Нему – как к единственному неиссякаемому источнику счастья.
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митр. Лимассольский Афанасий
Лекарство от фарисейства Лекарство от фарисейства
Митрополит Лимассольский Афанасий
Любовь не может быть навязана логикой. Любовь выше логики. Поэтому мы не можем применять критерии мирской логики к тем людям, которые любят Бога. Святые руководимы своей логикой, которая отлична от мирской, потому что их логика – это «логика» любви. Так что Церковь не учит нас просто становиться хорошими людьми – хотя и этому тоже. Это все азы. Наша Церковь учит нас любить личность Господа нашего Иисуса Христа.
Комментарии
Марина14 апреля 2015, 14:06
Господи, укрепи меня, немощную, и помоги мне выдержать всю обрушившуюся на меня ненависть родных и близких. Помоги не обозлиться на них и не предать Тебя! Вразуми, спаси, помилуй!
Александр13 апреля 2015, 20:37
..."Тем более, что эти сограждане (у кого по 3 иномарки) "попов на мерседесах" не осуждают"... Очень спорное утверждение, как это ни парадоксально.
Людмила12 апреля 2015, 22:26
Противники православной церкви почему-то все время трещат об этих джипах. Ну хоть бы новое что придумали.Лет двадцать одно и тоже. Надоело, честное слово.Я пошел бы в церковь,но эти попы на джипах..Не понимают, что мысли эти им в голову вкладывает враг рода человеческого.Смените пластинку уже.
Елена12 апреля 2015, 20:49
Так и есть. Мир в лице близких уже отделяет себя. Больно за них, обидно за себя(видно гордынька шевелится), ведь оплевывают не чужие - родные. Размышляла - а смогла бы исповедать свою веру до мученичества, а ведь пасую и перед мамой, стараюсь не демонстрировать свои действия, свидетельствующие о вере. Но это не имеет смысла, я все равно "не их". Укрепи, Господи!
Константин11 апреля 2015, 21:30
Дима(Дмитрий), друг, Господь же с тебя будет спрашивать, подумай об этом? Не за батюшку на джипе, а именно с тебя? Батюшку на джипе Господь также спросит, но тебе что до этого? Подумай, брат и помолись. Мне почему-то попадаются только благочестивые священники труженики, где вы находите батюшек на джипах - не знаю.
Уже видны лучи Пасхи, Светлого Христова Воскресение! Ещё чуть-чуть, сейчас на службу! Смерть где твоё жало, ад - где твоя победа? И слёзы, и радость! С ПРАЗДНИКОМ!
Дима10 апреля 2015, 21:12
Андрею: Так и не надо покупать священникам крутые джипы, а если и покупать, то только если очевидно, что честным трудом заработаны.
Священник не должен заботиться о мирском и обходиться малым, не стяжать больше необходимого, и сравнивать священника с тем (очень немногими!) согражданами у кого по 3 иномарки - это просто смешно. Тем более, что эти сограждане "попов на мерседесах" не осуждают, ведь им же боком выйдет. Осуждают простые трудяги и работяги.
Если священнику без крутого джипа и вправду никак, то его мало кто осудит, судят стяжателей, потому что народ не глупый и понимает, кто есть кто. Хотя пишу я это зря, толку ноль, оправдывать их будут пока и правда чаша не переполнится.
Вадим10 апреля 2015, 00:41
Вы правы,Андрей,все так и будет.У меня в семье уже произошел раскол:верующая,обрученная жена и дочь перешли в "стан врага".Долго жил и думал,как жить под одной крышей дальше?Решил развестись,а мне 67 лет,а жене 47,дочери 14лет,поехал в Дивеево,пожил,помолился и.....Бог твердо направил меня обратно домой.Цель Бога - спасти наши души,а спасти душу без борьбы невозможно.Вот и идет тихая,но упорная война - я борюсь за свою душу и души близких мне людей,и это война с дьяволом,с миром,с плотью.Я всем сердцем уповаю на помощь и возлагаю надежду на Бога.Спаси и сохрани нас,Господи!
Елена 9 апреля 2015, 21:30
Статья задела душу. Я поздно крестилась, хотя знала что Бог есть. Не воспитала дочерей в вере к Богу. И теперь не могу убедить их что верить в Бога и в то же время хулить Церковь и её служителей это кощунство. У нас в Новосибирске кипят страсти по спектаклю "Тангейзер" (как будто нет других проблем).И как защитники спектакля не видят, что снова распинают Иисуса Христа, особенно больно когда дочери на стороне защитников. Убедить их у меня не хватает слов, я только спросила: если бы меня или папу так же показали на сцене вам бы понравилось? А ведь мы, родители, страшные грешники, а Христос страдал за нас, а мы его продолжаем распинать. Молюсь за детей, но сама великая грешница и дети страдают и за мои грехи. Люди добрые помолитесь о здравии Ирины и Иоанны. Спаси Господи!
Светлана Бурукина 9 апреля 2015, 20:27
С Андреем согласна. Будут рвать на части. Причём для этого не надо будет сильно отличаться от прочих - отличия сами найдут, выдумают, припишут.Достаточно будет просто "сверху" получить разрешение, как писал Достоевский, "что людей можно резать". Война гражданская, репрессии - это чьими руками делалось? Не Сталин и не Берия пришли в каждый дом и всех "заарестовали" - такие же, как мы, простые граждане, приличные люди - интеллигенты, рабочие, крестьяне, военные, "творческие личности"-а коллег, соседей жён, мужей, родных... Чаще всего из шкурных соображений, из выгоды или зависти. В 90-е годы, когда рассекретили архивы, родственники репрессированных заглянули в дела их, чьи доносы их отправили на Колыму или под расстрел - и ахнули. Те, кого они у себя домв принимали, как дорогих гостей, с кем хлеб-соль делили. Так что было это, было, тысячи лет было, и ещё будет. По-другому не будет, не надейтесь. У нас одна надежда, в Боге, другой нет.
Ангелина 9 апреля 2015, 14:54
Прямо по сердцу... Наболевшее... Думать об этом страшно, и все время хочется эти мысли запихнуть на задворки сознания. Спасибо, что напомнили.
Александр 9 апреля 2015, 13:57
Спасибо Вам! Я вспомнил события 20-ти летней давности. Я решил принять крещение. Мне было около 24 лет. Я был женат. У меня была дочь.Крещены были все кроме меня. Даже дочь крестили, но я был равнодушен к Вере и для меня это был просто обряд. И тут я понял, услышал, увидел что такое Православная Вера. И решил принять Крещение. До этого момента я много читал о подвижниках, истории Русской Церкви, Писание. И понял что это настоящая Жизнь. Я никому не сказал о своем намерении. Пришел в Храм и стал Православным Христианином. Произошло чудо - я бросил курить. И как бросил. Бог просто избавил меня от этой страсти и все. Я до этого не курил по 5-6 месяцев и могу оценить разницу. Но самое удивительное произошло потом. Все мои родные ВСЕ!!! стали упрекать меня , что я не посоветовался с ними о своем решении.Ведь я решил изменить свою жизнь и жить по Христиански. Но они крещеные люди наехали на меня как самые настоящие враги. Если бы не Благодать Божия и не моя решимость - возможно я и отчаялся, но мне было так хорошо с Богом, что я устоял. Будьте крепки в Вере и не предавайте Христа Спасителя. Аминь!
Павел 9 апреля 2015, 13:43
Сильная статья, Спаси Бог.
Марина 9 апреля 2015, 12:51
Спасибо за верные слова. Зачастую мы забываем о своей христианской ответственности, тем самым снова распиная Господа. Отношу это, в первую очередь, к себе грешной, о чем не устаю Господу нашему исповедоваться и каяться. Планка высока, но победа бесценна. Будем же к себе построже и не дадим своей душе лени и беззаботности. Спаси Господи и помилуй!
Андрей 9 апреля 2015, 12:47
Может и по-другому. Если мы как-то сумеем объяснить людям, что РПЦ не алчная. Что это очень хорошо, если сельский священник не на раздолбанной "Ниве" (как я везде вижу) по всем приходам мотается, а на крутом джипе (как я везде слышу, но ни разу пока не встречал). Посмотри на себя - у тебя три иномарки и шикарный загородный дом - ну почему ты не хочешь, чтобы у другого была хоть одна иномарка? Ну вот где тут зацепиться? Где тут найти трещинку? Человек оброс иномарками и отгородился двухэтажным особняком - попробуй к нему пробиться. Всё чётче ощущаю, что окружающие меня - это не "мы", а "они". Всё больше у них слепоты и ненависти.
Андрей 9 апреля 2015, 12:44
Сегодня двое моих знакомых с огромной ненавистью, даже яростью ругали "алчную РПЦ" и "попов на мерседесах". Я просто прошёл мимо. Не сказал ни слова. Не испугался - нет. Просто чётко понимаю - бесполезно. Полностью бесполезно. Даже малейшей трещинки нет, где бы зацепиться. В последнее время также стал всё отчётливее ощущать - а ведь только открой некую плотину - тут же вот эти самые люди, мужчины и женщины (возможно и подростки) - они же будут рвать тебя на части, забивать битами и кидать в костры. Вот эти самые, с которыми ты здороваешься каждое утро, разговариваешь о погоде и о делах. Мир всё стремительнее становится чёрно-белым. Скоро останется только "да" и "нет" и никаких "может быть". Белое или чёрное, единичка или нолик, плюс или минус, добро или зло, Жизнь или смерть. Что спустит курок? Собрат, сбивший на машине ребёнка? купивший себе мерседес? съездивший в Турцию "на деньги бедных старушек-пенсионерок"? Не знаю. Но лавина пойдёт - не увернёшься. Тут же вспомнят, что ты "их этих" - потому как посты соблюдал и матом не ругался. Или может, по-другому оно как-то будет?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×