«Свидетелям Иеговы поиск истины не нужен»

Беседа с Артемом Григоряном, бывшим долгое время «свидетелем» Иеговы (+ВИДЕО)

В рамках сотрудничества с телеканалом «СПАС» портал Православие.Ru начинает публикацию ярких историй прихода к вере наших современников из различных заблуждений.

Священник Георгий Максимов: Здравствуйте. В эфире передача «Мой путь к Богу». Она о тех людях, чей путь в Православную Церковь был непростым и которым для того, чтобы стать православными, пришлось многое в своей жизни поменять, от многого отказаться, многое переосмыслить. О том, что движет такими людьми, что дает им силы, мы беседуем с нашими гостями.

Сегодня в студии сектовед из Санкт-Петербурга Артем Валерьевич Григорян. До своего обращения в Православие он провел много лет в такой организации, которую нередко причисляют к одной из опаснейших современных сект.

Артем Валерьевич, не могли бы вы рассказать, с чего всё началось? Выросли ли вы в верующей семье?

Артем Григорян Артем Григорян
    

Артем Григорян: Безусловно, поиски некоей высшей истины в моем случае начались довольно рано, и можно сказать, что я рос в семье, которая всегда имела большой интерес к чему-то духовному. Наверняка, все помнят время разрушения Советского Союза, время крушения многих идей, ценностей. И в ту эпоху – начало 1990-х годов – было тотальное увлечение различными духовными практиками, люди пытались найти ответы на жгучие вопросы о своей жизни, пытались разобраться. И мои родители также были людьми ищущими, увлекались различными восточными практиками: кришнаизмом, рерихианством, какими-то магическими медитативными практиками – это очень модно тогда было. Но также, несмотря на эти свои увлечения, мои родители, как люди, выросшие в нашей культуре, всё равно считали себя православными христианами, и мы время от времени заходили в храм, молились, ставили свечки. Конечно, о сознательной духовной жизни речи не шло. Но мои детские воспоминания всегда связаны с каким-то внутренним поиском, хотя, наверное, это несколько необычно для детей. Например, я очень хорошо помню, как, когда мне было 6 лет, произошла катастрофа: я попал под «КАМАЗ», чудом остался жив. И эта трагедия в нашей семье очень обострила духовные поиски. Я помню, как, лежа в гипсе, на растяжках, я рассуждал о Боге, о смысле жизни, о причинах страданий, обсуждая это со своими родителями.

Такая атмосфера духовных исканий была у нас в семье, и родители пытались получить ответы на свои вопросы, но, к сожалению, в начале 1990-х Церковь во многих случаях еще не была способна дать людям то, что они там искали. И всё это привело к тому, что ответы были найдены в совсем другом месте. Это был 1996 год, когда мои родители после неудачной попытки воцерковления, связанной с близким знакомством с одним псевдостарцем, занимавшимся экзорцизмом, попали к свидетелям Иеговы – к улыбающимся людям, которые пришли и сказали, что они готовы уделять свое время, тратить свое внимание для того, чтобы дать ответы на их вопросы. Так, собственно говоря, началось наше близкое знакомство со свидетелями Иеговы, начался этот путь. Мне тогда было 11 лет.

Отец Георгий: Понятно, что привлекло прежде всего, – это то, что иногда называют «бомбардировка любовью»: когда к каждому вошедшему человеку обязательно кто-то подойдет, улыбнется, скажет: «Как я рад, что ты пришел»… А что потом? Что позволило укорениться в этой организации?

Они влюбляют в организацию. А вероучительная сторона – вторична и очень хорошо ложится на сознание человека, уже влюбленного в организацию

А. Григорян: Да, вы совершенно верно заметили. Человек может стать полноценным свидетелем Иеговы, только если он начнет посещать собрания и так называемые конгрессы – это очень большие мероприятия, которые собирают множество общин какого-то района. И свидетели Иеговы сами из своего миссионерского опыта знают, что если человек, с которым они изучают Библию, не придет на собрание, значит, он скорее всего не станет «свидетелем» и на него нет смысла особенно тратить время. Конгрессы производят просто невероятный эффект: человек видит огромный стадион, заполненный десятками тысяч улыбающихся красивых людей, опрятно одетых, абсолютную чистоту, упорядоченность, теплые отношения – поцелуи, любовь – это производит колоссальное впечатление. Я много размышлял над этим, пытаясь анализировать путь и моей семьи, и многих знакомых людей – как «свидетелей», так и тех, кто вышел. В основном это один и тот же сценарий: люди влюбляются в организацию, влюбляются в людей. И на самом деле вероучительная сторона – вторична. Она очень хорошо ложится на сознание человека, уже влюбленного в организацию. И когда человек влюбляется, его окружают действительно невероятным вниманием, невероятной заботой. Иногда могут даже помочь финансово, с работой. Человек влюбляется и уже потом полностью готов к восприятию различных идей. И здесь начинается очень тонкий процесс индоктринации – основанный на специальном пособии учебный курс, который представляет собой главное тематическое распределение Библии – естественно, со своей сугубо конфессиональной интерпретацией, местами весьма странной, натянутой, искусственной. Но это всё замечательно ложится, потому что человек уже влюблен.

    

Отец Георгий: Но такое повышенное внимание не может быть всё время столь же интенсивным, как и в самом начале, когда человек только приходит?

А. Григорян: Конечно. Потом степень градуса этого внимания ослабевает. Когда человек принимает «крещение», становится полноценным членом организации – он уже сам должен проявлять внимание, то есть он уже так научен проявлять эти чувства по отношению к новичкам. Таким образом, он уже становится частью этого огромного механизма.

Отец Георгий: Сколько времени вы провели у свидетелей Иеговы?

А. Григорян: Порядка 15 лет.

Отец Георгий: Серьезный срок. И эту организацию, ставшую, можно сказать, вашей новой семьей, в которой уже за такое время вы, конечно, обросли многими знакомыми, друзьями, где всё, казалось бы, уже привычно, знакомо, комфортно, вы покинули. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы продолжить свой поиск? И не просто продолжить, но и обратить его туда, откуда вы хотя бы формально, но все-таки вышли? Потому что я знаю: у многих людей, которые оказались не только у свидетелей Иеговы, но и у протестантов, есть определенный комплекс. Хотя, как правило, с Православием их связывал лишь факт крещения и они практически ничего не знают о содержании православной веры, они убеждены: мы уже были православными, в храм ходили, куличи святили, поэтому Православие нам не интересно. Что в вашем случае помогло преодолеть это предубеждение?

А. Григорян: Это был очень долгий и болезненный путь. Он занял не один год. И прежде, чем прийти в Церковь, мне нужно было сначала выйти из организации свидетелей Иеговы. Стоит сказать, что в 2005 году я был приглашен в качестве сотрудника в главный управленческий центр свидетелей Иеговы в России – это считается очень привилегированным служением. Собственно говоря, для многих свидетелей Иеговы это просто предел мечтаний – оказаться в главном управленческом центре. Он находится в поселке Солнечное под Санкт-Петербургом. Я прослужил там 4,5 года. И, наверное, если бы я туда не попал, то, может быть, я до сих пор оставался бы свидетелем Иеговы.

Отец Георгий: Почему?

Мне стало очевидным: в реальности никакого духовного преображения у свидетелей Иеговы не происходит

А. Григорян: Потому что пребывание там для меня обнажило многие проблемы, которые существуют в организации. Мне тогда было 20 лет – то есть вполне юношеское состояние, такое романтичное. И я оказался в самом сердце организации, там, где служат все самые авторитетные люди, которые занимаются непосредственным управлением организацией здесь, в России. Это целый городок, в котором живет около 300 человек – элита организации, – и 24 часа в сутки они находятся вместе. И вот пребывание там показало мне другую сторону организации. Я воочию убедился, что, собственно говоря, все те немощи, все те страсти, все болячки духовные и душевные, которые были у людей до вступления в организацию, – они с ними так и остались. То есть для меня стало очевидным, что в реальности какого-то духовного преображения там не происходит. И я увидел, что, так сказать, ничто человеческое не чуждо даже самой элите. Это и лицемерие, и обман, и гнев, и сплетни, и алкоголизм, и многое другое. Но это просто помогло мне немножко более объективно смотреть на организацию.

Второй момент был связан с тем, что, находясь в управленческом центре, я имел доступ к очень интересной библиотеке, в которой был раздел, посвященный разным религиям. Собственно говоря, никто никогда этим не интересовался, за исключением переводчиков, которые работают с разными материалами, и им нужно владеть терминологией. В этом разделе было очень много интереснейших книг православных авторов начала ХХ века. Например, работы Н.Н. Глубоковского, разных профессоров Киевской, Казанской, Московской духовных академий. «Толковая Библия» А.П. Лопухина, трехтомная. Я тогда вообще впервые в жизни увидел православную серьезную литературу. И я был просто поражен, потому что, как вы представляете, все люди, находящиеся в таких псевдохристианских организациях, крайне низкого мнения о православной вере и богословии.

Отец Георгий: Боюсь, как бы они после нашей передачи не почистили библиотеку (смеется).

А. Григорян: Может быть, это уже сделали. И вот, я взял эти книги и стал просто из любопытства читать. И чем больше я читал, тем больше я поражался тому, насколько глубоко, интересно и убедительно звучало то, что там было написано. Там были разные темы. Я всегда очень интересовался библеистикой, и мне этого не хватало в организации свидетелей Иеговы, потому что свидетели Иеговы всех этих вопросов касаются крайне поверхностно. У них максимально примитивистское понимание, поверхностное. А здесь я столкнулся просто с кладезем информации, и меня поражало то, что это конец XIX века. А, собственно говоря, свидетели Иеговы предали забвению всю свою литературу не то что конца XIX века, но даже сорокалетней давности. Они ее не читают. И мне было удивительно: как так может быть – такая старая литература, но она такая интересная! И вот тогда у меня, наверное, был сломлен один из главных стереотипов – о том, что духовная жизнь и вообще подлинное богословие невозможны вне организации свидетелей Иеговы. Потому что свидетели Иеговы приучены думать именно так. И тогда у меня начались поиски. Я позволил себе думать независимо, пытаться находить ответы.

стенд с раздаткой от религиозной организации “Свидетелей Иеговы” в Твери стенд с раздаткой от религиозной организации “Свидетелей Иеговы” в Твери
    

И, конечно, ключевым фактором стало прочтение книги бывшего члена руководящего совета свидетелей Иеговы Реймонда Френца. Это легендарная, удивительная личность – человек, который 60 лет посвятил себя служению организации, из них десять лет был членом руководящего совета – то есть одним из «помазанников», тех самых, которые, собственно говоря, и решают, во что будут верить 7 миллионов свидетелей Иеговы. Реймонд Френц написал книгу под названием «Кризис совести»[1] в 1980 году, потом вторую книгу – «В поисках христианской свободы»[2]. И я нарушил, наверное, самый главный запрет любой авторитарной системы – на чтение источников информации от бывших членов организации. Я читал эту книгу в страхе – представляете, находясь в самом сердце организации, я читал книгу, даже название которой запрещено произносить среди свидетелей Иеговы. Я закрывал дверь, опускал шторы и читал. И помню, насколько меня потрясало всё, что я читал, – это даже можно сравнить с некоторым болезненным состоянием. Это состояние дрожи, состояние ощущения того, как поднимается температура, – это было что-то невероятное. И я читал и понимал, что каждая строчка этой книги рушит тот мир, в котором я находился с 11 лет. И мне становилось, с одной стороны, невероятно радостно от того, что я понимаю истину, а с другой стороны, мне становилось страшно от вопроса: как жить дальше? Эта книга сыграла ключевую роль в моем выходе из организации, который растянулся на несколько лет. Безусловно, выход из организации был очень сложным и для моей жены, которая была в организации с 6 лет.

Отец Георгий: Вы там же и познакомились?

А. Григорян: Да, мы познакомились в организации, поженились и год даже служили вместе с ней в этом управленческом центре. Вся моя семья – родители, братья – являются свидетелями Иеговы. И вся наша жизнь – что моей жены, что моя – была связана со «свидетелями». И я понимал: наш выход приведет к тому, что весь этот мир будет разрушен. Собственно говоря, так и произошло, потому что свидетелям Иеговы запрещено общаться с людьми, которые вышли из организации – которых исключили из-за каких-то грехов и тем более с теми, кто вышел по идейным соображениям. То есть я нахожусь в числе так называемых отступников – со мной нельзя здороваться на улице, общаться.

Отец Георгий: Наверное, был какой-то промежуточный период, когда вас пытались убедить, призвать к тому, чтобы задуматься? И, наверное, довольно большой прессинг пришлось испытать не только вам, но и вашей супруге?

Мировая штаб-квартира Свидетелей Иеговы в Бруклине, Нью Йорк Мировая штаб-квартира Свидетелей Иеговы в Бруклине, Нью Йорк
    

А. Григорян: Конечно. Прежде всего мои родители, очень искренне верующие, прилагали много усилий. Представляете, если с их стороны посмотреть: сын уходит из ковчега спасения? А, как вы знаете, свидетели Иеговы со дня на день ожидают Армагеддон, и понятно, что выход из организации равносилен уничтожению. Тотальному уничтожению, которое грядет при наступлении Армагеддона. И они, конечно, пытались всячески меня образумить. Это было больше эмоционально, чем интеллектуально. И мои друзья и знакомые беседовали. Но, к сожалению, они не слышали меня. В принципе это, наверное, неудивительно. Но прежде чем выйти из организации, я написал несколько писем в Руководящий совет, в Америку. Эти письма не хотели отправлять, когда я находился в управленческом центре, – они касались некоторых вопросов, связанных с переводом «Нового мира» – конфессиональной Библии свидетелей Иеговы.

Отец Георгий: А вы не могли самостоятельно их отправить?

А. Григорян: Будучи вефильцем[3], я хотел, чтобы это письмо отправили не просто почтой, а по внутренним каналам, – чтобы этому письму уделили максимальное внимание. Второе и третье письмо я посылал сам, уже будучи вне управленческого центра.

Отец Георгий: Что было в этих письмах?

Ответы пришли, и они окончательно убедили меня в том, что свидетелям Иеговы поиск истины не нужен

А. Григорян: Разбор тех противоречий и ошибок, которые имеются в организации свидетелей Иеговы. В частности, они были связаны с явными расхождениями с греческим подлинником Нового Завета. Я прорабатывал некоторые вопросы, связанные с конкретными переводческими решениями, потому что они явно расходились с греческим текстом. Я писал об этом. Это письмо было на английском языке, на шесть страниц. Его не хотели отправлять. Мне даже сразу сказали, что это письмо сквозит недоверием к «верному рабу»[4]. Как ты можешь так не доверять? Но я искренне хотел разобраться, потому что ответов не было на эти вопросы. В результате мне ответили. Ответы пришли, и эти ответы меня окончательно убедили в том, что в этой организации поиск истины никому не нужен. То есть закостенелая догма, какой бы она ни была абсурдной, важнее, чем поиск истины.

Отец Георгий: А что они ответили, если вкратце?

А. Григорян: Это была отписка. Они мне написали: «Брат Григорян, мы хотим тебя, конечно, похвалить за то, что у тебя такой настрой в плане постижения Божиего слова, но, знаешь, ты должен ждать, ты не должен бежать впереди организации. Когда Иегова посчитает нужным – он прольет больше света. Верный благоразумный раб в Бруклине даст прояснения. А если он не даст прояснений – продолжай дальше служить и держись крепче организации». Ответов никаких не было. У меня были очень конкретные вопросы, список. Но ни на один из этих вопросов ответов я не получил. И в результате через какое-то время мы с женой написали письмо о выходе из организации. Разослали его всем друзьям, знакомым – у меня было очень много связей со свидетелями Иеговы в разных странах, в СНГ – в Армении, в Грузии, в Казахстане, в Киргизии, Украине. Мы всем разослали, и была встреча со старейшинами моего собрания, они пытались меня увещевать, и наконец нас исключили из организации – на основании этого письма. И дальше весь этот мир для нас был разрушен.

Отец Георгий: Многие, кто прошел похожий путь, кто вышел из подобной организации, необязательно свидетелей Иеговы, переживают «ломку». После того, как они вышли, психологически очень тяжело. Действительно, мир разрушен. Что помогло вам на этой стадии?

Изучение Библии Свидетелями Иеговы Изучение Библии Свидетелями Иеговы
    

А. Григорян: Безусловно, я даже боюсь представить, что было бы, если бы моя жена, скажем, решила остаться в организации. Я знаю такие примеры. У меня немало знакомых, которые ушли из организации, а их жены там остались. Или наоборот – жена ушла, а муж остался. Я знаю, как это сильно осложнило их жизнь, в некоторых случаях привело к разводу, к разрушению семьи. В некоторых случаях это привело к тому, что люди остались без детей, потому что было принято решение стороной, находящейся в организации, намеренно не рожать. Конечно, мы с женой друг друга поддерживали, но также мне помогало осознание того, что я освободился. Я свободен и теперь могу сам уделить достаточное время тому, чтобы изучить и исследовать Священное Писание с разных сторон. Я понял, что теперь передо мной невероятно богатый выбор возможностей в плане изучения Священного Писания. И это осознание того, что я могу свободно, без каких-то изначальных рамок изучать Библию, меня очень сильно окрыляло. И несколько лет ушло на то, чтобы просто пересмотреть все свои прежние представления, начиная с самого начала от книги Бытия и до конца. Меня это очень сильно захватывало, и несколько лет я был в такой стадии внеконфессионального христианства.

Отец Георгий: Буквально вчера мне попался на глаза рассказ одного американца – бывшего свидетеля Иеговы. У него «свидетелями» стали еще дедушка с бабушкой, потом родители – то есть он был «свидетелем» уже в третьем поколении. И вот он говорит: первым, что начало выводить его из организации, было чтение английского перевода Библии версии короля Иакова. Наверное, не все знают, что у свидетелей Иеговы свой собственный перевод Библии, который в общем-то является в значительной степени искаженным под вероучение этой организации. И для американца это было откровением, что на самом деле текст другой. И этот канонический, классический перевод, близкий к нашему синодальному переводу, для него стал мостиком к тому, чтобы в итоге прийти в Православную Церковь. А как в вашем случае было? Как ваш многолетний поиск привел вас именно в Православие?

А. Григорян: Прежде всего это было связано с осознанием того, что на поверку Священное Писание оказалось не самоочевидным, не самодостаточным, как это утверждается в классическом протестантском тезисе sola scriptura[5]. Потому что чем больше я интересовался пониманием Писания, тем больше сталкивался с различными интерпретациями. И дело касалось не только вариантов истолкования, но и герменевтических подходов, экзегетических методов. Я понимал, что очень существенен вопрос самой текстологии. То есть какие чтения тех или иных кодексов более аутентичные, более древние?

Я осознал: Священное Писание невозможно понять вне живой традиции

Это увлечение библеистикой привело меня к осознанию того, что на самом-то деле именно определенная конфессиональная традиция по большому счету и определяет, что считать Библией. Я узнал, что, оказывается, существуют книги, которые включаются издревле в текст Священного Писания – так называемые неканонические книги. В протестантском мире они отвергнуты как апокрифы. Узнал о том, что существуют разные текстологические основы Ветхого Завета – масоретский текст, Септуагинта. И это всё привело к осознанию того, что в действительности Священное Писание невозможно понять вне той традиции – живой традиции, – в которой этот текст был окончательно сформирован и родился. Это привело меня к поиску первоистоков. Я понял, что эта общепротестантская идея, будто бы, читая Библию, я на самом деле вижу в ней то, во что я верю, в действительности несостоятельна. Это все так утверждают: «Мы никакой смысл не вкладываем, мы просто извлекаем смысл, который лежит на поверхности». Я понял, что это иллюзия. Это не работает. На самом деле текст и понимание текста – это не тождественные вещи.

Перевод Библии Свидетелей Иеговы Перевод Библии Свидетелей Иеговы
И когда я это осознал, то задумался: а на какие критерии можно опереться для того, чтобы понять, как в I веке, в апостольских общинах понимали эти тексты? Это привело меня к древнему христианству. Я помню, как пошел в магазин «Слово» и купил сборник творений мужей апостольских. Это удивительное произведение, которое в Церкви и по авторитету, и по древности идет сразу после Нового Завета. Я взял маркер и стал подчеркивать все места, которые меня впечатляли. Это невероятные жемчужины древнего наследия – «Дидахе», Климента Римского, Игнатия Антиохийского…

Отец Георгий: Это были люди, которые воочию видели апостолов Христа, лично учились от них.

Свидетели Иеговы учат: после смерти апостолов наступает тотальное отступничество, истины нет. Но это крайне богоборческая теория!

А. Григорян: Вот это меня поразило больше всего, потому что, как вы знаете, у «свидетелей» есть теория, согласно которой после смерти апостолов наступает тотальное отступничество – то есть уже во II веке истины нет. Мне всегда эта теория казалась очень странной, хотя бы потому, что она делает из апостолов плохих учителей – то есть получается, что они не смогли создать общины и так наставить их, чтобы они после их смерти остались верны тем идеям, которые, собственно говоря, апостолы проповедовали. В какой-то момент я просто понял, что это крайне богоборческая теория.

Отец Георгий: Если из двенадцати апостолов ни один не смог создать такую общину, тогда вопрос уже к Господу, Который выбирал апостолов.

Знакомство с творениями мужей апостольских стало самым важным шагом к изучению Православия

А. Григорян: Да, это тотальное поражение Христа. Это поражение Бога, если считать, что Божие дело рассыпалось после смерти апостолов. И получается так, что сила Евангелия коренилась в самих апостолах, а когда апостолы умерли, всё это дело развалилось. Мне эта теория казалась очень искусственной. Поэтому, когда я осознал, что читаю тексты людей, которые лично знали апостолов, которые были поставлены ими на служение, – меня это потрясло. И когда я прочитал все эти тексты – я увидел, что традиционное христианство – это, по большому счету, то христианство, которое было у апостольских мужей. Исповедание Божества Христа, молитва Христу, епископат, Евхаристия, то есть понимание Евхаристии именно то, которое есть в Православной Церкви, а также идея о загробном воздаянии. Все эти вещи свидетелями Иеговы отрицаются и считаются более поздними наслоениями – чуть ли не IV века. А здесь мы это видим на стыке I–II веков. И вот это было самым важным шагом к изучению Православия.

Отец Георгий: Могу предположить, что после пятнадцати лет, проведенных у свидетелей Иеговы, даже при том, что вы вышли, даже при том, что в какой-то степени распрощались с прошлым, у вас сохранялись еще некоторые представления, привычки и ожидания, которые не совпадали с той реальностью, с которой вы встретились, придя в Православную Церковь. Наверняка приходилось в чем-то себя переучивать, к чему-то привыкать, что-то было непривычно, что-то было странно, чего-то не хватало. Может быть, расскажете об этом? Как осуществился тот переход от интеллектуального убеждения в том, что Церковь Православная основана апостолами, к собственно практике православной жизни? В чем здесь были сложности?

Артем Григорян Артем Григорян
А. Григорян: Это очень интересный вопрос. И весьма актуальный. Тут есть что рассказать. Представляете, для свидетелей Иеговы даже войти в православный храм невозможно. Он считается чуть ли не языческим капищем, так что даже переступать порог нельзя. И вот, когда я интеллектуально все-таки пришел к Православию, я ходил мимо храма рядом с нашим домом, и мне хотелось туда зайти, чтобы просто поговорить со священником, мне очень было нужно это и с эмоциональной, и с духовной точки зрения. И в один прекрасный день я набрался решимости, зашел в храм. Первым делом я увидел свечную лавку, за которой стояла женщина. Я задал вопрос: «А можно ли поговорить со священником?» Женщина в довольно-таки грубой форме ответила: «Что вам вообще нужно? Зачем священник? Что вам непонятно?» Я говорю: «Мне нужно поговорить, у меня непростая история». Она: «Что за непростая история? Ты крещен хоть?» Я говорю: «Да». Я действительно был в детстве крещен. Она: «А крест-то носишь?» Я говорю: «Нет, не ношу». И вот это ее просто вывело из себя, и она сказала: «Если крест не будешь носить – Бог тебя не увидит». Но поскольку я уже немало знал о Православии, я стал ее спрашивать: «А вы, когда так утверждаете, на кого опираетесь, на какую святоотеческую традицию? Вы знаете, что апостолы крестиков не носили, и Бог их почему-то видел». И тут она: «Ах, ты спорить со мной хочешь?» В общем, чуть ли не скандал произошел. И я поспешил удалиться из храма. Таков был мой первый контакт. Но на самом деле так промыслительно сложилось. Настоящее мое вхождение в Церковь произошло через настоящую общину, в которой есть катехизация в полгода, есть внебогослужебное общение, есть библейские группы по изучению, и вот это сыграло очень большую роль, потому что я увидел полноценное Православие, где люди не просто приходят и ставят свечки, а живут настоящей евхаристической жизнью. Они знают друг друга, любят друг друга, они имеют совместные трапезы, они вместе изучают Священное Писание. И, конечно, меня это поразило. И поэтому я глубоко убежден в том, что подлинная православная миссия, связанная с помощью людям, находящимся в сектах, возможна только в том случае, если мы можем предложить им альтернативу. Лучшую альтернативу. И уже потом, помогая людям выходить из организации и помогая им воцерковляться, я много раз убеждался, что никакие интеллектуальные аргументы не действуют.

Очень важно показать людям подлинную христианскую жизнь. И уже потом обсуждать концептуальные идеи

Часто люди, которые полемизируют с сектантами, удивляются: почему не действуют аргументы? Казалось бы, мы приводим убедительные аргументы: богословские, экзегетические, исторические, просто логические, – но это не работает. А не работает потому, что людей в свое время не аргументы убедили. Поэтому их и сейчас аргументы не убеждают. Их убедило что-то другое. И поэтому, на мой взгляд, очень важно показать людям просто христианскую жизнь. И уже потом обсуждать концептуальные идеи.

Отец Георгий: Очень важно знать, что и сейчас в Православной Церкви эта жизнь идет. Может быть, не в каждом храме есть все возможности для того, чтобы наладить такую общинную жизнь, какую вы упоминаете, но в плане богатства и духовной жизни, и аскетической практики, и возрастания в вере и любви Православие много чем может удивить и удивляет бывших свидетелей Иеговы и протестантов. Я благодарю вас за ваш рассказ, за то, что вы пришли и засвидетельствовали о своем пути. Дай Бог, чтобы те люди, которые были вам дороги, когда вы находились в организации свидетелей Иеговы, также нашли свой путь к истинной вере, к Православию. И да поможет вам Господь!

А. Григорян: Большое спасибо.

Отец Георгий: Дорогие телезрители, вы можете присылать на наш e-mail: pravoslavmir@yandex.ru ваши замечания, комментарии, вопросы к передаче. Всегда будем рады. Помощи Божией вам. Желаю каждому в этой жизни найти путь к Богу.

[1] http://royallib.com/book/frants_reymond/krizis_sovesti.html.

[2] http://royallib.com/book/frents_reymond/v_poiskah_hristianskoy_svobodi.html.

[3] По всему миру Общество Сторожевой Башни владеет более чем сотней филиалов, называемых свидетелями Иеговы библейским термином «Вефиль», что в переводе означает «Дом Бога». В России такой филиал расположен под Санкт-Петербургом, в поселке Солнечное. «Вефилец» – сотрудник такого «Вефиля».

[4] Свидетели Иеговы прилагают к своей организации в качестве одного из внутренних самоназваний слова «Верный и благоразумный раб», взятые из Евангелия (Мф. 24: 45).

[5] Sola Scriptura (лат. «только Писание») – принцип протестантизма и вышедших из него движений, подразумевающий, что Библия должна быть единственным источником вероучения и что она достаточна для объяснения самой себя.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Попытка удивить православных – Библией Попытка удивить православных – Библией
Диак. Павел Сержантов
Попытка удивить православных – Библией Попытка удивить православных – Библией
Диакон Павел Сержантов
– Давно вы к «Свидетелям» ходите? – 14 лет, – с достоинством произнесла женщина и продолжила: В Библии о Царстве Божием написано иначе, чем вы говорите.
Истории про отца Бориса и иеговистов Истории про отца Бориса и иеговистов
Ольга Рожнёва
Истории про отца Бориса и иеговистов Истории про отца Бориса и иеговистов
Ольга Рожнёва
– А кто вы такой будете, чтобы мне указывать?! Отец Борис, недолго думая, отвечает: – Я-то? Я свидетель Иеговы! Растерялся молодой человек: – Как это вы – свидетель Иеговы?! А я-то тогда кто такой буду?! – Вы – лжесвидетель! А я настоящий свидетель Иеговы!
Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне? Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?
Комментарии
Наталья Сальникова17 февраля 2016, 21:00
Очень интересный рассказ.Хотелось бы узнать, что за общину нашел Артем, в которой катехизация полгода, есть внебогослужебное общение, совместные трапезы и взаимная любовь? Я была в нескольких общинах, но такой не встречала.Боюсь, что и днем с огнем не найдешь :( А как бы хотелось...
Илья 4 января 2016, 11:00
Надеюсь, что этот рассказ приведёт многих православных христиан не к утверждению в мысли, мол, мы новый богоизбранный народ, единственные носители истины и чуть ли не святые поголовно, а к пониманию того, сколько ещё предстоит сделать нам, православным, и в рамках Церкви как живого организма, и - в первую очередь - в рамках работы над собой, чтобы быть христианами не по названию, а по сути.
Павел23 декабря 2015, 11:00
Простите великодушно, но я так и не понял толком - усомнился ли герой в ценности самой организации СИ - или же в основных преподносимых ею учениях. Одно дело - перестать доверять этому "Верному рабу", и другое - отринуть все то, во что верил. Ведь сам Артем вроде бы не бабушка зазомбированная, куда же подевались все его представления о том, что есть один Бог, но не Троица, что огненного Ада не существует, что иконы - это идолопоклонство и все прочее? Дело ведь не в том, что вот, вышел из секты - и все, обрел истину в православном Храме тут же. Этого не может быть - можно разочароваться в людях, возненавидеть секту, но устоявшиеся представления так просто не отринешь. Почему же герой об этом не говорит?
Iosebi Gurabanidze13 октября 2015, 14:00
!!!
Илья Абдуллин21 апреля 2015, 15:00
Он хоть и из СИ, а как схож его опыт выхода из секты и возвращение в Церковь, так же и я после восьми лет нахождения в неопятидесятнических организациях,примерно так же,через чтение православных книг, через православное богословие, а потом через головные боли и пот(уж очень мне не хотелось оставлять свою секту)вернулся в Церковь.
Людмила М21 апреля 2015, 11:00
Христос Воскресе! Спасибо, за статью. Каждый человек своим путем приходит к Богу, точнее Господь его ведет, так вот случилось с Артемом. И Слава Богу! Пути Господни неисповедимы, и не забывайте - много званных, но мало избранных.
Владимир21 апреля 2015, 09:00
Артем пришел к Истине в процессе поиска Истины. В нем видится пытливый ум и тяга к знанию. Большинство же свидетелей и не ставят перед собой задачи духовно образовываться. Им достаточно того, что их окружают более-менее дружелюбные и относительно сочувствующие люди. А что можем противопоставить этой душевности мы, православные христиане? В большинстве случаев, увы, ничего! Мы злобны, неприветливы, темны и необразованны, без сочувствия к людям, с ненавистью к своим близким. Жизнью церкви не живем, а вне её живем аки демоны.и даром тут кичиться - мы мол знаем Истину! Нужно спросить себя - а кто мы для Истины? И знает ли Он нас? Почему то считается, что те кто стоит на свечах ни бельмеса не должны понимать для чего же все-таки пришел Христос. Типа - и так сойдет, ходит тут всякие.. Артему искренне рад, как обметенному брату во Христе. Христос Воскресе, друзья!
Анна20 апреля 2015, 22:00
Слава Богу! Я тоже вернулась в Православие от Свидетелей. Спасибо за материал, точно такие же эмоции были у меня.
Арсен20 апреля 2015, 16:00
//Печально, что Артем не понял, что его пребывание в секте есть его грех, его вина. Он же обвиняет Церковь. Думаю, главная причина попадания в секту - гордость. Видать, Артем так и не понял своего греха.// читатель, далеко не всегда виноват тот, кто соблазнился. Спаситель ведь говорил: "горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Матф.18:7).
Lidiya Manna20 апреля 2015, 12:00
Христос Воскресе!спасибо за очень интересную беседе.Несколько раз и мне приходилось вступать в беседу со свидетелями еговы.Потом мне было очень жалко времени потраченого в пустую.Убедить их в чемто,практически невозможно.Очень большая проблема с ними за рубежом.Они встречают женщин,которые приехали заработать немного денег и у которых очень много проблем за их спинами.Вот они то и идут на собрания к еговистам и хватит одного раза там побывать,потом с ними говорить практически безполезно.Спасибо вам еще раз за беседу,постараюсь распространить между женщинами.которые посещали и посещают эту секту.Просьба к вам чаще выставлять на провосливии такие беседы.Спаси вас Господи.Христос Воскресе.
Юлия20 апреля 2015, 00:00
Во всем промысел Божий! Если человек ищет Встречи с Богом, то даже узнав сначала свидетелей, он не пропустит настоящую Встречу, если он стремится к Богу - это станет лишь ступенькой. Нужно всегда быть трезвым о отношению к себе самому и не перекладывать ответственность на других , свидетелей ли или батюшек. А Господь просветлит нашу дурную гордую головушку. Будем кротки, но настойчивы и терпеливы. И Господь обязательно нас посетит! А свидетелям посочувствуем, такая красота и благодать рядом - только освободи место в душе, восхоти этого от всего сердца, но они наглухо закупорены. И я такой же была до 38 лет, а сейчас кажется, что спала и проснулась! Спаси Господи всех нас нерадивых...
Наталья Богоявленская19 апреля 2015, 16:00
"...в начале 1990-х Церковь во многих случаях еще не была способна дать людям то, что они там искали" (цитата из интервью). Я думаю, что дело тут не в неспособности Церкви дать что-то нам, а в нашей неспособности воспринять то, что пытается дать нам Церковь. Простите меня, Христос воскресе!
Елена19 апреля 2015, 10:00
А у меня соседка- дверь напротив, уже много лет в этой секте. И дочь ее там и внучки. Пыталась и меня туда затащить, а когда не удалось, просто ненавидеть стала. И каждый раз когда у нас в семье неприятности, "подкатывается", ждет наверное, что сдамся. Странные они люди, вроде улыбаются,про Бога говорят, а если что-то хорошее делаешь, ну там птиц зимой кормишь или кота бездомного лечишь, сразу вопрос: а зачем тебе это надо? Стою помню напротив клумбы, смотрю, на цветы, думаю полить надо. Подходят две тетки (из их компании) - "правда ведь красота", ну я так хмыкнула, мол можно и получше сделать.А они: "а вы знаете кому мы этим обязаны!? кто нам это все дал?" Отвечаю: да я же сама это и посадила! У них просто челюсти отвалились)))) Честно, такое удовольствие получила! Но у меня по отношению к ним тоже начали недобрые чувства появляться, просто вижу это лицемерие и до того противно, а это ведь наверно не по-христиански, я уже скоро 8 лет как православная, хочу вот сходить с батюшкой посоветоваться.
максим19 апреля 2015, 04:00
все верно написано, знаю Свидетелей с 90=х годов, сам даже немного посещал. у них нет даже возможности для полемики, я пытался. Все как воинский устав - шаг влево - предательство.
ЛИДИЯ18 апреля 2015, 20:00
СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ !!!! ЧУДНЫ ДЕЛА ТВОИ!! КАК БЫВШИЙ СВИДЕТЕЛЬ, ОБСОЛЮТНО СОГЛАСНА С АРТЁМОМ.
ксения18 апреля 2015, 18:00
мы были в феврале Москве и по Божьей милости побывали у Святой Матронушки. По дороге к ней в Покровский монастырь из окна автобуса увидели огромное здание сайнтологии, почему и зачем разрешают такие постройки в Православной Москве? Пусть на этом месте будет ПРавославная церковь и воскресная школа. Сайнтологи- такая же секта как и свидетели Иеговы...
Ксения18 апреля 2015, 16:00
Спасибо за рассказ.Потрясающая история. Сколько человек приложил сил, мужества, терпения, чтобы прийти в Православие! Недаром Господь его оставил в живых. Мне кажется, Артем может помочь тем людям, которые захотят встать на путь православной веры. Бог приводит к себе по-разному. Вот я, например, пришла в Храм только в 30 лет. Просто зашла на службу случайно и поняла, что все это мое, родное и я отсюда никуда не уйду.
Elena18 апреля 2015, 13:00
Скажите пожалуйста, а разрешает ли православие изучать и интересоваться другими религиями? Не запрещает. Но после отцов читать, например, протестантскую литературу я не могу уже, разница между духом и глубиной мыслей и опыта -на вселенные. Чувствуется сразу- пишет ли просто добрый, хороший и совестливый человек или человек Духа.
неля18 апреля 2015, 13:00
Спасибо огромное за интервью. Очень вдохновляюще. Действительно, путь к Богу через огонь, воду и медные трубы. Тронула заинтересованность в поиске истины, преображения души.
НН18 апреля 2015, 13:00
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Согласна с читателем 2015-04-17 22:51. Артёму искренне желаю обрести ВЕРУ, вымолить её у Бога. Великолепное знание Священного Писания и Предания - это не гарантия, что не будет дальнейших поисков истины... Увы. (Не дай Бог, конечно, но если вдруг священник пару-тройку раз не уделит достаточно внимания и времени - не будет ли это очередным упрёком Церкви?). Простите!
Ованнес18 апреля 2015, 12:00
читатель:Печально, что Артем не понял, что его пребывание в секте есть его грех, его вина. Он же обвиняет Церковь. Думаю, главная причина попадания в секту - гордость. Видать, Артем так и не понял своего греха. Из чего возникла ваша уверенность в этом. И почему вы c такой уверенностью определили, что причина его попадания в секту- гордость. Нам, православным, нужно побольше любви! Настоящей, конечно. И в Церви, и в обычной жизни. Вот тогда, глядя на нас, легче будет людям в Храм не только заходить, но и оставаться по-настоящему в Церкви, воцерковляться. Сколько таких историй, как у Артёма, рассказывали мне, да и сам видел, когда свечница с порога начинает человека отталкивать от Церкви. А Артём более чем молодец!
Василий Петрович18 апреля 2015, 10:00
Евгения, Православия - религия свободы. "Познайте истину, и истина сделает вас свободными". Но тут проблема в том, что пока мы изучаем чужое, начинает не хватать времени на свое ) "Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду" (Откр.2:24) **** Читатель, мне кажется, видеть сучки в глазах Артема (а гордости подвержены все), всегда легче, чем собственные бревна ;) "его пребывание в секте есть его грех, его вина" - вину устанавливает суд, вроде бы... с 90-х столько времени прошло, но все еще нам легче устанавливать чужую вину, чем проявлять любовь к ближнему, долгие годы находившемся не в Православии - и как раз из-за отсутствия любви.
читатель17 апреля 2015, 21:00
Артем говорит:"...к сожалению, в начале 1990-х Церковь во многих случаях еще не была способна дать людям то, что они там искали." Печально, что Артем не понял, что его пребывание в секте есть его грех, его вина. Он же обвиняет Церковь. Думаю, главная причина попадания в секту - гордость. Видать, Артем так и не понял своего греха.
Евгения17 апреля 2015, 20:00
Скажите пожалуйста, а разрешает ли православие изучать и интересоваться другими религиями?
Анастасия17 апреля 2015, 06:00
Я восхищаюсь такими людьми! конечно, Господь помог, но и сам Артем просто герой! Пушкин сказал,что мы ленивы и нелюбопытны. Если бы Артем был ленив и нелюбопытен, то и не нашел бы Истину! Артем всем нам пример!
Татьяна16 апреля 2015, 16:00
Спасибо за такую содержательную беседу. Моя двоюродная сестра, инвалид 1-ой группы, из дома не выходит, на конгрессы иеговистов её возят в коляске на машинах близ живущих братьев по секте. Сестра моя выросла в трудной семье, далёкой от какой-либо религии. Иеговисты пришли к ней домой и "очаровали", как правильно подметил Артём всеобъемлющей любовью. Я бы очень хотела ей помочь выйти из этой организации, но как? Я человек православный, сознательно воцерковляюсь.
Дмитрий Леонидов16 апреля 2015, 15:00
Спаси Господи за такую хорошую и поучительную статью.
Светлана16 апреля 2015, 12:00
Благодарю за столь содержательный и искренний рассказ, Артема! Было действительно очень полезно послушать.
Дмитрий16 апреля 2015, 11:00
какая глубокая мысль! не аргументы убеждают людей, а пример настоящей христианской жизни. Это относится ко всему: воспитанию детей, управлению коллективом взрослых и т.д. Как трудно входит эта мысль в наше сознание и как сложно, а чаще, невозможно самому быть примером настоящей православной жизни. Я и моя повседневная жизнь не пример для окружающих ... хоть я крещён и в храм хожу. Кому сказать про меня - вот православный, это хорошо, бери с него пример. Это будет позор для остальных добрых православных людей. Дмитрий
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке