«Мы ходим здесь, как по земле Содома и Гоморры»

Протоиерей Виталий Бабушин о Швеции и Шведской церкви

Часть 1. Протоиерей Виталий Бабушин о Православии в Швеции, Сергиевском приходе и миссии в стране викингов

Богослужение в полевых условиях. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина Богослужение в полевых условиях. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
    

Отец Виталий, Анна Новгородская, дочь шведского конунга Олофа Щётконунга, вышла замуж за Ярослава Мудрого и в конце жизни приняла монашество. Княгиня прославлена Православной Церковью в лике святых. Правда, что святую Анну Новгородскую шведские православные считают своей покровительницей?

Анна Новгородская исторически с полным правом может называться покровительницей и молитвенницей о судьбах Православия в Швеции. Наверное, не будет исключением и покровитель стокгольмского прихода преподобный Сергий Радонежский, вместе с явленной в Швеции и в России Стокгольмской иконой Божией Матери.

О существовании такой иконы знают немногие из наших православных братьев в Швеции. Это извод Тихвинской иконы; Стокгольмская икона чудесным образом пришла из Швеции в Россию, а после большевистского переворота ее следы затерялись.

Протоиерей Виталий Бабушин. Фото автора Протоиерей Виталий Бабушин. Фото автора
    

В конце XVII века русские торговые люди, гостившие в Швеции, выкупили икону у протестантов. Об этом повествуется в сказании о Стокгольмской иконе Божией Матери, напечатанном в дореволюционном журнале «Отдых паломника». Празднование происходит по традиции 26 ноября – в день торжественной встречи иконы в Тихвинском монастыре.

– Получается, что икона Божией Матери «Стокгольмская» – это список с Тихвинского образа?

– Да. Это извод «зело чудного письма». Торговым людям из Новгорода, которые увидели икону у одного из шведов в Стокгольме, она настолько запала в душу, что они решили выкупить ее у шведа-протестанта. Тот долго не соглашался, но не смог устоять перед предложенной большой денежной суммой.

У нас в храме, так же как в Преображенском приходе Константинопольского Патриархата, есть список с этой иконы. Наш список – современный, ему примерно 15 лет. Эту большую икону в византийском стиле написал один из благочестивых христиан, наш прихожанин, уехавший затем из Швеции. Подлинный образ Стокгольмской иконы Божией Матери был размером с ладонь.

Список Стокгольмской иконы Божией Матери. Сергиевский приход. Фото автора Список Стокгольмской иконы Божией Матери. Сергиевский приход. Фото автора
    

– Судя по украшениям, размещенным в киоте иконы, были зафиксированы какие-то чудеса?

– Никаких особых сверхъестественных чудес я назвать пока не могу. Благочестивые прихожане в благодарность Божией Матери за разрешение каких-то трудных жизненных ситуаций приносили дорогие для них вещи. Это драгоценные предметы: обручальные кольца, крестики; находясь в киоте иконы, они свидетельствуют о благодарности людей Божией Матери за Ее помощь.

– На шведском острове Готланд в подвале ресторанчика есть филиал музея – фундамент выстроенного в XIII веке новгородскими купцами православного храма. Служите ли вы там панихиды?

– Это частная территория, и потому есть определенные трудности с посещением этих мест, по крайней мере нас никто не приглашал совершать там священнодействия.

Я думаю, что, возможно, в перспективе предстоит некий диалог с представителями Шведской церкви о наших древних памятниках, сохранившихся на Готланде как память русско-шведских отношений.

Подсобное помещение протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Ведется сбор средств на строительство (приобретение) полноценного церковного здания. Фото автора Подсобное помещение протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Ведется сбор средств на строительство (приобретение) полноценного церковного здания. Фото автора
    

– Отец Виталий, но ведь в 2005 году Русская Православная Церковь приняла решение о разрыве отношений со Шведской церковью в связи с учреждением в ней официального обряда благословения однополых пар…

– Этим разрывом Русская Православная Церковь поставила четкий акцент на том, что собой представляет нынешняя Шведская церковь. Другими словами, мы заявили шведам: «Пока вы еще сохраняли какую-то христианскую идентичность, мы могли иметь с вами какие-то точки соприкосновения: обсуждать общехристианские темы, дискутировать, участвовать в культурных и социальных проектах. Но вы ввели в быт своей церкви совершенно противные христианскому образу жизни вещи – однополые “браки”, участие в гей-парадах. С нашей точки зрения, Священное Писание перестало для вас быть авторитетом; для вашей организации Бог уже не авторитет, поскольку можно свободно в угоду своим страстям искажать Его Божественное Откровение. Всё, что было христианским в вашей церкви, перестало быть таковым».

Епископы и священники Шведской церкви. Фото: Kyrkans Tidning http://www.kyrkanstidning.se/inrikes/nya-praster-och-diakoner-i-svenska-kyrkan Епископы и священники Шведской церкви. Фото: Kyrkans Tidning http://www.kyrkanstidning.se/inrikes/nya-praster-och-diakoner-i-svenska-kyrkan
    

Этот разрыв как бы констатирует тот факт, что, как Церковь, мы можем иметь дело только с Церковью, которой, на наш взгляд, Шведская церковь уже не является.

Шведские протестанты уже разрабатывают гендерную формулу Крещения, в которой не будет имен Отца, Сына и Святого Духа

Исключительным случаем в наших отношениях является разве что святое Крещение. Пока протестанты совершают его во имя Пресвятой Троицы: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», мы можем принимать их в Православие через таинство миропомазания. Однако на деле протестанты сами требуют при переходе в Православие совершить над ними полный чин святого Крещения по восточному обряду. Говорю это к тому, что слышал недавно о том, что шведские протестанты разрабатывают особую гендерную формулу Крещения, в которой не будет Божественных имен Отца, Сына и Святого Духа. Боюсь, что после такого нововведения Крещение шведов при их переходе в Православие станет естественным условием.

Однако если Шведская церковь попросит нашего участия в каких-нибудь форумах, то, я думаю, было бы неправильным не поделиться с ними своим мнением.

– Как вообще обстоят дела с духовной жизнью обычных шведов? В передаче шведского телевидения «Из Швеции на небо» журналистка с одинаковым восторгом посещала католиков, мусульман и идолопоклонников. Какое место в жизни современного шведа занимает Шведская церковь?

– Единственное, в чем по-настоящему активна Шведская церковь, – это социальные проекты, так как религиозных проектов у нее нет. Архимандрит Дорофей (Форснер), настоятель сербского монастыря в местечке Бредаред, – швед, из семьи шведского пастора. Никто, наверное, лучше, чем он, не знает состояния дел в современной Шведской церкви. Архимандрит Дорофей говорит, что состояние Шведской церкви перестало быть религиозным. 40–50 лет назад консервативная часть пасторов и прихожан Шведской церкви еще сохраняла традиционный для лютеранских общин и семей уклад жизни. Сейчас же быть верующим шведскому священнику (или, скорее, «священнице») при так называемом «посвящении» совсем не обязательно. Это подчеркивает направленность их организации от религиозного христианского служения исключительно к социальному институту, занимающемуся погребением и «богословской» интерпретацией гендерных экспериментов.

Сегодня быть верующим шведскому священнику (или, скорее, “священнице”) при так называемом “посвящении” совсем не обязательно

Помимо сохранения кладбищ, другой основной задачей Шведской церкви является выдача свидетельств о крещении и браке, поскольку многие шведы по традиции, не мотивируя эти поступки религиозным чувством, крестят здесь своих детей и заключают браки. От тебя не требуется веры в Бога, каких-то религиозных усилий, участия в богослужении – всё сводится к заключению контрактов, членским взносам, какой-то юридической функции.

Шведские выпускники на грузовике. Фото: Sveriges Radio http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=103&artikel=5882134 Шведские выпускники на грузовике. Фото: Sveriges Radio http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=103&artikel=5882134
    

Я как-то один раз был на службе в соседнем протестантском храме, у которого мы арендуем помещение. Это совпало с окончанием учебного года, когда веселящихся школьников возят по городу на грузовиках, и они приходят в церковь под так называемое благословение. Я пришел с одним из наших прихожан посмотреть, в чем заключается это благословение. Женщина-священник минут сорок говорила выпускникам о том, сколько у нее было энергии, когда она была молодой, и она очень завидует их молодости, сексуальности и сожалеет, что годы ее прошли. Она не может играть в футбол, резвиться, ездить под оглушительную музыку на грузовиках, как они. Я всё ждал, когда будет сказано хотя бы одно слово о Боге. Но таких слов не было, потому что разговор о Боге считается в таком случае чем-то неудобным, понуждающим думать, напрягаться, с Кем Высшим себя соотносить. А зачем молодежи об этом думать, если и так всё хорошо?

А другой священник, тоже женщина, полтора-два года назад в одном из городов Швеции перед началом сезона охоты на лося отправилась во время богослужения в ризницу, надела на себя плюшевую голову лося и вышла так проповедовать. Немногочисленные прихожане изрядно повеселились и уходили с прекрасным настроением: вот это служба, наконец-то в Шведской церкви нашлось что-то новое!

Sveriges Radio http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=93&artikel=5678453 Sveriges Radio http://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=93&artikel=5678453
    

Журналистам женщина-священник сказала, что, увидев на витрине охотничьего магазина интересный сувенир в виде головы лося, подумала: «Это – то, что надо. Это хоть немного задержит и развеселит людей в церкви». Задача Шведской церкви, по словам ее служительницы, веселить людей, создавать им хорошее настроение. Чем? Головой лося. Это характеризует духовность или ее отсутствие в шведском протестантизме. Поэтому я согласен с отцом Дорофеем, который считает, что современная Швеция – это постхристианская страна.

Задача Шведской церкви, по словам ее служительницы, веселить людей, создавать им хорошее настроение

– Неужели в Шведской церкви вообще не осталось консерваторов?

– Об этом я могу судить, конечно, только на основании контактов нашего прихода. Нам приходится арендовать у протестантов помещения для проведения праздничных богослужений. Как таковых отношений со Шведской церковью у нас нет. В приходе в Лулео, например, мы в прошлом году организовывали совместно с русско-шведским культурным обществом и тем лютеранским приходом, у которого арендуем помещение, пасхальный праздник, на который пришли и шведы, и шведские дети. Мы за одним столом разговаривали о Боге. Шведские дети, возможно, в единственный раз могли услышать о Боге – из уст наших православных прихожан или священников.

Пасхальный праздник в Лулео, в котором приняли участие представители Шведской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина Пасхальный праздник в Лулео, в котором приняли участие представители Шведской церкви. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
    

Один раз шведский священник-мужчина сказал, что, раз уж вы будете служить в нашем здании, нужно поставить наблюдателя за вашей службой, и это будет женщина-священник. Он сказал это так провоцирующе, а потом добавил: «Вам, конечно, будет, трудно». В этом пасторе, судя по всему, был какой-то консерватизм, поскольку женщины в Шведской церкви – явление недавнее. На мою снисходительную улыбку на его слова он ответил: «Тогда постараемся, чтобы это был мужчина». Но всё равно была женщина, что сути не меняет.

У меня есть ощущение, что в глазах шведских священников, особенно женщин, мы, православные клирики, выглядим кем-то наподобие шаманов. Обрядовая сторона есть и у них, но они всё равно смотрят на нас чуть ли не как на язычников. Я не знаю почему, ведь в Шведском христианском совете помимо нас есть еще другие православные – сербы, румыны, греки, но к ним почему-то шведы так не относятся, как мне кажется.

– Наверное, потому что у шведов нет исторически сложившегося страха перед румынами или греками, а перед русскими – есть.

– При этом мы, как и шведы, люди севера, хотя и называем себя Восточной Церковью. С нами у шведов гораздо более тесные исторические связи, чем с теми же сербами.

– Отец Виталий, обязательно ли шведу учить русский язык для того, чтобы быть православным? Проводите ли вы богослужения на шведском?

– Потребность в богослужебном шведском языке есть в местечке Арбуга, где живет шведская православная община, которую мы по их просьбе окормляем. Богослужения проводятся там и на шведском, и на церковнославянском. У шведов есть тяга к церковнославянскому языку тогда, когда им близки наши русские святые. В Арбуге шведы на своем приватном участке построили храм – маленькую капеллу, часовенку, по образцу храмов нашего северного зодчества. И они изучают церковнославянский язык, потому что им это нравится. А через богослужебный славянский язык они учат русский.

Православные шведы возле выстроенной ими часовни в Арбуге, лен Вестманланд. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина Православные шведы возле выстроенной ими часовни в Арбуге, лен Вестманланд. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
    

Они приняли православную веру в ее русской одежде, если так можно сказать. Этой одеждой они дорожат, стараются изучить каждую ниточку, каждый стежок. Своими руками пытаются что-то вышивать.

– Почему же тогда, как вы думаете, православное благочиние святой Анны Новгородской, организованное сербами для шведов в ряде городов, использует в богослужениях только шведский язык?

– Думаю, всё дело в том, что большинство (если не сказать, что все) прихожан там – шведы и служащий священник также швед. Их потребность в славянских богослужебных языках минимальна или ее там совсем нет. В наших же приходах шведы общаются с русскоязычным большинством и тяготеют душой к России, ее святыням. Были даже случаи переезда шведов на ПМЖ в Россию.

Сербы поставили перед собой задачу создать Шведскую Православную Церковь, которая в перспективе может получить автономию от Сербского Патриархата. Но пока что она крайне малочисленна и непопулярна. Однако именно там востребован шведский богослужебный язык. Поэтому архимандрит Дорофей (Форснер), о котором я уже говорил, занимается переводом богослужебных книг с сербского и греческого на шведский язык. У него это хорошо получается: недавно в Белграде был издан полный православный молитвослов на шведском языке, где есть утренние и вечерние молитвы, молитвы ко Святому Причащению, каноны. Этот молитвослов быстро разошелся у нас в Сергиевском приходе, в основном его приобрели женщины, у которых мужья – шведы. Для того, чтобы познакомить их с Православием, нужно хотя бы попробовать читать им дома молитвы на шведском.

Сербский монастырь в местечке Бредаред, где служит архимандрит Дорофей. Фото: crkva.se: http://www.crkva.se/kloster.htm Сербский монастырь в местечке Бредаред, где служит архимандрит Дорофей. Фото: crkva.se: http://www.crkva.se/kloster.htm
    

У нас нет потребности служить на шведском, так же как, например, нет такой потребности у стокгольмских православных сербов и румын. К ним на службы ходят исключительно румыноязычные и сербоязычные прихожане, у нас в храме появляются только русскоязычные. Фактически из того числа прихожан, которые участвуют в богослужениях, совсем нет шведов, за исключением двух-трех человек, которые часто ходят на службы и знают русский язык или, по крайней мере, знают и понимают богослужение без перевода.

Мы дорожим церковнославянским языком, – говорил мне прихожанин-швед. – Богослужение на нем чувствуешь гораздо глубже

Один из таких шведов мне, кстати, как-то говорил: «Даже не пытайтесь служить на шведском. Это будет коряво звучать». И дело совсем не в произношении. «Самое главное, – сказал он, – это то, что мы дорожим славянским языком. Богослужение на шведском не выражает того смысла, который выражает церковнославянский язык, и хотя я не очень хорошо его понимаю, но чувствую всей душой и понимаю богослужение гораздо глубже, чем могут выразить шведские слова».

Священник Виталий Бабушин. Фото автора Священник Виталий Бабушин. Фото автора
    

Как видите, сам носитель шведского говорит о несовершенстве этого языка как богослужебного. Кроме того, в современных шведских редакциях Нового Завета и богослужебных православных текстах есть масса нерешенных проблем, которые вызывают прения среди православных шведов, когда кто-то из них предлагает очередное прочтение. Может быть, когда-нибудь шведский язык и займет достойное место как язык нашего богообщения. Но пока, повторюсь, у нас нет потребности служить на шведском. Сергиевский храм посещают в основном русские, которые приходят на службу из шведского мира, слушают и используют повседневную шведскую речь. И для них очень важно в Русской Церкви глотнуть чистого родного богослужебного языка, чтобы он звучал и в алтаре, и на клиросе. Тогда ум одновременно напрягается и отдыхает. А когда ты слышишь и здесь повседневный шведский, это очень утомляет, поскольку в таком случае всегда приходится себя переламывать. А в молитве ты, как в разговоре с любимым человеком, всегда говоришь от сердца и лучше всего это делаешь именно на родном языке.

Не все шведы поддерживают секспросвет и гендерные игры в детских садах – но они боятся заявлять об этом

– Российские СМИ переполнены новостями об антихристианских «достижениях» Швеции: половом просвещении, кощунстве, свободе греха. Каковы ваши впечатления от этой страны, все-таки вы прожили здесь уже три года?

– Мое первое впечатление, которое с каждым годом становится всё острее, – это то, что мы ходим здесь, как по земле Содома и Гоморры. Даже рядом с нашим храмом существовало кафе с вывеской, на которой было недвусмысленно написано «Кафе ”Содом”». Я точно уверен в том, что моя задача и задача тех людей, которых Господь вручил мне как паству, вести такой образ жизни, чтобы на эту землю Господь никогда не излил Свой гнев, как это уже было в истории. Я считаю, что любая страна существует исключительно благодаря тому, что в ней есть благочестивые люди, подобно библейскому Лоту. Точно они есть и среди шведов, ведь не все же здесь принимают и поддерживают то, что внедряется государством с ясельного возраста, – я имею в виду половое просвещение, гендерные игры.

Стокгольмский Прайд (гей-парад). Фото: http://www.stockholmpride.org/en/Join-Pride/Become-a-Proud-Sponsor/ Стокгольмский Прайд (гей-парад). Фото: http://www.stockholmpride.org/en/Join-Pride/Become-a-Proud-Sponsor/
    

Хотя, чтобы противиться государственной системе, жестко внедряющей свои экспериментальные программы воспитания, нужно обладать геройскими качествами. Некоторые родители, пытаясь сопротивляться этой системе, попадают в плоскость системы защиты прав ребенка. Тут хочешь – не хочешь, а виноватым окажется a priori не государство, а родители, как бы выпадающие из системы координат. Ты сам выпасть можешь, а ребенку не дадим! Поэтому многие родители скрывают свое негодование, держат это в себе, мечутся, ищут выход, а выхода нет. Это как бы такой тоталитаризм: у тебя на самом деле нет свободы – свободы отказаться от всего этого.

В Швеции есть специальные службы, следящие за жизнью детей начиная с момента постановки на патронажный медицинский учет беременной мамы. Если что-то покажется им сомнительным, они вправе это перепроверить, предупредить и принять свои воспитательные меры вплоть до того, что ваш малыш может не вернуться из садика или школы. Он окажется в чужой семье. Таких случаев и среди наших прихожан в Швеции достаточно, чтобы делать серьезные выводы.

Родители здесь попросту боятся заявить о своем нежелании приводить ребенка в детский сад, когда у них воспитатель – гомосексуалист или он был мужчиной, а стал женщиной: дети привыкли к дяденьке, а теперь он – тетенька. На наш взгляд, у ребенка, который наблюдает подобное уродство, формируется соответствующее уродливое мировосприятие. Не отсюда ли, кстати, та масса произведений «современного искусства», коими заполнено стокгольмское метро, уличные баннеры… все эти безумные скульптуры в школьных двориках, вездесущая реклама. Какая-то непреодолимая тяга к уродству, которая прививается под видом культурных прорывов и высших достижений цивилизации наравне с видимостью благополучия и чистыми улицами.

Современное искусство в центре Стокгольма. Фото: http://www.panoramio.com/photo/6008325 Современное искусство в центре Стокгольма. Фото: http://www.panoramio.com/photo/6008325
    

Не все родители готовы и могут решительно сопротивляться этой прививке духовного и нравственного уродства, потому что на них будет обращен взгляд этой системы как на нелояльных граждан, но при этом получающих зарплату и социальные льготы от государства. В этом парадокс. Не хочу одного и не могу отказаться от другого. Поэтому людям приходится искать какие-то способы обходить систему. Главной опорой в этом может быть только здоровая семья.

– Читал недавно в шведской газете про подростка, который, живя в глубинке, стал носить в школу платье и просить, чтобы его называли женским именем. Над ним стали смеяться, учительница запретила ему, сказав, что он мальчик. Возможно, на периферии в Швеции сохранился консервативный взгляд на семейные отношения?

– Жизнь горожанина и обитателя деревни, безусловно, различается. Это внеконфессиональное явление. У горожанина всегда есть масса свободного времени, за исключением людей, вынужденных трудиться на нескольких работах, чтобы прокормить семью. Им, а также жителям глубинки, занятым тяжелым трудом, некогда сидеть в интернете, ходить в злачные места, они добывают свой хлеб насущный. Такой человек, как правило, далек от мыслей, быть ему мужчиной или женщиной.

Здесь, в Швеции, нет таких больших хозяйств, как в России или как, скажем, существовавшие в Советском Союзе колхозы и совхозы, здесь все живут своими семейными хуторками или фермерскими хозяйствами. Мы сказали уже о нашем шведском приходе в Арбуге. Так вот, они как раз представляют собой такой маленький хуторок. У них есть дом, немного земли, огород. Сами построили у себя на участке православную часовню, проявляют ревность по Богу, живут, чем Бог пошлет, потихоньку занимаются миссионерской деятельностью. Это люди совсем другие, не похожие на горожан.

Православные шведы в местечке Арбуга. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина Православные шведы в местечке Арбуга. Фото из архива протоиерея Виталия Бабушина
    

Связь с землей, своими предками гораздо сильнее в деревне, чем в городе. Поэтому гей-парад проводят не в деревне, а в городе, ведь в деревне на него никто не выйдет: люди пашут землю. В городе, напротив, обилие свободного времени. Я смотрю, с каким упорством для поддержки физической формы шведы бегают по улицам Стокгольма, и вспоминаю советские картинки «В здоровом теле – здоровый дух». И шучу, думая про себя: где же они находят столько времени и – главное – здоровья заниматься спортом? Ответ напрашивается сам собой. Если у человека этот мир – единственное, что у него есть, то он будет максимально стараться сохранить его и обезопасить себя от всех возможных и невозможных проблем. Потому шведы, как правило, не склонны ввязываться в конфликты и даже общаются друг с другом как-то шаблонно, нежели от души, по сердцу.

Гей-парад проводят в городе, а не в деревне – потому что в деревне на него никто не выйдет

Здесь кругом разъяснительные и предупреждающие знаки. В России как? Если есть тротуар и ты едешь на велосипеде по велодорожке, и дорогу загородила многодетная семья, скорее всего ты не будешь трезвонить в звонок, чтобы они расступились, а просто аккуратно объедешь людей где-то по обочине. Швед, напротив, так не поступит (не всякий швед, конечно). Он будет до последнего звонить, потому что он едет по своей дорожке и ему одному обязаны уступить, даже если это зазевавшаяся многодетная мама со спящими малышами в коляске. Тот же самый порядок и на автодорогах. Конечно, хорошо, что каждый видит свою полосу и ориентируется на знаки, но при этом создается впечатление, что человек существует для знаков, а не наоборот.

Стокгольм. Фото: http://www.stockholm.se/TrafikStadsplanering/Trafik-och-resor-/Cykla-och-ga/ Стокгольм. Фото: http://www.stockholm.se/TrafikStadsplanering/Trafik-och-resor-/Cykla-och-ga/
    

Я часто был свидетелем тому, как при поломке автомобиля на дороге швед останавливается на той полосе, на которую ему указывает знак, даже если из-за этого возникнет затор, – ему будет совершенно всё равно, кто едет следом. Потому что полосу пересекать нельзя. Единственное, что может его отрезвить, – это сирена полиции или «скорой помощи». Вот тогда он может проехать чуточку вперед.

– Напоминает мне картину, которую я видел на севере Швеции: воскресное утро, дождь, швед стоит на стремянке и красит свой абсолютно не выцветший дом. Скорее всего, у него эта задача записана в ежедневнике.

– Да. Всё верно. Шведы очень дисциплинированны и не любят перемен в расписании. Поэтому составляют его надолго вперед. К этому мне пришлось тоже привыкать. И еще я всё более убеждаюсь во мнении, что шведы существуют в рамках закона, придуманного в качестве защиты от общения. Если у нас, например, на кассе в любом российском магазине тебе продавец вместо того, чтобы поздороваться, резко или даже грубовато скажет: «Пакет будешь брать?», между вами возникают отношения. Хорошие или плохие – это другой вопрос. Ты можешь сказать «да», можешь фыркнуть, можешь улыбнуться и сказать: «Конечно, давайте». В Швеции никто так не спросит, тем более в резкой форме; здесь тебе обязательно мирно красиво улыбнутся, и ты спокойно расплатишься карточкой. Никаких проблем!

На кассе в шведском магазине. Фото: ICA: www.ica.se/butiker/kvantum/malmo/ica-kvantum-malmborgs-mobilia-2765/butiken/avdelningar/kassa/ На кассе в шведском магазине. Фото: ICA: www.ica.se/butiker/kvantum/malmo/ica-kvantum-malmborgs-mobilia-2765/butiken/avdelningar/kassa/
    

Словом «Hej!» («Привет!»), которым тебя всегда приветствует менеджер, он словно бы ставит между вами некий барьер. Я говорю тебе «Hej!», и это значит, что я не хочу, чтобы твои проблемы входили в мою жизнь. У меня могут быть свои проблемы, но я не хочу их тебе открывать, потому что ты откроешь свои в ответ, а мне этого точно не нужно.

А когда в России мне говорят: «Пакет будешь брать?», я чувствую, что кассиру либо всё надоело, либо его день не задался. И, может быть, как знать, с его стороны это обращение ко мне как христианину, чтобы я хоть немого сгладил его повседневную рутину за кассой и сказал в ответ что-то хорошее, а не грубое. Хотя бы улыбнулся. Не шаблонно.

Тут люди перестают общаться, все замкнуты шаблонами, правилами

У нас в России люди всегда общаются, а в Швеции они перестают общаться, здесь все замкнуты шаблонами, правилами. И если шаблон шведу не позволяет сделать шаг вперед, потому что там нарисована ограничительная линия, даже если он, шагнув, никому не создаст никакого препятствия, а наоборот, сделает возможным другим людям поехать или пройти, он этого никогда не сделает, пока не зазвучит громкая сирена, грозящая ему большими проблемами. Пока люди будут стоять за его спиной, терзаясь ожиданиями, он ни за что не будет думать о них, напрягаться, что кто-то может куда-то опаздывать и что у кого-то могут быть проблемы посерьезнее, чем у него.

Отец Виталий Бабушин. Фото автора Отец Виталий Бабушин. Фото автора
    

Почему это так? Не знаю точно, ведь я здесь только пятый год. Может, этого срока недостаточно для объективных наблюдений. Но я прихожу к выводу, что виновата именно шведская система жизненных координат, в которой послушание закону выше человеческих чувств. Система, провозглашающая твое персональное благо, личное благополучие абсолютной ценностью, для достижения которого можно не думать о других, можно менять любые нормы, традиции, быть свободным от нравственности и Божией правды, провозглашать грех нормой, а голос совести сводить к консультации психолога, который обязательно откорректирует специальные препараты, помогающие не выбиваться из системы и дышать всегда чистым воздухом, гулять по специально проложенным экологическим дорожкам и любоваться интересными людьми на парадах радости с флажками цвета радуги.

Реквизиты для пожертвований Сергиевскому приходу (г. Стокгольм)
на строительство (приобретение) храмового здания

Для переводов из-за границы:

Имя получателя: RYSKA ORTODOXA HL SERGIJ FÖRSAMLING, BYGGNADSFONDEN
PRÄSTGÅRDSGATAN 28
C/O BABUSHIN
17232 SUNDBYBERG
Название банка: Nordea Bank AB
Адрес банка: Smålandsgatan 17, 105 71 Stockholm, Sweden
Номер счета: Bankkontonr: 9960 4200102368
IBAN: SE20 9500 0099 6042 0010 2368
BIC-kod (SWIFT-adress): NDEASESS

Для переводов по Швеции:

Plusgirokonto:           10236-8
Mottagare: RYSKA ORTODOXA HL SERGIJ

или:

Mottagare: RYSKA ORTODOXA HL SERGIJ
Clearingnummer: 9960
Kontonummer: 4200102368

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Мы концертов не даем, а храм – всегда битком» «Мы концертов не даем, а храм – всегда битком»
Прот. Виталий Бабушин о Православии в Швеции
«Мы концертов не даем, а храм – всегда битком» «Мы концертов не даем, а храм – всегда битком»
Протоиерей Виталий Бабушин о Православии в Швеции, Сергиевском приходе и миссии в стране викингов
О 400-летии русской церковно-приходской жизни в Швеции, двух комнатах, арендуемых у протестантов, пастырских поездках за 900 километров и георгиевских ленточках.
Швеция — одна из самых неверующих стран мира Швеция — одна из самых неверующих стран мира Швеция — одна из самых неверующих стран мира Швеция — одна из самых неверующих стран мира
Согласно статистике, неверующими считают себя до 85% шведов. Это один из самых высоких показателей неверия, зафиксированных на Земле
Шведы: очередной поход в Россию Шведы: очередной поход в Россию
Анна Журавлева
Воевать с упрямой Россией никто больше не стремится. Есть способы иные: бескровные войны – информационные и культурные. Еще Гитлер перед нападением на Россию говорил о необходимости растления и морального разложения нашего населения, особенно молодежи. И главный удар сейчас направлен на семью не случайно.
Комментарии
Ксения 3 мая 2015, 19:00
Христос Воскресе! Спасибо за статью, мы имеем дело с похожими явлениями в Голландии, пусть еще и не до такой степени, но не далеко от этого. Очень жаль. Отцу Виталию сил и помощи Божьей, чтобы земля шведская и верующие люди там находили свое Спасение в стенах Православной церкви. К сожалению эта проблема по всей западной европе, видимо то, то в Швеции в последствии будет и дальше распространяться, потому что улучшений в ЕС ожидать по крайней мере наивно. А Церковь Христова Православная устоит до конца, даже врата ада ее не одолеют.
Игорь Святославович 3 мая 2015, 06:00
Печальные выводы о.Виталия о шведских реалиях показывают, как некомфортно и трудно там жить русскому и православному человеку, а уж тем более чего-то добиваться. Комфортную, но при этом бездуховную жизнь шведы отстроили для себя. К "чужим" в целом отношение отстраненное и холодное, а в отношении русских - особенно, замешанное на фобиях и подозрительности. Присутствие РПЦ в Швеции очень важно. Это передний край борьбы за души людей, против ложных ценностей и лицемерия современной либеральной Европы. В этом о.Виталию нужна наша помощь!
Игорь Святославович 2 мая 2015, 19:00
Очень верные наблюдения! Объективно и правильно. Помощи Божией о.Виталию во всех его добрых делах.
михаил28 апреля 2015, 07:00
Ну сказано же. Сам спасешся, вокруг тысячи спасутся
Светлана26 апреля 2015, 22:00
Здравствуйте, у меня возникла проблема. Когда я попыталась перевести деньги для пожертвований Сергиевскому приходу (на строительство храма), операционист сказала мне, что нужен корреспондентский счёт получателя в российском банке, номер "ЛОРО" для международных расчётов. А так пожертвовать не получится, или возможно, но с огромными затратами. Мало того, что комиссия будет 770 руб, необходимо также оплатить услугу банка – «FULLPAY», а это ещё 770 руб. Пожалуйста, выложите на сайте http://www.pravoslavie.ru реквизиты Интернет-кошелька (вроде Яндекс Денег), чтобы можно было набрать понемногу от всех (каждый сможет без проблем пожертововать 300-500 руб., это реально), а потом, когда соберётся более-менее большая сумма - отправьте протоиерею Виталию Бабушину. Так мы действительно ему поможем. Или пусть он сам откроет счёт Яндекс Деньги. Помогите помочь!!!
Наталия26 апреля 2015, 19:00
Благодарю за статью! Вопрос о том, что поставить на первое место, закон или чувства, в разных обществах решен неоднозначно. Можно исходить из того, что, чем в более холодном климате расположена цивилизация, тем для ее членов важнее правила и закон, а чем она южнее, тем большую роль будут играть личные отношения. И в том, и в другом случае для этого явления есть свои аргументы, есть свои сильные и слабые стороны. Но не является ли главной причиной бездушия общества отход от Бога?
Светлана25 апреля 2015, 17:00
Немного резанули слова про грубость. Живу в Нижнем Новгороде и не могу припомнить, чтобы со мной в магазине обращались грубо. Не знаю, в чём тут дело. Очень много доброжелательных продавцов. И пакет предлагают не грубо, а вежливо. И на кассе незнакомые продавщицы от всей души желают хорошего дня. Я им тоже в ответ улыбаюсь и желаю всего хорошего, чтобы у них настроение улучшилось. Не думаю, что я живу в параллельной вселенной.
Алексей23 апреля 2015, 21:00
Алексей Артёму в ответ на слова: "А ведь шведов надо спасать. Кроме нас, русских, некому." Артемушка, брат Артемий, дорогой.нам себя надо спасать сначала. "Стяжи свой дух и тысячи вокруг тебя спасутся". Мы, брат Артемий, среди первых по абортам (Господи помилуй), есть и другие проблемы (уровень потребления спиртного и т.д.). так что нам бы устоять на ногах. а там, если Бог даст, и шведы подтянутся...брат Артемий, с уважением к Вашему порыву.
Ирина 23 апреля 2015, 15:00
Спасибо большое за статью! Очень интересные наблюдения и мысли. Ужасно жалко детей... Батюшке помощи Божией, сил вести свою паству к Богу, проповедовать Истину людям.
Валерий Ивкин23 апреля 2015, 11:00
Все сказанное в статье умещается в название труда Илларона "О законе и благодати". Плоды законничества - шведкое общество, благодати - отчасти наше (православное). Страшно другое, нас хотят сделать шведами, в худших своих качествах законничества, законники и фарисеи нашего общества - псевдоэлита со своими продажными СМИ.
Алексей22 апреля 2015, 16:00
Христос Воскресе! Ольге. Ольга, Вы были по старому адресу. Сейчас русская церковь переехала в южную часть Стокгольма. От метро Slussen пять минут пешком. В целом скажу, что Швеция, образно выражаясь, это чистый, аккуратный хлев. Животные в нем накормлены, ветеринар приходит регулярно, есть свет, воздух фильтрован, на стенах даже картиночки, в садике - клумбы, навоз убирается своевременно и т.п. Но - вот, собственно, и все. Человек без Бога когда-нибудь, рано или поздно, становится животным. Хотя, как в случае со Швецией, и весьма цивилизованным. Или машиной, которой, как животному корм, нужно топливо - и ничего больше. По части "богатства"? Я думаю, не стоит впадать в крайности. Богатыми в американском смысле мы, наверное, не будем. Но нам это и не надо. Нам надо жить нормально, нормально развиваться, как это было в России до 1917 года. Наше общество истерзано 75 годами государственного богоборчества. Наши люди измучены. Какие там улыбки в магазине после прошедших почти ста лет потрясений? Мы (я не говорю, конечно, о всех, только о тенденции) можем быть совершенно невыносимыми, злыми, грубыми, даже зверьми, но мы, по крайней мере, не машины. И за это слава Богу.
Ольга22 апреля 2015, 14:00
Христос Воскресе! Отличная статья, согласна полностью с батюшкой. В феврале была в Стокгольме, искала наш храм, но к сожалению, так и не нашла, постояла возле храма Святой Магдалины и уехала. Мы из России, из Сибири, живём в Швеции, у мужа контракт. И я благодарю Господа, что живём мы в маленьком городке, с населением 18 тысяч человек. Никаких гей парадов здесь нет, исключительно только парад ретро автомобилей и духового оркестра, признаков сексуальных меньшинств не наблюдаем. Как жаль, что мы живём далеко от православных храмов, минимум 2.5 часа до ближайшего храма.
Марина21 апреля 2015, 20:00
Христос Воскресе! Помоги Вам Господи!
Геннадий21 апреля 2015, 20:00
Совершенно справедливо защищая церковно-славянский язык (а на приходе Сергиевского храма практически все русскоговорящие),о. Виталий, может быть не вполне осознанно, но очень ясно озвучил одну простую истину:"...в молитве ты, как в разговоре с любимы человеком, всегда говоришь от сердца, и лучше это делать на родном языке." Понятно, что для успешной православной миссии шведам необходимо благовестие и богослужение все же на их родном языке, оставив при этом и церковно-славянский для его приверженцев. (К слову, а ведь и современные русские люди говорят со своими самыми любимыми и дорогими людьми, как правило,не на церковно-славянском, но на родном русском- но это отдельная тема...). Впрочем, трудно сказать насколько это поможет. А вообще, Европейским Содом вместе с "гомерикой" пострашнее будут исторических Содома и Гоморры- там хоть детей не отнимали за отказ воспитывать в разврате. Но если прежние были преданы огню, что же с нынешними будет? Главное вовремя бы потом из них выйти.
Алексаднер21 апреля 2015, 20:00
Не знаю. Мне приятно, когда мне на кассе улыбаются. Разве это плохо? А может, у меня тоже день не задался. А так я тоже улыбнусь в ответ... Вообще, по моим наблюдениям, чем больше человек уверен в завтрашнем дне, чем лучше он обеспечен, чам выше у него уровень жизни, чем комфортнее и стабильнее его быт, тем меньше ему нужен Бог. И наоборот: чем беднее страна, тем более она верующая. Но это, правда, только моё суждение. Рискну предположить, что мы, оставаясь православными, никогда не станем богатыми. Слишком уж болезненный выбор нам предстояло бы совершить: отказаться от самих себя и от Господа во имя комфорта и достатка. Так что, может оно и к лучшему. Пусть мы не богаче материально. Но зато свободнее. А я лично, поработав одно время в Германии, свою внутреннюю свободу научился ценить ой как высоко... И вернулся домой. Спаси Господи за статью!
Елена21 апреля 2015, 20:00
Интересные детали передает отец Виталий. Спасибо за статью! Жила в Швеции некоторое время, согласна, со всем сказанным, но однако же, там больше доброты какой-то на улицах в городах, чем в россии, и нет зарвавшихся чиновников, особенно свойственных для наших регионов. не знаю, не могу дать однозначную оценку, но состояние с христианством там - трагическое, даже живущая долго в Швеции моя знакомая испанка, строгой жизни женщина, очень как-то упорно старалась меня убедить, что католичество умерло, что верить не надо, что-то там про католических священников начинала рассказывать, мне было очень неприятно, я старалась не слушать.
вадим павлов21 апреля 2015, 20:00
Благослови вас всех Господь Иисус Христос братия православные! Я сам живу в Гетеборге около 5-ти лет. Общая культура общения здесь лучше чем в России, что значительно сохраняет нервы . Вся эта история с геями деиствительно удручает,а сами шведы неохотно комментируют эти моменты.Я еще не понял эту страну,пока совместно с женои мы не решаемся сюда переехать окончательно.Хотя здесь здоровыи культ труда,никто никого не обманывает,хорошии заработок и всяко лучше чем в Латвии.Пробовал начать в России в 10ом году-- неудачно,хотя язык то роднои. Вообщем неисповедимы пути Господни.А здесь в Готеборге посещаю сербскии храм,сербы от души считают нас братиями.Mvh Вадим.
Татьяна21 апреля 2015, 18:00
Спасибо за статью! Действительно, от свободы бежать некуда... Господи, Спаси нас всех!
Лариса21 апреля 2015, 16:00
Когда я слышала слова о.Николая Гурьянова: "Радуйтесь, что вы живете в России. Радуйтесь, что вы православные", - тогда не понимала. Сейчас очень даже понятно становится...
Л.Н.21 апреля 2015, 15:00
Уважаемый Артем, куда нам шведов спасать? Знаю семью одного священника, чья дочка много лет живет в Германии, очень быстро превратившись в приверженца описываемого о.Виталием общества: "Система, провозглашающая твое персональное благо, личное благополучие абсолютной ценностью, для достижения которого можно не думать о других, можно менять любые нормы, традиции, быть свободным от нравственности и Божией правды..." Редкостного цинизма женщина. Бедный отец. Если русский священник не может с родной дочкой справиться, что говорить о спасении других?
Вячеслав21 апреля 2015, 14:00
В Содоме и Гоморре тоже пили ели веселились и думали всё будет гуд. Но случилось то, что теперь над всем этим смрадом Мёртвое Море. Европа идёт в том же направлении семимильными шагами. Помоги им, Господи, проснуться.
Наталья21 апреля 2015, 13:00
Спасись сам и вокруг спасутся тысячи.
Дмитрий 21 апреля 2015, 12:00
Шведы сами по себе часть Европы ,и образ жизни их есть ярко выраженный западноевропейский уклад со всеми от сюда вытекающими.Как говориться рыба гниет с головы, вот больше мне интересно где эта (голова) в Европе ,от куда эти тихие, плавные, незаметные, либеральные веяния происходят...
Надежда Хоцяновская21 апреля 2015, 11:00
Ну вот, а в Европе Россию считают тоталитарным государством, а что тогда у них?
Наталья21 апреля 2015, 11:00
Бедные люди. И как они там живут? Батюшке хочется пожелать сил духовных, чтоб все это перенести. И как отрадно, что мы пока вне этого безумия. Господи спаси и сохрани!
Виталий21 апреля 2015, 11:00
Христос Воскресе !Замечательная статья ! Таких бы интеллигентых , внимательных священников , как о.Виталий , побольше нам , православным , живущим за границей .Я живу в Германии , но всё , что пишет о.Виталий о Швеции , почти полностью подходит и для Германии . Отличие лишь в том , что здесь всё же существует не одна государственная церковь , а две : "полугосударственная" католическая и государственная протестанская . Различие между областми Германии существует так же и в культурно-историческом наследии и в местных традициях . Положение православных действительно таково , что христианству как бы по новой приходится вести свою миссию . Местное христианство в большинстве своём выродилось в культурную традицию ( теряющую в последнее время приставку "-национальную") и в социальное-правовое движение . В последнее время в германском официозе присутствует раздражение нашей Церковью. Раздражает , что несмотря на пустеющие местные храмы , мы растём , раздражает наш , идущий вразрез с официальной идеологией , традиционализм .К нам растут подозрения , что мы воспитываем из наших детей приверженцев тоталитарных режимов . В данный момент наша детская воскресная школа стоит на грани выживания . Банально нет средств . Помочь нам может лишь Господь Бог и Матерь Божья нашими руками . И это здорово , поскольку мы свободные люди , свободные в Господе своём люди . Спаси вас бог , о. Виталий !
Артём21 апреля 2015, 10:00
А ведь шведов надо спасать. Кроме нас, русских, некому.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке