Твердость духа при расслабленном теле

Слово в Неделю 4-ю по Пасхе

Исцеление расслабленного при Овчей купели Исцеление расслабленного при Овчей купели
    


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 11:10 мин. Размер 8.1 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы совершаем память чуда исцеления больного при Овчей купели Иерусалима. По-другому этот день в церковном календаре именуется Неделей о расслабленном.

Некий человек лежал в болезни 38 лет, ожидая чуда. Он видел вокруг себя множество больных, слепых, хромых, парализованных (см.: Ин. 5: 3). Он видел, как исцеляются другие люди, которые успевали раньше него войти в воду по возмущении ее Ангелом. Но ничего не мог поделать с собой. Его немощь была настолько велика, что сам он был не в состоянии спуститься в воду в ту минуту, когда вода приобретала целебные свойства. Этого человека, у которого уже, видимо, не было никакой надежды на выздоровление, исцелил Христос.

Водоем Вифезда – «дом милосердия», – при котором исцелялись евангельские больные, находился недалеко от Овечьих ворот. В настоящее время его показывают рядом с церковью святой Анны внутри Старого Иерусалима. Он состоял из двух бассейнов, каждый из которых имел около 50 метров в ширину и 50 метров в длину. Глубина водоема достигала 15 метров. В этих купальнях омывали жертвенных животных (овец, волов и проч.), которых пригоняли из Овечьих ворот на Храмовую платформу. Даже после разрушения Храма одна из купален, как пишет Евсевий Кесарийский, «невероятным образом имела пурпурно-красную воду. Говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных»[1].

Причина целебных свойств воды не ясна. Можно только гадать, была ли в воде особая красная глина, заживляющая раны, или это был какой-то периодически бьющий из-под земли гейзер. Но факт остается фактом: периодически на протяжении многих лет здесь происходили исцеления. Они происходили и до чуда с расслабленным, и после.

Несмотря на то, что водоем после купания животных содержал нечистую воду, больные, забывая законы о ритуальной чистоте, надеялись здесь чудесным образом выздороветь. Вплоть до IV века, по святителю Кириллу Иерусалимскому, при Овчей купели лежало множество больных[2]. Позднее в память о чуде исцеления была построена «церковь расслабленного», которая по-другому еще называлась «церковью Овчей купели» (IV в.).

Чем же отличалось поминаемое сегодня событие от других подобных исцелений при Овчей купели?

Прежде всего мы видим полную оставленность расслабленного окружающими людьми. Ему никто не помогает, о нем никто не заботится. Возможно, он дольше всех лежал при этой купели, но никто не уступил ему, не дал спуститься в воду первым. Более того, после чудесного выздоровления его никто не поздравляет. Напротив, его укоряют за то, что он собирался понести свою постель в субботу.

Мы не знаем причины такой нелюбви к бывшему расслабленному: может, его не любили за прошлые грехи (см.: Ин. 5: 14) или сторонились по причине каких-то открытых язв; может быть, он имел скверный характер. Всё это – одни предположения. Но мы точно можем наблюдать в этом человеке его веру в то, что Бог может его исцелить. Он терпеливо ожидает, надеется только на Божие чудо. И когда Христос его исцеляет, он сразу же идет в Храм Бога благодарить (см.: Ин. 5: 14).

В контексте богословия Евангелия от Иоанна расслабленный – один из самых немногословных собеседников. Он не спорит со Христом «о рождении свыше», как Никодим, не ссылается на праотца Иакова, как самарянка; даже слепорожденный, которого Иисус отправил омыться в купальню Силоам, и тот сказал больше слов, чем расслабленный.

Когда читаешь текст Писания, создается впечатление, что расслабленный совершил когда-то тяжкий грех (на это намекают слова Спасителя: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». – Ин. 5: 14), в результате чего появилась болезнь. И после этого он, как преподобная Мария Египетская, стал чужд людей, телесными страданиями искупая свои прошлые грехи.

В Евангелии от Матфея «расслабленными» чаще всего называются больные, разбитые параличом. Паралич – это потеря двигательной функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы. В результате судорожного напряжения мышц пораженные части тела становятся обездвиженными и вскоре делаются иссохшими (см.: Мф. 8: 6). Сухорукий, которого Господь исцелил в синагоге, был как раз болен параличом руки (Мф. 12: 10).

По современным словарям русского языка, «расслабленным» может быть назван не только физически обездвиженный человек, но и тот, кто болезнью доведен до полного упадка сил, кто слаб не только физически, но и психически. Это слово может описывать состояние человека, лишенного силы, энергии, ясности мысли.

Более того, в наши дни под «расслабленностью» мы чаще всего понимаем уже не тяжелую болезнь тела, а вялость характера, апатичность, утомляемость, упадок сил, немощность, бессилие, дряхлость.

Конечно, при высоком нервном напряжении в работе или при склонности человека к повышенной возбужденности, раздражительности, взвинченности медики могут порекомендовать немного расслабиться. Чтобы нервная напряженность не превратилась в психосоматическое нарушение, при котором снижается эмоциональная устойчивость, равновесие, проявляется агрессивность, иногда действительно требуется определенная разрядка, расслабление, отдых, перемена вида деятельности.

Но когда «расслабленность» становится стилем поведения, приобретенной чертой характера, тогда она становится болезнью, которая обездвиживает душу человека, делает его психическим паралитиком.

Спокойствие такого человека, ведущего расслабленный образ жизни, по факту может оказаться следствием необязательности, уходом от ответственности, расхлябанностью, ленью. Такой человек не ставит себе в жизни цели, не стремится достигать конечных результатов, попросту закапывает в землю свои таланты. При этом, как ни парадоксально, умело подчеркнутая внешняя респектабельная расслабленность может сочетаться с самолюбованием, излишней удовлетворенностью собой, самооправданием, наглостью. Это можно заметить на примере алкоголиков. Попуская себе излишнюю расслабленность, уходя от трудностей реальной жизни, апатичный человек может легко уйти в виртуальную реальность, погрузиться в глубокий сон.

Можно спросить себя: как же избежать подобных крайних состояний расслабленности как духовной болезни? – Постоянно бороться за жизнь, давать отпор лени, мотивировать себя на достижение результатов.

Двенадцать лет женщина, страдавшая кровотечением, искала способа исцеления от болезни, бегая по разным врачам (см.: Мф. 9: 20; Лк. 8: 43); 18 лет женщина, «имевшая духа немощи», скорченная и не могущая выпрямиться, ходила в синагогу, поучаясь в Законе Божием (см.: Лк. 13: 11); 38 лет расслабленный надеялся на чудо у купели Вифезда (см.: Ин. 5: 5). Никто из них не роптал на Бога или судьбу, что так долго им пришлось ждать помощи свыше. Но никто из них также не проявлял пассивности к жизни. Они находились «в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах», но и «в великом терпении» (2 Кор. 6: 4).

При этом терпение – это не молчаливое перенесение боли, «стиснув зубы». В Новом Завете терпение характеризуется как деятельное состояние человека, когда он делает какое-то доброе дело с надеждой получить результат, безропотно преодолевая неудачи. Так, евангельское семя, «упавшее на добрую землю», означает тех, которые, услышав слово Боже, не только хранят его в добром и чистом сердце, но и «приносят плод в терпении» (Лк. 8: 15). По апостолу Петру, в познании Господа и Спасителя нашего нам дарованы «великие и драгоценные обетования», поэтому мы, прилагая к сему всё старание, призваны показать «в вере добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5–7). Апостол Павел утешает: «Мы спасены в надежде… когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении… Дух [Божий] подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8: 24–26).

Посему, дорогие братья и сестры, не будем предаваться лени, вести расслабленный образ жизни, но, набравшись мужества, будем подкрепляться надеждой. Дух Божий, обетования вечной жизни подкрепляют нас в немощах наших. Пусть наше терпение будет деятельным, безропотным, приносящим плод в виде благочестия, братолюбия, любви.

Будем непрестанно молиться и восклицать с псалмопевцем Давидом: да не постыдятся все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся ищущие Тебя, Боже Израилев (см.: Пс. 68: 7).

Аминь.


[1] Евсевий Кесарийский. Ономастикон. 58: 21.

[2] «В Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же – в центре, и там лежит много больных» (Кирилл Иерусалимский, святитель. Беседа о расслабленном. 2: 1).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
людмила 9 мая 2015, 14:10
Слава Тебе Господи! Спаси нас грешных.
Светлана 4 мая 2015, 17:35
Странно, что автор не верит в существование Ангелов... )) Причина целебных свойств воды не ясна. Можно только гадать, была ли в воде особая красная глина, заживляющая раны, или это был какой-то периодически бьющий из-под земли гейзер. Но факт остается фактом: периодически на протяжении многих лет здесь происходили исцеления. Они происходили и до чуда с расслабленным, и после.
Александр Жаворонков 4 мая 2015, 10:51
Спаси Боже батюшка эти слова точно о мне -я был полностью расслаблен духом и искал утешения в этих непотребных "расслаблениях" и последние события окончательно уверили о мне что Господь мне помог но не люди!
Елена Голубкова 4 мая 2015, 09:23
Слава Богу за всё! Спаси Господи,батюшка за доброе пастырское слово!
Тамара 4 мая 2015, 07:45
Спасибо! Укрепи нас Господи!
mila toll 4 мая 2015, 06:55
Слава Тебе Господи милосердие Твое бесприкладно и человеколюбию твоему нет конца
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×