Барак и ГУЛАГ

«Бессмертный полк», прошедший по улицам страны 9 мая, произвел на оппозицию сокрушительное действие. После всех ее речей о том, что вот-вот весь народ сплотится вокруг нее, пройдет «марш миллионов» (ну хотя бы двести тысяч), после чего нынешний режим растает, аки воск от лица огня, «марш миллионов» действительно прошел, но рассчитывавшая стать благополучателем от марша прогрессивная общественность оказалась чужой на этом празднике жизни. 9 мая ее вообще было не видно и не слышно, что для людей с такими претензиями и с такими речами (в том числе и про 9 мая) означает конец.

После первоначальной полной конфузии остатки оппозиционных сил все же сумели организовать контратаки по двум направлениям.

Сперва в ход было пущено испытанное обвинение в том, что всякая неоппозиционная уличная активность есть активность искусственная. Нагнали бюджетников, позвали наемных манифестантов, за умеренную плату готовых участвовать в какой угодно демонстрации, и в результате таких административных усилий получили полмиллиона участников по Москве, а по всей стране — двенадцать миллионов. Ибо не могут же такие сонмы людей выйти на улицу без кнута, без подачек и к тому же не за нас. Та мысль, что могут, но, конечно же, не за вас, в умы прогрессивной общественности не вмещалась.

Поскольку такая контрпропаганда подействовала только на саму прогрессивную общественность, а более широкая публика в нее оскорбительно не поверила, был предложен встречный маневр — ответим на шествие другим шествием.

А именно: организуем «Бессмертный барак» или «Бессмертный ГУЛАГ», участники которого по образцу «Бессмертного полка» прошествуют, держа в руках портреты своих родственников, ставших жертвами коммунистического режима. Ибо если можно почтить память павших на войне и участников войны, то должно почтить и побывавших в ГУЛАГе. Тем более — скончавших там свои дни.

Против самого начинания в принципе невозможно возразить, его можно только приветствовать, проблема исключительно в деталях.

Музей "Пермь-36" Музей "Пермь-36"
    

Начиная с названия. Изобретатели совсем не владеют русским языком, ибо не понимают разницы между полком и бараком, а равно ГУЛАГом. «Полк» — слово либо нейтральное, обозначающее войсковую единицу, либо возвышенно-поэтическое («Слово о полку Игореве»), либо даже мистическое («небесные полчища» = «воинство небесное»). Слово же «барак» и аббревиатура ГУЛАГ никакого возвышенного значения не имеют, зато имеют вполне негативный смысл. От того, что к ним будет присоединен эпитет «бессмертный», этот негативный смысл будет только усилен. Не просто ГУЛАГ, унесший миллионы жизней, но все-таки принадлежащий прошлому, а ГУЛАГ бессмертный, т.е. по-прежнему поглощающий безвинные жертвы, причем с этим чудовищем ассоциируют себя манифестанты — подобно тому как с «Бессмертным полком» ассоциировали себя люди 9 мая.

Не любите духовные скрепы — значит, не любите, но для такой скрепы, как русский язык, желательно сделать исключение, если хотите, чтобы люди вас понимали.

Однако название — дело наживное, можно придумать и получше. Главная сложность — в общей неясности с тем, чьи портреты предполагается нести в «Бессмертном бараке». В случае с полком все было прозрачно — портреты сражавшихся за нашу Родину против нацистской Германии в Великой Отечественной войне, которая длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Когда началось, когда закончилось и кто был враг, достаточно понятно.

Кто был враг «Бессмертного барака», тоже понятно — советское государство, ибо кто же еще. Другие субъекты не просматриваются, если не предполагается нести также и портреты жертв уголовной преступности — «Моего деда-сторожа убила «Черная кошка», пойду и я на марш». Но советское государство развязало террор уже в 1918 году, а последние аресты по политическим статьям имели место еще в начале 1980-х . Если враг — советское государство, то портреты должны относиться к эпохе 1918-1985 годов.

Для простоты примем, что на портретах должны быть изображены лишь жертвы политических статей. Правда, на заре советской власти стреляли много, но с писаными кодексами было не очень ясно, но уж с 1926 года, когда явилась знаменитая 58-я, и до 1985-го, когда действовали уже ст. 70 и 190-1 из хрущевского кодекса, все вроде бы ясно. Жертв хозяйственных статей и, допустим, статьи за мужеложство рассматривать не будем (хотя почему, собственно?). Неясно, правда, куда отнести раскулаченных — для них статьи не придумывали, обошлись и так.

Но даже и со статьями чисто политическими вряд ли получится большое единение. Если на фронте было понятно, кто враг, то на фронте внутреннем враг был очень многообразен. От монархистов, белых офицеров и духовенства до сотрудников НКВД (все-таки три гэбистских потока тоже было), пламенных (и даже не очень пламенных) троцкистов, коммунистов-ортодоксов, а также полицаев и власовцев (их ведь тоже судили по 58-й). Изрядную долю среди пострадавших партийцев составляли те, которые прежде послужили палачами других партийцев (и беспартийных — это уже само собой).

С точки зрения окончания гражданской войны и примирения, наверное, действительно нужно закончить старые споры и не поминать былое лихо. Правда, как это вяжется с речами о необходимости люстрации, весьма популярными в той самой среде, откуда исходит начинание с «Бессмертным бараком», — а ведь среди предков иных нынешних освободителей можно такого налюстрировать, что хоть вон святых неси, — все это выглядит глубоко диалектическим противоречием. Или неумением думать хотя бы на полтора хода вперед.

Но как потомки разных жертв всеподметающей 58-й будут сливаться в дружном единении — например, Е.К. Лигачев с бр. Дзядко, — моя фантазия для этого слишком слаба. Боюсь, не только моя. Если же единения, сопоставимого с единением участников «Бессмертного полка» не будет, а будет либо свара, либо, что более вероятно, очередное мероприятие «Эха дождя» с соответствующим составом и численностью участников, то зачем изобретать велосипед. Такие мероприятия и прежде имели место, но большого примирения в обществе не произвели и в качестве достойного ответа «Бессмертному полку» выступать никак не могли.

Достойно и правильно было бы сказать всем жертвам гражданской войны, бушевавшей в России почти весь XX век: «Спите спокойно, это не повторится», но для этого надо для начала хотя бы не разжигать новую революцию.

Максим Соколов

Источник: Известия

18 мая 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Svetlana Sorokina 9 мая 2016, 13:43
"Достойно и правильно было бы сказать всем жертвам гражданской войны, бушевавшей в России почти весь XX век: «Спите спокойно, это не повторится», но для этого надо для начала хотя бы не разжигать новую революцию."- это правильно... Учиться на ошибках других, понимать происшедшее...
Василий Н.24 мая 2015, 17:58
А мне нравится идея шествия с портретами репрессированных. Нужно помнить обо всех: и о тех, кто погиб на войне, и о тех, кто погиб в лагерях или был расстрелян. И однозначно осудить политические репрессии. Соглашусь с Ольгой Кудряшовой, статья разжигает рознь.
Ольга Кудряшова22 мая 2015, 22:43
Эта акция-Бессмертный барак,возникла не как противовес Бессмертному полку...а как противовес опасной героизации Сталина,уверяю вас...И не нужно разжигать розни подобными статьями.А то сразу начинается старая песня про либералов и пятую колонну...на самом деле все не так как навязывают наши СМИ.Я не являюсь оппозиционером,я просто хочу,чтобы люди помнили,что деды не только воевали,но и уничтожались собственным государством,безвинно и жестоко.У меня тоже одного прадеда расстреляли,а другого раскулачили.хотя бабушка всегда с грустью и недоумением не понимала за что????,батраков у них не было. своей большой семьей трудились и еще и односельчанам помогали,да так помогали.что когда за братом прадеда приехали НКВДшники-его отстояли всей деревней и не позволили увезти,ему удалось бежать в Харбин...
Мария22 мая 2015, 12:27
Не согласна с автором статьи. Зачем вкладывать в название какой-то мистический смысл? Слово «бессмертный» говорит о нашей вечной памяти о тех, кто погиб или был замучен в лагерях. Может быть название и не самое удачное, об том писал и автор идеи Андрей Десницкий, но оно четко передает суть идеи. Россия должна наконец-то категорично осудить политические репрессии, осознать весь их ужас. Без этой прививки она будет всегда оглядываться с ностальгией на тоталитарной режим и прошлое и ничего не изменится в нашей стране. Пока мы, увы, не можем сказать: «Спите спокойно, это не повторится».
Людмила Егорова22 мая 2015, 06:07
а я думаю, что нести надо одновременно портреты и тех и этих. Как у Высотского. "Мои — без вести павшие, твои — безвинно севшие."Тем более, что и твои и мои -это наши. Когда несу портрет деда офицера, погибшего в сталинградскую битву и захороненного с почестями, думаю о том что надо нести портрет и другого деда- умершего в голодных муках в трудармии. То-же погибшего за нашу победу.
Татьяна19 мая 2015, 11:37
Оппозиция (запад с ними, заграница им поможет) все же напакостили. Свалили в мусорку специально подготовленные фотки неизвестных людей и закричали, что вот оно, доказательство "купленного марша". Насколько я видела фото этой свалки, там портретов 50, а где остальные 499950 портретов, которые якобы оплатили для марша? А нет их, ибо если бы оппозиция напечатала бы полмиллиона портретов, то чтобы их выбросить, надо было бы подьехать на грузовике, а тогда бы настоящий народ, шедший с настоящими портретами своих погибших родных их увидел бы и поднялась бы такая шумиха! А потом, как оппозиционный грузовик протиснулся бы сквозь плотнейшие ряды воодушевленных и гордых за свою страну людей? И то, что почти сразу после марша приехали высокие не дружественные к нам гости, только на Украину с пирожками, а к нам с блинами интересно?( а уж они то точно знают, что марш был настоящий) говорит о том, что испугались они этого единства нашего народа. Приехали консультировать своих ставленников лично, как вести антироссийскую деятельность и в интернете, "мило" обливая грязью " эту неумытую Россию, где мужик-лапотник лежит на печи и жрет самогон", в то время, как "просвещенная Европа... лопает лягушек, пьёт вино перед каждым! приемом пищи, радостно смотрит на смертные казни, транслируемые по телеку, а гомосексуалисты этой мерзостью уже на улицах в скверах занимаются... И т.п
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×