Почему Бог «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал» (Мф. 25: 24–27)

    

Порой кажется, что евангельская строгость доходит до жестокой несправедливости. «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27), – говорит Господь в притче о талантах человеку, который по сути-то и не сделал ничего преступного. Ведь он сохранил доверенные ему блага, даже не использовал их для собственного обогащения, но честно вернул всё некогда вверенное ему Господином, вернул данный ему талант! Кажется, Бог нарушает справедливость и предъявляет к человеку требования чрезмерные, отнюдь не согласные с Его милосердием.

И все же: «Лукавый раб и ленивый!» – слышит в свой адрес недоумевающий простец. И от Кого? От Того, Кто сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Сочетание действительно поразительное. Ведь казалось, что любовь покрывает всё!

Однако ленивый раб наказывается. И наказывается жестоко, без шансов на оправдание! При этом Господь, кажется, даже не обращает внимания на обвинение простеца в жестокости. «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий…» (Мф. 25: 24), – преодолевая страх и трепет, говорит раб своему Властителю. В ответе же Господина слов о жестокой несправедливости мы не слышим, только констатацию факта: «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал». Констатация для нас непонятная и несправедливая, но для Христа – нет!..

Порой даже кажется, что спасение «ленивого» раба близко. Вот Господь умягчится простотою неудачника, поймет, что нечего с него требовать, что не со зла он не решился пойти на риск и приумножить вверенный талант… И где-то в глубине сердца так хочется в этот момент услышать желанное: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Но в действительности звучит иное: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 30).

Почему?.. Что сделал этот несчастный простец, водворяемый ныне в бездны вечных мучений?.. Ответ непрост. Как жизнь. Жизнь, которой так хочется распоряжаться по-своему. Даже добро делать хочется согласно своим расчетам и планам, согласно своему пониманию, возможностям и настроению. И главное – что в этом действительно нет ничего плохого! Ведь ничего дурного человек не делает, напротив – хороший семьянин, добросовестный работник. Кажется, всё вкладывается в норму христианской нравственности.

Наверное, так же думал и несчастный из притчи. Думал, что ничего скверного не делает, что живет «как все»: не грабит, не убивает, соседям дорогу не переходит… И всё действительно было бы неплохо, если бы в Евангелии не было Христа! В таком случае жизнь несчастного была бы примером, хотя и не во всем похвальным, но в целом – очень даже неплохим.

Однако: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 5–6).

Факт остается неизменным: смысл жизни – во Христе!

Факт остается неизменным: смысл жизни – во Христе! Не в хорошем воспитании, не в добрых отношениях с близкими, даже не в помощи бедным и нуждающимся! Всё это без Христа – напрасно закопанный талант! Причем его можно закопать во что угодно: в себялюбие, в честность, справедливость – не столь важно. Можно даже надеяться расплатиться им с Творцом, представить в виде доказательства своего благоразумия и нравственной полноценности!

И всё же Господь в этом смысле несправедлив, потому что во все времена те, кто надеялся подобным образом рассчитаться с Богом чем-нибудь иным, кроме смирения, слышали всё те же слова: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27).

Господь дал человеку не только разум, не только таланты, профессиональный успех. Вся жизнь – дар Божий! Это и есть та нива, только на первый взгляд принадлежащая нам и лишь частью засеянная Творцом. На самом же деле – всё это удел Божий! Поэтому ленивый раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, но ему следовало бояться, «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)!

Раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, а «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)

Каждый, кто приходит ко Христу, берет на себя обязательство служить Ему всегда и везде! Христианин не может быть «бесполезным», не может оставаться законсервированной «вещью в себе». Именно живое устремление, желание каждый день находить в обстоятельствах собственной жизни поводы доказать свою верность Христу и являются характеристиками истинной веры.

Господь «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал»… А значит, мы не имеем права торговаться с Богом! «Справедливых» отношений всё равно не получится, потому что ради нашего же блага Создатель ставит милосердие выше справедливости! Иного пути нет: мы обязаны признать Его право на каждую часть, каждую сферу нашей жизни – и в ней, по мере возможности, послужить Творцу.

Причем сделать это возможно лишь в Церкви, где Христос – всё и во всем! Потому что быть честным и добрым – далеко еще не значит быть Христовым!

Роман Савчук

3 июня 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Когда Церковь кажется жестокой Когда Церковь кажется жестокой
Марина Бирюкова
Когда Церковь кажется жестокой Когда Церковь кажется жестокой
Марина Бирюкова
Вывод о жестокости, суровости или черствости Православной Церкви делается очень многими, при разных обстоятельствах.
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Талант как средство уподобления Творцу Талант как средство уподобления Творцу
Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Тот, который взял пять талантов, и тот, который взял два таланта, умножили Ему эти таланты в два раза, но Господин ведь их не взял. Ему эти таланты не нужны, Он отдал их опять... А что же Ему нужно? Ему нужно творчество, какое бы оно ни было, потому что эти рабы созданы по Его образу и подобию. (MP3 файл. Продолжительность 16:39 мин. Размер 12 Mb)
Комментарии
8 октября 2018, 13:58
Притча очень глубока по смыслу.Поставила меня в тупиковое или патовое состояния. Ведь в любом случае все что я делаю, не сделано из последних сил, на разрыв аорты и до потери сознания. Значит прилагал недостаточно усилий. Возможно дело в том, чтобы творить добро и прославлять Бога, по мере сил. И главное ничего не требовать в замен, смиренно. Приумножать добро и любовь в этом мире, не допускать зла.
Талант здесь конечно подразумевается не в смысле профессионального умения. Наверное Богу более угодно наше смирение, покаяние, духовный рост.
ирина маскалькова 9 июня 2015, 10:50
Здесь ещё один момент- мы созданы по образу и подобию Бога, Бог вдохнул в нас жизнь и частичка Бога(т.е. наша душа) живёт в нас, а значит через нас Бог творит на земле многие дела. И для со-творчества необходимо действие человека, а когда человек не проявляет этого действия, лениво не прилагает усилия, он не даёт проявиться Божьим талантам на земле. И, естественно, то что можно было бы изменить в лучшую сторону из-за лени не изменяется. Нет жажды Духа, а тот кто "ни холоден, ни горяч" - тот равнодушен. И многие беды от этого на земле.
Лиза 6 июня 2015, 22:23
Большое спасибо за статью и комментарии. Очень страшно, потому что именно про меня притча. Как победить, найти желание победить свое малодушие и посмотреть правде в глаза. А также победить лень и теплохладность и начать что-то делать для Бога. Очень страшно. Как больной, отрицающий свою неизлечимую и смертельную болезнь. Господи, не остави.
Владимир Степанов 5 июня 2015, 21:03
Спасибо Павлу за коммент. Эта мысль о гордости вертелась, но не смог её поймать

Действительно, не рабу тыкать своему создателю об установленных порядках. Тут роптание не на языке, а в сердце, тут хула на Святого Духа, которая никак не прощается

Галина 5 июня 2015, 16:00
Думаю, есть и еще один ракурс: "простец" решил, спрятав талант, жить как жил раньше - не напрягаясь, а придет Господин - вот он талант, нерастраченный(но и не преумноженный)...
Inna Tolmacheva 5 июня 2015, 12:02
читаю и перечитываю вновь, откровение для меня, спасибо
Faustus Ort 5 июня 2015, 11:51
Согласен со всем и могу добавить, что на собственном опыте постиг, что нет большей беды чем собственное разумение ограниченного, хотя и развивающегося рассудка
Павел 5 июня 2015, 10:53
Основа спасения-смирение души.В словах же несчастного раба,утверждающего что Бог жесток и несправедлив(а именно эта мысль четко прослеживается в этой фразе),чувствуется зависть,гордость и злобный бессильный страх перед Господином. так бесы относятся к Богу.Господь же благ и милосерд,а не жесток и несправедлив.И вот самое страшное,как мне кажется в этой притче, жестокосердечное отношение человека к Богу.К сожалению,даже находясь в Церкви(что необходимо для спасения)у нас часто проявляется эта психология лукавого раба.''Сыне,даждь мне сердце твое''.А мы детьми не стремимся быть.Вот это страшно,вот над этим надо плакать.
Владимир Степанов 5 июня 2015, 07:34
Ещё для меня разрешилась эта притча таким образом:
"Тебе, р.б. Владимир, Бог дал талант. А ты этот талант не приумножил, и даже не сохранил. Ты его бессовестно променял на сомнительные удовольствия, которые подкинули тебе бесы. Но даже это не проблема. Ведь ты, Владимир, не говоришь Богу о том - `Возьми, данное Тобою мне`. Ты, Владимир, наглым образом обращаясь к Богу, негодуешь о жизненных проблемах, просишь их разрешения и требуешь себе ещё талантов, сверх тех, что Господь тебе в качестве чуда уже дал."

Боюсь, что с таким подходом мне придётся толочь свои зубы в гиене огненной на самом её дне.


Максим 4 июня 2015, 21:46
Спасибо вам, Роман, и Богу Слава!
Алексей 4 июня 2015, 19:37
Спаси Господи за статью! Сразу задумываюсь , а чем отличаюсь я от того раба? В чем моя "польза " для Христа как христианина? Что я делаю со своим талантом, не закопал ли давно в ожидании Господина своего.. ? И как то тревожно на душе становиться.. Помоги мне Господи не стать "бесплодной " смоковницей!
наташа 4 июня 2015, 19:17
И все равно слабо понятно
Женя (продолжение) 4 июня 2015, 17:32
И еще в притче важно то, что Бог дает талант каждому: одному один талант, другому - пять, но бесталанных людей нет! Разве это не прекрасно? Как Бог, оказывается, щедр. И как много каждому человеку дано. И вот тут уже не запугивание, не осуждение человека этой притчей, а великая оптимистическая светлая надежда для каждого.
Все талантливы, надо только найти, откопать свой талант, свое дарование, данное Богом.
Как писал Сент-Экзюпери: «Меня мучает, что в каждом человеке, быть может, убит Моцарт». «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека». (Планета людей).
Еще одна идея этой притчи: ищи своё место, своё призвание, не занимайся тем, к чему у тебя нет таланта, не занимай чужого места. Ты может быть имеешь отличный голос, но не поёшь для людей, для Бога, а работаешь поваром и варишь пищу «так себе», невкусно. Например, Кафка – великий писатель, а по желанию отца выучился на юриста, каждый день отбывал «каторгу» на нелюбимой работе, а писал только по ночам.
Женя 4 июня 2015, 17:31
Мне кажется, эта притча чуть глубже по смыслу, чем предлагает автор статьи.
«Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» - здесь нет никакой несправедливости со стороны Бога. А если это заявление Бога и кажется несправедливым, то только лукавому и ленивому рабу (это его, ленивца, точка зрения).
Раб, ИСПОЛЬЗУЯ, приумножая данный ему талант, должен был посеять на земле что-то полезное, а потом вернуться с этим "урожаем" полезного к Богу, отдать ему это. И тогда получится, что Бог жнёт, где Сам Бог не сеял, и собирает, где Сам Он не рассыпал. Он жнет это руками талантливых людей, посланных Им в мир, на землю.
Потому что раб - работник от Бога на земле, со-работник, помощник Богу. А если человек никак талантом не воспользовался, то и получается, что он "раб лукавый и ленивый".
н.р.Б. Олег 4 июня 2015, 09:33
Статья натолкнула на мысль, может под талантом подразумевается Вера? Ведь реально если человек, имея немного Веры в Господа живет отдельно от Церкви Христовой, не молиться, не читает Евангелие, Псалтирь, творения Святых Отцов он постепенно не только не увеличивает Веру но и утрачивает её, точно также как человек утрачивает с возрастом здоровье и силы.
Галина Б. 4 июня 2015, 04:20
Спасибо автору. Вроде бы и ясен смысл этой притчи, но как-то периодически ускользает самая суть:«как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)! Когда начинала читать Евангелие, то и вовсе была катастрофа с притчами. Мы, воспитанные в советское время, очень четко понимали, что рубль надо заработать, а вот из рубля сделать два - это торгашество, ростовщичество, спекуляция - для советского человека абсолютно неприемлемые вещи. Это так и со всеми притчами: и про виноградаря, и про "богатство неправедное". Я просто заболевала от ощущения несправедливости: как же так?
Сейчас, когда и в церковь стала ходить, и проповеди услышала, и литературы соответствующей перечитала, многое стало понятным (теоретически), и сама уже, при случае, могу объяснить, а все равно самая суть периодически ускользает. Даже, удивительное дело, вчера все было предельно ясно, а сегодня опять - "легкий туман". Поэтому согласна с Владимиром Степановым, можно и специальный раздел притчам посвятить. Хотя, конечно, литературы предостаточно. Но вот сегодня прочла статью и даже весело стало: как все понятно.
Спасибо автору. Слава Богу за все!.
Владимир Степанов 3 июня 2015, 23:19
Спасибо, дошел смысл этой притчи

P.S.
Может сделать на Сайте раздел посвященный притчам и их толкованиям. Ведь притчи это Его язык, обращенный к любому из нас, разделенными веками.
Лена 3 июня 2015, 19:14
Еще добавлю. А если посмотреть продолжение притчи, то очевидно становится, что тот, кто не прилагает усилий для развития в Боге, действительно сам себя лишает всех благ, которые от Бога. Это лишение и есть тьма и скрежет, быть вне Бога. Это и в обычной нашей повседневной жизни заметно, чуть внимание уплывет от Христа, сразу плохо. А тот, кто старается, у того дары приумножаются! Потому у неимущего отнимается, а имущему прибавляется. Когда мышца не используется, она атрофируется...
Игорь 3 июня 2015, 18:57
Бог свят абсолютно и в силу этого может вменить человеку в грех все что угодно. И посему пытаться как-то определить угодна ли моя жизнь Ему или тот или иной поступок - занятие бесперспективное. И уж тем более пытаться угадать за что Господь может выбросить меня во тьму внешнюю.
Anna Arkush 3 июня 2015, 11:36
Прекрасная статья,которая дала ответ на многие мои вопросы. Спаси Господи вас Роман
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×