О магистратуре Сретенской духовной семинарии

На вопросы студентов Сретенской духовной семинарии отвечает ее ректор, наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: М. Родионов / Православие.Ru Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: М. Родионов / Православие.Ru
— В чем будет особенность магистратуры Сретенской семинарии начиная с нынешнего года?

— В 2015 году состоялся последний выпуск специалитета — студентов, обучавшихся по пятилетней программе. Теперь у нас четыре года бакалавриата и два года магистратуры.

Формат магистратуры предполагает, что на обучение поступают те, кто собираются начать некое достаточно серьезное научное исследование. К сожалению, на деле так получается далеко не всегда. Нередко люди идут в магистратуру, как бы это сказать… просто так. Потому что захотелось. Или потому, что непонятно, чем дальше заниматься. Или для того, чтобы не распределяли. Или еще по каким-то причинам.

В нынешнем году мы принимаем в магистратуру только тех, кто сможет заявить и защитить серьезную тему для исследования. Но об этом мы поговорим несколько позже.

Есть несколько проблем, о которых я сразу хотел бы предупредить абитуриентов. Иной раз магистранты позволяют себе не ходить на занятия, а потом являются на сессию и начинают уныло выклянчивать (по-другому не скажешь) хорошую оценку, ссылаясь то на занятость на приходе, то на семейные обстоятельства. Должен сразу торжественно предупредить: либеральная эпоха закончена! За непосещение занятий будем отчислять — с болью в душе, но быстро и не обинуясь.

Есть еще одна проблема. Иной раз можно услышать от семинаристов: «Что такое магистратура? Да та же самая семинария, только по второму разу». И правда — порой именно так и бывает. Вообще это старая болезнь нашей духовной школы. Мне говорили об этом и те, кто оканчивали Московскую семинарию не один десяток лет назад. Это касается, конечно, не всех студентов, но героев этой темы всё же немало.

Такая магистратура нам ни в какой степени не интересна. Мы попросту не хотим тратить на такое времяпрепровождение ни сил, ни времени, ни средств. Так что давайте строить обучение иного формата, с тем чтобы не просто давать студентам «корочку» об образовании и делать их авторами диссертации, которую прочтут в лучшем случае сам автор, отчасти научный руководитель и по диагонали — рецензент. Задача двухгодичной работы в магистратуре — реально помочь в пастырском служении и принести пользу Церкви.

— Что будет в основе обучения в магистратуре?

— Когда я учился в институте, у нас была система так называемых творческих мастерских. Каждый преподаватель набирал студентов, скажем так, «под себя» — то есть тех, в ком он не только видел исследовательские и творческие перспективы, но и чьи интересы и способности соответствовали направлению работы руководителя курса.

Мы хотим создать что-то похожее. В Сретенской семинарии открываются четыре направления — так называемые профили магистратуры, у каждого из которых будет свой руководитель. Руководитель магистратуры будет набирать именно тех студентов, в ком увидит перспективы по своему направлению. Конечно, кроме личного желания преподавателя взять того или иного абитуриента будут еще и положенные экзамены.

Несколько предметов будут обязательны для всех четырех профилей. «Христианскую антропологию» будет вести кандидат богословия, протоиерей Вадим Леонов; «Христианское учение о государстве и обществе» — кандидат исторических наук, доцент П.В. Кузенков; направление доктора филологических наук, профессора Л.И. Маршевой — «Церковнославянский язык: история и современность». «Пастырское богословие» будет вести ваш покорный слуга.

— Формат магистратуры предполагает в первую очередь написание научной работы. В каком направлении должны будут работать студенты на этих четырех профилях?

— Главная цель — чтобы плод ваших двухлетних трудов потом не пылился на полке, а принес пользу Церкви, внес лепту в богословскую науку, либо — что скорее — в практическую сферу пастырской деятельности.

Выпускники семинарии, поступая в магистратуру, должны уже достаточно ясно представлять тему своего исследования. Конечно, в дальнейшем тема может быть скорректирована, но направление должно быть ясно.

Темы должны совпадать с заявленным направлением выбранного   профиля магистратуры. К вступительным экзаменам — они пройдут у нас 4–5 августа — абитуриенты должны представить проекты тех научных работ, над которыми они собираются трудиться. Объем проекта — 10–15 страниц.

Проект должен включать введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Абитуриент должен суметь обосновать суть и актуальность избранной им темы, перспективы и направления исследования, показать широкое знание литературы по данному вопросу.

Темы проектов опубликованы у нас на сайте. Понятно, что на разных профилях они будут разными. Но их объединяет одно — это должно быть исследование, что называется, с «выходом в практику».

— Не могли бы вы рассказать подробнее о темах, по которым будут писаться работы на вашем направлении магистратуры?

— Первая тема: «Священное Писание и святоотеческое наследие как основа катехизации и миссии». Тема чрезвычайно актуальна. Сегодня нам предлагается множество вариантов миссии, порой самых эксцентричных. Но основа миссии — в Священном Писании и святоотеческом наследии. Как это практически применять? Как сделать так, чтобы люди нас услышали? Проекты работ по этим вопросам мы ждем от наших абитуриентов.

Есть и другие, не менее интересные и важные темы. На одной хотелось бы остановиться особенно: «Методология душепопечения». В отличие, скажем, от медицинской науки, у нас сегодня очень смутные представления о методологии распознания духовной болезни, о прогнозе, методах и особенностях лечения того или иного случая. Священник сможет по-настоящему помочь лишь тогда, когда он хорошо знает не только Священное Писание, но и святоотеческое наследие. Если же этого в арсенале священника нет, случается настоящая беда. Выработка методологии душепопечения на основе святоотеческого учения о спасении — вот одна из задач, которые мы ставим перед преподавателями и учащимися нашей магистратуры.

— Какие предметы будут изучаться в магистратуре?

— Для каждого студента будет составляться индивидуальный план в соответствии с выбранной им темой. В магистратуре много времени будет уделено самостоятельной работе, семинарам, подготовке публикаций в церковной периодике, диспутам и защитам докладов и статей.

Таким образом, новый формат предполагает достаточно гибкий подход. Мы готовы делать для наших студентов многое, всемерно помогать им. Но и от магистрантов мы ждем в первую очередь заинтересованности в работе, желания серьезно трудиться. Если вы готовы так учиться — добро пожаловать в нашу магистратуру, где, с Божией помощью, сможете принести пользу Христовой Церкви.

Список предметов по профилю «Пастырское богословие»

Методология Священное Писание Святоотеческое и пастырское наследие Культура и история Миссия
Логика, теория и практика дискуссии Толкования сложных мест Священного Писания Священное Писание и святоотеческое наследие как основа душепопечения, катехизации и миссии Христианские образы и ценности в современной литературе и искусстве Сравнительный анализ огласительных, катехизических и миссионерских систем
Религиозная философия в пастырском служении Методология и система Евангельских кружков Практический опыт выдающихся пастырей Православной Церкви XIX–XXI вв. Искусство, литература и культура как тема для миссии Проповедь Евангелия в современном мире
Методологии распределения времени в пастырской практике Проповедь Евангелия детям и христианское воспитание Методология душепопечения История России как тема для миссии Миссионерские аргументы в иноверной, инославной, атеистической и богоборческой среде
Семинар с приглашёнными лекторами: пастырский опыт современных священнослужителей Опыт миссии в Римо-католической и протестантских церквях

С архимандритом Тихоном (Шевкуновым)
беседовали студенты Сретенской духовной семинарии

15 июня 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Читательница (Подмосковье) 18 июня 2015, 11:44
Галина: «Как жаль, что я родилась в 50-х гг. Поспешила родиться. Ах, как жаль! Магистратура - это мое призвание (от светской я добровольно отказалась в 1975г.:после окончания института - с отличием- ко мне на работу приезжала профессор, приглашала). Свое время я потеряла.Предпочла "любовь" и семью». Нынешние выпускники магистратуры – это очень далеко «неполноценные» кандидаты наук, тем более - советского времени. Лично знаю многих людей, которые в советское время успешно защищали и кандидатские, и докторские, создавая семьи и рожая детей. Нужно быть способным к этому – не всякому (даже с красным дипломом ) ) это дано.
Наталья18 июня 2015, 00:07
Анна, каюсь, наверное вы правы, т.к. я в семинарии никогда не была, а в скиту и тем более. Писала, поддавшись порыву. Мне по-сравнению с обычным ВУЗом, система обучения показалась непростой, особенно научные работы. Но тем, кто ситуацию знает изнутри, виднее.
Галина17 июня 2015, 23:23
Как жаль, что я родилась в 50-х гг. Поспешила родиться. Ах, как жаль! Магистратура - это мое призвание (от светской я добровольно отказалась в 1975г.:после окончания института - с отличием- ко мне на работу приезжала профессор, приглашала). Свое время я потеряла.Предпочла "любовь" и семью.
Вероника16 июня 2015, 05:14
Дорогие магистры-миссионеры! Если Вы не готовы ТАК учиться, зачем вообще учиться!? P/S Просьба: ориентируйтесь, пожалуйста, и на рядового человека. Ведь то, что поймет дурак,от них же первая есмь аз, осилит и умный.
Ирина15 июня 2015, 23:49
Большой поклон за "Методологию душепопечения". Очень важная тема!
протоиерей Михаил15 июня 2015, 22:37
Все признают, что ничего хорошего в переходе на Болонскую систему нет. Но что рыдать по поводу того, что уже не изменишь? Абсолютно прав о. Тихон, что пытается вырваться из этого ужасного для нашего духовного образования тупика - полетом вверх. Идеи, им высказанные, прекрасны. Посмотрим, каким будет воплощение.
Анна15 июня 2015, 22:14
Наталье: Дарагая Наталья, очень трогательно слышать призыв к о. Тихону быть помилосерднее к своим ученикам, но немного смешно. Вы посмотрите, какие условия создал о. Тихон для семинаристов и Вам тоже станет смегшно от Вашего доброго призыва. Таких условий просто нет нигде. Зайдите в семинарию, посмотрите фотографии скита, где студенты учатся первый год. А я считаю, что о. Тихону надо быть с ними строже. А что касается магистратуры, то она будет просто поразительно интересной.
Светлана15 июня 2015, 16:57
Как и всякие реформы, реформа образования познается по плодам, а плодов пока не видно-рановато. Хотелось бы, чтобы огульно не обвиняли прежнюю систему. Нерадивые студенты были всегда, но в 60-70 годах было стыдно плохо учиться, а в последние годы общей тенденцией у обучающихся стало направление: "не высовывайся", "ты что самый умный?". Слово "ботаник" - (молодежный сленг - много знающий) звучит как оскорбление. Так что думается не система образования виновата, а духовно-нравственное обнищание как в педагогике вообще, так и в разных отраслях знаний...Получая дополнительное образование в МПДА на Высших Богословских курсах в рамках специалитета, мы имели возможность учиться у прекрасных преподавателей, за что им сердечная благодарность и низкий поклон. Было не просто, из 43 человек набора, диплом сразу по окончании защитили лишь 5 человек. Никакой халтуры. В то же время не понаслышке знаю как и какие защищаются магистерские дипломы в некоторых высших учебных заведениях... Становится стыдно за них. Так что предстоит еще большая и серьезная работа по сохранению и развитию лучших Российских педагогических традиций. БОГ ПОМОЩЬ ВСЕМ НА НИВЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Наталья15 июня 2015, 16:02
Как же сложно будет будущим абитуриентам. Но и интересно, несомненно. Помощи всем Божьей. Я и не представляла, что так тяжело. А если и правда у человека семья уже или приход? Главное за всеми этими трудами и письменными работами и экзаменами, не отдалиться от Бога, Живого Бога. Отец Тихон, и когда вы это все успеваете? Диву просто даешься. Прошу вас, будьте милосердны к своим ученикам, помогайте им. Так как очень высокие цели и трудные задачи поставлены перед ними.
Читательница (Подмосковье) 15 июня 2015, 14:56
«В 2015 году состоялся последний выпуск специалитета…». Нужно «рыдать» по этому поводу. Это похороны системы высшего образования. Не знаю, как в духовных учебных заведениях, но в светских вузах отказ от специалитета и переход на двухуровневую систему образования – прямой путь к окончательному развалу российской высшей школы. Но что делать?! Приходится как-то выживать, подстраиваясь под болонские веяния времени. А темы работ по указанному профилю интересные. Не знаю, что понимается под словом «современной» в теме «Христианские образы и ценности в современной литературе и искусстве». Наверное, речь идет о произведениях доперестроечного периода. Думаю, что сейчас литературы и искусства, заслуживающих исследования с христианской точки зрения, наверное, уже и нет - разве что единичные, малоизвестные широкому кругу читателей, «экземпляры». Наверное, отец Тихон, Вы и имели их в виду. Бог в помощь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×