«Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце»

Беседа с наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом

Наместник Киево-Печерской Лавры владыка Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, – о Лавре и ее роли в современной жизни, о значении монашества, о монастырских распевах, детском хоре и неделимом единстве Святой Руси.

Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
    

– Владыка, расскажите, с чего началась ваша монашеская жизнь в Киево-Печерской обители?

– Моя монашеская жизнь началась не в Киево-Печерской Лавре, а на приходе. Шесть лет до Лавры – в 1989–1994 годы – я был приходским монахом. Поэтому для меня монашество в Лавре было хоть и не новым, но трепетным. На приходе меня все слушались, мне не приходилось два раза повторять. У людей я имел авторитет, наша община была действительно сильной. До сегодняшнего дня там читается четыре неусыпаемых Псалтыри, много пострижеников в монашестве.

– Когда вы узнали, что станете наместником лавры, этой колыбели Православия на Руси, не было ли вам страшно? Что вы предприняли первым делом?

– Став наместником в Лавре, я узнал, сколько там проблем, какие есть нестроения между братией, какие трудности в общении с миром. Много нехорошего говорили о братии, для меня это было тяжело.

До этого я был на самом богатом приходе Волыни и не нуждался ни в чем. Помогал многим монастырям, ведь тогда нужду терпели многие приходы, монастыри и люди.

А здесь впервые появились бытовые проблемы: долги за электроэнергию и всё остальное. И хотя монастырь был открыт уже шесть лет, у нас не было ни трапезной, ни храма, ни облачений – практически ничего не было. Было тяжело. И меня многое страшило. А самым ответственным для меня стало проведение первого Духовного собора: я не знал, о чем говорить, не знал, как что решать, но Господь всё устроил, и с 1994 года я несу это послушание, насколько умею, насколько Господь дает ума. Конечно же, всё удается делать благодаря братии, которая собралась здесь, – а их 200 человек, и это мои первые помощники, которые для меня являются примером.

– О чем бы вы хотели рассказать из того, что было с обителью за эти годы?

– Не было у меня ни одного дня, чтобы я, подымаясь и ложась, не просил Господа об одном: «Господи, сохрани обитель от всякого зла и сохрани братию в единстве, мире, согласии. Сохрани обитель, чтобы ее не коснулась никакая скверна, чтобы то, что было в ХХ веке, и не только в XX веке (было много и в другие времена испытаний), не повторилось».

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
    

Сегодня мы имеем необходимое, Господь нам уже всё дал. Исполняются слова преподобного Феодосия: «Если вы будете ходить в заповедях Божиих и я буду близок к Престолу Божиему, то моя обитель будет процветать».

У нас такая братия, которых недостоин весь мир

Сегодня, я думаю, у нас и в материальном плане всё есть, и в духовном: у нас такая братия, которых недостоин весь мир, по слову апостола. Есть монахи, которые по 15–20 лет не выходят в город, есть строгие подвижники. Когда смотришь на них, думаешь: «Боже мой, я недостоин даже их сапоги нести», – вот такие у нас подвижники.

– Вы часто покидаете пределы обители? Какие места любите посещать?

– Раньше, когда был жив Блаженнейший митрополит Владимир, мне часто приходилось оставлять обитель по разным причинам. В основном потому, что я сопровождал Блаженнейшего в поездках. Например, в Иерусалиме за 20 лет я был более 55 раз. Любил и люблю до сегодняшнего дня Афон. Я посещал с Блаженнейшим Владимиром епархии Украины, России, Беларуси, Молдовы, был я и в Австралии, в Испании, Италии. У меня много друзей. Я очень люблю город Рим, старый Рим: он дышит любовью мучеников, верой. Когда ты проходишь все эти святыни, места моих небесных покровителей – Петра и Павла, то ощущаешь их присутствие, их слова благовестия…

Бываю в Испании, в Греции бываю по экономическим вопросам, потому что там мы покупаем ткани для монастыря. Но в основном я ездил с Блаженнейшим. Он брал меня на приходы, в епархии, в град Иерусалим и на Афон.

– В прошлом месяце вы побывали во Владимире, где приняли участие в юбилейных торжествах, посвященных 1000-летию преставления святого князя Владимира. Кем лично для вас является равноапостольный князь?

– Весьма благодарен за этот вопрос. Для меня князь Владимир Равноапостольный – «равен трудами апостольскими». Для меня он является просветителем, учителем, главой и страны, и Русской Церкви, потому что именно он призвал епископов, священников и стоял во главе этого прекрасного события – Крещения Святой Руси. Оно было и раньше – Крещение. Нельзя говорить, что его не было. Святой Андрей Первозванный не просто приходил на нашу Русь смотреть, но, как и все апостолы, оставил после себя епископов, хотя история наша ничего об этом не говорит.

Владимир. Свято-Успенский собор Владимир. Свято-Успенский собор
    

Для меня князь Владимир – светоч, пример во всех направлениях человеческой жизни.

Но, к сожалению, не помнят наши собратья, граждане Украины в особенности, этой личности. Для них сегодня самым ярким примером является мертвость Европы в полном смысле этого слова. Если бы (я не делю украинцев, русских, белорусов) не русские, то в мире практически бы не было Православия. Возьмем к примеру Аргентину, Австралию, Китай, Америку, другие страны – везде Православие держится на русском народе. Есть такая поговорка: «Евреи – там, где хорошо, а русские – везде», и чаще именно этнические украинцы.

Свет воссиял нам, и мы должны учиться государственности, мы должны учиться культуре, милосердию. Мы не берем в пример деяния князя Владимира до его крещения, потому что, как и благоразумный разбойник, он тоже чинил беззакония и дурные дела – убиение, к примеру, младенца Иоанна и Феодора, отца его. Много было и других бед и горя от князя-язычника, но пришел час – и Владимир увидел в себе Христа. Не себя во Христе, а в себе Христа, Который изменил всю его жизнь. Сегодня многие видят себя в Церкви хозяевами, забывая о том, что Христос – Хозяин и Церкви и нашей собственной жизни.

Наши народы – это единый народ, кто бы что ни говорил

Город Владимир – я был там впервые – это великолепный город, очень красивый. Последователи и родственники святого Владимира – мученики Глеб, Андрей Боголюбский, святые Петр и Феврония и многие другие – все они являются частью истории этого города. Для храмов этого города характерна рублевская роспись. А Андрей Рублев был родом с Волыни. Так что наши народы – это единый народ, кто бы что ни говорил. Митрополит Киевский святой Алексий направил свои стопы к северу от Киева – в город Владимир. Известно, что святой князь Владимир крестил эту местность. Поэтому нам нужно держать исторические связи, относиться с пониманием и любовью друг к другу.

– Крещение Руси и 1000-летие основания монашества на Руси. Какое влияние Печерские святые имели на распространение христианства в то время?

– Есть свидетельство, что Лавра была основана в 1013 году; на Афоне считается, что в 1016-м, поскольку в то время преподобный Антоний уже подвизался на Святой Афонской Горе. Я говорю свою мысль: Антоний – по афонским летописям – рассказывает о смерти Владимира, Бориса и Глеба, значит, он видел это и был на Афоне не впервые.

Симеон, епископ Суздальский, пишет, что Киево-Печерский монастырь стал «сионской горницей». Отсюда вышло много епископов, пострижеников от рук преподобных Феодосия и Никона. Они несли свет учения Христова по всему миру, не только по Руси, потому что мы сегодня знаем Паисия Нямецкого, Василия Рязанского и многих других, – «во всю землю изошло вещание их», и благодаря подвигам Антония и Феодосия спасаются сегодня люди.

Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
    

– А современное монашество как-то влияет на ситуацию в стране, приносит ли пользу?

– Вы знаете, древние монахи времен святых Василия Великого и Иоанна Златоуста приходили из пустыни, чтобы продать дела рук своих – корзины, которые они плели; занимались и иным рукоделием, чтобы снискать пропитание. Но они также приходили и в дома богатых людей и просвещали их, как видно из их жизнеописаний. Да, они были отшельниками, но, когда нужно было утвердить истину, как это было на VII Вселенском Соборе, они выходили и являли твердость и чистоту своей веры.

Монастырь – это свет миру и соль земли

Мы знаем, как преподобный Феодосий общался с боярами; были школы при монастырях, где преподавали монахи, которые выходили в мир. И сегодня то же самое. Монастырь – это свет миру и соль земли. Я не хочу умалить подвига приходских священников, они несут свое строгое послушание, за что им и благодарен, но они не могут так печалиться о мире, как беспокоится большинство монастырей. Люди приходят в монастырь и чувствуют здесь то, чего нет больше нигде. Это место, где уже тысячу лет льется горячая монашеская молитва. Слава Богу, сегодня в Лавре есть замечательные и мудрые духовники, к которым тянутся люди, здесь прекрасные хоры – монашеские и студенческие, украшающие богослужение. Поэтому монастыри – это действительно свет миру.

– Победоносное богослужебное пение Киево-Печерской Лавры невозможно ни с чем сравнить. Вы помните, что почувствовали, когда в первый раз услышали лаврское пение?

– Я его услышал в 1984 году – в Московской духовной академии, в Троице-Сергиевой Лавре. Я был уставщиком 4-го хора, немного пел у архимандрита Матфея (Мормыля) – всего несколько служб, пока отец Матфей не освободил меня. Я был помощником регентов, иногда по замене управлял хором в семинарии.

    

Распев Киево-Печерской Лавры ни с чем не сравним

Распев Киево-Печерской Лавры ни с чем не сравним: ни с Кастальским, ни с Архангельским, ни с Березовским, ни с другими авторскими шедеврами. Это такое пение, которое заставляет тебя задуматься о жизни, о своем бытии на земле и о том, чего ты лишаешься на небе. «Блажен муж», «Хвалите имя Господне», «На реках Вавилонских», «Покаяния двери» и песнопения Литургии – это ни с чем не сравнимо. Для меня это пение очень трогательно, до слез. Я хоть и не регент, но, всегда внимательно слушая пение за лаврскими богослужениями, замечаю, что не всегда наши певчие выкладываются по полной. Я видел, как их исполнял отец Матфей – он покрывался потом и исходил слезами, его пение приводило меня в умиление и трепет.

– Украшение сегодняшних богослужений – детский хор. В дореволюционные годы при Лавре детям давали образование, учили Закону Божиему, пению. Вы как-то влияете сегодня на развитие воскресной школы и детского хора при Лавре?

– Я никак не влияю, знаю, что я – маленькая песчинка. Но мне хотелось это сделать. Когда Михаил Семенович Литвиненко ушел за штат, я предложил матушке Татиане продолжить его дело и традицию киевского пения, но она не согласилась управлять митрополичьим хором, тогда я предложил ей создать детский хор, на что она дала согласие. Я им сейчас помогаю, мы записываем новый диск. И слава Богу, детский хор есть, хотя он и не часто поет в Лавре. Я стараюсь детей повозить по святым местам, где они могут участвовать в богослужениях, да и просто увидеть мир. Стараюсь, чтобы этот хор был известен и чтобы когда-то эти дети вспомнили, что вот, «я пел / пела в Киево-Печерской Лавре». Сегодня из первых хористок этого хора уже матушки есть!

Детский хор Киево-Печерской Лавры Детский хор Киево-Печерской Лавры
    

– В стенах Лавры находятся и духовные школы. Не мешают ли студенты монашеской жизни? Какие взаимоотношения сложились между монашествующими и учащимися?

– Мне никто не мешает. И когда мы собрали студенческие общежития воедино – от Ближних и Дальних Пещер на нынешнее место 55-го и 60-го корпусов, то и никаких проблем не стало. А раньше были бытовые проблемы, шум. Я приветствую, что при монастырях есть духовные школы, а особо при Киево-Печерской Лавре. В этом году – как никогда – в Лавру поступило пять человек из Киевской духовной академии!

И так должно быть! Сказывается дух монашества, кто бы о нас что ни говорил. Есть подвижники, которых недостоин весь мир.

Я благодарю Бога, что семинария расцвела, благодарю отца Николая Забугу, который очень много для нее сделал, благодарю владыку Антония (Паканича), который преобразил и семинарию и академию. Есть, к сожалению, отдельные преподаватели, которые не имеют достойного уважения и благоговения к лаврскому монашеству. Можно бы и студентам ходить на Полунощницу, хорошо бы, чтобы чаще проводились встречи студентов с духовниками Лавры в Актовом зале.

Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце

Я расскажу вам, как проходили мои студенческие годы в Троице-Сергиевой Лавре. Я служил с отцом Кириллом (Павловым) на Пасху и Рождество в Троицком соборе Лавры. В общей сложности полтора года служил около него. А при митрополите Питириме я служил длительное время диаконом. Он был очень строгим: если ты посох не поймал, то получал… Но он был и настолько любвеобилен! Владыка научил меня, как нужно идти по городу. Только вышли из машины – «Благословен Бог…», а я говорю ему: «Владыко, я не успеваю!», он в ответ: «Ты не смотри по сторонам – смотри под ноги и в свое сердце – и успеешь!» Так я сосредоточился и научился успевать за ним. И до сегодняшнего дня говорю своим иподиаконам: «Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце».

Митрополит Павел с учащимися Митрополит Павел с учащимися
    

– Что должно быть самым главным в образовании для современного молодого ученика, студента?

– Самое главное – не забыть, что ты – христианин. Это первое. Во-вторых, надо помнить, что у человека два глаза, но миллионы смотрят на него, и горе тому человеку, через которого приходит в мир соблазн.

Нужно всегда стараться молиться.

И самое главное: как можно больше почерпнуть в семинарии и академии – если есть от кого!

– Кого из наставников вы могли бы вспомнить?

У меня были очень хорошие наставники. Я дружил с владыкой Ионой Астраханским. Очень хорошие отношения были у меня с владыкой Алексием (Фроловым), бывшим Костромским, с отцом Ильей, с отцами Венедиктом и Платоном, с покойным архимандритом Матфеем (Мормылем), с отцом Афанасием (смотрителем Троицкого собора) – все они явили мне пример глубочайшего смирения.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru
    

А у отца Кирилла (Павлова) я читал «Добротолюбие» и Ветхий Завет. Он Новый Завет не давал никому. Я приходил к нему на чтение – он давал две конфетки в один день, а на второй день кусочек рыбы с белым хлебом.

Помню, я к нему пришел, когда уже стал епископом, с владыкой Филаретом Львовским. И он на меня смотрит (а я панагийку спрятал) и говорит: «Слушай, Павел, ты епископ или скоро им будешь?» А мне как-то не хотелось щеголять – я и говорю: «Батюшка, да вот…» И тут прибегает отец Филарет и говорит мне: «Владыка, Святейший ждет вас!» Отец Кирилл делает мне поклон: «Ах ты, проходимец!» (Смеется.) Потом снимает икону Троицы со стены и меня благословляет. Вот такая у меня была дружба. Для меня он был всегда наставником. А отец Афанасий, смотритель Троицкого собора, сказал мне ровно за год до хиротонии: «Будешь Павлом». А я никогда не любил это имя. С ним были связаны очень тяжелые мои жизненные воспоминания и ассоциации.

– И как же вас с этим именем постригли?

– В июне 1988 года перед постригом владыка Варлаам, эта «духовная глыба» в моей жизни, спрашивает меня:
– Какое ты хочешь имя?
– Владыка, Варлаам мне нравится, Серафим Саровский, Антоний Печерский…
– Много хочешь!
– Владыченька, только не Павел!
– Это имя, которое я тебе дам: я три раза его вытащил по жребию: утром положил в Евангелие, потом положил на Престол и на вечерних молитвах – тоже его вытащил…

И вот на постриге он возгласил: «Брат наш Павел…» – мне стало не по себе, но… я уже привык и не помню, как меня звали в миру!

Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
    

– Что бы вы хотели сказать нынешним христианам? Без чего христианину сегодня не спастись?

– Я лишь одно прошу у Бога, честно вам говорю, – чтобы Господь сохранил обитель от всякого зла и чтобы прекратилась всякая вражда на Украине, эта междоусобица. Раньше же всё было хорошо, и никто не стремился к разделению... А вот эти новые шатания, захваты власти – они приносят раздор между людьми. То, что сегодня происходит, – это апокалиптическое веяние…

Поэтому, дорогие братья и сестры, самое главное для нас – простить друг друга и обнять с братской любовью. Может случиться, что нам руки перебьют. Но мы должны простить – хоть обнять и не можем, потому что руки перебиты, – но всё равно должны простить от всей души, кто бы что ни говорил.

Мы должны молиться за земное Отечество, которое дал нам Господь. Когда-то мы получили независимость без крови, а сегодня теряем независимость с большой кровью... Мы должны посмотреть в свое сердце и задуматься: а что мы оставляем после себя?

Я просил украинские власти, когда был Майдан: «Что вы делаете?! Дети должны в школе учиться!» – и сегодня вы видите, что происходит. Нашим руководителям нужно задуматься. Нам не нужно смотреть ни на Запад, ни на Восток – нам нужно смотреть на самих себя. Никто нам ничего не даст. Если кто-то хочет попросить милостыню «для страны», чтобы затем ее украсть, – да будет он проклят с этой милостыней! Наша страна очень богата, только Господь, к сожалению, не дает нормальных руководителей. Но мы, наверное, таких и заслуживаем.

Всех призываю к молитве, чтобы достойно встретить все грядущие праздники и угодить Богу, в чем нам и да поможет Милостивый Господь!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Хранительница благочестия Хранительница благочестия
Митр. Бориспольский Антоний о Киево-Печерской лавре
Хранительница благочестия Хранительница благочестия
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний о прошлом и настоящем Киево-Печерской Лавры
Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления называли «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».
«Пещера святая являет ваши мощи» «Пещера святая являет ваши мощи»
Матвей Славко
«Пещера святая являет ваши мощи» «Пещера святая являет ваши мощи»
Памяти преподобных Киево-Печерских отцов, почивающих в Ближних пещерах
Матвей Славко
Сонм русских Киево-Печерских старцев поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.
Цветок, доросший до небес Цветок, доросший до небес
Марина Ахмедова
Цветок, доросший до небес Цветок, доросший до небес
Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел и его притча о розах и шипах
Марина Ахмедова
Вот прежние наместники — они много молились, вели образ жизни более постоянный. А у меня, знаете, образ жизни непостоянный.
Комментарии
галина, киев26 октября 2017, 11:17
Спасибо, Владыко Павел! Ваши слова и сейчас актуальны, как никогда! Все считают, что плохо живем? А кто молится за наших правителей, чтобы Господь вразумил их полюбить свой народ и нашу родную Украину? Давайте все вместе простим все им и полюбим, как Господь любит нас всех...
Игорь, Киев30 мая 2017, 12:41
Через таких епископов,как Владыка Павел,осуществляется духовная связь единой Русской Церкви.Многая лета!
Петр17 июля 2015, 20:07
Спасибо за статью! Только молитвами святых наша страна Украина еще как то держится от скатывания в пропасть и у нас с россиянами единая судьба как одного народа и мы все это на себе ощущаем. Только оценку ситуации мне кажется нужно существенно дополнить. Это не только стремление Украины в Европу, но и позиция России. Если в семье такой острый конфликт, то одинаково виноваты обе строны. Это как развод с разделом детей, имущества итд. Если пытаться помириться призывая только одну сторону признать свои ошибки и искать пути примирения, то это к сожалению вряд ли даст хороший результат, для этого нужно особое смирение которого у нас нет. Только обращаясь к обеим сторонам мы с Божией помощью можем развернуть вспять этот "развод". В семье чужих ошибок не бывает, так давайте все вместе задумаемся что же МЫ наделали и возопим Господи прости НАС и помого НАМ всем! Порой простое "Прости!" может творить чудеса, будем же уповать что это слово начнет чаще звучать в этом контесте. С уважением, Петр.
olga14 июля 2015, 01:24
Спасибо Владыко! За Вашу любовь к БОГУ и людям.За любовь к монастырю, зтой древней твердыне Святой Руси.Спасибо, Вам, за Ваши горячие молитвы высоко возносимые за Отчизну, так вероломно попираемую. За верность ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ - этот спасающий от всяческих бурь, КОВЧЕГ СВЯТОСТИ. За Вашу боль и слёзы .Да сохранит,Вас, ГОСПОДЬ на многия и благая лета.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×