«Это война – гражданская»

Митрополит Онуфрий о войне на Донбассе

–Владыка Онуфрий, сейчас на Украинскую Православную Церковь оказывают беспрецедентное давление. В отличие от других, Вы не поддерживаете антитеррористическую операцию на Востоке Украины. В частности, из-за этого и на Вас лично, и на Церковь в СМИ безудержно льется грязь, таким образом, видимо, пытаются вбить клин между УПЦ и украинским обществом. Оппоненты умело этим пользуются, под благовидными лозунгами о любви к стране в Украине массово захватывают храмы в регионах, дошло и до призывов с трибуны Верховной Рады передать то Киево-Печерскую, то Почаевскую Лавру другим, более патриотичным, церквям. Тем не менее, Вы остаетесь на достаточно жесткой позиции по вопросу военного конфликта на Донбассе. Почему это так, почему Вы не идете на компромиссы с властью, учитывая, что сегодня УПЦ находится в очень сложной ситуации?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала сделать экскурс в историю. Когда на землю пришел Спаситель, Сын Божий, принявший нашу, человеческую природу, еврейский народ ждал от Него, что это будет та личность, тот герой, который организует, или построит, или восстановит Царство Израильское. Но этого не случилось. И когда Христа спрашивали об этом, он отвечал, что Царство, которое он проповедует, не от этого мира. Спаситель творил много чудес. Когда Господь воскресил праведного Лазаря, многие уверовали в Него. Тогда собрался Синедрион – первосвященники, фарисеи. Они решили, что если люди и дальше будут идти за Иисусом, то придут римляне и завладеют ими всеми. То есть они считали, что чудеса Спасителя – это не патриотические поступки. И когда Спасителя судили, то ему вменяли в вину, что он противник Кесаря, то есть римского царя, императора. Подытожить сказанное можно так: нашего Спасителя, Господа, обвинили в том, что он не был патриотом, что он не поддерживал политические идеи, доминировавшие в то время, когда он жил. Но кто может сказать, что это так? Спаситель пришел обнять всех людей, освободить от греха. Ему такой ярлык пришили. И Господь сказал: «Как со мной поступали, так будут поступать с вами». Мы являемся Церковью Христовой. Каноническая Церковь – это Церковь, которая основывается на том, что дал Христос и его апостолы. И во все времена, сколько наша Церковь существует, нас всегда обвиняли в том, что мы не патриоты. Хотя больших патриотов, чем в нашей Церкви, я не вижу и никогда не видел.

– Извините, а в чем этот патриотизм выражается?

– Патриотизм выражается в том, что если я – патриот, то я хочу блага своей земле, я хочу блага своему народу. Как получить эти блага? Кто податель этих благ? Это – Господь! Господь подает блага, не мы! И так выходит с каждым: если я служу верно Богу, выполняю Божьи уставы, правила, законы, то я и есть патриот, самый лучший, потому что через меня, грешника, который старается выполнить эти законы, идет благословение Божие на всю нашу землю, на наш народ. Если я этого не делаю, то я живу вопреки Божественным Законам, тогда можно проломить грудь кулаком, что я великий патриот, и вредить при этом себе, своему народу, земле. Потому что через греховный сосуд благодать Божья не подается на землю. Так что наша Церковь всегда была и есть патриотом, но выражается наш патриотизм в том, что мы призываем людей жить с Богом, быть в мире с Ним. И в этом мы находим для себя счастье, и через это выпрашиваем благодать Божью на свою землю, на свой народ.

Если теперь уже конкретно сказать о войне, кипящей на Востоке, то я хотел бы указать на сущность этой войны. Это война – гражданская. Потому, что я говорю это не просто так, будто бы за кем-то повторяя, но я знаю это лично от епископов, которые там служат, от людей моих знакомых, что, например, отец в семье служит в Национальной гвардии, а сын – на стороне ополчения. У многих друзей один брат на одной стороне, а второй брат на другой. Многие друзья, которые живут в Киеве, а сами родом из Донецка, говорят, что друзья их оказались на той стороне. Те, кто живет тут, на нашей стороне, а те, кто остался там – на другой. Конечно, когда идет военный конфликт, когда, например, была гражданская война после революции 1917 года, тогда к ней прилипали какие-то мародеры и убийцы, и криминал, и все, что угодно. Так и к нынешней братоубийственной войне теперь тоже прилипает жестокость, которая там творится. Но эту ситуацию создают не те люди, которые воюют, а те, которые являются причиной этой войны. Это братоубийственная война. И поэтому Церковь, как и после революции 1917 года, сейчас призывает примириться друг с другом, простить друг друга. Так мы сможем сохранить целостность своего государства – Украины. Так мы дадим своему народу возможность развиваться, как-то улучшать материальное положение. Этого не будет на основе войны и крови, поэтому Церковь призывает людей найти в себе силы простить друг друга, перестать убивать друг друга. Это позиция нашей Церкви не с сегодняшнего дня, она сохраняется с 1917 года, она была таковой и в другие времена, когда были такие же войны, когда наши князья, восставшие при святом князе Владимире, братьев убивали – Святополк, потом другие. И в те времена наша Церковь, Каноническая Церковь, призывала прощать друг другу. За это выгоняли монахов, епископов, ненавидели нас, а потом понимали, что мы были правы, и примирялись. Так что я думаю, нас поймут и в нынешней ситуации.

– Вы хотите сказать, что в гражданскую войну после 1917 года Церковь не поддерживала ни одну из сторон?

– Ни одну. Хотя власти нужно было от Церкви, чтобы она поддержала ее (советской власти). Были и тогда священники, епископы, которые на это пошли, они перешли на ту сторону – это известные обновленцы. Они начали предлагать свои услуги, мол, что скажут, то и сделаем, только впустите нас сесть на этот стул, что рядом с вами, и будем делать все, что скажете. И они пропали все, их возненавидели даже те, кто ими пользовался, потому что предателей никто не любит. Предателями пользуются, но их никто не любит. И сегодня у нас тоже есть где-то политизированные епископы и священники, которые тоже хотят поплыть по течению политической линии. И они тоже там все приветствуют, но это нечестно, это неправильно!

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
    

– Это происходит даже в Украинской Православной Церкви?

Думаю, есть такие и у нас. И это не правильно и нечестно. За это надо отвечать, дать ответ Господу. Как я могу утешить мать, пришедшую ко мне? Ко мне много матерей приходит, сыновья которых погибли там на войне, на стороне украинской армии или на другой стороне. С той армии ко мне не приходят, но приходят к нашим епископам. И мы не можем, я не могу матери что-то доказать или утешить ее, знаете… у меня нет аргумента, который бы ее успокоил. Сказать, что сын ее погиб потому или потому… что он защищал целостность Украины там, на войне. Я не могу: ей ничего этого не надо – ей сын нужен. Ведь мы живем среди обычных, простых людей.

Я уважаю власть и люблю власть. Она поставлена Богом. Но Бог ставит власть для того, чтобы она творила волю Божию. Для того, чтобы она утверждала и создавала мир, а не войну. Так что я люблю и уважаю власть, но прошу, чтобы она делала все возможное, чтобы прекратить войну. Я не иду на компромисс и не уступаю лишь в том, что перечит Божиему Закону. А так я иду на компромиссы и уступаю в том, в чем могу. Но в том, что касается канонических правил и жизни Церкви, которая руководствуется ими на нашей земле больше тысячи лет, а в истории – больше двух тысяч лет, то в этом Церковь никогда не уступала и не может уступать. Если я так поступлю, если пойду на компромисс, мы перестанем быть в Церкви. Она будет, но я буду уже вне Церкви, а я этого не хочу, я хочу быть в Церкви.

– Еще один вопрос. Он волнует меня и, я знаю, очень многих людей. Почему Бог допускает войну? В Евангелии сказано, что все происходит по воле Божией, без которой даже волос с головы не упадет. Получается, что Бог смотрит на человека, на все, что происходит, с неба, на нас сверху – и смотрит, как снаряд попадает в жилой дом, а там разрывает на части маленького ребенка. Мне очень сложно это понять и принять.

– В Святом Евангелии сказано: «И волос с головы человека не упадет без воли Божией». Но это касается тех людей, которые живут по воле Божией. А те, кто живут без нее, сами рвут себе волосы на голове. Объясню это иначе: грех имеет свойство распространяться на поколение того человека, который грешит. Добродетель тоже распространяется на потомство того, кто творит добродетель. И в Святом Писании сказано, что если человек творит добро, то благословение Божие распространится на тысячи родов этого человека. Если же зло, то следствие зла распространится до третьего, четвертого поколения. То есть если я грешу, от греха моего пострадает мой сын, внук, правнуки могут страдать. И то, что идет война, то в этом виноват не Бог, а человек. Человек одарен от Бога свободной волей. И если люди сами хотят воевать, они не слушают Бога, они воюют. А почему дети гибнут? Вследствие войны, от попавшего снаряда, и в этом тоже виноваты те, кто воюет, а не Бог. Бог не хочет, чтобы кто-то погиб и чтобы гибли дети. Но это допускают те, кто грешит.

– Но Он же может это остановить..

– Он может остановить, но тогда произойдет нарушение свободы воли человека. То есть люди станут, как животные, потому что свобода воли – это и есть свойство подобия Божьего, которое есть в человеке. Что такое нести в себе подобие? Это значит быть способным наслаждаться счастьем, миром, радостью. Если этого образа не будет в человеке, то он этого не будет испытывать, он будет, как животное – поело, поспало, опять поело, через пару лет пошло в землю, да и конец на том. А образ Божий дает человеку возможность насладиться благами, которые Господь имеет в Себе, и дает через образ этот людям возможность оставаться тут и иметь продолжение этого наслаждения в вечности. Потому Бог и не забирает у человека это свойство, не говорит: хотите войны, значит, я свободу воли забираю, а не хотите – даю. Разве это будет справедливо? Даже тот человек, у которого Бог отнял бы эту свободу воли, может потом сказать на Страшном Суде – что Ты, Господи, я мог бы и не пойти на войну, я бы не пошел и никого не убивал, просто Ты не дал мне такой возможности. А Бог дает возможность человеку реализовать этот образ, Он хочет, чтобы его реализовали по воле Его, в добре, а не во зле. Потому виноваты в войне не Бог, а люди. И виноваты в том, что гибнут дети на войне, те, кто ее творит, а не Бог.

– Наверное, в самом тяжелом положении сейчас те, кто оказался в прифронтовой полосе с обеих сторон. Что Вы можете пожелать им, какое слово им можете сказать?

– Я хочу им сказать, что они не самые грешные, как кто-то думает, потому что они страдают от войны. Я говорю о простых жителях, которые не имеют никакого отношения к войне, не про ее творцов, а про мирных жителей. Они не самые грешные. Как Господь сказал когда-то, что там башня упала на людей, убила их, но они не были самыми грешными, а вот если вы не покаетесь, то все так погибнете. И это Господь через них так показывает нам, что, если мы не будем жить по воле Божией, нас ждет то же самое. «Меч вас поест», – таково библейское слово. Когда евреи жили с Богом, благополучие было, земля родила, дети развивались, все было, счастье было. Начали отходить от Бога – пошел голод, мор, война, меч. Потопчет их, потопчет, потом они снова покаются и опять живут хорошо. И это много раз повторялось, и с нами повторяется в таком же мировом масштабе. Не живем с Богом – сами себе делаем войну, мы в этом виноваты. Покаемся, вернемся к Богу – и все прекратится, и снова будет добрая, красивая, мирная жизнь. А этим людям, которые страдают, я желаю Божьего благословения, чтобы они мужались. А Господь их не покинет. Главное, чтобы они жили с Богом, Господь от них не отвернется. Они все вытерпят.

– Спасибо большое!

– Спаси Господи!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В Донецке прошла Митрополичья ёлка В Донецке прошла Митрополичья ёлка
9 января для воспитанников детских воскресных школ и юных прихожан храмов Донецкой епархии состоялась ежегодная «Митрополичья ёлка». Этот праздник был организован для ребят по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона в Центре славянской культуры.
Православный Донбасс ответил на циничные заявления отлученного от Церкви раскольника Денисенко Православный Донбасс ответил на циничные заявления отлученного от Церкви раскольника Денисенко
Слова, произнесённые «патриархом» Денисенко, возмутили не только нас, жителей Донбасса, но и здравомыслящих людей из разных регионов Украины и других стран. Так называемый «патриарх» сказал, что население Донбасса должно искупить страданиями и кровью «грех голосования на референдуме за федерализацию». Эти страшные и бесчеловечные слова потрясли и глубоко ранили сердца множества людей.
В Москве проходит сбор православной литературы для детей Донбасса В Москве проходит сбор православной литературы для детей Донбасса
Благотворительная общественная акция продлится до 14 октября – праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Русская Зарубежная Церковь собирает помощь для беженцев Русская Зарубежная Церковь собирает помощь для беженцев
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион обратился недавно с воззванием о помощи беженцам, проживающим в Святогорской Лавре.
Церковь открыла в Ярославской области приют для украинских беженцев Церковь открыла в Ярославской области приют для украинских беженцев
«Дом милосердия» в Рыбинске может вместить около 30 человек, нуждающихся в жилье, сообщает сайт Синодального Отдела по благотворительности.
Синодальный отдел УПЦ по социально-гуманитарным вопросам заключил договор с ООН Синодальный отдел УПЦ по социально-гуманитарным вопросам заключил договор с ООН
Синодальный отдел по социально-гуманитарным вопросам как представительство УПЦ стал первой религиозной организацией Украины, вошедшей в состав сразу нескольких кластеров ООН, которыми руководит на Украине комиссар ООН по делам беженцев
Благотворительным столовым при храмах Донбасса нужна помощь Благотворительным столовым при храмах Донбасса нужна помощь
Ситуация не позволяет обеспечивать работу благотворительных столовых на регулярной основе силами одних приходов. Поможем вместе!
Вся жизнь уместилась в две сумки: истории украинских беженцев Вся жизнь уместилась в две сумки: истории украинских беженцев
В Ростовской и Белгородской областях помощь беженцам оказывает Русская Православная Церковь и американские благотворители. Всего с апреля по июнь около 30 тысяч беженцев получили гуманитарную помощь в рамках проекта.
Представитель УПЦ: Полная блокада Донбасса приведет к массовым смертям от голода Представитель УПЦ: Полная блокада Донбасса приведет к массовым смертям от голода Представитель УПЦ: Полная блокада Донбасса приведет к массовым смертям от голода Представитель УПЦ: Полная блокада Донбасса приведет к массовым смертям от голода
Председатель Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам протоиерей Владислав Диханов, комментируя заявление главы парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Юрия Луценко о полной экономической блокаде неподконтрольных Киеву территорий Донбасса, предостерег, что такие действия могут привести к трагическим последствиям
Комментарии
Игорь28 июля 2015, 10:50
Митрополит является гражданином Украины, первоиерархом Церкви, сложно допустить, что он, по долгу своего служения и места в обществе, не обращает внимания на СМИ, прессу, утверждения и заявления своего Президента и министра обороны. Так вот совершенно официально Президент объявлял о пяти тысячах участвующих российских военных в той самой "гражданской войне", это сообщение по центральным СМИ прошло осенью, чуть позже подобное заявление, ссылаясь на данные разведки делал Полторак, министр обороны, к концу 2014 была озвучена цифра 7 000 солдат РФ. В конце года эту же информацию еще раз подтвердил Президент. Сложно будет поверить митрополиту если он заявит - "...я цього не чув...". Чув. Значит игнорировал и считает что Президенту и министру обороны верить нельзя, не нужно. Более того выходит , что митрополит считает руководителей государства лжецами. Думаю у военных побольше информации чем у монахов, и можно было бы, прежде чем называть российскую агрессию "гражданской войной" проконсультироваться со знающими людьми, специалистами, представителями обороны. Другое дело, а нужна ли правда митрополиту УПЦ МП о войне на Донбассе. Судя по интервью разумеется нет. (ув. модератор. Для объективности полемики я очень прошу не удалять комментарий т.к. нарушения нет, разжигания нет, оскорбления нет. Иначе выйдет что и вам нужна не правда и честная полемика, а "выверенная, согласованная позиция", не имеющая ничего общего с честной журналистикой.Спасибо.)
Алексей22 июля 2015, 08:05
Верно. Это война гражданская. Сегодня де-факто убивают друг друга граждане "Государства Украина". Не имея цели перечить, смею предположить, что это война этническая и даже этно-религиозная. Русские убивают русских в землях с прижившимся ляхским названием "Краина". "Краина" как замена Малой Руси. Руси. Дух этой войны исходит из папизма, унии, протестантизма и раскола, которые рвут южно-русскую часть Руси как дикие звери. Эта война даже не обоюдное убийство противников, но классическая форма самоубийства русско/украинского этноса. Если русские выпустят духа этой войны в земли Белой Руси и Великой Руси, то смерть русского православного этноса станет почти неминуемой. На всё воля Господа. Спасение от войны и разрешение этого искусственного конфликта в руках исключительно Православной Церкви, а не правителей. Когда воин крещенный в православную веру поймет, что убивать своего брата во Христе, значит убивать Христа, война окончится. Это понимание может дать только Церковь Христова.
Автондил Христофорович20 июля 2015, 22:17
Многая лета митрополиту Онуфрию! Грустно это: "вбить клин между Церковью и обществом"... Когда-то Церковь и была этим обществом. Или общество Церковью. Силы зла и пытаются лишить это общество благодати Божией,чтобы осталась лишь оболочка,в которую можно запихнуть все,что хочешь.
Виталий Максимов20 июля 2015, 14:17
Большое спасибо митрополиту Онуфрию за его честную и откровенную позицию в отношении к гражданской войне на Востоке Украины. Полностью согласен с его мнением: "Не живём с Богом - сами себе делаем войну...". Как историк, могу добавить: большевики (в том числе и украинские большевики) тоже не жили с Богом. И тоже начали гражданскую войну. В результате той гражданской войны, последующих искусственных голодоморов и Большого Террора украинские большевики уничтожили более десяти миллионов православных украинцев. И если мы, христиане, не остановим эту братоубийственную войну, то погибнут многие миллионы ни в чём не повинных украинцев. Чтобы этого не произошло, предлагаю создание нового Нюрнбергского трибунала, который не только осудит, но и посадит пожизненно за решётку тех, кто развязал эту гражданскую войну и продолжает эту кровавую бойню. Виталий Максимов 20.07.15
Татьяна20 июля 2015, 13:56
Будьмо добрее, давайте обнимемся и никогда не будем сориться и нас Бог не покинет. Ведь он любит нас,нежели мы умеем любить его. Мы не хотим войны, не хотим , чтобы гибли наши сыны , отцы и братья. Возлюбим друг друга так, как любит нас Господь!!! Спаси Господи !!!
Анатолий Пеньшин18 июля 2015, 06:40
"то придут римляне и завладеют ими всеми." Римляне к этому времени ими и владели.
Владимир17 июля 2015, 23:03
Увы, мир, кротость, любовь покинули наши души. Нас тысячи собираются на митингах и единицы в храмах. Мы не желаем, мы отказались нести крест дарованный нам Богом, ибо «бремя Мое легко». Мы же через митинги, демонстрации, кровопролития стремимся к миражу «лучшей» жизни, обещанной нам политиками, олигархами. Мы думаем, что тот призрачный крест, будет легче. И за него уже проливается кровь, за него положены жизни людей, а сама жизнь, к сожалению становится только хуже. Так от Бога ли эта «лучшая» жизнь? От Бога ли этот оплаченный кровью и людскими жизнями «легкий крест»? Мы отворачиваемся от Господа, а затем обвиняем в своих негораздах кого угодно, даже к Господу предъявляем претензии, забывая при этом заглянуть в свою грешную душу. А осталась ли там хоть крохотка любви? Мы осуждаем правительства, начальство, ближних, но только не себя. Господь же говорит: «не судите и не судимы будете». Благодарим Вас, Владыко, за вашу непоколебимую стойкость в деле сохранения основ христианской Любви на нашей родной земле, в деле сохранности мира в Украине, в деле верности каноническому Православию в условиях Сатанинского давления как на Вас лично, так и на всю Вашу паству. Храни Вас Господь!!! Многогрешный р.Б. Владимир.
Наталья17 июля 2015, 21:02
Спаси Господи!!! Храни Вас батюшка, Господь!!!
Елена17 июля 2015, 20:54
Спасибо за статью. Я бы хотела чтоб все жители нашей Украины прониклись этими словами, чтоб каждый начал работу над самим собой,желал счастья и мира всем людям, независимо от того в какой точке страны живет. Только любовь, милосердие, сострадание, доброта, духовность может спасти всех нас.Господи, даруй свое благословение нам, спаси и помилуй всех нас!
Альберт Шакирьянов17 июля 2015, 20:31
Определение и разъяснение понятия "патриот" мне очень понравилось.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×