Научиться молчать

М.В. Нестеров. Молчание М.В. Нестеров. Молчание
    

Почему Арсений Великий говорил о том, что нередко раскаивался в сказанном, но никогда не сожалел о молчании? Возможно, он вспоминал при этом о годах, проведенных в столице, в ее блеске, в ее «высшем свете», в котором света на самом деле так мало и так много самой настоящей тьмы – мало правды и много лживых, льстивых, неискренних речей. Возможно, ему на ум приходили ситуации, когда его собственные слова, произнесенные под влиянием определенных обстоятельств и чувств, спустя какое-то время оказывались не соответствующими действительности, что не могло не уязвлять его чистую душу. Возможно, когда-то ему случалось давать кому-либо не очень удачные советы, и впоследствии он об этом скорбел… Но всё это относилось к прежней – многозаботливой, многопопечительной, наполненной суетой жизни, а уж никак, кажется, не к тому преподобническому житию, которое проводил он в пустыне.

Почему это «раскаяние в сказанном» оставалось для подвижника по-прежнему живым и сильным? Отчего он, безмолвник, напоминал об опасности, которую таит в себе наш собственный язык, – другим и наравне с ними себе самому? Или даже в первую очередь – себе самому?

Когда мы говорим безудержно и беспорядочно, нам очень трудно уследить за всем, что взошло откуда-то из недр нашего сердца на язык, покрутилось на нем да и сорвалось с него. Мы чувствуем вечером опустошенность, усталость, какую-то неясную тяжесть на душе и относим всё это к впечатлениям прошедшего дня, к его обстоятельствам – иногда непростым, иногда прямо искусительным. Но нам часто невдомек, что в значительной степени усталостью и опустошенностью этими обязаны мы самим себе – тому, что и как мы говорили, тому, насколько невнимательными мы были по отношению к «исходящему из уст».

Это кажется нам настолько естественным, настолько привычным – общаться, поддерживать разговор, беседовать… Это представляется нам чем-то совершенно необходимым, видится неотъемлемой частью нашей жизни, пребывания в сообществе с другими людьми. И, пожалуй, именно так это и есть. Но редко, редко кто отдает себе отчет в том, что каждый раз, прежде чем произнести то или иное слово, необходимо хотя бы немного поразмыслить, взвесить его на весах своего сердца, понять, будет ли сказанное правдой или окажется ложью, принесет оно кому-то пользу или навредит, доброе оно или злое. Мы чаще всего говорим просто потому, что захотели что-то сказать, повинуясь внутреннему импульсу, не проанализировав его, не оценив – прежде всего с точки зрения евангельской.

«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37) – это предупреждение зачастую кажется нам иносказанием: что такое слово, важны дела! Но Господь – не мы. И если что-то сказано Им, то сказанное – истина.

Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует

Есть огромная, теснейшая связь между тем, что мы говорим, и нами самими. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» – не только в жизни, судьбе других людей, но и, прежде всего, в нашей собственной. Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует – неким вторичным, но очень действенным образом. И либо мы управляем своим словом, сознательно и ответственно относясь к нему, либо оно управляет нами.

То, что мы говорим, всегда так или иначе проявляет какую-то часть содержания нашей жизни, нашего сердца, нас самих – в том числе и сказанное «случайно», между делом, без рассуждения и осмысления. Проявляет, а вслед за тем закрепляет, взращивает это содержание в нас, и горе нам, если закрепляемое и взращиваемое – не лучшее из того, что вообще может быть в человеке. Оттого-то и образуется это единство произносимого и жизни человека, даже в том случае, если он лжет.

Можно снова вспомнить преподобного Антония Великого: «Бог хранит тебя до тех пор, пока ты хранишь уста свои». То есть хранимы мы до тех пор, пока готовы созидать, пока внимательны к себе, пока продолжается внутренняя работа, и не хранимы – когда начинаем сами свое внутреннее разорять, перестаем следить за тем, что рождается в сердце и исходит потом из уст. Потому что близок Бог к боящимся Его, и далеки от Него те, кто говорит необдуманно, бесстрашно и много.

Уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит

Много говорить небезопасно ведь не только оттого, что внимание трудно сохранять и посему «во многословии не избежишь греха» (Притч. 10: 19). Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк объясняют своему ученику, впоследствии известному всему христианскому миру наставнику аскетической жизни, в то время еще не авве, а просто Дорофею: «Ты так много говоришь только потому, что не познал еще, какой это приносит вред». Какой? Помимо выше приведенного объяснения из Священного Писания отцы дают объяснение свое, не менее, пожалуй, убедительное: уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит.

Тепло… Это то самое тепло, радующее наше сердце и сообщающее жизни ощущение ее подлинности, которое мы испытываем, хорошо помолившись, умилившись сердцем при чтении святоотеческих книг или же во время богослужения, когда поемое и читаемое особенно сильно трогает душу. То, которое мы так быстро теряем и даже не замечаем – как и почему. Были бы внимательнее, замечали бы: теряем сразу же, как только начинаем много и «неосторожно» говорить, причем не только о вещах суетных и пустых, но и о вещах душеполезных – просто много. Были бы внимательнее – многое бы и помимо того замечали…

…Очень важно – понять эту огромную внутреннюю связь, связь между тем, что пребывает внутри нас, и тем, что исходит вовне. Понять, насколько одно влияет на другое. Насколько зависит наше слово от нашей жизни и жизнь – от нашего слова. Потому, опять же, за каждое слово праздное, то есть лишнее, и дадим мы ответ на Суде (см.: Мф. 12: 36). Если лишним, ненужным было оно, то лишнее и ненужное взрастило и укрепило оно в нас, вытеснив из нашего сердца то, что было жизненно необходимо, не оставив для него достаточно места. Если, хуже того, злым, гнилым оно было, то умножило и утвердило оно в нас злобу и гниль. Как же научиться оценивать то, что ты хочешь сказать прежде, чем вырвется оно на волю?.. Как овладеть искусством взвешивать слова на весах своей совести?.. Как же это трудно…

Лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова

И как же хорошо понимал это тот, кто часто сожалел о сказанном и никогда не раскаивался в молчании! Потому что лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова. Парадоксально, но так.

И потому – еще парадоксальней: чтобы научиться правильно говорить, обязательно нужно научиться молчать.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Евгения 8 августа 2015, 17:10
Прекрасная статья, очень нужная, спасибо!
Галина Игловская 2 августа 2015, 13:00
2. С другой стороны, человек, в отличие от зверей, наделен, в числе прочего, речью и мышлением, которые взаимосвязаны. Речь дана человеку Богом, чтобы он мог Его славословить, каяться в своих грехах, нести миру Божественное вечное Евангелие, свет Истины,; чтобы мог ободрить, утешить, поддержать ближнего, обличить зло.Все знают огромную силу слова, которое может убить и может вылечить человека. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:29, 31). Но это так трудно. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками". Злым языком повелевает злой бес - дух, вошедший в сердце человека. Здесь становятся особенно опасными молитвы "иными языками" протестантов с нечистым сердцем, полным зависти, жажды мести и желания добиться во что бы то ни стало своего - такие молитвы становятся демоническими.
Галина И. 2 августа 2015, 12:36
1.Эта тема большая, и Св. Писание говорит, что "смерть и жизнь во власти языка". Надо избегать крайностей и следить за своим сердцем, за помыслами, т.к. "от избытка сердца говорят уста". Чем ближе человек к Богу, тем чище его сердце, и речь наполнена святыми словами из Библии и Св. Предания. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» (Ин 8:47). "Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1Пет. 4:11). И наоборот. Молчание- способ избежать греха, но это совсем не означает, что такой человек "бесстрастный" и малогрешный. Есть такие молчаливые, но там столько самомнения и пренебрежения к другим, что страшно становится. Общение в Боге, общение с духовными людьми, знающими Бога и Его слово, благословлено Господом. Осуждаются празднословие, пустословие, мудрствование, уводящие с путей Господних (см. 1 Ин.1:3),1 Тим.6:18-21). На самом деле, молчание действует иногда гораздо сильнее, чем аргументированная речь. Праведный Иов с горечью сказал своим друзьям: «А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость» (Иов 13: 4-5).
Людмила 1 августа 2015, 11:40
Всем доброго дня! Согласна с Тамарой и Георгием читать надо внимательно! Отец Нектарий очень деликатно и ненавязчиво говорит о таких серьезных вещах. Он ведь не призывает всех замолчать, понятно, что невозможно, да и не стоит не говорить! Бог дал нам язык и разум, и тем и другим надо пользоваться! По моему, речь идет о благодатном молчании и о чувстве меры вообще. Думаю всем знакомо неприятное чувство, когда наговорил лишнего, как и чувство тяжести когда переел, или что-то вообще сверх меры себе позволил. Я думаю даже молчание может быть пагубным и неоправданным. Статья, по-моему призывает думать и искать чувство меры.
Михаил 1 августа 2015, 10:15
Марии: Вы сейчас "подружитесь" а потом начнутся интриги, ссоры, выяснение - кто главнее, в православных церквях, среди женщин, это кто "благочестивее", осуждение всех и вся. Вражда. Это будет обязательно и без вариантов. Если бы настоятель был святой духовный человек, умеющий умирить и "разрулить", то тогда ещё может быть. Он как-то вас сподвиг бы на дружбу, а он видимо избрал средний, и на мой грешный взгляд, оптимальный путь. Кроме того, я как прошедший через всё такие дела, вам гарантирую, что лет через несколько, вы даже если не хотите, впишетесь в коллектив, и потихонечку эти люди станут вам близки. И полюбят вас и вы полюбите их. И болтать для этого не обязательно.
Светлана 1 августа 2015, 07:51
" чтобы научиться правильно говорить, обязательно нужно научиться молчать. " Какие правильные слова.Нужно УЧИТЬСЯ . Спасибо за статью.Согласна во всем с автором.
Маша31 июля 2015, 19:53
а как быть с таким явлением, когда промолчишь, а потом проигрываешь про себя эту ситуацию и уж в ней высказываешь всё,как будто если вернуться назад и сделать уже так,а не промолчать? смысл тот же- всё вылилось в слова..
Egor Molov31 июля 2015, 17:11
Все верно много у нас пустословия и злословия,но добрые,ободряющие слова,сказанные во время могут спасти,а боязливое молчание"кабы чего не вышло"погубить,и получится-"промолчи попадешь в палачи",подобным"молчанием предается Бог".
Павел31 июля 2015, 14:17
Всё правильно, болтун - находка для шпиона, как говорится. Я имею в виду исконного врага рода человеческого. Только Мария тоже правильно пишет: в ответ - что молчишь? Рассердилась? и т.п. Мне в детстве то же самое говорили в другом виде: "молчание - знак согласия". До сих пор жутко от этого. Хуже, чем если бьют ни за что.
ЕН31 июля 2015, 13:10
Для Марии: из своего опыта - попробуйте предложить свою помощь этим помощницам настоятеля. И если в дальнейшем будут обращаться к Вам за помощью, не отказывайте, даже когда будет очень-очень некогда. Может быть, у них появятся силы на улыбку. Ведь Вы же не знаете, почему у них "каменные лица".
Мария30 июля 2015, 19:40
Не понимаю, как можно опыт святых отцов- отшельников и пустынников- переносить на нас, живущих совершенно в иной обстановке, в обществе, в семьях, где общение просто необходимо. Есть у нас в храме женщины "управляющие", помощники настоятеля, и у них просто каменные, холодные лица, почти всегда молчат. Батюшка сам настаивает, что лучше молчать и надо молчать, что все мы жутко грешные. Вот и ходят все как пустые марионетки, сжатые и духовно пришибленные.Приходишь на службу- отстоишь и уходишь, и знобит от холода и одиночества. Людям хочется улыбок и теплых слов, а не только долбания грехами и холодного молчания. Разве так можно, мы же церковь?
Игорь Шохин30 июля 2015, 17:15
Деяния святых апостолов, гл.2 ст.42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Если бы Иисус молчал, разве узнали бы мы об Евангелии Царства Христова?
Юра30 июля 2015, 10:03
Если Святые Отцы молчали бы, то, как мы святости научиться могли. Кто же говорит по воле Божией — молчит, а сказавший от своего ума празднословит.
Мария30 июля 2015, 08:25
Стараюсь молчать,а в ответ :ЧТО МОЛЧИШЬ!?Рассердилась!!? и если ответ ,то уже поехало и понеслось....Может поговорить о ненужном и успокоится спрашивающий?
Вячеслав30 июля 2015, 05:50
На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещющаго словес Моих!!!
Е.Д.30 июля 2015, 01:14
!
Свечница29 июля 2015, 19:48
Работаю в церковной лавке храма,постоянно приходится отвечать на вопросы,разъяснять что-то,даже после Причастия,только захожу в лавку,тут же приходится кого-то из прихожан обслуживать.А в такие дни(Причастия)особенно хочется помолчать.Опустошение внутри.
Михаил29 июля 2015, 17:23
Отче Нектарие, помолитесь, о мне - грешном Михаиле, чтобы я по словеси вашему начал жить. А то я лишнее болтаю и много негодного наговорил людям. Да и сам проблемы поимел. В интернете тоже пишу неподобное и злое. Я этому не рад сам, но только ведь задним числом, а слово-то не воробей...
Феодосия29 июля 2015, 16:59
Очень согласна с Юлией: "молчишь, молчишь и остаешься одна со своим молчанием". Люди нуждаются в общении. Сложно это все понять, ведь и в Священном Писании сказано: "Будьте общительны, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог".
Юлия29 июля 2015, 12:54
Спасибо большое за статью! Очень в тему! Люблю молчать, потому что чувствую, что уходит из меня тепло от пустых разговоров. Но вопрос - как сохранить в принципе отношения с людьми, если вокруг только и разговоры, а помолчать не с кем? Молчишь, молчишь...и одна остаешься со своим молчанием.
ЕН29 июля 2015, 12:50
Только один раз, после проповеди батюшки о молчании, мы ехали в легковушке со службы молча. Как запомнилась эта поездка! Каждый молчал, но все пятеро были вместе. Иногда на службу или после службы повозят на попутной легковушке. Людям приятно, когда с ними общаешься. А выходишь из машины после такого общения, проверяешь карманы, в которые благодать нагребал во время службы, а они-то - и пустые... Поэтому, хоть и дорог нынче проезд, уж лучше маршруткой доезжать. Дешевле получается.
АлександрГ. 29 июля 2015, 12:41
Какие замечательные размышления отца Нектария (Морозова). Спасибо, Отче.
Молчунья29 июля 2015, 12:35
Спаси Господи, отец Нектарий! Думаю, что не все так однозначно. Хорошо, когда молчанье не сопряжено со злыми помыслами. Можно молчать и при этом всех ненавидеть.Или -заниматься излишним самокопанием, анализом взаимоотношений, жизненных ситуаций, доводя себя либо до самоуничижения и отчаяния, либо впадая в осуждение ближнего. Наверное, у всех по-разному. О себе могу сказать: да - чем меньше общаюсь, тем меньше грешу, но изводит само- и всего остального анализ. Это относится и к написанию комментариев – тоже общению определенного рода.
тамара29 июля 2015, 12:25
Написано очень правильно.Читала с вниманием и для себя нашла очень правильные слова.Спаси Господи.
Георгий29 июля 2015, 11:02
Мудрые, очень актуальные размышления по очень важной на мой взгляд теме. Перечитал внимательно и не спеша несколько раз. Нашёл много полезного и поучительного,что можно вынести лично для себя из этой статьи. Спасибо. Хотелось - бы ещё прочитать размышления автора на тему, как по христиански правильно уметь слушать другого человека. Слушать и слышать. Спаси Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×