Слово о строительстве храмов и «розовом христианстве»

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём, с памятью святых отцов шести вселенских соборов и с Собором Архангела Гавриила.

Мне сегодня особенно радостно служить в этом храме, потому что по прошествии пятнадцати лет, когда я здесь был алтарником, я сподобился первый раз здесь побывать. Каюсь, что до этого не приезжал сюда, но сегодня эту оплошность свою я исправил и рад всех вас видеть, рад служить в этом храме. И особая моя благодарность, конечно, благочинному – отцу Георгию, который меня где-то год или полтора уже года назад пригласил сюда, в этот храм, послужить; настоятелю отцу Андрею и священникам, отцу Виталию, который остался из старой гвардии. Я всех благодарю, и вас тоже, прихожан, составили сегодня такой молитвенный собор в этом храме, и мы все с вами все усердно помолились Господу.

Вы слышали, наверное, уже сегодня, что я являюсь епископом Душанбинским и Таджикистанским. И так вот из северных краёв меня волей Божией занесло на самый юг и в страну довольно-таки непростую. И вот чем хотелось бы поделиться с вами, какими мыслями и впечатлениями.

Когда я уезжал и сейчас тоже ещё, там, в этих исламских странах происходят очень интересные процессы. Они стремительно исламизируются, буквально на глазах. И не просто исламизируются, как это было ещё, например, три года назад. Там молодёжь ходила в мечети. Практически 99% молодёжи, мужского населения, посещают мечети в Таджикистане, и это с учётом того, что 70% населения в Таджикистане – это молодёжь, люди до 30 лет. Но в последнее время там в мечетях стали раздаваться призывы к тому, чтобы уничтожать христиан, резать христиан. Вот этого не было. Этого не было за всё время существования [там] Церкви: не просто в последнее время, а за все 150 лет, сколько там присутствует Россия, сколько там присутствует Православная Церковь. Всегда очень мирно жили и мусульмане, и христиане. И даже первые храмы в Таджикистане и вообще в Средней Азии, каменные храмы строили именно мусульмане, а не христиане. А сейчас в связи с появлением «Исламского государства», в связи с агитацией экстремистской появляются такие настроения в исламском мире, обращённые именно против нас, против христиан.

Но, если мы обратим внимание на самих себя, на христиан, на то, что здесь творится, в Москве, то [увидим], что здесь идут тоже не очень хорошие процессы. Я с удивлением читаю в новостных лентах о том, что сами православные христиане в Москве борются против строительства православных храмов. Это уже совершенно невиданное дело. Можно понять, когда в 20-30-е годы воинствующие атеисты разрушали храмы, но чтобы сами православные христиане были против строительства храмов, потому что это неудобно им, - вот такого ещё, пожалуй, никогда не было.

И вот эти две угрозы, которые сейчас существуют в мире, очень взаимосвязаны. Именно в последнее время стала усиливаться исламская угроза. Появляется сила, которая может разнести весь христианский мир. Сила, направленная в первую очередь на западный мир, на Европу, Европу, которая стала уже антихристианской — она отказывается от христианских ценностей. Это не просто постхристианская Европа, это уже антихристианская Европа, потому что когда-то она была христианской, и те ценности, которые культивируются в этой Европе, уже являются, действительно, антихристианскими. И здесь вдруг, на Востоке, в арабских странах, возникает сила, которая является антиисламской, которая разрушает ислам тоже изнутри. Вот эти антиисламские настроения и антиисламские силы составляют угрозу именно такому постхристианскому, антихристианскому миру. Потому что, если мы сами, христиане, начинаем бороться против строительства храмов – мы не христиане, мы антихристиане. Это уже настроения антихристовы – и мы даже этого не понимаем!

Откуда такое заблуждение могло появиться в современном мире? Это [произошло] потому, что люди стали жить комфортно. Всего-то 10 лет каких-то мы живём в комфорте – вот эти нулевые годы так называемые. Появилось благополучие. Затянулись таким жирком после страшных 90-х нищих годов и вдруг решили комфортно жить в Православии. А Православие никогда не было комфортным. Это всегда был крест. Сегодня мы с вами в апостольском чтении (1 Кор., 124 зач., I, 10-18) слышали: что такое слово Божие для погибающих? Это юродство. Погибающие никогда не понимают, что такое слово Божие; для них это юродство, безумие. А для спасающихся это сила Божия (см.: 1 Кор. 1, 18; см. также: Деян. 17, 18; Рим. 1, 16). И вот христиане, нынешние христиане, здесь, в Москве, потеряли эту соль (ср.: Мф. 5, 13). Они стали воспринимать христианство, истинное христианство, как безумие, как юродство.

Один мудрый человек сказал, что мы с вами должны наслаждаться Творцом и пользоваться творением, а мы, христиане, стали наслаждаться творением и пользоваться Творцом. Нам должно быть всё удобно: чтобы храмы наши находились в таких местах, которые бы нам не мешали, чтобы вообще Бог нам не мешал. Не мешал нам жить комфортно, не мешал нам жить в благополучии.

Вот такое какое-то «розовое христианство» (термин давно был выдуман, ещё в XIX веке это появилось; Константином Леонтьевым, мыслителем нашим и монахом оптинским), «розовое христианство», разбавленное и разжиженное – вот мы что сейчас наблюдаем. И наказанием такому христианству является этот вот ислам, он уже возник. Они – ревностно ходят в мечети. Они ревностно соблюдают свою уразу. Сейчас там шестидесятиградусная жара, и мусульмане все практически, молодёжь – стопроцентно! – соблюдали уразу, а им нельзя ни есть, ни пить до захода солнца. И они все это добросовестно выполняли. У нас в это время шёл Петров пост, и я видел, как христиане во время Петрова поста едят мясо, едят молочное и так далее – постоянно нарушают пост, даже не стесняясь меня. А мусульмане нет. Даже самые высокопоставленные из них соблюдают уразу, терпят.

И те [люди], которые, может, и неправильно верят в Бога, но ревностно, могут стать наказанием для наших нынешних «розовых христиан» — таких вот расслабленных. Такое часто было в истории. Падение Византийской империи было именно из-за этого, когда христане перестали быть христианами, солью земли (Мф.5,13), когда они перестали сохранять этот мир и поддерживать его, – вот тогда пришли мусульмане и тогда христиане взмолились по-настоящему, но осталось их совсем мало, и храмов осталось совсем мало… И они уже не будут спрашивать, где им строить свои мечети, у тех, которые сейчас сопротивляются строительству храмов! Не дай Бог нам дожить до этих времён. А угрозы эти есть.

Поэтому будем понимать и объяснять тем, которые не понимают, что такое истинное, настоящее христианство, что это самоотвержение, что это хвала Богу и слава Богу, и храмы Божии должны быть в самых лучших местах, самых красивых, а не где-то на пустырях и в таких местах, где [они] недоступны, некрасивых. Наши с вами предки прекрасно это понимали, когда строили храмы в самых лучших местах и всё самое дорогое отдавали именно для храма. Они понимали, что храм – это дом Божий, и всё самое дорогое, всё самое ценное должно быть в этом храме Божием.

Мы с вами видим и этот храм тоже, который никогда не закрывался: насколько он благолепен, сколько осталось в нём старых икон, не разорённых ещё. И особая благодать здесь, конечно, присутствует – в этом храме, в тех храмах, которые не закрывались. И мы должны с вами всё это сохранить, не потерять ни в коем случае. А у нас, конечно, большая опасность это потерять именно из-за нашей теплохладности.

Ведь какая будет самая страшная характеристика христиан последних времён? Именно теплохладность. Именно так их характеризует Откровение Божие, Апокалипсис, — что они будут теплохладными (см.: Откр. 3, 15-16). Эта теплохладность, болезнь теплохладности уже сейчас поселилась в наших сердцах — и в наших умах тоже, когда мы начинаем логически думать, где нам строить храмы и как бы они нам не мешали, чтобы нам было удобно и чтобы все эти удобства совместить. Христианство – это неудобная религия. Она никогда не была удобной (православное христианство).

Те тенденции, которые сейчас у нас появляются, очень опасны. Я вижу их ещё с другой стороны – со стороны исламского мира, и моя прямая обязанность вас об этой угрозе предупредить, потому что ситуация меняется стремительно. Ещё два месяца назад этого не было, не было этих призывов резать христиан. А сейчас они появились. И здесь в Москве всё больше и больше раздаются призывы к тому, чтобы не строить храмов; [идёт] борьба против храмов. Это взаимосвязанные явления. Мы сами вызываем из инфернальных глубин эту страшную силу, которая может нас наказать.

Поэтому будем усердно молиться — мы, те, которые понимают, в чём суть настоящего христианства. Ходить в храм и не лениться ходить в храм. Молиться и поститься. Поститься так, как положено. Потому что те, которые нам противостоят, они это всё выполняют. Поэтому мы должны с особой ревностью [служить Богу], те, которые не постились, те, которые пропускали службы. Нужно сейчас быть ревностными, потому что время наступает очень опасное.

Я вас всех очень рад видеть, благодарю вас и надеюсь, что эта моя первая служба здесь, в этом храме, будет не последней и это станет доброй традицией, и мы с вами будем почаще встречаться, если, конечно, отец благочинный нам разрешит и благословит. И мы будем тогда с вами как-то более знакомы, потому что я уже, честно говоря, <…> многих из вас не узнаю, но это как раз и хорошо. Хорошо, что появляется много новых людей, которые становятся, я надеюсь, вот такими ревностными христианами – не [такими, как] те христиане, про которых я сегодня говорил.

С праздником всех вас поздравляю и благодарю!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Построй храм в Марьино!» «Построй храм в Марьино!»
Свящ. Павел Гумеров
«Построй храм в Марьино!» «Построй храм в Марьино!»
Радости, скорби и чудеса в жизни настоятеля строящегося храма
Священник Павел Гумеров
Священник Павел Гумеров о том, какие радости и трудности выпадают на долю настоятеля строящегося храма.
Как организуют борьбу против строительства храмов в Москве Как организуют борьбу против строительства храмов в Москве
Письмо бывшей активистки
Как организуют борьбу против строительства храмов в Москве Как организуют борьбу против строительства храмов в Москве (Письмо бывшей активистки)
Под видом «местных жителей», якобы выступающих против возведения храма в шаговой доступности от жилых домой, действует небольшая организованная группа активистов.
Когда христианство утратит свое былое имя Когда христианство утратит свое былое имя
Прот. Александр Шаргунов
Когда христианство утратит свое былое имя Когда христианство утратит свое былое имя
Слово в Неделю 2-ю Великого поста
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда христианство утратит свое былое имя, тогда враги его обратят с восхищением свой взор ко временам его минувшей славы.
Комментарии
Татьяна Миракова16 февраля 2016, 12:21
Андрей 5 ноября 2015, 18:00 Всем, здравствуйте! Строить Храмы - это хорошо и нужно! Вопрос в другом - ДЛЯ КОГО эти Храмы строятся? Что толку, если в Москве будет тысячи Храмов, а вот прихожан на каждый Храм будет 2-3 человека и те "белые платочки". А священников где набрать во все эти Храмы. Хотя нет - не священников. Священников сейчас пруд пруди, а вот ПАСТЫРЕЙ нет. Священник превратился в менеджера-управленца объекта недвижимости. Так может сначала ПАСТЫРЕЙ воспитать, выучить. Паству привести в Храмы, чтобы тесно было на Службах от прихожан. А уж потом и строить новые, для тех, кто в действующие не уместился. Тогда и противников строительства не будет, а будут только сторонники и состроители. А как же вы думаете, можно воспитать пастырей, если не в реальном храме с реальными прихожанами? Ведь и настоящие учителя получаются не в педвузе, а в школе, во время работы с детьми. Так и здесь. Как же паству вести в храмы, если храма нет в пешей доступности, а ехать нам просто лень? Куда паству вести, если храма нет? Ну и неправда это, по-моему, что нет людей в храмах. Зайдите в любой храм на Пасху, Вербное воскресенье, Рождество и увидите, что прихожан очень много, битком забиты храмы. Просто нет еще у нас привычки каждое воскресенье ходить, мало еще мы воцерковлены. Но процесс развивается, слава Богу, и во многом благодаря большому количеству храмов и появлению молодых священников. Пусть они еще не пастыри, как вы говорите, но многие молодые прихожане тянутся именно к ним.
Андрей 5 ноября 2015, 18:15
Всем, здравствуйте! Строить Храмы - это хорошо и нужно! Вопрос в другом - ДЛЯ КОГО эти Храмы строятся? Что толку, если в Москве будет тысячи Храмов, а вот прихожан на каждый Храм будет 2-3 человека и те "белые платочки". А священников где набрать во все эти Храмы. Хотя нет - не священников. Священников сейчас пруд пруди, а вот ПАСТЫРЕЙ нет. Священник превратился в менеджера-управленца объекта недвижимости. Так может сначала ПАСТЫРЕЙ воспитать, выучить. Паству привести в Храмы, чтобы тесно было на Службах от прихожан. А уж потом и строить новые, для тех, кто в действующие не уместился. Тогда и противников строительства не будет, а будут только сторонники и состроители.
Н.А. 1 сентября 2015, 18:42
...А храм Божий у христианина должен быть прежде всего в сердце его. Тогда и храм во дворе дома или сквере не то что не мешает (как такое может быть вообще?), но - радует. Какое счастье - жить рядом с храмом...
Елена 1 сентября 2015, 17:06
Оххх... Как актуально! Спаси Господи.
Елена14 августа 2015, 02:49
Очень отрезвляющая статья. Спаси Бог, Владыко Питирим! Помоги, Господи, спаси от теплохладности!
Питирим11 августа 2015, 16:27
Кирилл Арасланов, Василий Н. - про вас говорил в проповеди! Вы люди с антропоцентричным восприятием мира. А христианство, истинное христианство - оно Теоцентрично. В этой трагической метаморфозе, которая произошла в сознании сначала западных, а сейчас уже и восточных христиан и заключается проблема, которую я поднял в своей проповеди. Я понимаю, изменить сознание - это переродиться полностью, перестать думать так, как вы думаете, отречься от своих таких правильных и разумных убеждений. Но именно этого требует от нас Христос в Евангелии. Если бы ваше сознание было Теоцентрично (Богоцентрично), перед вами не стоял выбор: храм или сквер. Ведь храмы, построенные в скверах - это Божие присутствие в земном райском уголке. Сколько места нужно для храма, сколько деревьев вырубят ради него - 10, 20? А сколько останется - 100, 200? О чем вы торгуетесь?
Василий Н.31 июля 2015, 18:47
Павлу Купцову Причем здесь теплохладность? Я не отрицаю, ее много в наши дни, но неужели в случае, если строится храм, а не что-то другое, можно спокойно игнорировать инфраструктуру и экологию района, лишь бы было самое красивое место? Ведь если бы все так рассуждали, то, ИМХО, в городах бы не осталось зеленых уголков, абсолютно необходимых с учетом городской экологии. Всему должно быть свое место.
Людмила31 июля 2015, 15:07
Можно подписаться под каждым словом владыки.
marija29 июля 2015, 23:00
Прекрасная статья и всё верно. Сыты мы стали и обленились, любить даже перестали БОГА. Конечно последует неминуемая беда. Объединяться всем надо христианам и не забывать, что времени остаётся мало. Спасибо за статью.за душевную БОЛЬ и за ЛЮБОВЬ своей веры. Храни ВАС ГОСПОДЬ под омофором Его любви! БОГ Вам в помощь! Да, всё будет по слову БОЖЬЕМУ,,,,,,,,,,,,,
Pavel Kuptsov29 июля 2015, 22:37
Дело даже не в месте строительства, а в самом явлении теплохладности в душах у верующих людей - вот, о чем в первую очередь говорит Владыка. Это первостепенное. Теплохладность, некоторая степень безразличия, отчужденности от веры, изолированности. Если бы веровали по-настоящему, нам бы храм был милее и н у ж н е е уютного сквера или комфортного парка. Мы бы не ставили храм и парк (сквер, площадку) на одной линии, храм всегда был бы выше всего прочего. А если ставим храм и сквер на один уровень - значит, обесценился в какой-то степени храм в нашей душе, а это уже серьезная опасность, и к чему она приведет в будущем? Нас сейчас единственно, что может в действительности сохранить и удержать от всего злого (и внешнего, и внутреннего; и Россию вообще, и каждую семью, каждого человека - в частности) - это Православие, вера, Церковь. Только Господь и вера пока хранят нас, не будет этого, оставим веру - будут мусульмане отдыхать в наших "уютных скверах", и поверьте - ничего вы против них уже не сделаете. Всё это уже было: до октябрьского переворота ситуация была чем-то похожей по своей сути. Храмы были, много храмов, люди в них стояли, в сельском храме стояли с нескольких соседних деревень. Но всем ли стоящим был н у ж е н этот храм и н у ж н а вера? Потом же все эти храмы и разрушили сами русские люди. Храм был не нужен, была теплохладность.
Василий Н.29 июля 2015, 17:03
Согласен с Кириллом Араслановым. По-моему, разница между ситуациями, когда люди против строительства как такового и когда они против места строительства, очевидна. Если храм будут строить у меня во дворе - я буду против. Если под строительство храма будут вырубать уютный сквер - я буду против. Но если храм построят на пустующей площадке близ моего дома - я буду только за. А считать правым только себя, игнорируя мнение других людей, изображать всех противников строительства чуть ли не врагами христианства, даже не пытаясь выяснить истинные причины их недовольства - разве это по-христиански?
Кирилл Арасланов29 июля 2015, 14:51
Москва - очень сложный организм. "Строить в самых красивых местах" - очень простое решение и воодушевляющие слова, при этом не вдаваясь ни в какие вопросы инфраструктуры или экологии района, в уклад жизни людей. В большинстве случаев люди "за" строительство, но против незаконности в обход их мнения. Нельзя не обращать на людей внимание. Ставить в один ряд эти явления с исламизацией и радикализацией неразвитых стран - невозможно ни в каком аспекте, в том числе духовном. Ислам превращается в авторитарную радикальную секту. Неужели мы хотим ответить тем же?
Наталья29 июля 2015, 13:26
Господи, помилуй нас всех.
Тимофей29 июля 2015, 01:20
Золотые слова произнес Преосвященнейший Владыка Питирим. Все правда. Могу привести пример. В моем районе (это теперь уже известный многим парк "Торфянка") идет противостояние по поводу возведения православного храма. Некоторое время тому назад, обсуждая эту тему с одним своим знакомым, я был немало удивлен его негативной реакцией. Он совершенно неожиданно для меня оказался противником строительства! Взрослый, если быть точнее, пожилой - 61 год - человек. Непьющий, семейный, вроде бы адекватный человек... и против. Без внятных аргументов. Я его спрашиваю: "А Вы православный, верующий? В церковь ходите?". Отвечает: "Да, но храм здесь не нужен!" "Да, как же не нужен?",- говорю,- "Вам же ближе будет". "Ничего, перебьюсь, как-нибудь.",- отвечает. При дальнейшем разговоре выясняется, что мой "православный" в храм если и ходит то, что называется "раз в год по обещанию". Что тут скажешь? Остается молиться о таких несчастных... Прости их, Господи! Не ведают, что творят...
Павел Ребровский28 июля 2015, 23:34
Стройте храмы, но ни где попало! И в конце концов от количества храмов духовности не добавится. Я сам в основном хожу в ХСС, несмотря на обилие храмов шаговой доступности у меня на районе.
Елена28 июля 2015, 23:32
Хотелось,чтобы, как можно, до большего числа людей донести эти слова.Правда знаю,что не редко кампанию по протестам против строительства храмов раскручивают язычники и оккультисты,собирая по своим поганым сайтам поддержку.Но и не мало среди протестующих "никаких" христиан.Жаль,что христианское общество не пример сегодня,как надо жить,скорее наоборот.Нужно единение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×