«Многим был еси во спасение»

С 29 декабря в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит первая в России большая выставка, посвященная великому русскому святому преподобному Серафиму Саровскому. Экспозиция приурочена к 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения подвижника. В ее организации приняли участие более двух десятков российских музеев, библиотек и архивов, были привлечены материалы из частных собраний.

На выставке «Преподобный Серафим Саровский. К 100-летию канонизации» представлены около 500 экспонатов, позволяющих наглядно представить время преподобного Серафима, проследить возникновение и развитие его иконографии в живописи, графике, иконописи и декоративно-прикладном искусстве XIX-ХХ веков. Большая часть экспозиции представляет материалы, свидетельствующие о широком почитании старца в середине — второй половине XIX столетия задолго до его канонизации, а также документы по истории серафимовских монастырей. Посетители выставки смогут взглянуть на эти обители глазами современников преподобного. Многих художников вдохновляли замечательные панорамы Саровской обители, затерянной в вековых сосновых лесах. В залах Настоятельского корпуса разместились рисунки, офорты, гравюры, литографии с видами монастыря, созданные при жизни или вскоре после кончины старца. С портретов на нас смотрят настоятели и подвижники Саровской пустыни, в витринах выставлены книги, переписанные в обители в XVIII веке, которые мог держать в руках сам преподобный, а также Устав монастыря, гласивший: «Все монашествующие Сатисо-Градо-Саровской пустыни единомысленно согласились провождать уединенную жизнь свою в терпении и послушании… Жить всем в совершенном равенстве, не гордясь даяниями или мирским саном своим и не требуя себе отличия…».

Один из подразделов экспозиции посвящен схимонахине Александре (Мельгуновой), основательнице Серафимо-Дивеевского монастыря.. До нас дошли ее портреты, келейные и почитаемые иконы, биографические материалы.

Особое место отводится сохранившимся прижизненным и наиболее ранним портретам старца. «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и святых, а мы – люди, и люди-то грешные», – ответил однажды преподобный Серафим на просьбу написать его портрет. Однако, по настойчивой просьбе почитателей, еще при его жизни были созданы портреты С. Серебряковым и Д. Евстафьевым. Вероятно, тогда же появились и его портреты в клобуке с полумантией с суковатой палкой в руке. Вскоре после кончины старца появилась монастырская традиция раздавать паломникам его изображения на кусочках моленного камня. Трудам и подвигам святого Серафима посвящены многие гравюры и литографии, эмалевые образки. О житии святого, молитвенных подвигах, принятии побоев от рук разбойников и ласковом обращении с дикими зверями рассказывают клейма икон.

На выставке представлена драгоценная реликвия – автограф преподобного с наставлениями новоначальному иноку: «Учись умной молитве сердечной, как учат святые отцы в Добротолюбии: ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу».

В 1902 году началась подготовка к канонизации преподобного, появились первые иконные изображения. Деянием Святейшего Синода от 29 января 1903 года преподобный Серафим был прославлен в лике святых. Торжественное открытие мощей Саровского чудотворца состоялось 19 июля (1 августа) 1903 года при великом стечении народа, в присутствии царской семьи. В экспозиции представлены портреты и фотографии церковных деятелей и участников событий – императора Николая II, членов царской семьи, митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и др., а также изображения Саровских торжеств 1903 года, материалы по подготовке канонизации, собранные священномучеником Серафимом (Чичаговым), печатные издания и материалы периодики, паломнические реликвии.

Отдельный раздел включает изобразительные и документальные свидетельства о почитании и чудесах святого после 1917 года. Здесь представлены образа, в т. ч. созданные известными иконописцами ХХ века - монахиней Иулианией (М. Н. Соколовой), Л. А. Успенским, инокиней Иоанной (Рейтлингер); документы, иконы и облачения с образом преподобного принадлежавшие Святейшим Патриархам. Экспонаты рассказывают о судьбах дивеевских сестер после закрытия обители, о событиях второго обретения мощей святого (1991 год) и истории возрождения Серафимо-Дивеевского монастыря.

Ростислав Новиков

31 декабря 2003 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту