Богослужебные слова

Чинопоследование наших служб Богу фиксировано. Самих служб много (вечерня, повечерие, полунощница и так далее, вплоть до Царицы-Литургии), но все они как текст кодифицированы. Возможность творчества – только в степени проникновения в смыслы. Отнюдь не в громкости пения или витиеватости мелодий. Творчество – в святости. Тем не менее в разное время одни и те же слова звучат с очень заметными оттенками. Весьма заметными в зависимости от обстоятельств.

    

Я помню (уверен: очень многие помнят) 2000 год, август. Трагедия «Курска». Мир был прикован к новостным экранам, а верующие, преодолевая щемящую сердечную боль, молились. Как будто у всех тогда брат, или друг, или сын были на «Курске». А может? А вдруг? Ведь чудо – последний козырь. Ведь Бог, если захочет, то может всё! Тогда, помню, с особой силой и с неожиданно засиявшим смыслом прозвучали слова молитвы «Услыши ны, Боже».

Она читается постоянно на литии, на молебнах. Греки, живущие на островах среди морей, греки, зависящие от моря так, как земледелец зависит от урожая, а скотовод – от стада, ввели эти слова в тексты служб. И мы, континентальные жители, получившие веру от греков, часто от рождения до смерти не видящие моря, повторяли их столетиями привычно. Отвлекаясь мыслью, под «морем» имели в виду житейскую суету и непостоянство. И вот тогда, в 2000-м, на молитве о подводниках при словах «упование всех концов земли и сущих в море, далече» мы почувствовали нечто особое.

Помню, мы переглянулись тогда с сослужащими священниками. Мы вздрогнули общей дрожью на словах о «море» и поняли друг друга. Находящиеся «в море, далеко (далече)» в те дни ассоциировались только с одной группой людей. Эти слова молитвы воплотились в те дни. Так богослужение может вдруг среди привычных слов щелкнуть молящегося человека по носу, чтоб глаза заслезились.

Как Жив Господь, так живы и слова служб, славящих имя Его.

Еще пример. «Плавающие, путешествующие, недугующие и страждущие» были и есть всегда. Люди путешествуют, болеют и страдают. Но мы давно забыли о том, что на свете есть «плененные». Миллионы, побывавшие в немецком плену, подернулись пленкой забвения, неизбежного со временем. Пленники душманов в Афгане или похищенные бандитами были в уме и памяти, но плохо вязались со словами ежедневной мирной ектении. «Плененных» нет, если нет большой войны. И вот она пришла. Настали времена, когда плен стал массовой повседневностью. И не только плен, а и все его атрибуты: пытки, голод, сексуальное насилие, смерть без погребения или погребение без молитвы и памятного знака.

Новороссия. Белая Книга еще не написана, но кто хочет знать, тот уже много узнает. Прежде Гааги узнает о молотках, бьющих по пальцам; об электрошокерах; о маньяках и бывших рецидивистах среди надзирателей; о том, как они пьяные спускаются к жертвам в подвал; о методичном избиении пленных, невзирая на пол и возраст. И значит, слова мирной ектении, произносимые долгими годами по привычке и потому, «что так написано», вдруг обрели плоть и кровь. Нам есть о чем думать и есть что помнить, произнося сегодня эти слова.

Я пишу эти строки с одной мыслью, с одной идеей. А именно: слова Богослужения живы. Как Жив Господь, так живы и слова служб, славящих имя Его. Священник, монах или мирянин, произнося и слыша привычные слова день за днем и год за годом, могут всякий раз слышать их по-новому. Недавно, совершая одно из очередных Богослужений, с силой и, быть может, впервые (а ведь тысячи раз их слышал!) сжали сердце мое слова прошения «о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды». Народ, стоящий у диакона за спиной, стиснут скорбями и нуждами. Потому-то он и стоит в храме у диакона за спиной. Сжимаемая вода поднимается вверх, а скорбящая душа возводит очи к Богу.

Надо вместить сердце в краткие, но великие слова.

Скорби – это не нужды, и нужды – не скорби. Различать надо. Есть люди, у которых нет нужд (есть деньги, жилье, положение и всё прочее), но есть скорби (непослушные дети, загулявший супруг, вредные соседи и проч.). Есть люди, у которых есть всё вместе: и скорби, и нужды. Невозможно иметь нужды (долги, бездомность, болезни, требующие средств) и не иметь при этом скорбей. Что же до гнева, то мне сдается – не о нашей психованности и гневной несдержанности здесь говорится. Речь идет о гневе Божием, проливающемся на согрешающих людей в виде потопов, техногенных катастроф, социальных потрясений и прочих масштабных несчастий, в действии которых угадывается смиряющая и карающая временным наказанием Десница Вседержителя. Всё это вместе – скорби (печали и неприятности), смиряющий гнев Создателя по отношению к обезумевшему творению и нужды житейские – составляют фон… нет не фон – суть нашей жизни. И от всего этого мы просим ежедневно нас избавить.

Надо быть внимательней. Надо вместить сердце в краткие, но великие слова. Пусть ты лично сегодня не чувствуешь ни скорбей, ни нужд, ни гнева. Но ты понимать обязан, что в нуждах и скорбях тонет всё человечество и молнии справедливого гнева блестят над ним. Значит, нужно молиться внимательно, молиться в состоянии сердечной связи со всем страдающим миром. Богослужение дает нам такую возможность.

Службы наши живы так же, как Жив Господь, воспеваемый в них. Как хочется, чтобы все омытые Крещением люди чувствовали это всем сердцем.

Протоиерей Андрей Ткачев

7 сентября 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Отверзу уста моя Отверзу уста моя
Протоиерей Андрей Ткачев
Отверзу уста моя Отверзу уста моя
Протоиерей Андрей Ткачев
Среди текстов, которые читают священники, часто встречаются слова об «отверзении уст». Обычно вот так говорится: «дай нам благодать во отверзение уст наших». И на этих словах стоит остановить свое внимание.
«Любовь объясняет все, что совершается в храме» «Любовь объясняет все, что совершается в храме»
Прот. Валериан Кречетов
«Любовь объясняет все, что совершается в храме» «Любовь объясняет все, что совершается в храме»
Беседа о традициях Церкви
Протоиерей Валериан Кречетов
«И главное, и не главное соединено между собой так, что разделять это противно и учению Отцов, и единству Церкви, единству веры».
Алтарь: опасная ходьба Алтарь: опасная ходьба
Беседа с прот. Алексием Сорокиным
Алтарь: опасная ходьба Алтарь: опасная ходьба
Беседа с протоиереем Алексием Сорокиным
Петр Давыдов
Помогая в алтаре, алтарник не должен забывать, в каком священном месте он пребывает. Привыкание к святыне – большая опасность для души, тем более еще совсем молодой.
Комментарии
Владимир 19 января 2016, 00:00
Под плененными я часто подразумеваю при молитве взятых в плен страстями или злыми духами...
Ольга Ткачева30 сентября 2015, 22:00
Ждем ваших статей как манны небесной!Они многих вдохновляют и укрепляют!Спаси Вас Господи!
София Даль29 сентября 2015, 21:00
Спасибо, отец Андрей! Здоровья Вам!
Оксана 9 сентября 2015, 20:00
Всё правильно, спасибо.Внимание к себе, и в молитве, и поступках, и вообще.
Василий 9 сентября 2015, 08:00
Спасибо, Отче.
Наталия Касинская 8 сентября 2015, 23:00
И я испытала на себе... В вечернем правиле, когда молимся "о плененных" прочитывала эти слова по инерции, и вдруг, в один из вечеров, как-то остро ощутила, что нужно не просто прочитывать эти слова, а МОЛИТЬСЯ о плененных. Два или три вечера особую молитву вкладывала в эти слова и вот - известие об освобождении монахинь из Маалюли. Думаю, что Господь Бог даёт почувствовать, как важны молитвы каждого христианина.
Алексей 8 сентября 2015, 16:00
Спасибо,сегодня на себе испытал...С утра повезли с женой ребенка в детский сад. Выезжали с второстепенной дороги на главную. Как обычно с утра поток машин, образовался просвет мы спокойно поехали и по встречной прямо на нас с сумасшедшей скоростью мчится джип, решил объехать затор, а тут мы. Мы уже думали всё, конец. Хорошо,что он успел нажать на тормоз,сам испугался. Отвел дочку, до начала работы было время, зашел в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы-престольный праздник! На Литургии слышу слова:"Под державою Твоею всегда храними..." Слава Богу за всё!
Роман 7 сентября 2015, 19:00
Действительно никогда и не думал о таком на службе.
тамара 7 сентября 2015, 16:00
спаси Вас Бог о. Андрей.буду более внимательна в чтении молитв.действительно,все живы и всё живое.слова тоже.
киевлянка 7 сентября 2015, 12:00
Отец Андрей, спасиБо вам!!
Людмила 7 сентября 2015, 09:00
Спасибо отче Андрей!Все верно.... Иногда молишься ,как бы по накатанному и редко вдумываешься в слова.Но приходит момент, когда особенно требуется вместить сердце в каждеое слово молитвы.Становишься внимательнее,очень надеясь на то,что Бог услышит тебя....
Марина 7 сентября 2015, 08:00
Спасибо большое, отец Андрей. Дай Бог Вам сил в служении Вашем! Спаси Господи!
Наталья 7 сентября 2015, 07:00
Спасибо большое отче! Ваши статьи, и проповеди слушаю Всегда и везде! Храни вас Господь!
Галина Б. 7 сентября 2015, 05:00
Еще пару слов к своему комментарию: "Надо вместить сердце в краткие, но великие слова". Это что опечатка или именно так: вместить сердце в слова? Или все же вместить слова в сердце? Или без разницы? Что-то как-то привычнее: вместить в сердце... Прошу прощения, если что-то не поняла, и вопросы задаю не по существу. Слава Богу за все.
Галина Б. 7 сентября 2015, 05:00
Спасибо, о.Андрей. Как всегда интересно, и вроде как все известное, а как-то по-новому. Да, уже давно ничего и не прошу у Бога, только вразумления для себя и своих близких. И в отношении молитв и служб особенно - это для себя, конечно, с близкими все сложнее: "гром не грянет, мужик не перекрестится". Хотя и гром уже грянет, а мужик все еще вместо перекреститься по сторонам таращится: кто тут виноват в беспорядках? Относительно слов прошения "избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды» никогда не задумывалась предметно. Действительно, здесь прошение об избавления нас от гнева Божия. Тогда надо отдельно просить избавить нас от "нашей психованности и гневной несдержанности". Эта напасть еще круче, чем скорби и нужды. А уж то, что многие скорби от этой напасти, вряд ли кто возразит. Слава Богу за все.
Александр 7 сентября 2015, 04:00
Храни Вас Господь,отец Андрей!Время нынешнее особенно заставляет вникать всем сердцем в сокровенный смысл Богослужебных текстов ... Какое же счастье быть Христианином !Благодарю Бога , даровавшего мне возможность читать Ваши труды ! Молюсь за Вас ! Александр.Виннипег. Канада .
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке