Какое время – наше?

Беседа с историком Павлом Кузенковым о календарях и датах, времени и человечестве

Календарь – что может быть привычнее и понятнее? Вот он, на стене, и видно, какое сегодня число: 14.09.2015. Но сознание начинает двоиться, когда вспоминаешь, что сегодня не 14 сентября, а 1-е – Новолетие по церковному календарю. И год – не 2015-й, а 7523-й – это если считать от Сотворения мира, как считали когда-то на Руси. Ох уж эта календарная путаница! Спросите любого: когда мы празднуем Рождество? И услышите в ответ: 7 января. А Преображение Господне? – 19 августа. А Покров Божией Матери? – 14 октября. Или всё же 25 декабря, 6 августа, 1 октября? Так в юлианском календаре, по которому живет наша Церковь. А нужно ли Церкви сохранять этот календарь? Может, и нам давно пора отказаться от него и перейти на тот, по которому живет «весь цивилизованный мир» и на который перешли некоторые Православные Церкви?

    

О значении и важности юлианского календаря, о глубинном сакральном смысле систем исчисления времени, о том, сколько лет человечеству, и о других проблемах, связанных со временем и датами, мы беседуем с историком Павлом Владимировичем Кузенковым.

«Хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок»

– Павел Владимирович, недавно за книгу «Христианские хронологические системы» вы получили Макариевскую премию. Почему вы решили заняться хронологией?

Кузенков П.В. Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой традиции. М.: Русский издательский центр, 2014. 992 с. Кузенков П.В. Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой традиции. М.: Русский издательский центр, 2014. 992 с.
– Всё началось, когда я учился в Российском православном университете. Нам читали большой курс по византологии, и мы знакомились с трудами византийских авторов, в том числе и Феофана Исповедника. У него есть хроника, охватывающая мировую историю до IX века, и каждое событие начинается с даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова, а сама «Хронография» открывается целой серией разных дат: указаны год и от Сотворения мира, и от воплощения Господа, и от правления императора, и от правления персидского царя, и по кафедрам годы патриаршества всех основных престолов. Я обратил внимание, что год от Сотворения мира какой-то необычный – не тот, к которому мы привыкли: Рождество Христово плюс 5508. Я спросил об этом моего наставника – профессора Игоря Сергеевича Чурова. И на следующий семинар он принес огромную книгу «La chronologie». Ее написал француз Венанс Грюмель, монах ордена ассумпционистов, в 1951 году. Я эту книгу подержал, и у меня возникло желание разобраться в хронологии, в том, как считают годы разные традиции.

Так начался мой труд, над которым я работал лет пять. Он был защищен в качестве диссертации в Институте всеобщей истории в 2006 году. Позже я его доработал, сопроводил хрестоматией, чтобы можно было познакомиться с древними текстами, что очень важно. При этом с текстами на самых разных языках.

Дело в том, что архаичные, древние традиции сохранялись на периферии Империи. В центре они были вытеснены и уничтожены. Потому что календари не любят разнообразия. Календарь должен быть один. И когда происходит календарная реформа, все древние календари вычищаются, а на периферии они еще долгое время бытуют. Вот почему приходилось искать источники на армянском, грузинском, церковнославянском языках, ирландские на средневековой латыни…

В процессе работы выяснилось, что хронология связана с Пасхалией. И число 5508 как раз из Пасхального календаря. Потому что Пасхалия – это же вечный календарь. Он одновременно и солнечный, и лунный. И время Сотворения мира по этому календарю тоже можно попытаться высчитать. Так что это оказалось очень увлекательное исследование, которое и воплотилось в моей книге.

Господь творит светила. Мозаика Господь творит светила. Мозаика
– А что такое время?

– Время – это, если угодно, система связи событий. События и действия человека взаимосвязаны, но они не находятся все в одной точке, а отделены друг от друга. Вектор этого разделения, координатная ось, как физики говорят, условно называется временем. Хотя никакого времени нет, есть только движение. Но когда мы изучаем это движение, мы обычно делим его характеристику на пространственную и временную. Для человека время – это движение светил и небесных тел. Это циклические движения, с их помощью мы и измеряем время. Базовая единица измерения времени, имеющая абсолютный характер, – день, сутки: от одного восхода Солнца до другого – если смотреть с Земли, это круг, который описывает Солнце вокруг нее. Секунды, минуты, часы – части дня; какие-то большие величины – месяц, год – измеряются тоже днем. Поэтому, как в Писании написано, Господь и сотворил светила – для измерения времени. Собственно, мы по ним и живем.

С научной точки зрения время – очень важная категория, потому что именно время определяет направление событий. Хотя с физической точки зрения время симметрично: прошлое и будущее равноправны. Но реальный мир таков, что в нем будущее – единственное направление развития.

– Какие возможности открывает хронология?

– Если мы правильно расположим события на оси времени, мы четко установим хронологию. Именно это и только это дает нам возможность определить смысл событий. Ведь историческое событие – это какое-то действие человека. А у действия есть причины и следствия. И нужно представлять, где одно, а где другое. Это как криминалисты работают – определяют, что было раньше: некто пришел куда-то, или произошло преступление? Только когда мы изучаем последовательность событий, мы можем выявить их внутреннюю суть. Понимаем, что хотел сделать человек, что он сделал. Потому что смысл истории в том, чтобы научиться опыту.

И хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок. Она помогает нам избавляться от каких-то мнимых объяснений. Если мы видим, что хронология препятствует этому объяснению, значит, оно отпадает. А изучение древних систем летоисчислений особенно важно, потому что в противном случае мы лишаемся некоей оси координат, не можем расположить на ней все события. Только тогда, когда мы знаем, как эти системы переводятся, это дает нам возможность создать всемирную хронологию. Но не ту, которую сочинил Фоменко.

– Очень популярную в определенных кругах…

– Кстати, сегодня это один из вызовов современной исторической науке, который брошен математиками и астрономами: мол, как вы докажете, что события, которые описываются в источниках как разные, не являются одними и теми же?

Все календари – церковные

– А в чем отличие церковного календаря от светского?

– Никакого светского календаря нет. Все существующие календари – церковные. Во всех культурах. Потому что именно религия занимается связыванием времен. Помните, как у Шекспира: «Распалась связь времен»? Разные поколения живут в разные эпохи, периоды. И на таком макроуровне время измеряют только религии. Прагматики, политики, экономисты, обыватели время не меряют такими вот эрами, системами. Обычно говорят: вчера, недавно, несколько лет назад – и этого достаточно. Поэтому, кстати говоря, в дохристианскую эпоху и не было глобальных систем летоисчисления: не было в этом никакого смысла. И вот что важно: именно христианство, как религия космическая, то есть универсальная, религия, которая предназначена для всего человечества, а не для какого-то отдельного народа, создала универсальную систему счета времени – универсальный календарь.

Великий миротворный круг. Рукопись XVI в. из собрания СТСЛ Великий миротворный круг. Рукопись XVI в. из собрания СТСЛ
    

– То есть оба существующие сегодня календаря: и тот, по которому живет Церковь, и светский – церковные?

– Да, один древний, который возник еще в эпоху Константина Великого, первых отцов Церкви, то есть в IV веке, – это так называемый юлианский календарь. По нему живет наша Церковь. Он основан на календаре Юлия Цезаря, но с некоторыми своими особенностями. В частности, в отличие от римского календаря, дни считаются последовательно: 1 января, 2 января, 3 января… Это ранний имперский календарь. А есть поздний календарь – григорианский. Тоже церковный, изобретенный по указу папы Григория XIII в конце XVI века. И он стал господствующим в католической Европе. Потом, в силу того что экономически им было удобнее пользоваться, на него с неохотой перешли протестанты. Перешли постепенно. Англичане, например, только в XVIII веке. Почему Петр I не принял григорианский календарь? Потому что, когда он ездил в Англию, англичане жили по юлианскому календарю. И шведы тоже только в XVIII веке перешли на григорианский календарь. А Восточная Европа лавинообразно приняла этот календарь в Первую мировую войну. И Россия была далеко не первой православной страной, которая отошла от календаря юлианского, – до нас от него отказались в Болгарии.

Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен

Но именно потому, что переходило на другой календарь светское правительство, не спрашивая Церковь, и возникло это разделение, которое сейчас существует: на как бы церковный и светский календари. Но они оба церковные, просто один из них римско-католический, а другой – православный. Именно в этом и заключается сейчас основная календарная проблема в православном мире, потому что Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен.

– Почему?

– Потому что в нем отсутствует цикличность. В нем поправка сбивает цикл, и Пасхалия разрушается. Именно поэтому те православные страны, которые перешли на «новый стиль» – Греция, Константинополь, – вынуждены пользоваться Пасхалией, подстроенной под юлианский календарь. Получается некая литургическая нестыковка. Это, знаете, такой синкретизм. Если принимать «новый стиль», нужно делать и новую Пасхалию. Но это задача очень непростая.

Книга о расчёте Пасхалии Книга о расчёте Пасхалии
    

– А в чем главная задача церковного календаря?

– Это, прежде всего, создание некоего устойчивого ритма, который бы отображал божественные ритмы мироздания, космическое устроение. Самое главное в этой системе – ее стабильность и постоянство, когда в течение тысячелетий она не меняется. Недельный цикл, например, не меняется со времен Моисея. Юлианский календарь в принципе не меняется с I века.

Григорианский календарь настроен на другое. Его задача – приспособить наш календарь к астрономическим явлениям. Сделать так, чтобы равноденствие было в тот самый день, когда оно обозначено в календаре. Сделать так, чтобы величина тропического года совпадала с величиной календарного года. Но это задачи скорее естественнонаучные. Пафос в XVI веке, когда эта реформа проходила, заключался в том, чтобы показать Церковь как прогрессивную организацию, которая прислушивается к голосу ученых, к голосу науки. Это было очень важно Римскому папе, потому что шла Реформация. И заставив перейти на новый календарь всю Европу, папа продемонстрировал свою мощь. Попробуйте сейчас провести такую реформу, чтобы на нее весь мир перешел. Так что здесь были политические задачи. Когда православные страны перешли на новый календарь, задачи тоже были чисто политические: показать себя частью западного мира. Вспомним, какое выражение использовал Ленин: «для перехода на календарь цивилизованного мира». Календарь культурных стран, понимаете? То есть мы тем самым продемонстрировали свою неполноценность.

– В научной среде термин «от Рождества Христова» стал вытесняться иным. Это было сделано сознательно?

– Конечно, сознательно. Это отражение так называемой толерантности, политкорректности. Непременного условия жизни западноевропейского мира. Прежде всего американского.

Выражение «от Рождества Христова» оскорбляет слух иудеев, которые Иисуса не считают Христом. Говорить «от Рождества Иисуса» будет оскорбительным для христиан – в этом можно увидеть умаление значения Господа. Поэтому и используются такие, никого не оскорбляющие, но и ничего не выражающие формулировки, вроде «христианская эра», например.

– Коммунисты тоже оскорбились выражением «христианская эра»?

– Было принято выражение «новая эра» или «наша эра» – «н.э.». До сих пор не могу найти подробных сведений, когда и при каких обстоятельствах оно получило распространение. А в советские годы, конечно, было невозможно написать в научной работе: «по Рождестве Христовом» или «до Рождества Христова». Да и сейчас тоже: тебя сразу воспринимают как эпатажного мракобеса.

Когда родился Христос?

– Большую популярность среди молодежи получил фильм «Дух времени», где рассказывается, что 25 декабря как день зимнего солнцестояния почитался задолго до пришествия Спасителя в мир. Могли бы вы прояснить этот вопрос?

– Знаете, В. Черномырдин однажды сказал: «Наглая ложь и не совсем правда». Праздновать «День непобедимого солнца» в Римской империи начали только с конца III века – при императоре Аврелиане. Никогда раньше этот праздник не отмечали! Более того, у римлян был декабрьский праздник, но он не попадал на 25 декабря.

Рождество Христово. Копия фрески из Каппадокии Рождество Христово. Копия фрески из Каппадокии
    

– А почему Рождество Христово празднуют 25 декабря?

– Благовещение праздновали 25 марта уже в начале III века. Задолго до установлений Аврелиана. А что такое Благовещение? Это ровно 9 месяцев до 25 декабря. По сути дела, это ключ. И потом ведь и в Писании – в Новом Завете – есть определенные данные для того, чтобы подсчитать примерно дату Рождества Христова. Повествуя о чудесном рождении Иоанна Крестителя, евангелист Лука указывает, что отец Предтечи, праведный Захария, был «священником из Авиевой чреды» (Лк. 1:5). А в книге Второзаконие есть список всех черед служения священников. Если мы наложим еврейский календарь на римский и посмотрим, как эти череды попадали на правление императора Августа, мы увидим, что декабрь – это фактически тот месяц, на который попадает Рождество Христа.

– Известна точная дата, когда родился Спаситель?

– Точной даты мы не знаем. Архаичная традиция относит нас к декабрю.

– А год?

– Год 5-й или 6-й дохристианской эры: если декабрь, тогда 6-й, если январь, тогда 5-й. В это время волхвы наблюдали знамения. А волхвы – это астрологи. Астрологические наблюдения все задокументированы. И мы знаем, когда в созвездии Рыб сходились Юпитер и Сатурн. Для астрологов это было еще и указание на место – именно поэтому волхвы отправились в Иерусалим, а не куда-нибудь. Это были лучшие астрологи древности. Персидские маги. Именно они в подлинном греческом тексте именуются волхвами. А это астрологическое событие относится к 6-му году. Волхвы же, когда пришли в Иерусалим, как мы знаем, сказали Ироду, что Младенцу было уже до двух лет.

Современное представление сформировано западноевропейской традицией, и Вифлеемская звезда связана именно с Рождеством. Так оно и происходило, но сами маги пришли спустя год. Дорога заняла какое-то время.

– То есть когда волхвы пришли поклониться Спасителю, Он не был новорожденным Ребенком?

– Он не был новорожденным. Он уже был подросшим Младенцем, Которого можно было увезти в Египет. Надо понимать, что евангелист Лука и евангелист Матфей повествуют о разном времени.

А тот астрономический ключ, о котором я говорил выше, дает нам возможность относить Рождество Христа к 5 или 6 году дохристианской эры. Хотя тут тоже возможны споры.

Септуагинта. Фрагмент Синайского кодекса Септуагинта. Фрагмент Синайского кодекса
    

– В Септуагинте от рождения Адама до перехода Авраама насчитывается 3389 лет. Масоретская версия дает другое число – 2023 года. Почему в двух переводах ветхозаветных текстов так сильно разнится летоисчисление?

– Это одна из самых больших загадок в библеистике. В древности ответ был простой: евреи сократили возраст мира для того, чтобы избежать фатального для их неверия совпадения середины шестого тысячелетия (5500 года) с Рождеством Христа. Дело в том, что уже в дохристианскую эпоху в иудейской среде знали, что Мошиах явится в мир в середине 6-го дня Божия. А день Божий – это 1000 лет. Середина шестого тысячелетия – это 5500 год. И действительно, мы читаем у древних еврейских авторов – у Иосифа Флавия, у других, – что ко времени Августа шестое тысячелетие началось. Когда потом христианские хронологи изучали Библию и подсчитали срок, который прошел от Сотворения мира согласно библейским данным Септуагинты, получилось, что год Рождества Христова – 5500-й. Плюс-минус один-два-три года. То есть очень близкое совпадение. Это воспринималось как явное доказательство, что Иисус есть Христос.

Евреи с помощью ухищрений зачеркивали первые цифры даты рождения первенцев в Септуагинте. У Патриархов как гармошка сжималась вся хронология. Поскольку срок жизни людей всё время уменьшался, в какой-то момент от рождения Патриарха до рождения первенца оказывалось менее 100 лет. Как поступали в этом случае? Убирали 50. Это доказывает, что движение шло в этом направлении, а не наоборот, как утверждают некоторые евреи. Они, наоборот, говорят, что христиане дописали везде сотенки – чтобы получить нужные христианам 5500. Но в случае с 50 это никак не работает. Что мешало христианам дописать и здесь сотню? А вот убрать сотню здесь было невозможно, поэтому убрали 50. И другие мелочи доказывают, что движение шло в сторону уменьшения. Но, на мой взгляд, это не было связано с полемикой с христианами. Скорее всего, это было связано с теми ожиданиями скорого пришествия Мессии, которые распространились в иудейской среде чрезвычайно сильно.

Тора. Масоретский текст Тора. Масоретский текст
    

– Хотели отдалить приход Мессии?

– Фарисеи стремились отдалить для них не очень комфортный рубеж. Книга Юбилеев, где мы видим отчетливо эту тенденцию, вышла из фарисейской среды.

Византийцы перешли на счет лет от Сотворения мира в середине VII века – в эпоху, когда весь мир ждал конца света после шестого тысячелетия. То шестое тысячелетие, когда явился Господь, закончилось. И должно было начаться седьмое, мистическое тысячелетие, с началом которого многие связывали глобальные изменения в мире. И византийцы продемонстрировали, что это тысячелетие уже началось. Что это и есть та 1000 лет, когда христианство будет господствующей религией. Это и есть царство святых. Царь действует не сам по себе, но как Помазанник Божий. Это тысячелетие христиане проведут в подготовке к Воскресению, которое начнется в 7000 году. Трагедия как раз и заключалась в том, что Византия подошла к 7000 году на излете своей политической истории, не продемонстрировала никакого желания борьбы именно потому, что в представлении многих жителей борьба не имела никакого смысла. В 1492 году история мира должна была закончиться.

– Удивительно, что этот период совпал с существованием самой Византийской империи.

– Так вот именно поэтому! Они воспринимали нашествие турок как закономерное явление. Как ознаменование конца света. И в принципе готовились к тому, что сейчас разверзнется земля и начнется другая жизнь. Кстати, и у нас с этим связаны тяжелые события. Драма заключалась в том, что конец света не произошел, – и потому очень возбудились всякие противники христианства.

Сколько лет человечеству?

– Господь запретил нам «вычислять времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Тем не менее попытки выяснить возраст человеческой цивилизации не оставляются до сих пор. Вы, как ученый, к этому как относитесь?

– Это совершенно закономерно – вычислять не будущее, а прошлое. Никаких запретов на это не было.

Генетика открыла, что все живущие на земле люди – родственники

Сегодня у нас на глазах происходит переворот в генетике. То есть если раньше считалось, что человеку как биологическому виду многие миллионы лет или, по крайней мере, сотни тысяч лет, и человека возводили к обезьянам, гоминидам, то в последние 10–15 лет развивается новое направление в генетике – гаплохронология. В геноме выявляются особые участки, так называемые гаплогруппы. И не в верхней части генома, где генетическая информация сосредоточена, а в стволе, то есть в той части, которая не подвергается генетическим изменениям, которые копируются от отца к сыну или от матери к дочери. А там миллиарды аминокислот. В этих участках с определенной частотой накапливаются изменения, которые позволяют отследить появление того или иного ответвления от основного «адамова генотипа». Оказалось, что система расселения племен, которая указана в Библии, соответствует тому, о чем говорят результаты исследований. Абсолютно все живущие на земле люди – это родственники. Они происходят не от каких-то разных популяций, как раньше считалось. Все люди являются потомками одного и того же человека.

Y-хромосомные гаплогруппы мировой популяции в доколониальный период Y-хромосомные гаплогруппы мировой популяции в доколониальный период
    

– Адама?

– Да, первопредка, которого в науке уже называют «генетическим Адамом». Это явление удивительное. Выяснилось, что жил этот наш первопредок совсем недавно. Речь идет о десятках тысячах лет. Не больше. Это говорит о том, что нас с вами от Адама отделяет около 500 поколений. То есть если выстроить всех наших предков в линию – это будет небольшая очередь.

– Всё же в годах это сколько?

– Точно неизвестно. Во всяком случае, первопредок всех жителей Евразии жил около 80 тысяч лет назад. Первопредок жителей Евразии и Африки жил порядка 100 тысяч лет назад, но не больше.

– То есть семиты, яфетиды…

– Это именования лингвистические. Говорят о семитских, индоевропейских языках, хамитских. Это всё лингвистика. Предыдущий уровень осмысления генеалогии человечества. Потому что языки – это то, что дает нам возможность заглянуть в прошлое. Но выяснилось, что языки часто накладываются на совершенно другой этнический или генетический тип.

– А что такое язык?

– Язык – это то, чему научила человека мать. Тут прямой связи с отцом может и не быть. Отец может происходить из другого этноса, а его ребенок будет говорить уже на другом языке. Сплошь и рядом так и бывает, когда языки вытесняли этнотип.

– Выходит, все люди оказываются близкими родственниками?

– Античное представление о том, что каждый народ автохтонен, имеет неких своих предков, и, соответственно, война между людьми неизбежна, неверно. Теперь представление о народах совершенно меняется в точном соответствии с Писанием, с Ветхим Заветом. Потому что именно в Писании – и только в нем, заметьте, – все люди являются потомками одного человека. Может, еще в зороастризме… Там тоже есть нечто подобное. Универсализм генетический – это характерная черта Священного Писания. И он подтверждается научно. Вот что важно! И это открытие, которое пока широко неизвестно. В школах еще до сих пор учат про человекообразных обезьян. И про миллионы лет. Это очень важный, если угодно, козырь в руках христиан. Он имеет колоссальный потенциал. Потому что с его помощью можно уничтожить вражду между людьми. Мы теперь не потомки разнообразных обезьян, которые ведут войну за выживание: кто сильнее, тот и продолжит род. Это то, на чем основан дарвинизм и капитализм.

– Выживает сильнейший…

– Не просто выживает сильнейшей. А «хорошо, что выживает сильнейший!» Дарвинизм ведь не просто оправдывает войны. Он их поощряет. И социалдарвинизм. И капитализм. А христианское представление о людях другое: люди – родственники, живущие в любви, братстве. Такой подход воспринимает войны как трагедию и аномалию. Именно это подтверждается сейчас наукой – что люди действительно близкие родственники, что войны между ними – это признак некоей духовной деградации.

Будем ли мы праздновать Рождество 8 января?

– Давайте вернемся к календарным проблемам. 1 марта 2100 года все даты неподвижных праздников сместятся. Значит ли это, что наши потомки уже в XXII веке будут праздновать Рождество Христово 8 января?

– Да. И это вызовет бурю эмоций. И к этому нужно готовиться. Самой лучшей нейтрализацией этой путаницы был бы перевод церковного календаря на традиционную, юлианскую систему. Чтобы мы все свои праздники справляли по юлианским датам. Тогда ничего не изменится. И это будут те юлианские даты, по которым праздники справляли наши предки.

– Но Церковь же и живет по юлианскому календарю!

– Да, но об этом мало кто помнит. Кто сразу может сказать, какой сейчас день по юлианскому календарю? К сожалению, для удобства все праздники уже давно переведены на календарь григорианский. И уже давно православные справляют Рождество Христово 7 января. А когда говоришь, что православные справляют Рождество 25 декабря, не понимают.

– Скажут, что католики…

– Скажут, что католики. Нет, православные! (Смеется.) Надо приучить людей к тому, что есть два календаря. Как, кстати, это было в Древнем Египте, в Древней Персии, в Древнем Китае, во многих других культурах. Существовал бытовой календарь, который удобен для текущих нужд, и сакральный. Как существует бытовой язык и сакральный. Как существует бытовая архитектура и сакральная. Это очень важно. Потому что профанирование многих сакральных вещей приводит к утрате их ценности.

– Именно поэтому и важен юлианский календарь?

– Конечно. Надо им гордиться. Надо его хранить как особую святыню, доставшуюся нам не просто от наших предков, а от первых христиан, от святых отцов.

Но меру тоже нужно знать, потому что сам календарь не является частью церковного Предания так, как является догматика, какие-то вещи, связанные с жизнью святых, с Богородицей, с Господом. Это часть церковной культуры, часть церковной традиции. Часть очень удобная. Часть, оправдавшая себя тысячелетней историей.

И еще важно то, что мы не пытаемся юлианский календарь приспособить к астрономии. Потому что сама по себе астрономия для христиан уже неактуальна. Да, у иудеев пасха играла роль какого-то сезонного праздника. В Ветхом Завете собирали сноп возношения, первые зерна. Это уже тогда было локально.

– А у христиан?

Христианские праздники вне мира. Поэтому опираться на движение планет при определении их дат – абсурдно

– У христиан Пасха имеет духовный смысл. Христианские праздники вне мира. Поэтому опираться на движение планет – абсурдно. Эта идея характерна для гуманизма, для XVI века, когда была попытка сопрячь земное и небесное в человекобожии. Когда человек возомнил себя способным постичь всю тайну мироздания. Но мы через это переросли. Самое главное – чтобы церковный календарь воспринимался не как церковная архаика, не как старая система или пережиток, а как особая, иная система счета. Вот храм, он же не воспринимается как нелепое здание. Храм воспринимается как особое здание. Или облачение священника. Или церковнославянский язык.

Пасха Пасха
    

Календарь входит в систему неких святынь, неких священных традиций, которые хранят в себе старину. Ведь с календарем связаны разные поверья, народные приметы. Они на юлианский календарь настроены, на дни памяти святых. И если мы перейдем на новый календарь, у нас не только сдвинутся основные праздники неподвижные – сдвинуться и дни памяти святых. А это вызовет серьезную ломку. Люди привыкли, что на Покров – снег. Эти приметы наивные, но они сложились в течение столетий. И когда люди все именины перенесут на 13 дней, это будут проблемы бытового уровня. Я уже не говорю, что возникнет проблема с Пасхалией. Между прочим, у католиков нет Пасхалии. Католическая система вычисления Пасхи основана на нашей Пасхалии. Они сначала вычисляют православную Пасху по александрийской Пасхалии, так называемое «золотое число», а потом к ней делают по хитрой формуле некую коррекцию.

– Разве это удобно?

– Очень неудобно. Вычислить эту коррекцию вручную очень сложно. Они пожертвовали красотой древнего календаря. Ведь календарь – это еще и математическая система. Она соотносит три совершенно разных астрономических движения: Земли вокруг Солнца, Земли вокруг оси и Луны вокруг Земли. И поскольку эти движения никак не связаны, они в целых числах и не соизмеряются. Нужна некая дробь. Чем точнее дробь, тем длиннее у тебя цикл будет. И вот гармония между точностью и простотой – это юлианский календарь и александрийская Пасхалия. Идеальная гармония: короткий четырехлетний цикл високосный, 19-летний лунный цикл…

– Но ведь и здесь бывают сдвиги.

Даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен

– Да, есть небольшие сдвиги. Раз в 300 лет уходит Луна на один день. Раз в 124 года на один день от тропических узлов уходит Солнце. Но какая это проблема? В чем пафос исправления этих погрешностей? Папа Римский писал, что невозможно праздновать Пасху не весной, а летом или осенью. Но, во-первых, Пасха на лето перейдет через несколько десятков тысяч лет. А во-вторых, уже сейчас Пасху справляют осенью на половине Земного шара – в Южном полушарии. А там много и католиков, и православных. Самое главное, что даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен.

«Это не мы должны “догонять” Запад, а Запад – нас»

Павел Кузенков Павел Кузенков
– Почему Европа всё же перешла на григорианский календарь?

– Тяжело перешла. Изначально протестантская среда приняла этот календарь как бесовский.

– Но все-таки приняли?

– Коммерция, коммерция!.. Ломка была. Что важнее: деньги или церковные традиции? В конечном счете Европа выбрала деньги. Мы тоже. Но мы даже и не деньги. Удивительно, Ленин воспринимается нами как антизападник, на самом деле он был ультразападник. И вообще коммунизм в России – это ультрарадикальная западная идеология. Да, она проводилась и насаждалась у нас азиатскими методами, но ее интеллектуальное ядро абсолютно западное. Это квинтэссенция гуманизма. Человекобожие, возведенное в абсолютный принцип. Это будто бы материализм, за которым стоит глубокий идеализм, основанный на вере в человека – во всемогущество человека. И совсем неслучайно большевики всё время ждали мировую революцию в Европе: в Германии, во Франции, в Англии… Им Россия была нужна лишь как база.

– В России переход на новый календарь был идеологическим жестом?

С ощущением нашей будто бы культурной неполноценности нужно усиленно и целенаправленно бороться

– Большевики тогда прямо заявили, что культура находится там, на Западе, а мы находимся в ситуации догоняющего развития. Что мы – это периферия культурного мира и наши традиции, в том числе календарные и церковные, глубоко провинциальны, архаичны и надо их изменить, чтобы развиваться. Но эта позиция недальновидна и не соответствует реальности. Потому что юлианский календарь и древнее, и удобнее. Но она связана с постоянным, присущим русскому человеку, особенно интеллигенту, ощущением некоей нашей культурной неполноценности. И с этим нужно усиленно и целенаправленно бороться.

– Как с этим представлением о нашей «культурной неполноценности» можно бороться?

– Раскрыть перед русским человеком тот подлинный корень, который питает русскую культуру, – а это античность через Византию. Раскрыть, прежде всего, через образование, через приобщение к той культуре, которая питала нашу Русь начиная с X века. И европейцы тоже ведь восходят к этому же корешку. И они еще более глухая провинция, чем Россия. Потому что нас учили сами греки, а их – римляне, которые учились у греков. Понимаете? А мы чувствуем себя неполноценными и учимся! У кого учимся? У немцев, которые вообще последними приобщились к цивилизации на Западе. Позже них разве что только норвежцы с исландцами. Это самый дикий народ в Европе. А русские уже с X века имеют свою письменность. Немецкий же язык как литературный сформировался через 500 лет после русского.

Надо не забывать: мы восходим к своим античным корням непосредственно через Византию. В обход Западной Европы

– Проблема в том, что мы вообще очень мало знаем о себе.

– Это связано, прежде всего, с технологическим рывком Европы в XVII веке. Этот рывок не только нас – весь мир поставил в позицию учащихся. Но это время прошло. Современная Европа технологически мало чем отличается от остального мира. Здесь самое время вспомнить про нашу интеллектуальную базу. Про нашу культурную автономию от западноевропейской цивилизации. Мы восходим к своим античным корням непосредственно через Византию. В обход Западной Европы. И понимание этого нам нужно для того, чтобы отстаивать свои ценности. Для того, чтобы их возвещать миру. Для того, чтобы Западу помогать, потому что он находится в ситуации тупика.

«Христианин должен торопиться»

– Павел Владимирович, у нас очень популярны сейчас западные системы тренингов, которые ориентируют человека на успех. Их лозунг: «Торопись, богатей, времени очень мало, действуй!» Расскажите о христианском здоровом отношении ко времени.

– Времени очень мало у христианина. Конец света может наступить завтра. Сегодня! Яко тать в нощи. Поэтому и должно быть всё время состояние напряженности. А эти системы – мутация такого христианского состояния – состояния постоянной нацеленности на действие. Но! В них смещены ценностные координаты. А смена этических координат приводит к страшным вещам. Вот ты бежал-бежал-бежал, схватил, получил – а счастья нет! У меня много знакомых, которые занимаются подобными практиками, – это фантастически эффективные люди. Но парадокс в том, что чем эффективнее ты достигаешь ложной цели, тем хуже тебе! А постановке правильной цели нигде не обучают. Этому обучают только в духовных учебных заведениях.

    

Христианин должен торопиться. Но он должен торопиться правильно и в правильном направлении. Аскетизм – жизнь размеренная. Вот как монастырь живет. Ведь эта жизнь очень насыщенная. Там ни у кого нет свободного времени. Все заняты. Никакой лени, праздности. Но нет и суеты. Важно четко видеть поставленные нашими предками координаты, систему ориентиров. И тогда уйдет огромное количество миражей.

С Павлом Кузенковым
беседовал Никита Филатов

14 сентября 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
C новым годом! C новым годом!
Диак. Владимир Василик
C новым годом! C новым годом!
Диакон Владимир Василик
Осенний церковный Новый год — первое сентября по старому стилю, 14 сентября по новому. Почему он появился? Он связан с ветхозаветной традицией некоего праздника в седьмой месяц после Пасхи.
Старый и новый стиль в исторических датах Старый и новый стиль в исторических датах
Павел Кузенков
Старый и новый стиль в исторических датах Старый и новый стиль в исторических датах
Павел Кузенков
При исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. И нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.
Сокращение времени Сокращение времени
Георгий Фечору
Сокращение времени Сокращение времени
Георгий Фечору
Время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это? Нам некогда почитать книгу, подумать о своем, встретиться с близкими друзьями, не остается времени даже на то, чтобы побыть с детьми и своей спутницей по перепутьям сей жизни.
Комментарии
Ivan Baryba28 октября 2015, 00:00
Респект автору такой познавательной статье!
Вадим22 сентября 2015, 21:00
Я уверен эта статья найдет своего читателя.Кое-какие разрозненные пазлы нашли свое место и картинка нарисовалась отчетливее. Храни вас Боже и всех православных христиан.
Андрей21 сентября 2015, 18:00
Прошу Вас объясните: "От рождения Адама до перехода Авраама насчитываеться 3389 лет... И дальше: "Первопредок жителей Евразии и Африки жил порядка 100 тысяч лет назад. Так что, первопредок- это не Адам? Объясните пожалуйста эту цифровую нестыковку.
Сергей21 сентября 2015, 13:00
В части рассуждений о "генетических Адамах", автор, как всякий ученый, склонный выходить за границы своей компетенции, окончательно сбился. Не понятно на чем основаны пафосные выводы о наступившем всеобщем братстве. Ведь эта модель базируется на дарвиновских подходах к пониманию механизмов возникновения и закрепления мутаций и "стабилизирующего отбора". Как и у классических дарвинистов, здесь утверждается, что человек произошел от обезьяны в процессе накопления мутаций. Просто устранена неопределенность с моментом в который произошло разделение на племена и расы, сдвинута точка, от которой произошло разветвление человеческого племени. Т.е. установлено, что мы не от разных обезьян произошли, а от одной!!! Но борьба за выживание и доминирование "моей" генетической ветви, моего племени может быть такой же яростной ...
Сергей21 сентября 2015, 12:00
Интересная статья, однако, в рассуждениях о природе времени явная неразбериха получается. "Время - говорит Павел Владимирович – это, если угодно, система связи событий... и дальше: Хотя никакого времени нет, есть только движение." Впрочем, тут же выясняется, что: "... именно время определяет направление событий". Это то самое время, которого нет?! А дальше и совсем грустно: "Потому что смысл истории в том, чтобы научиться опыту" !!! Преподаватель семинарии а рассуждает, как яростный марксист, формирующий на основании понимания истории лекала для конструирования будущего. Такой вот странный выходит смысл истории, и ни слова о том, чтобы попробовать за известными всем событиями увидеть действие Божьего Промысла.
Павел З.20 сентября 2015, 23:00
Давно такого сильного в научном плане автора не читал.
Татьяна Органова16 сентября 2015, 21:00
До октябрьского переворота Россия жила по юлианском календарю, и это не мешало ей контактировать с Европой. Всей душой за то, чтобы мы вернулись к этому календарю.
Н.А.16 сентября 2015, 11:00
Как замечательно, когда ученый - еще и православный. Когда православный - еще и ученый. Храни Господь героя публикации.
Олег15 сентября 2015, 20:00
Отличная статья! Спасибо автору и корреспонденту.
Александр Дрэничеру15 сентября 2015, 00:00
Отличная и полезная статья. Получил весьма взвешенный и логический ответ на вопрос, который давно интересовал - почему-то все-таки евреи обрезали хронологию. И интересный взгляд на закат Византии. Непонятно только почему автор ни словом не упомянул работы А.Н. Зелинского.
Валентина14 сентября 2015, 23:00
Христианин должен торопиться. Но он должен торопиться правильно и в правильном направлении.Благодарю за просвящение.
К14 сентября 2015, 19:00
Елене "Почему бы нам не перейти на Юлианский календарь всей страной и зажить в гармонии Божественного Мироустроения?" - потому, что гармония с Богом не от календаря зависит. (Революции мы делали по Юлианскому календарю) "Поскольку Западный мир отторгает нас (и Слава Богу!), то нам нужно решительно отказаться от всего того, что было навязано нам…" - пойдем своим путем, неведомым? Снимете туфли, наденете лапти? Западный мир нас не отторгает, мы сами и есть "западный мир", ибо ни на арабов, ни на вьетнамцев мы как - то не похожи. Ведем мы правда себя иногда подобно дикарям из каменного века. Люди настораживаются. Это нормально. Вам же не нравятся кавказские свадьбы со стрельбой из окон?
К14 сентября 2015, 19:00
Занятно, но автор сам себе местами противоречит, например: Он утверждает, что Юлианский календарь требует корректировки по солнцу (раз в 124 года) и по луне (раз в триста лет), однако, Благодатный огонь сходит в СУББОТУ, вот уже не первую сотню лет, что в календаре были дни-пробелы? (отодвигающие субботу)? А если их не было ( а Огонь по прежнему сходит по субботам) вывод будет простой: Вы считайте время как хотите, Господь подаст Огонь, в субботу перед Пасхой, правильно мы ее посчитаем, или нет. Подаст как знак присутствия, подаст тому, кто ближе к истине (православным).
Елена14 сентября 2015, 16:00
Слава Богу! Как же Господь заботится о нас! В нужное время просвещает через избранных своих. Видно в самом деле скоро грядет 8-й день. Почему бы нам не перейти на Юлианский календарь всей страной и зажить в гармонии Божественного Мироустроения? Поскольку Западный мир отторгает нас (и Слава Богу!), то нам нужно решительно отказаться от всего того, что было навязано нам и принято (идеология большевизма-ленинизма и т.д.).
Александр14 сентября 2015, 15:00
Я скажу, как молодой пацан, "Круто" Спаси Вас и нас Господь и направи нас всех в нужное русло, для спасении наших душ.
Алексей14 сентября 2015, 12:00
Восхитительно! Превосходная подача фактов. Зашел почитать о временах и годах, а нашел много нового не только в этой области, но и в понимании движения человека и цивилизации во времени и пространстве. Точные и не церемониальные формулировки позволили почувствовать вкус отдельных вещей и явлений, который до этой статьи только мутно улавливался и нащупывался мной. "Бесовский календарь" "Ленин - ультразападник" "Культурная автономия от западной цивилизации" "Самый дикий народ в Европе" и т.д. Отлично сказано. Огромное спасибо и успехов в Ваших трудах!
Natalia14 сентября 2015, 12:00
Very,very,very interesting!
Лариса Воронина14 сентября 2015, 11:00
Очень убедительно.
Эмигрант14 сентября 2015, 11:00
Надо бы еще обратить внимание на то, что всегда единицами измерения времени были день (сутки) и год (отдельно еще неделя и месяц), это все определяется светилами, как и сказано в книге Бытия; зато с недавних пор мерилом стала атомная(!) секунда - то есть определителем стал не свет Солнца, Луны и звезд, а процесс распада. Симптоматично…
Павел14 сентября 2015, 10:00
В одну воду нельзя войти дважды - при движении большого количества небесных тел в солнечной системе невозможно добиться астрономической идентичности двух дней разных лет .Схождение благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу (в строгом соответствии с православной пасхалией)- главное доказательство , что календарь и пасхалия правильные .В истории могли затеряться или исказиться подробности принятия календаря ( на этом и спекулируют ), но святость его несомненна .
Ирина Элидина14 сентября 2015, 09:00
спаси Господи!-очень интересный,полезный материал.очень доступно и насыщенно изложено.-теперь и я,многодетная домохозяйка с среднетехническим, смогу ответить детям на их вопросы по этой теме
Марина14 сентября 2015, 07:00
Великолепная, познавательная статья! Спасибо!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке