«Отбрось временное – и получи вечное»

Преподобный Иосиф Волоцкий и его поучения

    

22 сентября исполняется 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515). Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его монастыре.

Прп. Иосиф помимо тяжелого труда на послушаниях ухаживал за недвижимым отцом 15 лет

18 лет отец Иосиф смиренно и усердно трудился на тяжелых послушаниях в поварне, пекарне, больнице и быстро возрастал духовно под руководством великого святого. Вслед за сыном приняли монашество его отец, мать, а также его братья. Отец вскоре был парализован, и преподобный Пафнутий также принял его в свой монастырь и вручил попечению сына, который помимо тяжелого труда на послушаниях самоотверженно ухаживал за недвижимым отцом 15 лет – до самой его смерти.

После блаженной кончины преподобного Пафнутия отец Иосиф возглавил обитель. Подвижнику не было и 40 лет, но он достиг духовной зрелости и стяжал дары духовного рассуждения, благодатной молитвы и особенный дар – усматривать самые тонкие отклонения от православной истины.

Ревнуя о подвиге, отец Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям. В Кирилло-Белозерской обители он нашел всю полноту и строгость общежительного устава, который был заповедан преподобным Кириллом.

Иосифо-Волоцкий монастырь Иосифо-Волоцкий монастырь
    

Не все иноки Пафнутиева монастыря смогли понести подвиг такого сурового устава, и преподобный Иосиф с единомысленной братией удалились в лесную пустошь, чтобы основать там новую обитель. В этой обители были приняты отсечение своей воли, полное нестяжание, самая простая пища, непрестанный труд и ревностная молитва с тысячей поклонов в день. Братия носили худые одежды, у дверей келий не было запоров, но в голодные годы обитель кормила множество неимущих.

Преподобный Иосиф Волоцкий трудился наравне с братией, одевался как нищий, ночи пребывал на молитве. За духовным наставлением к нему стекались люди всех сословий. Он стал известен как ревностный поборник Православия: вместе со святителем Геннадием Новгородским преподобный Иосиф боролся с ересью жидовствующих и церковными нестроениями. Его замечательная книга «Просветитель» – мудрая, живая, благодатная – звучит так, будто написана в наше время и обращена к читателям XXI века.

Преподобный отошел ко Господу на 76-м году жизни, незадолго до кончины приняв великую схиму. Общецерковное почитание преподобного установлено в 1591 году. Многие из его учеников также прославлены в лике святых, а сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.

Духовные наставления преподобного Иосифа Волоцкого

Спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй

    

«Будь молчалив на празднословие, разумен же на полезное».

«Да будет ключом твоим страх Божий: пусть он отворяет уста твои, он же и затворяет».

«Спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй, чтобы язык твой, подталкиваемый дерзким сердцем, не уязвил бы кого, но пусть слово утешения предшествует прочим словам твоим, укрепляя любовь ближнего к тебе».

«Пусть будет ясным лицо твое при разговоре, чтобы развеселить беседующего с тобой».

Человек, побежденный гордостью и неверием

«Человек, побежденный гордостью и неверием, уподобляется коню, который, вырвавшись из узды и сбросив с себя всадника, носится быстрее ветра и бегает по разным дурным местам, пока не упадет в пропасть погибельную».

Дай малое, получи вечное

    

«Уразумей, в чем состоит воля Божия и чего требует Царь Небесный от твари Своей: разве не малой и легко творимой милостыни? Дай малое, получи вечное».

«Дай единожды, получи сторицею: тот, кто милует убогого, Богу взаймы дает».

«Пусть будут тебе пристанищем места тихие: монастыри и дома людей благочестивых. Приходи к ним, поскорби с ними и утешь их в нищете их. Если есть в дому твоем что-либо нужное, принеси им: всё это отдаешь в руки Божии».

«Праздники Божии и святых Его почитай – не напиваясь сам, но кормя алчущих и поя жаждущих».

«Сделай дом свой известным не для богатых, не для славных, но для убогих и нищих, для сирот и вдовиц и для не имеющих где главу приклонить».

«Неправедно приобретающий немногое совершенно погубит и всё свое имение: привнесенная недобрая мелочь испортит то хорошее, что уже было в доме».

Поработи тело, а душу освободи

    

«Прежде вечного покоя не почивай, прежде вечных благ – земных не насыщайся».

«Пусть будет горечью для тебя слушание неполезных рассказов, а сладкими сотами медовыми – повести святых мужей и чтение Священного Писания».

«Поработи тело, а душу освободи, и не давай телу легкой жизни, ибо оно – плоть и на свободе обезумеет».

«Принимай все скорби во время сие, чтобы во время оно исполниться всяческой радостью, ведь эта жизнь – торг».

    

«Поэтому отбрось временное – и получи вечное. Отдай малое – и получи великое».

И кто в жизни этой жил не тяжело?

«И что есть благо в мире сем, и что не обманчиво? Ведь всё исполнено болезни и страха: и рождение наше болезненно, и смерть наша страшна, и то, что по смерти, – неизреченно и неизвестно».

«Питание наше меры не имеет, сон и хождение – всё печально. И плоть наша не покоряется нам: если здорова – борется, если же немощна – огорчает».

«И кто в жизни этой жил не тяжело? Кто не вкусил соленых вод горького сего моря и встречных волн? Кто не стенал при этом? Сколько разнообразных прельщений нынешней жизни заставило споткнуться и хороших ходоков?»

«Вспомни, что вскоре оставишь всё видимое, небо, землю и людей. Вспомни, что ты ничтожен и телом, и душою: малая скорбь смущает тебя, малое слово оглушает тебя, малая болезнь, словно огнем, сжигает тебя и повергает в великую печаль».

Не пытайся измерить бездну горстями

«И все, кто пытался постичь Бога, – пытался измерить бездну горстями; и чем глубже они спускались, тем более они уклонялись во вражеские ереси, потому что тайна эта – неизреченна и несказанна. Не говори: “Как?” – потому что она больше всякого “так”. Не спрашивай: “Каким образом?” – потому что Божий Образ больше всякого образа».

О молитве

    

«Как свет светильника, так и свет молитвы».

«Великое благо – молитва, произносимая со смиренным сердцем, сокрушенным духом и благодарной мыслью».

«Если не будешь услышан – благодари и продолжай молиться, чтобы быть услышанным: нужно и то и другое – и получать, и не получать. Бывает, что лучше не получить: если бы просимое было нам на пользу, то Бог дал бы».

«Встанем так, как говорит иерей: “Станем добре”. А “добре стояти” в это время означает стоять так, как подобает предстоять Богу, со страхом и трепетом и с трезвящейся бодрой душой».

«О безумный и страстный! Сам не слышишь своей молитвы, а хочешь, чтобы Бог услышал тебя. “Я преклонил колена”, – говоришь, но мысли твои парят. Тело твое собрано, воля же твоя – расслаблена. Уста твои произносят молитву, мысль же твоя пересчитывает имущество и приобретения, перебирает ухищрения, скверные и нечистые помышления, лукавство, зависть и ненависть, подкупы и измены».

«Молитву же я имею в виду не такую, что лишь на устах держится, но исходящую из глубины помыслов; подобно тому как деревья, которые, пустив корни в глубину, не ломаются от ветра, так и молитва, из глубины мысленной воссылаемая, простирается в высоту».

«Видишь, как следует говорить и молиться! Из глубины сердечной. Не той худой молитвой, что разленения исполнена, но с прилежанием и с болезнующей душою и сокрушенной мыслью: это и есть молитва, возводящая к Небу».

О молитве в храме

    

«Если молитва имеет такую силу, то тем более – молитва множества людей: она и более дерзновенна, и порождает усердие».

«Если же кто-нибудь говорит, что он может и дома помолиться, – ты прельщаешься, о человек. Помолиться дома возможно – но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, – невозможно. В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся».

«Поэтому, когда ты молишься Владыке в одиночку, Он не так хорошо слышит тебя».

«И Павел свидетельствует, говоря так: “Бог, Который и избавил нас от столь близкой смерти и избавляет и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас” (2 Кор. 1: 10–11). И Петра избавила от темницы молитва: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу” (Деян. 12: 5). Если Петру помогла церковная молитва – как же ты не веришь в ее силу и какой ответ ты надеешься получить?»

«Поэтому мы, о возлюбленные, поспешим пораньше прийти к прекрасному церковному пристанищу, как Петр и Иоанн ко Гробу Господню. Не станем дожидаться конца звона и начала пения, но лишь только запоют колокола, сразу отложим все свои дела и с великим усердием, с подобающим тщанием придем, чтобы получить оставление грехов, а не увеличивать их».

Не паси пастыря, будучи овцой

    

«Если нам и кажется, что священники живут неправедною жизнью, всё же не подобает осуждать их: Иной есть у них Судия, видящий сокровенное. Для тебя же пусть будет достойным всякий, только бы он не был открыто отлучен от Церкви. Хотя в жизни и превосходит один другого, но печать и дар Святого Духа дается одинаково».

«Смотри: у одного есть золотой перстень, у другого – железный, образ же царский, изваянный на том и на другом перстне, одинаков. Этот образ отпечатывают на воске; скажи, если ты премудр, какой отпечаток от железа и какой – от золота? – ты не сможешь различить, потому что различны вещи, но не образ. Так и здесь: есть различие в человеческом, а не в духовной благодати. Ибо дар Святого Духа не умаляется от недостоинства священника, хотя и не ко всем Бог благоволит».

«Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот – наиболее достойный, а тот не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».

Суд праведный, человеколюбивый, преблагой

«Не всем даются одинаковые знамения, а каждому по мере старания и по мере изнеможения, ибо не равно все работают Господу и не одним путем идут, как несколько зажженных свеч – одним огнем горят, а свет дают разный».

«Доныне спасаются бесчисленные множества людей благодаря Его милосердию и милости: одни – богоугодной и чистой жизнью, другие – покаянием и слезами, третьи – теплой, несомневающейся верой, четвертые же после смерти получили милость благодаря молитвам, совершению Божественных Таинств и милостыни, подаваемой нищим».

«Свидетельствуют люди, просвещенные Богом: при последнем издыхании как на весах измеряются дела человека. Если перетянет правая сторона, то явлено, что умерший удостоен стояния справа; если обе стороны равны, то перетягивает Божие человеколюбие, если же левая сторона немного перетягивает, то и тогда Божия милость дополнит правую чашу».

«Суд Владыки тройственен: во-первых, это суд праведный, во-вторых – человеколюбивый, в-третьих – преблагой».

За всё благодари Господа

«Богат ли дом твой или убог – за всё благодари Господа Бога, ибо всё это строится Божественным Промыслом и всё зрит Его неусыпающее око».

Преподобне отче Иосифе Волоцкий, моли Бога о нас!

Текст: Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов

22 сентября 2015 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Преподобный Иосиф Волоцкий: фундамент любви Преподобный Иосиф Волоцкий: фундамент любви
Роман Савчук
Преподобный Иосиф Волоцкий: фундамент любви Преподобный Иосиф Волоцкий: фундамент любви
Роман Савчук
«Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси».
Преподобный Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф Волоцкий
Преподобный Иосиф приходил на помощь всем нуждавшимся. В год страшного голода (1512) в его монастыре нашли пристанище и пищу около тысячи детей. В это время молодой князь Иван Рузский умер, не успев причаститься. Преподобный воскресил его молитвой, исповедал, причастил Святых Таин – и тогда князь Иван обрел вечное упокоение.
О духовных «содругах» – преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском О духовных «содругах» – преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском
Диакон Георгий Малков
Оба направления в древнерусском иночестве (условно говоря – Иосифа Волоцкого и Нила Сорского) выражали две стороны в целом единой позиции Русской Церкви в ее отношении к миру – одновременного признания необходимости углубленной молитвы о нем (как важнейшей задачи православного иночества) и деятельной заботы о его реальных (духовных и даже материальных) нуждах. Недаром оба преподобных – и Иосиф, и Нил – всегда равно почитались всей православной Россией.
Комментарии
Н.А.30 октября 2015, 20:00
Удивительный святой. Глубина духовной мудрости, поразительная самоотверженность в деятельном милосердии, пламенная ревность, смелость и мужество в отстаивании чистоты веры - всё в нём. Из творения "Просветитель", гл. 15 (о ереси жидовствующих): "...теперь появились и другие отступники, которые... не в младенчестве, не в плену, не из страха стали отступниками, но и родились, и долгие годы пребывали в православной христианской вере, но по своему желанию и по своей воле отверглись Святой Единосущной Троицы и православной христианской веры, и многократно хулили Святую Единосущную Троицу, Пречистую Богородицу и всех святых, и многократно оскверняли святую божественную Церковь, святые иконы, животворящие кресты и священные мощи святых, и многих православных христиан прельстили, обратили в жидовство и осквернили всякими сквернами. В 6979 году они отверглись Христа и всего православного христианства, и до сего дня ни один из них не покаялся. Они хуже всех еретиков и отступников: таких не было ни в древние времена, ни в недавние, ни в последние..." Преподобне отче наш Иосифе, моли Бога о нас!
Мария30 октября 2015, 13:00
Преподобне отче Иосифе Волоцкий, моли Бога о нас! Слава Богу, как благодатный дождь пролился на иссохшую пустыню моей души.
Лидия25 сентября 2015, 21:00
Преподобне отче Иосифе Волоцкий, моли Бога о нас! Спаси Господи !
Jana24 сентября 2015, 23:00
Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас! Спасибо!!
Светлана23 сентября 2015, 23:00
Спасибо! После рассказа "Лодка", пожалуй, самая запоминающаяся статья. Такое ощущение, что сказано современником - так актуально, так важно, так насущно!
Ирина23 сентября 2015, 22:00
Замечательная статья. Спасибо Вам большое.Храни Вас Господь.
Илья23 сентября 2015, 10:00
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Славе: ересь жидовствующих- обращение в свою веру жидовином Схарией множества православных, в том числе духовных лиц и представителей власти. Внешне эти еретики по научению жидовина сохраняли видимость членов церкви. Эти события описаны в посланиях святого.
Саша23 сентября 2015, 09:00
Замечательные мудрые мысли. Спасибо большое Иосифу и тем, кто составил данную статью. Спаси и сохрани Господи!
Александра22 сентября 2015, 20:00
Спасибо
Турок_Православный22 сентября 2015, 19:00
Господу нашему и Спасителю, Иисусу Христу, Слава во веки!!! Аминь!!! Слава во веки,Пречистой Богородице!!! Аминь!
Андрей22 сентября 2015, 19:00
Очень важный раздел сайта - поучения святых, спасибо.
Слава22 сентября 2015, 15:00
А в чем состояла "ересь жидовствующих"? Насколько я помню, никакого ее документированного "исповедания" так и не нашли...
Ксения22 сентября 2015, 10:00
Большое спасибо за такое чудесное откровение о святом старце. Сколько времени прошло и веков пролетело, но его слова обращены всем нам, словно были сказаны вчера. Дивен Бог во святых своих.
Алексий22 сентября 2015, 06:00
Преподобный отче Иосифе моли Бога о р.б Александре Татьяне Алексии Ольге Ирене Софии Александре Екатерине иерее Алексии
m t.22 сентября 2015, 04:00
Слава ТЕБЕ Господи за мудрых отцев Твоих Преподобне отче Иосифе Волоцкий моли БОГА о нас
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке