Протоиерей Владислав Цыпин

Доктор церковной истории, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заместитель председателя Московского епархиального суда, действительный член РАЕН (Российской академии естественных наук), член Общества права восточных церквей, клирик храма Большого Вознесения, историк, канонист, богослов.

Владислав Александрович Цыпин родился 22 января 1947 года в деревне Чуевке Жердевского района Тамбовской области в семье учителей.

В 1963 году поступил на филологический факультет Московского государственного университета и в 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета по специальности немецкий язык и литература.

С 1968 по 1969 годы— младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий (переводчик технической литературы).

С 1969 по 1971 год служба в Группе советских войск в Германии в должности военного переводчика.

С 1971 по 1975 год — старший библиотекарь, затем редактор в Библиотеке имени Ленина.

С 1976 по 1982 год - работал переводчиком во ВНИИТЭ (Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики) в должности младшего научного сотрудника.

С 1982 года— внештатный переводчик Издательского отдела Московского патриархата.

С 1 февраля 1984 года— преподаватель новых языков Московской духовной академии.

В 1985 году закончил экстерном Московскую духовную семинарию.

4 декабря 1985 года рукоположен в сан диакона.

15 февраля 1986 года рукоположен в сан иерея.

В 1987 году экстерном окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о границах Церкви». 16 декабря того же года присвоено учёное звание доцента.

В декабре 1988 года утверждён в должности ответственного секретаря Учебного комитета Русской православной церкви с возведением в сан протоиерея. С 1995 по 2005г. - заместитель председателя Учебного комитета.

С 1989 года — член Общества права восточных церквей.

С 1991 года — клирик храма Большого Вознесения.

23 апреля 1997 года за труд «Церковное право. Курс лекций» присвоена степень магистра богословия.

12 октября 1998 года присвоена степень доктора церковной истории за труд «История Русской Церкви. 1917-1997» и утвержден в звании профессора.

15 июня 2014 года присвоена ученая степень доктора богословия.

В 2003г. решением Священного Синода назначен председателем Историко-правовой комиссии Русской православной церкви.

В 2005—2007 годах— член комиссии Московского патриархата по диалогу с Русской зарубежной церковью и участник переговоров, завершившихся воссоединением РЗПЦ с Московским Патриархатом.

10 декабря 2008 года решением Священного Синода назначен членом созданной тогда же комиссии по подготовке Поместного Собора. Член Поместного Собора, состоявшегося в январе 2009 года.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской православной церкви. С 2009 по 2011 год — секретарь канонической комиссии и член президиума Межсоборного присутствия.

23 декабря 2009 года назначен заместителем председателя Московского епархиального суда.

С 2010г. - митрофорный протоиерей.

Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, библейско-богословской, по церковному календарю, член экспертной комиссии Издательского Совета, член редакционного совета «Православной энциклопедии», член редакционной коллегии «Богословских трудов».

Награжден орденами Русской православной церкви: преподобного Сергия II степени, святителя Макария II степени, святого равноапостольного князя Владимира III степени, преподобного Серафима Саровского III степени, святого благоверного князя Даниила Московского III степени и медалями Русской православной церкви; а также орденом преподобной Евфросинии II степени Белорусской церкви.

Преподавательская и научная деятельность

Преподаёт в Московской духовной академии предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы». В Сретенской Духовной Семинарии преподает «Церковно-каноническое право», «Церковную историю» и «Историю России». В разное время преподавал церковное право, историю Церкви, библейскую историю в Богословском университете имени св. апостола Иоанна Богослова, Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете, Угрешской духовной семинарии, Физико-техническом институте, Российском гуманитарном университете, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Научный руководитель нескольких диссертаций, выполненных в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

С 2004 по 2019 год — заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии.

В настоящее время - заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Сретенской духовной семинарии.

Член ученых советов Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

С 2018 г. председатель диссертационного совета Московской духовной академии.

С 2019 г. член Объединенного докторского диссертационного совета Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий.

Участник российских и международных научных конференций. С 1995 года — постоянный участник семинаров «От Рима к Третьему Риму», проходящих в Риме и Москве, с 2017 года — член организационного комитета семинара «От Рима к Третьему Риму».

Сфера научных интересов: каноническое право, церковная история, история России и Европы.

Дважды (в 1997 и 1999 годах) награждён Макариевской премией за труды: «Церковное право. Курс лекций» и «История Русской Церкви. 1917-1997». В 2014 г. за книгу «Римская империя и переселение народов» номинирован на премию «Общественная мысль» (включен в шорт-лист).

Автор 11 книг и более 300 статей. Автор статей церковно-исторического, канонического и публицистического содержания на сайтах: Православие.ру и Богослов.ру.

Книги

История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994

Церковное Право.Курс лекций. М. 1994.; 2-е изд. М. 1996.

Русская Церковь (1917-1925). М. 1996.

История Русской Церкви. 1917 – 1997. – История Русской Церкви. Кн. 9. М., 1997

Русская Церковь.1925 – 1938.. М. 1999.

Курс церковного права. Учебное пособие. М., 2002., доп. тираж – 2004.

История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М., 2004, втор. изд., перераб. М., 2006. Трет. изд. 2009.

Каноническое право. М., 2009, втор. изд., 2012.

История Европы : дохристианской и христианской. Т. 1-7. М., 2011 — 2016

Эпоха гонений. Очерки из истории Древней Церкви. М., 2016.

Дохристианская Европа. М., 2017.

Избранные статьи

К вопросу о границах Церкви - Московской Духовной Академии 300 лет.(1685-1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М. 1986, с.193-225.

Жизнь и учение преподобного Максима Грека. - ЖМП, 1989,4,с.55-56; 1989 ,5,с.65-70; 1989,6,с.64-68.   

Церковь и армия.- Армия и общество. М. Прогресс, 1990, с.184-193.   

Cтановление Патриархатов. Историко-канонический очерк. - Da Roma alla Terza Roma. От Рима к Третьему Риму. IV Centenario dell Istitutione del Patriarcato in Roma. 400-летие учреждения Патриаршества в России. Roma. 1991. p. 29-44

Митрополит Арсений (Стадницкий), архипастырь и церковный писатель - Арсеньевские чтения, Новгород, 1993,с.9-23

Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. (Актовая речь).-ЖМП, 1994,1,с.19-30.   

"Декларация" 1927 года .- ЖМП,1994, 5, с.107-118

Правовой статус Православной Церкви и иноверных общин в России - "Наши задачи" Ильина и ... наши задачи. Материалы конференции. М. 1995, с.87-89; Грани,1995,176,с 281-296; Москва, 1995,6,с196-201

Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную Войну. - Новая и новейшая история. 1995,2, с.41-47

Обновленчество. Раскол и его предыстория - Сети «обновленного православия». М.1995. с. 7-21. Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации. (1941-1944) - Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1992-1996 М. 1996 с. 381-397.

Клирики и миряне в Православной Церкви. – Богословские труды. 33. М., 1997, с. 214 – 219.

Историко-канонические и экклезиологические основания возникновения Патриаршества в Церкви. – Богословские труды. 33. М., 1997, с. 220 – 232.

Митрополит Филарет и Московские Духовные школы. – ЖМП, 1997, 7, с. 55 – 65.

Церковь в Польше между первой и второй мировой войной. – Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы. М.,1997, с. 144 – 163. Львовский Собор 1946г. и его последствия. - Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы. М., 1998, с. 261 – 267.

Церковь и ее взаимоотношения с государством. - Русская Православная Церковь и право: комментарий. (Глава 1). М., 1999, с. 1 – 40. (Приложения – с. 41 – 88).

О канонизации святых в ХХ веке (до 1988 г. ) - Канонизации святых в ХХ веке. М., 1999, с. 3 –7. Каноны и церковная жизнь. – Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 7 – 9 февраля 2000 г.. Материалы. М., 2000, с. 108 – 123.                    .

О календарных спорах и церковных канонах. – Календарный вопрос. М., 2000, с. 98 – 102.             

«Акт о наследовании Всероссийского императорского Престола». - Православная энциклопедия. Т. 1, М., 2000, с. 417 – 420.           

О катакомбах ХХ века (интервью). – Альфа и Омега, М., 2002, 1 (31), с. 105 – 115.         

Концепция права в сете христианской антропологии. – Учение Церкви о человеке. Москва, 5 – 8 ноября 2001 г. Материалы. 2002, с. 428 – 441.

О ситуации в церковной жизни 20-х – 30-х годов. - Альфа и Омега, М., 2002, 3 (331), с. 109 – 119. Симфония Церкви и государства. – Православная государственность: 12 писем об Империи. СПБ, 2003, с. 10 – 29.

Третий Рим (попытка аутентичного изложения учения старца Филофея. - Православная государственность: 12 писем об Империи. СПБ, 2003, с. 78 – 93.

К вопросу о соборности и Соборах. – Община. XXIвек. Православное обозрение. 2004, 12 (37 - 03), Православное учение о Церкви. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 17 – 20 ноября 2003 г., с. 81 – 89.

Ветхозаветное право. - Православная энциклопедия. Т. 8, М., 2004, с. 66 – 73.

Власть. Власть церковная правительственная. - Православная энциклопедия. Т. 9, М., 2005, с. 115 – 116.

Епископская титулатура и политическое устройство античного мира. – Церковно-исторический ежегодник. Выпуск IVИваново. 2005, с. 292 – 305.

Актуальность Миланского эдикта в современной России-Имперское возрождение, 2005,1(2),с. 28 – 32.

Библейские корни идеи о Москве – Третьем Риме и позднейшая эволюция учения старца Филофея. – Восточнохристианская цивилизация и восточнославянское общество в современном мире. М., 2001, с. 97 – 105.

Вселенские Соборы. М., 2005, с. 5 – 16, 25 – 34, 45 – 51, 70 – 72, 102 – 113, 158 – 175, 201 – 207.

Диаспора. - Православная энциклопедия. Т. 14, М., 2007, с.625 – 628.

Эсхатологическая тема в посланиях старца Филофея. – Эсхатологическое учение Церкви. Москва. 14 – 17 ноября 2005 г. Материалы. М., 2007, с. 370 – 378.

Комментарий к записке священника Павла Флоренского «Предполагаемое государственное устройство в будущем» - Священник Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в будущем. Сборник архивных материалов и статей. М., 2009.

Византийское преемство в русском церковном праве. - Праксис. вып.1. Сергиев Посад, 2019, с. 110 — 124.

Das Herz des Episkopats begann wieder zu schlagen. Kanonisch legitime Entscheidungen praegten das Profil des Landeskonzils 1917-1918. (Сердце епископата снова начало биться. Канонически обоснованные решения определили лицо Поместного Собора 1917-1918 гг. ) - 1989, 1,S.4-11

Die Universalitaet der Kirche und die Vielzahl der Lokalkirchen. (Универсальность Церкви и множество местных церквей.) - Kirchen im Kontext unterschiedlicher Kulturen. Auf dem Weg in das dritte Jahrtausend. Goettingen. 1991. S. 399- 408.

Die neueste sowjetische und russische Gesetzgebung uber die religiosen Organisationen. (Новейшее советское и российское законодательство о религиозных организациях.) - Tausend Jahre Christliche Rus’ . Zwischen Perestrojka und Ende der Sowjetunion. Innsbruck - Wien 1993. S. 598-606.

Die Florentinische Union und ihre Folgen fur Galizien (Флорентийская уния и её последствя для Галиции.) - Religion und Kirchen im alten Osterreich. Innsbruck - Wien 1996, S. 62-73.

Kleriker und Laien in der Orthodoxen Kirche (Клирики и миряне в Православной Церкви). – Kanon XIV. Priestertum in Ost und West. II. Jahrbuch der Gesellschaft fuer das Recht der Ostkirchen. Eichenau. 1998, s. 140 – 147.

Kirche unter Bedraegnis und Verfolgung. Der Leidensweg orthodoxer Christen im Russland des Jahres 1918. - Stimme der Orthodoxie, 2000, 4, s. 33 – 40.

Il problema dell amministrazione diocesana nel Concilio del 1917 – 1918. – Il Concilio di Mosca del 1917 – 1918. Bose, 18 – 20 settembre 2003. Bose, 2004, p. 165 – 176.

Die geistlichen Schulen der Russischen Orthodoxen Kirche und die kirchlichen Wissenschaften. – Ostkirchliche Studien. 2009, 1, S. 84 – 90.

Autonome und selbstverwaltete Kirchen im Moskauer Patriarchat.- Autonomie in den Ostkirchen. Kanon XXI. Hennef, 2010, S. 161 – 168.

Introduzioni ai testi. - LaTerza Roma nelle pubblicazioni del Patriarcato di Mosca. 1944 – 1948.   Roma, 2013, p. 3 – 51.

Рейтинг: 7,3|Голосов: 268

Развод: взгляд церковного канониста

Протоиерей Владислав Цыпин

Число разводов в стране растет, в том числе и среди людей верующих. Между тем, по Евангелию “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”, (Мф. 19, 6) и Иисус Христос, когда к нему приступили фарисеи с вопросом: «по всякой ли причине разрешается человеку разводиться с женой своей?», сказал: “Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует” (Мф. 5, 32). О том существует ли «церковный» развод, как исторически складывались современные нормы церковного права, связанные с расторжением брака, мы просили рассказать профессора Московской Духовной Академии протоиерея Владислава Цыпина, одного из самых авторитетных специалистов в области канонического права Православной Церкви.

×