Рейтинг: 9,2|Голосов: 185
Протоиерей Владислав Цыпин
Экскурс в генезис и эволюцию монархической титулатуры показывает: монархия совместима не только с демократией, что общепризнанно, но и с республиканской формой правления.
Рейтинг: 6,9|Голосов: 264
Впервые в истории богословских споров, которые велись в Новом Риме, в центр полемики поставлена была тема, волновавшая буквально всех.
Рейтинг: 8,4|Голосов: 787
Действия, предпринятые патриархом Варфололомеем, и их богословское обоснование вызывают особую тревогу еще и потому, что в них содержится экклезиологическая доктрина, воспроизводящая католическое учение.
Рейтинг: 1|Голосов: 2
Протојереј Владислав Ципин
„Украјинска аутокефалност“ коју у последње време толико упорно лобира и за коју се залаже Цариградска патријаршија, сасвим сигурно није сама по себи циљ Фанара (мали квартал у Истамбулу где се налази резиденција цариградских патријараха).
Рейтинг: 7,2|Голосов: 430
Православные христиане с древних времен противостоят еретической идее «папского примата», однако в XX веке эта ересь проникла в Константинопольский Патриархат
Рейтинг: 9,7|Голосов: 66
70 лет назад произошло знаменательное событие в истории вселенского Православия. В июле 1948 года Русская Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии, и в программу юбилейных торжеств было включено проведение Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 78
Характерная черта благочестия англо-саксонской знати – многочисленные случаи монашеского пострига близких родственников королей и эрлов, а нередко и самих правителей.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 58
Сегодня я хотел бы Вас, как известного правоведа, канониста нашей Церкви, расспросить о том, что волнует православных христиан. Это слухи, интриги вокруг Украины, Украинской Православной Церкви.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 425
Мнение о слабости Императора Николая II как правителя ошибочно. Царь-страстотерпец был государственным деятелем, действовавшим по совести, в строгом соответствии с требованиями своего долга и чести страны, править которой он поставлен Богом.
Рейтинг: 9,9|Голосов: 187
Эпоха от V до VIII столетия была названа в Уэльсе веком святых.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 292
«И вот раздается голос об угнетении христиан, о мучениях за Церковь, за веру… Поднялись воззвания к пожертвованиям, затем начались добровольцы… Все это потрясло народ».
Рейтинг: 9,7|Голосов: 505
Со времен татаро-монгольского ига Россия не испытывала сопоставимых по своим масштабам катастроф. Отторгнутая от России территория составляла около миллиона квадратных километров, на ней проживала треть населения бывшей Российской империи.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 156
Авторитет Ионской обители был так высок, что, пока в ней держались за национальную ирландскую пасхалию, ею руководствовались и во многих других монастырях и приходах Ирландии.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 171
100 лет назад, 23 января (5 февраля) 1918 года, был официально опубликован декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который служил юридическим прикрытием для дискриминации Православной Церкви, а заодно и других религиозных общин.
Фундаментальный труд известного современного церковного автора Владислава Цыпина, митрофорного протоиерея, профессора, доктора церковной истории, богослова, филолога и правоведа. Данное произведение представляет собой переработанный и сокращенный вариант первых трех томов серии «История Европы: дохристианской и христианской».
Рейтинг: 9,5|Голосов: 173
100 лет назад, 6 (19) января 1918 года, большевиками было распущено Учредительное собрание, которое должно было определить форму государственного правления России. Его созыва ожидали в течение всего 1917 года – оно проработало только 1 день.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 93
При Меровингах земля франков приобрела вид христианской страны. «Вся карта Франции покрыта названиями аббатств, монастырей, приоратов, пустынь…» – писал граф Шарль де Монталамбер.
Рейтинг: 10|Голосов: 68
«Светские власти подчинены церковной дисциплине, – писал Исидор Севильский, – и, хотя они стоят во главе государства, они связаны и ограничены узами веры, чтобы и веру Христову провозглашать своими законами, и само провозглашение веры сохранять добрыми нравами».
Рейтинг: 9,9|Голосов: 444
Ни один из этапов переворота не тянет по глубине последствий на то, чтобы называться революцией. Революция в России началась в феврале и марте 1917 г. Не было двух революций, была одна, адекватно названная в наше время Великой.
Рейтинг: 9,5|Голосов: 275
«Град Константина должен быть отдан эллинам», великая христианская империя восстановлена, и тогда откроется перспектива русской колонизации Святой Земли – такими представлялись владыке Антонию итоги Первой Мировой.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 72
Грех Адама заключался в злоупотреблении богодарованной свободой воли, но Господь, безмужно рожденный, имеет человеческую волю, свободную от греховного повреждения.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 259
Самое тяжелое обвинение, которое можно было бы предъявить генералу Корнилову не в юридическом, но в историческом плане, — это его провал.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 136
Трулльский Собор суммирует правотворчество Церкви эпохи Вселенских Соборов, перечисляя каноны, принятые на Вселенских и поместных Соборах, а также правила святых отцов.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 378
Фактически советская власть утвердилась уже в июле 1917 года – с назначением Керенского премьер-министром и с формированием подотчетного советам социалистического правительства из эсеров и меньшевиков.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 194
Большую часть актов Собора составляют авторитетные тексты, которые оглашались на его заседаниях. Еретические суждения выслушивались, но ответом им служили свидетельства, почерпнутые из творений отцов.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 1642
В эпоху гонений сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта повлекло за собой раздробление мощей.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 439
Воссоединению РПЦ И РПЦЗ предшествовали переговоры, длившиеся несколько лет. Какие вопросы духовного и правового характера требовали обсуждения и решения?
Рейтинг: 9,4|Голосов: 510
Правым и «охранителям» так же, как «западникам» и левым, свойственно было убеждение в превосходстве передового Запада перед отсталой Россией, иными словами – комплекс национальной неполноценности.
Рейтинг: 10|Голосов: 101
В правление Константина IV изменился политический контекст, в котором появилось монофелитство, и теперь с точки зрения государственного единства не имело смысла отстаивать эту ересь и вооружаться против диофизитов. Это и было осознано императором.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 811
Государь вовсе не собирался сдавать Российскую империю, править которой он был поставлен Священным Миропомазанием. Так что же произошло в феврале-марте 1917 года, и почему Николай II оставил престол?
Рейтинг: 9,8|Голосов: 40
Историю России в XX веке невозможно понять без истории Церкви. Какие уроки мы должны извлечь из трагических событий, начало которых было положено сто лет назад, а последствия сказываются на нашей жизни до сих пор? Об этом мы беседуем с протоиереем Владиславом Цыпиным, профессором, доктором церковной истории, доктором богословия, преподавателем Сретенской духовной семинарии — гостем ХIV Межрегиональных образовательных Пименовских чтений, которые прошли в Саратове в декабре прошлого года.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 986
27 февраля (12 марта) 1917 года в Петрограде взбунтовался Волынский полк. Этот день и должен считаться началом революции. Кто сделал роковой выстрел в спину штабс-капитану Лашкевичу? Как развивались дальнейшие события? И можно ли было их остановить?
Рейтинг: 9,9|Голосов: 175
«Любовь есть истинное и безупречное богомудрие верных, концом которого является Благо и Истина», — учил преподобный Максим Исповедник.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 264
16-я лекция «Церковная иерархия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Владиславом Цыпиным.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 682
Известно, с каким ликованием была воспринята не только в республиканском Париже, но и в монархическом Лондоне весть об отречении императора Николая II. Причем в Лондоне радовались не меньше, чем в Париже, если не больше. Почему?
“История Европы: дохристианской и христианской” призвана обозначить главную тему и центральный нерв европейской истории.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 163
Святитель Мартин и созванный им Собор бросили вызов императору-еретику, и этот вызов не остался без ответа. К папе Мартину подослали убийцу: он должен был под видом причастника подойти к святителю и заколоть его. Но когда убийца приблизился к Чаше – то внезапно ослеп.
Рейтинг: 9,3|Голосов: 801
Антиправительственная речь, произнесенная в Думе Пуришкевичем, лидером «Союза Михаила Архангела», явилась актом той самой измены, в которой Пуришкевич обвинял правящие сферы.
Книга доктора церковного права, профессора, протоиерея Владислава Цыпина рассказывает об истории древнего православия — от рождества Спасителя до основания равноапостольным Константином Нового Рима — православной Византийской империи.
Рейтинг: 9,9|Голосов: 286
18 ноября – день избрания святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в 1917 г., когда Господь призвал его на первое после 200-летнего синодального перерыва патриаршее служение.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 79
Преподобный Феодор Сикеот истолковал падение крестов как знамение разделений и бедствий, которые потрясут Церковь и империю. Предсказанное сбылось...
Рейтинг: 9,9|Голосов: 565
Крест Господень, увезенный шахом Хосровом в 614 году после взятия Иерусалима, был возвращен в Святой Город 16 лет спустя, когда война с Персией победоносно завершилась. Праздник Воздвижения Креста Господня с тех пор стал и днем памяти об этом событии.
Рейтинг: 9,5|Голосов: 1401
Еще вопрос, что хуже: Европа Вальпургиевых ночей и черных месс или ислам в Европе. Уроком и примером Западу мог бы послужить опыт, почерпнутый Россией в XX веке, опыт ее провалов в бездну и ее отрезвления.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 28
В 1814 г. Славяно-греко-латинская академия была переведена из Москвы в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и стала называться Московской духовной академией (МДА). О значении этого события рассказывает профессор, доктор церковной истории, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Владислав (Цыпин).
Рейтинг: 9,5|Голосов: 140
Ключевая роль в крещении англосаксов принадлежит папе св. Григорию Двоеслову и первому архиепископу Британии Августину. Однако параллельно на острове существовала древняя церковь британских кельтов с собственной иерархией.
Рейтинг: 9,1|Голосов: 571
Собор на Крите не был всеправославным: на нем отсутствовали представители не 4, а 5 автокефальных Поместных Церквей.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 109
Королева Гоисвинта была фанатически привержена арианской ереси. Однажды, одержимая религиозной яростью, она схватила исповедовавшую Православие внучку «за волосы, бросила ее на землю и до тех пор ее била башмаками, пока у нее не выступила кровь».
Рейтинг: 9,6|Голосов: 216
Митр. Сергий (Страгородский), репрессии духовенства в довоенные годы, РПЦ в Великую отечественную войну, «Новый курс», Собор в Москве в 1945 г., Львовский собор 1946 г. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 9,3|Голосов: 497
Какие культурные коды и традиции определяют отношение к толерантности на Западе и в России? Когда Евангелие призывает к терпимости, а когда ее решительно отрицает? И как быть христианину в ситуации политического выбора?
Рейтинг: 9,7|Голосов: 221
Патриарх Иов; Смутное время; Патриарх Никон и исправление богослужебных книг. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 84
О святителе-историке Григории Турском и святителе-поэте Венанции Фортунате, о том, почему епископами Галлии становились потомки римских сенаторов, о чем сокрушался святой Галл и что видел святитель Сальвий, «умерев».
Рейтинг: 9,6|Голосов: 913
О тех усилиях, которые предпринимала российская дипломатия летом 1914 года, чтобы предотвратить развязывание войны в Европе.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 155
О том, почему авва Дорофей написал житие… своего ученика, как объясняет святой совершенный страх Божий, а также о том, каким было богослужение в разных частях империи.
Рейтинг: 9,3|Голосов: 97
О том, как святой Григорий хотел проповедовать в Британии, а стал папой Римским, как он защищал «вечный город» от лангобардов, оспаривал титул «Вселенский патриарх» и молился о душе императора Трояна.
Рейтинг: 9,3|Голосов: 35
О том, как императоры пытались привести монофизитов к Православию, кто ввел индивидуальную исповедь и изменил суть епитимии и зачем приписали Filioque на Толедском соборе.
Рейтинг: 8,9|Голосов: 218
Мотивы иконоборческого движения. VII Вселенский Собор. Святые Иоанн Дамаскин и Феодор Студит.
Рейтинг: 6,7|Голосов: 12
Папа Франциск в ноябре 2014 г. заявил: «Униатство — это слово из прошлого и к сегодняшнему дню оно не подходит».
Рейтинг: 9,1|Голосов: 178
Миссионерская деятельность в Малой Азии, Египте, Персии, Италии, Испании, Галлии. Гонения на христиан в Римской империи. Лекция и ответы на вопросы.
Рейтинг: 6,7|Голосов: 374
Никита Филатов
Почему Православная Церковь не одобряет кремацию? Как поступить родственникам умерших, пожелавших быть кремированными? Что говорили о сожжении усопших святитель Николай Сербский и старец Паисий Святогорец?
Утверждал ли ересь последний указ императора? Стоило ли восстанавливать империю в ее прежних границах? Что оставил Юстиниан своим наследникам?
Рейтинг: 9,5|Голосов: 86
Естественно или противоестественно одинаково ценить и любить христианскую и постхристианскую Европу? Ответ известному политологу.
Рейтинг: 8,5|Голосов: 12
Внешних врагов империи Юстиниан сдерживал дипломатией, искусно стравливая их между собой. Но много огорчений ему доставляли волнения черни и заговоры, а также бедствия, не зависевшие от человеческого произволения: землетрясения и мор.
Рейтинг: 8,8|Голосов: 14
Убеждение в несовместимости симфонии с реалиями современной России порождено неадекватным представлением о содержании этого термина. Обратимся к истории, чтобы разобраться.
Рейтинг: 9,1|Голосов: 151
Слова напутствия священников Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Владислава Цыпина, Андрея Хвыля-Олинтера и Артемия Владимирова на Святую Четыредесятницу.
Рейтинг: 3,7|Голосов: 15
Император Юстиниан, выполняя грандиозный план «восстановления вселенной», не удовлетворился возвращением Африки и Италии в лоно империи. Война была перенесена в Испанию, где правили вестготские короли.
Рейтинг: 8,9|Голосов: 31
Наши «западники» по сути агитируют за перспективы радикальной революции антропологического характера, а не за «цивилизованность».
Рейтинг: 9,7|Голосов: 10
Враги стояли напротив друг друга в напряженном ожидании скорого кровопролития. Потом от боевых рядов готов отделился всадник и стал вызывать вражеских воинов на единоборство.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 52
Где подобающее место России в современном мире? На задворках Запада или Россия сама по себе представляет иную цивилизацию?
Рейтинг: 10|Голосов: 9
Церковным сознанием святой Константин воспринимается как образ идеального правителя. И именование «новый Константин» служит высшей степенью при оценке деятельности лиц, коим вверена судьба государства.
Рейтинг: 10|Голосов: 1
Наступил критический момент, и тогда Соломон отобрал 50 самых храбрых и опытных воинов и вместе с ними напал на верблюдов, избивая их мечами. И когда эти животные бросились бежать, они смяли ряды своих владельцев…
«Многие, желая привести в замешательство и низпровергнути церковное благочиние, клеветнически вымышляют на православных епископов…»
Рейтинг: 9,6|Голосов: 7
Мы беседуем о духовном образовании, «семинарских стенах», важности той атмосферы, в которой идет обучение.
Рейтинг: 7,8|Голосов: 4
Юстиниан точно рассчитал реакцию вождя варваров с его героической этикой, с его жадностью и простодушием на свои ядовитые укоризны и угрозы.
Рейтинг: 8,4|Голосов: 98
2 / 15 марта 1917 года – одна из самых мрачных дат в истории России. В этот день, ставший апогеем кровавой революции, Император Николай II подписал акт об отречении от престола
Рейтинг: 6,8|Голосов: 4
Прокопий пишет о религиозных мотивах этого вторжения: Хосров совершил его «не против Юстиниана, василевса римлян… но исключительно против Бога, Которому единому поклоняются христиане».
Рейтинг: 9,5|Голосов: 147
В ночь на 18 декабря 1916 года, которое приходится на 31 декабря по григорианскому календарю, был убит Г.Е. Распутин.
О Епархиальном собрании и о том, что особенно запомнилось в докладе Святейшего, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали московские клирики: протоиерей Владислав Цыпин, протоиерей Сергий Правдолюбов и иерей Фома Диц.
Рейтинг: 10|Голосов: 11
«Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков… тот да будет анафема»
Рейтинг: 9,5|Голосов: 21
В криминальную хронику современной России вошел новый вид преступлений – стрельба по случайным целям: по незнакомым людям, оказавшимся в зоне видимости стрелка, – причем без умысла совершить акт политического террора, а ради развлечения.
Рейтинг: 5,4|Голосов: 26
Мы должны воспитывать свою паству, заниматься катехизацией, объяснять, что брак принципиально нерасторжим, и исключительно трагические обстоятельства приводят в иных случаях к разводу, который с церковной точки зрения становится необходимым.
Рейтинг: 7,2|Голосов: 241
Число разводов в стране растет, в том числе и среди людей верующих. Между тем, по Евангелию “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”, (Мф. 19, 6) и Иисус Христос, когда к нему приступили фарисеи с вопросом: «по всякой ли причине разрешается человеку разводиться с женой своей?», сказал: “Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует” (Мф. 5, 32). О том существует ли «церковный» развод, как исторически складывались современные нормы церковного права, связанные с расторжением брака, мы просили рассказать профессора Московской Духовной Академии протоиерея Владислава Цыпина, одного из самых авторитетных специалистов в области канонического права Православной Церкви.
Рейтинг: 7,7|Голосов: 6
В начале 540-х годов неожиданно, казалось бы, обострилась еще одна богословская проблема, послужившая камнем преткновения и ставшая причиной разделения: в центре пререканий, увлекших многих, вновь оказался Ориген.
Рейтинг: 7,2|Голосов: 13
Юстиниану казалось, что монофизиты способны принять Халкидонский орос, и он, радея о духовном единстве империи, много сил прикладывал к тому, чтобы примирить их с Церковью.
Рейтинг: 4,2|Голосов: 10
В современной прессе отношения епископа и священников нередко описывают как «крепостное право». Епископ волен казнить и миловать по своему усмотрению, и кадровые решения часто болезненны. О том, какое место отводится голосу священников и мирян в Русской Православной Церкви, рассказывает профессор канонического права протоиерей Владислав Цыпин.
Рейтинг: 7,3|Голосов: 17
Архиерейский Собор 8 сентября 1943 г. вынес определение об отлучении от Церкви коллаборационистов-мирян и об извержении из сана клириков и епископов, виновных в том же преступлении, избрал Священный Синод, но главным его решением явилось избрание Патриархом митрополита Сергия.
Рейтинг: 6,8|Голосов: 8
Папа Гормизда с потрясающей бесцеремонностью направил в Константинополь своих легатов чинить церковный суд и расправу над живыми и мертвыми иерархами Нового Рима.
Рейтинг: 4,8|Голосов: 13
Продолжение многотомной "Истории Европы" протоиерея Владислава Цыпина.
Рейтинг: 9,7|Голосов: 31
Очевидно, что патриотизм, как явление, существовал и существует вне христианства, вне Церкви. Но он вполне совместим с христианством, а вот нечто противоположное — едва ли.
Рейтинг: 10|Голосов: 3
В «Новой газете» была опубликована статья, в которой сообщалась ошеломляющая новость: в России свергнута светская власть. В чем же усмотрел бдительный журналист признаки злодеяния?
Рейтинг: 9|Голосов: 8
Одна из причин политических успехов Юстиниана – основательно продуманный и удачный подбор помощников и исполнителей его правительственной воли.
Рейтинг: 9,1|Голосов: 137
О карамазовской «слезе ребенка», пацифизме и плакальщиках по судьбам детей, лишенных «счастья» быть усыновленными в Америку.
Рейтинг: 8,5|Голосов: 21
Юстиниан был первым в истории империи великим правителем, местом подвигов которого стал кабинет, где он трудился денно и нощно, ни на минуту не оставляя попечений о благоустроении государства, вверенного ему Промыслом Божиим.
Рейтинг: 7,2|Голосов: 164
В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы?
Рейтинг: 6,6|Голосов: 76
«Явился император Юстиниан, который, приняв власть над государством, потрясаемым волнениями, привел его в блестящее состояние. Найдя веру в Бога нетвердой и принужденной идти путями разных исповеданий, он добился того, чтобы она стояла теперь на одном твердом основании истинного исповедания».
Рейтинг: 9,2|Голосов: 37
Религиозное сознание неофитов 1970-х страдало серьезными деформациями. Они спешили брать на себя миссию учителей и наставников, воспроизводя психотип сектантских проповедников. Другая особенность церковного диссидентства – благоговение перед Западом: для некоторых само исповедание христианской веры имело ценность потому, что из-за недостаточной информированности они считали Запад христианским.
Рейтинг: 9|Голосов: 1
Одним из важных деяний прошедшего Архиерейского Собора стала новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Этот документ регламентирует схему церковного управления на всех уровнях – от центрального до приходского. Новые положения Устава комментирует ведущий специалист по каноническому праву, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин.
Рейтинг: 6|Голосов: 2
Одним из итогов завершившегося 2-го пленума Межсоборного присутствия стал проект поправок в Устав Русской Православной Церкви и Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси. Эти нововведения будут представлены на рассмотрение Архиерейского Собора 2013 года. Подробнее об изменениях, касающихся важнейших вопросов церковного управления, порталу Православие.Ru рассказал член Межсоборного присутствия, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин.
Рейтинг: 9,1|Голосов: 13
Расхождения в каноническом устройстве Церквей Востока и Церкви Запада (а юрисдикция Римского епископа к концу V столетия распространилась уже на весь запад империи) обнаруживались теперь все отчетливей. Одним из документальных свидетельств их существования и нарастания является латинский перевод Апостольских правил, выполненный в конце V века.
Рейтинг: 9,1|Голосов: 10
Стремясь снизить накал борьбы монофизитов против диафизитов, император Зенон в 482 году издал знаменитый «Энотикон», в котором провозглашалась незыблемость решений, принятых тремя первыми Вселенскими Соборами, а относительно Халкидонского ороса было сказано обтекаемо, чтобы не задеть прямо ни монофизитов, отвергавших его, ни последовательных халкидонитов. Результатом издания этого акта вместо преодоления разделений стало их умножение.
Рейтинг: 5,2|Голосов: 6
На своих последних заседаниях собор издал 30 канонов. Они касались церковного управления и церковного благочиния. Исключительно важное значение в истории Церкви имело 28-е правило собора – о преимуществах Константинопольской кафедры. Отцы собора постановили: «…да град, получивший честь быть градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому».
Рейтинг: 5|Голосов: 18
Вершиной апофатической богословской мысли отцов Халкидонского собора стало употребление четырех отрицательных понятий для определения образа соединения Божественной и человеческой природы во Христе: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Эта чеканная формула указывает на непостижимость тайны боговоплощения, и в то же время она отвергает как его несторианскую (нераздельно, неразлучно), так и монофизитскую (неслитно, неизменно) интерпретацию.
Рейтинг: 7|Голосов: 7
О том, какое направление должен был принять собор в Эфесе, созываемый сакрой императора Феодосия II, остроумно писал А.В. Карташев: в сакре «явно обозначена его цель – с корнем вырвать ересь… Нестория. Искусственная тема – как бы о прошлогоднем снеге… На самом деле Церковь захватывалась монофизитами, а для отвода близоруких глаз кричали, что грозит несторианство».
Рейтинг: 5,1|Голосов: 10
Великим благом для Церкви оказалось то обстоятельство, что император Феодосий, чьи убеждения изменились за время собора, не дошел в этой метаморфозе до крайности, до признания действительности соборного акта об отлучении восточных епископов. По настоянию императора, между ними и сторонниками Кирилла возобновилась богословская дискуссия, целью которой было достичь примирения и восстановить евхаристическое общение.
Поддержка, оказанная восточными епископами Несторию, не была безусловной. Многие из них ужасались перспективе церковного разделения и потому советовали Константинопольскому архиепископу проявить миролюбие, сделать шаг навстречу своим оппонентам. Иоанн Антиохийский не раз писал ему, убеждая принять именование Приснодевы Богородицей. Но Несторий упорствовал в своих заблуждениях.
Рейтинг: 7,1|Голосов: 8
В.В. Болотов, определяя суть разгоревшейся на рубеже 420–430-х годов полемики святителя Кирилла Александрийского с архиепископом Константинополя Несторием, писал: «Если Нестория нужно укорять за то, что он слишком конкретно понимал человечество во Христе, то в системе Кирилла человечество представлялось слишком отвлеченным, почти только свойством Богочеловека, а не Его природой, жизненной, реальной. Зато Кирилл спасал великую истину личного единства Богочеловека».
Рейтинг: 9,3|Голосов: 20
Святитель Иоанн воспринимал слово Божие как живое и действенное во все времена человеческой истории. С удивительной естественностью он актуализировал священные книги; отталкиваясь от их сюжетов или содержащихся в них идей и наставлений, он высказывался на злобу дня, по острым проблемам современности, нередко иллюстрируя мысли священных писателей примерами, почерпнутыми из повседневной жизни своего века.
Рейтинг: 9,4|Голосов: 42
В историографии и агиографии присутствуют разные версии даты рождения преподобного Сергия, основанные на по-разному интерпретируемых косвенных данных, имеющихся на сей счет в источниках. Актуальность опыта выяснения наиболее вероятной даты обусловлена приближением юбилейных торжеств, посвященных 700-летию рождения «игумена Русской земли».
Рейтинг: 9,7|Голосов: 60
В ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви».
Рейтинг: 8,1|Голосов: 68
Важнейшим деянием II Вселенского собора явилось принятие нового Символа веры – того самого, каким поныне пользуется Православная Церковь.
Труды святителя Василия Великого, направленные на достижение церковного единства православных общин Египта и Запада, с одной стороны, и Востока, окончательно преодолевшего арианское искушение, – с другой, увенчались успехом. Но в восточной столице империи Константинополе, где все церкви находились в руках ариан-омиев, положение дел оставалось катастрофическим для Православия.
Рейтинг: 5,2|Голосов: 9
Появление термина «пентархия» связано с эволюцией церковного устройства в эпоху Вселенских Соборов, а именно с образованием пяти Патриархатов. «Пентархия» – это всего лишь существовавший некоторое время факт церковной истории, который не дает оснований для отстаивания гегемонии грекоязычных Церквей над негреческими Православными Церквами. Тенденция к подобной гегемонии обнаруживается, как это ни удивительно, время от времени и в новейшую эпоху.
Рейтинг: 8,4|Голосов: 46
Святитель Григорий Богослов дал выразительный портрет Юлиана: «Глаза беглые, наглые и свирепые; нос, выражающий дерзость и презрительность; черты лица смешные и то же выражающие; смех громкий и неумеренный; речь медленная и прерывистая; вопросы беспорядочные и несвязные; ответы нетвердые… Тогда же, как увидел это, сказал я: “Какое зло воспитывает Римская империя!”»
Рейтинг: 5,5|Голосов: 38
Об истории Европы написаны сотни тысяч книг и миллионы статей. Большинство из них посвящено частным темам либо отдельным странам, регионам и эпохам. Но существует немало и таких работ, которые охватывают, по замыслу авторов, всю европейскую историю. Поэтому еще раз приниматься за труд, темой которого является история этой части света, разумно лишь в том случае, если во всех наличных публикациях имеются изъяны, которые можно попытаться избежать. А они в них действительно есть.
Рейтинг: 7,7|Голосов: 68
С точки зрения православной экклезиологии, все автокефальные Церкви равноправны, и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквями, которые занимают последующие места в диптихе. В полной мере это относится и к Церкви, первенствующей в диптихе. Это только первенство чести, но не власти.
Рейтинг: 9,5|Голосов: 2
Богословские споры вокруг понятия «единосущный» не утихали. В середине IV века в Церкви образовались четыре «группы»: омоусиане, верные Никейскому символу; крайние ариане, учившие о «неподобии Сына Отцу» и потому названные аномеями; умеренные ариане, объединившиеся вокруг формулы о «подобии», – так называемые омии, и, наконец, те, чей путь к сближению с никейским богословием обозначен был формулой о «подобосущии» Сына Божия Божественному Отцу, – омиусиане.
Арианская ересь, в которую впали многие епископы Востока, расколола Церковь и рождала все новые нестроения, усугублявшиеся тем, что сыновья Константина Великого, наследовавшие его власть, придерживались разных богословских взглядов: Константин и Констант исповедовали Никейский символ веры, в то время как Констанций был арианином. Много пострадал от него святитель Александрии Афанасий.
Рейтинг: 4,9|Голосов: 12
Важнейшим деянием императора Константина стало создание новой столицы империи – на Босфоре, на месте древнего Византия, – названной в честь своего основателя Константинополем, именуемым также и Новым Римом, ибо этот город стал новым центром Римской империи – со времен Константина уже христианской эйкумены.
Рейтинг: 4|Голосов: 9
Для решения богословского вопроса о природе Христа в связи с еретическим учением Ария император Константин велел созвать в Никее собор епископов, на котором также предполагалось рассмотреть другой важный вопрос – о времени празднования Пасхи, поскольку имела место разная практика в разных Церквях. Наконец, существовала нужда и в рассмотрении вопросов церковной дисциплины ввиду изменившихся обстоятельств церковной жизни.
Рейтинг: 6|Голосов: 45
Реальность этого события – видения креста на небе Константином и его войсками и затем явление ему во сне Христа – отвергается многими историками из протестантской среды. Основной мотив тут очевиден: он кроется в предубеждении против самой возможности чуда. Характерно и негативное восприятие ими личности Константина, так как к нему, в конечном счете, восходит византийская симфония священства и царства, не принимаемая постхристианским Западом.
Рейтинг: 7,8|Голосов: 25
Есть бесспорные свидетельства раннего присутствия в Галлии изрядного числа христиан. Об этом надежно свидетельствует послание «рабов Христовых, живущих во Виенне и Лугдуне, в Галлии, братьям в Асии и Фригии». Это – один из самых впечатляющих документов христианского мученичества. В нем речь идет о пострадавших за Христа в Лугдуне при императоре-философе Марке Аврелии в 177 году.
Рейтинг: 8,8|Голосов: 44
Почти два десятилетия Диоклетиан весьма терпимо относился к христианам. Более того, христианами были некоторые придворные вельможи, а также многие центурионы, военные трибуны и высокопоставленные чиновники. Радикальная ревизия религиозной политики, произведенная Диоклетианом в 303 году, современникам представлялась внезапной и даже загадочной. У историков однозначного ответа на вопрос о причинах столь резкого изменения отношения к христианам тоже нет.
Рейтинг: 9,6|Голосов: 57
Лукиан и Дорофей стоят у истоков антиохийской богословской школы, которая сложилась во второй половине III столетия, представляя собой своего рода альтернативу александрийской школе. Главное различие этих двух направлений богословской мысли коренится в методе библейской экзегезы. Антиохийцы скептически относились к аллегорическому толкованию Священного Писания, к которому охотно прибегал Ориген.
Реформа Диоклетиана, разукрупнившего провинции, вызвала преобразования и в церковном устройстве. В конце III века оно было приведено в соответствие с новым административным делением империи; в результате умножилось число Поместных Церквей, но при этом из употребления ушло прежнее именование предстоятеля Поместной Церкви «примасом» – «первым епископом народа».
Рейтинг: 7|Голосов: 9
В письме к епископу Антиохийскому Фабию, преемнику скончавшегося в узах святого Вавилы, святитель Дионисий рассказывает о мученических подвигах христиан из Александрии, одни из которых подверглись преследованиям еще до издания эдикта Деция, а другие уже на основании этого эдикта. Христиан кидали в негашеную известь, обезглавливали после пыток, усекли мечом, не подвергая предварительно мучениям, заживо сжигали.
Рейтинг: 10|Голосов: 2
Климент Александрийский сделал первую попытку, относительно удачную, построения богословской системы. Несравненно более успешным был опыт научной систематизации Богооткровенных догматов в их целостности и взаимосвязи, предпринятый учеником Климента Оригеном.
Монархианство существовало в двух видах: динамизм отрицал Божество Христа, считая Его лишь Человеком, в Котором действовала сила (динамис) Божия; модализм исходил из тождества Сына с Отцом и Святым Духом, находя в различии Лиц лишь разные образы – модусы – явления Бога в тварном мире. В обеих версиях монархианства учение о едином Боге оставалось неприкосновенным, но ради него отвергался тринитарный догмат. Яростным противником модалистской ереси был африканский богослов Тертуллиан.
Случаи браков христианок с язычниками свидетельствуют о некоем понижении нравственной высоты христианской жизни по мере внешнего роста Церкви и вхождения в нее значительной части населения Римской империи. Когда перед христианином III века со всей неотвратимостью вставала проблема выбора между неукоснительной верностью Христу и Его заповедям и компромиссом с духом века сего, не всякий делал его в пользу исповедничества или мученичества.
Умножение числа христиан в каждой общине и усложнение богослужения привело к необходимости большей дифференциации в распределении обязанностей между теми, кто всецело посвящал себя церковному служению. Результатом этого процесса стало появление института клириков, которые получают на свое служение посвящение от епископа, но при этом иерархически ставятся ниже диаконов, то есть тех, кого ныне называют церковнослужителями: иподиаконов (субдиаконов), аколуфов, экзорцистов, чтецов.
Рейтинг: 8,3|Голосов: 4
Появление гностицизма и монтанизма, опиравшихся как на действительно священные книги, так и на выдаваемые за откровенные писания сочинения собственного изготовления, поставило перед Церковью задачу первостепенной важности – установить точный перечень Священных Писаний Нового Завета параллельно с выявлением их аутентичного текста, очищенного от интерполяций, включенных злонамеренно – ради его «усовершенствования» – или по ошибке – из добросовестного заблуждения.
Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении...»
Рейтинг: 8,4|Голосов: 5
Как и в апостольский век, Церковь II столетия сталкивалась и с такими расхождениями в самой вере, которые не допускали примирения: ересями гностиков и монтанистов. Гностицизм рекрутировал в свои секты лиц, принадлежавших к интеллектуальной элите, начитанных как в священных книгах, так и в сочинениях греко-римских философов. Систематической критике гностических конструкций посвятил свой главный труд «Против ересей» епископ Лионский Ириней.
Рейтинг: 9|Голосов: 3
В первой половине II столетия происходили существенные перемены в устройстве христианских общин. К этому времени уходят в прошлое прежние, еще упоминаемые в «Дидахи», харизматические служения странствующих апостолов, пророков и учителей. В Церкви окончательно сложилась в основаниях своих восходящая к апостольскому веку трехстепенная иерархия священства, включающая богоустановленные степени епископов, пресвитеров и диаконов.
Рейтинг: 3,8|Голосов: 17
Во II столетии в Церкви умножилось число христиан, которые вышли из интеллектуальной элиты эллинистического общества. Именно они брали на себя миссию апологии христианского вероучения перед лицом отвергавшего его общества и защиты самого права христиан на существование, которого они лишены были действовавшим в Римской империи законодательством Траяна.
Рейтинг: 8,4|Голосов: 8
Вера жертвующих жизнью христиан в восприятии одних зрителей их истязаний была проявлением неразумного суеверия упрямцев, пребывающих в плену иллюзий, но для других наблюдаемый ими подвиг мученика становился исходным импульсом внутреннего переворота, началом переоценки прежних ценностей, призывом к обращению. Так что усилия остановить распространение Церкви оказались тщетными.
Рейтинг: 10|Голосов: 6
Из самого факта обращения Климента, предстоятеля Римской Церкви, к коринфской общине было бы опрометчиво делать вывод о существовавшей тогда юрисдикции епископов одних Церквей над епископами других, тем более об универсальной вселенской юрисдикции Римской кафедры. Это реальности или теоретические построения позднейшей эпохи. Поместная структура Церкви сложилась намного позже, уже на исходе эпохи гонений, но положение в любой христианской общине не могло быть безразличным для братьев, живших в иных городах.
Рейтинг: 5,5|Голосов: 32
Гонение, воздвигнутое на христиан в Иерусалиме, изгнание их из Священного города провиденциальным образом послужило распространению Церкви. Ученики Христовы сознавали себя истинными иудеями, верно исполняющими заповеди, данные Богом через пророка Моисея, и потому мысль о необходимости выйти за пределы Израиля и проповедовать Христа всей твари и всему миру далась им нелегко. Почитаемый первым среди апостолов Петр, размышляя об этом, получил вразумление свыше.
Будущему священнослужителю без правовых знаний не обойтись. Пастырь обязан владеть основами современного церковного законодательства, поскольку они являются главнейшим ориентиром его деятельности. А элементарные основы каноники нужно преподавать даже в православных гимназиях. И надо стремиться к тому, чтобы светские юридические факультеты вводили церковное право в свои учебные планы.
Рейтинг: 4,7|Голосов: 379
Настоящее издание представляет собой фундаментальный труд по церковному каноническому праву Русской Православной Церкви от его истоков — римского и ветхозаветного права, правил Вселенских и отечественных Соборов — и до Устава Русской Православной Церкви настоящего времени, а также каноническое право Католической и Протестантских Церквей. Книга содержит также разделы об основных принципах взаимоотношений Русской Церкви с Российским государством и инославными Церквами.
Рейтинг: 8,2|Голосов: 5
Христианин К. Ясперс не только не поставил в самый центр осевой эпохи время земной жизни Спасителя, но даже вывел этот в действительности центральный момент мировой истории за границы осевого времени, потому что для него боговоплощение определяло историю только христианских народов, но не человечества в целом. Но несомненно, что и влияние учения Будды и тем более Заратустры не выходило за границы собственного культурного ареала. Трезвый историк имеет интеллектуальное право оставаться с убеждением блаженного Августина и мудрого Гегеля, что осью человеческой истории явилось воплощение Божественного Слова.
Рейтинг: 9,8|Голосов: 21
Для углубления понимания исторического процесса, помимо исследований профессиональных историков, особую значимость имеют идеи, касающиеся исторического развития, высказанные профессионалами или даже гениальными дилетантами в иных областях, в особенности философами. Обзор таких идей и концепций условно можно назвать историософским.
Рейтинг: 8,7|Голосов: 6
Принадлежит ли православная Россия европейской цивилизации? Включает ли христианская цивилизация Европы в себя Византию и ее наследников, и среди них Россию, и если включает, то в каком качестве? Как мир, культурно однородный с Западной Европой и только ввиду исторически наслоившихся уклонений от стандарта нуждающийся в коррекции? Или же у христианской Европы два компонента – Восток и Запад, которые, существенно различаясь между собой, имеют родство генетическое?
В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.
Рейтинг: 4,3|Голосов: 7
Кто находится в послушании Патриарху, кто молится за Патриарха – тот сохранил верность Церкви и Христу, тот православный. А кто отделился от Патриарха Тихона – тот еретик, раскольник, либо прямой предатель Церкви. Так просто и так безошибочно верно ориентировались тогда православные люди перед лицом потрясших церковный мир расколов, которые возникли в обстановке беспощадных гонений на Церковь со стороны ее врагов.
Восстановление исторической России может успешно осуществляться лишь на том камне, который был положен в ее основание равноапостольным князем Владимиром. Исторически недавний опыт строительства на ином основании оказался опытом строительства на песке, и воздвигнутое на нем грандиозное сооружение закономерным образом рассыпалось. Акт, совершенный в восстановленном храме Христа Спасителя в праздник Вознесения Господня, – это шаг в верном направлении, и на содеянном в этот день явным образом почиет благодать и благоволение Божие.
К столетию со дня кончины: Тот способ лечения российских болезней, какой виделся К.П. Победоносцеву единственно приемлемым, в действительности едва ли не наиболее надежный и даже творческий по существу, если творчеством называть не революционное разрушение и не блеск фейерверка трескучих фраз, а самоотверженное служение по заветам Евангелия.
В записке о. Павла Флоренского содержится ряд продуманных суждений по целому комплексу вопросов государственного строительства и общественной жизни. Так, касаясь национальной политики, он отстаивает свою главную идею: максимальное развитие национальных культур – позитивная ценность, обогащающая общество, но этносы должны быть лишены всякой политической правосубъектности.
Проектируемый государственный строй до такой степени мыслится Флоренским далеким от модели реванша белых сил, что эмигрантов он даже не хочет допускать до участия в этом грядущем преобразовании. «Наша эмиграция, – пишет он, – застывшая в своем дореволюционном прошлом и оторвавшаяся от жизни нашей страны, своим вмешательством в нее способна вызвать сумятицу и спутать все карты».
Записка «Предполагаемое государственное устройство в будущем» составлена о. Павлом Флоренским в тюрьме по заказу самих тюремщиков, но если содержащиеся в ней идеи рассматривать независимо от той экстремальной ситуации, в которой они были изложены, если сравнить их другими суждениями автора о политике, если учесть своеобразную стилистику авторской мысли, – то с неизбежностью приходится сделать вывод, что в документе излагается политическая концепция самого автора.
Включение курса «Основы православной культуры» в круг преподаваемых в школах дисциплин вызвало у многих журналистов панику. Одни пытаются убедить нас в том, что если школьники получат сведения о православном вероучении, то религиозные и национальные чувства иноверцев будут жестоко оскорблены. Другие рассуждают о неконституционности курса. Попытаемся возразить им.
Рейтинг: 4,3|Голосов: 155
Эта книга — первое систематическое описание огромного периода истории Русской Православной Церкви, с начала XVIII до начала XXI веков, принадлежащее перу одного автора. Доктор церковной истории, профессор, известный канонист протоиерей Владислав Цыпин дает впечатляющую картину всепобеждающей силы Божией, когда при самых тяжелых обстоятельствах и в самых трудных условиях Церковь сумела преодолеть все невзгоды и продолжить свою миссию по спасению человека.
Рейтинг: 5,7|Голосов: 3
В начале декабря в издательстве Сретенского монастыря в серии «Православное богословие» выходит книга архиепископа Петра (Л’Юилье) «Правила первых четырех Вселенских Соборов». Предисловие к этому фундаментальному труду написал научный редактор книги протоиерей Владислав Цыпин.