Философия – это любовь к Богу

Разговор с преподавателем философии о том, зачем ее изучать христианину

Современные люди свысока смотрят на веру, благоговея перед наукой и доказательствами. «Наука возникла в борьбе с религией, она по сути атеистична», – говорят они. Но если вникнуть в историю философии, окажется, что всё наоборот! С другой стороны звучат голоса: «Философия вредна для верующего!» А тем временем истинность христианства доказывается… с помощью инструментов философии.

Об этих парадоксах, о вопросах, которые поднимает философия, об отношении к этой науке святых отцов говорим с заведующим кафедрой философии ПСТГУ, читающим в Сретенской семинарии курс «Философия», Виктором Петровичем Легой.

Рембрандт. Философ в раздумьи Рембрандт. Философ в раздумьи
    

От чего предостерегал святитель Григорий Палама

Предмет, который вы преподаете, – философия. Существует мнение, что изучение философии для православного человека не полезно. Как бы вы могли прокомментировать его?

– За десять минут все аргументы не изложишь. Самый простой аргумент – это мнение отцов Церкви, которые активно изучали философию. Среди них отцы-каппадокийцы, блаженный Августин, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Максим Исповедник – все они прекрасно знали античную философию. А о тех, кто философию изучать не желает, святитель Григорий Богослов довольно жестко сказал в своем слове на смерть святителя Василия Великого: «Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан по худому разумению гнушаются как злоискусной, опасной и удаляющей от Бога... Напротив, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве» (Слово 43, Надгробное Василию).

Философия – это любовь к истине, а Истина – это Бог, поэтому философия – это любовь к Богу. Об этом говорили перечисленные нами святые отцы.

Святитель Василий Великий называет Сократа «христианином до Христа»

А об античных философах святой Иустин-мученик сказал, что они, хотя и жили до Христа, но были, по сути, христианами, потому что искали тот же самый Логос. И первыми среди них Иустин называет Гераклита и Сократа. Святитель Василий Великий тоже называет Сократа «христианином до Христа», потому что это замечательный пример человека, который жил по заповедям, хотя и не знал о них.

Платон и Аристотель. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа» Платон и Аристотель. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа»
Так что отцы Церкви не осуждали занятия философией, наоборот – однако они учили, что надо отличать хорошую философию от плохой. Хорошая философия – сократовская, платоновская, аристотелевская. Святой Иоанн Дамаскин, например, учил, что, если ты не знаешь аристотелевскую философию, ты обязательно впадешь в ересь. На этом построена его работа «Источник знания». Сначала он излагает то, что было открыто античными философами, – первая часть «Философские главы»; вторая часть – «О ересях», о том, к чему могут прийти люди, которые не знают философии; третья часть – «Точное изложение православной веры». То есть на основе аристотелевской философии можно точно, четко, ясно, с определениями изложить наше богатство, наше христианское богословие.

Приведу слова преподобного Иоанна Дамаскина из его предисловия к «Источнику знания»:

«И прежде всего я предложу то, что есть самого лучшего у эллинских мудрецов, зная, что если есть что-либо благое у них, то оно даровано людям свыше от Бога. Если же что противно истине, то это – темное изобретение сатанинского заблуждения и измышление злополучного разума. Поэтому, подражая образу пчелы, я воспользуюсь тем, что близко к истине, и от самих врагов получу плод – спасение».

Да, в философии есть сложности, есть опасности, которые могут кого-то увести от истины. Об этом говорил, скажем, святитель Григорий Палама: если не чувствуешь в себе силу, если боишься, что философия уведет тебя от Бога к миру материальному, если боишься возгордиться, лучше не заниматься философией.

Инструмент проповеди

Противоречит ли философия религии? Или, может быть, помогает? И если помогает, то как и чем?

Философия помогает доказывать истинность христианства, опираясь на разум

– Философия помогает доказывать истинность христианства: рассудочно, логически, опираясь на разум – тем способом, перед которым благоговеют современные люди, доверяющие науке и свысока смотрящие на веру. Помогает найти ответ на такие вопросы, как наличие в мире зла и страдания праведников и почему Бог это допускает; каким образом можно соединить свободу человека и Божественное предопределение – то есть на те аргументы, которыми так любят спекулировать атеисты.

Древнегреческие философы. Фреска на внешней стене кафоликона монастыря Сучевица, Румыния Древнегреческие философы. Фреска на внешней стене кафоликона монастыря Сучевица, Румыния
    

Отцы Церкви понимали, что недостаточно сказать: «Просто поверьте, что мы говорим правду». Без четкого, логичного обоснования это не работает. А почему вы говорите правду? Может быть, правду говорят другие – несториане, или ариане, или мусульмане, или иудеи? Потому отцы Церкви и использовали философию в полемике, начиная с самых первых веков христианства. По той же причине философию всегда изучали в духовных учебных заведениях: она давала христианам инструмент проповеди.

Современный человек не воспринимает слова «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» так, как их воспринимали, скажем, 2000 лет назад. Он спросит: «А почему? А когда? Завтра? Через тысячу лет? А каким образом это меня касается?» Его нужно убедить.

Понятно, что философия – это не единственный инструмент, посредством которого человек приходит к Богу. Но этот инструмент часто бывает необходим для мыслящих людей, для ученых или просто для размышляющих, да и для самих христиан, которых тоже многие соблазны смущают.

Виктор Петрович Лега Виктор Петрович Лега
А какие вопросы обычно задает современный человек в полемике с христианином?

– Современный человек достаточно прагматичен. Могу привести пример из личного опыта. У меня богословское образование, богословская степень, я знаю историю Церкви, я знаю догматическое богословие и, в меру своих сил, святоотеческое учение. Но меня спрашивают: почему Бог допустил в мире зло? Меня не спрашивают, когда был V Вселенский Собор, меня не спрашивают, в чем отличие арианства от несторианства, меня не спрашивают, в чем особенности Литургии православной в отличие от католической мессы. Я могу на эти вопросы ответить в меру своих познаний, а меня спрашивают о другом: если наука и христианство едины, объясните, почему Галилея судили за коперниканство?

Наука – это частный случай христианства

Вы упомянули о единстве науки и христианства, однако в сознании большинства укоренено представление о том, что наука противоположна вере.

Христианство является той идеологической и питательной средой, в которой возникает наука

– Этот вопрос – как религия и научное знание друг с другом соотносятся – особенно важен для современного человека. Сегодня очень распространено заблуждение, согласно которому наука возникает в борьбе с христианством, потому что она атеистична, а христианство – это мракобесие. Изучая историю философии, мы видим, что всё наоборот! Христианство является той идеологической, идейной, а точнее – питательной средой, в которой возникает наука. Я смело говорю такие слова: наука – это частный случай христианства. Вот простой пример: наука возникает именно в христианских странах, не в исламских, не в языческих. Только нужно понимать, что такое наука, в чем специфика научного творчества Галилея, Ньютона, Декарта, Лейбница…

В современном обществе культ науки, но наука не всесильна: она может принести человеку счастье, а может несчастье. И современное учение о человеке часто сознательно ненаучно, потому что человек, как сказал Достоевский, «слишком широк», его невозможно объяснить исключительно методами науки.

Философия Промыслом Божиим

А почему возникла философия?

– Обычно в мировом и особенно в нашем советском философском образовании давался простой ответ: люди везде одинаковые, на каком-то этапе эволюционного развития они начинают желать познавать природу. Вначале они ее познают примитивно, на уровне мифологическом, потом – на уровне философском, а позднее, развиваясь, – на уровне научном. Но я обращаю внимание студентов на тот факт, на который указал еще в конце II века знаменитый богослов Климент Александрийский: он уже тогда заметил (и сейчас мы это только подтверждаем), что философия была распространена только в Древней Греции. Ни у какого другого народа, даже в Китае, даже в Индии, где была глубокая мысль, чистой философии не возникло. Я не говорю уже о персах, о египтянах, об индейцах Южной и Северной Америки – там философии вообще не было.

Рафаэль. Афинская школа Рафаэль. Афинская школа
    

Так почему же философия была только у древних греков?

Так почему же философия была только у древних греков? Климент Александрийский предложил ответ, который мне кажется абсолютно правильным: это Божий Промысл. Несколько вольно пересказывая его мысль, могу объяснить так: обычно считается, что до Христа был один богоизбранный народ – еврейский народ. Климент говорит: нет! Был еще греческий народ, которому Бог дал другой дар: способность размышлять, то есть своим собственным разумом восходить к истине. Есть два пути восхождения к Богу: чтением пророческих книг, через которые Бог Сам открылся людям, и размышлением, поскольку, как сказал апостол Павел в Послании к римлянам: Ибо… вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1: 20). Вот греки пошли по этому пути.

Еще один удивительный факт мы наблюдаем: несмотря на то, что древние греки жили в обществе, где поклонялись множеству богов, почти все греческие философы говорили в один голос: «Нет, Бог один». Например, Ксенофан Колофонский в конце VI века до Р.Х. доказывает, что Бог один и Он прост – Он не может состоять из частей. «Есть один только Бог, меж людей и богов величайший… Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышленьем ума он всё потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало». Написано философом, вроде бы язычником.

То есть первый вопрос, на который отвечает философия, – это вопрос о Боге?

Вся философия искала и ищет ответы на вопросы о Боге

– Да. И это касается не только античной философии. Как ни странно может показаться человеку, воспитанному в нашей советской материалистической среде, вся философия искала ответы на вопросы о Боге.

Даже современная?

– Даже современная. Но, конечно, философия слишком многообразна: есть атеистическая, есть та, которая ставит вопросы философии науки, скажем позитивизм – но он обслуживает другие интересы: есть наука, а он ей «помогает». А вот когда философия ставит вопросы самостоятельно: что такое истина? что такое бытие? – и пытается разобраться самостоятельно, она всегда, как правило, приходит к религиозным выводам.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Концепт культуры в акафисте Концепт культуры в акафисте
Диак. Владимир Василик
Концепт культуры в акафисте «Любомудрцев безумье являя»
Концепт культуры в акафисте
Диакон Владимир Василик
Реальность нового человечества, воплощенного в Пресвятой Богородице, делает философов («любомудров») — немудрыми, ибо вся их деятельность — непрестанное вопрошание: им нужна не истина, а поиск истины, не результат, а процесс.
Вера ученых Вера ученых
Проф. МГУ В.Богачев
Вера ученых Вера ученых
Беседа с профессором мехмата МГУ В.И. Богачевым
Антон Поспелов
О науке, вере и выдающихся учёных, ставших исповедниками Православия в XX веке — нефтянике В.Н. Щелкачёве, математиках Д.Ф. Егорове и Н.Н. Лузине, геологе и тайном священнике Глебе Каледе нашему порталу рассказал доктор физико-математических наук Владимир Игоревич Богачёв.
Философия начинается с вопросов Философия начинается с вопросов
Протоиерей Андрей Ткачев
Вопрос о возможности философии в христианстве формулируется так: «В христианстве можно только молиться или можно молиться и думать?» Но если философии нет – значит, жизнь не осмысливается. Если религиозной философии нет – значит, жизнь в вере не проходит через сито анализа и самоанализа. Догматизация мелочей и канонизация исторических ошибок происходят именно отсюда, «из сего зерна».
Комментарии
Светлана Фокина27 апреля 2016, 00:44
Спасибо Вам огромное,очень увлекательно! На одном дыхании прочитала. Мой жизненный опыт, включая и теоретический и практический мне подсказывает, что человек, вставший на путь к принятию в своё сердце Христа, не может быть нефилосовствующим, т.е. не размышляющим о смысле жизни, неищущим Истину в мироздании. Поэтому, на мой взгляд,ученость в любой области науки-всего лишь ответвление от самого главного смысла бытия человечества, даже кое-где,осмелюсь сказать, заблуждение от Истины. Простите, но это сугубо мое личное утверждение, спорить ни с кем не собираюсь, т.к. в споре, давно это поняла, истина ну не рождается
Александр11 декабря 2015, 11:43
Спасибо! Добавлю мысли о философии Иоанна Дамаскина (Философские главы): "Философия есть познание Божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого." и получается, что если я не познаю в своей философии Божественных вещи, то я занимаюсь только человеческими вещами (и куда меня приведет эта философия, не к марксистской ли случайно?!). Также преподобный утверждает, что "любовь к Богу есть истинная философия", т.е. не имея любви к Богу, я не имею истинную философию. Получается, что философия без Бога есть антифилософия, которая невидимый мир (Божественный мир) описывает, так как хочет сам "философ" или "философы".
Виктор Лега 7 декабря 2015, 20:55
Уважаемый Роман! Авиценна не был ученым в современном смысле этого слова. Современная наука - это экспериментальное математическое естествознание, и возникает она в начале XVII в. Есть такой термин даже: "научная революция". Поэтому я и написал далее: "Только нужно понимать, что такое наука, в чем специфика научного творчества Галилея, Ньютона, Декарта, Лейбница".
Роман 1 ноября 2015, 22:33
Абу Али Ибн Сина (Авицена) и др. ученые с Востока, мягко скажем, в легком недоумении от пассажа на тему, что наука родилась только на Западе
Григорий18 октября 2015, 13:46
Благодарю за интересное интервью. К вере чаще всего приходят через размышления о мире, об окружающей нас действительности, о смысле жизни. Это главная отправная точка на пути к Богу. Надо бы каждому верующему в себе воспитывать, взращивать умение размышлять, анализировать, сопоставлять, сравнивать... Хотя конечно вера сохраняется в сердце, но приходим мы к ней через разум, через Богом данную возможность размышлять, через устремлённость к познанию Истины.
АлександрГ. 18 октября 2015, 00:01
Очень часто, когда слышу, как в диспутах происходит противопоставление науки и Веры, спрашиваю: "а почему Вы не противопоставляете зрение осязанию? Или обоняние слуху? Ведь, и зрение и осязание, обоняние и слух, равным образом как и сознание являются тем, с помощью чего человек познает окружающую его действительность. Почему, Вы не задумываетесь о том, что Вера в Бога включает в себя такой же элемент познания реальности, созданной Господом? Почему Вы не задумываетесь о том, что нельзя услышать, то что можно только увидеть? А если это так, то почему Вы не задумываетесь о том, что с помощью Веры можно познать, то что не познается обезбоженным сознанием?"
Иногда, мне отвечают, что разум человека и его сознание универсальный инструмент познания окружающей действительности, но при этом ничего не могут возразить на довод, что есть люди с абсолютным музыкальным слухом, а есть те кто слышат, но подобным слухом не обладают. Иными словами, есть слабослышащие, слабовидящие, а есть и есть слабопонимающие. Так и с сознанием, ибо сознание верующего устроено несколько иначе. Оно много объемней, в нем есть То, чего для атеиста просто не существует. При этом, Вера сама по себе, это нечто большее, чем просто "инструмент познания"......
Павел З.17 октября 2015, 11:09
Справедливо всё... только, например, жизни в общине это вряд ли научит. Возможно, я просто профан в философии, но с ходу ничего философского на этот счет не представляется. А так - понравилась статья, аргументированная и сдержанная. Особенно нужно было мне самому, хотя бы как бывшему ученому, напоминание о словах апостола - "чрез рассматривание творений видимы".
Александр17 октября 2015, 00:52
Виктор Петрович, очевидно непреднамеренно, не совсем верно передал слова Св. Григория Богослова. Святитель не говорил о необходимости именно философии в своем письме он говорит об "учености": "Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злоискусной, опасной и удаляющей от Бога". (Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской).
Филипп16 октября 2015, 21:49
О связи науки, философии и христианского богословия емко написано в работах доктора философских наук, доктора богословия В.Н.Катасонова

Александр Семенов16 октября 2015, 16:07
в ВУЗах дают разную философию -например марксистскую ..., да философия учит мудорствовать ,зависит от педагога от его восприятия как подаст материал...
иеромонах Авель16 октября 2015, 11:47
Успехов в преподавании!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×