Основа оглашения – Любовь, а не Закон

О фарисействе в Церкви, или Надо ли крестить тех, кто уклоняется от огласительных бесед

    

Давайте посмотрим правде в глаза и признаемся: многие посещают огласительные беседы «для галочки», чтобы формально отбыть положенное время, получить соответствующую бумагу и покрестить наконец своего ребенка. А если есть возможность, то и вообще стараются найти такой храм, где оглашения не требуют. Священники сетуют, что вот, народ-де ленивый, не хочет знать свою веру, а некоторые как о какой-то особой своей заслуге говорят: «Мы месяцами не наполняем нашу купель».

Между тем проблема оглашения, как я думаю, более глубокая, чем кажется на первый взгляд. Очень легко и просто обвинить людей, не желающих слушать огласительные наставления, в том, что они равнодушны к получению знаний о вере. И потом с чувством выполненного долга смотреть, как эти люди уходят из Церкви. Ну как же, они же сами виноваты! Не хотят, им не интересно.

А ведь, возможно, они не хотят слушать оглашение не потому, что равнодушны ко Христу или им ничего не хочется знать о нашей вере. Причина-то может быть и другой. Возможно, они не увидели Живого Христа в нас, в нашей жизни. Ведь если человек ходит в храм или служит в храме в чине священника, говорит о Боге, это еще совсем не означает, что он служит Богу. Читать молитвы по Служебнику, возглашать нечто с амвона и служить Богу в духе и истине всё же не одно и то же. И чаще всего мы сами изгоняем людей из храма своим морализаторством и фарисейством, подчас даже не понимая, что же происходит на самом деле, и думая, что мы выполняем свой долг.

Странно и весьма больно осознавать то, что Христа некогда предали на распятие люди, которые по внешнему образу жизни казались более всего приближенными к Богу. Почему-то это проходит мимо внимания многих. Кто больше всего знал Закон Божий и исполнял букву Закона? Книжники и фарисеи. Они посещали храм, постились, молились, давали десятину. Образец воцерковленности, не так ли? Чего еще надо-то? И вот эти-то люди восстали против Воплотившегося Бога и потребовали распять Его. А знали ли они Бога на самом деле? Или всё ограничивалось лишь внешним исполнением правил?

Многие священники говорят будущим восприемникам: «Собрались быть крестными – будьте христианами: каждый воскресный день – в храм на всё богослужение как минимум; регулярная исповедь и причастие; молитва дома; пост и т.д. и т.п.» И всё касается только внешнего исполнения правил.

О, сколько нас таких, которые и каждый воскресный день в храме проводят, и молитвы читают, и постятся, некоторые даже в священнических одеждах по алтарю ходят и что-то оттуда возглашают, а на деле весьма далеко отстоят от Христа и даже, возможно, никогда и не знали Его!

Внешние моменты отнюдь не показатель духовности. Они не могут нам сказать о том, что на сердце у людей. Это может знать только Бог и более никто. Он смотрит в самую глубину души. А нам Он сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16).

Крестить надо по вере.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

    

Крестить надо по вере. А как это – веровать?

А как это – веровать? Это очень важный и глубокий вопрос. Ответить на него в полной мере нельзя. Господь нам приводит примеры в Евангелии. Вот пришел к Нему сотник с просьбой исцелить своего слугу. И что же он говорит Господу? «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И «услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8: 8, 10).

А кто такой сотник? По мнению фарисеев, презренный язычник да еще и римский воин, оккупант. А как Господь вознес его веру! Знал ли сотник Писание и Закон? Мы не можем сказать точно. В Евангелии не говорится об этом. А Христос его об этом и не спрашивал. Но сказал, что такие, как этот сотник, придут в Царство Христово: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». А о «правильных», знающих Закон фарисеях сказано: «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 11, 12).

Женщина-хананеянка, просившая об исцелении своей бесноватой дочери, знала ли закон? Вряд ли. А «Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя». Знание закона и вера – не одно и то же. А мы подчас смешиваем эти понятия.

Вот приходят люди окрестить ребенка, чтобы он не болел, а мы им: «Вы закона не знаете, потому недостойны крещения. А крестить дитя, чтобы не болело, – суеверие». Не похоже ли такое на это: «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9: 34)?

Когда сотник просил Господа исцелить своего слугу, что это было: суеверие или упование на всемогущество и милосердие Божие?

А как же тогда сотник пришел просить у Господа исцеления для своего слуги? Что это было? Суеверие или упование на всемогущество и милосердие Божие?

Может быть, нам надо больше думать не столько о букве Закона, сколько о том, как в том или ином случае поступил бы Христос? А Он всегда поступал по Любви, потому что основой Закона является Любовь. Вот это самое главное.

И никакие катехизаторские лекции не будут иметь успеха, если мы не покажем людям эту Любовь.

И здесь возникает весьма важная проблема: при честном и внимательном рассмотрении самих себя мы видим, к своему ужасу, что этой истинной Любви нет в нас, и ее нет ни в ком.

Что же делать? Прежде всего, нужно быть честными перед собой, признаться самим себе, что в нас нет настоящей любви. Мы не умеем любить. И искать Того, Кто умеет. К Нему прибегать, у Него просить. А любить по-настоящему может только Бог. Как нас назидает апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20).

И когда в нас будет жить Христос, только тогда люди увидят в нас то самое важное и драгоценное, ради чего можно будет изменить свою жизнь. Если мы сможем им помочь встретиться с Господом, тогда они пойдут за Христом. А чтобы в нас жил Христос, нужно всегда сораспинаться Ему. Как апостол Павел говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2: 19).

Христос никого не прогонял от Себя. Даже к Иуде-предателю Он относился с Любовью

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). И нести эти бремена надо до самой смерти. Ведь если мы присмотримся, как Христос поступал с людьми, то увидим, что Он никого не прогонял от Себя. Даже к Иуде-предателю Он до самого конца относился с Любовью. Когда Иуда пришел в Гефсиманский сад предать Христа, Господь сказал ему: «Друг, для чего ты пришел?» Сколько любви в этих словах! Иисус не осуждает, не говорит, что вот какой ты негодяй-предатель, а смиренно вопрошает, при этом называя предателя другом: «Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Меня?» Это был призыв к покаянию.

Целование Иуды. Фреска. Сербия. Косово. Печская Патриархия. Храм во имя Святых апостолов. XIV в.; Целование Иуды. Фреска. Сербия. Косово. Печская Патриархия. Храм во имя Святых апостолов. XIV в.;
    

Если даже Иуду, о котором всё было известно заранее, Христос не прогоняет от Себя, но проявляет к нему великую любовь, то почему мы можем позволить себе прогонять людей, приходящих в храм?

Они не к нам приходят туда, не для того, чтобы услышать наш суд о них, – они приходят к Богу, их туда приводит Сам Господь. И если даже в большинстве случаев они не могут выразить то, что они переживают, и еще ничего не знают о жизни Церкви, то это не означает, что у них нет веры. И когда их спрашивают, почему они пришли креститься, они зачастую просто не знают тех слов, которыми можно выразить их внутренние переживания. Причем эти переживания бывают настолько глубоко личными и сокровенными, что и поделиться ими подчас бывает страшно. Особенно когда холодным менторским тоном их начинают поучать и расспрашивать об этом.

Господь как сказал? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Он же не говорил: кто знает Закон, спасен будет. Для крещения нужна вера.

Приход человека к Богу – это всегда тайна, ведомая только этому человеку и Богу.

Я вспоминаю, как я пришел к Нему. Когда я осознал, что есть Бог и что жить нужно с Ним, я был очень счастлив, но никому не смел об этом говорить. Это было настолько сокровенным, что я не дерзал никому открыть эту тайну. И молился я так, чтобы никто ни в коем случае не увидел этого. Я так делал совсем не потому, что стыдился своей веры, нет. А потому, что обретенная вера виделась мне такой драгоценностью, таким сокровищем, которое показывать никому нельзя. И, в общем, это так и есть. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Тогда, при советской власти, когда всё мое окружение было безбожным и даже родители не сразу бы поняли меня, я молчал и никому не говорил о своей вере. Но надо было креститься. Я сказал родителям, что хочу креститься. Они были удивлены и, конечно, задали вопрос: зачем? А что я мог сказать, как объяснить? Ничего толкового сказать не мог, поэтому отделался словами, что вы все крещенные и я тоже хочу таким быть. И я очень рад, что в то время (а это был 1981 год) в храмах не проводились никакие огласительные беседы. Особенно в том виде, как они проводятся сейчас в некоторых местах, – формально и неинтересно. Я знаю, о чем я говорю. И говорю я не обо всех храмах, конечно.

Я хранил тогда в себе эту великую радость как малый росток, который хозяин закрывает от животных, чтобы они не погубили его.

Часто можно слышать от священников, что мы несем ответственность за людей и ответим перед Богом за то, что допустим к Таинству кого-либо недостойного. Да, конечно, ответим, если с нашего согласия и по нашей вине кто-то будет глумиться над нашей верой. Но больше всего мы ответим за то, что отогнали кого-то от Церкви Божией, за то, что соблазнили многих и не показали людям Христа. И как мы сможем дать ответ перед Богом хотя бы за себя?

Нас, священников, подстерегает одно искушение: подчас мы думаем о себе, что мы распорядители Таинств

Здесь нас подстерегает одно незаметное на первый взгляд искушение. Если мы считаем, что мы несем ответственность перед Богом, то подчас мы думаем о себе, что мы есть распорядители Таинств, что мы хозяева положения, мы решаем, кого можно допустить, а кого нельзя. Но это не так, не мы несем ответственность. Ее взял на Себя Сам Христос, когда пришел на землю, распялся за нас и дал нам Свои Пречистые Плоть и Кровь. Он принес в дар Себя всему недостойному человечеству, Он поверил в нас. И достойных среди нас нет ни одного. А священники – это Его служители, которые должны людей привести к Господу, привести через сораспятие Ему.

Как на иконе Пастырь добрый несет заблудшую овцу на Своих плечах, вот так мы должны на себе принести своих пасомых ко Христу. Они приходят в храм со своими немощами, неумело, они порой вообще ничего не понимают, но нам, пастырям, их надо взять на свои плечи и нести ко Христу, не прогоняя их, не обвиняя, а исцеляя их Любовью Христа. Вот этот труд пастырей, как я думаю, и есть сораспятие Христу, потому что это тяжело, пасомые бывают упрямы, ничего не знают, норовят убежать и т.п. Но мы должны их нести. И любить их.

У меня был один, можно сказать, вопиющий случай. Ко мне обратился один мой хороший знакомый и попросил совершить заочно чин погребения его отца. При разговоре выяснилось, что отец его большую часть жизни был атеистом, но перед смертью долго болел и к радости своих детей пришел к вере, он слушал какие-то христианские радиопередачи, что-то читал о вере и очень захотел креститься и причаститься. Дети пригласили домой священника, так как их отец сам в храм прийти не мог.

Священник стал расспрашивать этого человека, задавал ему вопросы о том, что он знает о вере, а что нет. Спросил, какие он знает молитвы. А тот человек какую-то молитву не знал и не мог ее прочитать, и тогда священник вынес вердикт: «Вот когда выучите, тогда и покрестим». И ушел, не совершив Таинства.

Случилось так, что отец моего знакомого на следующий день умер, так и не приняв Таинства Крещения. Его дети обратились в храм, рассказали обо всем, попросили отслужить чин погребения, но им отказали. Формально, по букве Устава, как бы всё правильно. Некрещенных отпевать нельзя; крестить тоже нельзя, если человек не прошел оглашения. Умирающим тот человек вроде бы еще не выглядел, хотя был очень болен.

Этим случаем священник оттолкнул от своего прихода (хорошо, что не от Церкви) целую семью. Для них самой великой печалью было то, что их отец под конец жизни захотел креститься и ему в церкви отказали и он умер некрещенным. Своим холодным формализмом священник навсегда лишил человека Таинства Крещения. Это показательный случай. А сколько таких, когда, видя подобный фарисейский подход, люди уходят из храмов. Вот за эти случаи с нас, священников, больше всего взыщет Господь! А не за то, что мы кого-то окрестим, а он не знает какой-то молитвы. От нас в большой степени зависит, узнает он ее потом или нет.

Если человек почувствует, что ему рады в храме, он снова и снова будет стремиться туда прийти

На одном из форумов «Правмира» как-то прочитал слова одного священника (не буду называть его имени), который, рассуждая о подготовке к крещению, высказался так: «С готовящимся ко крещению взрослым другой разговор, чем с шоблой, которая принесла младенца». При таком отношении к людям у нас не получится привести их ко Христу. Так мы только оттолкнем их. Если пришедших в храм мы будем считать шоблой, а не детьми, за которых распялся Христос, то мы будем врагами Божиими. За них Христос взошел на Крест, претерпел страдания, пролил Свою Пречистую Кровь. А мы позволяем себе с таким пренебрежением называть их шоблой. И как же мы ошибаемся, когда думаем, что люди не видят и не понимают нашего пренебрежения. Сердце не обманешь. Когда человек чувствует, что ему рады в храме, не потому, что он деньги принес, а по-настоящему рады, как сонаследнику Царства Христова, как носителю образа Божиего, то он снова и снова будет стремиться туда прийти. Может быть, вначале и не так часто, но если мы посеем в нем доброе зерно благодати, то в свое время оно принесет плод.

Вот это должно быть основой оглашения. И как нам этого сейчас не хватает! Так много образованных, много успешных, но так мало тех, кто живет со Христом.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Рассуждения об оглашении Рассуждения об оглашении
Игум. Нектарий (Морозов)
Рассуждения об оглашении Рассуждения об оглашении
Игумен Нектарий (Морозов)
«Я был крещен двенадцати лет от роду по настоянию родителей. Сейчас я требую, чтобы крещение это было аннулировано, признано не совершившимся…»
Безответственное крещение Безответственное крещение
Об огласительных беседах и не только
Безответственное крещение Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Александра Боровик
Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь?
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Прот. Андрей Ткачев
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Протоиерей Андрей Ткачев
Практика раздельного совершения оглашения и крещения, обручения и венчания – это именно старая практика, по грехам нашим и с нашего молчаливого согласия сошедшая к нулю.
Комментарии
Юлия 8 ноября 2016, 06:07
Отец Андрей, хотелось бы пообщаться с вами. Если можно подскажите как связаться с Вами, хотелось бы посоветоваться с Вами. Спасибо заранее.
сергей31 октября 2015, 23:53
Благодарю вас батюшка за вашу позицию! радуюсь что есть еще здравомыслящие пастыри! счастливые ваши прихожане. у нас на приходе настоятель помимо бесед ввел еще обязательные исповедь и Причастие для крестных. Как говорится:"...он и лоб расшибет". а вообще эти споры никчему. Пока кол-во новых прихожан после огласительных бесед не прибавилось. и это является оценкой полезности бесед-будут ли прибавляться люди в храме или покрестили и забыли. как стоя в очереди в магазине услышал диалог: извини, спешу на беседу. ты представляешь что попы удумали-четыре беседы надо пройти." ну пройдет он эти беседы, станет крестным, а мы так и будем для него попами.
Наталия26 октября 2015, 07:33
Среди комментариев часто звучит мысль - главное Таинство совершить, не обидеть человека отказом. А как же слова Кирилла Иерусалимского: "Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух Святой не будет тебя крестить". Все таинства церкви совершает не священник а Господь. Зачастую крестные и крещаемые даже понятия не имеют, что такое таинство. Для них и крещение и Святое причастие мало что значат. Часто задавая вопрос о том, почему они решили крестить своего ребенка или креститься сами, слышишь : "Традиция такая". Обязанности крестного- ведь это не пустой звук. Крестный перед Богом отвечает за своего крестника. Он этого может не знать, но священник то знает, и обязан объяснить человеку. Стоит вспомнить наше советское прошлое. Ведь яростные гонители Церкви были в основном крещенными людьми. И что? Много им это помогло, удержало от страшного греха? Кто рушил храмы, кто распинал священников на Царских Вратах? Крещенные люди. А, может быть и тогда рассуждали так же - пришел покреститься и на том спасибо? Дорогую цену заплатила за это наша Церковь.
Наталья25 октября 2015, 16:18
Полностью согласна со статьей. Ведь даже одна живая беседа о Господе Иисусе Христе, о созданной Им церкви и ее правилах способна перевернуть внутренний мир человека, а несколько скучных бесед для галочки могут не оставить в умах и душах людей никакого следа. Конечно, нельзя оставлять без таинства крещения больных людей, старых людей. Да и младенцы не виноваты, что несознательны их родители и крестные. Человек один раз рождается физически, так же – только один раз может родиться для жизни духовной в таинстве крещения. А цена ошибки велика - человек живет и умирает без благодати Божией и Ангела Хранителя.
Мария25 октября 2015, 04:11
Статья, что называется, не в бровь, а в глаз. Согласна с каждым словом.Спаси Господи! Отец Андрей, если не секрет, где именно в Ставропольской епархии вы служите?
Димитрий 2923 октября 2015, 20:29
"и за умножйнiе беззакунiя, изсякнетъ любы мнугихъ." (Мф. 24: 12). "Глагулю бо вбмъ, яко бще не избэдетъ прбвда вбша пбче книжникъ и фарисйй, не внидете въ цбр­ст­вiе небйсное." (Мф. 5: 20). Разве можно любить не исполняя закон?
Димитрий 2923 октября 2015, 20:11
Данная статья - это борьба с Православным Катехизисом Православной Кафолической Восточной Церкви. Господь прямо в Евангелие сказал: - "шйдше эбо научите вся языки, крйстяще ихъ во имя Отцб и Сына и Святбго Дэха, учбще ихъ блюсти вся, елика заповдахъ вбмъ: и сй, бзъ съ вбми йсмь во вся дни до скончбнiя вка. Аминь." (Мф. 28: 19-20). Именно - сначала научите, потом крестите. Что ещё здесь может быть не понятно?!
Ирина23 октября 2015, 13:27
Истина посередине. Конечно, надо крестить пожилых и больных, которые вот-вот уйдут в мир иной. Но есть такие, которые врываются грубо в Храм, и, цедя сквозь зубы, требуют покрестить детей. А когда разговор заходит о необходимости собственного воцерковления и о том, что детей крестят по вере родителей, там и матом могут покрыть. Зачем крестить тех, для кого Православие заключается в лайках вконтакте на няшных кошечек и деток? Говорят, что верят в Бога, а у самих селфи вконтакте полуголые. Не пугает тот факт, что много джихадистов славянского происхождения? Откуда они берутся? Насмотрятся дети на папаш-матершинников и на полуголых селфи-мамаш и становятся террористами. Вот и требуют батюшки соответствия веры и поведения. А еще в Церковь приходят научиться покаянию и смирению. Если не могут потерпеть период оглашения, как же смогут потерпеть Бога Триединого?
Марина23 октября 2015, 08:50
Спаси Господи, отец Андрей! Очень нужная статья,- всё на любви, которой нет, а в начале пути к Богу в крещении тем более нельзя лишать людей этого ощущения полной всеобъемлющей любви, любви Божией! Наши пастыри, будьте милосердны, будьте бдительны и боритесь за каждое чадо церкви!
Спаси Вас Господи!
Димитрий22 октября 2015, 18:43
Мир всем.
Прочитал статью, прочитал комментарии. А вот этого стиха из Писания так и не прозвучало. А ведь это очень важный и чуть ли не главный момент для жизни во Христе: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия."
(Иоан.3:3)
О рождении свыше вообще почему-то не говорят, а без этого невозможно даже увидеть Царствия Божия. Можно быть и крещёным, и в храм ходить, и исповедоваться, и даже причащаться, но не иметь рождения свыше. Советую всем найти проповедь о рождении свыше протоиерея Геннадия Фаста.
Спаси Христос.
раба Божия Тамара22 октября 2015, 17:30
Верная и своевременная статья, о. Андрей!!! Очень хорошо и ясно все сказано! Я крестилась из мусульманства уже в возрасте за 50 лет, долго жила в верой в сердце, пока не поняла, что надо креститься. Еще почти два года шло очень много препятствий: то на работе завалы, то еще что. Наконец - бросила все и пошла в церковь, а в это время огласительных бесед не вели и я очень рада, что меня окрестили. Так как ничего не знала и изучала бы я долго. А так уже через год я уехала из России и стараюсь как-то учить, читать и исполнять по мере своего разумения. Церкви очень далеко и раз в квартал - трудно и дорого съездить. Возможно я бы уже никогда бы не покрестилась! Слава Богу за его милость!!!
протоиерей Андрей Ткаченко22 октября 2015, 15:55
Дорогие отцы, братья и сестры!
Я автор статьи. Благодарю всех за отзывы.
Считаю нужным пояснить некоторые моменты.
Здесь некоторые ошиблись с авторством. Я протоиерей Андрей Ткаченко, а не Андрей Ткачев. Мы разные люди и не знакомы друг с другом. И я не в Москве служу, а в Ставропольской епархии.
Далее. Некоторые читатели поняли меня так, что я против огласительных бесед. Но это не так. Я ничего не имею против катехизации и огласительных бесед. Но считаю, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы формат этих бесед сводился к обычному формальному отбыванию людей на беседах. Это должна быть проповедь Живого Христа.
Все остальное в статье.
С уважением ко всем читателям,
протоиерей Андрей Ткаченко
протоиерей Алексий 22 октября 2015, 13:56
Замечательная статья отца Андрея Ткаченко! Все верно сказано. Особое подтверждение правоты батюшки, это некоторые комментарии, размещенные здесь.
21 октября 2015, 22:05
Статья замечательная.Хорошо бы нам, заходя в храм никогда не забывать: кто мы, где мы, и перед Кем мы. Помнить также о том, что кроме нашего представления о том, кто из людей чего достоин существует Промысел Божий о каждой душе человеческой. Святитель Феофан Затворник пишет: «Видит Бог наперед жизнь человека в целом… и решает – сему быть в числе верующих и спасенных, а сему не быть… Определение Божие есть вывод из всей жизни человека;Бог все делает, чтобы вразумить человека. Если после всех попечений о нем видит его не хотящим исправиться, то оставляет его, как бы говоря: «Ну, делать нечего, оставайся».Вот что об этом пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006): «У Бога нет для человека предопределения, но человек непременно является сотворцом Господу своей жизни.
И Господь, назирая жизнь нашу, видит, полезно ли нам продление жизни, во благо ли мы иждиваем дни свои, есть ли еще надежда на покаяние.
Относительно же последнего несчастного случая с несостоявшимся Крещением вспомним, как сказано в «Слове огласительном » святителя Иоанна Златоуста, Господь «и дела приемлет, и намерение целует», то есть Он с радостью принимает просто даже направленность человеческой души ко спасению, желание спастись — и это уже очень много для Бога. А еще преподобный старец Лаврентий Черниговский о таких вот случаях говорил: "За нерадивых священников служат Ангелы". Будем надеяться, что любящий нас Господь и в этом случае все управил ко спасению этого человека.
Арина21 октября 2015, 21:12
Фарисеи вызвали вопрос: если вы не идете, как Христос повелел "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари", а сидите на месте, то на каком основании в таком случае перебираете овец, которых вам так или иначе прислал Господь?
"Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним ...
Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий".
Вот как-то не спрашивал, выучил ли какую молитву или нет, собирал овец, благовествовал, наставлял, а не овцы бегали в поисках пастыря и наставлений. Простите.
piligrim21 октября 2015, 15:38
судя по отзывам, статья Андрея ТКАЧЕНКО приписана частью комментирующих авторству Андрея ТКАЧЕВА...
Протоиерей Олег21 октября 2015, 13:58
Отец Андрей! Понятно, что к сожалению, у нас в Церкви много фарисейства и равнодушия, на то она и Церковь - лечебница душ, а не рай на земле. Я все годы, с самого принятия сана никогда без огласительной беседы не крестил. Но, нынешние требования по количеству бесед и их продолжительности, исполнять тоже не стану, слишком бюрократией отдает - принесите бумажку и покрестим! О Любви Христовой мы можем только мечтать и идти к ней, главное хоть чуть-чуть этого хотеть. Но, именно эта Любовь должна с нас спрашивать: а все ли мы сделали, чтобы действительно привести человека к Вере в Бога, а не к суеверию?! Да, мы крестились в другое время, да, нас Бог вел иначе, но, это совсем не означает, что мы не должны испытывать веру приходящих в Церковь. Разве крестили в первые века сразу не испытав человека?! Знание основ веры - это благо для крещаемого, это путеводитель по жизни. Кто-то действительно ленив, исправится. А, кто-то, просто в пустую крестится, тогда зачем? Мне кажется, каждый приход и каждый священник здесь сам в свою меру должен решить, как поступить по Заповеди Христа. Но, тот, кто и до Указов все делал согласно Евангелию, тот и сейчас не отступает от Христа. Никакие Указы и прочие решения Синодов и Соборов не отнимут желание жить по Евангелию. А, тот, кто и раньше делал формально, тот и ныне делает так же, только в другую сторону. В целом, мы с Вами солидарны.
Гость21 октября 2015, 12:52
Спасибо за статью.
Конечно, без любви никуда. Не воспринимает человеческое сердце фарисейства, рано или поздно любой человек почувствует ложь, если нет любви и искренности в словах и действиях, обращенных к нему. Это что касается грубого обращения в храмах. Такое встречается, особенно в провинции, где не распространена культура общения. Не должен священник отталкивать людей от церкви.
Вероятно, в случае крещения, важно соблюдать баланс между строгостью и любовью. Конечно, подготавливать людей нужно.
Не только крещаемые нуждаются в оглашении и просвещении, но и уже крестившиеся. Знания лишними не бывают, на протяжении всей жизни человек возрастает в вере. К сожалению, мало где существуют при храмах воскресные школы и лектории именно для взрослых.
Александр (неравнодушный)21 октября 2015, 10:49
г). Закончить свою мысль хочу высказыванием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

"Напомню еще раз, как и в прошлом году, что по решению Священного Синода, одобренному Архиерейским Собором 2013 года, огласительные беседы следует проводить не только с теми взрослыми, кто желает креститься, но и с будущими крестными и с родителями детей, которых готовят к принятию Святого Крещения.
Да, к сожалению, всегда будет некоторое число недовольных этими «сложностями» и даже тех, кто будут говорить, как недавно поделился катехизатор одного храма на своей странице в социальной сети: «Таинства?… Заповеди?… Нам этого ничего не надо, мы хотели просто креститься! Ну, раз верить в Бога так тяжело, мы, наверное, откажемся».
Что же, в таких случаях надо молиться о том, чтобы Господь привел этих людей к Себе иными, вйдомыми Ему путями. Но такие реакции — отнюдь не повод отказываться от огласительной работы, со ссылкой на то, что, дескать, мы покрестим, а там само собой все образуется, душа «сама» будет тянуться к Богу."
Александр (неравнодушный)21 октября 2015, 10:49
в). «… Потому и были введены огласительные беседы, преследующие четыре цели:
1. Испытать веру и решимость желающего креститься человека. Если ему не интересно познакомиться с Православием, будет – ли он жить его идеалами? Если нет желания посетить несколько огласительных бесед, сохранит – ли он верность Христу на всю жизнь?
2. Познакомить с основными вероучительными истинами Православия. Ведь Крещение – Таинство, предназначенное для введения человека в Церковь. И логично при этом будет узнать: а чему – же эта Церковь учит?
3. Помочь желающему принять Крещение выработать правильные к тому мотивы (о неправильных коротко было сказано выше).
4. Создать благоприятные условия для получения человеком личного опыта Встречи с Богом. С этой целью оглашаемым предлагается в ходе подготовки регулярно посещать богослужения в храме.»
Александр (неравнодушный)21 октября 2015, 10:48
б). Вот выдержка из ответа протоиерея Димитрия Шушпанова, на вопрос о том, откуда появились огласительные беседы, и почему раньше крещение было без огласительных бесед:

«… Крестят своих детей и крестятся по самым диким и ни какого отношения к Христианству не имеющим мотивам: по традиции, для здоровья (что – бы после Крещения лечиться у экстрасенсов), на удачу, для защиты от порчей и сглазов, что – бы благополучно жениться или выйти замуж (разрушить так называемый, венец безбрачия), что – бы взять себе новое имя (есть такое суеверие, что от правильно выбранного имени, яко – бы, зависит счастливая или несчастливая судьба). Поэтому, вполне естественно, что Церковь, обеспокоенная такими тенденциями, пытается остановить профанацию великого христианского Таинства. Напомню случай из истории Христианства, имеющий к затронутой нами теме самое непосредственное отношение. В первые века существования Церкви в городе Александрии произошла эпидемия и многие от нее умирали. И тогда люди, не планировавшие креститься, язычники, опасаясь смерти, спешно принимали крещение, но умирали и они. И так продолжалось до тех пор, пока епископу Александрии было видение, в котором Господь сказал ему: «Зачем вы посылаете Мне пустые мешки?» То есть, Крещение, принимаемое без любви к Богу, не приводящее человека к жизни по Евангелию, к общению с Церковью, это - «пустой мешок». Вот эти «пустые мешки» и посылаем часто мы, священники, Богу. …»
Александр (неравнодушный)21 октября 2015, 10:48
а). Благодарю о.Андрея за актуальную статью. Она позволила ещё раз взглянуть на себя, на свое устроение. Соответствуем ли мы этому высокому званию – христианин? Ведём ли мы хоть какую-то духовную жизнь, проявляем ли любовь к ближнему и другие добродетели, кои заповедовал нам Христос?
Название статьи указывает на первоочередную мотивацию при оглашении – любовь. И каждый случай прихода человека к Святому Крещению индивидуален и уникален, и с позиций любви и нужно делать вывод о необходимости крещения людей, уклоняющихся от огласительных бесед. Очень тонкая грань, и любовь подсказывает, что в первую очередь нужно быть действительно хорошим, а не «хорошеньким».

Александр21 октября 2015, 09:54
Мне кажется, что оппоненты о.Андрея приписывают ему то, что он не говорил. Своей статьей он предупреждает от формального фарисейского подхода к таинству крещения и призывает с любовью относиться к приходящим в храм людям и помнить, что каждый человек уникален и готовых рецептов для всех - нет. Статья нужная и полезная, так как нам всегда нужно напоминать об опасности скатиться в фарисейство. Ведь реальных фарисеев давно нет, а в евангелии очень много о них сказано. Значит сказано для всех христиан на все времена. Спаси Господи, о.Андрей. Немного грустно, что вы теперь московский батюшка, а не киевский!
Андрей21 октября 2015, 08:23
Согласен с о.Андреем! Вспоминаю как я крестился, иначе как промыслом это не назовёшь. Лет 5 я ничего не понимал, но стремился увидеть Бога за Богослужениями! Если бы меня с самого начала встретил рациональный батюшка, я бы наверное погиб (уж больно опасное у меня было положение). Слава Богу за всё!
Н.А.21 октября 2015, 07:34
Здесь тоже вопрос взаимоотношения догматики и мистики.
Если человек пришел креститься, почувствовав некий внутренний зов, можно ли вмешиваться в эту тайну? Принудительной катехизацией, которая через людей осуществляется, а значит, несовершенна?
Если человек пришёл крестить детей, потому что "так надо", а сам невоцерковлен, значит, он крестит своих детей по вере своих ближних, которые точно знают, что так надо и знают, почему.
"Господь намерение целует" (свт. Иоанн Златоуст), а нам, получается, одного намерения мало. Мы, выходит, больше Господа знаем, кого допускать, а кого нет. То есть берёмся судить о чужом достоинстве или недостоинстве.
И, конечно, бывают случаи, когда с Крещением медлить нельзя, понимает человек что-то в догматике или нет. Например, умирает человек. Или погибает в грехе, а сам не может выбраться: нужны благодатные силы, одних слов мало, и нельзя терять время, чтобы помочь. Или отправляется в армию, на войну...

Оглашение должно проводиться с учетом ситуации, требует индивидуального подхода и в ряде случаев может быть сведено к минимуму. А при желании оглашаемого - может растянуться надолго, на несколько лет даже. Но без принуждения, без директивы.
Крещение в любом случае не пройдет даром. Ибо это не человеческое, а Божие действие. О котором не нам, грешным, судить.
Простите.
К21 октября 2015, 07:19
Батюшка и Иоанна А.Б.- согласен с Вами.
Не факт, что человек на оглашении что-то услышит, хотя попытка не помешает. Глупо и не правильно требовать спецподготовки от человека желающего родиться во Христе. Он может и молитв не знать, но интуитивно любить Бога и верить сильнее тысячи крещеных. А говорить о том, что на душе никто не станет, рано еще говорить. Зачем то он пришел?
Господь при Святом Крещении может селиться в сердце крещаемого и меняет его в секунду (так было со мной) не спрашивая его, согласно Собственного Промысла. Не забывайте, это - Таинство, не вашего ума дело, зачем Господь привел человека к Крещению и куда Он его поведет.

Хорошая статья и много плохих и злых комментариев. Что с людьми? Покрестили благоразумного разбойника, ни его ни зрителей не спросили, а он только и знал, что "Помяни мя Господи во Царствии Твоем!" Спастись не помешало.

Алена21 октября 2015, 06:15
Правда где-то посередине. Надо учить людей с любовью! Иногда можно и без оглашения крестить. Смотреть на каждого человека в отдельности. Все такие разные. И судьбы, и пути, и мера восприятия. Это крестный путь нашего священства. Дай Бог им рассудительности, чтобы поменьше совершалось ошибок, порой трагических.
Меня крестили дома,в 15 лет, без моего согласия. Священник пришел и даже слова не сказал о Христе. Крестили маму, брата и меня. Я тут же сняла крест. Два года жила без Бога. А потом произошли события, которые резко развернули меня к Спасителю, к храму. И начался мой путь воцерковления - долгий и трудный. Но я убеждена, что Таинство Крещения спасло меня от погибели, и мой Ангел Хранитель привел душу к покаянию.
У каждого свои времена и сроки. Надо просто с уважением относиться к чужому пути.
Петр Пашков21 октября 2015, 04:13
Простите Христа ради, отец Андрей, и вы, дорогие братья и сестры, но все-таки эта статья вызвала во во мне желание вспомнить другой замечательный материал, выложенный на этом сайте несколько лет назад. Один собрат отца Андрея по служению рассуждает в этом тексте о фарисействе, и положительных (именно!) и отрицательных его сторонах. Прочтите, пожалуйста, если Вам не затруднительно.

http://www.pravoslavie.ru/put/59834.htm

Кажется, Крещение без оглашения, исходящее исключительно из любви, несет в себе опасность потворства духовной и душевной лени человеческой. Об этом я говорю с уверенностью, поскольку был крещен во младенчестве, а воцерковился уже во взрослом возрасте, ничего не зная о вере и не понимая ни духа, ни буквы Православия; из-за этого незнания и нежелания что-либо знать я допустил и до сих пор допускаю множество серьезных духовных ошибок (возможно, и то, что я сейчас пишу, также ошибочно).
В конце концов, про любую составляющую нашей уставной, "внешней" христианской жизни, будь то посты, молитвенные правила, огласительные беседы -- все, что угодно! -- можно сказать, что она является не более чем формализмом и фарисейством, а потому нужно этому предпочесть любовь, под которой нередко подразумевается нечто весьма сходное с попустительством.
Простите, отец Андрей.
Священник Пётр (фарисей сын фарисея)21 октября 2015, 01:26
О. Андрей говорит о любви, но священник кроме должности юриста(свидетеля) выполняет должность и лекаря. А что значит для врача поступить по любви? Для врача это значит приложить нужное лекарство к ране. Для одной раны нужна мягкая мазь, для другой пластырь, для третьей нужен нож. И скальпель хирурга тоже работает по любви. Если мы прочитаем древнейшую книгу "Апостольское предание", то обнаружим, что перед крещением человек должен был исправить свою жизнь, а его крестные должны были свидетельствовать о совершившемся исправлении. И только когда человек исправлялся, его приводили к епископу и тот смотрел действительное ли у него покаяние или только внешнее. Мне кажется это замечательная практика и нужно стараться культивировать её на приходах.
Я как священник устал крестить дзен-буддистов, которые и после крещения остаются дзен-буддистами, поэтому я за серьезный подход и не разделяю розового христианства, которое пытается явить о. Андрей.

НН20 октября 2015, 23:42
Очень и очень спорная статья. На мой взгляд.
Как же трудно и страшно быть пастырем!

...«Если человек почувствует, что ему рады в храме, он снова и снова будет стремиться туда прийти"...

- Ох, не знаю... Помню, первые несколько лет я в храме вообще ничего не замечала, а только с большим уважением взирала на стоящих там людей и думала, какие они все хорошие и обязательно спасутся, не то, что я. И целый год выбирала духовника, который не по головке меня бы гладил, а строгого, способного отругать так, чтоб мне стыдно было во второй раз подходить к нему с теми же грехами. И почему меня кто-то должен любить, если я сама никого не люблю?
Виталий М20 октября 2015, 23:26
Юлии и Анне Викторове.
Может и замуж выходить без т.н.конфетно-букетного периода,без желания получше узнать избранника? А то вдруг не понравится что-то и передумаешь замуж выходить? А так утром познакомились,а в обед по венчались! А любовь придёт в процессе, с каждым днём всё больше и больше!


Константин20 октября 2015, 23:21
Вера, как и любовь - СОСТОЯНИЕ: и чувств, и воли, и ума. И ПРИНЦИПИАЛЬНО - ума. И когда с точки зрения ума в "щите веры" (Еф.6.16)дыры - через них человеки поражаемы человекоНЕНАВИСТНИКОМ. И часто - насмерть (те самые 80% крещеного населения), до беснования. Вот Вам пример: у меня на оглашении ну 40-50% говорят, что молятся ИКОНАМ, что икона это КТО. И, соотвественно, думают=(знают)=верят, что вещи "плохие" (иголки, соль под порогом и проч...)могут ими командывать. Разве не дыра в ЩИТЕ веры??? Разве не открытие дверей дьяволу?!!

Иг. Никодим (фарисей)20 октября 2015, 20:20
Отче, так для этого и нужны огластельные беседы, что бы пришедший крестить ребёнка и ничего о Христе не знающий (его Господь привел) и мы должны научить, рассказать, в идеале ПОКАЗАТЬ,ВЕРУ. А не отпихнуться- чего изволите? По крестить? Счас без проблем...
Христос повелел - И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15-16)
Люди не слышали Евангелия, во что крестить? В его "личного бога"? А священник вместо Евангелия и Христа - требу. И все довольны, попу деньги и благодарность за " человеческое" отношение и не формализм, пришедшие окрестили младенца, можно забыть о Христе и церкви,ещё на многие годы, или пока питух жареный не клюнет... Зачем тогда поп нужен? Чтобы требы исправлять? Да быть "классным" батьком? Или ещё обязан Слово Божие нести? Проблем полно с соглашением, но оно нужно, и нужно неформальное.
Анастасия20 октября 2015, 18:51
Мне кажется, это серьезный вопрос - как люди относятся к Таинствам и с какими мыслями к ним подходят. Каждое воскресенье наши местные храмы наполняются родителями, едва успевшими проснуться и разбудить своих детей к Причастию, совершенно не осознающих, к чему, а точнее - к Кому они приобщают своих чад. Естественно, никакого благоговения в этом приобщении нет - это ритуал и не больше. Обращение к какой-то безликой силе, иначе мыслимо ли было бы то, что в эти моменты происходит в храме? Это встреча старых знакомых, они обнимаются, активно общаются, а в это время в алтаре уже идет Причастие. И с крещением, к сожалению, то же. И какой же выход - неужели продолжать эту профанацию Чуда? Сознательно разрушать Православие и превращать его в языческий культ?

Тот, кто хочет узнать, узнает и тогда, когда не встретит нежного приема на приходе. А кто не хочет и так легко поворачивается и уходит, чтобы никогда не вернуться... Значит, ему ещё не время.

Православие либерализовалось до точки, нельзя усугублять и без того грустную ситуацию. Да, христианам не хватает любви. Но это проблема всеобщего охлаждения в вере и к огласительным беседам она имеет лишь косвенное отношение. Беседы нужны, хотя бы для того, чтобы прекратить языческие верования на тему Православия и дать человеку ответ на главный вопрос - нужен ли ему Христос.
Галина20 октября 2015, 18:20
О.Андрей,спаси Господи Вас!Читала и видела наш храм.Если бы статья еще и резонанс ответный вызвала!
Иоанна АБ20 октября 2015, 17:22
Кажется, Станиславский говорил: Не всегда важно, ЧТО говорится, но всегда важно, КАК говорится. Можно и обличить, и пристыдить С ЛЮБОВЬЮ; так, что стыдно станет и сразу же захочется исправляться.
Человек, когда приходит впервые в храм, очень чувствителен именно к этому духу любви: есть ли он здесь? Если есть - он со временем всё сделает: и молитвы выучит, и постоянным прихожанином станет, и храм отреставрирует, если небедный...
Но вот если нет, если пришёл к Богу, а попал как будто в какое-то учреждение - всё, этот человек больше не придёт. В лучшем случае долго не придёт. Иногда, как ни горько, - никогда...
неофит20 октября 2015, 17:02
"Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.","Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам", "Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю." (http://azbyka.ru/m-obyazannosti-krestnyx-i-molitvy-za-krestnikov.shtml)
Светлана Петрушина20 октября 2015, 16:05
1. Статья наводит на двойные стандарты, влечёт к осуждению (в разные моменты - разных людей, что уже есть грех).
2. Не обманывайтесь! Если люди не хотят идти на огласительную беседу - они не думают о Боге, как Смысле жизни, для них таинство крещения на данный момент - лишь формальность!
3. Господь Бог каждому человеку дал свободу выбора! Мы знаем, что жизнь - борьба с самим собой, со своими помыслами! Уговорами к вере Истинной никого не приведёшь.
4. Остаётся молиться! Господь милостив, Сам приводит к вере тех, кто открывает дверь сердца на Его стук!
Пётр20 октября 2015, 15:54
О.Андрей, спаси Господи Вас! Читал вашу статью и такое впечатление сложилось, будто это всё написано о нашем приходе. Не хочу никого осуждать, но именно любви в нём( нашем храме) не хватает, не проходит ни одной службы без ругани и оскорблений со стороны настоятеля. Очень, очень мало людей которые ходят в храм после первой после крещения литургии. Особенно это касается тех кто пришёл крестить детей или креститься вместе с ними. Ведь по словам апостола Павла "Если я говорю языками человеческими и ангельскими а любви не имею , то я - медь звенящая или кимвал звучащий." Простите меня грешного, но мне кажется, что учителем надо быть по призванию, а духовным учителем тем паче.
Маргарита20 октября 2015, 15:38
Дорогой о. Андрей! полностью с Вами согласна: любви нам всем не хватает. Маргарита
Павел20 октября 2015, 15:34
3. Потому, с Крещением, конечно, загадка. Потому хорошо, когда Крещение - это печать на уже некоторый ЗАВЕРШЕННЫЙ этап внутреннего пути (обещание Богу доброй совести). Человек уверовал в Бога и Церковь, он уже в храме часто, только не приступает к Таинствам. Для него уже вера - сокровище. Это - древняя практика, оглашенные. Они ждут до Пасхи, они смиренно выходят на крик диакона "изыдите". Они не устраивают "майдан" с неудобными вопросами (а что, коли помрём мы до Пасхи, некрещёными?!).
Марина20 октября 2015, 15:19
о. Андрей, как верно всё, что Вы сказали! Сколько раз Сам Христос давал почувствовать, что Он неизмеримо добрее, чем иные Его служители. Много слез от них пролито, а как Он утешал и Пречистая Дева тоже... И верно, что вера таинственно и сокровенно цветет в душе, как нежный цветок (...). И про "жемчуг" я также думаю... очень страшно скатиться в фарисейство... оно убивает живой дух...
Павел20 октября 2015, 15:07
2. В дальнешем эта история повернулась так. Слыша мои неистовые завывания, люди скрепили сердца, пошли на беседу, батюшка оказался "хороший", получили бумагу, окрестили - но, конечно же - и мысли нет, чтобы начать ту самую внешнюю церковную жизнь, где одни далёкие от Бога люди фарисейски стоят в храме на службе или в очереди на исповедь, а другие (в священных одеждах, но часто, не зная Бога) - даже что-то возглашают у Престола.
Т.е. богословски тут вопрос один: допустимо ли среди крещаемых и крёстных такое богословское мнение, что вся внешняя церковность является НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ? Вообще, если я пренебрегаю внешней стороной жизни Церкви: не посещаю службы и не пощусь - то это требует покаяния-изменения, или это просто в жизни у меня такой период, когда мне нужно, может быть, принимать другие "духовные лекарства", а молитвословия на славянском, стояние на службах, исключение творога и сала в ср и пт - это м.б. просто я могу отложить до лучших времён? Или всё-таки в храме я не просто стою как пень, а Богу молюсь и получаю душе моей крепость и утешение, а священник голову мою бедную м.б. не просто эпитрахилью сонно накрывает, а совершает Таинство!
Павел20 октября 2015, 14:44
1. Фарисейство, конечно, опаснейшая вещь. Но вот, ответьте мне пожалуйста, что если люди крестят младенца и твёрдо уже решили (знают), что НЕ ХОТЯТ видеть ребёнка церковным человеком, в их понимании. И сами себя никак не видят церковными людьми ни в настоящем, ни в будущем. Церковность имею в виду внешнюю, видимую. Именно то,что, конечно, не даёт ни каких гарантий близости к Богу. Как то посещение Богослужений, пост, молитвы дома, Исповедь и Причащение. У меня на работе был один такой забавный диалог: хотим покрестить внука, да вот, в церкви той требуют пройти беседу, да бумагу получить. А времени-то на это где напасёшься? Эх, найти бы, где покрестят просто так. Я тут не удержался, стал выступать: "Крещение делает человека членом Церкви! Как же вы хотите сделать младенца членом Церкви, а сами-то в храм ни ногой!" Мне отвечает коллега: "Крещение - это просто Крещение. Членом церкви мы ни кого тут не делаем. Мы хотим, чтобы малыш просто был крещён." Вот здесь и была проявлена "вера без знания".
Вера20 октября 2015, 14:34
Реальный случай: приехали в сельский храм немолодая пара, хотят креститься. Батюшка один на приходе, еще два прихода окоримляет,храм восстанавливает, хозяйство, богадельня. Катехизатора нет. Говорит, поездите к нам, походите на Богослужения, потрудитесь, чем сможете. Стали ездить,молились, работали, ну и, по ходу с батюшкой беседовали-готовились. И вот как-то после воскресной литургии заехал к батюшке в храм его знакомый из города-"катехизатор" в городском храме. Батюшка обрадовался, говорит, проведи беседу с супругами, а я их окрещу. Они готовы ко крещению, а так и формальное требование будет соблюдено. "Катехизатор" с ними побеседовал... Больше эти люди в храм не приезжали. И вот батюшка тужит и сетует: зря я их без оглашения не окрестил! Но на все воля Божия!
Димитрий20 октября 2015, 14:09
любовь и разумение!!!да, не хватает всем! жаль, что эта статья появилась тут, многие сейчас впадут в осуждение священства, к сожалению, поводов предостаточно, но не нам судить. Без Воли Божией тоже не получается, м.б. Господь попустил тому старику остаться не крещеным именно для того, чтобы проверить его родных или того священника. А сколько лет крестили без обязательных огл.бесед? А результат? Глядя на статистику – разводов, абортов, наркомании,… и при этом с 90-х увеличение количества храмов, монастырей, священства.
У крещения очень много общего с получением водительских прав. Пришел ученик в хорошую автошколу, к классному водителю, увидел как он водит профессионально авто и попросил права и ему тут же их выдали (без практики, без экзамена) и сказали, приезжай к нам 1 раз в неделю, ждем. А он попросил еще выдать права своим близким, и сказал, что он им передаст ваши пожелания и им тоже наверняка понравится, как вы водите авто. Результат такой выдачи прав примерно понятен, одна надежда на Бога, что Он и права не всем выдает и учит езде.
Юлия20 октября 2015, 13:58
"И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк, 4:26)

Это я к тому, что крестины - событие сакральное. Как Причастие творит невидимую работу в человеке, так и крестины, и соборование, и венчание - вообще, все Таинства. Поэтому - по моему скромному мнению - крестить уклоняющихся от огласительных бесед нужно в первую очередь. Глядишь, через год-другой начнут прозревать их мысленные очи - именно благодаря свершившемуся над ними Таинству. А ставить благоприобретённое мировоззрение отдельного человека выше Таинства - это, извините за резкость, всё равно что отвергать благодать.
Анна Викторова20 октября 2015, 13:39
Ждала такую статью. Спасибо.
Я крестилась, слава Богу, без бесед. Иначе я после 2-3 уже передумала креститься бы. Зачем? Я ведь жила как-то без этого раньше. Господь это предвидел и отправил меня туда, где нет этих бесед. А беседы я потом прошла, перед Таинством Причащения. И вот знаете, друзья, после того, как я покрестилась, необыкновенная сила меня вытолкнула из бездны на поверхность. Не знаю, как словами описать благодарность, которую испытываю к Господу за то, что Он принял меня... И никакие беседы мне бы этого не дали.
А на беседах нам рассказывали, что нужно Бога призывать, когда борщ варишь и скачать приложение какое-то про воздушные мытарства. Игра мол такая есть...
Беседы ведь тоже люди ведут и оглашают они со своей жизненной позиции и своего опыта... А к Богу можно всю жизнь идти... Крещение же - это только начало этого пути. И правильно батюшка в статье сказал, что Тайна эта только самому человеку доступна и Богу...
Вот такие вот мысли у меня на этот счет.


И Р20 октября 2015, 13:14
Спаси Господи!
Не раз приходилось общаться с людьми, которые не захотели двигаться дальше сквозь фарисейскую завесу.
Слова "глупым здесь не место" интереса не прибавляют.
Не "дипломы" надо проверять о прослушанных курсах (так мы до продажи в метро таких удостоверений дойти сможем), а именно показать всю красоту православной Веры, которая неизбежно вдохновит стремящегося к Богу человека в том числе и на изучение Священного Писания.

Слава Богу за всё!
раб Божий иоанн
Ирина20 октября 2015, 12:33
Отец Андрей! Спасибо вам за статью. Видимо, мы не можем без "обязательного порядка". Приходилось мне в 90-е годы общаться с французом на моем грамматически безупречном французском языке. Но, когда однажды надо было сказать какое-то слово типа игольное ушко, растерялась. На что мой знакомый сказал, ты обратила внимание, что по-русски практически никто из иностранцев не говорит так же грамотно? Потому что у нас главное- словарь, а не грамматика. Без условного наклонения, без согласования времен тебя поймут, а без слов-нет. В православии любовь и есть словарь, средство для взаимопонимания. Крещеный человек обязательно придет в храм и выучит молитвы во время богослужения.
Людмила20 октября 2015, 12:10
Андрей или Александр Ткаченко?
Ольга20 октября 2015, 12:02
не убавить и не прибавить. все в точку. Вспоминаю как пришли с дочкой на исповедь. она была в первый раз в первую неделю Великого поста. Готовилась и очень волновалась, но ее батюшка развернул. Сказал, что ты еще не к покаянию (???!!!!). Я была в шоке, честно говоря.Она ушла со слезами и сказал, что пока вообще не готова идти в храм. А я очень переживаю за нее и молюсь каждый день. Спаси вас всех Господь.
анна20 октября 2015, 11:59
от Андрей ,мне нравятся Ваши рассказы,давно читаю и люблю читать их ,вы имеете смелость говормть о многом о чем говорить не принято и,считаеться искусительным.Я мама от. ДАНиила и очень Вам благодарна за защиту его имени и понимания его...А по поводу огласительных бесед есть одна великая опасность, когда приносят крестить младенцев от бабок колдуний ,которые не беруться лечить некрещеных деток ...но простите меня , Вы и сами это знаете А рассказ Ваш ,как всегда о насущ.Спаси Вас Господином ,так что ,помогай Вам Господь
Людмила Сел.20 октября 2015, 11:54
Спасибо, отче! Прямо в сердце! Больно читать об описанном случае!!!!!!! Да, по сердцу надо, а не по букве.
Антон Ребров20 октября 2015, 11:24
Через всю статью о.Андрея проходит основная мысль, что мол любовь главное проявить, крестить нужно всех подряд, кто только просто заглянул и раздумывает еще нужно ли ему это, а его нужно непременно крестить и как можно скорее. и объяснять ничего ненужно, мол смотрите вот фарисеи знали закон, а Бога не знали, и распяли, что Господь наш Иисус Христос говорил о том, что кто веру имеет и крещен будет - спасется... но, О.Андрей почему то умалчивает, Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и добавил: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20)... и еще в послании апостола Иакова сказано: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе."
и если Вы, как священник имеете любовь к человеку, имейте и рассуждение, что лучше человеку креститься ничего не ведая о вере и без желания узнать, уйти на следующий день после выгонки беса из сердца, обрести семь злейших? и тем самым дав поистине великий подарок бесам - воина христова (новорожденного) не знающего как защищаться и, что он на войне - отправляете его в погибель....
Климент Мирвода20 октября 2015, 11:07
Спасибо за статтью. Иногда у меня проскакивали такие строгие мысли о людях которые приходят ко Крещению. Теперь понимаю что надо изменять отношение
Лидия г.Воронеж20 октября 2015, 10:32
Дорогой наш батюшка!. Очень любим читать Ваши творческие работы. Сколько в них любви, глубины, знаний, божеского подхода к нам. заблудшим овцам. Как нам хочется, приходя в Храмы, чувствовать на себе такую отеческую любовь и заботу на пути ко Христу. Спасибо Вам, долгих лет жизни, крепкого здоровья!
Очень ждем новых встреч с Вами на сайте Православие.ру.
неофит20 октября 2015, 10:12
не совсем понял, статья как исповедь или как проповедь?! Потому что как исповедь принять можно, а вот как проповедь с большим трудом. Отец Андрей пишет о Боге, но как то странно..."их отец под конец жизни захотел креститься и ему в церкви отказали и он умер некрещенным" - получается заблудшая овца пришла к Хозяину, а "злой наемный пастух" отогнал ее. Здорово, но как то совсем по земному!!! По этому случаю есть другое мнение, и мне кажется оно более согласуется с понятием Церкви Христовой....Господь не принял в стадо свое сего человека, видя его внутреннее состояние, а то что родственники обиделись, так Вам должно быть известно, что обида есть проявление гордыни. К большому сожалению, сегодня, более половины народу идут крестить детей не облекая во Христа, а за "амулетами" и "оберегами". И нет там ни какой веры. Да и в Евангелие, то что приводит отец Андрей, это единичные случаи, а в большинстве своем простой народ просит удалится от своих пределов Христа, ибо не желает Его принимать, т.к. руководствуется миром сим - "И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их" (Матф.8:34)
Тамара20 октября 2015, 09:51
О. Андрей, спасибо большое за статью. Все верно, пытаемся жить по букве, а не по духу. Господи, подай нам всем любви нелицемерной. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×