Киевский патриархат: статистика вместо духа и благодати

Количество общин, монастырей, монашествующих и священнослужителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, «Киевского Патриархата» (Упц кп) и «Украинской автокефальной православной церкви» (Уапц). Данные на 1 января 2015 года Количество общин, монастырей, монашествующих и священнослужителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, «Киевского Патриархата» (Упц кп) и «Украинской автокефальной православной церкви» (Уапц). Данные на 1 января 2015 года
    

В течение последних месяцев представители Киевского патриархата активно и системно продвигают на различных уровнях информацию о том, что их церковь поддерживает большинство населения Украины. Параллельно с этим процессом время от времени в СМИ публикуются данные той или иной социологической службы, которые нацелены на подтверждение состоятельности слов спикеров т.н. УПЦ КП.

При этом данные называются разные. Впрочем, важно не их приблизительное совпадение, а повторяющаяся демонстрация того, что по многим показателям Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) уступает чуть ли не в несколько раз своим главным «оппонентам» – Киевскому патриархату.

Например, одно из исследований, которое получило серьезную огласку в СМИ, зафиксировало для УПЦ МП довольно мрачную картину. Речь идет о февральском социологическом опросе, проведенном четырьмя компаниями: Центром социальных и маркетинговых исследований SOCIS, Социологической группой «Рейтинг», Центром Разумкова и КМИС. В нем приняло участие 25 тысяч граждан Украины.

Согласно результатам исследования, из тех, кто относит себя к православным верующим, 38% ассоциируют себя с т.н. УПЦ Киевского патриархата, почти 20% – с УПЦ МП и всего лишь 1% – к УАПЦ. При этом сторонники УПЦ МП преобладают над сторонниками т.н. УПЦ КП всего лишь в 4 областях Украины.

При этом примечательно, что появление соответствующих опросов практически совпало по времени с очередной реанимацией процесса объединения УАПЦ и Киевского патриархата. В рамках многочисленных обсуждений было сломано множество копий по поводу того, на каких принципах должно происходить слияние двух религиозных структур. Представители т.н. УПЦ КП, оперируя имеющимися у них социологическими и статистическими данными, настойчиво продавливали приоритетность своего сценария объединения. В ответ на возмущение своих партнеров из УАПЦ они де-факто выдвинули простой аргумент: «Нас больше, поэтому мы правы».

Впрочем, этот момент следует воспринимать только как тактическую составляющую. Существуют мнения, что социологические и статистические данные нужны Киевскому патриархату для продвижения более глобальных целей.

Так, в журналах заседания Священного синода т.н. УПЦ КП, которое проходило 27 июля 2015 года, можно встретить весьма интересный фрагмент: «Украинская православная церковь Киевского патриархата рассматривает себя исключительно как наследница древней Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата и в этом качестве, опираясь на неоднократные решения Соборов и заверенную многочисленными социологическими опросами волю большинства православных жителей Украины (всего около 20% православных верующих относят себя к Церкви Московского Патриархата)…»

В контекст этого пассажа ложится и недавнее заявление «патриарха» Филарета, которое он сделал на заседании в честь 400-летия Киевской православной богословской академии. Его суть можно описать одним предложением: объединение украинского православия будет проходить на базе Киевского патриархата. Откуда такая уверенность? Всё просто: глава т.н. УПЦ КП опять прибегнул к жонглированию столь удобными для него статистическими данными, заявив о приверженности целых 40% православных украинцев Киевскому патриархату, только 20% – УПЦ и совсем ничтожных 1,2% – УАПЦ.

Статистика – инструмент в игре Киевского патриархата, цель которой – добиться канонического статуса от Константинополя

Эти примеры подталкивают к мысли о том, что упомянутые социологические исследования появились не просто так. Так или иначе они помогают т.н. УПЦ КП в решении целого ряда задач. В первую очередь в «подтверждении» статуса «самой большой православной» конфессии Украины. Оперируя этим фактором, Киевский патриархат желает добиться права говорить якобы от имени большинства православных украинцев и придавать на этой основе незыблемый вес некоторым своим инициативам. В частности, попыткам обрести на выгодных для себя условиях канонический статус из рук Константинопольского Патриархата.

В теории у Киевского патриархата всё складывалось гладко. Однако жизнь не терпит надругательства над правдой и реальностью.

30-тысячный крестный ход верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 30-тысячный крестный ход верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
    

На праздничный крестный ход Киевского патриархата вышло 3 тыс. человек, а в крестном ходе УПЦ Московского Патриархата шли 30 тыс. верующих

Нокаутирующий удар по статистическим «рекордам» т.н. УПЦ КП нанесло празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. 27 июня по улицам Киева прошел грандиозный ход верующих УПЦ, в котором приняли участие свыше 30 тысяч человек. На следующий день Киевский патриархат вывел на улицы своих сторонников. По самым оптимистическим данным, их собралось около 3 тысяч человек.

В контексте этого возникает один интересный вопрос. А именно: как так получилось, что т.н. УПЦ КП, за которой социологическими исследованиями «закрепили» самое большое количество православных прихожан Украины, вывела на ход минимум в 10 (!) раз меньше людей, чем Украинская Православная Церковь?

Ведь нельзя сказать, что празднование 1000-летия преставления князя Владимира было рядовым событием. И что в т.н. УПЦ КП к нему всесторонне не готовились.

Значит, скорее всего, дело в ином. А именно – в существенном разрыве между «бумажными», навеянными опросами показателями и реальностью.

В свете сказанного также стоит отметить, что сомнение вызывают не только данные социологических исследований, отдающих лидирующее положение Киевскому патриархату, но и иная связанная с ним статистика.

Об этом, в частности, в интервью информационному агентству «ЛигаБизнесИнформ» упомянул глава УАПЦ митрополит Макарий. Отвечая на вопрос о том, какая конфессия будет крупнейшей после объединения автокефальной церкви и «филаретовцев», он сказал: «По числу реальных приходов или бумажных? Это разные цифры, поэтому их трудно назвать. Бумажных – по себе скажу. В Таврической епархии у нас на бумаге 54 прихода, а действующих – 32. Потому что нет священников, нет помещений. Это огромные средства. Есть села, в которых приходы зарегистрированы, но денег хотя бы на часовню нет. Понятно, что больше приходов будет у Киевского патриархата. Хотя с бумажными приходами у них ситуация не лучше».

Для полного понимания сказанного необходимо обратиться к статистическим данным Государственного департамента по вопросам национальностей и религий, которые датируются 1 января 2015 года.

Они зафиксировали следующую расстановку сил.

Церкви

Религиозные общины

Монастыри,
монахи и монахини

Священнослужители

Украинская Православная Церковь

12241

207
4869

10180

Украинская православная церковь Киевского патриархата

4738

62
221

3230

Украинская автокефальная православная церковь

1225

13
12

710

Приведенные данные весьма интересны. В особенности по следующим двум показателям.

Как видно из таблицы, в Украинской Православной Церкви насчитывается 207 монастырей и 4869 монашествующих.

В т.н. УПЦ Киевского патриархата – 62 монастыря и (прошу особого внимания!) 221 монах.

В Украинской Православной Церкви – 4869 монашествующих; у Киевского патриархата – 221

Просто сопоставьте: 4869 и 221.

При этом по количеству приходов УПЦ превышает Киевский патриархат почти в три раза. Если провести грубую аналогию, то можно было бы ожидать такой же пропорции по монашествующим (интересно, что по количеству монастырей пропорции практически идентичны – в 3,3 раза).

Количество монастырей и монашествующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, «Киевского Патриархата» (Упц кп) и «Украинской автокефальной православной церкви» (Уапц). Данные на 1 января 2015 года Количество монастырей и монашествующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, «Киевского Патриархата» (Упц кп) и «Украинской автокефальной православной церкви» (Уапц). Данные на 1 января 2015 года
    

Предположим, что количество монахов т.н. УПЦ КП равномерно разбросано среди существующих там обителей. Получается, что на каждый монастырь приходится по 3–4 человека (если где-то их больше, то, значит, в определенных обителях их меньше; в силу этого не стоит исключать существования монастырей, при которых может теоретически трудиться один монах). В общем, эти цифры всё равно поражают: всего лишь 3–4 человека.

Почему этот момент настолько важен? Всё просто. За последнее время в СМИ неоднократно поднимался вопрос о целесообразности передачи Киево-Печерской и Почаевской Лавр в руки «правильной патриотической конфессии».

Если Лавры будут переданы Киевскому патриархату, найдутся ли для них монахи?

В свете сказанного возникает вопрос: в случае перевода Лавр в юрисдикцию Киевского патриархата у них банально найдутся люди, чтобы занять место нескольких сотен монахов УПЦ, которые сейчас подвизаются в упомянутых святынях? Ведь за все годы своей «независимости» Киевский патриархат сумел выдвинуть из своих рядов только чуть более 200 монахов. А это очень неприятный для них показатель. Ведь приблизительную силу Церквей следует фиксировать не по количеству сторонников, которые зачастую определяются со своей конфессиональной принадлежностью во время соцопросов, а по другим показателям. В первую очередь – по количеству монахов.

Этот момент нельзя недооценивать. Приведу всего лишь один пример, который весьма красноречиво и однозначно всё поясняет. Преподобный Феодор Студит назвал монахов «нервами Церкви», поскольку они – это ее центр, фундамент и главная движущая сила.

Исходя из этого, за потенциальную судьбу Лавр становится страшно. Монашеская молитва там просто может угаснуть.

Вполне возможен и еще один вариант.

Адрес для занятий йогой Адрес для занятий йогой
    

Вспоминаются некоторые рекламные материалы в Интернете. Например:

«Йога мира.

Мы находимся в самом сердце древнего Киева, в Выдубицком монастыре (принадлежит т.н. УПЦ Киевского патриархата. – М.К.), рядом с Ботаническим садом. Атмосфера мира и покоя, чистый воздух, красивый сад, уютные залы и помещения помогут сделать занятия максимально эффективными.

Также для вас:

  • Индивидуальные занятия и консультации
  • Тематические семинары
  • Ци-гун
  • Мини-группы
  • Медитации
  • Эзотерические путешествия
  • Эзотерическая литература
  • И многое-многое другое!»

Не исключено, что подобного рода тексты являются следствием дефицита монахов в монастыре. И что это вынуждает обитель сдавать свои корпуса в пользование различным структурам, часть из которых, как показывает определенная практика, может исповедовать в находящемся под омофором Киевского патриархата месте далеко не православные ценности.

В целом же всё сказанное выше – серьезный повод задуматься для тех украинцев, которые относят себя к православным верующим. На вопрос: «Что важнее: статистика и данные опросов или дух и благодать?» – каждый должен ответить сам. Откровенно и непредвзято. Ведь от полученного ответа зависит вся наша последующая жизнь…

Максим Костенко

20 октября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Каноны Святой Православной Церкви говорят... Каноны Святой Православной Церкви говорят...
Протодиакон Константин Маркович
Каноны Святой Православной Церкви говорят... Каноны Святой Православной Церкви говорят...
О некоторых канонических аспектах «принятия в общение» бывшего митрополита Филарета (Денисенко) и его последователей Синодом Константинопольского Патриархата
Протодиакон Константин Маркович
Презирая каноны в угоду интеграции со схизматиками, Церковь рискует сама перестать быть «столпом и утверждением истины» и превратиться в большое схизматическое сообщество.
В стиле эпохи Борджиа В стиле эпохи Борджиа
Тарас Мельник
В стиле эпохи Борджиа В стиле эпохи Борджиа
«Объединительный собор» в Киеве: ход проведения, итоги и перспективы
Тарас Мельник
Де-факто с подачи Фанара произошла простая легализация раскольнических структур.
Порошенко снова заявил о необходимости создания на Украине «своей» церкви Порошенко снова заявил о необходимости создания на Украине «своей» церкви
"Вопрос создания единой поместной Церкви является чрезвычайно актуальным"
Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний: Преодоление раскола без УПЦ невозможно Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний: Преодоление раскола без УПЦ невозможно
"Мы видим, что иерархи Константинопольского Патриархата, посещая Украину, фактически игнорируют Украинскую Православную Церковь"
П.Порошенко: Украине нужна «своя» церковь П.Порошенко: Украине нужна «своя» церковь П.Порошенко: Украине нужна «своя» церковь П.Порошенко: Украине нужна «своя» церковь
Также сообщается, что в день Крещения Руси Петр Порошенко отправился в храм так называемого "киевского патриархата". Ни один представитель государственной власти Украины не посетил праздничную литургию, которую совершил Блаженнейший Митрополит Владимир в Киево-Печерской Лавре.
Встреча замгенсека НАТО с т.н.главой УПЦ КП не способствует миру, - МИД РФ Встреча замгенсека НАТО с т.н.главой УПЦ КП не способствует миру, - МИД РФ Встреча замгенсека НАТО с т.н.главой УПЦ КП не способствует миру, - МИД РФ Встреча замгенсека НАТО с Филаретом (Денисенко) не способствует миру, - МИД России
"Похоже, в альянсе отовы переступить через любые морально- этические нормы, вторгаясь теперь уже в духовную сферу"
Киевские раскольники наградили Коломойского орденом «За любовь к Украине» Киевские раскольники наградили Коломойского орденом «За любовь к Украине» Киевские раскольники наградили Коломойского орденом «За любовь к Украине» Киевские раскольники наградили Коломойского орденом «за любовь к Украине»
"Епископ" Днепропетровский и Павлоградский Симеон (самопровозглашенный "Киевский патриархат") удостоил экс-губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского ордена.
На Волыни раскольники избили священника На Волыни раскольники избили священника
Отца Ростислава со спины ударили по голове палкой, в результате чего он получил гематому.
Украинцы больше всего доверяют Церкви, - опрос Украинцы больше всего доверяют Церкви, - опрос Украинцы больше всего доверяют Церкви, - опрос Украинцы больше всего доверяют Церкви, - опрос
Респонденты отбирались по квотной выборке, представляющей взрослое население Украины по региону проживания (область), полу и возрасту.
Комментарии
Анатолий22 октября 2015, 12:18
Не может человек знающий о Христианстве и о Православии на уровне монашествующего, быть монахом ""Киевского патриархата"" и тем более автокефалии. Это просто несовместимо быть монахом и участвовать в расколе.
А при проведении социологических опросов, у людей считающих себя православными, надо спросить знают ли они хотя бы Символ Веры, а после интересоваться их мнением по вопросам Церкви.
Спасибо за статью!
Спаси Вас Господи!
Кафолик21 октября 2015, 13:33
Церковь Денисенко похожа на инспирированную большевиками обновленческую. Причем тогда они были жесткими интернационалистами с идеей мировой революции. Потому что вселенская империя антихриста религиозна и мистична в своей связи с силами зла. Которые многие и злом-то уже не считают. И ей нужна своя "вселенская церковь",включая "православную".
Любовь Украина21 октября 2015, 12:58
Спаси Господи за статью, Господи помилуй и спаси нас грешных, укрепи в нас веру Христову.
Людмила20 октября 2015, 20:19
Что не от Бога,все равно не устоит,как бы люди не старались.А для нас-проверка нашей веры.
елена20 октября 2015, 12:59
Господи не дай Украине стать под преводительство самозванного "партиарха",не отдай наши церкви раскольникам , ведь и помолиться негде будет,если придут эти раскольники и силой заберут церкви, ведь добровольно им их никто не отдаст,все знают что говорил Лаврентий Черниговский и батюшка Зосима, держаться вместе каноничекой церкви.
патриот Украині20 октября 2015, 12:26
Господи, открой очи духовніе всем ходящим во тьме "филаретовщині" православним нашим братьям и сестрам!
Лариса Воронина20 октября 2015, 12:11
«Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл». Или – какой клирик не мечтает стать патриархом? (шутка) Дело ведь не просто в обмане. Что обман, мало его в жизни? А в том, как будет закреплена необратимость процессов, то есть, кто сделает (или не сделает) обман реальностью. И то и другое во власти древних Канонических Церквей. Если кто-то из имеющих священную власть иерархов дрогнет, то бывшая часть России уже вместе со своей церковью (и общими святынями) продолжит дрейф в сторону от Русского мира.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×