«Посвятить себя Богу из всецелой благодарности Ему»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) о выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним

Даже среди христиан нет одинакового отношения к монашеству. Перед монашеским образом жизни преклоняются и не могут понять его, одни считают его верхом христианской жизни, другие – ненужной крайностью.

В беседе с настоятелем московского подворья Оптиной Пустыни архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) мы касаемся лишь вершины этого айсберга: говорим о вызывающем наибольшее непонимание, но самом главном, монашеском обете — послушания. Также говорим о том, можно ли ошибиться, уйдя из мира, об «эгоизме» монахов и родительском благословении на иноческий путь. И, конечно, о том, как и почему люди избирают узкий путь монашества.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
    

В монахи – из благодарности Богу

Отец Мелхиседек, одно из самых распространенных предубеждений о монашестве: в монастырь уходят те, кому не удалось реализовать себя в обычной жизни. Сколько в этом правды?

— Когда меня спрашивают люди светские, особенно молодежь: «Как Вы пришли к монашеству?», и я им рассказываю следующую шутку: «У меня была несчастная любовь, я шел по улице, на меня свалился кирпич, а в больницу приехали монахи из Троице-Сергиевой Лавры, тайным образом меня вывезли и в бессознательном состоянии постригли в монахи. Когда я очнулся, то понял, что это вроде бы неплохо».

Я отшучиваюсь, потому что все-таки для светского сознания это невместимо. Отсюда, из этой невместимости, и возникают мифы о несчастной жизни, о том, что люди не нашли себе применения.

Знаете, есть очень мудрое выражение: слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. Монахами становятся по любви к Богу или из-за того, что человек ищет особого образа покаянной жизни. И понять монашескую жизнь может только тот, кто ее вкусил и кто ее ведет. Как понять, что такое море, когда ты ни разу его не видел? Или как объяснить австралийскому аборигену, каково на вкус мороженое, если он его не ел никогда? Поэтому Писание говорит: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Чтобы увидеть, понять — надо вкусить.

По каким причинам Вы ушли в монастырь?

— Я принял монашеский постриг в 24 года, движимый следующей мыслью: посвятить себя Богу от всецелой благодарности Ему.

Будучи воспитан в неверующей семье, я впервые столкнулся с Евангелием в 17 лет. И оно перевернуло мою жизнь. Тогда я про себя подумал: «Я ведь шел абсолютно не в том направлении — не к Богу. Если бы не произошло встречи с человеком, который дал мне Евангелие, то моя жизнь текла бы в обыкновенной мирской логике: учеба, потом работа, семья (а с моим-то характером неизвестно, что бы осталось от нее). Я бы не узнал самого главного!..». Вот тогда впервые и возникла мысль о посвящении себя Богу: если Он меня реально спас от большой беды, то моя жизнь не может теперь течь обычным чередом, как у всех людей. Она каким-то образом должна быть посвящена Ему, чтобы отблагодарить за спасение.

Вам не казалось, что Богу может посвятить себя и мирской человек?

Я искал абсолютной посвященности жизни Богу

— Я искал абсолютной посвященности жизни Богу. Верующему человеку вполне можно было бы «найти себе применение» в миру, женившись и пойдя священническим путем, например. Большинство людей выбирает средний путь — путь хорошей христианской жизни, что совсем не плохо. А у меня был максималистский подход: мне хотелось не распыляться, а целиком посвятить себя Ему. А где всецелая отдача себя Богу, когда сама твоя жизнь посвящена Творцу? В монашестве.

Православные монахи. Загорск, 1958 год. Фото: К.Капа Православные монахи. Загорск, 1958 год. Фото: К.Капа
    

Зачастую решение принимается импульсивно, особенно в молодом возрасте. Молодости свойственен максимализм. Не может тут вкрасться ошибка?

— Мысль хорошая. Но я и сейчас, в 53 год, о своем юношеском решении не пожалел. Потому что в моем случае это был осознанный, глубоко продуманный шаг. Мое желание монашеской жизни осуществилось спустя семь лет: в 17, уже через несколько месяцев после того, как пришел к вере, я принял такое решение. И постепенно начал этот путь осуществлять, в течение этих лет много раз проверяя себя. Учился, работал, затем служил в армии и уже там готовился к монашеской жизни. Затем поступил в семинарию, где передо мной был пример отцов Троице-Сергиевой Лавры и моих сверстников, которые писали прошение и принимали постриг. Я мог это примерять на себя.

Когда люди мне вдруг говорят: «Пойду в монастырь и стану монахом!», я отвечаю: «No!»

А когда люди мне вдруг говорят: «Я пойду в монастырь и стану монахом!», я отвечаю: «No!». К тому, что человек любит, он готовится заранее. Тот, кто хочет быть профессиональным военным, в солдатики начинает играть еще в детстве. Если его намерение серьезно, то он еще школьником будет ходить в добровольное спортивно-армейское отделение — были раньше такие военизированные кружки по подготовке юношества, где прыгали с парашютами, гоняли на мотоциклах.

Какой была Ваша подготовка к монашеству?

— У меня монастырь начался на кухне. Я спрашивал: «А какой у монахов образ жизни? Что такое монашеское правило?» Образ жизни — один, совершенно конкретный: это жизнь максимально по Евангелию, которое для монашествующего — абсолютный ориентир. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Монашество есть не что иное, как обязательство с точностью исполнять Евангельские заповеди». Монах Евангелие хочет исполнить жизнью своей. И монахом он обязан быть не только в храме, но и везде, в любой обстановке — «в многолюдстве или в глубочайшей пустыне», как говорил тот же святитель Игнатий.

Бог хочет, чтоб его дети не только между собой разговаривали, но разговаривали и с Ним. А наилучшая возможность общения с Богом — в монастыре, где нет всецелого, многотрудного попечения о жизни.

Разве попечение Вас не коснулось?

Спустя три месяца я был назначен экономом Оптиной пустыни. И все. Моя уединенная жизнь кончилась

— Оно меня потом накрыло: через два года после принятия монашества. В 1987 году я принял постриг, 29 ноября, а через год, в 1988 году (как раз когда я закончил семинарию) патриарх Пимен решил направить в Оптину пустынь «десантную группу»: в нее вошел наместник Оптиной, архимандрит Евлогий, два иеромонаха (один из них — я), два дьякона и четыре семинариста. Спустя три месяца я был назначен экономом Оптиной пустыни. И все. Моя уединенная жизнь кончилась, я стал «прорабом и строителем» на всю жизнь. Страшно не любя это...

Оптина пустынь. Введенский собор до восстановления Оптина пустынь. Введенский собор до восстановления
    

О послушании

Вы, будучи монахом, не могли этому воспротивиться?

— Дело в том, что это была жизненная необходимость. Хоть мне и не нравилось это дело, но я рассуждал так: а кто иначе будет этим заниматься? Из нас четверых кто-то должен! Есть чувство хотения и есть чувство долга, и не всегда они совпадают. Поэтому послушание — оно может делаться по любви к делу, а может делаться по чувству долга.

Послушание — значит ли беспрекословное и бездумное исполнение?

— Я категорически против этого: я собратьям всегда говорю, что мы дело должны делать по любви, и сам стараюсь так поступать.

Что значит в этом случае «по любви»?

— Это значит из любви к своей семье, к своей братии, а не к этому делу. Не как рабы и не как наемники. Монастырь – большая семья. Ты можешь любить или не любить свое дело, но пойми, что оно необходимо для семьи, а значит его надо исполнить наилучшим образом. Употребив для этого свою волю и свои мозги.

Например, у нас летом около храма сажали туи. Вот задание тебе: посади тую. Посадил. А ты колышек к ней прибил и обвязал ее, чтоб ее ветром не наклонило? Ты ее от солнца накрыл в тридцатиградусную жару? Да, никто тебе подробных инструкций не дал, но надо было самому подумать и сделать так, как для себя. Как апостол Павел говорит: «Все, что делаете, делайте от души, как для Бога».

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе - московское подворье Оптиной пустыни Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе - московское подворье Оптиной пустыни
    

Монах — эгоист?

Многим монашествующие представляются мрачными людьми, строгими, неприветливыми. Ясно, что это стереотип и упрощение, но оно имеет свои корни?

Самые жизнерадостные, самые смешные люди — это монахи!

— Самые жизнерадостные, самые смешные люди — это монахи.

Люди этого не видят, потому что они монахов наблюдают только при исполнении служебных обязанностей. Большей частью нам видна «парадная» монастырская жизнь. На параде же как? Все, как оловянные солдатики, серьезные, маршируют в ногу. Но в жизни-то они могут быть совершенно другими. Так и здесь. Мы не видим более тесного человеческого общения.

    

Зачастую монахов обвиняют в эгоизме: у мирян есть обязанности по отношению к семье, к государству, они участвуют в общественной жизни, что-то созидают. А монастырь, говоря упрощенно — закрытая система, где каждый занят только собой...

— Надо понимать, что представление о монастыре как сборище лентяев, которые отдыхают под видом духовной жизни и ни о ком не заботятся — это иллюзия. Люди в мирской жизни столько не трудятся, сколько трудятся эти монахи! Скажем, Ватопед — монастырь на Афоне, откуда в Россию был принесен Пояс Пресвятой Богородицы — ежедневно принимает 500 паломников. Для них надо закупить продукты, привезти, приготовить, накормить всех и после этого помыть посуду, а еще перестирать постельное белье — в основном, паломники на одну ночь остаются. И еще успевать бывать на всех богослужениях. Даже скиты без гостей не бывают.

Нет такого монаха, который в монастыре ничего не делает ни для братства, ни для паломников.

Спрашивается: эгоизм тут или не эгоизм?

Святитель Григорий Богослов говорит, что монах — это тот, кто живет для Бога, и притом для Него одного. Не получается ли тут противоречия?

Наша жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон»: тесто – дела, крем – молитва, а пудра – смирение

— Я когда-то задал похожий вопрос отцу Иоанну (Крестьянкину): как совместить многообразные послушания, повседневные заботы и молитву? Он на это сказал: «Наша жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон»: тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Если будет одно тесто, то есть одни дела, попечения — невкусный торт получится. Если будет один крем (одна молитва) — слишком приторный. Крем и тесто должны перемежаться, тогда будет хорошо». Я спросил, что такое пудра. Отец Иоанн говорит: «А пудра — это смирение». Без него ничего на пользу не пойдет.

Редкое призвание?

Можно сказать, что монашество — редкое призвание, и самому искать его не нужно?

И желание монашества, и исполнение этого желания — от Бога

— И желание монашества, и исполнение этого желания — оно от Бога. Сама мысль об этом — от Бога. Спрашивается, что же от человека? Согласие. Волевое желание это свое хотение исполнить.

Например, ты захотела мороженого, у тебя есть деньги, и ты знаешь, где его купить. А идет Великий пост... Есть желание, есть возможность, но ты этого не делаешь — не даешь своего согласия.

Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru
Чувство любви к монашеству вкладывает Бог. А до воплощения не всякий доходит.

Поэтому я уверен, что не мы выбираем этот путь. По крайней мере, по себе я могу так судить. Когда я согласился с мыслью о монашестве, с желанием стать монахом, у меня словно «зеленый свет» включился во всем. И я в этом вижу призыв Божий.

Это призыв можно спутать с чем-то? С собственными мечтами, с эмоциями, с неофитским восторгом?

— Нет. Когда человек сомневается, значит, он не так сильно любит Бога, чтобы посвятить себя Ему. И монашеская жизнь для него будет, как мы ее называем, «на полусогнутых».

А когда желание монашества непреодолимо, ты будешь к нему стремиться, несмотря на то, что все обстоятельства будут против.

Почему говорится в Евангелии: «Враги человеку домашние его» (см. Мф. 10:34-38)? Это говорится в том числе о желающих монашеской жизни. Ни одна мать, ни один отец с легкостью не благословляют своих детей на этот путь. Зачем далеко ходить? Родители преподобного Сергия Радонежского сказали ему: «Сначала доходи нас и только потом делайся монахом». И он этот долг сыновний исполнил. Даже они не согласились при жизни расстаться со своим сыном.

Мало того, будущего преподобного Феодосия Киево-Печерского мать избивала и насильно возвращала из монастыря. Вот он свою мать не послушался и посвятил жизнь Богу.

Как все по-разному. Значит, дело не в отречении от родителей, как представляется, и, тем более, не в нелюбви к ним...

— Дело не в этом. Дело в приоритетах. Когда человек решился посвятить свою жизнь Богу, то Бог стал на первом месте. Это не значит, что родители — на последнем. Они стали на втором, а второе — это тоже очень большое место!

Нужно ли человеку благословение родителей, чтобы идти в монастырь?

— Желательно. Но не обязательно.

У оптинских старцев, к примеру, такое наставление есть: на женитьбу, замужество и монашество ты должен получить благословение родителей. Кроме того, как говорили святые отцы, «сеющий с благословением, с благословением и пожнет».

Я семь лет к монашеству шел. И последним препятствием на моем пути было отсутствие благословения моей неверующей мамы на поступление в монастырь. Духовник сказал: без этого нельзя. Я говорю: «Но мама ведь не верующая. Она же в принципе не может дать такого благословения!». И она действительно мне говорила: «Все, что угодно, только не это! Можешь поступать в семинарию, но только не делайся монахом».

Но однажды она приезжает в Лавру, где я учился уже в семинарии, какая-то грустная, и разговор у нас не клеится. Я спрашиваю:

— Что случилось?

— Ничего.

— Ты какая-то не такая.

На что она мне говорит:

— Ты, наверное, монахом будешь.

— Мам, с чего ты это взяла? Посмотри, какие регентши ходят!.. А еще учиться три года. Выбрось это из головы — еще столько времени должно пройти.

— Нет, ты будешь монахом.

— Почему ты так решила?

— Мне сон приснился. Меня такая грусть взяла вечером, и я с этой грустью уснула...

А дело в том, что она осталась одна. Отец оставил нас, когда я в первом классе учился. Старший брат женился, ушел из семьи, а я служил в армии, и мама меня не видела. Вернулся из армии и успел дома пожить пару месяцев: в июле демобилизовался, а в августе уже в семинарию поступил и уехал в Лавру. И опять два года она меня толком не видела...

Мама и рассказывает:

— Я с этими грустными мыслями засыпаю. А во сне слышу властный, сильный голос: «Галина! Ничего не бойся. Твой сын будет монахом». Я просыпаюсь в слезах, и мысль одна: «Я не хочу этого, мне этого не надо!» Разум одно говорит, а чувства — другое. Но этот голос, который не могу забыть, поселил такое успокоение в душе. Словно некий внутренний стержень появился...

Это голос Божий. Это твое. Через месяц приедешь в монастырь

Я все это передал духовнику. Он ответил: «Это голос Божий. Это твое. Через месяц приедешь в монастырь».

И все. Последнее препятствие исчезло...

А можно без монашества?

Как Вы считаете, почему, несмотря на все негативные стереотипы и мифы, монашество остается притягательным и вызывает уважение?

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
    

— Еще Ф.М. Достоевский писал, что человеку, который живет в неправоте, несправедливости, важно знать, что живет где-то правда. Пусть мы неправедные, пусть мы не святые, но такие люди где-то есть!

И сегодня людям хочется прикоснуться к идеалу благочестивой жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал, что монастыри подобны светочам, которые издалека светят людям, привлекая всех к своей тишине. Саму монашескую жизнь, жизнь в посвященности Богу, человеку верующему важно иметь перед собой как образец!

Мне известны случаи, когда люди во власти, люди с положением, состоятельные, добравшиеся до вершин успеха, по-настоящему полюбили Афон. Говорили: «Я даже себе не представлял, что такое бывает. Я просто потрясен». Человек окунулся в другую жизнь, мир, когда все завязано на Боге. У нас же, наоборот, вся жизнь завязана на чем угодно, только не на Боге.

А вообще монашеская жизнь — это тайна за семью печатями. Ее не объяснишь. И преподобный Иоанн Лествичник говорит: если бы люди знали, какая радость монашеской жизни, весь мир бы ушел в монастырь. Если бы знали, какие сложности бывают в монашеской жизни, никто бы вообще в монастырь не пошел. Это тайна за семью печатями, особая жизнь. Можно чуть-чуть теоретически об этом говорить, а чтобы понять всю полноту, радость жизни с Богом, надо самому ее вкусить. Поэтому и останется монашество и притягательным, и недосказанным, мирским сознанием не понятым. От этого никуда не денешься.

Биографическая справка

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) родился в 1962 году в Москве.

Учился в медицинском училище, в 1988 году окончил Московскую духовную семинарию. 29 ноября 1986 года пострижен в монашество с именем Мелхиседек.

19 декабря 1987 года рукоположен во иеромонаха. С 1988 года по 1992 год учился заочно в Московской духовной академии, после окончания которой был переведен в монастырь Оптина Пустынь, где нес послушание эконома. Был благочинным несколько лет.

Сегодня — настоятель подворья Оптиной пустыни и храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе. Также настоятель домового храма Воскресения Христова при пансионате №6 ветеранов труда. С 2005 года — настоятель строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. В 2013 году возведен в сан архимандрита.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Бунт, а не бегство Бунт, а не бегство
Прот. Андрей Ткачев
Бунт, а не бегство Бунт, а не бегство
Протоиерей Андрей Ткачев
Самое красивое, что есть в мире, – это монашество. И самое свободное. Потому что монашество – это бунт. Бунт, а не бегство. Причем бунт самый радикальный.
Беседа о современном монашестве Беседа о современном монашестве
Архиеп. Марк (Арндт)
Беседа о современном монашестве О современном монашестве
Беседа с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом)
О современном монашестве и трудностях, с которыми сегодня сталкиваются иноки, об устроении духовной жизни в обителях и выборе монашеского пути, о гонениях на христиан в наши дни.
Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться
Игум. Георгия (Щукина)
Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться
Беседа с настоятельницей Русского Горненского женского монастыря на Святой Земле игуменией Георгией (Щукиной)
Одни приходит в монастырь жить, а другие – спасаться. Те, кто идут, чтобы только в нем жить, поступают в монастырь без призвания. В этом случае и келья им не нравится, и послушание они не могут нести. Во всем они привередливы, даже трапеза – и та для них не такая. А те, кто идут в монастырь по призванию – ради Господа и ради спасения души, – они всё будут терпеть. Им всегда и везде хорошо.
Комментарии
Вероника21 января 2016, 14:16
Завидую вам,которые имеют возможность слушать "вживую"о.Мелхиседека.Долгие лета и Божьей помощи,Вам,батюшка!
Александр30 ноября 2015, 22:31
Живи и не тужи,ни кому не досаждай и всем почтение.О.Мелхиседек-ученик Св.Преп.Амвросия старца Оптинского.Помоги Господи отцу Мелхиседеку больше украсить свою душу.
Марина Курочкина 4 ноября 2015, 00:58
Слава Богу за всё! Архимандрита Мелхиседека, нашего любимого настоятеля слушала бы его проповеди как можно чаще! Сил, здравия и Божией помощи в его служении на благо нашей Церкви и Отечества!
Ольга28 октября 2015, 09:45
Светлана, а вам и не стоит стремиться понять, зачем люди уходят в монастырь. У вас есть своя жизнь, о ней лучше и заботьтесь. Зачем люди вообще в космонавты идут и проводят в космосе по полгода-год? Потому что они почувствовали свое призвание к работе на орбите. Отец Мелхиседек нашел себя и это радует, ведь теперь у нас есть замечательный батюшка, проповедующий учение Христа и ведущий людей к Богу.
Тамара26 октября 2015, 14:56
Спаси Господи вас Батюшка.Обрела ли веру ваша мама? Я очень переживаю за своих неверующих родственников.
тамара25 октября 2015, 14:44
Спаси и сохрани Вас,Господи,о.Мелхиседек.всегда просто,ясно и поучительно,тепло и душевно.
Марина Семкина24 октября 2015, 12:41
Спаси Господи, за душеполезную прочитанную статью.Дай Бог здоровья,архим.Мелхиседеку!Помоги Вам Господь.Наш мир держится на молитвах монашествующей братии и сестер.Это огромный труд! Мы суетимся,работаем,развлекаемся,ссоримся и т.д., а Они за всех нас молятся!
Иоанна АБ24 октября 2015, 09:59
Тому, кто действительно вкусил духовной жизни, по большому счёту, в жизни больше уже ничего и не надо. И жизнь в миру превращается в сплошное мучение. Вот самое простое - возможно ли в миру уединение? Нет. А какая без этого может быть молитва? Блаженны те, кто понял это в своё время, когда ещё можно что-то менять в своей жизни. Всё то, о чём говорит отец Мелхиседек, мне глубоко созвучно и понятно. Да хранит вас Господь, батюшка!
Татьяна Блиничкина24 октября 2015, 09:30
Монастыри подобны светочам, Что светят нам издалека... Блаженны матери, чьи деточки Взгляд устремилм в облака... Се тайна за семью печатями. Се жизнь. И ввысь, и вглубь, и вширь Коль мир познал б сие! С печалями... Весь мир ушел бы в монастырь. Там - жизнь особая. Жизнь - Божия. И образец - для христиан. Все - в радость жизни с Богом вложено. Для мира - образ жизни дан! Чтоб в кажлом человеке видели Лишь образ Божий! Он - святой! Его - любили! Ненавидели Лишь грех.Се - враг. Общелюдской. И держится весь мир - молитвами! Неспящих, любящих сердец, С трудами потными и битвами... Там - и Начало, и Конец.
Вячеслав24 октября 2015, 00:20
Спасибо отцу Мелхиседеку за все, что он делает для своих прихожан и духовных чад. Многая и благая лета!
Н.А.23 октября 2015, 20:38
Слава Богу, возрождающему русское монашество. Спаси Господи отца архимандрита Мелхиседека за интересное интервью, показавшее нам, немощным мирянам, пример цельности человека в его устремлении к Богу. И пример действия Божественного Промысла в жизни разных людей, в том числе далёких от Церкви. А ещё поздравляем отца архимандрита Тихона (Шевкунова) с избранием на епископство. Аксиос! Помощи Божией Вам и крепости сил. Теплой молитвы за нас, грешных.
р.Б.Алла23 октября 2015, 19:54
Удивительный священник архимандрит Мелхиседек!Знаю его давно,чувство юмора у него просто удивительное!Любовь к людям и понимание их непростой жизни у батюшки есть.Многая и благая лета Вам о.Мелхиседек!
Николай Владимирович23 октября 2015, 16:26
Без монахов не будет Православия. Семьи тогда рано или поздно сползут в какой-нибудь очередной коммунизм. Потому что семья и сама по-себе утешение,а у монаха "только" благодать Святого Духа. Это добровольное мученичество,сораспятие,антиномически дополняющее семью и удерживающее ее от сползания в язычество. Тем более в мире много обездоленных,которым монахи - добровольно "обездоленные",по-мирским понятиям,являют пример и оказывают братскую солидарность. Такое всечеловеческое братство милосердия и понимания во Христе и Божией Матери.
Светлана23 октября 2015, 14:57
Мог бы жениться и так же тренировать послушание :) Господь обязательно послал бы ему "особенную супругу", которой в этом браке, с таким человеком, надо было б тоже что-то понять и осмыслить :)Извините, я, наверное, из тех, кто никогда не поймет зачем люди уходят в монастырь... Любой жизненный выбор, если человек стремится жить по заповедям, -- это подвиг! :) Семья особенно. Но за о. Мельхиседека рада. Если человеку хорошо, дай Бог счастья!
р.Б.Наталия23 октября 2015, 14:23
Была как-то на престольном празднике в Петро-павловском храме. Слушала проповедь батюшки Мелхиседека. Как-будто по сердцу прошлись мягкой тряпочкой, а голос ласковый. Помоги Вам Господи о.Мелхиседек!
Марина23 октября 2015, 10:21
Спасибо за прекрасное интервью с отцом Мелхиседеком. Как всегда, отец Мелхиседек рассказывает интересно, здраво, спокойно, с всепоглощающей любовью к Богу и огромной терпимостью к мирянам.Спаси Господи!
Сергей23 октября 2015, 10:20
Прекрасный человек! Знаю его с 1997 года. Храни его Господь!
Анастасия23 октября 2015, 10:04
Спаси Господи! Все очень верно сказано и на душе легко и радостно! Монашество - особый путь, не каждому данный, но только избранным! Многая лета архим. Мелхиседеку!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×