Как себя вести прихожанину и священнику

О церковном этикете и неписаных правилах для священства

    

Зачем клирику рок-концерт

— Некоторые люди боятся заходить в храм, потому что не знают, как себя вести: боятся, что будут не вовремя кланяться, креститься, что не так обратятся к священнику… Эти опасения оправданны?

— Самое главное — человек должен понимать, что такое храм, зачем он туда приходит, осознавать своё место во взаимоотношениях с Богом. Сердце должно быть устремлено к Богу. Важно, чтобы посещение храма не ограничивалось только тем, что человек пришёл, поставил свечки у иконы, перекрестился и ушёл. Нельзя воспринимать только внешнюю сторону религии. Молиться надо искренне. Если будет такое представление, то остальные нюансы либо простительны, либо могут быть легко освоены.

— Но незнание каких-то правил может помешать и самому человеку, и окружающим. Как этого избежать?

— Прежде всего нужно вести себя скромно, спокойно, никому не мешать. Если вы оказались на богослужении и чего-то не знаете, старайтесь делать так же, как другие. К священнику можно обратиться: «Благословите», но если это непривычно, то обращайтесь иначе, только уважительно.

Гол забить можно, «расписать пулю» — нет

— Надо ли нам всем знать о том, что позволительно священнику, а что — нет, чтобы не попасть впросак, приглашая батюшку, например, на концерт, на рыбалку, охоту или на футбол — поболеть за любимую команду?

— Священник всегда, в любой ситуации, и в семье, и в дружеской компании, и на летнем отдыхе, когда на нём нет облачения, остаётся священником и не должен нарушать некоторые нормы. Что это значит? Сходить в театр на какое-то пристойное зрелище ему можно, но только не в дни строгого поста. Раньше, в царской России во время Великого поста даже театры закрывались: не полагалось веселиться. Вряд ли нужно приглашать батюшку на стадион: многие болельщики, фанаты ведут себя так, что священник среди них будет выглядеть странно. Это касается и рок-концертов, дискотек. Священник может прийти на рок-фестиваль как миссионер, обратиться к слушателям, но не для того, чтобы «расслабиться», танцевать. На рыбалку его позвать можно, а на охоту лучше не приглашать: священник не может проливать кровь — ни человека, ни животного.

— Существует ли специальный регламент для священства: что можно, чего нельзя?

— Всё регламентировать невозможно. К тому же жизнь меняется: было время, когда считалось неприличным для священника сходить в театр, а сегодня к этому иное отношение. Раньше не было дискотек, компьютерных игр и прочего. Сегодня всё это есть и человек, как правило, сам может определить, что допустимо для священника, а что является грехом и может ввести в соблазн окружающих.

— Вопрос об играх — компьютерных, спортивных, домино, в казино: что позволительно для батюшки?

— В принципе то же, что и для верующих мирян. По­играть с прихожанами в футбол, волейбол — пожалуйста. А домино, карты и вообще любые азартные игры надо исключить: грех. Тем более в казино. Даже участие в качестве статиста при игре в казино способно вызвать соблазн у паствы, а потому делать этого не нужно.

Не везде надо ждать крест для целования

— Может ли священник курить, употреблять алкоголь?

— Церковь не призывает всех быть абсолютными трезвенниками, как это предписывается в исламе. Священник может выпить немного вина. Но любой перебор, разу­меется, недопустим. О табаке разговор особый. В XIX веке курение в России не считалось предосудительным. Это было чем-то вроде светской забавы, и некоторые люди даже духовного звания курили или нюхали табак. Позже, когда выяснилось, что это вредно, приводит к тяжёлым болезням и по сути своей является формой самоубийства, отношение изменилось. У нас бывали случаи, когда исключали из духовной семинарии студентов, если узнавали, что они курят. В России курение сегодня несовместимо с духовным саном. А вот в Греции, в некоторых странах Ближнего Востока иначе. Я видел православных иереев, которые выходили подымить за территорию храма, у них это терпимо.

— Получается, что некоторые нормы поведения в разных православных церквях отличаются друг от друга. Российские паломники чаще всего ездят за рубеж в Грецию и Иерусалим. Что их там может удивить, к чему надо быть готовым?

— Проблема обычно возникает, когда наш паломник хочет причаститься и думает, что его пригласят на исповедь. И тут выясняется: в Греции нет традиции исповеди перед каждым причастием, то же самое в Иерусалиме. Об этом надо помнить. И ещё особенность: после литургии в греческих храмах не выносят прихожанам крест для целования. А приезжие из России иногда этого ждут и уходят в некотором недоумении.

— Если наш паломник видит, что местные прихожане стали подходить к чаше без исповеди, может ли он к ним присоединиться?

— Лучше позаботиться заранее: найти батюшку, которому накануне можно исповедаться. Но если не нашли, то возможен другой вариант: исповедаться перед поездкой у себя на приходе, а потом уже смотреть по своему духовному состоянию. Или руководствоваться советом своего духовника.

Беседовали Валерий КОНОВАЛОВ, Михаил УСТЮГОВ

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Г.Н.24 октября 2015, 14:11
"в Греции нет традиции исповеди перед каждым причастием, то же самое в Иерусалиме". Наш священник призывает как можно часто причащаться, даже через день. Обосновывает это тем, что чем чаще причащаешься, тем становишься духовнее. Говорит, что ранние христиане причащались каждый день по домам. Но ведь ранние христиане не исповедовались перед причастием и не держали пост. Не вычитывали длинных молитв. Во многих молитвословах наряду с канонами перед причастием надо читать еще акафисты. Еще на исповеди нек. батюшки буквально выпытывают, какие грехи ты совершала- перечисляют возможные грехи. А если не согрешала, что, придумывать грехи или специально согрешать, чтобы было что исповедовать? Ведь не верят, что не согрешала, что можно быть в мире и жить, максимально приближаясь к исполнению заповедей Христовых. Все это утомительно и никак не получается причащаться часто "в веселии и простоте сердца". Причащение получается как трудный и утомительный экзамен, а не как радость - ее не чувствуешь.И душу иной раз не хочется раскрывать на "потрошение"- советы- то у всех разные. Неужто Евангелие не работает в наши дни?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×