Слово Патриарха

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
    

Настоящая историческая наука всегда обращена в будущее

История как наука — это не только взгляд в прошлое, не только описание событий и не только анализ происходившего во времена оные. Настоящая историческая наука и научные изыскания всегда обращены в будущее, поскольку они помогают современникам понять суть того, что происходит сейчас, в современном мире, дают возможность сделать выводы из того, что было проделано теми, кто жил прежде нас, и позволяют увидеть вектор развития событий в будущем.

Полагаю, что в нынешние непростые времена это особенно актуально, и дай Бог, чтобы понимание исторических фактов и причинно-следственных связей, приведших ко многим событиям в жизни нашего общества, в том числе трагическим, помогало и нынешнему поколению политиков, политологов, равно как и широкой общественности, уметь различать духов.

Из слова на церемонии вручения Макариевских премий за 2014/2015 годы,
28 октября 2015 г., Москва

Нынешняя киноиндустрия разжигает низменные страсти

Настоящий творец — это тот, кто созидает, а не разрушает, кто прилагает усилия для пробуждения в людях благородных мыслей и чувств, способствующих нравственному преображению личности.

К сожалению, нынешняя киноиндустрия столь коммерциализированна, что в том числе и ради финансовой выгоды подвергаются сомнению и осмеянию высокие идеалы, разжигаются низменные страсти, которые зачастую объявляются нормой.

В таких случаях кино, становясь средством нравственной деградации личности, приводит к разрушению ее целостности.

В этих обстоятельствах идти против сложившегося положения вещей означает плыть против течения. Но именно так и должен поступать настоящий христианин, призванный Спасителем быть солью земли и светом мира (Мф. 5:13-14).

Из Приветствия участникам церемонии открытия
XII Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел»,
31 октября 2015 г., Москва

Крест — это жертва, это способность отдавать себя ради другого

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Сегодняшнее Евангельское чтение содержит рассказанную Господом притчу, которую большинство из нас хорошо знает, — о том, как вышел сеятель сеять семя (Лк. 8:5-15). Одно семя упало при дороге, и его поклевали птицы и затоптали люди. Другое упало на камень, но взошло солнце, и семя засохло, потому что не имело корня. Третье упало в тернии, то есть в сорняки, и взошли тернии и погубили семя. А четвертое упало на плодородную почву и принесло богатый плод. Господь, толкуя эту притчу, говорит, что семя — это Божественное слово. Птицы, которые прилетают, и люди, которые затаптывают, суть действия темной силы, которая искушает человека и уничтожает ростки Божественного слова. А то, что упало на камень и не имело корней, — это те, кто с радостью принимает слово Божие, но не в состоянии это слово воплотить в жизни, у них нет корневой системы, которая бы порождалась этим семенем, и поэтому при разного рода воздействиях извне появившийся росток засыхает. Примерно то же самое происходит, когда семя падает в сорняки, то есть некие обстоятельства жизни, иные цели и ценности закрывают глобальное, метафизическое видение того, что с нами происходит, так что мы отдаемся во власть этих обстоятельств, служим этим целям и ценностям, и слово Божие уничтожается в наших сердцах.

А что же сделать для того, чтобы мы были плодородной почвой? В Послании к Галатам (6:11-18) апостол Павел говорит: «Для меня крестом Господа нашего Иисуса Христа мир распят, и я для мира». Что такое «крестом распят мир» — не «на кресте распят мир», но «крестом распят мир»? Это означает, что крест является главным мерилом и критерием истины. Это означает, что на кресте мы должны распинать человеческие идеи, философские взгляды, политические системы, что мы должны налагать крест на все эти человеческие идеи и сквозь крест взирать на них, чтобы определить, истинные они или ложные. Может быть, это камень, на который падает слово? Или тернии, которые его заглушают? Что же рационального содержится в этом посыле? А смысл заключается именно в том, что крест, — это жертва, это способность отдавать себя ради другого.

Вот если этот критерий мы будем полагать в основу оценки любой системы, будь то политическая, экономическая или философская, мы сразу определим, где правда, а где ложь. Конечно, в современной экономике действуют собственные законы, знание которых способствует тому, чтобы результат был максимально эффективным. Наверное, в экономической науке неприменим тот критерий, о котором мы сейчас говорим, но ведь речь идет не об узко научных исследованиях, а о некой общей картине жизни.

И если государство основывает свою деятельность только на экономической системе, нацеленной на получение наибольшего экономического эффекта, если эта деятельность никак не уравновешивается идеей нравственной, идеей креста, идеей жертвенности, способности жить ради других, то такая экономическая система не принесет никакой пользы ни человеку, ни обществу. Она будет способствовать созданию страшного общежития, где выживает сильнейший, где закон любви не действует, где действует только строгий прагматизм или стремление получать наибольшую выгоду и пользу, в том числе повышая уровень своего потребления.

Если человек принимает на себя крест и живет в логике крестной жертвы Спасителя, то он обретает огромную внутреннюю, почти нечеловеческую силу

«Крестом Господа моего Иисуса Христа мир распят, и я для мира», — говорит апостол. Давайте на все то, что приходит в наше сознание, налагать этот критерий креста, и мы сразу поймем, где правда, а где ложь, за что нужно голосовать, а за что голосовать не надо, что нужно поддерживать, а что поддерживать не надо. Вот в этом и есть послание Церкви, которая не вмешивается в политические, экономические или социальные процессы, но располагает божественным критерием креста и призвана помогать людям использовать этот критерий в конкретных обстоятельствах своей жизни.

Но ведь, как говорит апостол, «и я распят крестом для мира». А это означает, что если человек принимает на себя крест и живет в этой логике крестной жертвы Спасителя, то он обретает огромную внутреннюю, почти нечеловеческую силу. И мы знаем, что практически все памятные даты, которые отмечает наш народ, начиная с былинных времен и до дней современных, связаны с нашим преклонением пред теми, кто возвысился над своими природными инстинктами, кто бросил вызов страданию и смерти, и не для того чтобы стать богаче и сильнее, а для того чтобы защитить других или Отечество. Крест дает силы, и когда мы мир распинаем крестом, когда мы себя распинаем на кресте, тогда и является нам и миру вечная Божественная истина.

Из проповеди после Литургии
на Черниговском подворье,
1 ноября 2015 г., Москва

Меня поразило сообщение о том, что ночью в неких клубах буйно праздновали Хэллоуин. Помолимся, чтобы Господь не покарал тех, кто это делал

Мы молились о тех, кто погиб в авиационной катастрофе на Синае — самой крупной, как говорят специалисты, авиакатастрофе в истории нашей страны.

224 человека, в основном молодые, в том числе дети, здоровые, радостные, только что отдохнувшие, возвращались домой, наверное, весело разговаривали, вспоминали свой отпуск, — и всё трагически оборвалось.

В этом самолете могли быть многие из нас, и эта трагедия не должна оставить никого из нас безразличным. Поэтому в храмах нашей Церкви мы молились об упокоении душ рабов Божиих, в этой страшной катастрофе погибших, как и о тех, кто сегодня особенно страдает, — их родных и близких. На телеэкранах мы видели лица этих людей, и очень важно сопереживать им, даже не зная их имен, просить у Господа помощи, потому что только Он, Начальник жизни и смерти, может дать эту помощь, а вместе с ней — надежду на будущее.

В то же время меня поразило сообщение о том, что сегодня ночью в неких клубах и других увеселительных заведениях буйно праздновали чужой и малопонятный для нас праздник, называемый Хэллоуин. Помолимся, чтобы Господь не покарал тех, кто это делал, а также о том, чтобы любовь и сострадание проникли в сердца наших людей.

Помолимся сегодня о погибших, об их родных и близких, и о народе нашем, чтобы уходила из нашей жизни вся эта скверна, вся эта потеря человеческих чувств и системы нравственных координат, и чтобы у общества и государства хватало сил и твердости не допускать подобных явлений, если уж сами люди неспособны себя ограничить. Это нужно для всех нас, для нравственного здоровья нашего народа.

Из слова после поминовения погибших
в авиакатастрофе в Египте,
1 ноября 2015, г.Москва

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Нам часто не хватает духовного зрения, чтобы видеть присутствие Божественной благодати, действие Святого Духа. А ведь присутствие Бога в человеческой истории и является самым существенным фактором, сохраняющим мир от самоуничтожения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Главное заблуждение современной цивилизации в том, что достоинство и права человека отрываются от его нравственной природы и нравственной ответственности. Предполагается, что каждый, обладая правами и достоинством, совсем не ответственен перед своей совестью.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Патриаршее служение, даже лишенное на десятилетия самого Патриарха, продолжало осуществлять великую миссию объединения нашего верующего народа и сохранения Церкви в тяжелейших исторических условиях.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Никаким средствами сегодня невозможно закрыть уста Церкви! Мы будем провозглашать Божию правду. Ведь если мы не достучимся до человеческих умов и сердец, то все может вновь кончиться катастрофой. А никаких смут, никаких революций, никаких конфликтов в России быть не должно.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда он опирается на нравственное чувство человека, когда требования права совпадают с голосом совести человека. Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, становится даже вреден для человеческого общества.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Сила слова – это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Крест, принятый сознанием и сердцем человека, делает его свободным и способным отвергать зло и устремляться к добру, даже если движение к добру связано с возложением на себя креста по образу и подобию креста Христова.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Христианское послание, обращаясь к человеческой душе, к разуму, к сердцу, требует перемены разума и сердца. Но очень многие неспособны принять это. Поэтому слово, обращенное с призывом к человеку изменить жизнь, возбуждает ненависть, агрессию.
Комментарии
Эмилия 7 ноября 2015, 12:57
сегодня. 7.11.15 утром на 10м канале тв слушала речь патриарха она очень затронула все струны моей души. Долго искала в интернете текст и вот нашла. Распечатаю. буду перечитывать. вникать. отправлю своим дочерям. Со всем согласна. и еще- спасибо за канал "спас№ Как нужны нашим душам проповедм патрирха и др. служителей Церкви. Пусть их бкдет больше Спасибо огромное. Эмилия
Татьяна 6 ноября 2015, 16:27
Татьяна : Надо в нашей стране прекратить все эти увеселения, которые чужды православным !Ведь мусульмане в нашей стране не впадают в эти крайности, отмечая и празднуя чьи-то непонятные даты и праздники !! Так что же происходит с нами ??? Как прав наш Патриарх в своем обращении к нам !!Ведь Господь наказывает, когда лишает разума !Вот разум у многих и потерян !! Господи ! Спаси нас и укрепи в вере !!
валера 5 ноября 2015, 07:54
Пресвятая Богородица спаси нас.
Дарья 4 ноября 2015, 15:40
Братья и Сестры,поздравляю Вас с нашим Православным праздником! Да прибудет с нами Бог!
Антон 4 ноября 2015, 12:24
Это не праздник а шабаш и хорошо что Патриарх призывает власти остановить всю эту вакханалию.Пресвятая Богородица спаси нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×