Я помолюсь!

Редко ли бывает так, что мы даем обещания, а потом, много позже, ломаем голову и всё никак не можем взять в толк, как бы нам половчее их исполнить, чтобы не прослыть (да и не оказаться на самом деле) легкомысленными пустословами и хуже того – обманщиками? Кажется, очень часто. Случается это в основном тогда, когда мы, и правда, относимся к чьей-либо просьбе с изрядной долей легкомыслия и, даже не вслушавшись подчас по-настоящему в то, что от нас требуется или хотя бы ожидается, спешим ответить:

– Конечно! Всё сделаю, и не думайте сомневаться!

Ну а впоследствии, по сказанному выше, ищем способ, как бы нам то, на что мы уже подрядились, реализовать, и далеко не всегда результат размышлений наших оказывается удовлетворительным.

И вот удивительно: нередко подобную же ситуацию можно наблюдать, когда не о чем-то сверхсложном или до крайности необычном идет речь, а когда просят нас о вещи простой и естественной: помолиться.

Просят, и мы тотчас же с готовностью восклицаем:

– Конечно! Обязательно помолюсь!

А потом… А потом человек идет в храм и задает священнику вопрос, ответ на который, казалось бы, очевиден:

– Меня просили помолиться, я пообещал, а как мне это сделать?..

И вот действительно – как? Поминать просившего о молитве утром и вечером, полагать за него поклоны, читать акафисты и каноны, присоединять прошения о нем к чтению Псалтири и Евангелия, подавать записки на проскомидию, на молебен, заказывать сорокоуст? Наверное, правильно было бы, если бы, пообещав молиться, христианин уже представлял себе, как именно он будет это делать. Но и то правильно, что, затрудняясь, он спрашивает. Было бы хуже, если бы не спрашивал и не молился бы вообще, полагая, что для успокоения сердца просителя достаточно и обещания как такового, – так тоже бывает и не столь редко, как кто-то мог бы подумать.

Мне кажется, что вопрос: как мне в данном случае молиться? – сродни другому вопросу: как определить меру своего участия, когда меня просят о помощи делом или, например, деньгами? И ответ на него складывается из тех же самых составляющих: участвовать (молиться) надо по мере необходимости, по мере своего усердия, по мере возможностей, по степени близости нам человека, о котором идет речь, и, конечно же, по мере любви, которая живет в нашем сердце. И обязательно – с рассуждением.

По внешнему выражению своему и по продолжительности молитва может быть очень разной, главное – она не должна быть формальной, должна идти от сердца и совершаться с пониманием, о ком и о чем мы Господа просим. В остальном же… Есть у преподобного Силуана Афонского такие слова: «Молиться за людей – что кровь проливать». И это не только в том смысле, что молящийся чувствует боль другого человека как свою собственную, сопереживает, сострадает ему.

Молящийся должен быть готов взять на себя тяготу, которую несет тот, за кого он молится

Молящийся должен быть готов к тому, чтобы взять на себя какую-то часть того груза, который несет другой человек, понести его тяготу, разделить его скорбь: таков закон духовного восприятия, о котором говорит преподобный Марк Подвижник. Он объясняет, что восприятие это бывает двояким – невольным и вольным. Когда мы осуждаем человека, когда причиняем ему зло, то Господь попускает нам принять на себя какую-то часть его искушений и неприятностей. Когда же, напротив, любим человека и молимся о нем, то Бог, усматривая в нас готовность к самопожертвованию ради ближнего, дает нам спострадать с ним. Причем готовность эта, нашедшая свое выражение в молитвенном труде, иногда остается не до конца осознанной нами, и все, с чем сталкиваемся мы в итоге, вследствие молитвы, оказывается для нас совершенно неожиданным.

А надо – ожидать. Во-первых, потому что ожидаемое переносится гораздо легче. Во-вторых, потому что именно осознание такой реальности заставляет более трезво относиться к себе самому, правильнее понимать свою меру.

Неслучайно, отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.

Но это, безусловно, в большей степени касается ситуаций, когда о молитве просит нас не очень хорошо знакомый нам человек. Другое дело, когда мы говорим о ком-то по-настоящему близком, о том, кого мы любим, с кем нас связывают узы дружбы, особенно если этот дорогой для нас человек попал в беду или тяжело заболел. Тут необходим труд совсем другого порядка: и просто усердная молитва, и акафисты, и каноны, и Евангелие с Псалтирью, и поминовение за богослужением.

А искушения, которые придется потерпеть… что ж, мужественное перенесение их делает нашу молитву сильней

Ну и, конечно, то же самое можно сказать и о молитве за тех наших близких, которые погибают, не в силах совладать со своими страстями, которые не могут справиться с алкогольной или наркотической зависимостью, проигрывают где-то последние деньги, живут греховно, распутно. Здесь можно и нужно либо вымолить их, «вытащить» на себе, либо, как выражался один подвижник, хотя бы стертые поклонами колени Господу показать. А искушения, которые придется при этом потерпеть… что ж, они должны быть – мужественное перенесение их делает нашу молитву гораздо сильней, наше мужество доказывает, что мы, и правда, любим, а молитва, споспешествуемая любовью, творит чудеса.

За оккультистов и сатанистов молитва опасна: она может быть не угодна Богу

Впрочем, бывают случаи, когда даже от молитвы за близких приходится отказаться, когда следует, смирившись, с печалью, но отступить. Это случаи, разумеется, особого рода: если наши близкие всерьез увлеклись оккультизмом, если они занимаются экстрасенсорикой или колдовством, не говоря уже о прямом, сознательном служении темной силе, то молитва за них становится по-настоящему опасной. И более того, зачастую она перестает быть богоугодной. Даже такой великий праведник и молитвенник, как афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде. Что уж тут о нас говорить…

Конечно, рассуждая о молитве за ближних, я отдаю себе отчет в том, что готовых, раз и навсегда определенных «рецептов» в отношении ее быть не может: жизнь – живая, и любые правила очень часто требуют определенной корректировки. Какой? Это мы понимаем, если и сами, как жизнь, живые: сердце подсказывает, а здравый смысл, рассуждение позволяют в его правоте убедиться. Я просто попытался некие общие принципы проговорить, обозначить, зная по опыту, что нужда в этом насущная есть.

Молиться ведь обязательно надо. И если понимать как, то труд этот и легче подъемлется, и пользы больше приносит – и ближним, и нам самим.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Архим. Андрей (Конанос)
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Может ли духовник разрешить все твои проблемы? Нужно ли бояться ошибок? Что делать, если ты колеблешься?
О слезах на молитве, Причастии и внимании О слезах на молитве, Причастии и внимании
О. Софиан (Богиу)
О слезах на молитве, Причастии и внимании «Молитва, произнесенная без внимания, это ноль»
О слезах на молитве, Причастии и внимании
Архимандрит Софиан (Богиу)
Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились.
Ступени молитвы Ступени молитвы
Архим. Клеопа (Илие)
Ступени молитвы Ступени молитвы
Архимандрит Клеопа (Илие)
Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца. Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца.
Комментарии
Анна 1 февраля 2016, 15:37
Скажите пожалуйста, а за болящего младенца не своего молиться можно?
евгений угодников 3 декабря 2015, 19:50
Господь наш Иисус Христос учил нас молиться за врагов своих,благославлять проклинающих нас и быть совершенными как Отец Наш Небесный,как солнце светит на благодатные и безблагодатные.Молясь за врага,вы просите Бога не наказать его,а сделать его таким же как вы,то есть вашим братом во Христе,вот в чем смысл молитвы,а то за хороших я буду молится,а за плохих нет --- это ОСУЖДЕНИЕ!!!
Ксения 3 декабря 2015, 09:56
Спаси Господи! Хорошая статья в том, что предупрежден - значит вооружен. НО..... люди, сталкиваясь с подобного рода разъяснениями перестают молиться вообще за кого бы то ни было... А вдруг искушения???.. а я такой немощный... мне так себя жалко.... (это про меня).. А ведь это вопрос нашей ГОРЯЧЕЙ любви. Понимания, что добровольно приемлешь мученичество за то, чтобы этому человеку Господь послал возможность восстать из тьмы в свет. Да, силам зла это явно не понравится... но кто сказал, что надо поднять ручки и тут же сдаваться... мне кажется это только им на радость. Другое дело, что неплохо бы со своим духовником советоваться по этим вопросам. Он вас лучше знает. А кто из нас вообще способен на добровольное мученичество ради другого человека? Вот мы умрем... а этот человек спасется... а мы на СУДЕ покажем Господу наши "стертые коленки" и измученное исстрадавшееся сердце... Помоги Господи! Простите.
Игорь30 ноября 2015, 17:53
Наверняка это неправильно, но молюсь только за умерших. После смерти, во время воздаяния и мщения у человека нет возможности личного обращения к Господу и должно быть очень страшно иметь единственной надеждой на помилование молитвы Церкви и оставшихся на Земле живых. В то время как у живых на Земле такая возможность присутствует постоянно, храмы открыты, физическое тело есть для дел милосердия. Покой, Господи, души усопших раб Твоих...
30 ноября 2015, 10:37
анна 30 декабря 2015 спаси ГОСПОДИ! правильно ли молиться за некрещеных св.мученику Уару?
Вера Турлюк30 ноября 2015, 06:47
Очень своевременная статья (во всяком случае для меня )...Спаси Господи ,за все .Я очень многое познаю благодаря материалам , статьям , толкованиям , которые с любовью и заботой вы излагаете на своем сайте .Храни всех нас Господь !
Елена29 ноября 2015, 22:49
+ Знаю девушку. Она начала молиться за знакомого по просьбе его матери, а он сын пил. Молитвенницу саму начало тянуть к этому греху - она бросила за него молиться. Да и апостол ведь пишет: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин. 5:16-17). Толкование: http://bible.optina.ru/new:1in:05:16 Простите и помолитесь о мне.
Татиана29 ноября 2015, 21:33
Спаси Бог! Получила ответы на свои, еще незаданные вопросы. Очень удобная стала версия для печати. К новому оформлению привыкла. Спасибо, что прислушались к замечаниям.
Елена29 ноября 2015, 18:39
Это, конечно, все правильно, но что же делать, если в оккультной секте родители?
Sergei Kirilin29 ноября 2015, 05:24
Слава Богу!
Ольга Зайцева28 ноября 2015, 14:42
Большое спасибо за статью! Если б раньше знать! Молилась за, умершую, сваху и батюшку вызывала на панихиду ей. Тяжело болели все в семье, очень тяжело. И батюшка в больницу попал. Я после того , как его вызвала, увидела гору книг по магии и оккультизму. И я священника не предупредила, подумала, что сваха просто заблуждалась, не страшно, пожалела. А ведь моя невестка и сейчас за нее, она ее мать, в церкви записки подает. Надо ей дать почитать эту статью.
Лариса28 ноября 2015, 13:34
Да не за всех Господь велел молиться! Внимательнее читайте утренние молитвы. Что там написано? Спаси, Господи, и помилуй... и всех ПРАВОСЛАВНЫХ Христиан! Спасти, вымолить человека помимо его воли невозможно.Господь всем дал свободную волю. И каждый пользуется ею так, как считает нужным. А нас, православных, не так уж много. "Не бойся, малое стадо". Мы поняли, что больны душой и пришли в церковь. Попробуйте сказать неверующему, что он душевнобольной! Но с другой стороны, сказано - молитесь друг за друга. То есть, уже подразумевается, что тот, за кого ты молишься, будет молиться за тебя.
Марина28 ноября 2015, 10:32
Ещё раз удивляюсь вашему сайту! Каждый раз находишь ту информацию, которая необходима! Вот чем отличается сайт "Православие.ру" от других, что зайдя на страницу всегда найдешь информацию для разрешения своего недоумения! Сейчас как раз прохожу тяжкое искушение, молясь за своих соседей, которые шумят ночью и не дают спать! Боюсь молиться за них по той самой причине, которую описывает автор статьи! А ведь другого выхода нет! Как Господь всё премудро устрояет! Молимся же Ему "аще хочу или не хощу спаси меня", вот и спасает нас без нас!
Нина Лисенкова28 ноября 2015, 00:19
много полезного узнала
Надежда Надежда27 ноября 2015, 19:42
Спаси Господи за статью.Действительно,очень нужная информация.
Yekaterina Kartasheva27 ноября 2015, 19:14
Спасибо за душеполезные наставления.
михаил27 ноября 2015, 19:00
Ну так и есть, молитесь за всех. Господь милосерден, а грешные души особенно нуждаются в молитве. Спаси Господи!
Людмила27 ноября 2015, 17:10
Спаси Господи Вас, отец Нектарий! Как всегда, отвечаете на волнующие неозвученные вопросы.
Виктория Донецкая27 ноября 2015, 15:45
Молюсь несколько лет о своей, теперь уже бывшей, свекрови. Она увлекалась магией, читала заклинания, к ней даже ее знакомые за помощью обращались. Прочитала и задумалась, стоит ли продолжать о ней молиться
Маргарита Сабитова27 ноября 2015, 14:28
Слава Тебе Боже, слава Тебе.
Ирина27 ноября 2015, 13:13
Я молилась за своих знакомых, когда они искали и не могли найти работу. Когда нашли, молиться перестала.
Александра27 ноября 2015, 12:09
Благодарю, отче, за такую важную статью! Самое важное в ней для меня, это обратный взгляд. То есть я теперь с осторожностью буду просить молиться обо мне, зная, какая ответственность ложится на молящегося, даже если он очень мало мне знаком. До этого я часто и достаточно просто и легко говорила практически любому человеку "помолитесь за меня!" А ведь это, оказывается, очень глубокий духовный закон... Спаси Вас Бог! Желаю благодатного Рождественского поста!
Ирина Ушакова27 ноября 2015, 11:48
Спаси Господи за информацию!
Елена27 ноября 2015, 11:04
Отче, благословите! Благодарна Вам за разъяснение о молитве. Читала раньше псалтирь в двадцатке с именами от каждого за здравие и за упокой до тех пор, пока знакомая, случайно, не рассказала о том, что её сын (а он был в числе чтомых имен о здравии) поклоняется сатане, так как , по его словам, от того есть явный толк. Я была в ужасе от этого. Объявила всем о своем уходе из двадцатки и привела причину, но реакция последовала неожиданная: как оказалось некоторым по-человечески жаль даже самоубийц (!!!). После обращения к священнику с данным вопросом получили ответ, что Господь велел за всех молиться... Все успокоились. Я же предпочла читать в одиночестве за тех, кого знаю и считаю нужным помянуть на молитве. Спаси и храни Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×