«Я никогда не видела вреда от воздержания»

Терапевт Наталья Тарасова о том, как правильно поститься с медицинской точки зрения

Почему хотя бы на время отказываться от продуктов животного происхождения необходимо для здоровья? Что может быть плохого в грибах или капусте? Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста? Об этих и других аспектах «постной темы» рассказывает терапевт Наталья Юрьевна Тарасова.

Вредное мясо

Беседу о посте хотелось бы начать словами святителя Василия Великого, говорившего, что пост охраняет младенца, уцеломудривает юного, делает более красивым старца.

С точки зрения медицины, здоровье человека определяется двумя важными факторами: образом жизни человека и рационом его питания. Поэтому, на мой взгляд, пост, каким бы он ни был, положительно сказывается на человеке. Ведь в его основе лежит отказ от самых вредоносных продуктов: животного белка и жиров.

Когда мы постимся, то есть исключаем из рациона продукты животного происхождения, мы тем самым снижаем уровень холестерина в крови

Пост играет главенствующую роль, прежде всего, в профилактике таких серьезных заболеваний, как гипертоническая болезнь, опухолевые и сердечно-сосудистые заболевания. В чем основная причина этих недугов? Это поражение сосудистых стенок, а также склеротические процессы. Атеросклероз – хроническое заболевание артерий, выражающееся в утолщении, уплотнении их стенок, в появлении так называемых атеросклеротических бляшек. Причиной развития этих бляшек является избыток холестерина, которого очень много в продуктах животного происхождения. Поэтому, когда мы постимся, то есть исключаем из рациона продукты животного происхождения (к ним относится и молоко) и включаем больше растительных, мы опосредованно снижаем уровень холестерина в крови и, следовательно, замедляем или останавливаем процесс образования атеросклеротических бляшек. При этом не будем забывать, что в самой растительной пище содержится аминокислота, которая благотворно влияет на снижение холестерина.

Еще один важный фактор – соевые продукты, которые нередко употребляются во время поста. Они способствуют снижению секреции холестерина в печени, что ведет и к снижению общего уровня холестерина.

В нашей обычной жизни нам не хватает овощей, салатов, традиционной зелени: петрушки, укропа, зеленого лука… Мы стараемся больше есть мяса, колбасы, солений, копченостей – всё то, что усугубляет последствия нашего, как правило, пассивного образа жизни, сказывается на обмене веществ, приводит к развитию ожирения и атеросклеротического процесса. А значит, и к развитию таких грозных заболеваний, как инфаркты, инсульты. Пост хотя бы на какое-то время прерывает эти негативные процессы.

Повторюсь: с медицинской точки зрения, если человек соблюдает наши традиционные святые посты, это очень положительно сказывается на его самочувствии, на его здоровье. И если бы мы в повседневной жизни как можно больше ели тех продуктов, что обычно употребляем в пост, это бы на 90% улучшило показатели здоровья и снизило бы риски развития опасных заболеваний.

Начнем с главного: с ограничений в питании

Понимая, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой и для своего физического состояния

Мы, врачи, знаем многих людей, которые на себе ощутили пользу воздержания. Я никогда еще не наблюдала вреда от поста. Пост нам во благо еще и потому, что это внутреннее духовное делание. Постясь, человек осознает, что этим он угождает Богу. А человек обязательно должен уяснить для себя, зачем и для чего он постится. Без веры пост будет труден и тягостен, если вообще будет возможен. Этим пост отличается от диет, которыми сегодня все так увлечены: у диет и поста разная цель. Понимая же, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой в том числе и для своего физического состояния.

Даже при таких тяжелых недугах, как онкологические заболевания, тяжелые инфекционные заболевания, тяжелые поражения печени (цирроз печени) я чаще видела реальное улучшение самочувствия у тех больных, которые прибегали к посту. Так, без всяких препаратов, только потому, что больной постился, уже спустя несколько недель мы наблюдали снижение ферментативной активности печени: приходили в норму показатели АЛТ, АСТ и холестеринового обмена. А ведь одним из факторов ожирения печени является нарушение именно обменных процессов.

У одной из моих пациенток был рак четвертой стадии. Несмотря на тяжесть заболевания, на то, что она проходила курсы химиотерапии, она всегда соблюдала пост, будучи очень верующим человеком. Никаких нарушений общего состояния у нее я при этом не наблюдала. Более того, врачи вынесли ей приговор, но она, благодаря своей духовной силе, жила долго с таким страшным диагнозом и дарила радость своим близким.

На приеме я всегда говорю пациентам: «Давайте начнем с самого главного: с ограничений в питании». У больных, которые исключают из рациона пищу с повышенным содержанием углеводов, мучную пищу, пищу с большим количеством животных жиров и переходят на вегетарианское питание, нормализуется уровень сахара, холестерин, давление. Таким больным мы также рекомендуем определенную физическую активность, потому что гиподинамия – страшнейший недуг. Вот и выходит, что возможно лечение в начальной стадии заболевания без применения какой-либо медикаментозной терапии! В моей практике таких случаев очень много.

Когда ко мне приходит больной с повышенным содержанием сахара в крови, я понимаю, что, с одной стороны, это могут быть минимальные изменения по типу нарушения толерантности углеводов, с другой стороны, это может быть впервые выявленный сахарный диабет. Я стараюсь не прибегать сразу к применению препаратов, которые снижают сахар. Выясняю, каков рацион этого человека, что он чаще всего употребляет в пищу, и предлагаю ему перейти на постное питание. Так мы добиваемся прекрасных результатов.

Благословение на пост

Мне непонятны те, кто, считая себя христианами, говорят о посте: «Не могу», «Не хочу». Мне кажется, это от маловерия.

Не согласна я и с подходом, когда люди (особенно с началом Великого поста) решают совместить пост с диетой, чтобы похудеть. Я абсолютно это не приветствую. Повторюсь: пост и диета принципиально разнятся! Надо разграничивать эти понятия.

Когда делаешь что-то с благословения, тебя поддерживает Сам Господь

И еще важный момент: мы, верующие люди, должны вступать в пост с благословения. Приведу пример из моей жизни. После перенесенной операции я сомневалась: могу ли я понести пост, выдержу ли? Обратилась за благословением к нашему батюшке отцу Тихону: он благословил недельку поголодать. Вроде бы тяжелую болезнь перенесла, операцию, но батюшка благословил – и я попостилась. И оказалось, что этим облегчила себе послеоперационный период. Хотя чему же тут удивляться: когда делаешь что-то с благословения, тебя поддерживает Сам Господь.

Мера во всем

В пост мы исключаем из своего рациона все мясное (а в определенные посты и рыбное), молочное, яйца. Употребляем пищу неживотного происхождения, то есть растительную, иногда позволяя себе рыбу. Но чтобы пост прошел с пользой для здоровья, надо помнить о мере. При употреблении в большом количестве зелени и овощей, особенно сырых, может развиться дискинезия желчевыводящих путей, возникнуть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта. Пищу надо принимать так, чтобы не возникало чувства переполнения желудка, чувства перенасыщения, какого-то дискомфорта. Даже растительная пища должна приниматься сбалансированно.

Нужно обязательно включать в постный рацион каши

Кроме того, нужно обязательно включать в рацион каши: овсяную, гречневую, рисовую, пшенную. Овсянка – очень полезная каша. Наши предки делали из овсяной муки закваску, которая справлялась с инфекциями безо всяких антибиотиков. Люди так лечились даже от столь грозной и тяжелой кишечной болезни, как дизентерия.

Если человек, подхватив инфекционное заболевание, правильно питается, то это на половину, если не на 90%, способствует реальному улучшению его самочувствия.

Обязательно надо употреблять продукты, богатые клетчаткой. При этом советую включать в рацион такие, в которых содержится клетчатка, более легкая для усвоения: брокколи, брюссельскую капусту – они очень полезны. А вот, к примеру, белокочанную капусту человеку с таким заболеванием, как язвенная болезнь желудка, надо поменьше есть, потому что особенно квашеная капуста в большом количестве может вызвать обострение этой болезни.

Молочные и грибные баталии

В период поста многие просят батюшек разрешить им пить молоко. О молоке сейчас много споров. С одной стороны, молоко полезно, с другой – всё-таки оно является одним из факторов образования и развития опухолевых процессов. Его рекомендуют использовать в рационе не так часто и в очень небольших количествах.

Если у кого-то обострение заболевания в период поста, значит, надо пересмотреть его рацион постных продуктов, уменьшить количество клетчатки, исключить квашения, частично – соленые овощи (особенно если у человека сопутствующая гипертоническая болезнь). Для достижения нормального уровня артериального давления рекомендуется включать в рацион не более 3 граммов соли.

Я всегда советую в период поста есть поменьше солений. Если есть возможность – лучше употреблять свежие овощи, во всяком случае печеные, и обязательно добавлять в рацион каши.

А как быть с грибами? Мы знаем, что часто грибы заменяют нам мясные продукты, поскольку грибы тяжело перевариваются – в течение 7–8 часов – и, когда человек их употребляет в пищу, он насыщается на долгое время. Но мы должны понимать, что грибы не всем разрешены. Искусственно выращенные грибы типа вешенок, шампиньонов хороши в небольших количествах. Они мягкие и хорошо переносятся, а вот в большом количестве – лучше не надо.

Витамины и споры вокруг сыроядения

Какие из постных продуктов содержат максимум витаминов и минералов? Они есть в том или ином количестве во всех фруктах и овощах. В бананах, например, большое количество калия, магния, кальция, что необходимо для сердечно-сосудистой системы. Очень полезна овсяная каша с небольшими ломтиками банана.

Все зеленые продукты растительного происхождения содержат такой важный компонент, как аргинин. В лимонах, квашеной капусте, черной смородине значительное количество аскорбиновой кислоты – важного компонента для поддержания иммунной системы. Клюква, брусника – продукты, которые обладают и мочегонным, и противовоспалительным эффектом и очень полезны в качестве противовоспалительного лечения при заболевании мочевыводящей системы и почек. Продукты типа киви, граната хороши для кроветворной системы.

Для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно

Не менее важен вопрос: как есть фрукты и овощи? надо ли их подвергать тепловой обработке? Модная тема сегодня — сыроядение. Могу сразу сказать, что для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно. Лучше всего продукты подвергать легкой обработке. Допустим, картофель полезнее есть печеным, другие овощи тоже лучше не варить, а запекать или тушить.

Такие продукты, как фасоль, чечевица, горох, богаты белком. Это азотистые активные продукты, они тоже очень полезны, но есть заболевания, при которых их рекомендуется есть в очень ограниченном количестве. Например, подагра.

Ну и общий совет: если у вас наличествуют какие-то заболевания, то прежде, чем начать пост, особенно если вы поститесь в первый раз, проконсультируйтесь о рационе с врачом.

Как быть с усталостью и недомоганием

Бывает, что человек постом чувствует общее недомогание, слабость. Люди, которые постятся постоянно, таких проблем не испытывают. Когда человек впервые с этим сталкивается, он может проконсультироваться с врачом, и лучше, если врач будет верующий, будет понимать, зачем нужен пост с духовной точки зрения и как поддержать пришедшего к нему за советом человека.

Состояние недомогания совершенно объяснимо, потому что во время поста мы ограничиваем употребление того, к чему привыкли. Даже если маленькому ребенку ты не захочешь купить игрушку, у него сразу испортится настроение. То же самое происходит и со взрослым человеком, когда перестаешь давать ему то, к чему он привык. Привык он есть мясо, да еще по килограмму за раз, а тут – нет мяса! У него сразу ухудшается настроение. Поэтому мы должны понимать, зачем мы постимся, к чему мы приходим. Если мы осознаем, что наша основная задача – духовно подрасти, духовно окрепнуть, мы поймем, что пост – это добродетель, и все свои немощи будем переносить абсолютно спокойно.

Еще одна проблема: некоторые, вспоминая о том, что скоро начнется пост, говорят себе: «Надо наесться перед постом!» – и начинают есть всё подряд. Это тоже плохо. Надо обязательно подготовиться: за неделю до начала поста желательно постепенно ограничивать себя в продуктах, а за день-два можно поголодать – немножко очистить организм. Можно принимать активированный уголь, он очень хорошо выводит шлаки и токсины.

Когда мы резко переключаемся на что-то, это всегда стресс для организма. А стресс ведет к вегето-сосудистой реакции, к усталости и т.д. Поэтому всё надо делать планомерно.

Отменять пост, когда себя плохо почувствовал, нельзя. Другое дело, когда человек не готов к посту в принципе, но это дело не врача, а духовника.

Пост и беременность

Я несколько лет проработала в женской консультации и знаю, насколько это приятное для женщины состояние может быть и очень тяжелым. Особенно первые три месяца беременности, когда у многих женщин развивается токсикоз. В этот период возникают самые неприятные ощущения, вплоть до непрекращающихся рвот. Советовать беременным поститься в этот период надо, понимая, что с ними происходит. Если беременность проходит патологически, если появляются отклонения от нормы, то перед тем, как начать поститься, надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом. Если беременность большей частью проходит физиологически, то поститься вполне можно.

Кстати, сейчас я часто встречаюсь с тем, что будущие мамы к беременности относятся как к какой-то патологии. Для них это не радость, а безумный страх. Они начинают ходить к врачам чуть ли не каждый день, глотать пилюли… Они боятся, что не смогут доносить ребенка. Но беременность – это нормальный физиологический процесс, не надо об этом забывать. Но и помнить нужно, что всё зависит от воли Божией. Ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией. Если суждено чему-то случиться, оно случится.

Надо с радостью принимать свою беременность, переносить ее с верой. Исповедоваться, причащаться, поститься, жить так, как жила раньше. Единственное, в чем можно себя ограничить, это в излишнем употреблении мяса, жареных блюд, соленых продуктов. Не есть, что хочется, а стараться разумно ограничивать себя, побольше находиться на свежем воздухе и радоваться жизни.

Чаще причащайтесь в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи

Многие батюшки советуют своим чадам почаще причащаться в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи. Пост всегда от Бога. Я категорически не согласна с тем, что во время беременности нельзя поститься. Другое дело, когда это состояние становится болезненным – в этом случае только вместе с акушером надо принимать решение.

Почему пост для всех возрастов

Терапевт Наталья Юрьевна Тарасова Терапевт Наталья Юрьевна Тарасова

Хочется привести слова нашего всеми любимого батюшки отца Иова (Гумерова). Когда я спросила его о том, можно ли поститься детям, он сказал, что дети, как цветущие растения, орошаются водой поста.

Если детишки совсем маленькие, они не постятся, но с 7 лет дети уже осознанно, следуя примеру родителей, могут поститься. Я не раз спрашивала семинаристов, особенно из священнических многодетных семей, как у них решался «постный вопрос» для детей. Они рассказывали: матушка готовит постные блюда, все постятся, так что сам вопрос никогда не стоит. Конечно, если папа ест, как попало, и мама ест, как попало, а ребенка пытаются заставить поститься, ничего хорошего не выйдет. Ребенок должен обязательно брать пример с родителей.

Я сейчас своим малышам читаю жития святых. Когда они слышат, какие муки претерпевали Борис и Глеб за послушание Богу, то понимают, что пост – это маленькая добродетель, гораздо меньшая дань любви Господу, чем та, которую приносили святые. Я всегда говорю детям: не забывайте, что всё, что с нами происходит, – происходит только по милости Божией. Если мы научимся благодарить Бога, если мы научимся любить Бога, Он нам всегда поможет, Он всегда будет с нами.

У поста не должно быть возраста. Пост – для всех, потому что это чисто духовное делание

Так что мне кажется, у поста не должно быть возраста. Пост – для всех, потому что это чисто духовное делание. Если мы ходим в храм, молимся, причащаемся, а пост не в силах нести, мы не будем духовно расти. А расти мы должны так, как исконно наставляли наши святые. Но и одного поста для духовного роста недостаточно, а нужно, как учил святитель Игнатий (Брянчанинов), и терпение, смиренное претерпевание немощей и страдания – нашего нездоровья, телесных недугов.

Сейчас значительно выросло число онкологических больных, безобразная экологическая обстановка, возникает очень много новых заболеваний, которые толерантны к современной терапии, в стране экономический кризис… Но, тем не менее, когда человек живет с Богом, соблюдая пост, молитву, причащение, он всё может пережить, даже самые тяжелые времена.

Как правильно войти в пост и выйти из него

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что люди перед постом наедаются и первые 10 дней поста просто страдают: начинается тошнота, упадок сил, головокружение, какие-то сосудистые катаклизмы. В состояние воздержания лучше входить постепенно, спокойно, за несколько дней до начала поста ограничить себя в животных белках, отказаться от мяса, постепенно отказываться от молочных продуктов. Постарайтесь больше включать в свой рацион каш, супов и вторых блюд из овощей. Людям, которые в обыденной жизни соблюдают пост в среду и пятницу (а многие и в понедельник), вхождение в длительные посты дается легко.

Как входить в пост надо постепенно, так и выходить из поста – не сразу наедаться скоромным

Так же постепенно надо и выходить из поста. Наш батюшка советует (обычно это касается жестких постов, особенно Великого, когда мы можем несколько дней первой недели практически ничего не вкушать), выходя из поста, сначала выпивать полкружки овощного бульона, а потом уже понемногу есть и скоромное.

Вступившим в Рождественский пост я хотела бы пожелать, чтобы они хорошо пост перенесли, чтобы почаще ходили в храм, исповедовались, причащались. Это должно быть праздником для человека – попоститься, особенно когда постится вся семья. Каждый из нас проходит свою жизнь суетно, а в пост ты укрепляешься в духовном делании.

Тем же, кто решил держать пост аскетически, нужно взять на это благословение духовника. Когда есть благословение, любое деяние – добродетель!

Пост – это укрепление в вере. Пост – это великая сила, помогающая нам оставить свои привычки, похоти, свои желания без разбора кушать всё подряд и в какой-то степени способствующая исцелению.

Наталья Тарасова

8 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Правы католики, что посты отменили!» «Правы католики, что посты отменили!»
Из жизни архим. Иоанна (Крестьянкина)
«Правы католики, что посты отменили!» «Правы католики, что посты отменили!»
Случай из жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Алипий (Светличный)
Помню, как я когда-то ныл отцу Иоанну о трудностях поста и приводил в пример католиков: вот, мол, они посты отменили...
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
Слова напутствия священников Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Владислава Цыпина, Андрея Хвыля-Олинтера и Артемия Владимирова на Святую Четыредесятницу.
Многодетные мамы о детском посте Многодетные мамы о детском посте Многодетные мамы о детском посте Многодетные мамы о детском посте
Как объяснить ребенку, для чего нужен пост? Какова должна быть мера детского поста и участия детей в богослужениях Великой Четыредесятницы?
Комментарии
Ксения29 марта 2021, 22:19
Тема постного питания неисчерпаема потому что каждый найдет свои аргументы почему он постится и как или не постится и почему. А вопрос решается довольно просто: откажись в пост от того, что лично для тебя является пристрастием и преткновением - если это определенный род пищи ( можно же быть и страстным почитателем сельдерея и тогда для такого человека кусок ненавистной ему колбасы будет более постным чем шесть килограммов вожделенного сельдерея) . Если человеку по состоянию здоровья предписан определенный рацион питания ( даже если это мясо-яично-молочная диета)- путь ест ничтоже сумнящеся. А совесть всегда подскажет что у нас в жизни самое "скоромное" ( может это вовсе и не еда...)
Софья21 марта 2021, 15:55
Согласна с замечанием читательницы насчет поста при беременности. Имела возможность обсудить это с православным акушером - мясную пищу обязательно надо беременным и кормящим, по крайней мере, нам, в большинстве слабеньким современным барышням. Можно какие-то дни без мяса и молока, но целый пост нереально. Это лучше, чем глотать мультивитамины, которые могут быть вредны в ряде случаев и для мамы, и для малыша. Конечно, по совету врача и железо надо пить, и тд. Но нельзя заменять искусственными добавками мясо. А от чего стоит отказаться, лучше посоветоваться с врачом в плане еды и с батюшкой - в плане другого. Да и самой подумать. Беременность и кормление молоком - сами по себе послушание.
Анна17 марта 2021, 21:31
Пощусь 20 лет (с перерывами на беременность и кормление) и глубоко убеждена в пользе поста для духовного и телесного здоровья. Эту статью уже публиковали в прошлые годы и она очень спорная. Не могу не отметить, что постное питание никак нельзя считать идеальным для беременных. Недостаток белка часто бывает причиной невынашивания беременности, нехватка кальция и железа тоже очень опасны. Замена молочных продуктов препаратами кальция может быть вредной для беременных. Мать несёт ответственность за здоровье своего чада и строгий пост во время беременности и кормления - исключительно признак духовной незрелости и неопытности. Желаю всем доброго поста и крепкого здоровья.
Катерина17 марта 2021, 13:59
Ольга, так ведъ Ваши немощи мне знакомы, да и "помирать нам еще рановато, есть у нас еще дома дела" :). А я знаете как делаю, если чего не понимаю: сначала, когда меня вопросы одолевают, смотрю в интернете на сайтах православных храмов в разделах "ответы священника". Ведь практически все наши вопросы были уже не раз кем-то заданы он-лайн, стараюсь найти нескольких, и если все-таки вижу, что до меня не доходит - спрашиваю священника, разумеется, предварительно спросив его, когда у него найдется на это время. Личный ответ священника "живъем" все-таки "упакован" иначе и часто именно это важно в понимании. Очень стараюсь не перегибая палку в вопросах, не впадать в ложную скромность.
Ольга17 марта 2021, 07:40
Катерина и Анна G от 16 марта, спасибо вам огромное за тёплые слова! Подходила к священнику, ему бедному и так забот и когда еще выслушивать моё "житие"? Умрирать нельзя пока, ещё младшая детвора не выросла. В общем на милость Божию. Прочитала у святых, что надо наблюдать за собою: кушать не по страсти и со страхом Божим.
НН16 марта 2021, 16:11
/Когда мы постимся,то есть исключаем из рациона продукты животного происхождения,мы тем самым снижаем уровень холестерина в крови/-Разве? Последние лет 10 врачи говорят,что уровень"плохого" холестерина в крови практически не зависит от питания,но работы печени. Не надо проявлять"усердие паче разума",старые священники говорили,что лучше не допоститься:напр,если не ешь первые 2дня и можешь ещё и в среду потерпеть -лучше так не делать,чтоб не загордиться собой,не ставить это себе в заслугу. Лучше во вторник вечером что-то съесть,чтобы можно было себя покорить,для души полезней будет. Меру поста надо решать с духовником. Если есть какие-то проблемы,то духовник пошлёт посоветоваться с врачом.
Анна G16 марта 2021, 05:09
Ольга15 марта 2021, 12:41, голубушка, не убивайте себя постами! Вам нельзя, это очевидно. Берите благословение на послабление поста у вашего батюшки. У меня подобная клиническая картина. Это очень страшно. Неужто кому-то нужна ваша инвалидность? С этим шутки плохи. Я читала, многие святые отцы, Феофан Затворник, в частности, писали о послаблении постов для больных. Мне тоже очень жаль, я любила поститься, понимаю вас. Откажитесь от «вкусняшек», даже разрешённых уставом, но бесполезных для здоровья. Откажитесь от одного какого—то продукта во славу Божью, так советовал мне один священник.. Ешьте остывшую пищу — так делают в монастырях. Выберите свой пост. Нам самим надо думать. С рассуждением.
Катерина16 марта 2021, 00:19
Ольга, с головной болью то же самое, как и у Вас. С ума можно было сойти. Первую половину воскресенья Литургия на голодный желудок, вторая - дикая головная боль и постельный режим, потерянное время. Промучавшись так несколько лет, съедаю ровно столько, чтобы "стоя думать не о желудке и скамеечке, а о молитве", если перефразировать это известное высказывание. С постами то же самое. Надорвавшись в последний раз (в конце поста ноги тряслись мелкой дрожью по утрам на утренней молитве), решила, что с подвигом поста пищевого надо подождать. Как не все способны бежать марафон, так не все способны соблюдать строгий аскетический пищевой пост. Приходится смиряться со своим религиозным ничтожеством.
Иулиания15 марта 2021, 23:26
Эх... нам бы солнца, как у греков. Их количества свежих овощей и фруктов не за наши цены... Ну или питательной картошечки и капусточки с грибочками со шмелевского базара... Где все это, добрые люди?) В монастырях легче в этом смысле. Своими трудами все свое. Специально готовят трапезу. В миру пришел с работы уставший... ну, дальше сами знаете, что.
Екатерина15 марта 2021, 17:07
Не раскрыта тема поста для тех, у кого дефицит железа. Нет рекомендаций диабетикам. Нет медицинских рекомендаций поста для детей. По последним исследованиям, недостаток белка во время беременности сказывается на развитии плода. Нет характеристики продуктов питания, чтобы пост был более сбалансированным. И вообще, подобную тему лучше обсуждать с нутрициологом. С точки зрения верующего обоснования поста ясны, но тема-то статьи медицинская и как правильно с медицинской точки зрения, в статье слабо аргументированно.
марина15 марта 2021, 14:18
Никогда не понимала и не понимаю, какое еда имеет отношение к Богу.
Ольга15 марта 2021, 12:41
Насчёт того, что нет вреда от поста: а как же сестра Василия Великого, которая запостилась и умерла? И вот мой пример: почему когда иду в храм на голодный желудок потом весь день болит голова и таблетки не помогают, а когда выпью чашку сладкого кофе все нормально? Или когда длинные посты - к последним двум неделям поста больница обеспечена -головная боль которая ничем не снимается, давление, слабость и обморочное состояние. К слову пост люблю. Даже если с рыбой поститься. Вообще дорогие продукты не могу себе позволить. И как же нет вреда от поста? Так что я уже не так радужно смотрю на пост. Когда беременная была очень тяжело было не есть просто мяса, а когда кормила ещё тяжелее.
Галина 15 марта 2021, 10:16
Прочитала комментарии годичной давности. Никто не предполагал, что нас ждёт. И так всегда. Надо помнить, а вдруг завтра война, эпидемия, голод или другая напасть? И 100 грамм хлеба - это счастье? Угождайте Богу здесь и сейчас, соблюдайте посты, каким именно образом, решайте сами, но поститесь! Мои родители, их братья и сёстры- дети раскулачивания, голода, войны, и тем не менее все- долгожители, трудяги, оптимисты. Ни о каком сбалансированном питании во время беременности не было и речи. До преклонных лет у них не было хронических заболеваний. В статье врач рассказала о своих наблюдениях. 40 дней телевизор не смотреть и в соцсетях не виснуть - иногда для человека страшнее, чем мясо не есть.
Марина13 марта 2020, 17:34
Спаси Господь автора статьи !
Анна G12 марта 2020, 12:55
Наталье 4 марта 2020, 15:52. Спасибо за ответ. Да, нам нужно быть спокойнее - и насчет поста, и насчет оппонентов. "Не искушай Господа Бога своего" - кажется, это можно применить и к строгому посту, после которого начинаешь болеть. Я тоже болею уже который год из-за сочетания "здоровье-работа-возраст-дом-пост-длинные церковные службы в духоте маленького храма". Жаль, что мы не можем поститься, мне это нравилось. Очень жаль. Но организм не обманешь: теперь достаточно одного дня нестрогого поста, ведь все кажется, что могу уже поститься, прошла болезнь, но нет, начинаю разваливаться уже на другой день. Пора, действительно, успокоиться во всех смыслах, как и Вы).
Иоанна_ 8 марта 2020, 23:40
Людмила: /Полностью согласна с Татьяной Тарасовой - пост должен быть с благословения.// Правильно, Людмила, и какой же священник благословит беременной поститься? Не знаю, как сейчас молодёжь учат, но старые батюшки никогда не благословляли ставить такие эксперименты над здоровьем - и своим, и будущего ребёнка. А исключить говядину и свинину, ограничить сладости - это не пост, это все мы прекрасно понимаем.
Людмила 8 марта 2020, 11:19
Огромное спасибо автору за статью ! Статья читается легко. Автор даёт грамотные советы : послабление в посте при наличии проблем со здоровьем и консультация с врачом !!! Полностью согласна с Татьяной Тарасовой - пост должен быть с благословения , с верой и четким пониманием для чего пощусь ! Относительно поста во время беременности : каждая мама должна поститься столько, сколько позволителяют состояние здоровья и духовные силы. Например, я во время четвёртой беременности (в 40 лет) во время Великого поста кушала и молочные продукты и рыбу . Все продукты из свинины, говядины исключила полностью . Сладкое -в ограниченном количестве .
Александра Г. 6 марта 2020, 15:00
Спасибо за статью! Я стараюсь соблюдать пост на протяжении десяти лет, не строго, отказываюсь только от мясо-молочной пищи. Раньше поститься было достаточно легко и здоровье улучшилось. В прошлом году на нервной почве случился приступ гастрита, почти не могла есть, обошла нескольких врачей, пила множество лекарств, а улучшения были только временные, пока пьешь лекарства. В прошлый Великий пост старалась воздерживаться как и раньше, хотя большинство постных продуктов было не рекомендовано употреблять, постом соборовалась, и через непродолжительное время я выздоровела! Слава Богу!
Наталья 6 марта 2020, 12:57
Вера Непоседа, вы правда, считаете, что для православного награда за пост - это долголетие и омоложение? Чего только не услышишь.))
Александр 6 марта 2020, 10:45
У меня в своё время был панкреатит и язва желудка (не из-за поста). Посты соблюдаю и переношу легко, но тут главное соблюдать некоторые правила - не переедать, растительного масла употреблять самый минимум, сырыми овощами и фруктами не увлекаться. В рацион мидии добавляю - они достаточно дешёвые. Вообще есть надо немного - и в пост и не в пост, двигаться побольше и физ. нагрузки умеренные обязательны. И важен настрой конечно.
другой Андрей 5 марта 2020, 20:58
Наталья 5 марта 2020 13:27, полагаю что с таким букетом даются серьёзные послабления даже на страстной седмице. Однако, человеку с более крепким здоровьем вполне возможно набрать все медицинские нормы и строже придерживаясь устава, особенно если не забывать о подлинном назначении и эффективности поста. А мультиварку рекомендую исключительно как высокотехнологичный инструмент для урбанизированной среды обитания. Ведь не каждому достаток времени что бы примерно 2 часа следить за гороховой кашей или фасолью на простой плите.
Денис 5 марта 2020, 18:06
Ольга, не вводите людей в заблуждение, беременным пост соблюдать не нужно.
Наталья 5 марта 2020, 16:39
Ольга, Москва, а мое слабое место - это мое здоровье. И терпеть болезни не равно тому, чтобы ещё и постом их углублять. Мне доводилось читать, что болезнь - это уже пост. И это справедливо, ибо больной человек уже вынужден ограничивать свой рацион по сравнению со здоровым, он фактически уже постится. Поэтому для больных самой Церковью предусмотрены послабления, ведь ко всему надо подходить не с фанатизмом, а с рассуждением.
Иоанна_ 5 марта 2020, 15:50
Педиатр Куликова, вы готовы перенести смерть хотя бы одного СВОЕГО ребёнка, если это случится из-за недостаточного питания? До последних месяцев ещё дотянуть надо и не протянуть ноги! Ребёнка надо доносить, родить, кормить - на это нужны силы, и немалые, да и самой маме здоровье пригодится по жизни. В конце беременности ребёнок набирает по 500 г в неделю - откуда они возьмутся, если мать будет поститься? Я призываю беременных прибегать к советам более адекватных врачей, имею в виду автора статьи также.
Галина 5 марта 2020, 15:18
Выросла в станице. Детство пришлось на 60-е,не очень сытные. Питались овощами, молоком,на пост Великий всегда приходилась пора,когда коровки отдыхали перед отелом потому молока не было. Яйца собирали к Пасхе и под наседку. Постились как-то естественно,плодами своего труда.То есть я привычная. А муж городской, питание другое,тем более, что его семья принадлежала к номенклатуре, обеспеченной куда лучше. Первые годы замужества у нас даже «кулинарные битвы» были. Потом притерлись, он с уважением относится к моим привычкам, стал поститься и через каких-то 20–30 лет легче,чем я выдерживает пост, несмотря на букет серьезных заболеваний. На китайских овощах сложно поститься, нужны свои, чистые.
Марина Петровна 5 марта 2020, 14:24
Спасибо Наталье Тарасовой за статью! Смешно читать некоторых-врачи усомнились в компетенции автора, как врача, другие считают микроэлементы, белки, жиры и углеводы. Вспоминаются подвижники, которые питались только сухарями и не только в пост, а всегда. Духовная работа над собой в пост главное делание. Завидую деткам из православных семей, где пост органичная составляющая жизни. Мой процесс воцерковления длителен, пожалуй продолжается и сейчас. Этот пост ждала с нетерпением, получила благословение на него, попытаюсь хотя бы прикоснуться к важному - "Духовная брань". Увижу ли я миллион песчинок своих грехов - не знаю, мне бы справиться с теми, что вопиют. Сытый желудок мне в этом не помощник.
Вера Непоседа 5 марта 2020, 13:45
Хулителей православной веры и всего , что связано с ней (постов , в частности ) ,всегда было предостаточно в мире и раньше и в наши дни . Автор полно изложила перечень заболеваний , при которых противопоказано употребление тех или иных продуктов . Было бы желание , можно составить рацион , с учётом ваших заболеваний . Воздержание может быть не столь мучительным , если на него идешь осознанно . А награда велика : омоложение и долголетие ! Это давно научно установленный факт , подтвержденный многолетними исследованиями ! Жалобы на дороговизну овощей вообще не выдерживают никакой критики . Где это у вас мясо , колбаска , сыр стоят дешевле винегрета, каш , компотов ? )) Автору респект !
Слава 5 марта 2020, 13:29
Про пользу сои вкорне не согласен. Это пища для животных регулярное ее употребление человеком ведет к отказу поджелудочной железы.
Наталья 5 марта 2020, 13:27
Другой Андрей, спасибо за неравнодушные советы. Я же писала: не переношу все бобовые, включая чечевицу. У меня больны и кишечник, и поджелудочная. Я в последнее время ем из свежего только томаты, а овощи - только тушеными, в крайнем случае - на слабом гриле. Сырые не ем, плохо. Грибы, бобовые - тоже. Каша - только разваренная гречка и льняная. Соки свежие таким, как я противопоказаны. На мед - аллергия.)) Мультиварка-то при чем? Она у нас давно есть, и что? Мармелад - простите, я не употребляю сахар, а фруктоза ещё хуже, почитайте. У нас папа диабетик, поэтому знаю такие нюансы. Поэтому пощусь в тех рамках, что благословляет батюшка, знающий мое здоровье. И не заморачиваюсь.
Ольга, Москва 5 марта 2020, 11:40
Просто поражаешься какие сейчас слабые духом люди. Быть может автор статьи ударил по слабому месту этих людей,потому они так ополчились на доктора. Вообще современные люди не умеют терпеть. Ни пост, ни болезни, ни своих мужей/жен (отсюда много разводов). Раньше люди ели щи да кашу, жили в избах без комфорта и удобств, переносили смерти многочисленных детей и ничего. А сейчас пост потерпеть не могут, начинают ныть. Пост распространяется и на беременных в том числе, тем более в последние месяцы нежелательно есть животный белок, чтобы головка малыша была податлива и свободно проходила через родовое кольцо. Педиатр Куликова
Анна 5 марта 2020, 10:23
О чём спорить, больным людям поститься не обязательно из-за их болезни. Беременным и кормящим- тоже, так как ребёнок не получит полноценного питания, а здоровье матери, да и ребёнка может быть подорвано. Беременность сама по себе серьёзная нагрузка на организм. Автор просто предлагает свою точку зрения. Она не духовный отец, не определитель церковных догматов, поэтому не стоит так спорить и возмущаться её мнением.
другой Андрей 4 марта 2020, 21:04
Наталья 4 марта 2020 08:02, кто же не даёт формировать рацион на основе богатых растительным белком продуктов, а необходимые микроэлементы добирать из зелени, соков и отваров? Например: горох, нут, фасоль и соя + кунжут и орехи + свежие овощи и фрукты, при чём с упором на ускоряющие метаболизм. Супы и каши на первое и второе, а на десерт иван-чай и хлебцы да мёд или мармелад. Очень хороши свежезамороженные овощные смеси без риса, а уж ежели духовник благословит питаться по-гречески не рыбой и не мясом (то бишь кальмарами), то хоть в спортзал иди. Для опытной домохозяйки проблем с приготовлением не будет, а прочие могут приобрести мультиварку.
Aleksandrs 4 марта 2020, 20:07
где же вы найдёте в марте свежие овощи?! в магазинах? да от них пользы точно не получишь... да большинство россиян с зарплатой-пенсией в 12000-15000 рублей и так постится круглый год в силу вышеназваных причин...
Наталья 4 марта 2020, 15:52
АннаG, 04.03.20, 09:34, и вам привет из 2020 года! Мой комментарий от 08:02.) Я тоже читала эту статью в 2015, и еще тогда написала, как пост повредил моему здоровью, описала связанные с ним трудности с учетом климата и доступа к качественным постным продуктам. И чего мне только не написали: и в лени упрекнули, и в заботе о внешнем, и в самооправдании, в общем, поддержали.) С тех пор мое здоровье не улучшилось. Но я стала спокойнее и рассудительнее: просто беру у батюшки благословение на послабления и спокойно пощусь. Никогда пост не должен вредить здоровью! Вы правы, рассуждения автора во многом оторваны от реальности. Хотя, думаю, человек писал это из лучших побуждений.)
Наталия 4 марта 2020, 13:45
Статья вызвала неоднозначный отклик не только у меня, но и у многих, как свидетельствуют комментарии. Простите, но советы автора странно категоричны и безапеляционны. Тот факт, что автор (как доктор!) забывает или сознательно замалчивает о необходимости животного белка и в первую очередь нежирной говядины для страдающих железодефицитной анемией, говорит о её мягко говоря непрофессионализме. А безапелляционность её суждений больше свойственна новоначальным. Право, не стоит публиковать такие "сырые" во всех смыслах материалы на всеми уважаемом сайте.
Антон 4 марта 2020, 13:41
Как-то не верится, что пост может пойти на пользу беременным и кормящим матерям. Конечно, можно привести много примеров когда у постившихся и даже просто страдавших от недоедания женщин рождались здоровые дети, но есть и другие, печальные примеры. Очень много зависит от возраста, состояния здоровья женщины, наследственности, психологической атмосферы в семье. И, естественно, от её духовного уровня. Если она святая подвижница, то, может быть, она и во время беременности может строго поститься, а здоровье ребёнка обеспечит сам Бог сверхъестественным образом. Но обычной современной женщине надеятся на чудо было бы непозволительной дерзостью. Беременные, будьте осторожны!!!
Антон 4 марта 2020, 13:21
Статья, конечно, хорошая, но когда профессиональный врач начинает говорить о выведении из организма "шлаков", сразу возникают сомнения в его профессионализме. Любому мало-мальски знакомому с медициной человеку известно, что никаких "шлаков" в организме не существует. Их придумали шарлатаны, нагло наживающиеся на людских страхах перед болезнями и всеобщей неосведомлённости и малообразованности.
Анна 4 марта 2020, 12:36
Врач, который рекомендует беременным поститься, вызывает у меня серьёзные сомнения в его профессиональной компетентности. Ниже уже привели примеры, когда пост во время беременности закончился в одном случае болезнью, а в другом - смертью ребенка. Хотелось бы предложить порталу Православие.ру взять комментарий священника на тему поста во время беременности. Ни один из тех священнослужителей, с которыми я общалась на протяжении 20 лет, не рекомендовал беременным поститься.
Анна G 4 марта 2020, 12:34
"Состояние недомогания - потому что во время поста мы ограничиваем употребление того, к чему привыкли." Совершенно не поэтому наступает усталость. А потому, что она - симптом белково-калорийной недостаточности. Жаль, что коллега это не знает. Есть такой документ "Нормы физиологических потребностей в микронутриентах и энергии…". Как может врач их игнорировать? Да хоть 10 раз ты православный. Статья не понравилась. Не профессиональная. Пишу это, как специалист в области гигиены питания. Врачи наши редко знают о питании, все их знания - часто из интернета и СМИ. Редкий наш врач может дать дельную рекомендацию по питанию, так что нельзя на это рассчитывать. Данная статья - тому подтверждение.
Ирина П. 4 марта 2020, 12:06
Меня всегда очень удивляют люди, которые спрашивают "а чем же ты питаешься в пост", хочется спросить, а неужели вы едите с утра до вечера яичницу с беконом? То же самое, что и не в пост, только без "животной" составляющей. Если утром хлопья с молоком, то в пост те же хлопья с растительным, овсяным или гречневым, "не-молоком". Каша аналогично варится с ним же. Если обычно на обед супчик овощной на мясном бульоне и курица с овощами, то прекрасно меняется на вегетарианский суп и картошку с салатом. На ужин бутерброды с сыром - вместо них бутерброды с овощным паштетом или свекольной икрой. Ну вот какие проблемы, наоборот в пост всегда проще, причем муж не постится, и ему остается обычная еда.
Анна G 4 марта 2020, 09:34
С приветом из 2020 года. Насчет "не видала, чтобы кому-то был вреден пост". Удивляет тогда опыт доктора. В то время, когда вышла статья, в 2015 году, я тоже радостно постилась. И тоже ах, как радостна была Пасха. И насчет советов - держать все посты, а не только Великий: я держала все посты ровно 3 года своего новоначалия, работая непростую свою работу. А потом заболела: хроническое переутомление и астенический синдром. Тяжелейший. Лечусь третий год. Очень мучаюсь, что не могу держать пост. А врачи, заметим, практически ничего не говорят о питании! Они попросту мало о нем знают. Неправда ваша, что никому не вредит пост. Вредит, и многим. Телу вредит точно, и не факт, что душе польза.
Наталья 4 марта 2020, 08:02
"Я никогда еще не наблюдала вреда от поста. " А я наблюдала на себе лично. В Страстную Седмицу меня даже положили в больницу, и ухудшение моего состояния было как раз связано с постом. В результате батюшка ослабил мне его. Так что очень даже бывает. "У больных, которые исключают из рациона пищу с повышенным содержанием углеводов, мучную пищу..." Так в Великий пост только это и едят: крупы и макароны - это повышенные углеводы, хлеб, постная выпечка - это мучное и те же углеводы, картошка - это крахмал и снова углеводы. От бобовых и всяких чечевиц, сырых овощей - метеоризм,и это углеводы. Грибы перевариваются хуже мяса. Вот и вред от поста для слабого здоровьем человека. Проверено, и не раз.
Ася21 августа 2018, 17:40
А что делать тем у кого несп.язвенный колит?Еда практически не усваивается организмом,и выводит из него большое кол.белка.
Многие продукты не усваиваются.Никакие овощи,ни фрукты(некоторые даже печеные),просто боишься их есть.Про любые бобовые не идет речь вовсе,нельзя.Молочные продукты тоже приводят к плохому самочувствию(кроме творога или сыра в небольших кол.),но в пост их и так нельзя.Грибы тоже нет(оч.редко!).И естественно что любые квашенные,жирные,соленые,перченые,сладкие и тому подобные вещи запрещены. Кофе,многие чаи,соки тоже нет. И это еще не весь список.
Остаются:гречка,рис,птица,творог,яйца(белок),компот,сухари,редко можно вареные овощи съесть..
Так как же мне быть в пост?...
Оксана Сибрина28 ноября 2017, 12:11
Уважаемая Наталья! Если это возможно , посоветуйте, как мне поститься. Я уже около 20 лет соблюдаю посты, последнее время не очень стого. Но это первый пост после серьезного приступа. В начале ноября у мнея был приступ желчекаменной болезни (камень 2.6 х 4.6), который перерос в механическую желтуху и затем в о. панкреатит. Меня выписали с диагнозами: хронический панкреотит, холецестит, желчекаменная болезнь, язва во входе в 12перстую кишку в активной форме. К гастероэнтерологу меня записали на 7 декабря (большая очередь), но светский человек вряд ли поможет.
Я уже больше 15 лет не ем мясо.
Сегодня в перый день поста я ела молочные продукты. Но вы пишите, что это вредно.
Дмитрий19 августа 2017, 05:55
Всех ч Праздником Преображения Господня! Пост в пище это личное дело каждого и его Духовника. На Юге Руси можно каждый день постовать, море солнце и вода располагают к этому, а на Урале нефть да руда, фрукты не растут сполна)
Виктория 14 августа 2017, 11:19
Не согласна, что поститься дорого. Ешьте арбузы, я ем крупы в основном.Пью кофе, орехи 100 грамм куплю и нормально.Варю свекольник, что дорогого? Люди ради фигуры не едят и деньги находятся, а вот поститься дорого.
Дионисий 8 декабря 2016, 11:41
Мое мнение как мирянина.
Хорошо бы, чтобы для постящегося была возможность финансово покупать продукты,
эквивалентные скоромным продуктам. Тем, кто говорит о посте я бы рекомендовал посмотреть цены в магазине на рыбу, овощи, орехи, грибы и т.д. Надо 1 год откладывать деньги, чтобы потом финансово потянуть пост.
Хотелось бы, чтобы наши иереи думали и об этом факторе, когда говорили о посте в его исходном понимании и исходной строгости. Поститься, с моей точки зрения, чтобы не чувствовать голода это очень дорого.
Юлия 1 декабря 2016, 07:44
Ркомендую книгу "Христианский пост глазами медика" Медкова. Там даже постное меню расписано.
Спасибо автору, что прокомментировала болезни ЖКТ и сыроЕдение.
Елена29 ноября 2016, 21:36
Очень полезная статья! Благодарность доктору Тарасовой! Очень важно чтобы и священники соработничали в союзе с докторами и были в курсе новых достижений диетологии. Что было полезно 100 лет назад имеет сейчас другую суть. Раньше домашние молочные продукты были очень жирные- ложка стояла в молоке, а сейчас есть 2,5%, но при этом обезжиренный, например, творог не содержит кальций и добавляют в него крахмал, вредный для диабетиков- сахар повышает. Возьмём рыбу: жирные сорта неполезны при болезни печени, грибы и бобовые также тяжёлая пища для печени. А вот что действительно полезно для очищения всем это кисломолочные продукты. Цельное молоко диетологи не советуют, молочный казеин слизь образует во взрослом организме. И так пройтись бы по всем продуктам: польза - вред с учётом новых знаний и технологий. Соя например всегда генно-модифицированная, и т.д. Не все могут проконсультироваться со священником, но общие рекомендации монастырского устава начитаются и применяют иногда себе во вред. Надо с рассуждением подходить к посту, зашлакованность это вред телу, но и лишение необходимых продуктов тоже не должно вредить уже подорванному здоровью. Лично я так рассуждаю. К вопросу о ценах на продукты: к сейчас рыба стоит на рынке 500р. за кг, мясо - 300р. сэкономить для бедных вряд ли получится. Та же картина с орехами - 750-1000р. за кг. - постненько, но не для кошелька. И фрукты зимой недешёвые. Да, пост это средство для очищения тела и души. Помощи Божией всем в поиске золотой середины!
Варвара29 ноября 2016, 13:58
<БЛАГОДАРЮ ЗА ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ!!! Помоги Господи.
Наталья15 марта 2016, 16:47
Здравствуйте! Я никогда не постилась но давно хотела начать, во решила во славу Божию держать пост, это так трудно, но с Божей помощью я справлюсь! Бог поможет!
лариса30 января 2016, 12:32
наталья юрьевна.продолжайте начатое дело.Бог в помощь
Екатерина24 января 2016, 13:22
Наталья,Слава Богу за статью! Храни вас Господь!
Галина И.10 января 2016, 19:07
- Знаете, у нас в городе в храмах нет таких "мозговых штурмов" по поводу поста. Батюшки призывают к посту, но говорят,что каждый сам себе устанавливает пост в зависимости от своих проблем. Но я скажу из своего маленького опыта. Посты соблюдаю уже несколько лет, сейчас мне 7-й десяток, не хвастаюсь крепким здоровьем, но и особых болезней нет, слава Богу! Но 11 лет назад было очень тяжело, была на грани. Мне, увы, не повезло с врачами, а может быть, это была Божья воля. После тяжелой (3-й)операции принимала очень большое количество лекарств. Через полгода открылись сильные приступы боли, которые продолжались около 5 лет. Ходила по врачам, ездила в санатории,обследовалась, но ничего толком нигде не признавали. Моя лечащая молоденькая врач(кстати, православная) каких только диагнозов мне не ставила! (В дальнейшем не подтвержденных узкими специалистами.) Даже рак, прости ей, Господи. УЗИ (последнее только) показало пятно на почке, на врач сказала, что "это небольшое опущение почки".Я поверила. И вот в Великий пост на 3-ю неделю провела чистку организма. В первый день после чистки вышли небольшие камешки- куча, а на второй день- не забуду этого ужаса и шока- легко и неожиданно вышел такой большой, пористый каменюга! Слава Богу! Все приступы прекратились. Настоящий (с верой и молитвою) пост- это благо.Человек - это клетчатое существо. Все его болезни- от зашлакованности организма. Синергетическим способом можно избавиться, хотя не время, от нее.
Иоанна АБ26 декабря 2015, 00:48
Наташа Фоломеева14 декабря 2015, 21:00. Я расцениваю описанное вами как экстрим, не обижайтесь. И уж никак не стала бы рекомендовать такой вариант питания как норму. Может быть, дело в комплекции? Одно дело девушка пышная, другое - худая, с низким давлением. Если бы я постилась, то к концу беременности точно еле бы таскала ноги. Но всё же - зачем искушать Господа? Скоромное беременной и кормящей РАЗРЕШАЕТСЯ, и никакого греха в этом нет. Мотивация мне не ясна. Хотим быть, как говорят католики, "святее папы римского"? Почитайте, хотя бы для информации, комментарий светлана 8 декабря 2015, 11:00. Всего доброго вам и вашим детишкам!
Наташа Фоломеева14 декабря 2015, 21:25
Уважаемая Иоанна АБ! Не соглашусь с Вами по поводу поста для беременных и кормящих. Я соблюдаю пост и во время беременности и во время кормления грудью. Третьего своего ребенка кормила грудью до 4 лет, при этом старалась соблюдать пост, по крайней мере мясо, яйца, молочные продукты во время поста не употребляла, бывало, конечно, что объедалась постным, но это больше не с беременностью и кормлением связано, а с моим чревоугодием. А отказался мой третий ребенок от груди в день своего 4-летия, при этом я была уже на 4 месяце беременности. И сейчас я кормящая мама, ребенку уже 2,5 года, с радостью соблюдаем Рождественский пост. Так что длительность кормления связано не с постом, а с правильностью организации грудного вскармливания. У меня есть много подруг долгокормящих и соблюдающих пост.
Наташа Фоломеева14 декабря 2015, 21:08
Наталия Жукова, очень хотелось бы попасть на прием к такому терапевту, Вам повезло! Скажите, пожалуйста, где принимает Наталья Юрьевна.
А.Б.14 декабря 2015, 11:04
Согласна с Татьяной (8 декабря), действительно, в современных условиях, когда часто "перекусы на бегу", да и качество продуктов оставляет желать лучшего, пост явное благо для организма (духовная составляющая поста очевидна для любого верующего человека). В России соблюдать Рождественский пост трудно вдвойне, поскольку он приходится на праздники и последующую свободную неделю. Очень сложно удержаться от изысков и разнообразных блюд, которые предлагают в любом доме, тем выше его ценность.
Ну и из статьи - несколько спорным является снижение атерогенного фактора в крови за столь короткий промежуток времени. Также спорным является утверждение, что молоко является потенциально опасным с точки зрения развития онкозаболеваний. Как врач могу сказать, что за время исследований причин развития онкологических заболеваний, проводимых с начала XX века, я бы сказала, что они не только "не до конца изучены", но и в принципе остаются загадкой и на настоящем этапе развития медицины.
Квинтэссенцией статьи являются слова - " Пост – это укрепление в вере. Пост – это великая сила..." А с Верой и пост во благо, и организму польза.
Наталья Юрьевна, спасибо за замечательные Ваши слова, за прекрасную статью!!! думаю многим и многим она будет полезна!!!
Елена13 декабря 2015, 22:02
Говорят,что самый лучший пост - людей не есть.Вот от этого точно никому плохо не будет.
Любовь13 декабря 2015, 18:14
МаринА10 декабря 2015, 16:00
Читаем в Евангелии ( Мф.9:14-17; Мк.2:18-22; Лк.5:33-35)"...Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься."
Уважаемая Марина, вы действительно считаете, что это только "церковная традиция, установленная людьми"?
Наталия Жукова13 декабря 2015, 17:34
Дорогая Наталья Юрьевна! Низкий поклон вам за статью!Кому как не мне знать о гипертонии, повышенном сахаре...Благодаря вам и вашим советам я избавилась от этой напасти.И как вы правильно пишите, ваш первый совет был нормализовать питание, а что, как ни пост, пост с верою в Господа и в его помощь, нам страждущим,могло нормализовать не только мое питание, но и мысли в порядок привести.Чувствую себя сейчас прекрасно и каждый день благодарю Бога за то, что он меня свел с прекрасным врачом,с вами Наталья Юрьевна! Терпения вам, смирения и спасения! С Рождественским постом всех православных!
Иоанна АБ13 декабря 2015, 01:20
Всегда священники благословляли беременным НЕ поститься. Откуда это взялось - беременной держать пост?? Нельзя этого делать. А если кормящая мама будет поститься даже только среду и пятницу - больше трёх месяцев ребёнка грудью не прокормит.
ГА13 декабря 2015, 00:37
есть и в наши дни место подвигу!
Иоанна АБ12 декабря 2015, 19:00
Надо держать себя в руках в непостное время, в том числе в сплошные седмицы. Есть меньше, не полнеть. Тогда и пост не будет таким сильным ударом для организма. Наворачивать всю сырную неделю блины с икрой, а с понедельника сухоядение - это даже для здорового человека сильнейший стресс. Знать меру всегда, не устраивать своему желудку "американские горки" - вот мой рецепт безболезненного поста.
Н.А.12 декабря 2015, 15:09
Спасибо доктору за смелость и духовность (трудно быть православным врачом – помогай Вам Бог!); Василине, Корнилию, Василию Петровичу и другим православным за толковые и полезные комментарии. Спаси Господи всех православных христиан, помоги нам нести пост так, как угодно Тебе.
Саша12 декабря 2015, 14:53
разумная статья и радует что написана врачом
Ника12 декабря 2015, 02:31
Странно, что такое пишет врач. Очень серьёзная ответственность... У меня даже возникло чувство, что пост навязывается. Даже от священников я не слышала таких категорических высказываний. Очень со многим не согласна. Простите, если кого-то обидела.
Василий Петрович12 декабря 2015, 00:38
Прочитал комментарий МариныА, которая "не стыдиться". И вспомнил высказывание кого-то из батюшек, о том, что евангельская притча о мытаре и фарисее сегодня живет в как бы перевернутом виде. Сегодня все её персонажи поменялись местами. Сегодня самодовольный мытарь нагло заявляет "благодарю Тебя Господи, что я не такой как этот презренный фарисей, да, я не пощюсь, не молюсь, не подаю милостыню, и не стыжусь этого, ведь я такой искренний, не то что этот лицемер-фарисей...
Корнилий11 декабря 2015, 12:40
Пост как и всякая другая добродейтель нужен нам для стяжания благодати,но и совершается он тоже при помощи благодати. Самоопровдание есть грех, больные же являются исключением из правила.В монастырях живут люди разных категорий но все соблюдают посты, проблема разве что с перееданием,но это связано во многом и за скудности рациона.
Лариса11 декабря 2015, 10:11
К сожалению, именно из-за подобных врачей, как автор статьи, постящихся становиться меньше а не больше. Я тоже заработала хроническое заболевание постами. И мои знакомые и родственники, глядя на меня, вряд ли захотят поститься.
Когда начались проблемы со здоровьем, обратилась к врачам, высказала предположение, что недомогание может быть связано с изменением в питании. Врач- терапевт также безапеляционно заявила что пост- это сплошная польза для организма и вреда от него быть не может. Нет бы спросить, как именно я пощусь, какие продукты употребляю. Как питалась ранее и какие проблемы со здоровьем были. И помочь скорректировать пост, ослабить разумно, дать рекомендации, чем заместить исключенные продукты.
К сожалению, за прошедшие 100 лет культура постного питания утрачена, сильно изменился рацион питания вообще и сами продукты питания и окружающая среда.
Было бы очень полезно всё это учесть и не перелагать опыт многовековой давности на современного человека. Ведь ко всему надо подходить с разумением.
Вот это и есть задача православных врачей- помочь человеку РАЗУМНО ограничивать себя постом.
И очень осторожно давать рекомендации многомиллионной аудитории.
Екатерина11 декабря 2015, 09:29
Похоже, в пост мы не только на своей душе сосредотачиваемся, но и на своей персоне вообще. Каждый читатель-критик подумал, что статья лично для него написана, с учетом всех его диагнозов. Но автор призывает задуматься тех, кто ищет себе оправдания. Некоторым не разрешают поститься по здоровью и они от этого скорбят, а тут этим и не пахнет.
Светлана (Фотиния)11 декабря 2015, 00:03
Спасибо Наталия, в статье очень хорошо увязываются и медицинские аспекты пользы поста для здоровья, и духовные аспекты. На своем личном опыте, убедилась, что болезнь посылается нам Господом Богом, когда мы нарушаем незримое (!) вроде бы для нас духовное равновесие - грешим вобщем. Это может быть и слово неприятное, сказанное в адрес другого человека. Это очень тонкие вещи, можно сказать для каждого человека есть своя грань в этом нарушении. Кто-то может ходить ругаться на других и ему все ничего. А для другого от одной мысли или зломыслия на кого-то уже может стать плохо.
И чтобы вовремя словить начало болезни надо быть очень внимательным за собой.
К примеру, я научилась выслеживать себя в этом плане. И когда начинает болеть голова или просто насморк, я понимаю, что это не просто насморк. Это я на что-то обиделась, к примеру, что-то я не могу терпеть, не могу принять, и начинается болезнь...Болезнь ведь можно рассматривать как уход от реальности, которая просто тебе не нравится.
вот и получается, что сама виновата. Идешь на исповедь, причастишься Святых Тайн и так Господь помогает исцелиться. А время Поста видимо для этого и дано нам, чтобы глубже научиться видеть свои собственные грехи и исправиться с помощью Божией.
галина10 декабря 2015, 22:06
Детектив после прочтения кладётся на полку в лучшем случае,а хорошая статья создаёт Мнения,которые порой заставляют её перечитывать и это здорово.
Н.О.10 декабря 2015, 20:53
«Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, - здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, - пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь» (свт. Иоанн Златоуст).
Георгий10 декабря 2015, 20:17
Нужная статья
Анна10 декабря 2015, 17:18
читаю второй день и статью и комментарии, увы, грешна, захотелось вставить и свои 5 копеек:
1. автор сама постилась беременная, кормящая и ребенком? (практическое наблюдение: в нынешнее время сильнее всех ратуют за пост для детей и беременных те, кто либо не был беременным вообще, либо не постился сам ни в том, ни другом состоянии);
2. сыроядение - наипрямейшая дорога к панкреатиту (необратимое заболевание поджелудочной железы), не знаток писаний, но подозреваю, что членовредительство не особенно хорошо с духовной точки зрения.
Михаил Амосов10 декабря 2015, 16:56
Тот Редкий случай ,когда к статье .то есть к точке зрения автора, ничего нельзя прибавить. Все точно и главное правильно !
МаринА10 декабря 2015, 16:20
для Натальи
"Если Господь установил такие правила и таинства в Храме Своем, то нужно их уважать, стремиться к их исполнению".
Правила поста Господь в храме своём НЕ устанавливал. Это церковная традиция, установленная людьми. Господь установил одно единственное правило - правило ЛЮБВИ. И не осуждения. И ещё Он часто говорил; "Не бойтесь!" (об этом есть даже целая проповедь на этом сайте). Вот я и не боюсь. Быть искренней.
Краснянский Максим10 декабря 2015, 16:15
В дополнение к сказанному хочу напомнить, что древние египетские отцы говорили (примерно), что в последние времена подвигов, подобно древнему подвижничеству, не будет, однако верные стяжут не меньшие венцы, т.к. преодолеют некое величайшее искушение. А вообще в древние времена (и,к примеру, в Московской Руси) не только примеры постничества, но и чревоугодия, какое было на пирах, нам не достижимы. Люди, достигшие взрослого возраста, были, как правило, с крепким здоровьем, не таким как у большинства из нас. Хотя такие великие мужи Церкви, как апостол Павел (если не ошибаюсь), Василий Великий, Иоанн Златоуст, сильно страдали болезнями пищеварения. Василий Великий, как известно, именно из-за непомерного постничества в молодости подорвал здоровье.
Р.Н.10 декабря 2015, 16:14
Марина писала: "простите, грешна. Но мне почему-то за это не стыдно."

Марина, да ничего нового в этом нет. У нас почти вся страна так живет. В сплошной суете и суматохе. Ни пост не соблюдают, ни каются, блудят и т.д. и т.п. При этом все считают себя православными и даже почти безгрешными. И никому не стыдно...
Н.О.10 декабря 2015, 15:37
МаринА – молодец!
Главное – не переедать, хотя в наше время у большинства людей и нет такой возможности – у кого-то «финансы поют романсы», у кого-то диета из-за «болячек», у кого-то и то и другое. Знаю людей –как воцерковленных, так и невоцерковленных, – которые из мясных продуктов едят только курицу, и то не каждый день. Так что им особо разгружаться-то и не от чего. Наверное, удивлю читателей, сказав, что для меня существует лишь процентов 20-30 (максимум) продуктов из всех имеющихся в продаже, которые я потребляю. Питаюсь довольно однообразно. Не потому, что совсем не по карману, а потому, что либо - нельзя, либо они мне неприятны: не могу проглотить креветки, кальмары, икру, сыр, кефир, ряженку, сметану и некоторые др. продукты. Боже упаси меня есть колбасу (особенно – с жиром) )), сосиски и прочую гадость! Для меня эти продукты просто не существуют. Моя норма – питание на 5 (максимум – 6) тыс. руб. в месяц – больше мой организм не вместит. Кто-то написал про капучино, а я живу спокойно без него, а за лето, если оно жаркое, съедаю не более 5 мороженых, а в холодное – и того меньше. )) Просто не хочется. Такое вот «воздержание» всю жизнь. Так что разгружаться нужно тем, кто всеяден и ест помногу – таких людей сразу видно: у них сытый вид и лоснящееся лицо. )) Все очень индивидуально. Всем приятного поста!
Наталья10 декабря 2015, 13:56
Я тоже раньше думала как Марина, и стыдно не было. А теперь все больше и больше стыдно. Если Господь установил такие правила и таинства в Храме Своем, то нужно их уважать, стремиться к их исполнению. Сначала хотя бы по мере сил, в надежде, что этих сил будет потом все больше и больше.
наталия10 декабря 2015, 10:09
из всех комментариев мне ближе всех Марина - честно и правильно !!!
xenia10 декабря 2015, 00:47
Все-таки статья должна быть совместно от врача и священника. Лично мой опыт- понимаю зачем пост, но спустя 9 дней поста, я потеряла силы, не могла двигаться, от мужа скрывала, он не постился, но не было уже не только сил, чтобы молиться, а детям и мужу внимание уделить, у меня "железо падает" и я очень набираю вес, а вот батюшка так и сказал- ешь мясо!, в среду и пятницу- рыбное, но в великий пост и понедельник и среда и пятница- постные полностью. Выдерживаем с трудом... Это не цель, а средство и нужно смириться, если не получается, еще, слышала от монахини,что она в пост не пьет чай... потому что очень его любит, так вот у меня это мороженое и каппучино, очень люблю, но могу без этого, каждому тоже по силам должно быть, а дети у меня без мяса не могут, сын попробовал и сам признался, что больше дня не может, малышу еще 6 лет, ну мультики поменьше, читаем, занимаемся, учим колядку к Рождеству. Это тоже пост- мы готовимся к встрече в Господом!
Ксения 9 декабря 2015, 23:58
Спасибо за статью! Написано все правильно. Хочу обратиться ко всем "критикам" статьи. Если человек болен или по какой-то причине не может строго поститься, то каноны церкви разрешают послабление поста. По поводу поста во время беременности: в статье говориться о физиологическом протекании беременности, поэтому разумный пост не повредит. Никто не говорит поститься в первой половине беременности, или когда есть какая-то патология. В советских учебниках по акушерству, в разделе " питание беременных" - рекомендовано после 32-35 нед.ограничение в пище животного происхождения. Так же в в третье триместре( примерно с 30 нед.) проводить разгрузочные дни. По поводу детского поста: никто не заставляет поститься младенцев( творог и мясо должно у малышей быть каждый день.), но отроки могут поститься( разумно). Если врач пациенту рекомендует диету( при разных заболеваниях своя.), то к этому относятся нормально, ведь лечение.... А пост?... Пост самая лучшая "диета", как для тела, так и для души! У Господа всё гармонично, не бойтесь поста! Бояться надо разных диет и пищевых нововведений, а не поста, который установлен самим Господом. Подходите ко всему с разумением и верой!
глеб 9 декабря 2015, 23:30
Хорошая статья ! Пост полезен как духовно так и физически.И все у нас есть для этого,главное,понимать для чего.спасибо за хорошую открытую статью, пронизаная любовью к Богу.
Василина 9 декабря 2015, 21:35
Спасибо за статью. Мой муж священник, шесть детей, постимся всей семьей. Во всем согласна с автором. Правила Церкови плохому не учат, здоровье не разрушают, главное подходить ко всему с рассуждением и разумением.
георгий 9 декабря 2015, 19:26
Много специальной литературы о посте.эта статья больше о духовном,доступна и искренняя.спасибо за веру.
Natalya Danilova 9 декабря 2015, 18:17
Как сказал Апостол, "не ест ли кто - для Бога не ест; ест ли кто - для Бога ест" - т.е. главное - во славу Божию! Поститься надо с разумением и с рассуждением, греховных мыслей, слов и дел удаляться. Когда же взваливаешь на себя ношу не по силам - это уже ревность не по разуму, Господу этим не угодишь. "Кто может вместить, да вместит". Ну а если не получается - смиримся со своей немощью. Отдадим Господу сердца наши - и остальное все приложится.
Наталья 9 декабря 2015, 16:53
Все нужно делать с умом и рассуждением, в меру сил и возможностей. Пост нужен для смирения. Но одна мера смирения к здоровому, активному человеку, любящему поесть, и другая – к немощному, больному человеку, которого болезнь и так смиряет каждый день. Святой преп. Серафим Саровский в своих наставлениях "О посте" говорил: "наложение на себя строгого правила воздержания во всем или лишение себя всего, что может служить к облегчению немощей, вместить не всякий сможет. Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет." Если здоровье далеко не идеальное, то готовиться к длительному посту лучше постепенно через посты в среду и пятницу, подбирая таким образом оптимальное для себя сочетание продуктов, еда должна быть здоровой.
Иулиания 9 декабря 2015, 16:09
Всем добрый день!
Хочу сказать насчёт кунжута - с ним надо быть аккуратнее. У меня вообще остеопороз и в клинике мне дали буклет-напоминалку в каких продуктах содержится много кальция. Какова же была моя радость, что одним из лучших поставщиков кальция является кунжут: в 100 гр содержится больше суточной нормы. И в дни поста я его стала активно поедать, примерно грамм по 80-90 в день. Сыпала в суп, кашу, на хлеб с мёдом. И всё было замечательно, пока я в очередной раз ни пошла сдавать кровь из вены - кровь свернулась прямо в игле, не дойдя до пробирки. Вот тогда-то я узнала, что кроме поставщика кальция он ещё и отличный сворачиватель крови. Пришлось активно кушать хрен, для разжижения. Так что будьте аккуратны, помните, что всего должно быть в меру!
Елена 9 декабря 2015, 15:14
Ощущение, что на вопросы отвечает новоначальная христианка. Ответы очень категоричны, если не сказать фанатичны. Что касается поста беременных и кормящих. Я только что родила третьего ребенка. Никто из батюшек, когда я была беременна, не говорил мне воздерживаться ни от мяса, ни от молочной продукции. Да и не выносила бы я здоровых детей без положенных непраздным продуктов. Старший сын в нынешнем году поступил в первый класс православной гимназии. Рождественским постом детям в гимназической столовой во все дни недели дают на второе гарнир с мясными котлетами. По средам и пятницам - рыбные блюда.
Елена Л. 9 декабря 2015, 15:07
Уважаемая Наталья (от 8.12 в 13:00),

Во-первых, ко всему, и в первую очередь к посту, надо подходить разумно. Поскольку вера без разума уже не вера, а фанатизм. Что Господом не приветствуется. Говоря о посте все батюшки подчеркивают, что нести его необходимо в меру своих сил и здоровья. Просто надо взять у своего батюшки благословение на послабление поста.

Во-вторых, при хроническом панкреатите, особенно в период его обострения, рацион питания весьма приближен к постному. Знаю по опыту родной сестры. Так почему бы Вам не придерживаться соответствующей диеты, сопровождая ее духовным постом - молитвы, душеполезное чтение и т.д. И пост для Вас сразу станет не в тягость.

В-третьих, в Ваших рассуждениях о климатических особенностях, кашах и т.д. видится больше заботы о внешнем, нежели о духовном. Человек всегда находит оправдание себе и своей лени. Справедливости ради, сама также себя долго оправдывала, пока не решила, что надо либо жить по-христиански, либо не изображать из себя верующую. Постепенно стало все налаживаться: нашла приемлемый для себя режим питания в пост и линейку продуктов, выработала целую стратегию по вхождению в него и выходу и т.д. Сейчас вот учусь проводить пост в духовном возрастании. Плохо, правда, пока получается...

В-четвертых, как говорят, у нас нет здоровых, а лишь недообследованные. У всех свои болячки. И порой такие, что думаешь: "Мне-то грех жаловаться". Просто во всем нужен навык. Если Вы соблюдаете единственный пост - Великий, для организма такое состояние действительно будет стрессом. А если выдерживаете полностью весь календарь постов (включая среды и пятницы в мясоед), организм приобретает определенный навык, и Вам становится легче.

И еще одно соображение. Ваше ухудшение состояния может быть и элементарным искушением. Посмотрите на результат: Вы же стали искать не приемлемый для себя способ соблюдения поста, а оправдания. Просто, повторюсь, подойдите к организации поста разумно, все просчитав и продумав. Где-то Вам потребуется послабление, где-то - подбор продуктов и рецептов приготовления... И не забывайте просить у Господа помощи в этом. Вот увидите, Он обязательно "подкинет" Вам приемлемые варианты.

Кстати, при правильном подходе к приготовлению от каш не сильно-то и поправляешься )))
Дарья из города N 9 декабря 2015, 14:38
Добрый день! Спасибо за статью. У меня у самой были проблемы во время постов. Я, проведя исследования в поликлинике и почитав литературу, поняла для себя так: поститься надо правильно. И мне кажется, рецептов одних для всех не может быть. Это подтверждают и комментарии к статье. Мне кажется, появление проблем в пост может иметь две причины: 1) неправильное питание в пост для данного конкретного человека; 2) как следствие поста и очищения организма (!) - обострение. На мой взгляд (возможно, ошибочный), у нас православных вообще не разработана тема здорового питания в пост. Общие советы недостаточны. Плюс играет негативную роль, в целом, низкая степень информированности людей о влиянии продуктов питания на организм и взаимосвязи пищеварения и состояния всего организма в целом. Многое делается по старинке. Переходят в пост на хлеб, каши, макароны и т.п., но в этом как раз и в полном отсутствии сырых, полусырых (квашеных, хотя бы) овощей и фруктов, как мне кажется, может для многих скрываться причина проблем с пищеварением. Ведь наши предки ели еще много сырых овощей (морковь, свекла, репа и т.п.) и пареных в печи (а не вареных) зерновых. Были сухие заготовки (грибы, ягоды), а также мед. Холодильников не было, но были ямы, где хранились запасы с лета и осени. Для себя я определила, что человеку (без особых проблем с кислотностью желудка) нужно есть как можно больше сырых овощей и фруктов, а также, в обязательном порядке, зелени (хотя бы с весны по осень). Кстати, ботва свеклы, моркови тоже съедобны и очень полезны! А мы на дачах их срезаем и, в лучшем случае, кладем ее в компост. При ненормальной кислотности желудка и проблемами с зубами помогает зелень (см. книгу Бутенко "Зелень для жизни"). Мое мнение: хотя бы 50% сырого в рационе - уже здорово! И спасибо автору статьи, что врач хотя бы упомянула про сыроедение. Это действительно очень ценное направление (хотя я для себя решила, что 100% сыроедение неправильно). По собственному опыту знаю о нежелании моих православных друзей вообще погружаться в тему о здоровом питании, как будто это удел сектантов и буддистов...
Ирина 9 декабря 2015, 14:03
Для Натальи. Если у вас хронический панкреатит, вам ни в коем случае нельзя кефир. Каши-каши-каши на воде, отварные овощи, овощные супы, рыбные блюда. Так что пост - это прямо для вас. Единственное, что вам не стоит придерживаться - это сухоядению. Вполне возможно, что пару дней на сырых яблоках в первую седмицу Великого поста довели вас до больницы.
Алексей KZN 9 декабря 2015, 14:02
С автором не согласен. Тот кто сталкивался с химиотерапией, с беременностями тот знает. Чтобы пост был не как сильный стресс, надо весь год среду и пятницу поститься. Это тренирует дух и организм как зарядка. В этом большая польза для здорового человека. Что касается длинных постов, то, например, что ни пост, то у меня появляется молочница (она при снижении иммунитета обычно вылезает). Плюс вирусы. Плюс отсутствие сна (дети маленькие). В итоге болеющий единственный кормилец семьи. Это угодно Богу? Не уверен. Просто можно сократить объем порции (постепенно), мясо 1 - 2 раза в неделю достаточно есть когда нет поста. В пост и без него прожить можно. Кисломолочные продукты в наш век - чуть не единственное подспорье для иммунитета. В импортных брокколи вряд ли есть много полезного для нас. Но вообще, по словам И. Брянчанинова, тем кто не соблюдает пост ничего хорошего не светит:( Будем надеяться на милость Бога
Иулиания 9 декабря 2015, 13:15
Всем добрый день!
Хочу ответить Наталье с дальнего востока: я не знаю всей сложности вашего заболевания, но хочу сказать, что говорить, что поститься трудно, потому что дорого - это в корне не верно. Никто же вас не заставляет есть огурцы и помидоры (они, кстати, и в центральной России не дёшевы), можно покупать вполне сезонные овощи: морковь, тыква, свекла, капуста, в т.ч. морская, которой у вас должно быть много. А ещё у вас огромный выбор морепродуктов, которые разрешены даже в великий пост, и, конечно, рыбы, которую в Рождественский пост можно есть очень часто.
Мы, например, наоборот, в посты экономим, потому что традиционно, самая дорогая часть продуктовой корзины - мясо, курица, молочные продукты.
Краснянский Максим 9 декабря 2015, 12:52
Сергею Овчинникову:

Вопрос был задан как риторический. Известны каноны относительно послаблений в случае болезни. Что же касается статьи, то она является односторонней, не учитывающей многих приведённых в настоящем обсуждении обстоятельств и соответствующих им канонических разъяснений.
Н.О. 9 декабря 2015, 12:46
Вспомнилась книга «Моя жизнь со старцем Иосифом», в которой автор, старец Ефрем Филофейский, говорит об истязании себя пищей, вредящей физическому здоровью, являя тем самым пример отсечения воли. Но потом он вынужден был сделать себе продолжительное послабление – начать есть мясо, чтобы продолжить свою земную жизнь.
9 декабря 2015, 12:06
Удивительно, что статья написана врачем. Не у всех есть возможность готовить специальную пищу в пост. И пост идет в основном на хлебе, что совсем неполезно для здоровья. Самая вкусная постная еда в монастырях, там есть возможность специально готовить. Удивило о беременных. Я первые пять месяцев мало что могла есть. Если еще и поститься... На ребенке пост вряд ли отразится, зато отразится на маме (в т.ч. кормящей) В лучшем случае, на зубах и волосах. У меня была сильнейшая анемия. Уровень железо удалось поднять только несколькими внутривенными вливаниями. А что вы скажете больным, например диабетом? необходимо, но делать это с умом и рассуждением.Ну, и конечно, пост это не добродетель, не заслуга, и угодить Богу постом невозможно. Пост нужен нам, это средство, а не цель. Всем хорошего поста!
андрей 9 декабря 2015, 12:01
ВСЕХ С РОЖДЕСТВЕНСКИМ ПОСТОМ!ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.
ПУСТЬ ЗДОРОВЫЕ ПОСТЯТСЯ И БОГА БЛАГОДАРЯТ, А БОЛЬНЫЕ ПОМНЯТ, ЧТО ПО УЧЕНИЮ СВЯТЫХ ОТЦОВ БЕЗРОПОТНОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ВМЕНЯЕТСЯ ЗА ПОСТ.БОЛЕЙТЕ, НЕ УНЫВАЙТЕ, КУШАЙТЕ.
ПОСТ-ЭТО НЕ НАКАЗАНИЕ.ОН ДОЛЖЕН ПРИБЛИЖАТЬ НАС К БОГУ,А НЕ ОТДАЛЯТЬ
ДОБРО НЕ ЕСТЬ ДОБРО,ЕСЛИ ОНО НЕ ДЕЛАЕТСЯ ПО-ДОБРОМУ.О.КЛЕОПА ИЛИЕ.
ТАК БУДЕМ ПОСТИТЬСЯ С ДОБРЫМ ПРОИЗВОЛЕНИЕМ КАЖДЫЙ В МЕРУ СВОИХ СИЛ!И НЕ ЗАБЫВАТЬ МОЛИТЬСЯ И ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА.С ЛЮБОВЬЮ О ГОСПОДЕ ВСЕМ ЧИТАТЕЛЯМ ПРАВОСЛАВИЯ.РУ.
Екатерина 9 декабря 2015, 10:47
Наташенька, замечательная статья!
Ольга 9 декабря 2015, 10:21
Очень взволновала Ваша статья. Никому не стало хуже от поста? Трое моих знакомых православных (один из из священник) приобрели язву желудка, один из них попал в больницу с прободением язвы (во время поста) спасибо хирургам - спасли. Не трогайте, пожалуйста, онкологических больных, а то Вы еще химиотерапию и пост соедините. Что такое химиотерапия знаю на своем опыте, это и без поста немалое страдание. У нас в семье взрослые постились несколько лет. Результат - у всех больной желудок и кишечник. У меня остеопороз, холецистит, рефлюс-эзофагит, постоянная изжога. Начала поститься, пью кучу таблеток. Все равно вчера - приступ холецистита. Пост на таблетках это хорошо или лучше не надо? Большинство из перечисленных Вами продуктов (особенно бобовые) есть не могу.
На мне очень много забот о ближних. Так неужели лучше поститься "по полной программе" и в результате, как говорил святитель Филарет Московский упасть на руки своим ближним? Наверное лучше смириться со своей немощью, и не говорю "поститься", а воздерживаться по мере сил.
Наталья 9 декабря 2015, 07:25
Пост помогает нам очиститься от животного - ненасытного и дикого.
Но поститься надо с умом. Обязательно должна быть горячая пища! Суть поста - именно воздержание, в первую очередь от "вкусненького". В пост надо лишь поддерживать себя малой пищей. Но не злоупотреблять. Пример тому - язвы, гастриты, панкреатиты и другие заболевания, открывшееся именно во время поста. А ведь достаточно лишь отказаться от мяса, алкоголя, курения, постепенно отказаться от молочки, но обязательно принимать горячую пищу. Но это все лишь диета! Но Важна. Батюшка Серафим говорил, что и хлебом можно обожраться! Раскройте тему духовного поста! Каким должен быть он! А грибной суп и тушенные овощи с фасолью приготовить несложно!
людмила 9 декабря 2015, 03:52
И Статья легла на сердце духовно.очень нужная.для укрепления веры.спасибо
МаринА 9 декабря 2015, 01:01
А я вообще на еде не заморачиваюсь, что есть - то и ем. Пусть это будет мой самый большой грех.
Все люди разные. Для кого-то бегать по магазинам, выискивать и придумывать, что бы такого постного приготовить - это подвиг. Для кого-то это даже в радость. А для меня это морока. Ну не могу я так много думать о еде. Если бы кто-то за меня для меня этот вопрос решил, я бы с удовольствием постилась. А так, простите, грешна. Но мне почему-то за это не стыдно.
Алла 8 декабря 2015, 23:38
Здравствуйте, все! Не будем забывать, что пост - прежде всего, не питание только, а духовное делание. Каждый должен учесть особенности своего здоровья, чтобы не "загреметь в Склиф", а то получится не смирение, а гордыня сатанинская. Если для здоровья необходимо - нужно взять благословение на послабление поста у своего духовника и эти пищевые послабления компенсировать, например, ограничением в других вещах - не посить украшения, не смотреть телевизор, не сидеть в сетях, а почитать душеполезную литеатуру. Привет всем!
Н.О. 8 декабря 2015, 21:59
Уважаемый доктор! Что можно включать в рацион во время поста больным с хроническим панкреатитом и хроническим гастритом с пониженной кислотностью? От грибов – рвота, дурно от бобовых, капусты, томатов, солений, консервов, бананов, цитрусовых, дрожжевой выпечки, сладкого. Я считаю, что пост в питании не для всех. Ведь больной человек вынужден вне поста ограничивать себя в еде (строгие диеты), недополучая нужные организму вещества. Почему-то в посты всегда говорят и пишут исключительно о правильном питании, забывая о том, что пост не только и не столько это.
Любовь 8 декабря 2015, 21:45
Я, считаю, что Пост - это великое дело! Это ожидание и встреча Великих праздников! Рождество! Пасха! Ну, что может вообще быть лучше в нашем порочном, грешном мире? Не будет того совершенного чувства ощущения встречи с Торжеством Рождества и Пасхи без своего хоть маленького вклада-участия в прикосновении своим постом в Божий мир святости и Духа. А после поста, в праздник, какая Благодать ощущается в душе! Это невозможно передать словами! Ну, усмирите вы свою гордыню! Ну попоститесь хоть немножко
Светлана 8 декабря 2015, 20:44
На счет того, что от поста никому не стало хуже, не соглашусь. Я два с половиной года прожила в монастыре, вынуждена была уйти по состоянию здоровья. Спустя 2 месяца после прихода в монастырь поела гороховой каши, очень вкусная, кстати, и загремела в Склиф с тяжелейшим кишечным кровотечением. Реально был риск погибнуть. Своим пациентам я советов о посте не даю. А если из них кто-нибудь вот так заболеет? Как я потом буду с этим жить? Другое дело, если человек свят и готов даже умереть. Я таких не встречала.
Михаил 8 декабря 2015, 20:14
Уважаемый автор!
Дайте ссылки на Ваши цитаты о:
1. Что наши предки заквашивали овсянку и лечили дезентерию
2. Что молоко является катализатором опухолей.

Почему читатель должен верить этим голословным высказываниям? Почему вообще все, кто публикует статьи, содержащие в себе отсылку на какие-либо ичточники не приводят ссылки?
Лариса 8 декабря 2015, 19:32
Дорогая Наталья!
У меня были подобные проблемы с поджелудочной. Выход нашелся - лечение травами у профессионального фитотерапевта, сейчас собираю травы сама и поддерживаю свое здоровье таким образом.
Пеку свой хлеб, на закваске, с добавлением доступных семечек, получается очень вкусно и сытно.
В нашей стране огромнейшая аптека прямо под ногами, а Дальний Восток - это просто кладезь ценных и полезных трав!
Варвара 8 декабря 2015, 19:16
Давайте вспомним, что Антоний Великий прожил 105 лет, у него были целы все зубы, а питался почти всю жизнь только водой и сухарями.Делаем выводы...
Ольга 8 декабря 2015, 16:39
Пациентам с остеопорозом кроме молочных продуктов можно употреблять в пищу кунжут(содержание Са 1474мг в 100гр) и/или кунжутное масло(содержание Са такое же)
Александр Ланге 8 декабря 2015, 14:58
"Артроз печени"??? Это что за зверь такой? Может, цирроз?
Елена 8 декабря 2015, 14:30
Спаси Господи замечательного доктора Наталью, автора статьи. Полностью согласна и поддерживаю. Давно ждала такую статью. Хочу сказать будущим мамочкам, чтобы не боялись поститься во время беременности. Все нужное для ребеночка за вашу веру даст Господь. Это не пустые слова. Наши детки (мой ребенок и всех кого я лично знаю постился во время беременности) рождались здоровенькими крепенькими малышами. И в дальнейшем, когда кормящая мамочка постилась, ребеночек не терял в весе, а наоборот. Такие крепыши, хоть картины пиши! А поскольку привыкли с утробы поститься , то и сейчас им не трудно. Еще раз благодарю автора и редакцию сайта за такую нужную статью.
Елена 8 декабря 2015, 13:57
Здравствуйте! На мой взгляд питание в пост это ежедневная норма питания. Моя бабушка рассказывала:в 30-40 годы её мама вставала рано утром, топила печь и готовила завтрак и обед на целый день на семью из 10 человек, в которой были 7 взрослых братьев. Обед состоял из горшка каши заправленным растительным (самобитным) маслом, щей, картошки, овощей с огорода. Пекла 6 булок больших хлеба и лист пирогов. Молоко, яица, мяса были большой редкостью, так как надо было сдать налог. При таком питании работа была физически очень тяжелая - на пашне, со скотом. От зари до зари. Все были очень крепки и здоровы. В мое детство 60-70 годы мясо ели очень мало. Котлеты и пельмени считалось праздничными блюдами и ели редко. Ели овощи,молочные продукты, пироги. Дети болели редко, хотя зимой, даже в морозы, постоянно играли на улице.

Спаси нас Господи!
Наталья 8 декабря 2015, 13:49
"Я никогда еще не наблюдала вреда от поста." Два года назад во время моего первого Великого Поста на Страстной неделе меня положили в больницу. Я никаких особенных постных "подвигов" не совершала - просто не ела то, что нельзя есть. И в итоге загремела в больницу с мучительными поджелудочными болями и болями вокруг пупка. Пришлось на время взять больничный и не работать - это правда. Лежала под капельницей, пила лекарства и выслушивала от лечащего врача, как с больной печенью и хроническим панкреатитом можно поститься. Так что чудес не было. На второй Великий Пост всё повторилось - опять сильные боли к его концу. Как это понимать - всё равно твердить, что пост не вредит здоровью, игнорируя эти факты? Но так же нельзя.
Ещё момент. Я живу в небольшом посёлке на Дальнем Востоке. Климат здесь очень суровый, зима с ноября по апрель. Цены на продукты - космические. Вот сейчас огурцы-помидоры в наших магазинах стоят около 700 рублей, а бывает,и до 900 доходит. Булка хлеба в магазине - 55 рублей. Есть усиленно каши? А знаете, как от них "разносит"? Они обладают весьма противоречивым свойством,поскольку ими надолго не наешься и при этом полнеешь. Я не хочу быть толстой из-за такого питания. А как от них "пучит" на людях, когда больной желудок. Ну очень "приятно". В общем, полноценного доступа к овощам-фруктам у нас просто нет. А те, что продаются по неадекватным ценам, ещё и китайские сомнительного качества. Часто - подгнившие, с плесенью и неприятные на вкус, от их поедания больше вреда.
Я очень хочу поститься, но так, чтобы пост вообще никак не вредил моему здоровью, и чтобы у меня всегда был доступ к качественным и свежим постным продуктам. А как это получить?
И ещё. Пост был изобретён и установлен не в России и не на Дальнем Востоке, а в южных странах с соответствующим климатом и флорой. Однако правило, изобретённое в одной местности, применяют ко всему земному шару. Почему? Не похоже ли это на забег инвалидов и здоровых с одинаковыми правилами?
Я в настоящее время пощусь и буду поститься, лишь бы снова не заболеть. Но второй раз беру благословение на кефир кроме дней среды и пятницы, чтобы совсем не загнуться.
Овчинников Сергей 8 декабря 2015, 13:10
Максим, ну Вы подумайте, прежде чем вопрос-то задавать! Сами-то как полагаете, как же таким людям быть? Неужели вообще никаких соображений на этот счёт нет?
Ольга Куманцова 8 декабря 2015, 12:58
А что за заболевание такое - артроз печени? Это, случайно, не опечатка?
Краснянский Максим 8 декабря 2015, 12:14
А как быть тем, у кого остеопороз? Им необходимы молочные продукты.
Ольга 8 декабря 2015, 12:12
Лично мне поститься очень трудно, из за того, что в моей семье никто не постится, и на мне лежит обязанность приготовления пищи для домочадцев. Кроме того, постных продуктов в доме практически нет, только крупы, хлеб, картошка и макароны. Фрукты и овощи все покупные, а всем известно какие цены на рынке. Мясо у нас с подсобного хозяйства. Мне кажется, что дороговизна овощей и фруктов является проблемой многих людей в период поста. А поститься желание есть большое, но к сожалению не всегда удается.
Юлия 8 декабря 2015, 11:42
Мне кажется, неправильно писать, что мясо - вредно. Оно полезно, если соблюдать посты. Также и яйца, сыр и пр. Полезны, если соблюдать пост.
Татьяна 8 декабря 2015, 11:40
Спасибо, хорошая статья! Только неправильно считать, что постясь, мы угождаем Богу! Мы соделыввем себя способными воспринимать Божью благодать во время поста, а отсюда уже и духовные "цветы" и духовные плоды. И праздник после поста воспринимается острее...
Людмила 8 декабря 2015, 11:25
Пост -это очень важное время ....все хорошо,одно только плохо,что постные продукты стали дороже скоромных.
светлана 8 декабря 2015, 11:10
Согласна с Натальей,поститься надо с рассуждением.Сейчас утрачена культура поста, поэтому современным христианам трудно поститься(достаточно почитать Шмелева "Лето Господне").Помню свои первые посты.Это банки с зеленым горошком, булки и кофе...Результат-больной желудок и кишечник.Спустя 10лет и родив 3-х детей научилась варить каши, постные супы(гороховый, борщи, с фасолью, харчо), делать разные салаты. Единственно, из своего опыта, добавлю.В период беременности поститься надо по-силам.Я не ем только мясо.Опасно для младенца, если мать во время поста чувствует усталость, острый голод,депрессию.Есть , к сожалению, плохие примеры, когда, не имея достаточно духовного опыта, женщины постились строго(даже без молока) и у одной родилась девочка с нарушенным кальциевым обменом, мышечной слабостию, а другая еле разродилась, но ребенок не выжил, был очень слаб.Поэтому будем поститься с разумом!
Татьяна 8 декабря 2015, 09:31
Коллега, про "артроз печени",пожалуйста, поподробнее (и код по МКБ хотелось бы узнать). В остальном согласна - никому еще от поста не стало хуже. Но беременным все же не надо поститься.
Андрей 8 декабря 2015, 08:54
Полностью поддерживаю! Спасибо редакции Православие.ru
Владимир 8 декабря 2015, 08:45
Очень полезная статья! Большое спасибо!
Татьяна Соболь 8 декабря 2015, 05:45
да в когда я пришла к вере мне было очень тудно постится но со вреенем стало полегче.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×