Библейские законы о войне

Что в Библии сказано о войне? Кого, согласно заповедям Господа, можно было призывать на воинскую службу, а кого нет? Зачем казаки носили серьгу в ухе? Почему царю Давиду не позволено было построить Храм? И почему на вернувшихся с войны накладывали епитимию? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

Архиепископ Алексий (Фролов) благословляет воинов. Архив. Архиепископ Алексий (Фролов) благословляет воинов. Архив.
    

С тобою Господь, Бог твой

В Библии сказано: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступите к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20: 1–4).

Когда народ сталкивается с неизбежностью военного конфликта, Церковь может и должна давать свое благословение. Но церковное благословение военнослужащих – это наличие целого ряда ограничений для них. Во время Второй чеченской войны я, по благословению священноначалия, пять раз ездил в Чеченскую республику окормлять наших воинов, и меня часто просили освящать оружие. Я совершал чин освящения оружия и всегда особо подчеркивал: «Оружие освящено, и вы не имеете права применять его против безоружных людей, против мирного населения, против женщин, детей, стариков. Вы можете применять оружие только против людей, которые непосредственно нападают на вас».

Кого призывали на военную службу

Принцип призыва на войну, изложенный в Ветхом Завете, более гуманен, чем нынешний порядок

Принцип призыва на войну, изложенный в Ветхом Завете, как ни странно, более гуманен, чем тот порядок, который существует во всем мире сегодня.

Обратимся вновь к библейской книге Второзаконие: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его» (Втор. 20: 5). О чем это? Дом – это семья, а семья – это супружество, жена, дети. Тот, кто построил новый дом, – создал семью. Обновить дом – значит, обжить его, начать жить со своей супругой, заиметь свое хозяйство. То есть на войну не брали человека, не создавшего семью, который еще ни любви не вкусил, ни радости отцовства не познал. Юношей 18–19 лет на войну, по закону Божию, не берут. А в Чеченскую кампанию – я сам был свидетелем этого – 18-летних ребят, необученных, несмышленых, кидали в самые кровопролитные бои – это ужасно.

Читаем дальше Библию: «И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» (Втор. 20: 6). Какой гуманный закон! Человек должен насадить виноградник, собрать первый урожай, приготовить свежее вино, выпить с друзьями, попеть песни… Потом он может пойти на войну. А тот, кто семью не создал, дома не построил, виноградника не насадил, еще не понимает жизни, не знает, что есть что. Он еще слишком юн и несмышлен, и считалось жестокостью брать такого человека на войну – на смерть. По библейским законам, человека можно было взять на войну в возрасте от 21 года до 50 лет.

«И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее» (Втор. 20: 7). Мужчина должен познать женскую любовь, полюбить свою жену, увидеть чад своих, стать отцом. Как говорится в знаменитом изречении: человек должен построить дом, посадить дерево, родить ребенка, тогда человек состоялся. И поверьте мне: люди семейные, те, кто состоялись в жизни, повзрослевшие, всегда лучше воюют. Когда началась Великая Отечественная война, в первый призыв брали 18-летних комсомольцев, и все они погибли. Когда стали призывать 40–50-летних мужиков, у которых семьи, дети, а у кого-то уже и внуки, ситуация переломилась. Кстати, это те, кто учились в воскресных школах еще до революции. Это всё были знающие жизнь люди. И Берлин брали 40–50-летние русские мужики, а не мальчишки, которые еще за плечами ничего не имеют. Человек должен знать, за что он жертвует своей жизнью, за что он умирает.

И снова обратимся к книге Второзаконие: «И еще объявят надзиратели народу и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Как видим, трусливых на войну тоже не брали. И очень понятно почему: чтобы они не смогли ослабить воинский дух идущих в сражение.

Итак, по закону Божию, на войну надо брать людей, которые уже состоялись, которые знают и понимают, почему они берут в руки оружие, за что они будут сражаться, что хотят оберегать.

Предложи мир

Война должна начинаться с предложения мира

Но самое интересное вот что: любая война начиналась с того, что, по закону Божию, врагу надо было предложить мир. В Библии сказано: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе» (Втор. 20: 10–11). Здесь говорится о контрибуции, но, как правило, шли осаждать другие города, потому что враг нападал и разорял свои, родные и надо было восстанавливать порядок и справедливость. Но то, что война в библейском понимании должна начинаться с предложения мира, – поразительный факт, который необходимо пережить и осмыслить. Может быть, нашим военачальникам и тем, кто стоит у руля власти, стоит задуматься над этим библейским правилом.

В Писании говорится и о том, что человек воюющий должен бережно относиться к миру вокруг себя. Сейчас бездумно разрушается природа. А Второзаконие предписывает: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20: 19). А ведь речь идет о чужой территории! Были также законы санитарного характера: каждый воин должен был иметь лопатку, чтобы, справляя свою нужду, делать это в вырытую ямку, которую потом нужно засыпать землей. «Ибо Господь ходит среди народа Своего».

Библия устанавливала и предел человеческому гневу и жестокости. Откроем книгу Бытия и прочтем удивительные слова, сказанные о двух сыновьях Иакова – братьях Симеоне и Левии: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 7). Не всякую ярость Бог одобряет. Ты можешь проявлять гнев, но не до жестокости. Ты можешь проявить ярость, но не до звериной свирепости. Об этом всегда помнили люди, которые отправлялись на войну исполнить свой гражданский долг.

Господь промышляет обо всех

На вернувшихся с войны налагали епитимию: от года до двух лет воздерживаться от причастия

Во время военных действий Церковь никогда не отказывала военнослужащим в окормлении: всегда исповедовали воинов, причащали, крестили, если надо было. Но после войны налагали епитимию: от года до двух лет воздерживаться от причастия. Какая бы ни была война – по византийской традиции обязательна была епитимия. Почему? На войне есть угроза твоей жизни, ты в любой момент можешь погибнуть – и тебя исповедуют и причащают, чтобы подготовить к смерти. Но на войне ты проливаешь человеческую кровь, пусть и защищая себя и свое Отечество, – и это невольное убийство все равно преступление, грех, который ты должен избыть покаянием, понеся епитимию.

В еврейском народе, который в древности постоянно участвовал в военных конфликтах, сохранилось очень красивое предание. Когда Моисей с евреями прошел сквозь Чермное море, он, обернувшись, увидел в волнах мертвых египтян: тела их всплыли, их стало прибивать к берегу. Моисей от радости запрыгал и захлопал в ладоши. Но услышал глас Божий с неба: «Моше, что ты радуешься? Это дети мои потонули». Потому что для Бога и египтяне, и евреи, и турки, и русские, и чеченцы – это Его народ, Его дети. Бог промышляет о каждом человеке, независимо от его национальности и цвета кожи, и каждому ищет благо. Бог заботится и о зверях диких, и о траве полевой, и о птицах небесных – Он промышляет обо всем Своем творении.

Если человек вынужденно идет на войну – это всегда крайняя мера. И он должен знать, какими принципами руководствоваться при этом. Наши предки знали. К примеру, у казаков всегда учитывался родовой статус человека. На это указывала… сережка в ухе. Если одна сережка в левом ухе, это означало, что казак у матери единственный сын; если сережка в правом ухе – что он последний носитель фамилии – последний в роду, где не было других наследников по мужской линии. Если в ухе у казака две серьги – значит, он единственный ребенок у родителей. Когда собирался казачий сход, атаман не знал всех по именам и в лицо, он по этим отличительным знакам всегда мог понять, кого можно послать в решительный бой первым, а кого и поберечь надо: единственного сына у матери – чтобы было кому позаботиться о ней в старости; последнего мужчину в роду – чтобы род продолжился.

Кстати, подобные правила были еще у древних греков. Вспомним 300 спартанцев. Геродот рассказывает, что царь Леонид сказал: «Погибнуть в этом деле могут только те спартанцы, у которых есть сыновья». Вот эти Божии законы были Господом открыты и язычникам – по слову апостола Павла о том, что у язычников закон написан в их сердцах.

Мы должны всегда руководствоваться заповедями Бога – живем ли мы мирной жизнью или ведем военные действия: закон Божий – для всех ситуаций. Священное Писание – это Господне руководство к действию.

Почему Давид не мог построить Храм

Война – это всегда демонстрация немощи и грехопадения человечества

Важно также сказать, что, хотя Церковь и может благословлять людей на войну, но сама война – это, конечно, всегда плохо, это демонстрация немощи и грехопадения человечества. Приведу историю, записанную в 1-й книге Царств. Был богатый человек по имени Навал, он имел обширное хозяйство. И вот Давид отправил к нему посольство, чтобы приветствовать его. Но Навал обошелся с ним грубо, и Давид решил наказать его мечом. Чтобы умилостивить царя, к нему пришла жена Навала Авигея, принесла с собой много различных яств и обратилась к Давиду со словами: «Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою» (1 Цар. 25: 28). И Давид благодарил эту умную женщину за то, что она удержала его от пролития крови. Но обратим внимание вот на что: Давид, избранник Божий, вел «войны Господа», он получил на это высшую санкцию, если можно так сказать, и все люди понимали это – тем не менее, как мы знаем, Бог не позволил Давиду построить Храм Божий. Почему? Именно по той причине, что Давид вел множество войн, умертвил и сделал несчастными многих людей. Храм построил сын Давида Соломон, чье имя переводится как «мир».

Протоиерей Олег Стеняев

15 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Как семинарист Иван в ВДВ служил Как семинарист Иван в ВДВ служил
Антон Поспелов
Студент Сретенской духовной семинарии Иван Букарев после четвертого курса ушел в армию добровольцем – и по собственному желанию попал в разведроту ВДВ. О том, почему десантники называли его отцом и зачем выполнять долг перед Родиной, он рассказал своим друзьям и порталу Православие.Ru.
Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1 Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
Протоиерей Александр Григорьев
Святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение… И у нас сколько князей прославлены мощами, кои воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским». А священномученик Иоанн Восторгов говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью».
Священное Писание о войне и воинском служении Священное Писание о войне и воинском служении
Протоиерей Александр Григорьев
В Священном Писании и у святых отцов Церкви можно найти исчерпывающие ответы на основные вопросы, связанные с духовными проблемами современной армии. Вспомнить, что же говорит Священное Писание о воинском служении, особенно важно именно в наше время, когда в обществе распространяются протестантские представления о том, что будто бы христианину запрещено служить в армии и даже брать в руки оружие.
Комментарии
Денис23 декабря 2015, 18:40
Очень здравая статья!

Однако, надо добавить, что защита Отечества не является обязанностью христианина.
Это исключительно личный выбор каждого человека.
Христос в Новом Завете не разу не упомянул слово "Отечество".
Напротив, идея "защиты отечества" беспокоила фарисеев, вспомним - "придут римляне и овладеют нами".
И если это не забывать, а напротив, об этом чаще публично говорить, то войн и конфликтов станет на земле значительно меньше!

Храни Вас всех Господь!
Иоанна АБ20 декабря 2015, 23:25
Замечательно, что батюшка напомнил нам о тех правилах, которые действовали в те жестокие (как мы привыкли считать) ветхозаветные времена. Как далеко мы ушли от них за последнее столетие! Часто сила в том проявляется, чтобы уступить, не ввязаться в войну. Патриарх Тихон вот не благословил Белое движение, хотя в душе был, конечно, на их стороне (ну не с Лениным и Троцким же!). Но духовным зрением видел: нельзя, ещё хуже будет! Так и получилось, к сожалению. /Все были правы и все были неправы.// - Ну и вывод! Не бывает так, правда Божья одна-единственная. Хотя я и не считаю "Тихий Дон" главным романом ХХ века, но всё же в нём хорошо просматривается одна вполне христианская идея (пусть и помимо воли самого Шолохова): Пока мы, как свиньи, только В ЗЕМЛЮ смотрим, не желая глаз поднять к Небу, немногого мы стОим и для этой жизни, и для вечности.
Вадим Борисов19 декабря 2015, 17:33
Необходимо развить тему. Очень важны и интересны ветхозаветные примеры, спасибо, отец Олег. Но ведь воину нужна уверенная мотивация, а не внутреннее сомнение: "как же я сейчас грешу", "и от храма то отлучить могут". Пожалуйста, поясните с какой мыслью боголюбивое воинство должно идти в бой, какого греха беречься, как при этом не удалиться, а приблизиться ко спасению?
Димитрмий18 декабря 2015, 11:20
Отличная статья! Богодухновенная и полезная для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Владыка Алексей однозначно бы одобрил её.
НН17 декабря 2015, 23:00
Екатерина Домбровская15 декабря 2015, 11:00. Подписываюсь под каждым Вашим словом в части того, как владыка относился к выполнению воинского долга и солдатам, только должна заметить, что это кадр из фильма, который сняли костромские десантники. И вот ещё что: я точно знаю, что владыка не благословил на контрактную службу отслужившего в Чечне солдата, сказав ему: повоевал - и хватит! ты свой долг выполнил (и парень не вернулся...). Для себя я не вижу никакого соблазна в том, что написано в Ветхом Завете... Вот тут вспомнили "Тихий Дон" - недавно перечитала и коротко сформулировала: все были правы, все были НЕправы, досталось всем. И так в любой войне! Всю тяжесть и потери несёт простой народ. Мудрый правитель всеми правдами и НЕправдами постарается не допустить кровопролития и сберечь ЦВЕТ нации. А если всё же война - то воевать надо тоже с умом и рассудительностью. А посему, армия и в мирное время должна время от времени ДЕЛАТЬ СВОЁ ДЕЛО, а мы должны её кормить, и хорошо кормить!
Павел17 декабря 2015, 10:32
По поводу эпитимьи. Заповедь "не убий" никто не отменял. Другое дело, что есть "смягчающие обстоятельства" - защита Отечества, мирных граждан (например - при борьбе с преступниками) и пр. И кто после войны, честно выполнив свой долг, ведет себя более по-христиански: тот, кто только гордится своими победами, или кто тихо молится о своих прегрешениях и о врагах своих?
Геннадий Ядренцев16 декабря 2015, 20:12
"Принцип призыва на войну, изложенный в Ветхом Завете, более гуманен, чем нынешний порядок". Увы, это так. Но самое печальное что этот Ветхозаветный принцип морально превосходил даже порядки дореволюционной России, претендовавшей на руководство казалось бы еще более возвышенными Новозаветными принципами. Так же и раба, согласно Ветхому Завету, полагалось отпускать через шесть лет рабства, у нас же, как и в Византии, рабство было, как правило, беспросветно пожизненным... Не будем же идеализировать монархический строй, но честно признаемся что явленная еще в Ветхом Завете теократия и есть тот идеал государственного устройства, к которому и нужно стремиться. И хватит уже уподобляться помрачившимся умом евреям, все просившими себе царя. Не монархия, но теократия- вот что совершенно угодно Богу.
Ирина16 декабря 2015, 19:21
О.Олега почитаю,но смотря какая война,тем более в наше время.Если бы так набирали воинов на Великую Отечественную,мы бы не победили.
Антон Ребров16 декабря 2015, 17:10
Спаси Господь Вас Батюшка! Статья интересная, как всегда, грамотно наполнена ссылками и к месту, на священное писание и предание. Публикуйтесь почаще Отец Олег!

P/S/ Меня лично интересует такой вопрос, Если можно ответить здесь,
или лучше бы тема для отдельной статьи, может быть и на этом ресурсе.
Как правильно мирянину, священнику, Епископу и Патриарху вести себя в ситуациях, когда
становиться известен факт служения православным пресвитером литургии совместно с католическим священником?
Как правильно и по православному к этому отнестись, смириться и промолчать, перейти в другой храм,
подойти к священнику делающему такое и спокойно поговорить, может быть познакомить его с житиями и высказываниями святых отцов по этому вопросу? Сам я знаю, что ни один Святой Отец, такое не одобрил бы, но вот как вести себя мирянину? Особенно когда чувствуешь себя белой вороной, отношение даже православных на известных мне приходах в лучшем случае равнодушное, бывает и насмешливое, типа: - "тебе больше всех надо?"

Прошу Вас Батюшка Олег, если можно, ответьте мне на мой вопрос...
Евгения16 декабря 2015, 14:22
Кто был врагом Григорию Мелехову, поварившемуся в ОБОИХ котлах? Мальчишка-австрияк или русские матросы? По-настоящему-то Григория интересовали только земля и жизнь. А повоевавший уже не достоин возделывать и живет - мучается (первенца Евы узнаём?). "Тихий Дон" потому назван главным романом 20 века, что он ясно сказал: война - надругательство над здравым смыслом.
Юлия16 декабря 2015, 07:02
'"Блажены миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» - великие слова Иисуса Христа, сказанные в нагорной проповеди, как никогда ранее востребованы в современной жизни. И наш Владыка Митрофан, Митрополит Горловский и Славянский говорит, что надо договариваться людям, чтобы дело не доходило до войны. А , что касается нашей сейчас войны в Донбассе, это вообще бред страшный. Брат проливает кровь брату. Господи, сделай так, чтобы все побрасали это гадкое оружие в лица власть имущих!!! НЕТ любой войне! Спаси господи, за статью.
Аннушка15 декабря 2015, 23:57
Очень любим батюшку Олега!

"Бог не позволил Давиду построить Храм Божий. Почему? Именно по той причине, что Давид вел множество войн, умертвил и сделал несчастными многих людей. Храм построил сын Давида Соломон"

Но,притом, Давид -во святых!
15 декабря 2015, 23:20
Дай Бог мира!
р.Божия Ирина15 декабря 2015, 22:51
Спаси Господи!
Отличная статья!
Андрей15 декабря 2015, 20:48
В военном деле на первых ролях находятся физическая сила и выносливость, а годам к 40 с этим обыкновенно начинаются затруднения. Что тут поделаешь, раз человеческое естество слабеет от поколения к поколению, а разрушительная способность оружия и боевой техники всё более и более повышается. Ведь древние люди не умели делать много пороха и глубоких отверстий с нарезами в прочных стальных прутках, не говоря об импульсных механизмах и взрывчатых веществах, а ныне и ядерным взрывом никого уже не удивишь. За многие знания приходится платить и повышением требований по способности личного состава к обучению, вот и идут теперь 18 летние на войну прежде других возрастов. Всё очень просто и жестоко, но таковы войны.
В ходе битвы за Берлин противоборствующие стороны несли столь большие потери, что ставить командирами рот приходилось не старших лейтенантов, но сержантов. Именно по этой причине командующие армиями бывало бросали в бой даже дивизию охраны собственного штаба, а там как раз и служили солдаты 40...50 лет.
мария Кузнецова15 декабря 2015, 19:45
Эти правила должны озвучиваться во всех армиях мира: но не все армии следуют о не нападении: мускулы взыграли,желваки задвигались,грудь колесом, ума нема. Спасибо о. Олегу за раскрытие "зашоренных"очей у всего мира.
15 декабря 2015, 11:25
Хорошая статья. Осталось только понять, какое имеют отношение ветхозаветные заповеди к заповедям Евангелия Господа нашего Иисуса Христа...
Екатерина Домбровская15 декабря 2015, 11:12
"Интерес к Ветхому Завету" этот текст, как отметил один из комментаторов в самом низу, действительно пробуждает (хотя и без этого текста и нот пацифизма можно пробуждать этот интерес сколько угодно). Но может ли это быть целью публикаций таких текстов? Да еще в нашей многострадальной земле?! Не говоря уже и о реалиях жизни, о воздействии и последствиях в восприятии людей таких публикаций?!
Екатерина Домбровская15 декабря 2015, 11:07
Должна заметить, что в качестве иллюстрации к этой статье о. Олега использована фотография Владыки Алексия (Фролова)(+2013), где он благословляет воинов на молебне у часовни Памяти героев Плевны. Владыка почти каждый год служил там молебны для воинов. Так вот: его отношение к защите Отечества было глубоко православно-патриотическим, исходящим из того положения, что Родина, Отечество - дар Божий, который мы должны и возделывать, и хранить. И, разумеется, защищать, поскольку даже в периоды победы атеизма - земля наша оставалась Святой, освященной тысячами тысяч известных и безвестных святых мощей, сокровенным подвигом верующих людей, кровью Новомучеников. Потому что даже на местах разрушенных святых Божиих церквей пребывали Ангелы этих алтарей, хранящие святое место. Как и преподобный Сергий Радонежский, Владыка таковую защиту Отечества (сюда включены и жизненно важные интересы Отечества), пролитие крови за Родину считал святым долгом, подвигом, который очень часто не только пролитием крови сопровождался, но и исполнением великой Заповеди о положении жизни своей за други своя. Ветеранов Великой Отечественной войны чтил высоко и нередко называл их святыми людьми. Свидетельствую это совершенно уверенно. Прошу редакцию сайта непременно убрать эту фотографию, как кощунственно использованную в тексте, который Владыка бы по многим внутренним параметрам не принял бы и не одобрил.
Дмитрий15 декабря 2015, 10:38
Спаси Господи,отец Олег! Очень понравилась статья. Тольк вот минус то,что не только 40-50 летние мужики Берлин брали,всякие были и мальчишки и старики и женщины...
Денис Фролов15 декабря 2015, 09:52
Спаси,Господи.отец Олег за такую статью.Помоги Господи по Вашим молитвам современным воинам сохраниться в Библейской мудрости!
Павел15 декабря 2015, 09:44
Отец Олег поднял очень важную тему .Впереди нас ждет много испытаний и очень важно сберечь молодежь . Законодательно запретить срочников -недоучек посылать на войну. Как реализовать ?
Игорь15 декабря 2015, 09:33
Прошу пояснить, за что на воина налагается епитимья? Если он погибнет, то жизнь положил за други своя, а чуть в сторону пуля пройдет, то грешником делается и отлучается от причастия. Если Бог намерение целует, то готовый на смерть уже выполнил заповедь.
Еще думается, что такое длительное отлучение было как-то связано с периодичностью причадения профессиональной восточно-римской армии, раз это не вызывало отторжения.
Александр15 декабря 2015, 08:57
Спаси Бог, отец Олег, за откровение! Потрясающе! Ах если бы такие мудрые и простые истины смогли уразуметь нынешние правители, законодатели и военнослужащие...
Господи, помилуй, спаси и сохрани нас грешных!
Сергей15 декабря 2015, 08:19
Спасибо большое за статью отцу Олегу и порталу! Интересные факты излагаются.
15 декабря 2015, 06:20
Спасибо за статью! Пробуждает интерес к Ветхом завету. И вообще дух захватывает о того, какой он, Закон Божий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×