Опасная дорога

Пастыри о ДТП с участием священников

Машина священника после аварии в Петрозаводске Машина священника после аварии в Петрозаводске

На прошлой неделе на портале Православие.Ru мы разместили статью протоиерея Павла Гумерова «Батюшки бывают разные», где он высказался на тему автомобильных аварий и других происшествий, участниками которых становятся священнослужители. Эта публикация вызвала большой интерес наших читателей. Редакция портала решила взять еще несколько небольших комментариев у священнослужителей на тему ДТП с участием священников и конкретно трагедии в Петрозаводске, случившейся две недели назад и приведшей к гибели женщины. И, конечно, главный вопрос, который мы задали: как реагировать на информацию о подобном в СМИ? Рассуждают священники Олег Стеняев, Димитрий Смирнов, Алексий Круглик и Димитрий Шишкин.

Протоиерей Олег Стеняев:
«Мы, священники, на виду у всех, и это часть нашего креста»

Протоиерей Олег Стеняев Протоиерей Олег Стеняев
Прежде всего, вспомним, что сказано в Священном Писании. Например, в Послании к Римлянам: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “Не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? а, гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, но преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2: 21–23) И оканчивается этот фрагмент словами: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2: 24).

Чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других

Это очень печальная ситуация, когда те, кто должен являть пример и учить других, не учат сами себя, на что и обращает внимание апостол Павел. Ведь христиане как письмо Христово – есть такое сравнение в Библии. Мы всеми узнаваемы, и по нам, как по письму Христову, всеми читаемому, судят не только о нас и о нашей вере, но и о нашем уповании, о нашем Боге. На нас на всех лежит очень большая ответственность. И чтобы имя Божие не хулилось среди неверующих, мы должны с себя спрашивать значительно строже, чем с других людей.

Когда такая трагедия происходит, необходимо, конечно, протянуть руку помощи пострадавшей семье. Хотя на самом деле пострадало две семьи: и семья погибшей женщины, и семья священнослужителя, совершившего наезд. И наша задача – проявлять заботу, насколько это возможно, и о тех, и о других.

Пройдут годы и годы, прежде чем об этой трагедии забудут в том городе, в той епархии. И сколько же усилий теперь надо употреблять другим людям, особенно тем, которые в этом же храме подвизаются! И скольких людей это может оттолкнуть от храма…

Виновный понесет наказание, но нельзя ставить крест на оступившемся, нельзя не помочь ему

Но мирским людям надо понять и то, что священнослужители – это не ангелы, с неба спустившиеся на землю, это такие же точно люди, как и все остальные, просто у них появилось желание стать лучше. Потому что с таким желанием – стать лучше – приходят в Церковь, поступают в семинарии. Но при этом, придя в Церковь, придя учиться в семинарию, люди приносят с собой все те проблемы, которые у них уже были, так что нельзя говорить, что это приобретенное, что этому «в семинарии научили», – этому учат с детских лет: например, курить, пить учат с подросткового возраста, – увы, это дурная реальность наших дней. Но сам факт, что человек решил идти духовным путем, то есть он решил от этого освободиться, говорит уже очень о многом в его устроении. А если это не получилось, если человек не справился с собой, с этими дурными позывами, – беда. Но это не значит, что мы должны ставить крест на оступившемся, на виновнике трагедии, тем более что он получит наказание и будет нести это наказание.

Наказание, вероятно, для него будет суровым. И мы в его несении должны поддерживать человека. Хочу вспомнить случай, происшедший в дореволюционной России. В одной епархии некий человек по имени Федор совершил страшное душегубство: убил несколько человек. В России тогда не было смертной казни, и его приговорили к каторге. А перед началом суда все Федоры той губернии собрались огромной толпой перед домом губернатора и архиерея и стали требовать, чтобы на время судебного разбирательства этого человека переименовали бы, чтобы имя святого Феодора Стратилата не упоминалось в связи с таким злодейством. И губернатор поддержал это требование, а архиерей осуществил – и преступника во время судебного разбирательства называли «Нефедор». А когда ему вынесли судебный приговор, его опять нарекли Федором, потому что когда человек несет наказание за совершенное, действует принцип: за одно дважды не наказуют. Имя человеку вернули, потому что теперь ему нужна будет поддержка и у святого, чтобы преодолеть такую беду в себе.

Но для некоторых и жизни не хватит собственной, чтобы преодолеть подобное преступление. Оно может всю жизнь тяготеть не только над ним – но и над членами его семьи, над детьми, внуками, правнуками… Это беда, большая беда, и пытаться использовать ее в антиклерикальных целях не дело. Ведь у нас внимание к Церкви в СМИ повышенное – я бы даже сказал: неоправданно повышенное. Хотя, с другой стороны, мы действительно на виду у всех, и это часть нашего креста, который мы несем. И безропотно должны нести. Очень часто отношение к служителям Церкви связано с некими двойными стандартами. И нам, священнослужителям, точно ничего не простят. Кому угодно могут простить: и убийц могут отпускать, и грабителей, и насильников из зала суда, а служитель Церкви, если он оказывается в подобной ситуации, несет наказание в более сложной форме. И, может быть, это даже правильно, потому что в Писании сказано: «Кому сколько дано, с того столько и спросится».


Протоиерей Димитрий Смирнов:
«Это несчастье хотят использовать для дискредитации Церкви»

Протоиерей Димитрий Смирнов Протоиерей Димитрий Смирнов
Конечно, это большое несчастье. Как относиться к происшедшей трагедии? Так же, как к тому редчайшему случаю, что в середине декабря нет ни намека на снег и температура +8 градусов, – как к чрезвычайно редкому аномальному явлению.

А что касается СМИ… Когда некий телеведущий сшиб женщину насмерть, была какая-то шумиха? А ведь он известнейший человек. Я случайно узнал о том случае. А этого священника никто не знает, только жители Карелии, – и столько о нем пишут! Священников мало. Священники для нашего народа – это такое уникальное явление. Летчиков – десятки тысячи, сотрудников МЧС – сотни тысяч, полицейских – миллион, а священников на весь земной шар – на всех русских православных! – всего 30 000 человек. Но есть люди, очень заточенные на ненависть к Церкви и священникам. Ясно, что они хотят этот случай использовать по максимуму для того, чтобы у людей создать впечатление, нужное им: все священники – пьяницы, все обязательно ездят на «мерседесах» и все всё время сбивают именно женщин – беззащитных женщин…


Протоиерей Алексий Круглик:
«Помолись, прежде чем сесть за руль»

Протоиерей Алексий Круглик Протоиерей Алексий Круглик
Существует ряд канонов, которые определяют жизнь священника в миру, в том числе и когда дело касается несчастных случаев. В частности, 27-е апостольское правило говорит, что пресвитер или диакон, который побил верного или неверного, то есть христианина или даже не христианина, должен быть извергнут от священного чина. Как видите, когда даже просто побил. Причем объясняется это тем, что «Господь отнюдь нас сему не учил», то есть Он Сам, быв ударяем, не наносил ударов. Далее, 66-е апостольское правило гласит: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет – тот будет извержен из сана. Канонист Вальсамон, толкуя это правило, подчеркивает «единое ударение». Так что достаточно одного единственного удара, оказавшегося смертельным, чтобы священника извергли из сана.

По канонам, даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он извергается из сана

В 55-м правиле святителя Василия Великого сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени. Получается, что даже если священник применяет физическую силу в целях самообороны или защиты храма, он все равно извергается. И до нас дошло «Учительное известие», которое говорит, что делать священнику, если на храм вдруг совершено нападение во время богослужения. Идет четкое указание: священник, если может, потребляет Святые Дары – то есть он первым делом должен позаботиться о святыне, которой служит. И далее: «Сам же избегнет, аще может», то есть если он может спастись, потребив Святые Дары, или хочет спастись, то он может это сделать. Но… есть интересное указание: священник должен «никакоже от своего служения отступити, даже если убийство ему претерпети придет, совершати свою службу. Аще убиен будет… с мучениками да причтен». Так что, если он хочет, он остается в храме и терпит мученическую смерть.

Как видим, очень высокие требования к восточному православному духовенству. В католицизме, как мы знаем, несколько иная норма. В крестовых походах священники участвовали наравне с рыцарями, поднимали оружие воины-священники, воины-монахи. У нас к этому относятся по-другому, отмечая, что проливший кровь в дальнейшем не может совершать Бескровную Жертву. Это, конечно, накладывает особый отпечаток на служение священника.

Мы знаем, насколько печальна статистика гибели людей и несчастных случаев на российских дорогах: гибнут в год около 30 000 человек, 250 000 примерно получают ранения, многие становятся калеками. Выходит, на дорогах за год гибнет население небольшого города, и население большого города оказывается искалеченным! И именно поэтому в третье воскресенье ноября, во Всемирный день памяти жертв ДТП, патриарх благословляет совершать специальные заупокойные литии о душах усопших, погибших в этих страшных происшествиях.

Тем, кто помнит советские времена, может показаться удивительным, что о священниках постоянно говорят СМИ. В советское время информации о жизни Церкви, священства практически не было, да и священников было мало. Сейчас в Российской Федерации уже несколько тысяч клириков, в крупных городах священников сотни, так что можно говорить о том, что священство вновь, как некогда было, становится социальным слоем. И поэтому всё, что связано с духовенством, получает большую огласку. И те несчастные случаи, которые происходят, может быть, и в семье священников, и особенно на дорогах, получают особый резонанс. Во многом еще и потому, что сегодня вообще любое происшествие делается благодаря интернету общеизвестным, потому что многие любят снимать все, что происходит вокруг, на свои гаджеты и выкладывать это в сеть. На днях я сам попал в ДТП, но я был без облачения; не знаю, как бы отреагировал второй участник – девушка, виновная в этом ДТП, – если бы я был в подряснике. Возможно, она стала бы снимать случившееся, чтобы придать этому огласку.

К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще

К сожалению, сегодня священнику трудно обойтись без автомобиля. До революции всё было несколько проще: священник мог за небольшие деньги нанять извозчика; клириков возили прихожане; и даже если у батюшки и была бричка, он сам не правил ею, то есть, говоря современным языком, он лично не участвовал в управлении транспортным средством. Кстати, если вспомнить историю, то священники не пользовались лошадью – быстро передвигающимся животным, – но ездили, как правило, на ослике или муле, которые идут потихонечку, так что сложно, на них едучи, попасть в какие-то неприятные ситуации. Другая примета наших дней: священник подчас вынужден сам управлять автомобилем. Тем пастырям, которые служат в далеких регионах, подчас не хватает средств, чтобы купить какую-то приличную машину, – они ездят на стареньких, на отечественных, которые имеют нехорошую особенность ломаться где ни попадя и поэтому могут быть причиной какого-то дорожно-транспортного происшествия.

На последнем епархиальном собрании Святейший Патриарх призвал духовенство после совершения службы по возможности самим не садиться за руль, то есть надо попросить кого-либо из прихожан довезти либо до дома, либо до места следующей требы. Ведь богослужение – это апогей жизни священника: он переживает, молится, он вынужден все свои эмоции, все свои душевные силы отдавать Литургии. И он исповедует, выслушивает пришедших в храм, эмоционально сопереживает им. И вот ему, отдавшему часть себя, израсходовавшему свои силы, управлять автомобилем не так просто. Ослабевает внимание, контроль, и он может пропустить что-то важное, что в обычной жизни он непременно заметил бы.

Что касается трагического происшествия, виновником которого стал отец Иоанн Петунов… Сказано в Священном Писании, что всякого человека, совершившего грех, Господь призывает раскаяться. А, раскаявшись, по Евангелию, мы должны принести плоды, достойные покаяния. Дай Бог, чтобы этот клирик осознал свой грех, и я искренне верю, что так и будет. И, осознав, попросил прощения и у священноначалия, и – самое главное – у тех людей, которых он лишил жены, сестры, дочери, у детей, которых сделал сиротами. И чтобы потом помогал им. Может быть, и сам, а может быть, и привлекая других людей, но не бросать пострадавших, поддерживать их. Постоянно о них молиться, молясь обязательно и о душе усопшего человека. И даже если он будет запрещен в служении, всё равно он обязан молиться.

Эту молитву должен читать каждый водитель перед тем, как тронуться с места, сев за руль

А мы должны помнить, что существует так называемая молитва водителя, она уже достаточно широко распространена в Русской Православной Церкви. В этой молитве, которую должен читать каждый водитель перед тем, как тронуться с места, сев за руль, есть такие слова: «Боже, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе… Избави мене от злого духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния». И заканчивается она такими очень хорошими словами: «Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей». Эта молитва должна читаться не только священником, а вообще всеми людьми, которые садятся за руль. Кстати, когда я сам попал в ДТП, я вспомнил потом, ожидая ГАИ, что я забыл прочитать эту молитву, – очень уж спешил по делам в тот день. И я много раз слышал от людей, от прихожан, что, действительно, когда читали молитву, все было благополучно. И если из-за каких-то обстоятельств, отвлекаясь, забывали читать эту молитву – случались неприятности, маленькие или большие.

И, конечно же, мы призываем освящать и сам автомобиль, потому что это техника, представляющая реальную угрозу для окружающих, да и нам самим может нанести вред. Надо не забывать, что вообще любая вещь у православного человека должна быть освящена. А уж тем более такая опасная, как механизированная колесница, – она и освящается, как колесница.

Как клирик, я сопереживаю этому батюшке. Надеюсь, что церковный суд решит всё милостиво, но в то же время учитывая каноны. И будем молиться, чтобы Господь упокоил эту несчастную женщину. Ну а мы, церковные люди, должны, как можем, помогать семье Марии Жулябиной.


Священник Димитрий Шишкин:
«Нам надо быть осторожными всегда и во всем»

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин
В случившейся ситуации опасно всякое морализаторство именно потому, что «непостижимы суды Божии и неисследимы пути Его» и никто – то есть решительно никто – из нас не знает, что именно его поджидает в следующую секунду. Да, конечно, надо нам быть осторожными всегда и во всем… Кстати, эти слова: «Будьте всегда и во всем осторожны» – из завещания отца Иоанна (Крестьянкина). Они показались мне когда-то непонятными и даже странными. «Как это быть осторожным всегда и во всём?» – подумал я. С этими размышлениями сел за стол в трапезной, стал есть блин – несколько поспешно – подавился и чуть не умер. В буквальном смысле. И это произошло за считанные секунды. Спасла меня повариха, опытная женщина, которая поняла, что происходит, и хлопнула меня крепко по спине. А так – был бы еще один «трагический случай». Что тут сказать? Действительно, надо быть во всём и всегда осторожным и помнить, что по статистике чаще всего тонут не те, кто плохо плавает, а те, кто думает, что плавают лучше других.

В случившейся ситуации опасно всякое морализаторство – потому что “непостижимы суды Божии и неисследимы пути Его”

И всё же… Мы слишком мало видим, еще меньше знаем и понимаем для того, чтобы судить однозначно о причинах и последствиях каких-то трагических случаев. И когда происходят такие страшные, чрезвычайные события в жизни любых людей, не только священников, велик соблазн начать делать выводы о чужой нравственности и «уроках», от Господа посылаемых. Но, с другой стороны, ведь и это же тоже есть, несомненно, и множество существует примеров, когда наказание греха служит именно назиданием для других. Но это всё-таки ситуации крайние, вопиющие, так сказать. А в большинстве случаев уместнее вспомнить слова Господа о людях, погибших при разрушении Силоамской башни: «Думаете… [они] виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните» (Лк. 13: 4–5).

Чужое горе – это всегда повод помолиться о человеке, попавшем в беду, – и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость

Дело в том, что какие-то крайние беды в жизни человека могут иметь столь запутанные и глубоко уходящие, но притом объективные корни, что мы попросту не в состоянии это всё понять и отследить. Да и не нужно это. Об этом, кстати, говорят многие опытные духовники: не полезно пытаться разбираться скрупулезно в причинах находящих бед и скорбей. Но следить за своей совестью – обязательно нужно. И вот о чем можно сказать с уверенностью: чужое горе, беда – это всегда повод помолиться со скорбью и состраданием о человеке, попавшем в беду, и – безусловно, еще и еще раз укорить себя, вспомнить свою худость, достойную печальной участи, но хранимую ни по какой иной причине, кроме как по неизреченной милости Божией. У апостола Павла есть изумительные по своей силе слова. Он говорит братьям по вере, что вот, мол, такие тяжкие выпали нам испытания во Асии, что мы не надеялись и жить: но, сами в себе осуждение смерти имея, будем надеяться не на себя, но на Бога, восставляющего из мертвых. Апостол непрестанно носил в себе осознание своей греховности столь глубокое, что считал себя достойным смерти, и всё, что случалось меньшего, чем смерть, пусть даже тяжкие скорби, считал признаком милости Божией.

Вот это помысел воистину добрый, а нам всем пример!

16 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Батюшки бывают разные Батюшки бывают разные
Прот. Павел Гумеров
Батюшки бывают разные Батюшки бывают разные
Протоиерей Павел Гумеров
О трагедии в Петрозаводске, опасностях на российских дорогах, пользе чтения патериков, священнических автомобилях и о батюшках-подвижниках.
О священстве, пастырстве и духовничестве О священстве, пастырстве и духовничестве
Прот. Вадим Леонов
О священстве, пастырстве и духовничестве О священстве, пастырстве и духовничестве
Беседа с протоиерем Вадимом Леоновым
Что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий? Как выбрать духовника? Можно ли переходить от одного духовного наставника к другому? Что такое младостарчество, отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой? На эти и другие вопросы мы попросили ответить протоиерея Вадима Леонова.
Священники и мерседесы Священники и мерседесы
Прот. Андрей Ткачев
Священники и мерседесы Священники и мерседесы
Протоиерей Андрей Ткачев
Приходской священник чем-то похож на участкового доктора. Задерганный, уставший, бегает туда-сюда, а тут чье-то больное воображение раз за разом изображает священника не иначе, как в «Мерседесе». Обидно, честное слово.
Комментарии
r.b.Elena26 декабря 2015, 00:22
Gospodi, prosti nas greshnuh. Kogda ja uchilas na kursah vozhdenija, to instruktor govoril nam; Ludi, pomnite chto vu ne jedinnstvennuje idiotu na dorogah. Naskolko mu ne vezhlivu v zhizni, nastolko nevezhlivu mu za ruljom." V prigorode odnogo gorodka otmeniki sluzhbu, svjashenniku ne na chjom bulo dobratcja na do hrama. Ja dumau, chto mnogo bulo takih sluchajev. Mu zhe sudim so svojey kolokolni, "ottuda vsjo vidno o drugih"
Елена25 декабря 2015, 12:33
Помоги Господь священникам, несущим свое служение без оглядки на мирские соблазны! Есть такие, только все меньше их становится.Будем честно говорить - появляются менеджеры все больше и больше. И сразу видят их люди, которые не первый год ходят в Храм Божий. Особенно в старых российских намоленых городах. Просим прислушаться и приглядеться к тому, что происходит в приходах, о чем говорят и пишут верующие.
Валерий20 декабря 2015, 12:09
Добрый день! Очень удивительная статья и не менее удивительные комментарии к случившемуся. «Мы, священники, на виду у всех, и это часть нашего креста» «Это несчастье хотят использовать для дискредитации Церкви» «Помолись, прежде чем сесть за руль» «Нам надо быть осторожными всегда и во всем» Отцы вы о чем? История "Ветхого" и "Нового завета" начинается с заповеди. Сначала с одной, а за тем закон. Что происходит после их нарушения вы все (надеюсь, что это так) знаете. В настоящее время, конкретно в России есть закон государства, есть Правила безопасности самые различные. Это не закон Божий но все же закон. Есть люди которые регулярно не соблюдают правил и не исполняют закон в той или иной его части. Среди таковы есть и священники, и не редко! Лично знаю таких. Что удивляться когда с ними такое происходит? О чем вы говорите? Где призыв к трезвости? Законопослушанию? Где призыв начать проповедь закона Божия с исполнения закона государства и общества. В завершение хочу сказать- прежде чем сесть за руль: 1. Будь трезв! 2. Помолись! 3. До начала движения пристегни ремень, и двигайся соблюдая правила ДД. Я то же не верю всему, что пишут и говорят в СМИ.Я тоже считаю, что священство часто оговаривают. Но! Наверное не все, что написано является ложью. Делайте выводы, и хватит все валить в одну кучу: грехи, случайность, не легкий крест священства и.т.д.
Димитрий18 декабря 2015, 21:32
Произошла ужасная трагедия:Один человек убил по неосторожности другого человека!!!Не сознательно,не по своей "злой"воле,а именно по воли случая. К большому сожалению Батюшка не сможет дальше быть Священником,так как по его вине погиб человек. Я призываю всех людей не озлоблятся на Батюшек(которые являются водителями собственных автомобилей) им и так тяжело!Может он торопиля(отец Иоанн)со службы в храме--домой или на требу(Причащать Святыми Дарами умирающего или болящего на дому) Бог весть!!!Он один всё знает и всем промышляет, пишу об озлоблении в основном для невоцерковленных людей,но и не могу к сожалению оправдать Батюшку Иоанна--ему и так тяжело!!!Надо молится за усопшую Марию и о здравии её семьи!!!И помогать им,поддерживать духовно и материально!И молится за отца Ионна иза его всю семью!!!МИР ВСЕМ!!!!
Иван18 декабря 2015, 10:31
Очень точно про молитву сказал о. Алексий. Сам раз попал в такую ситуацию: сел за руль, почувствовал, что надо помолиться, но подумал, вот выеду из города на трассу и помолюсь. Но уже через минуту попал в дтп. Господь мне прямо дал понять, что надо молиться, а я отмахнулся. И поплатился. А еще на днях уже в Калуге священник попал в дтп. Тоже вроде "под шафе", но слава Богу там все жив. Отцы, будьте осторожны!
Михаил17 декабря 2015, 17:42
Спаси Господи, братья и сестры! Посмотрел запись этого ДТП, потом увидел лицо этого священника... Страшное дело! Упокой Господи душу усопшей рабы Твоей, и прости согрешившего раба Твоего, помоги ему. А вообще, наверное, это знак нашей Православной церкви. Участились такие случаи дело в том что... Значит надо задуматься. Государство ужесточает правила обучения в автошколах. А Православная церковь? Думаю, что для священников независимо от сана нужно ввести запрет на использование иномарок дороже бюджетных моделей. Без всяких там разговоров про подарки и тому подобное. Не дразнить общество, и всё тут. А если что-то такое случается (ДТП с пострадавшими людьми), то церковным властям не врать и не таиться: честно признавать вину и стараться помочь семьям пострадавших. Это будет по-христиански.
Лариса Воронина17 декабря 2015, 09:24
Антон030416 декабря 2015, 20:00 /Священнослужитель, независимо от сана, ни в коем случае не должен добровольно садиться за руль автомобиля или мотоцикла. Просто не должен и всё! На это можно привести миллионы доводов опровержения вместо того, чтобы просто отказаться от руля и всё, раз и навсегда./ А на чем вы основываетесь? Сначала вы потребуете лишить прав священников, потом и мирян? Каких гражданских прав ещё пожелаете-с нас лишить?
АлександрГ. 17 декабря 2015, 02:18
Антон030416 декабря 2015, 20:00 "Священнослужитель, независимо от сана, ни в коем случае не должен добровольно садиться за руль автомобиля или мотоцикла. Просто не должен и всё!". Шедеврально, добровольно садиться за руль нельзя. А насильно, значит можно. Или тоже нельзя? А если и так нельзя и эдак нельзя (вообще-то это очень сурово), то выход у батюшек - ходить пешком. Вы это предлагаете? Кстати, а где вы видели водителей, ставших водителями насильно, то есть против своей воли? Но вот, что совершенно определенно верно, так это то, что некоторым противопоказано "добровольно" выходить в интернет.
тамара17 декабря 2015, 02:08
Помоги,Господи нести тяжёлый жизненный крест о. Иоанну. Упокой,господи .душу убиенной р.Б. Марии в Царствии Небесном.
из Нижнего новгорода17 декабря 2015, 00:08
Cколько батюшек замечательных с нами ходило в крестные ходы, смиренных и простых! Привал - типична картина - люди быстрее набрасываются на еду, а батюшки где-то там в стороне, в последнюю очередь, только если старший по обеду целенаправленно их не позовет. Что говорить, хожу часто мимо автодорожного техникума - молодые мальчишки изъясняются только чернейшим матом громко, а однажды пришла в поликлинику, а там дед старенький (воспитанный советской властью) разговаривал с регистраторшами, те грубо отказывались помочь в чем-то, в ответ я услышала такую речь: "Мы же не в ИГИЛе живем, почему в вас человеколюбия совсем нету..." и далее очень высокой лексикой, что-то про Христа еще. Почему наша молодежь так воспитана? На мой взгляд, это потому что православную культуру захлестывает поток массовой кросс-культурной капиталистической. Эту тему совсем не увидишь на страницах Ленты.ру или других крупных новостных ресурсов. Мне ближе простые, небогатые, образованные батюшки, и таких много встречаю. Родственники бурно обсуждали этот случай в Петрозаводске, вспоминая предыдущие с участием священников, но я верю, что это было страшное исключение и семинаристов будут воспитывать так, чтобы этого не случилось еще.
Валерий16 декабря 2015, 23:35
Батюшки, дорогие, да у вас больше искушений, на вас смотрят, по вам судят о церкви, у вас ответственность, но у вас же и великая сила в руках - Тело и Кровь Христовы, немощное восполняющая... Что же не действует значит на некоторых, или как говорят свидетели Иеговы, чудес сейчас нет, а может нет решимости жить как положено-служить и не делать себе отпуска и выходных в угоду жене. Как там в Евангелии: женатый заботится о чем? Говорите священники тоже люди.... Это ведь как посмотреть, служение священническое требует чистой и великой души, что бы не покинул ее Дух Святый, ибо если Он уйдет останется одна форма и академические знания, которые сами по себе мало что значат. Страшно, наверное, священнодействовать и ничего не ощущать...
сергей16 декабря 2015, 23:03
"А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил( или кричал даже) отец Иоанн Кронштадский. Ведь в нашей русской катастрофе 20 века вина духовенства очень велика ( одно обновленчество чего стоит). Мы, конечно, смыли этот грех мученической кровью, но вот наступают времена, когда в священный сан рукополагают почти каждого, кто пожелает. Я говорил об этом со Святейшим Алексием, а он мне в ответ:"Что делать? Храмы открываются один за другим. Священников катастрофически не хватает." И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше..." Протоиерей Василий Ермаков."Попробуй, но знай".
Мария16 декабря 2015, 20:58
Очень жалко батюшку, какое испытание Господь ему и его семье послал. Читать и слушать обсуждения священнослужителей и "мерседосов" - смешно. Пусть на ездят на чем совесть позволяет - каждый за свои грехи отвечать будет. А вот обсуждать и более того осуждать священника не хорошо и нельзя.
Антон030416 декабря 2015, 20:54
Священнослужитель, независимо от сана, ни в коем случае не должен добровольно садиться за руль автомобиля или мотоцикла. Просто не должен и всё! На это можно привести миллионы доводов опровержения вместо того, чтобы просто отказаться от руля и всё, раз и навсегда. Неужели так трудно не спешить?...
Читатель16 декабря 2015, 17:50
Я скажу одно: не надо это замалчивать, иначе создается впечатление, что проблему пытаются спрятать. Говорить про это надо: если факт есть признавать, иначе, как написано выше это Церковь и дискредитирует. А то, что все могу в ДТП попасть - оно ясно. Сам ненароком въезжал в чужую машину, благо без серьёзных последствий.
прот. Павел16 декабря 2015, 17:13
Позволю себе поправить уважаемого прот. Димитрия Смирнова "священников на весь земной шар – на всех русских православных! – всего 30 000 человек", -говорит он. Но только в нашей Русской Православной церкви более 35 тысяч священнослужителей: "В настоящее время в Русской Православной Церкви служат 30430 священников и 3765 диаконов, из них на приходах — 29183 священника и 3073 диакона" (Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года). - Русская Православная Церковь. Официальный сайт).А ведь есть еще архиереи, которых более 200 человек.И это, повторяю, только в Русской Церкви, во всей вселенской православной Церкви священнослужителей гораздо больше. Может быть это по сравнению с количеством полицейских и не очень много. Но и немало. По нескольким неприятным и печальным эпизодам никак нельзя судить о всей немалой армии русских батюшек и дьяконов.
Владимир16 декабря 2015, 16:31
...И ни одного слова ни в интервью, ни в комментах, о молитве за, по сути невинно убитую, женщину, поддержки ее близких. Главная беда пришла, оказывается, в семью священнника... Что люди подумают?!.. Может в этом и причина подобных случаев? Упокой Господи ее душу.
николай16 декабря 2015, 14:01
ВЫ ЗНАЕТЕ,НАПИВАТЬСЯ СВЯЩЕННИКУ В ПОСТ, ПОТОМ САДИТЬСЯ ЗА РУЛЬ И ПОДВЕРГАТЬ ЖИЗНЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ОПАСНОСТИ-ЭТО НИ ЧЕМ НЕЛЬЗЯ ОПРАВДАТЬ.ЧТО ТВОРИТСЯ В ДУШЕ ЕГО РЕБЁНКА,ПОСЛЕ ВСЕГО УВИДЕННОГО...
Лариса Воронина16 декабря 2015, 13:48
Ivan Bespalov16 декабря 2015, 10:00 /Разве мы не убили эту женщину в Петрозаводске?/ Берём вот так, вырезаем фразу из контекста... и привет! Кто это – мы..? Был у нас в городе эпизод, который не вызывал никаких сомнений. Молодой водитель на дорогой спортивной «тачке» рано утром летел на большой скорости по прямому участку дороги. И вселился в него бес лихачества – решил погоняться с другим авто. Дорога сухая, утро солнечное… Но вдруг – занесло на повороте и вылетел на тротуар, а там мамочка с двумя маленькими детьми. Насмерть. Осуждали его все – вина очевидна. Горожане негодовали, пока процесс шел, боялись, чтоб не ушел от расплаты. Многие этого парня лично знали (город у нас – большая деревня, хоть и федерального значения), и он не самый лучший кадр «по боевой и политической», но время шло, появлялось осознание трагедии. В ходе процесса выяснилось, что сбил он семью своего друга, что раскаивается и страдает, что людей даже не видел. А когда огласили приговор (7 лет), как-то всем жалко его стало. Зелёный совсем, чуть за 20, столько жизней поломал и свою по глупости… И дело здесь не в том, чтобы не судить, это как-раз уместно. Просто не по-людски это, добивать лежачего. Да и на себя беду навлекать, православный ты или нет, ни к чему. Как народная пословица гласит: от сумы и тюрьмы не зарекайся.
Лариса16 декабря 2015, 12:53
Елена Почапская: "и НИКТО из священников не поддержал о.Иоанна!!! ... а кто из опрошенных пастырей обещал молиться за того священника?" О.Димитрий Шишкин: "чужое горе, беда – это всегда повод помолиться со скорбью и состраданием о человеке, попавшем в беду" О. Олег Стеняев: "Наказание, вероятно, для него будет суровым. И мы в его несении должны поддерживать человека." Думаю, что многие священники будут молиться за своего собрата, но при этом не объявлять во всеуслышание.
Иоанна АБ16 декабря 2015, 12:49
Вот рассказ моего духовного отца: /Всю свою мирскую жизнь я был за рулём. Тебя ещё на свете не было, а я уже был за рулём. Дороги московские были пустые, таких и представить сейчас невозможно. Но когда я стал монахом, с тех пор ни разу сам не ездил. А вдруг я собью кого-нибудь? Ведь тогда я не смогу служить. И Господь всегда управляет: если мне куда-то надо ехать, ни разу не было так, чтобы кто-нибудь меня не отвёз. // И не подумайте, что батюшка живёт в многолюдном монастыре; он живёт и служит в храме один.
надежда16 декабря 2015, 12:39
Господи, прости. Главный ли вопрос, как освещают СМИ7
Лариса Воронина16 декабря 2015, 12:03
Новый облик сайта, новый подход к реакции читателей. Это приятно. Хотелось бы также получить разъяснения касательно статей «Диктатура бездетных» от 15.11.2013 г. Дмитрия Соколова-Митрича, «Покайся и живи, или откажись и умри» от 10.09.2015 г. священника Валерия Духанина. Статьи вызвали бурную и неоднозначную реакцию читателей, но ответа на неё не последовало. Верю, что Редакция сайта более не станет оставлять своих читателей один на один с сомнительной информацией.
Ivan Bespalov16 декабря 2015, 10:51
Всё это понятно. Ясно, что лучше в своих глазах брёвна искать, что не суди... Про нападки на церковь в связи с алкоубийцами. И правильно, пусть на нас нападают. Разве незаслуженно? Разве мы не убили эту женщину в Петрозаводске? Может лучше вспомнить про смирение, а не юлить, вспоминая заслуги батюшек столетней давности. Вот ещё какой вопрос не ясен. О каком снисхождении церковного суда мечтают батюшки, когда Иоанн Петунов по доброй воле, не дожидаясь суда, должен отойти от служения? (если он конечно православный, чтущий каноны и правила) Кроме того, священнослужитель извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты, но и за избиение, даже и лица виновного.
Валерий16 декабря 2015, 10:21
если много стало священников, то пора и контрольное ведомство в епархиях создавать, чтобы предупреждать нехорошие вещи: чрезмерное обогащение, пьянство... Пока что это единичные случаи, но они есть и меньше из не становится... Вот Владимир Гаврилов не так давно, сейчас этот...
Елена Почапская16 декабря 2015, 10:09
и НИКТО из священников не поддержал о.Иоанна!!! вот так у нас каждый сам за себя! ни в одной статье нет заступничества. все говорят: надо быть осторожнее... не все такие, как он... это опасно, нельзя забывать об этом... он должен молиться... а кто из опрошенных пастырей обещал молиться за того священника? кто сказал ,что это общая трагедия священства, что за тех детей должны молиться все? хоть кто-нибудь хотя бы моральную помощь пообещал семье батюшки????
Елена16 декабря 2015, 08:00
Господи, прости меня, грешную Елену. О ДТП в Карелии узнала на вашем сайте, на вашем же сайте днями раньше были приведены слова о.Андрея Мазура о «мерседесах»: "В Питере много молодых пастырей, много новых храмов есть. Они окончили академию. К службе, к сожалению, относятся нехорошо. Все накупили «мерседесов», а в храме ничего не делают. Старые храмы часто в запустении. В советское время так было, ... а сейчас будет так же, как при СССР". Слава Богу, не о ДТП. Помолимся за всех пастырей, водителей, пешеходах, пассажирах и СМИ.
елена15 декабря 2015, 22:27
Помоги Господи священникам, которые несут нелёгкий крест-со всяким может случится страшное,не дай Бог.Одно но-они почему-то легче осуждаемы за малейшее отступление и с большим удовольствием побиваемы камнями.Помоги Господи,защити детей своих от всякого зла.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×