«Бог-в-душе» – не Спаситель

Чем вера в «бога-в-душе» отличается от христианства?

Протоиерей Димитрий Струев

Часто люди, называющие себя верующими и православными, свое нежелание ходить в храм на богослужения объясняют тем, что имеют бога в душе и им посредники между ними и богом и никакие «обряды» не нужны. О том, можно ли быть христианином вне Церкви и ее таинств – и прежде всего вне Евхаристии, – что такое на самом деле вера в «бога-в-душе» и какие духовные опасности она таит, рассуждает протоиерей Димитрий Струев – настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» г. Липецка, председатель отдела по работе с молодежью Липецкой и Елецкой епархии, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Липецкого государственного педагогического университета.

Распятие. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. Распятие. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Давайте прежде ответим на вопрос: у веры в бога-в-душе какие задачи? Охранять от неприятностей. Удачу приносить. Ну, еще в виде совести напоминать о том, как можно и как нельзя поступать, – но напоминать не слишком настойчиво, потому что мы все равно по-своему сделаем. А смысл этих напоминаний в том, что мы должны, во-первых, правильно вести себя в социуме, чтобы проблем не заработать, во-вторых, ощущать себя добропорядочными людьми, не теряя чувства собственного достоинства. Кроме дарования удачи нам, желательно, чтобы бог-в-душе наказывал тех, кого мы считаем плохими людьми. Но это в принципе не обязательно, если они нас не слишком достают. Есть у бога-в-душе еще и такая функция: делать нашим покойным родственникам землю пухом и вообще чтобы им там было хорошо, независимо от того, верили ли во что-нибудь они сами. Но эта функция не слишком важная, поскольку «а кто знает, что там вообще есть», «никто оттуда не возвращался» (замечу, кстати, что говорящие так отрицают Воскресение Христово, даже не задумываясь об этом) и так далее.

В отличие от бога-в-душе, Бог не обещает нам комфорта: “В мире будете иметь скорбь” (Ин. 16: 33)

В отличие от бога-в-душе, Бог не обещает нам комфорта: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33). Но еще Он напоминает нам о том, что в мире, в котором мы будем иметь скорбь, мы ненадолго, а впереди – вечность, и в эту вечность Он зовет нас за Собой. Главным препятствием нашего вхождения в вечность с Ним было состояние распада нашего естества (как на физическом, так и на душевном уровне), начавшееся с грехопадения первых людей, с использования ими дарованного Творцом дара свободы в уклонение от воли Творца. Древо познания добра и зла и было знаком свободы личности, без которой человек был бы не личностью, а биороботом. Собственно, этот распад и есть причина нашего скорбного состояния в земной жизни. Однако еще большей бедой этот распад может обернуться по ее завершении, когда продолжающее осмысленное существование наше «я», лишенное тела, останется наедине со своими теперь уже никоим образом не удовлетворимыми страстями. Теперь мы знаем, что посмертие может быть разным: есть ад и рай. Но когда Христос говорил распятому на соседнем кресте: «Сегодня будешь со Мной в раю», слова эти для иудеев звучали полнейшей дикостью. Потому что все знали: рай когда-то был, но теперь путь туда закрыт и после смерти дорога только одна: шеол. Ад. Было в шеоле Лоно Авраамово, где не было мучений, но не было там и той полноты бытия – в радости и любви, – для которой был создан человек.

И вот в этих диких для тогдашнего слуха словах – ответ на вопрос о том, для чего Бог стал Человеком. Потому что не перед Нагорной проповедью, не перед исцелениями больных и воскрешениями мертвых Господь говорит: «На этот час (то есть ради этого) Я пришел». Он произносит эти слова накануне Голгофы.

Бог второй Своей ипостасью, именуемой Сыном или Словом Божиим, принял человеческую душу и тело и, не имея в себе никакого греха, принял на себя последствия отпадения человечества от Бога. «Оделся» в падшее естество, чтобы пронести его через страдания и смерть. И воскресить – очищенным, исцеленным. И это преображенное человеческое естество, соединенное с Божественной природой, Он дает нам вкушать под видом хлеба и вина.

Христианин “прорастает” в Вечность в со-причастности Христу – соединившись с Ним в таинстве Причастия

Кто-то сравнил таинство Причастия с прививкой дерева. Дичок, прорастая сквозь веточку привитого ему культурного растения, остается собой – но плодоносит уже иначе. Есть яркое выражение в песне московского барда Веры Матвеевой – «сердцем в небо прорастаю». Им можно продолжить метафору привитого растения: христианин «прорастает» в Вечность – и не в падшем состоянии, а в преображенном, обоженном. Не с мифическим богом-в-душе, а в со-причастности Христу – соединившись с воскресшим Богочеловеком в установленном Им Самим таинстве Причастия.

Смысл таинства Причастия в первую очередь именно там, в уготованном для нас Ином Бытии – но и не только – иначе не было бы надобности причащаться часто. Причастие – это общение с Богом, в некотором смысле – полнота этого общения (хотя наше сознание и пораженное грехом наше сердце не могут эту полноту ощутить во всей ее неизмеримости). И мы стремимся к Чаше так, как бежит к маме соскучившийся ребенок – даже если он не видел маму только лишь час-другой. Евхаристия (греческое название таинства Причастия, буквально – благодарение) – сердце духовной жизни христианина. Неучастие в таинствах становится причиной духовного умирания: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53).

Верующие в бога-в-душе по сути отвергают Голгофскую Жертву Спасителя

Именно в этом – в совершении Евхаристии – главный смысл существования Церкви. Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, говорит: «Вы – тело Христово». Это и есть главная формулировка христианского понимания Церкви. Причащающийся становится частью Церкви – единого тела Христова. Отказывающийся от Причастия отказывается от единства с Церковью и – отвергая плод Голгофской Жертвы – от своего спасения. Поэтому в свете Нового Завета верна жесткая формулировка Киприана Карфагенского (нач. IVв.): «Кто не может назвать Церковь свой Матерью, тот пусть не называет Бога своим Отцом».

Верующие в бога-в-душе не задумываются о своем отношении к тому, что сделал для нас Христос на Голгофе, однако позиция отказа от «обрядов» фактически является ответом на звучащий в Евангелии призыв Христа к Его Чаше, обращенный ко всякому человеку: «Пейте от нее все». Этот отказ – нечто вроде «Да, Иисус, Ты хороший парень, но Твои смертные мучения ради моего спасения не вызывают у меня благодарности». Или как вариант: «Раз ты всемогущий, потрудись найти какой-нибудь другой способ подарить мне рай, без участия этих бородатых мужиков в длинных одеждах».

Да, человеческая составляющая земной Церкви, бесспорно, греховна. Но мы приходим с этой греховностью ко Христу, чтобы Он омыл ее Своей кровью. За то, что мы, продолжая грешить, попираем в себе эту святыню, каждый – в том числе каждый священнослужитель – будет отвечать перед Богом, но Кровь Христова от наших грехов не становится менее святой: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6: 7). И от личных качеств совершающих Евхаристию служителей святость Его плоти и крови не зависит, поскольку по большому счету Он Сам совершает таинство. Но, опять-таки, Он Сам установил так, что священнодействие это совершается с человеческим участием. Однако важно, чтобы общую молитву собравшихся для Евхаристии возглавлял человек, имеющий непрерывное преемство возложения рук от апостолов: именно там и только там, где есть это сакральное – реальное, а не вымышленное – единство с апостольской общиной, совершается преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы. По тексту книги Деяний и другим источникам истории ранней Церкви однозначно ясно, что Евхаристию совершали те, на кого Церковью было возложено служение священнодействия: епископы и пресвитеры – сначала те, что были поставлены апостолами, потом те, что были поставлены этими епископами, и дальше, дальше…

Евангелие нигде не дает основания для чьего-нибудь самостоятельного “восстановления” якобы исчезнувшего христианства

Церкви было дано Господом обетование, что она пребудет неодоленной вратами адовыми, Христос обещал быть с ней – со Своими учениками – до скончания века. Позднейшие попытки создать «с нуля» будто бы христианские общины – суррогат, даже при самых благих намерениях: Евангелие нигде не дает основания для чьего-нибудь самостоятельного «восстановления» якобы исчезнувшего христианства.

Итак, если Евхаристия – сердце, то остальное, что есть в Церкви – тексты Писания, молитвы, обряды, аскетика, иконопись и так далее, – весь организм вокруг сердца. Развивать эту тему сейчас мы не будем, поскольку о каждой части этого организма нужно серьезно и не спеша писать отдельно.

Может ли Бог спасти душу человека не причащавшегося? Среди почитаемых в лике святых есть мученики, которые не были даже крещены. Их любовь к принявшему за них смерть Иисусу была подлинным ответом на Его любовь – до терпения мучений и смерти. И потому говорят, что они, не принявшие крещения водного, приняли «крещение кровью». Эти мученики готовы были за Иисусом повторять (и, наверное, кто-то повторял) слова, сказанные Им на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Но вряд ли такая же любовь к Иисусу обнаружится вдруг у адептов веры в бога-в-душе, которые, не осознавая подлинных отличий своей веры от христианства, свое неприятие Церкви, «попов» и обрядов объясняют тем, что попы кругом безобразничают, а прихожане сплошь злые и лицемерные старухи.

Конечно, тех, кому достаточно бога-в-душе, цитаты из Писания не убедят в необходимости участия в таинствах Церкви. На библейские цитаты обычно находится отговорка о том, что Библию «много раз переписывали и всё исказили». Большим разочарованием для них будет узнать, что ни одно из произведений античной литературы не дошло до нас в таком количестве копий, как тексты Нового Завета. И немалое количество ученых трудилось и трудится над исследованием древних манускриптов, среди которых есть несколько папирусов, отделенных от подлинников немногими десятилетиями, а что-то даже – лишь несколькими годами. Однако не знать о данных библейской науки верующим в бога-в-душе гораздо удобнее: придумаешь себе идею об искаженности текстов и оправдываешь ею свою лень читать Евангелие.

Честнее было бы все-таки признаться хотя бы самим себе, что тот бог-в-душе – в душе, которой хорошо и без участия в таинствах Церкви, без чтения Священного Писания, без соизмерения своей жизни с Евангелием, – это не тот Бог, который говорит с нами в Библии. Хотя, по современной моде, считается, что в этом нет ничего страшного: ведь главное же верить во что-нибудь. А бог-в-душе – это именно что-нибудь. Потому что в христианстве Бог – уж никак не «что-нибудь», а Кто. Одним удобнее без Него. А другим – тем, кто без Него не может, – «Он… сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23).

Протоиерей Димитрий Струев

17 декабря 2015 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Искушения, связанные с Причастием Искушения, связанные с Причастием Свящ. Валерий Духанин Искушения, связанные с Причастием Искушения, связанные с Причастием Священник Валерий Духанин У любого ли священника можно причащаться? Как быть, если перед Причастием одолевают нечистые помыслы? Нужно ли ожидать мгновенного преображения духовной жизни после принятия Святых Таин? Голова в песке или Бог в душе? Голова в песке или Бог в душе? Свящ. Александр Лебедев Голова в песке или Бог в душе? Голова в песке или Бог в душе? Если Бог в душе, это хорошо или плохо? Какова природа «вдушебожия», и когда оно опасно для самой души? И почему всё же люди боятся идти в храм? Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Свящ. Павел Гумеров Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии
Священник Павел Гумеров Таинство причащения занимает центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Комментарии
Миронов Александр (Самара)10 января 2016, 00:00
Спасибо за статью! Прочитал дважды, это именно то, о чем вчера просил Господа. Очень долгое время я был именно таким человеком с богом-в-душе и считал, что могу обращаться к Богу напрямую. Даже стыдно писать, но в церкви был всего несколько раз за много лет и как многие с богом-в-душе думал, что посещают их в основном бабушки. Перелом наступил когда меня попросили быть крёстным. Потом была беседа с Матушкой, когда за полчаса я узнал о христианстве больше чем за всю жизнь. Недавно просил благословение на операцию и был приятно удивлен большим количеством молодых людей в церкви. И если в церковь я шел, то обратно как будто парил над землей. И такое тихое ощущение радости и спокойствия, как будто душа поёт, и поёт не одна, а хором всех людей, которые были в церкви.
Миронов Александр (Самара) 9 января 2016, 22:00
Спасибо за статью. Крешён давно, и нагрешить успел много. Чувствовал, что поступают не как христианин, но что именно делаю не так не понимал или скорее бог-в- душе "прощал" всё это. Я жил очень долго с богом-в-душе. И думал, что для истинной веры не обязаьельно
Соборянин24 декабря 2015, 21:00
Чтобы люди не прятали веру в душе - необходимо содействие Церкви на общественно-государственном уровне. В допустимых законом формах.
Андрей24 декабря 2015, 08:00
А я верю, что есть добрые, честные "дети" которые знают что ничего плохого не сделали, живут в миру по совести и так как научил их "Отец". А не послушные "дети", которые не соблюдают заповеди, сделают пакость и бегут к "Отцу", посмотреть в его в глаза, прогневался "Он" или нет, накажет "Он" их или нет? Я согласен надо посещать Храм, но мне кажется достаточно и по большим Церковным праздникам. Господь в Евангелии сказал "Я не называю вас рабами, теперь Я называю вас друзьями". Если ты оставил грех, живешь по заповедям божьим, ты свободен!
Владимир Степанов23 декабря 2015, 23:00
Бога в душе нет, и не будет. Именно это нужно понимать - православному, немного православному, и вообще любому. Если допустить расклад, что бог-в-душе, то Он, в этой конкретной душе, вытеснит всё что там будет, в том числе "Я", принадлежащее человеку от рождения. Это произойдёт из-за неимоверной силы и энергии Божией, перед которой человеку не устоять. Это как в тело человека поместить кусочек Солнца. Кусочек может и останется, а что станется с человеком? Тем, у кого бог-в-душе нужно постараться говорить, что они нагло врут. Если не врут, то пусть докажут. И тут можно им привести примеры из Евангельского ряда - "если Мне не верите, то верьте делам Отца Моего". Попросите море успокоить, а потом по нему пройтись, попросите яблоню оживить, попросите в пасти конкретной магазинной селедки обнаружить 10 рублей, или попросите одним коржиком накормить всех соседей, так, что ещё короб отходов осталось. Даже Апостолы этого не могли делать, потому что Бога в душе у них не было, у них была сила Святого Духа! У них были молитвы к Богу, через которые они в Его прославление от Его имени и с помощью Святого Духа творили чудеса. Для легкости понимания, сила Святого Духа сравнима с экскаватором, который вдруг был дан тому, кто всю жизнь копал медной лопаткой.
Александр23 декабря 2015, 00:00
Такие люди никогда не говорят, что Христос у меня в душе или Святая Троица, они в них не верят. А верят просто во всё хорошее с их точки зрения и с точки зрения общей морали, называя это обобщенно - Бог. Я с ними сталкивался. У них Бог один и не делим, всё остальное люди придумали.Вот такая экспириенция, т.е. вот такой мой опыт общения. Спасибо за статью!
Н.А.20 декабря 2015, 12:00
...На всякий случай. Насмешливость (ирония) относится к грехам против ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ: "Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. (Не произноси на другого ложного свидетельства)". Сохрани Бог.
Сергей19 декабря 2015, 21:00
Хорошая статья, правильная. Да и изображение из фильма взято очень по смыслу. А в душе у многих никак не Бог, а даже наоборот и он то и убеждает, что достаточно и такой "веры". Жалко, что статью читать именно такие люди и не будут, хотя она для них. Спасибо
Татьяна19 декабря 2015, 17:00
Статья очень понравилась! Очень правильно всё сказано. Слова "у меня свой Бог в душе", т.е. что-то моё святое (а не ваша Церковь),- это, скорее всего, просто нежелание найти и познать истинного Бога. Дай Господи, чтобы люди, которые так мыслят, когда-нибудь задумались, увидели своё заблуждение и обрели спасение в Церкви Христовой.
Никита Эктов18 декабря 2015, 20:00
Замечательная статья!!!
18 декабря 2015, 18:00
спаси Господи за статью. Отец Димитрий, как всегда, прав
Арина18 декабря 2015, 17:00
Мне не приходилось встречать людей, которые исповедуют "бога-в-душе", личного опыта общения с ними нет, о чем они думают и во что верят не знаю. А вот статей, в которых авторы выбирают себе оппонента с "богом-в-душе", прочла достаточное количество. В основном они сводятся к заочному спору с неким собирательным оппонентом, которого наградили всеми непривлекательными чертами, как реванш за фиаско в очном споре с кем-то конкретным, кто, может, и половиной тех отрицательных характеристик не обладает, и изобилуют штампами. И чем тогда это отличается от их претензий к таким же собирательным "попам и злым старухам" и штампов? Выходит одним неудобны люди с богом-в-душе, а другим злобные старухи. И мы мало отличаемся друг от друга в выборе оправдания "все мы грешные". Только каждый оправдывает своих грешных. А Господь распялся за всех нас. С тех, кто это знает, что и автор подтверждает, спросит больше за то "...что мы, продолжая грешить, попираем в себе эту святыню, каждый – в том числе каждый священнослужитель...". И если встречается конкретный с богом-в-душе, то, по-моему, можно его взять за руку, помолиться за него и отвести к известному тебе батюшке, а не отсылать в абстрактную церковь, где ему какой-нибудь другой абстрактный грешный, авось, поможет, пока сам занимаешься личным спасением, извините, упиваясь персонально присвоенной благодатью.
Антоний18 декабря 2015, 15:00
Добрый день, братья и сестры! Благодарю за статью.
Н.А.18 декабря 2015, 14:00
Из книги Н.Е. Пестова "Наши ближние": "Только любовь может провести наши слова до сердца ближнего, размягчить и устранить его ожесточение, черствость и самоуверенность. Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский: "Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами (словами и увещеваниями). Но помолись Богу от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Бог увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и скоро ты же скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: это "изменение (от) десницы Всевышнего" (Пс. 76, 11). При обличениях следует, вместе с тем, учитывать и духовное состояние того, кого мы обличаем. Как пишет Премудрый Соломон: "Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя" (Прит. 9, 8). Поэтому преп. Варсонуфий Великий дает такое указание: "При обличении согрешившего рассмотри, может ли помысел его перенести обличение, и тогда скажи ему о том с кротостью, вразумляя его по Богу. Если же он не может принять обличения, то не повреждай его совести, чтобы он от стыда не сделал чего-либо еще хуже". Архиепископ Иоанн (Шаховской) считает очень важным наличие у всякого, кто к ближнему обращается со словом поучения, дара способности слышать духом других людей, т.е. ясно воспринимать их душевное состояние и степень симпатии, интереса и доверия к собеседнику. Он пишет также: "Старцы Оптинские по большей части обличали прикровенно (под видом какого-нибудь рассказа или события из их личной жизни). Таинственное вразумление - самое острое... Мы ищем убеждения, не насилующего нашей свободы". На осторожность при даче советов и поучений ближним указывает и митрополит Московский Филарет, который так пишет в одном письме: "Можно стучать в запертую дверь с молитвою, но с советами можно войти только в отверстую". При наставлениях надо также учитывать душевное состояние собеседника, степень его духовного возраста и постигать ту меру подвигов и добродетели, которую он сможет понести. "Кто толкует, - пишет преп. Симеон Новый Богослов, - о последних степенях совершенства для новоначальных, и особенно более ленивых из них, тот не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять".
Н.А.18 декабря 2015, 13:00
Старец Георгий, Задонский затворник (1789-1836): «Как вести жизнь, чтобы достигнуть спасения? Для извлечения истинных христианских правил на сие обращаюсь к великому святому мужу Макарию. Он пишет в одной статье из многих следующее: «Должны христиане во всех подвизаться и никого отнюдь не осуждать, ниже явную блудницу, ни грешников, ни безчинников, но с простодушием и неподзорчивым оком на всех взирать, и иметь сие, яко природное и вкорененное, чтобы никого не призирать, не осуждать, никем не гнушаться, ниже делать какое различие и лицеприимство… Сие бо есть чистота сердца, чтоб, увидевши грешников или немощных, сострадать и милосердствовать о них. Иногда случается, что угодники Господни, на позорище сидяще, взирают на прелести мирские; но в то же время они по внутреннему человеку с Богом беседуют; а по внешнему только человеку кажется, что очами взирают на мирские происшествия».
Корнилий18 декабря 2015, 10:00
Михаил, Вы пишите: /исходит Благодать. И ТОЛЬКО почувствовав ЭТО люди идут за Спасителем./ Однако, почему-то эта благодать не удержала многих из учнников Его, как мы знаем из главы 6 Ев.Иоанна. Далее Вы пишите: /способны убедить человека. ТОЛЬКО БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ. Если она исходит от проповедника, от его строк/. Как же Вы разумели, что от этой статьи не исходит Благодать Божия? Олег, Вы пишите: /Отец Дмитрий, часто люди говорящие о том , что "Бог в душе" у них, имеют в виду добрую совесть. А без доброй совести не угодить Богу./ Но если человек на самом деле слушает свою совесть, которая, как мы знаем является гласом Божиим у него в душе, то она и должна привести его в храм Божий, ибо кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Н.А., кого-то приводит к Богу любовь, а кого-то и критика, пути Господни неисповедимы.
Лидия Борисова18 декабря 2015, 08:00
Эта статья,как раз и для воцерковленных очень полезная. Прекрасная статья. Помоги Господи всем обрести истинную веру и перестать быть эгоистами.
Сергей Ковзалин17 декабря 2015, 23:00
Спаси Господи. Наверное, вера по принципу "бог у меня в душе", чрезвычайно удобная штука. У последователей этого религиозного течения не должно быть внутренних конфликтов.Их бог, тот что внутри, всегда на их стороне. Он полностью подстраивается под особенности конкретного человека и с ним даже договариваться не нужно. Только одно плохо. Тот личный бог, что в душе, он у каждого свой, то есть разный.А это уже чистой воды внутреннее язычество, потому что человек начинает поклоняется даже не деревянному истукану, а самому себе.
Світлана17 декабря 2015, 19:00
Дуже потужна стаття! У мене багато колись було знайомих однолітків які так і казали! Рада, що священник гарно висловив і чітко позицію сурогата даного твердження. Храни вас Бог!
Н.А.17 декабря 2015, 18:00
Чужая душа – потёмки, как говорят. Одному Богу до конца известно, что на душе у человека. И о каждом у Него своё попечение. Некоторых Господь сподобляет причаститься уже на смертном одре. Мне кажется, обычным мирским людям стоит оставить в покое тех, кто утверждает, что Бог у них в душе; возможно, у них есть какой-то свой минимальный духовный опыт. Во всяком случае, эти люди не объявляют себя безбожниками, что уже хорошо. Помешать человеку осознанно прийти в храм может неведение, вот здесь может помочь проповедь священника. Хорошо, если она выдержана в духе любви, а не, например, критики. Полностью соглашусь с Михаилом (17.12.2015, 12:00).
Олег17 декабря 2015, 17:00
Отец Дмитрий, часто люди говорящие о том , что "Бог в душе" у них, имеют в виду добрую совесть. А без доброй совести не угодить Богу.
Елена17 декабря 2015, 16:00
Очень правильная статья! Только очень прошу- уберите эту ужасную фотографию. Я понимаю зачем она. Но прямо душа леденеет , когда смотрю на нее
Александра17 декабря 2015, 14:00
Великолепная статья! И очень актуальная! Обязательно много раз перечитаю, чтобы получше отложилось в голове и чтобы было что сказать при случае, ведь таких, у кого бог-в-душе, очень-очень много и обычно они любят затевать подобные разговоры. Спасибо!
Марина17 декабря 2015, 14:00
Замечательная статья! Спаси Вас Господи, о. Димитрий. Столько раз слышала уже от своих родных и друзей аргументы, о которых Вы здесь написали, лишь бы ничего не менять и никуда не ходить, и ни о чем неприятном не думать
Никита17 декабря 2015, 12:00
Очень сильная статья, спасибо отцу Дмитрию!
Михаил17 декабря 2015, 12:00
Спаси Господи, братья и сёстры! Воспринял статью как проповедь одного из священников, который хочет УБЕДИТЬ кого-то, что надо ходить в храм каждое воскресенье, иначе попадёшь в ад. Но кого убеждать? Статья адресована в людям воцерковлённым, их убеждать не надо. А людям невоцерковлённым что может дать эта статья? Боюсь, что не много... Посмотрите пожалуйста, как ведёт себя наш Господь Иисус Христос на страницах Евангелия. Посмотрите! От Него прежде всего исходит Благодать. И ТОЛЬКО почувствовав ЭТО люди идут за Спасителем. Ни нравоучения, ни угрозы не способны убедить человека. ТОЛЬКО БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ. Если она исходит от проповедника, от его строк - проповедь будет услышана. Если нет, то это будет очередное скучное нравоучение... Желаю всем Ангела-хранителя, Благодати Божией, и причастности к Милости Господа нашего Иисуса Христа.
Светлана 17 декабря 2015, 11:00
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО написано!! Только вот будут ли это читать те, у кого "Бог в душе"?.. Сама такая была!! Какое же счастье, что знаю о Нём, и Он ведёт меня к Себе!!! Слава Богу за ВСЁ!!!
Елена17 декабря 2015, 11:00
Огромное спасибо за статью! Еще с большим желанием хочется идти на исповедь и Причаститься! Спаси Господи Вас, отец Дмитрий!
Юлия17 декабря 2015, 10:00
Спасибо, батюшка. Очень хорошая проповедь. Жизненная иллюстрация к ней - рассказ Сергея Щербакова "Старшая сестра" - http://www.pravoslavie.ru/88598.html
Павел З.17 декабря 2015, 10:00
Неплохая статья, но местами убедительная, а местами, напротив, обращенная к православным, но никак не к тем, у кого "бог в душе". Кроме того, люди бывают разные - есть те, кто читает Библию и сообразует с ней свои поступки, но не ходит в храм и не причащается. Автор к таким не обращается.
Никита Ананевич17 декабря 2015, 08:00
Есть другая крайность: восприятие только идеологической части Церкви и вообще взгляд на деятельность Церкви только через призму идеологии.
Евгений17 декабря 2015, 07:00
Спаси Господи за статью! Живу в некрещеной семье и порой бывает очень трудно объяснить "зачем тебе это все": посты, службы, Таинства, ведь можно просто "верить как многие люди, не зацикливаясь". Подобные материалы как раз помогают объяснить Истину более простым языком.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке