Крестить или не крестить?

Наверное, любой священник, сталкиваясь в своей пастырской деятельности с определенными проблемами, нередко задается вопросом: а как бы на моем месте поступили святые апостолы, окажись они в подобной мне неоднозначной ситуации?

«Есть ли толк от крещения, принятого потому, что «мы русские люди и боимся сглаза»?»

Ситуаций неоднозначных много, и они сложны, как сложна сама жизнь. В них чаще всего приходится вновь и вновь размышлять об этой труднопонимаемой взаимосвязи духа и буквы Божьего закона, учиться отделять главное от второстепенного.

фото: http://azbyka.ru/ фото: http://azbyka.ru/
    

И при всем этом учитывать одно важное обстоятельство: хоть мы и должны подражать апостолам, да все ж таки мы, к сожалению, в духовном плане чаще всего лишь карикатура на ближайших учеников Господа и имеем «тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4, 15).

Последний сложный вопрос, на который я не нахожу прямого ответа в Священном Писании, таков: случалось ли проповедникам Слова отказывать в крещении тем людям, которые их об этом просили?

При размышлениях об этом мою голову иногда наполняют фантазии, в контексте Нового Завета кажущиеся явно кощунственными.

Вот к апостолу Павлу приходит человек и говорит: «Крести меня, о блаженный, потому что я потерял аппетит и плохо сплю. Жрецы великой матери Кибеллы запросили слишком большую цену за посвящение в их культ, ну а ты, как я слышал, денег и вовсе не возьмешь, ежели я не предложу.

Сначала я обратился к твоему коллеге по имени Варнава, и он изрядно утомил меня своими фанатичными бреднями про какого-то там Иисуса и Его заповеди. Поняв, что с Варнавой «похлебки не сваришь», я решил обратиться к тебе...»

Историй, порождающих столь кардинальную постановку вопроса и такие кощунственные фантазии, я знаю немало. Вот одна из последних: причащаю новокрещеного малыша, а его папа, к слову, прошедший катехизацию, добродушно улыбаясь, говорит мне: «Вы ему винцом на рубашку-то капните – на счастье...»

Про катехизацию вообще грустная история. В моем храме отец диакон проводит лишь одну довольно краткую беседу перед крещением в любое удобное для крестных и родителей время. И при этом минимуме ко мне постоянно обращаются люди с вопросом: а нельзя ли крестить без катехизации? Нередко в вопросе слышны нотки обиды, мол, что это батюшка нас всякими глупостями обременяет...

Увы, некоторые люди не то что не знают (что не так страшно), но и не желают знать, какова цель крещения, и, судя по всему, своих детей не собираются воспитывать в православной традиции. В несколько шутливой беседе перед совершением этого таинства я обычно иллюстрирую абсурдность данной ситуации аналогией с женитьбой.

«Представьте, – говорю, – человек женится, и на вопрос, почему он это делает, долго не отвечает, а потом несколько неуверенно говорит: «Ну... все женятся – и я женюсь. У меня, кстати, и отец, и дед были женаты... А вообще жениться – это ж хорошо: жена и борщ может сварить, и блины напечь...»

Будет ли такой брак счастливым? Вряд ли.

Есть ли толк от крещения, принятого потому, что «мы русские люди и боимся сглаза»? Имеет ли смысл крестить того малыша, который о Христе потом долгие годы ничего не услышит, а о Его церкви узнает лишь в зрелом возрасте, не от мамы и папы, а из популярного блога, распространяющего всякие гнусные и чаще всего надуманные истории?

Как это ни прискорбно, вряд ли...

Да, многие скажут: но ведь за него, некрещеного, и обедни нельзя будет подавать, а если, не дай Бог, умрет – не отпоешь.

Открою страшную тайну: если действовать по всей строгости канонов (чего церковь сейчас в духе любви и снисхождения не делает), то нельзя поминать на литургии и отпевать человека, который без уважительной причины долгие годы не причащался, так как таковой фактически отпал от церкви.

Проблема еще и в том, что крещеному, но в вере не воспитанному человеку крайне сложно впоследствии войти в церковную традицию, ведь он считает, что он и так в ней находится (хотя при этом может совершать смертные грехи и вместо веры во Христа и Евангелие иметь в голове ньюэйджевский оккультный винегрет).

Портрет такого «православного», живущего, например, в блуде, одобряющего аборты и имеющего в красном углу рядом с ликом Спасителя индийских богов (на удачу), может лишь смешить бесов.

Музыкальные педагоги, занимающиеся постановкой голоса, утверждают аналогичный в данном случае с воцерковлением пример – почти любого человека можно научить петь, поставив ему голос. Но если голос изначально поставлен неправильно – переучить такого «певца» уже практически невозможно.

Знаю, все вышесказанное звучит несколько высокомерно и порождает искренний вопрос: кто же тогда может спастись? Да и кого можно считать тогда православным? Но в свое оправдание хочу сказать следующее.

Во-первых, не я утверждаю элитарность православного христианства – ее утверждает Сам Господь. Вспомним, что такой же вопрос ему задавали в Евангелии (Мф. 19, 16-26) и как Он на него ответил...

Ну, а во-вторых, скажу честно: я еще никому в крещении не отказывал, да и не собираюсь отказывать.

Мои размышления скорее о том, что священникам надо не заниматься профанацией проповеди, а говорить людям правду, пусть и суровую.

Правду о том, что креститься при полном отсутствии желания узнать о вере и хотя бы постепенно присоединиться к церковной общине, по сути, бессмысленно, а иногда, наверное, даже кощунственно.

Впрочем, будет справедливо упомянуть и о том, что мы, священники, далеко не всегда умеем сказать многие правильные вещи так, чтобы обращающийся понял, что им занимаются, его в конечном счете любят. Несомненно, апостолы так говорить умели.

Но все же считаю, что некоторым современным родителям святые апостолы на основании вышесказанного настоятельно посоветовали бы повременить с принятием крещения...

А вы как думаете?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Иоанн27 декабря 2017, 19:29
"О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали святые отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов ... Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. " - из увещевания святителя Луки Войно-Ясенецкого.
Иоанн27 декабря 2017, 18:59
И ребенка, и взрослого стремитесь крестить полным погружением. Как правило, в любом городе есть храм с баптистерием. Либо нужно дождаться летнего времени и крестить в водоеме. Крещение обливанием допустимо лишь в крайних случаях - в случае смертельной опасности, или, например, при невозможности погружения, но если человек очень хочет присоединиться к Церкви - в тюрьме. При этом обливание должно касаться всего тела, а не только головы. При возможности крещенный обливанием может и должен креститься погружением. Это не будет "вторым крещением". Можете почитать указы святителя Луки Войно-Ясенецкого.
Анна Викторова23 сентября 2016, 19:16
Да простят меня все - и священство и все православные, но я глубоко убеждена, что никаких огласительных бесед не нужно перед крещением - это только отталкивает. А уж отказывать в крещении и вовсе нельзя - это все равно что сделать аборт, предполагая, что ребенок родится каким-то не таким, как нам надо. Почему мы забываем, что в Крещении на человека нисходит Дух Святый и это не в нашей власти - решать, на кого снизойдет Он, а кто не достоин?...
Инна21 сентября 2016, 13:18
Надо мною было совершено таинство крещения, потому что мама считала, что до 37 лет у меня не сложилась личная жизнь потому что некрещенная,я просто подчинилась.Но после крещения случился переворот в моей жизни, стала посещать храм, причащаться, читать святых отцов, сейчас не представляю своей жизни вне Церкви.Думаю, что без принятия таинства ничего бы не было, крестить надо обязательно, а там Бог управит.
Георгий14 мая 2016, 15:07
Денис, насчёт А. И. Осипова, то, что он говорил про крещение младенцев и про некоторые другие вещи, это не соответствует учению Православной Церкви. Синодальная богословская комиссия Русской Православной Церкви и вместе с ней Святейший Патриарх констатировали, что по всем пяти пунктам, вызывающим смущение у верующих, учение А.И. Осипова и его сторонников НЕ соответствует учению Православной Церкви. Верим, что это положит конец спорам учения проф. Осипова, а также попыткам навязывания этого учения в качестве учения Церкви.
Анна15 марта 2016, 20:44
Меня крестили в 1980е младенцем в ванной на квартире моей бабушки. Причастие я помню только раз, исповедь тоже один раз. Милая моя бабуля не была ученая, не проповедовала, просто упрямо ходила в церковь, постилась, теряла сознание на службах. Но при этом и Кашпировского слушала, и про заговоры от тараканов и зубной боли мне рассказывала. Когда мне было 10 лет бабушка заболела, полтора года пролежала и умерла, после соборования. После этого за двадцать лет безбожной жизни я побывала в мясорубке из оккультизма, кришнаитства, экстрасенсорики и фен-шуя. Потом, почти у самого дна, пришло спасение, и как это произошло - отдельная, загадочная для меня история. Верю, Бог не оставил свое маленькое зернышко! Слава Богу за все! Наверное, таинствами управляет Бог, он решает, кто примет благодать, а кто нет.
Денис21 декабря 2015, 22:50
Совершенно верно! Очень и очень часто следует повременить (как минимум лет до 7). Замечательно об этом приводит цитаты Великих Святых А.И. Осипов. Да и его мнение основанное на их поучениях очень обстоятельно всё объясняет. Конечно если родитель настаивает, то никуда не денешься, отказывать нельзя...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×