Слово Патриарха

Неделя 31-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым

  

Участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству

Совершая Божественную литургию, вознося жертву о наших грехах и человеческих неведениях, мы совершаем действие, с одной стороны, физическое, зримое, укорененное во времени и пространстве, но, с другой стороны, это то самое великое благодарение Богу силой Святого Духа, вне всякого времени и пространства, которое Господь накануне Своего страдания завещал нам совершать, и, участвуя в Евхаристии, мы прикасаемся к Божиему Царству, к иному миру.

Нет в сердце любви, и любовь Божия нас не коснется

Почему же мы не всегда чувствуем любовь Божию в нашей жизни? Почему нам иногда кажется, что мы вообще не чувствуем Божие присутствие в своей жизни и не знаем, что такое любовь Божия? Но мы знаем, что такое любовь человеческая, и знаем: когда мы перестаем чувствовать любовь другого человека, когда сами перестаем его любить, он может нам в любви изъясняться, а слова эти нас не трогают. Клянется жена неверному мужу: «Я люблю тебя», а эти слова его не трогают. Плачет муж, стоя на коленях перед женой: «Я люблю тебя», а ее сердце на это не откликается, и она уходит на страну далече. Любовь живет только тогда, когда два сердца, два существа соединяются. Вот и у любви Божией, которая не имеет никаких границ — ни глубины, ни высоты, ни жизни, ни смерти, ни настоящего, ни будущего — есть только одно условие пребывания в нашей жизни — это наша любовь. А если любви к Богу нет, то мы никогда не будем чувствовать Божию любовь, как бы часто мы в храм ни ходили и какие бы молитвы наизусть не знали. Нет в сердце любви, и любовь Божия нас не коснется.

Любовь Божия — это великая сила

Любовь Божия — это великая сила, которую мы опознаем только тогда, когда сами любим Бога. А ведь любовь к Богу начинается с малого — с молитвы, которую мы стараемся произносить не машинально, а вдумываясь в слова. Любовь к Богу начинается с маленькой жертвы, которую мы приносим тем, кто нуждается, когда мы разделяем с нуждающимися свой достаток, когда совершаем для других добрые дела. В недрах этих действий и вызреваются семена любви к Богу.

Вот почему быть христианином — это не только ходить в храм, не только соблюдать посты, как и быть священником — это не только надеть рясу и совершать богослужения. И священник, и мирянин могут рассчитывать на любовь Божию лишь тогда, когда в их сердцах возникает эта любовь. А если любовь возникла, то она становится великой силой, которую не могут преодолеть ни высота, ни глубина, ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни будущее.

Из слова после Божественной литургии

в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери,

  в день памяти священномученика Илариона,

архиепископа Верейского, 28 декабря 2015 года.

Обратить к Господу молитву о защите нашего Отечества

Прошлый год был очень непростым и для нашей страны, и для Европы, и для всего мира. Он вызывал тревогу в сердцах людей, и это вполне понятно. Наша страна впервые приняла участие в широкомасштабных военных действиях за пределами своих границ, но с ясным пониманием того, что она защищает свои собственные границы. Это, конечно, не могло не породить много мыслей, волнений, раздумий, но становится совершенно ясно, что начатое в прошлом году будет иметь и дальнейшие последствия, потому что речь идет о чем-то чрезвычайно важном, принципиально важном для судеб нашей страны, нашего народа и всего мира.

Только одно это обстоятельство должно всех нас подвигнуть к тому, чтобы в преддверии нового года обратить к Господу молитву о защите нашего Отечества, о сохранении нашего народа, о том, чтобы Господь приклонил милость к людям Своим и помог нам в мире и единомыслии продолжать совместные труды, укрепляя свою общественную и государственную жизнь, но, может быть, в первую очередь, что очень важно для каждого человека, — укрепляя свою собственную духовную жизнь.

С Богом мы можем идти вперед

Будущее от нас сокрыто, но для того чтобы понять, каковыми могут быть наши пути, всегда нужно иметь в виду следующее. Если мы творим дела добрые, светлые, если в наших поступках нет коварства и двусмысленности, если мы никого не вводим в заблуждение, декларируя одни цели, а на деле преследуя цели другие, то у нас есть надежда на помощь Божию в этих делах. И если мы хотим, чтобы жизнь была действительно мирная, спокойная, радостная, благополучная, мы должны в своей жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной, стараться совершать только такие добрые дела, дабы ни Бога не обманывать — а обмануть Его невозможно, — ни ближних своих.

И в этом смысле человек действительно во многом определяет свою судьбу, потому что если он творит то, что угодно воле Божией, то Господь — вместе с ним. Исторический опыт нашего народа, с его взлетами и падениями, с его радостями, скорбями и даже трагедиями, ярко иллюстрирует эту мысль. С Богом мы можем идти вперед — в полной надежде на то, что Он своей милостью нас не оставит.

Из слова перед началом новогоднего молебна

в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Вечером 31 декабря 2015 года.

    

Каждый человек несет пред Богом ответственность за прошлое, настоящее и будущее

Никому из нас не дано сказать, что от нашей жизни зависит судьба тех самых прошедших десяти, ста, тысячи поколений. Но, тем не менее, мы генетически связаны с нашими далекими предками, и в нашей жизни они либо посрамляются, либо прославляются. Сегодня мы слышали в Евангелии (Мф. 1:1-25) имена предков Спасителя от Авраама до Давида, от Давида до Иосифа, и во всех этих предках Господь прославился — Он спас их силой Своего Воскресения. Нам не дано так влиять на прошлое, но и в нашей жизни либо прославляются поколения неведомых нам многочисленных прародителей, либо посрамляются.

Вот почему человек несет ответственность не только за настоящее, не только за будущее. Он и за прошлое несет ответственность, чтобы не проклинали вместе с ним и предков его, чтобы никто не сказал: «Этот человек сделал столько зла, так, может быть, и предки его были такими же, иначе откуда бы взялся этот изверг, этот грешник, этот преступник?» Итак, каждый может либо прославить, либо опозорить не только ближайших своих родственников, но и далеких предков.

И в этом смысле нынешнее воскресенье, когда мы прославляем память предков по плоти Господа и Спасителя, которых Он прославил и спас, — это повод задуматься о том, что мы сами совершаем. Мы становимся лучше или хуже предшествовавших нам поколений? Что означает звено, отождествляемое со словом «я», в этой цепи — долгой цепи человеческой жизни? Будет ли это звено золотое или звено ржавое, распадающееся, пораженное грехом и, более того, несущее грех и в прошлое, и в настоящее? Ведь каждый человек несет пред Богом ответственность за прошлое, за настоящее и за будущее.

Важно помнить о святых и героях

Иногда, слушая слова пожилых людей, тех, кто прожил тяжелую жизнь, нынешнее поколение, особенно молодежь, даже представить себе не может, что это была за жизнь. Действительно, люди жили бедно, в опасностях, в скорбях, и, наверное, каждому тогда мечталось, что в его детях, в его внуках реализуются его надежды. Собственно говоря, родители так и относятся к детям — они живут ради того, чтобы детям жилось лучше. Чаще всего с этим словом связывается материальная сторона жизни, но ведь самое главное, чтобы ребенок стал духовно лучше своих родителей, а, значит, на тех, кто живет сейчас, — невероятная ответственность перед своими ближайшими предшественниками, родителями, бабушками, дедушками и, как я уже сказал, перед тысячами своих предков, как и ответственность пред будущим. И никто из живущих ныне не должен быть слабым звеном в этой цепи.

И если мы чувствуем, что ослабеваем, что сил совсем не так много, как у наших родителей, что и вера в нас не такая, что уж больно мы ветром колеблемые и под искушения подпадаем с легкостью, — то как важно вспоминать нам о прошлом, о святых и героях, о тех, кто Родину защищал, веру защищал, кто создавал то, что повлияло на всю последующую историю Отечества! Никогда не нужно дистанцироваться от этих героев и святых и говорить: «Ну, куда мне…» Они же в той самой цепи, что и ты. Просто ты не знаешь, кто был в твоей исторической цепи — может быть, святые, праведники, угодники, герои, пусть и не мирового масштаба, но достаточного для того, чтобы стать героем.

Из слова после Божественной литургии

в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля,

в Неделю 31-ю по Пятидесятнице,

пред Рождеством Христовым,

святых отец,

3 января 2016 года.

4 января 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительный пример мученичества – это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если мы хотим быть свободными людьми, если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается и личной жизни человека, и семейной, общественной, государственной жизни.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
амый главный и правильный путь к богопознанию – это любовь к Богу в сердце, которая предпочтительнее, чем путь ума. Путь ума тоже нужен, но он никогда не соединит человека с Богом, если человек не чувствует Бога сердцем, если он не чувствует к Нему любви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святитель Николай воспринимается нами как русский святой потому, что прошел вместе с нами тяжелейшую кровавую историю нашего народа. И с ответом святителя на нашу молитву мы связываем избавление Отечества от многих и многих исторических катастроф.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами – рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви, кто через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь – по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой.
Комментарии
Михаил 4 января 2016, 20:22
Слава Богу за то, что у нас такой Патриарх! Его проповедь всегда обладает трансцендентными свойствами, она всегда живая, всегда вызывающая недоумение о том источнике из которого черпается сия мудрость Божия! Проповедь патриарха сильна заставить молчать хулителей народа Божия, дескать все мы необразованные, и если такой человек как наш Патриарх так искренне любит Бога и ведет к Нему своих овечек, то конечно, очевидной становится слабость людей неверующих. Многая лета Патриарху Кириллу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×