«Колядки это богословие в музыке и слове»

Протодиакон Феодор Копинец

Приближается долгожданный и такой любимый праздник — Рождество Христово. После дня святого Николая-Чудотворца, как правило, начинается период активной подготовки к колядкам, которые являются неотъемлемой составляющей рождественских праздников. Поэтому находясь в периоде поста не будем терять зря времени, а используем его для славословия Новорожденного Богомладенца. Ведь изучение колядок дело не только познавательнае, но и полезное для души.

На тему рождественских песнопений православного Закарпатья мы решили пообщаться с протодиаконом Феодором Копинцем — регентом хора Ужгородского кафедрального Свято-Крестовоздвиженского православного собора, доктором искусствоведения, заслуженным артистом Украины.

— Отец Феодор, наш край славится своими древними обычаями по празднованию периода рождественско-новогодних праздников. Среди прочего это и массовые колядования, выступления вифлеемов и представление различных праздничных сценок …

— В Украине в целом, и на Закарпатье в частности рождественские колядки и связанные с этим традиции стали наиболее распространенными после христинизации Киевской Руси. Те колядки, сохранившиеся в Закарпатье имеют очень давнюю историю, потому что передавались из поколения в поколение дедами, отцами, поэтому пришли к нам в первоначальном виде. Тяжелый советский период не смог повлтять на соблюдение благочестивых канонов нашими людьми. Особенно в сельской местности, реже в городах, существовала, и существует даже до сих, такая традиция, что за Святую вечерю 6 января не садятся, пока в дом не приходит первый колядник. Принято еще и то, чтобы это был мальчик младшего возраста, взрослые юноши и девушки ходили в последующие дни. Не обходится, конечно, и без колядований во время встреч родных, близких, целыми семьями ходят друг к другу. Ну и, конечно, закарпатцы как набожные люди обязательно идут на Всенощное бдение и Литургию в храмы, где колядуя прославляют Спасителя Христа.

Колядуют же в каждом районе и селе по-своему, учитывая традиции. Также характерными для Закарпатья вифлеемы, которые выступают в селах по сценариям с различными действующими лицами.

— Отец, вы занимаетесь обработкой и гармонизацией в основном местных закарпатских колядок и богослужебных песнопений. Поэтому, какие можете выделить характерные признаки рождественских песнопений православного Закарпатья, в том числе и Ужгорода?

— У нас в Закарпатье с древних времен существуют старые местные песнопения, очень оригинальные и неповторимые. Они характерны только для территории Закарпатья. Работая с этим материалом, екпериментируя, я увидел, что в хоре эти песнопения звучат совсем по-другому, это касается и колядок.

Если обратить внимание, то когда хор исполняет колядку в храме, достаточно нам только начать, как подключается вся церковь и моментально колядует, так как принято в народе. Поэтому там других вариаций, кроме народные не выполнишь.

Вот эта традиция, когда поет хор или дьяк и в голос поет вся церковь особенно характерной для наших закарпатских сел и иногда городов. Этот феномен есть и в кафедральном соборе Ужгорода — поет наш хор и все люди. Думаю, лучшего варианта непосредственного участия в богослужении нет. Прихожане слушают пение хора во время Литургии не как концерт, а сами осознанно поют и молятся. Сами прихожане любят говорить: «Мы пришли не слушать Литургию, а в ней участвовать». Это на самом деле важная вещь.

— Наверное, еще одним важным делом является и приучение подрастающего поколения к колядованию?

— Значение изучение колядок особенно нужным для молодежи и детей. Им уже не нужно будет рассказывать или заставлять читать, где Иисус родился и т. д., потому, что они через самую колядку в доступной форме, порой сказочной, воспримут информацию.

Рождественские песнопения торжественно и праздничные. Через колядки и дети, и взрослые прославляют Рождество Христово. Знаете, на основе колядок можно изучать богословие, ведь в них описаны исторические моменты, которые были, где Христос родился, с какого корня Давыдова, как пришли на поклон трое царей. Поэтому колядки где можно назвать богословием в слове и музыке.

— Вот уже 23 года, как вы управляете церковным хором Ужгородского кафедрального Свято-Крестовоздвиженского православного собора. За этот период коллектив приобрел авторитет …

— Мы с настоятелем собора о. Димитрием Сидором вместе организовали хор, который на сегодня является почти профессиональным, так как в него входят как профессиональные певцы, так и любители церковной музыки. В 1992 году, на престольный праздник Воздвижения Креста Господня, состоялась первая Литургия, которую сопровождало пение нашего хора.

В начале люди очень удивлялись, кто это поет в храме, но полюбили хор и приняли именно за то, что мы начали петь простыми понятными напевами. Видно Сам Бог подсказывал, как надо все делать.

— Какой состав хора на теперь?

— Широкий, примерно в него входит 20 человек. Я стараюсь привлекать людей всех возрастов. Где-то пять человек поет в хоре с самого первого состава, коллектив постоянно пополняется молодежью. Очень часто ко мне подходят родители с детьми, которые имеют большое желание петь. Конечно, объясняю, что хор не детский, почти профессиональный, но все же позволяю становиться рядом с певцами хора и не запрещаю подпевать. С подобной практики вовлечения детей в хор нас хорошие плоды: с некоторых детей вышли замечательные певцы, которые теперь являются моими помощниками.

Для того, чтобы коллектив дальше успешно функционировал должно быть и молодые, и старшее поколение. Говорю по опыту: в церковном хоре не каждый профессионал сможет петь по личным причинам, ведь некоторые не привыкли к церковной жизни. Этот вид деятельности нужно любить.

А детей надо обязательно привлекать к церковной жизни и пению. Меня моя мама так же, маленьким мальчиком за ручку привела в храм, а дедушка Федор, у которого я сидел на лавочке, приучал своим примером. Вот так и рос, поэтому теперь вижу, что ничего случайно не происходит, все оставляет след, дает влияние. Ведь еще в те времена, я увидел и запомнил, что церковные певчие (дьяки) пели из Зборника, где были ноты с Текстом (простопением).

— Церковный хор, которым руководите, украшает своим пением не только богослужения собора непосредственно в воскресные и праздничные дни, но и выступает с концертными программами …

— Мы обычно участвуем в богослужениях в основном в соборе, но бывают и выезды на приглашение в других храмов и монастырей как Мукачевской епархии, так и Хустской (в Закарпатской области две епархии), а также других областей страны.

Наш владыка Феодор, архиепископ Мукачевский и Ужгородский, еще будучи архимандритом и духовником Мукачевского Свято-Николаевского женского монастыря, ежегодно приглашал наш хор на праздник Успения Божией Матери, и наше присутствие должно было быть обязательным. С тех пор он полюбил наш хор, как любит и теперь. Очень хорошо, что мы все имеем такого владыку. Он поддерживает проведение Рождественских концертов, участие в котором принимают и молодежь, дети.

В свое время мы с коллективом имели поездки и заграницу, в частности посещали Венгрию, Словакию, Польшу, Германию, Францию. Нам выпала честь представлять Украину в Польше на всемирном фестивале православной церковной музыки. Тогда на сцене выступали известные митрополичьи хоры из России, Молдовы и нам удалось стать лауреатами лучшей духовной музыки и исполнения.

Ну, и ежегодно, хор участвует в Рождественском епархиальном концерте.

— Кстати, чем планируете порадовать посетителей нынешнего Рождественского концерта, который состоится 10 января?

— Мы каждый год готовим для выступления что-то новое. Теперь попробуем выполнить концерт композитора Михаила Строкина «Радуются все Ангелы». По продолжительности он не длинный, не более пяти минут, но малоизвестный общественности. Также будем его выполнять на всенощном богослужении в соборе. Ну, и, конечно, для аудитории представим интересные колядки.

— На официальном сайте кафедрального собора для ознакомления представлены аудиозаписи колядок, которые выполняет ваш хор …

— Там в основном предоставлены закарпатские колядки, песня Рождественского канона, в Карпато-русском напеве «Христос рождается» и др. В то же время есть колядки, компонированные известными композиторы, такие как С. Мартон, С.Людкевич. Песнопения в их обработке близкие к нашему восприятию и хорошо слушаются. Представлен также нотный материал, который не всегда можно найти. Все для удобства тех, кто хочет узнать и изучить наши закарпатские колядки.

— Отец Феодор, если к личному, что считаете своей жизненной миссией?

— В жизни придерживаюсь принципа: если не я, то кто? Иногда говорят, что сердце человека имеет составные части, так вот в моем сердце основную часть занимает церковный хор и вообще духовная музыка. Другая составляющая это Закарпатский народный хор, которому отдал всю сознательную жизнь. У нас всех награда будет одна — на Небе, а земные награды ничего не стоят. Убежден, если Бог дал тебе талант, то, в первую очередь, надо идти в церковь, чтобы поблагодарить Его за награду таким талантом.

Если бы Бог даст мне здоровья, сил и крепости, то планирую издать сборник с местными напевами, адаптированными и проверенными нашим хором.

— В течение жизни вам сопутствует надежная помощница, которая дает возможность сполна отдавать себя любимому делу и помогает вам в служении — это ваша матушка Елена …

— Да, действительно, я ее называю помощницей, потому что постоянно занят, а она создает дома все условия для моей творческой натуры. Матушка помогает мне во всем. Я иногда шучу: когда в хоре все хорошо, то это заслуга регента, а когда плохо — кто виноват? Матушка (смеется — Авт.).

— С какими пожеланиями вы могли бы обратиться к читателям накануне рождественско-новогодних праздников …

— Хочу всех поздравить с наступающим праздником Рождества Христова, одним из самых важных праздников. Колядуйте в эти дни и приучайте к этому своих детей, потому, что это отразится на их дальнейшей жизни. К сожалению, ощутима потеря традиции колядок по другим регионам страны. Это касается и некоторых стран зарубежья. К примеру, в Германии, Франции, которые мы посещали с выступлениями, и колядки, и народные песнопения почти утраченными. Поэтому нашим долгом является хранить это тысячелетнее достояние как глоток свежего воздуха. И, конечно же, в искреннем колядовании славить Рождение Спасителя мира.

Протодиакон Феодор Копинец

Родился 23 декабря 1954 в с. Билки Иршавского района. Окончил музыкальную школу, Ужгородское государственное музыкальное училище, Киевский институт культуры. По специальности дирижер, вокалист. В 2004 г.. Защитил докторскую диссертацию на тему: «Церковное пение на Закарпатье от единогласия к хоровому пению». В свое время преподавал дисциплину «Церковное пение» в УУБА. Работает в Закарпатском народном хоре. В 2010 г.. Принял диаконскую хиротонию. Священнослужитель и регент хора Ужгородского кафедрального Свято-Крестовоздвиженского православного собора. Доктор искусствоведения, заслуженный артист Украины, лауреат областной премии имени Дезидерия Задора. Женат.

Плоды творчества протодиякона Федора Копинця колядки «Новая радость стала», «Три славные цари», «Не плачь Рахиль», «Небо и земля», «В Вифлееме новина»; духовные песни: «Под Крест Твой стану», «Страдальна Мати»; гармонизации карпаторусских богослужебных песнопений: «Единородный Сыне», «Отче наш», «Достойно есть»; Евхаристический и Пасхальный каноны и др.

* * *

Прослушать, посмотреть и скачать все Рождественские песнопения (песнопения\mp3, ноты\ jpg, + mus\файл (Finale) можна на сайте Ужгородского Свято-Хрестовоздвиженского кафедрального собора http://ungsobor.church.ua.

Протодиакон Феодор Копинец

Официальный сайт кафедрального Кресто-Воздвиженского православного собора

5 января 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке