Слово Патриарха

Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Без Бога нравственность становится относительной

В юриспруденции есть понимание связи нравственности и права. Не может существовать право в отрыве от нравственности. А сегодня нам говорят: никакого нравственного закона, обязательного для всех, не существует.

А при каком условии люди дерзнули провозгласить отмену этого нравственного закона? Это можно было сделать только в том случае, если люди отказываются от Бога. Тогда нравственность становится относительной — она привязывается к авторитету политиков, философов, поп-звезд. Подражая таким «героям», люди начинают копировать и их образ жизни, но это все частности, не имеющие отношения ко всему обществу, ко всему роду человеческому.

Нравственный закон основывается на Божественном законе

Нравственный закон может быть обязательным для всех только в том случае, если он основывается на Божественном законе. Вот для того чтобы этот нравственный закон изничтожить и превратить нравственную жизнь в неуправляемую стихию, и надо было отказаться от идеи Бога. У этого богоборчества не просто философская задача, как нас пытались убедить. Вера в Бога имеет совершенно конкретное осуществление в жизни каждого человека, потому что если ты в Бога не веришь, у тебя нет никакого абсолютного нравственного закона. Твоя внутренняя стихия раскрепощается, ты можешь творить, что хочешь. А разве не это мы наблюдаем сегодня в жизни нашего народа, — может быть, в меньшей степени в жизни нашего народа, если посмотреть на все то, что в мире происходит.

Из слова на великой вечерне

в праздник Рождества Христова 7 января 2016 года,

в Храме Христа Спасителя в Москве.

Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг

Нет более сложных отношений, чем между мужем и женой, потому что эти отношения претерпевают множество испытаний. Ведь никто больше постоянно не живет бок о бок друг с другом. Когда мы приходим на работу, мы с кем-то некоторое время общаемся, а потом уходим в семью. Но в семье мы пребываем всегда, и в семье мы такие, какие есть на самом деле. Семья снимает все условности, разрушает все предрассудки, и непросто воспринимать человека таким, какой он есть, потому что есть в этом не только хорошее, но и плохое.

Что же сохраняет семью перед лицом этой ничем не приукрашенной реальности? Существует только одна сила, которая может соединять людей, живущих друг с другом, — это сила любви.

<…>

Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг, и если он совершает его достойно, то семья крепкая, сильная, и она способна пройти через все испытания и внешние, и внутренние. В таких семьях и формируются сильные личности, способные на подвиг.

Без таких подвигов не может состояться человеческая общность

Сегодня мне стало известно о подвиге, который совершил один из наших полицейских патрульной службы. Это произошло на заснеженной трассе Оренбург-Орск. Вы, конечно, слышали и видели телевизионные передачи: страшная вьюга, мороз, холод. Многие застряли в сугробах, у многих жизнь повисла буквально на волоске, и вот рядом с этими несчастными оказался полицейский Даниил Максудов, который, спасая кого-то, отдал ему свои рукавицы, куртку… Сейчас он лежит в госпитале с тяжелейшим обморожением конечностей, и неизвестно, как все это закончится, — может быть, самым трагическим для него образом. Но ведь когда он снимал теплые рукавицы и отдавал другому, когда он сбрасывал с себя форменную куртку, он же понимал, что он делал! Он шел на этот поступок сознательно.

Пусть эти примеры помогают нам осознать важность человеческого подвига. Без таких подвигов не может состояться человеческая общность. Без подвигов не может состояться семья. Нужно научиться наступать на горло своей песне. Нужно научиться сдерживать свои эмоции. Нужно научиться хранить любовь даже тогда, когда муж и жена стареют и перестают быть привлекательными, когда теряются физические силы и энергия, которые притягивают людей друг к другу. Нужно научиться нести подвиг жизни в семье, и тогда дети будут способны на подвиг, народ наш будет способен на подвиг, без которого не может состояться человеческое общество и без которого не может быть крепким государство.

Помолимся о брате нашем Данииле, чтобы Господь исцелил его, дал ему силы и чтобы его пример многих вдохновил совершать и профессиональный подвиг, и что, может быть, еще труднее, подвиг несения ответственности за свою семью и за своих ближних.

Из слова по окончании Божественной литургии

в праздник Собора Пресвятой Богородицы

в Успенском соборе Московского Кремля,

8 января 2016 года

    

Совершение добра — это обретение богатства

Ведь самое главное в жизни — это не карьера, не достижение положения, когда имеешь очень хорошую зарплату или власть над другими. Самое главное в жизни — это уметь делать добро и действительно делать его. Потому что человек, который совершает добрые дела, всегда счастлив.

<…>

Когда смотришь на этих людей, которые делают добро, когда смотришь на эти чистые детские души, невзирая на физические, внешние недостатки, испытываешь особые чувства, которые ни с чем не сравнить, — может быть, только с тем, что мы испытываем во время богослужения, во время молитвы, когда благодать Божия прикасается к сердцу. Так же она прикасается, когда ты видишь, чувствуешь, с одной стороны, человеческое страдание, а с другой стороны — способность людей принимать на себя это страдание и отдавать добро и любовь, которые так нужны тем, кто лишен очень многого, что имеет абсолютное большинство детей. Совершение добра — это обретение богатства. Человек становится богатым, сильным и счастливым, и я хотел бы всем вам это пожелать.

Семья — это школа добра

Первые уроки добра мы ведь получаем в семье. А что такое добро в семье? Это когда родители отдают свою жизнь детям. Сейчас много соблазнов, особенно если родители молодые: хочется и одного, и другого, и соседи куда-то в отпуск поехали, и еще что-то, и с детишками как-то не очень складно получается, надо бы их куда-то пристроить... Однако никогда не надо жертвовать детьми и семейным благополучием, потому что временные удовольствия — как дым, пришли и ушли, их нет. А в детях обретается счастье величиной в целую жизнь.

Поэтому для родителей семья — это школа добра. Но она должна быть школой и для детей. А что означает делать добро ребенку? Он должен слушаться своих родителей, он должен отдавать свою волю, свой разум в руки родителей, которые должны мудро вести его по жизни. Это детское послушание и есть совершение добра по отношению к родителям. Но этого мало! Нужно уметь делать добро по отношению к братьям, сестрам, а в школе — по отношению к тем, с кем ты учишься, трудишься.

Из слоова на детской Рождественскую елку

в Государственном Кремлевском дворце

8 января 2016 года.

11 января 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если кто-то вторгается в нашу жизнь и делает нам зло, то что происходит, если мы отвечаем на зло злом? Мы теряем внутренний мир, недруг нас победил.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Главное в нашей жизни — это ее вертикальное измерение, это связь человека с Богом. Если эта связь сохраняется и крепнет, то человек попадает в орбиту Божиего воздействия и не может погибнуть только потому, что на улице холодно или еды не хватает. Мы знаем, как часто в самых тяжелых обстоятельствах даже люди, далекие от веры, сердцем чувствовали, что главное — обратиться к Богу.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь учит нас тому, как нужно жить, чтобы человек не превращался в животное, чтобы инстинкты не разрушали силу разума и нравственного чувства.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Бог через земную жизнь людей, через их работу, через их усилия, через их молитву, через их духовный подвиг, через сохранение добра в этом мире удерживает от пришествия зла.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Как важно, чтобы все мы понимали, что Бог царствует, что Он Творец мира, что Он хозяин всех материальных благ. И распоряжаться своими материальными средствами мы должны не как хозяева, но помня, что хозяин – Бог.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я По Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я По Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мир, раздираемый противоречиями и конфликтами, остро нуждается в примере согласия и умиротворения, обретаемого во Христе через отречение от себялюбия и потворства греху. Святогорская монашеская традиция являет собою этот пример.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Писатель призван напоминать людям о том, что от их собственного выбора – в сторону греха или борьбы с грехом – зависит, прибавится ли в мире добро и сократится зло или, напротив, зло расширит сферу своего влияния.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 5-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 5-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Нужно постоянно ставить перед собой высокие цели, а цель для всех нас – укрепление веры в нашем народе, от чего зависит судьба и народа, и Отечества нашего.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 4-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Седмица 4-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей.
Комментарии
ТАМАРА20 января 2016, 23:00
МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ЛЕТА НАШЕМУ ПАТРИАРХУ.СПАСИ И СОХРАНИ. БОЖИЕЙ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ.
Ксения15 января 2016, 14:00
Дай Бог здоровья нашему Патриарху! и дай Бог здоровья Даниилу, о настоящих героях сейчас не модно говорить! а жаль! Всё больше людей пичкают Малаховскими "героями",что иногда действительно начинаешь думать, что вот-вот всё рухнет и куда катиться мир! а так хочется побольше передач про настоящих людей героев, а они среди нас скромные, незаметные, не кричащие о себе. А тихо исполняющие свой долг, кто-то несёт службу, кто-то нас лечит, кто-то учит наших детей, тихо без пафоса и громких слов. Спасибо им этим незаметным героям, низкий им поклон
АлександрГ.12 января 2016, 12:00
Приношу свои глубочайшие извинения модераторам сайта за назойливость, но мне кажется, очень важно проартикулировать мысль, которую всеми силами пытаются донести до нас Святейший Патриарх и наше священство. Грех разрушает личность. Но .... разрушая личность человека, грех разрушает и человеческие отношения в обществе в целом, и как следствие разрушается само государство. Ибо в основе любого государства находится общество и общественные отношения. Лично мне кажется, что мы должны просматривать всю эту "связку" в целом. Ибо это очень важно. Именно об этом, нам достаточно ясно говорит Библия: "книги Царств". По большому счету, это и есть механизм тайны беззакония в действии.
АлександрГ.12 января 2016, 11:00
И еще о связи нравственности и закона. Почему рухнул СССР? СССР рухнул потому, что партократам захотелось стать собственниками, а народ соблазнили "колбасой, жевачкой и джинсами". Иными словами, в основе крушения огромнейшей страны были банальная человеческая гордыня и жадность. Ответа на вопрос: Что делать с гордыней и жадностью, вульгарный марксисткий материализм так и не дал. Не дал, потому что не знал ответа, ибо первичная рекомендация Карла Маркса "отнять и поделить" к сложившейся ситуации уже не подходила. Ответ знала и знает Церковь, ибо она вот уже более двух тысяч лет борется с этими человеческими грехами. Но в СССР, Церковь была не в чести. Более того, некоторые товарищи с трибун партсъездов обещали нам "показать последнего попа". Что в итоге? Страна рухнула, "последнего попа" (слава тебе Господи) не показали. Хотим ли мы повторения краха страны? Если нет, то нужно просто признать очевидное: нравственность, основанная на абсолютной истине, заповеданной нам Господом в состоянии менять всю сферу человеческих отношений в обществе, включая и экономические отношения.
АлександрГ.12 января 2016, 11:00
И еще, о связи нравственности и права. Сейчас, достаточно много людей обеспокоены инфляцией, повышением цен в магазинах. А что стоит за этими явлениями? Понятно, что существуют объективные причины, и в какой-то степени это плата за то, что мы стали более независимы. И как следствие, к нам уже не "пристают" с правами лиц, обладающими расширенным творческим сознанием и туманными представлениями о границах дозволенного. Но помимо, объективных причин в повышении цен на товары, производящиеся в России "сидит" обычная человеческая жадность некоторых предпринимателей. Люди просто "перекручивают" свои пожелания "мерседесов" в доллары, и в соответствии с этими "мечтами", повышают цены. Как мы понимаем, жадность это все-таки категория нравственная. И вот здесь возникает вопрос: можно ли, как-то на законодательном уровне "укротить" банальную человеческую алчность? Чиновники, чешут репу. Глупость, кстати тоже категория нематериальная (привет материалистам-атеистам). Чиновникам, невдомек, что в той же самой Европе размер торговой наценки от производителя до конечного потребителя регулируется на законодательном уровне. И не важно сколько звеньев в цепи, важно что размер торговой наценки от производителя до прилавка розничного магазина не должен превышать определенного процента. И так на все товары, отнесенные к категории товаров первой необходимости, включая и лекарства. И еще пример, как закон "вдевает узду" в человеческую жадность. Санкции. США приняло политическое решение и весь плач немецких бюргеров, имевших бизнес в России был банально поставлен в "игнор". К чему это я? К тому, что на Западе уже давно не спорят о том связана или нет нравственность с законом. Для них эта связь очевидна. Другой вопрос, как они используют это свое знание, но это уже тема для отдельного разговора.
АлександрГ.12 января 2016, 01:00
Удивительная вещь, Святейший говорит о том, о чем плачутся миллионы и верующих, и неверующих людей, а комментариев ноль. Между тем, когда люди возмущаются итогами грабительской приватизации 90-х годов, или попытками насадить в России ювенальную юстицию, или уже узаконенной практикой извлечения прибыли из тех сфер экономики, которые априори являются центрами затрат, это все об этом: о связи нравственности и закона. Упоминание о "центрах затрат", относится к коммерциализации ЖКХ. На самом деле, примеров законов, весьма далеких от справедливости не счесть. Равно, как и не счесть попыток проталкивания законов, противоречащих нормам элементарной морали. Одна только борьба с педофильским лобби, чего стоит. Но вернемся к приватизации. Разве, она была проведена не по закону? Да, нет приватизация была проведена по принятому тогда пакету законов. Формально, не придирешься - все было сделано по закону. Но по факту, узаконенное воровство, воровством быть не перестает и горечи от него больше, чем от украденного в трамвае кошелька. Вопросы о том, кто принимал эти законы, как принимал, насколько нравственны люди, принимавшие эти законы, видимо нужно оставить в стороне. Запутаемся и замараемся. На деле, самый важный вопрос: должен ли закон отвечать требованиям норм нравственности? В свое время, года этак три назад, на ТК "Культура", в передаче Виталия Товиевича Третьякова, посвященной как раз вот этой теме, я услышал, как известный юрист с научной степенью, сделав “губки бантиком” не смущаясь заявил, что: “закон не всегда может отвечать требованиям норм нравственности и справедливости”. Иными словами, мой коллега “на голубом глазу заявил”, что закон может быть безнравственным и несправедливым. Сказать, что я “упал”, это ничего не сказать. Дело, в том, что (нас так учили) законы не только регулируют отношения людей между собой, и между людьми и государством и организациями с различными формами собственности. На деле, законы прежде всего призваны ФОРМИРОВАТЬ и РАЗВИВАТЬ ПРАВООТНОШЕНИЯ в ОБЩЕСТВЕ, в ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ. Последнее обозначает, если хочешь воспитать и вырастить скотину – разреши и узаконь все “скотское”. Ну, или для начала: не наказывай скотство слишком строго. На Западе, это очень хорошо знают и помнят, и “с успехом” претворяют это в жизнь, а вот наши нормотворцы это как-то “забыли”. На деле, традиционная “связка” нравственности и права выглядит предельно просто: Бог; Его Заповеди; законы, принимаемые людьми, а также практические действия человека в реальном мире. При этом, Заповеди Божьи, это прежде всего свод ответов на вопросы: “что можно делать?”, а “чего нельзя делать никогда и ни при каких обстоятельствах, даже если очень и очень хочется?”, или иными словами это ответы на вопросы: “что такое хорошо и что такое плохо”. Последнее зачастую называют нравственностью, а некоторые называют это моралью. И вот в этой “связке”, законы, принимаемые людьми должны если не полностью соответствовать Заповедям Божьим, то во всяком случае не противоречить им. И так было много веков, пока человечество не было “осчастливлено прогрессом”, разорвавшим эту цепочку. Самое интересное, что в последние десятилетия множество мерзостей прячется в “бастионе” под вывеской: “у нас светское государство”.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке