Нечистая сила на месте алтаря

Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр

Вельск – один из самых древних городов Русского Севера. Вельский погост впервые упоминается как уже существующий в грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича, то есть на 10 лет раньше Мо-сквы. Люди здесь жили хваткие и предприимчивые. Со времен Древнего Новгорода, к владениям которого относился изначально Вельский погост, здесь занимались смолокурением и на экспорт торговали дегтем, который в те времена широко использовался как смазочный и изоляционный материал. Когда в 18 веке Вельск был причислен к городам, на его гербе стали изображать бочку с дегтем. В старину Вельск был знаменит своими ярмарками. На Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Москвы и Ярославля. Не только хозяйственной жилкой наделил Бог вельчан. Среди уроженцев Вельска есть и святые, и отважые воины (пять Героев Советского Союза), и ученые с мировым именем (например, соратник Н. Вавилова, генетик Г. Карпеченко), и знаменитые литераторы.

1 1
Да и сейчас Вельск не назовешь спящим захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и цирковая студия «Романтики», и студия танца «Воздух», и аж три студии вокала, и рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов «Золотые зори», и огромное количество детских кружков, и чего тут только нет на такой небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают на гастроли разные театральные и музыкальные знаменитости. И даже устраиваются показательные соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на гербе. Все эти творческие импульсы являют себя, пожалуй, на уникальной – на сегодняшний день для России – сцене. Эта сцена – алтарь Православного собора Преображения Господня.

1 1
Когда освящается храм – на месте Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до конца земной истории. Когда по какой-то причине храм не мог существовать более на старом месте и его необходимо было перенести, то там, где стоял Престол, сооружался в его размер высокий постамент с крестом, чтобы место, где совершалось Таинство Евхаристии, оставалось не попираемым и должным образом чтилось. Такой постамент с крестом назывался Памятник. В вечную память о находившемся здесь Пре-столе. Лишь с умалением веры на Руси люди стали называть памятниками сооружения в честь дольнего, а не горнего. По учению Церкви Христовой Ангел Престола будет свидетельствовать на Страшном Суде о том, как относились к этой Святыне те или иные люди. И не только на Страшном Суде. И здесь, в земной жизни, нераскаянные кощунства даром не проходят. В каждой деревне, где был разрушен храм, старожилы расскажут вам историю о воспитательном возмездии, которое постигло разрушавших храм ко-щунников. И все эти рассказы удивительно индивидуальны и не похожи один на другой, чтобы мы не подумали, что это повторяемая одна и та же «байка». Вот один мужик из закрытого храма выломал пол и унес себе в баню. Сгорел в этом же году в той самой бане. Вот мужик при закрытии храма в знак своего презрения справил прямо в Доме Божием «нужду по большому». В течение недели скорежило так, что вид его стал похож на справляющего нужду. Так и ходил до смерти в назидание односельчанам. Его так и звали – «Серун». Не одну книгу можно написать этих историй. Наверняка те, кто закрывал и Преображенский собор в Вельске, тоже не остались без вразумления. В 1922 году храм разграбили, иконы публично сожгли.

1 1
11 ноября 1933 года газета «Вельский лесоруб» с восторгом описывала открытие нового Дома социалистической культуры. Но сейчас речь не о тех, кто нарубил тогда дров, а о нас. Ведь с тех пор практически каждый вельчанин с детских лет невольно соучаствует в кощунстве. Детские кружки, фильмы, в т.ч. «не до 16 лет», дискотеки, концерты, одним словом вся так называемая культурная (и не очень культурная, и даже очень не культурная, если говорить о дискотеках) жизнь в Вельске связана с поруганным Преображенским собором. Как это сказалось на вельчанах? В первую очередь, как представляется, повышенной алкоголизацией. Хорошие люди – вельчане, но такого поголовного пьянства, как в Вельске лично я не на-блюдал нигде. А пришлось мне побывать много где: от Кольского полуострова до Украины. А если и есть где аналог вельскому пьянству, так, вероятно, там те же причины, что и в родном городе.

1 1
Вряд ли полезно выяснять, кто виноват. Люди, работающие в Вельском РКЦ, и участники, и зрители проводимых там мероприятий наверняка, в отличие от «лесорубов» 1933 года, не в восторге от того, что находятся в стенах поруганного храма. Да и на всех уровнях местной власти, включая областную, уже давным-давно приняты нужные решения о необходимости строить новый современный РКЦ. Даже ученик 4 класса Вельской школы №3 Антон Поскотинов написал прекрасную работу об этой проблеме. В ней есть такие замечательные слова: «Закрыли храм оперативно и без дискуссий – в один день. Его возрождение затягивается на десятилетия. Сейчас по всей России идет процесс восстановления разрушенных и строительство новых церквей. Наши соседи, в маленьком селе Верховажье, за короткий срок построили Дом культуры, а местный собор возвратили прихожанам. Уже несколько лет звонят колокола этого собора, приглашая на службу православных. А вот в славном, древнем Вельске дело так и не сдвигается с мертвой точки». Где, в каком месте образовалась эта мертвая точка? Почему вельчане до сих пор буксуют в 30 годах 20 века? Если спросить местные власти: почему не начинается строительство нового РКЦ, они наверное ответят, что у города мало средств и они нужны на более важные дела. То птицефабрика сгорела, то мост упал… До храма ли тут и до нового ли РКЦ… А может, «мертвая точка» – в голове, а вернее – в сердце, которое утратило живую веру и не может увидеть связь между разными явлениями. Поруганный храм – сгоревшая птицефабрика, пляски в алтаре – упавший мост, безумное веселие в святом месте – безумное пьянство горожан. Можно и продолжить, да вот стоит ли? Пока не оживет в нас эта мертвая точка, так и будем наступать на одни и те же грабли. Не зря говорится: «Бог поругаем не бывает». Сами себе ставим шишки.

Как показало время, непродуктивно только требовать и ждать решений от властей. «Под лежачий камень вода не течет». Надо самим начинать действовать. В-первых, надо собирать всем миром средства и хоть по капле начинать строительство нового, современного красивого РКЦ, который наряду с возрожденным собором мог бы стать визитной карточкой города, а не позорным пятном, как сейчас. Во-вторых, необходимо срочно переводить в другое помещение зрительный зал, где сцена – алтарь. В-третьих, руководству РКЦ нужно продолжить фильтровать проводимые мероприятия и акции с учетом особого статуса места, где они пока вынужденно происходят. До сего дня, в соответствии с достигнутыми договоренностями между Епархией и властями, это в определенной мере и выполнялось. В частности, было прекращено проведение ночных дискотек. Слава Богу.

1 1
Но, к сожалению 1 февраля 2016 года в здании Преображенского собора, эксплуатируемого ныне как Вельский РКЦ, планируется постановка спектакля «Вий», а вернее, как говорят сами постановщики (Московский Независимый театр) – шоу, не имеющего прямого отношения к произведению Гоголя. Среди действующих лиц – нечистая сила. Как бы не обошлось это действо для Вельска чем-нибудь посерьезнее пожара птицефабрики или обрушенного моста. Каждый волен развлекаться как хочет, но если кто-то решил играть в трансформаторной будке, пусть сначала подумает о возможных последствиях. Ужас от терактов во Франции как-то заслонил некоторые многозначительные детали этой трагедии. В христианской Франции в пятницу (день Распятия Христова) на концерте в парижском клубе Bataclan стрельба началась в то время, когда люди слушали песню «Поцелуйся с дьяволом». Случайность? Может быть, но не для верующего. Святитель Филарет Московский, которому народ дал прозвание Мудрый, говорил: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога».

1 1
Бочка дегтя на гербе нашего родного города... Деготь – вещь с двойным смыслом и назначением. Деготь входит в состав многих лекарственных средств, в том числе – в знаменитую мазь Вишневского. Его используют в садоводстве, ветеринарии, химической промышленности, технике, космети-ке. За рубежом его называли «русское масло». А с другой стороны, в России деготь на воротах – знак позора для распутниц. Деготь в Америке – знак преступника, которого для вящего позора намазывали дегтем и вываливали в перьях. Преображенский храм стал для Вельска как та бочка дегтя с герба. «Русское масло» или позорное пятно? Выбирать нам с вами. Как известно, ложка дегтя, если его использовать не по назначению, портит бочку меда. В жизни Вельска с 1933 года присутствует эта ложка дегтя. Как бы со временем он не превратилась в цианистый калий.

Среди моих знакомых в Вельске немало людей, которые родились 19 августа, на день Преображения Господня. Вот интересно, это случайность или действительно в день Вельского храмового праздника чаще увеличивается число вельчан? Может, это знак надежды и милости. «Милость» и «масло» по-гречески звучат одинаково – «елеос». На Руси говорили: «елей». Как хотелось бы, что бы на гербе нашего родного города подразумевалась полная бочка с «русским елеем».

Трейлер спектакля «Вий».

Сопредседатель Вельского землячества священник Василий Полежаев

Контактный телефон создаваемого при Вельском межрегиональном землячестве Попечительского Совета по возрождению Преображенского собора и строительству нового РКЦ: +79113565671

Русская народная линия

18 января 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовные светочи Духовные светочи
Максим Соколов
Духовные светочи Духовные светочи
Максим Соколов
Далеко не оригинален П.А. Павленский. О его художественных акциях можно прочесть в том же Новом Завете.
«По мотивам» культуры «По мотивам» культуры
Заметки американца о современной чуме во время пира
«По мотивам» культуры «По мотивам» культуры
Заметки американца о современной чуме во время пира
Джулиан Лоуэнфельд
Каким наркотиком торгует Вальсингам в пушкинском «Пире во время чумы»? Правда ли, что грибоедовский Фамусов — гей? Стал ли шекспировский Яго президентом Кипра? Эти вопросы взяты из увиденных мной лично российских постановок «классики».
Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством
Свящ. Дм.Шишкин, свящ. С.Шевченко, диак. В. Духанин
Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством
Нельзя оставлять без внимания кощунства. Но мы должны хорошо продумывать ответные акции и планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем.
Комментарии
Константин19 января 2016, 07:43
Бог поругаем не бывает... Много лет назад слышал рассказ моей Бабушки (Царствие ей Небесное) как у них в колхозе при разгроме храма колокол на главного комсомольца, руководящего разгромом, упал. Кара бывает очень быстрой. Помните это, люди.
наталия18 января 2016, 19:16
Культура без души ?Без храма Господня нет у человека ничего человеческого.
Дмитрий18 января 2016, 16:51
Юлия, нужно восстанавливать! Потихоньку, медленно, но все равно идти к своей цели. Восстанавливать.
Юлия18 января 2016, 16:19
В станице Терновская, где живёт моя мама, дом культуры построили на месте разрушенного храма. Я когда узнала об этом, сердце сжалось. Оказалось, что это не единичный случай: в Ейске во время экскурсии заезжали в соседнюю станицу в Краеведческий музей. Музей этот располагался в ДК. А через дорогу скромно сияла маковкой церковь из переделанного жилого дома. Уже догадываясь, что услышу, спросила местных жителей: "А где стоял храм раньше?" "Да тут, на месте дома культуры", - ответили мне. Сколько же по России таких ДК??? Сотни? Тысячи? И что теперь делать?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×