Нечистая сила на месте алтаря

Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр Вельск. Собор Спаса Преображения. Ныне в здании располагается городской культурный центр

Вельск – один из самых древних городов Русского Севера. Вельский погост впервые упоминается как уже существующий в грамоте 1137 года новгородского князя Святослава Ольговича, то есть на 10 лет раньше Мо-сквы. Люди здесь жили хваткие и предприимчивые. Со времен Древнего Новгорода, к владениям которого относился изначально Вельский погост, здесь занимались смолокурением и на экспорт торговали дегтем, который в те времена широко использовался как смазочный и изоляционный материал. Когда в 18 веке Вельск был причислен к городам, на его гербе стали изображать бочку с дегтем. В старину Вельск был знаменит своими ярмарками. На Афанасьевскую ярмарку приезжали купцы из Москвы и Ярославля. Не только хозяйственной жилкой наделил Бог вельчан. Среди уроженцев Вельска есть и святые, и отважые воины (пять Героев Советского Союза), и ученые с мировым именем (например, соратник Н. Вавилова, генетик Г. Карпеченко), и знаменитые литераторы.

1 1
Да и сейчас Вельск не назовешь спящим захолустьем. Кипит в нем какая-то своя, неведомая столицам жизнь. Взять хотя бы Районный Культурный Центр. Тут тебе и театр «Ступени», и цирковая студия «Романтики», и студия танца «Воздух», и аж три студии вокала, и рок-группа НЗ, и шоу-группа «Кабаре», и ансамбль песни «Душечка», и хор ветеранов «Золотые зори», и огромное количество детских кружков, и чего тут только нет на такой небольшой городок. К тому же сюда постоянно приезжают на гастроли разные театральные и музыкальные знаменитости. И даже устраиваются показательные соревнования по боксу. И все бы хорошо, и можно только порадоваться за земляков, если бы весь этот творческий напор не был изрядно подпорчен не ложкой, а целой бочкой дегтя, не меньшего размера, чем изображена на гербе. Все эти творческие импульсы являют себя, пожалуй, на уникальной – на сегодняшний день для России – сцене. Эта сцена – алтарь Православного собора Преображения Господня.

1 1
Когда освящается храм – на месте Престола становится Ангел, который не уходит отсюда до конца земной истории. Когда по какой-то причине храм не мог существовать более на старом месте и его необходимо было перенести, то там, где стоял Престол, сооружался в его размер высокий постамент с крестом, чтобы место, где совершалось Таинство Евхаристии, оставалось не попираемым и должным образом чтилось. Такой постамент с крестом назывался Памятник. В вечную память о находившемся здесь Пре-столе. Лишь с умалением веры на Руси люди стали называть памятниками сооружения в честь дольнего, а не горнего. По учению Церкви Христовой Ангел Престола будет свидетельствовать на Страшном Суде о том, как относились к этой Святыне те или иные люди. И не только на Страшном Суде. И здесь, в земной жизни, нераскаянные кощунства даром не проходят. В каждой деревне, где был разрушен храм, старожилы расскажут вам историю о воспитательном возмездии, которое постигло разрушавших храм ко-щунников. И все эти рассказы удивительно индивидуальны и не похожи один на другой, чтобы мы не подумали, что это повторяемая одна и та же «байка». Вот один мужик из закрытого храма выломал пол и унес себе в баню. Сгорел в этом же году в той самой бане. Вот мужик при закрытии храма в знак своего презрения справил прямо в Доме Божием «нужду по большому». В течение недели скорежило так, что вид его стал похож на справляющего нужду. Так и ходил до смерти в назидание односельчанам. Его так и звали – «Серун». Не одну книгу можно написать этих историй. Наверняка те, кто закрывал и Преображенский собор в Вельске, тоже не остались без вразумления. В 1922 году храм разграбили, иконы публично сожгли.

1 1
11 ноября 1933 года газета «Вельский лесоруб» с восторгом описывала открытие нового Дома социалистической культуры. Но сейчас речь не о тех, кто нарубил тогда дров, а о нас. Ведь с тех пор практически каждый вельчанин с детских лет невольно соучаствует в кощунстве. Детские кружки, фильмы, в т.ч. «не до 16 лет», дискотеки, концерты, одним словом вся так называемая культурная (и не очень культурная, и даже очень не культурная, если говорить о дискотеках) жизнь в Вельске связана с поруганным Преображенским собором. Как это сказалось на вельчанах? В первую очередь, как представляется, повышенной алкоголизацией. Хорошие люди – вельчане, но такого поголовного пьянства, как в Вельске лично я не на-блюдал нигде. А пришлось мне побывать много где: от Кольского полуострова до Украины. А если и есть где аналог вельскому пьянству, так, вероятно, там те же причины, что и в родном городе.

1 1
Вряд ли полезно выяснять, кто виноват. Люди, работающие в Вельском РКЦ, и участники, и зрители проводимых там мероприятий наверняка, в отличие от «лесорубов» 1933 года, не в восторге от того, что находятся в стенах поруганного храма. Да и на всех уровнях местной власти, включая областную, уже давным-давно приняты нужные решения о необходимости строить новый современный РКЦ. Даже ученик 4 класса Вельской школы №3 Антон Поскотинов написал прекрасную работу об этой проблеме. В ней есть такие замечательные слова: «Закрыли храм оперативно и без дискуссий – в один день. Его возрождение затягивается на десятилетия. Сейчас по всей России идет процесс восстановления разрушенных и строительство новых церквей. Наши соседи, в маленьком селе Верховажье, за короткий срок построили Дом культуры, а местный собор возвратили прихожанам. Уже несколько лет звонят колокола этого собора, приглашая на службу православных. А вот в славном, древнем Вельске дело так и не сдвигается с мертвой точки». Где, в каком месте образовалась эта мертвая точка? Почему вельчане до сих пор буксуют в 30 годах 20 века? Если спросить местные власти: почему не начинается строительство нового РКЦ, они наверное ответят, что у города мало средств и они нужны на более важные дела. То птицефабрика сгорела, то мост упал… До храма ли тут и до нового ли РКЦ… А может, «мертвая точка» – в голове, а вернее – в сердце, которое утратило живую веру и не может увидеть связь между разными явлениями. Поруганный храм – сгоревшая птицефабрика, пляски в алтаре – упавший мост, безумное веселие в святом месте – безумное пьянство горожан. Можно и продолжить, да вот стоит ли? Пока не оживет в нас эта мертвая точка, так и будем наступать на одни и те же грабли. Не зря говорится: «Бог поругаем не бывает». Сами себе ставим шишки.

Как показало время, непродуктивно только требовать и ждать решений от властей. «Под лежачий камень вода не течет». Надо самим начинать действовать. В-первых, надо собирать всем миром средства и хоть по капле начинать строительство нового, современного красивого РКЦ, который наряду с возрожденным собором мог бы стать визитной карточкой города, а не позорным пятном, как сейчас. Во-вторых, необходимо срочно переводить в другое помещение зрительный зал, где сцена – алтарь. В-третьих, руководству РКЦ нужно продолжить фильтровать проводимые мероприятия и акции с учетом особого статуса места, где они пока вынужденно происходят. До сего дня, в соответствии с достигнутыми договоренностями между Епархией и властями, это в определенной мере и выполнялось. В частности, было прекращено проведение ночных дискотек. Слава Богу.

1 1
Но, к сожалению 1 февраля 2016 года в здании Преображенского собора, эксплуатируемого ныне как Вельский РКЦ, планируется постановка спектакля «Вий», а вернее, как говорят сами постановщики (Московский Независимый театр) – шоу, не имеющего прямого отношения к произведению Гоголя. Среди действующих лиц – нечистая сила. Как бы не обошлось это действо для Вельска чем-нибудь посерьезнее пожара птицефабрики или обрушенного моста. Каждый волен развлекаться как хочет, но если кто-то решил играть в трансформаторной будке, пусть сначала подумает о возможных последствиях. Ужас от терактов во Франции как-то заслонил некоторые многозначительные детали этой трагедии. В христианской Франции в пятницу (день Распятия Христова) на концерте в парижском клубе Bataclan стрельба началась в то время, когда люди слушали песню «Поцелуйся с дьяволом». Случайность? Может быть, но не для верующего. Святитель Филарет Московский, которому народ дал прозвание Мудрый, говорил: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога».

1 1
Бочка дегтя на гербе нашего родного города... Деготь – вещь с двойным смыслом и назначением. Деготь входит в состав многих лекарственных средств, в том числе – в знаменитую мазь Вишневского. Его используют в садоводстве, ветеринарии, химической промышленности, технике, космети-ке. За рубежом его называли «русское масло». А с другой стороны, в России деготь на воротах – знак позора для распутниц. Деготь в Америке – знак преступника, которого для вящего позора намазывали дегтем и вываливали в перьях. Преображенский храм стал для Вельска как та бочка дегтя с герба. «Русское масло» или позорное пятно? Выбирать нам с вами. Как известно, ложка дегтя, если его использовать не по назначению, портит бочку меда. В жизни Вельска с 1933 года присутствует эта ложка дегтя. Как бы со временем он не превратилась в цианистый калий.

Среди моих знакомых в Вельске немало людей, которые родились 19 августа, на день Преображения Господня. Вот интересно, это случайность или действительно в день Вельского храмового праздника чаще увеличивается число вельчан? Может, это знак надежды и милости. «Милость» и «масло» по-гречески звучат одинаково – «елеос». На Руси говорили: «елей». Как хотелось бы, что бы на гербе нашего родного города подразумевалась полная бочка с «русским елеем».

Трейлер спектакля «Вий».

Сопредседатель Вельского землячества священник Василий Полежаев

Контактный телефон создаваемого при Вельском межрегиональном землячестве Попечительского Совета по возрождению Преображенского собора и строительству нового РКЦ: +79113565671

Русская народная линия

18 января 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовные светочи Духовные светочи Максим Соколов Далеко не оригинален П.А. Павленский. О его художественных акциях можно прочесть в том же Новом Завете. «По мотивам» культуры «По мотивам» культуры Заметки американца о современной чуме во время пира «По мотивам» культуры «По мотивам» культуры Заметки американца о современной чуме во время пира Джулиан Лоуэнфельд Каким наркотиком торгует Вальсингам в пушкинском «Пире во время чумы»? Правда ли, что грибоедовский Фамусов — гей? Стал ли шекспировский Яго президентом Кипра? Эти вопросы взяты из увиденных мной лично российских постановок «классики». Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством Свящ. Дм.Шишкин, свящ. С.Шевченко, диак. В. Духанин Пастыри о борьбе с кощунством Пастыри о борьбе с кощунством Нельзя оставлять без внимания кощунства. Но мы должны хорошо продумывать ответные акции и планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем.
Комментарии
Константин19 января 2016, 07:00
Бог поругаем не бывает... Много лет назад слышал рассказ моей Бабушки (Царствие ей Небесное) как у них в колхозе при разгроме храма колокол на главного комсомольца, руководящего разгромом, упал. Кара бывает очень быстрой. Помните это, люди.
наталия18 января 2016, 19:00
Культура без души ?Без храма Господня нет у человека ничего человеческого.
Дмитрий18 января 2016, 16:00
Юлия, нужно восстанавливать! Потихоньку, медленно, но все равно идти к своей цели. Восстанавливать.
Юлия18 января 2016, 16:00
В станице Терновская, где живёт моя мама, дом культуры построили на месте разрушенного храма. Я когда узнала об этом, сердце сжалось. Оказалось, что это не единичный случай: в Ейске во время экскурсии заезжали в соседнюю станицу в Краеведческий музей. Музей этот располагался в ДК. А через дорогу скромно сияла маковкой церковь из переделанного жилого дома. Уже догадываясь, что услышу, спросила местных жителей: "А где стоял храм раньше?" "Да тут, на месте дома культуры", - ответили мне. Сколько же по России таких ДК??? Сотни? Тысячи? И что теперь делать?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке