Что такое любовь

Часть 2. Любовь – это преодоление себя

В конце прошлого года Издательство Сретенского монастыря выпустило книгу «Пусть говорит Бог» – сборник бесед и писем греческих духовников. Предлагаем нашим читателям фрагмент этой книги – статьи известного проповедника архимандрита Андрея (Конаноса). Любовь, оскудевающая в нашем мире и неправильно понимаемая, – одна из главных тем лекций и бесед архимандрита Андрея.

Фото: Ильнур Саетгареев / 500px.com Фото: Ильнур Саетгареев / 500px.com

Часть 1. Любить — желать блага другому

Любовь и свобода всегда вместе

«Я люблю своего ребенка», – говорит одна мать. И пятьсот раз на дню названивает ему. «Я это делаю из любви, чтобы узнать, как у него дела, где он». Но это не так. На самом деле она просто не выносит, когда ее ребенок уходит от нее. Она не выносит, когда ее ребенок ускользает из ее поля зрения и открывается для собственной жизни. «А с кем ты? А почему ты задержался? А что это я слышу вокруг тебя? Кто это говорит? А кто та девушка?» Это чистой воды подозрительность и болезненное отношение. И, разумеется, никакая не любовь. Потому что любовь есть жертва. Это «я хочу, чтобы ты расправил свои крылья, я желаю тебе блага».

«Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3: 30), – сказал святой Иоанн Креститель, когда увидел Господа. Я люблю Господа. И поскольку я люблю Его, меня не смутит находиться на расстоянии от Него. Потому что куда бы я ни направился, от Него исходит такой свет, что больше нет ни расстояния, ни тени. И я всегда буду пребывать во свете, покуда люблю Его. Поэтому я готов идти куда угодно и быть там, куда Он меня поставит. Я радуюсь Тому, Кого люблю. Я люблю Его, и пускай кажется, что я гасну и исчезаю. Я люблю Его и издалека, я чувствую это своим сердцем. Я оставляю место для другого, чтобы он мог дышать, мог двигаться и чувствовать себя свободным. Меня не задевает, если он беседует с другими. Меня это не подавляет, не смущает, я не ревную и не мучаюсь.

А знаешь, как это действует на человека? Он больше станет любить тебя и не отдалится от тебя. Почему? Да потому что ты позволяешь ему это сделать. А когда ты даешь человеку возможность отдалиться, он этого не делает. Когда ты тащишь его к себе силой, настаиваешь, ты добиваешься противоположного. Понимаешь? Так случается в наших отношениях с разными людьми. Ты это видишь и на примере своих собственных отношений. Ты говоришь: «Я ревную моего мужа, я не могу, я страдаю…» Но если ты его любишь, то взгляни на себя. И сперва обрети свою собственную красоту, которая наполнит тебя ощущением безопасности и покоя. А потом научись любить своего мужа по-настоящему, молиться о нем и чувствовать то, что чувствует он. То есть постоянно спрашивать себя: «А то, что я делаю сейчас, это ему приятно? Вот то, что я сейчас ему докучаю, его утомляю, давлю на него, это ему приятно? То, что я становлюсь душепринудительницей (или принудителем), приятно моему мужу (или моей жене)?»

Когда ты читаешь Евангелие, не читай его формально. Но постоянно спрашивай себя: а где в том, что сказано здесь, – я? Что имеет отношение к моей жизни? Христос говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Привнеси эту истину Христову в свою жизнь и задумайся: а тебе бы это понравилось? Тебе понравилось бы, к примеру, всякий раз, когда ты идешь погулять и пообщаться с другом, немного пожить своей жизнью, или идешь пройтись один, тебе бы понравилось чувствовать, что за тобой постоянно следят и в чем-то тебя подозревают? Зачем ты идешь туда? Почему ты меня оставляешь? Ты что-то недоговариваешь… Почему ты тайком разговариваешь по телефону? Почему ты отвернулся туда? Почему ты прервал свой разговор? Подозрения, подозрения, подозрения… Но таким образом ты ничего не добиваешься. Любовь и свобода всегда идут вместе.

Скажи: “Я люблю тебя и предоставляю тебе свободу”. Бог поступает именно так

Скажи: «Я люблю тебя и предоставляю тебе свободу делать то, что ты хочешь». И человек тебе ответит: «Вот это настоящая любовь! Ты так относишься ко мне, что я хочу быть с тобой, потому что ты меня уважаешь!»

Во всяком случае, Бог поступает именно так. Он уважает нас в каждый миг нашей жизни. Он предоставляет нам свободу передвижения. И не мстит нам. Он позволяет тебе совершить твой грех, отдалиться от Него, и что Он говорит тебе? Каждый день восходит солнце и светит всему миру! Солнце – это любовь, правда же? Каждый день, когда восходит солнце, Господь словно снова говорит тебе: «И сегодня опять Я полон любви к тебе. Я дарю тебе новый день. Не просто для того, чтобы ты съел свой завтрак и начал день в радости и так далее, но для того, чтобы ты принял это и задумался: то, что я жив и сегодня, означает, что Господь любит меня». Меня. Меня, который вчера утопал в своем эгоизме, злобе, ревности, мстительности, любопытстве, осуждении. Я соделал многое, что удовлетворяло мой нарциссизм, мое себялюбие, мои пороки. И несмотря на это, Христос снова воссиял Свое солнце, и я увидел свет и новый день!

Что всем этим говорит Христос? «И сегодня снова Я люблю тебя. Пускай вчера ты был тем, кем ты был. Но сегодня Я даю тебе возможность сделать свой выбор снова». Христос говорит: «И когда идет дождь, он не различает и падает на добрых и на злых». Он орошает всех. Он орошает все дома, все луга. Дождь падает на всех и на все. Ты видишь? «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). То есть имей милосердие, сострадание и любовь ко всем, доброту и понимание. Какие замечательные это качества!

Любовь никогда не ранит

Однажды ты мне сказал: «Я ранен любовью. Я полюбил и был ранен». Я не знаю, помнишь ли ты, что я тебе ответил? Не от себя, но из своего жизненного опыта и из того, что прочел и видел: любовь сама по себе не ранит никогда. Любовь – это жизнь. Любовь – это свет и дыхание нашего сердца. Это мощная циркуляция крови. Когда ты любишь, то ощущаешь, как кровь приливает в твой мозг, в твое сердце, в твои клетки. Ты наполняешься жизнью, когда любишь. Любовь не ранит тебя. И несмотря на это, я верю тебе, когда ты говоришь, что «ранен». Но не любовью. А несбывшейся надеждой на то, что и тебя полюбят, когда полюбил ты, на то, что и ты будешь вознагражден взаимной любовью. Поэтому ты был ранен, ожидая того, чего не получил. Этим ты и был уязвлен.

Когда же ты поймешь, что любовь, истинная любовь, не просит, не ждет воздаяния, тогда ты не станешь так огорчаться. Ты будешь спокоен и в том случае, если получишь воздаяние и если его не получишь. Если твоя любовь окажется взаимной, тебе непременно будет радостно и хорошо (и, разумеется, это лучший вариант!). Но если она останется безответной, ты тоже не станешь страдать. Я не имею в виду, что нужно быть бесстрастным, безразличным и твердым как камень. Я не хочу, чтобы тебе не было дела до того, любят тебя или нет. Ты человек, а человеку естественно радоваться, когда его любят. К примеру, ты приготовил вкусную еду и хочешь, чтобы тебе сказали: «Как вкусно!» Ты радуешься не только тому, что тебя похвалили за приготовленное кушанье, но чувствуешь, как под этим предлогом – благодарности за еду – еще и любят тебя. Через еду ты просишь любви, хочешь дать, чтобы получить. И, не получая благодарности, страдаешь. Это случается часто и по многим поводам. «Ты видишь, он на меня не взглянул! Смотри, он со мной даже не поговорил! Жаль, он не ответил, значит, он меня не любит!»

Остро ощущаешь боль, когда тебя никто не любит? Это потому, что ты еще не почувствовал себя любимым Богом

Что происходит? Почему ты так остро ощущаешь боль, когда тебя никто не любит? Я думаю, потому, что мы еще не почувствовали себя любимыми Богом. Если бы мы постоянно чувствовали ласку, прикосновение Христово к нашему сердцу, все было бы иначе. Представь сейчас в уме, в сердце как некую умозрительную схему, что твое сердце держит в Своих руках Христос. Или что Христос прикасается к тебе Своими руками, к твоему сердцу, непрерывно ласкает его. Ласкает нежно и говорит: «Я здесь, Я здесь. Я тебя люблю, люблю. Я тебя принимаю. Я говорю тебе, что ты ценен для Меня, потому что Я даю тебе эту ценность, ведь Я сотворил тебя. Я забочусь о тебе. Я очень люблю тебя и от всего сердца хочу поддерживать тебя в жизни, давать тебе и дальше все те дары, которые даю. Я постоянно рядом с тобой, постоянно».

Ты можешь это почувствовать? Когда ты почувствуешь, что все это исходит от Христа и питает твою душу, что ты возлюбленный Им человек, любимое творение Божие, тогда ты гораздо больше будешь насыщаться любовью, твоя душа преисполнится, а сосуд твоего сердца перельется через край! И тебя уже не будет волновать, дарят ли другие тебе любовь и признание, чтобы этим наполнить душу. Твоя душа уже будет наполнена. А когда люди станут проявлять к тебе любовь, ты скажешь: «Я вам очень благодарен», ты будешь рад братской любви и общению с другими. Ты будешь наслаждаться общением, теплым взглядом и поцелуем другого, его объятием. Ты будешь радоваться всему этому, потому что ты человек. Но у тебя появится чудесная возможность и привилегия не смущаться, когда тебе любви не дадут. Потому что твое сердце и твой ум будут прикованы к исключительной ценности, которую дает тебе Христос! И ты услышишь в себе голос Христа, Который говорит тебе: «Я люблю тебя. Я люблю тебя». Твой Творец, твой Создатель, Бог, Который совершенно бескорыстен, Христос, любовь и искренность Которого в Своем отношении к нам несомненны, Который может нас спасти и нас животворить!

Ты хочешь, чтобы люди любили тебя, потому что ты человек. Ты справедливо этого хочешь. Но не жди многого от их любви, потому что в какой-то момент она закончится. В какой-то момент другой устанет. Твой муж встает утром, идет на работу, и ты теряешь его на долгие часы. Одни молодые люди, которые только что поженились, сказали мне: «Ах, как нам не хватает любви! Мы расстаемся, встречаемся поздно вечером, весь день мы порознь». Ты видишь? Любить и ощущать любовь другого, разумеется, можно, но непрестанно ощущать общность, которая дает тебе ценность, без Бога невозможно. А тут Сам Бог весь день и всю ночь рядом с тобой и тебя животворит. И когда ночью ты просыпаешься и жаждешь нежности, теплоты, ты хочешь поговорить, ты видишь рядом с собой своего мужа, ты видишь жену, но ты не можешь разделить с близким человеком твое чувство, потому что он или она спит. Но вот проходят минуты, и ты решаешься разбудить того, кого любишь. Ты спрашиваешь: «Скажи, ты меня любишь?» И слышишь в ответ: «Ты что, с ума сошла, посмотри на часы! Посмотри, сколько сейчас времени, а ты спрашиваешь, люблю ли я тебя! Ну хорошо, люблю, люблю, только давай уже спать! Мне в семь утра вставать!» Ты видишь? Он тебя любит, но не может тебе этого сказать, если ты разбудишь его в два или в три часа ночи. А Господь говорит тебе о Своей любви всегда. Любовь Бога – это та любовь, которая дает тебе ценность, она постоянно присутствует в твоей жизни.

Когда хлопает дверь, когда твой муж говорит тебе «Пока!» и уходит, или ты прощаешься с ним и закрываешь за собой дверь и уходишь из дома, и идешь на работу, и отправляешь детей в школу, эта любовь и эта ласка все время пребывают с тобой.

Если бы ты это чувствовал, то ощущал бы себя царем. Богатым властителем и важным человеком, исключительной личностью. Не эгоистически, но с чувством, что «я дитя Небесного Царя! Я дитя Бога и творение любви Христовой. Я имею ценность. И если все будут плевать в меня, станут меня ненавидеть, будут желать мне зла, мой Бог, Он все равно любит меня. Меня любит Тот, Кто достоин того, чтобы меня любить. Тот, любовь Которого несомненна и истинна, она держит меня в этой жизни и дает мне жизнь». Если ты поймешь это, то не будешь столь легко раним, не станешь переживать понапрасну. Ты обратишь свой ум к возлюбленному Господу, возлюбленному Христу. Ты ощутишь любовь Христову в своем сердце, и никакая человеческая любовь не смутит тебя. Если тебе ее дадут и если тебе ее не дадут. Знаешь, как это прекрасно! И тогда произойдет чудо: ты начнешь привлекать и человеческую любовь тоже. Потому что станешь человеком свободным. Ты не будешь больше нервным и докучливым, взвинченным и подавленным. Ты будешь приятен всем.

Без риска нет любви

Я знаю одну мать, которая очень любит своих детей. Ей так их недостает рядом! Но у одного есть мотоцикл, и он все время пропадает из дома, поздно возвращается. Другой путешествует. Третий ездит в паломничества. Еще одна дочь хочет одного, другой сын делает другое… Эта мать так любит своих детей, и ей так бы хотелось проводить бесконечные часы рядом с ними! Она может так многое дать им, рассказать. Но она предпочитает любить их и уважать. Она глубоко ценит их выбор! Ее всеобъемлющая любовь многому меня научила.

Ты все правильно поняла – я говорю именно о тебе. Да, сейчас я говорю с тобой. Не сомневайся и не переспрашивай себя. Иной раз ты слушаешь меня, и тебе приходят на ум мысли: неужели это он обо мне? И сама себе отвечаешь: «Да нет же, он не меня имеет в виду, потому что я не такая добрая, не такая смиренная…» Да, я имею в виду именно тебя! Этот твой дар очень тронул меня и многому научил. Я помню, как ты разрешила своему ребенку купить мотоцикл, хотя в душе ты этого очень не хотела. Ты все время переживаешь, как бы с ним чего не случилось, но понимаешь, что любовь есть преодоление. Нет любви без риска. Так не бывает, чтобы в жизни все было просчитано и известно.

Скажи: “Я не могу давить на моего ребенка и преследовать его. Я просто буду продолжать любить его”

Любовь – это прыжок в неизвестность. Это когда ты говоришь: «Ну что поделать! Я ему говорю, говорю, а он не хочет меня услышать! Что я могу сделать для своего ребенка? Единственное, что я могу, это продолжать его любить! Я не могу давить на моего ребенка и преследовать его. Я просто буду продолжать любить его дальше!» И это словно незримый покров любви, словно теплое покрывало деликатной заботы. Оно, невидимое, но сущностное, покрывает душу ребенка. И ребенок это чувствует. Он чувствует любовь. Любовь, которую ему даришь ты. Это лучшая инвестиция, лучшая тактика.

Я сам не выношу давления. Я не могу давить на людей и не терплю, когда давят на меня. Я не могу смотреть на то, как прессингуют, со стороны. Это меня очень расстраивает. «Мы, отче, все вместе были в церкви». Эти слова произносят родители с гордостью, но если ты внимательно вглядишься в лица членов этой семьи, то увидишь, что половина из них довольны, а остальные удручены и раздражены. Потому что они пошли в храм в результате насилия. И это уже не любовь. «Но, отче, почему вы так говорите? Посещение храма – святое дело, а вы говорите, чтобы я не приводила детей в церковь!» Да, говорю, но и Сам Господь уважает выбор человека по бесконечной к нему любви.

Когда наступает воскресное утро и никто из большого многоэтажного дома не идет в церковь, Господь не лишает света этот квартал города. Он снова дает людям свет. Он снова орошает их дождем. Его дары не прекращаются. Бог не мстит, Он любит. Потому что и эти люди пребывают с Богом. Обратите внимание на то, что я вам скажу сейчас: с Богом у людей проблем нет. У них есть большие проблемы со мной, с тобой, с нашими взаимными претензиями, давлением и надоедливостью.

«Но я ради его же блага сказала! Но я ради его же блага говорю ему, чтобы он постился, и тайком ставлю ему святую воду, и тайком подложила ему антидор, а он его отшвырнул и сказал: “Забери, я не переношу этого!” Что плохого я сделала? Все это по любви!» Это ты сделала по любви? Тогда почему же получилась вся эта буча в доме, если ты это сделала по любви?! А ты не задумывалась: может, твоя любовь только называется любовью, но не имеет ее свойств? Недостаточно держать в руках табличку с надписью «любовь». Любовь должна исходить из сердца. А кажется, что из твоего сердца исходит одно равнодушие. Любовь – это не равнодушие. Любовь – это уважение и свобода.

Я уже говорил о матери, которая разрешила своему ребенку купить мотоцикл. Эта мать не равнодушна, нет! Она очень любит своего сына и закутывает его в свою молитву. Она дает ему уйти, но закутывает его в свою молитву. Она обволакивает его своей молитвой. Она одевает его своей молитвой и любовью. И в тот час, когда она говорит ему: «Ступай!», от нее исходят волны. Волны любви, тепла, доброты, молитвы. Она это делает, позвольте сказать, как Бог. Потому что ее поведение божественно. Именно таковы обычаи Бога. Ты уходишь от Него, но солнце Божие начинает светить в твоем сердце.

Бог говорит: «Иди! Я буду давать тебе тепло, чтобы ты умилился и перестал сопротивляться, как пастух в сказании о Борее[1] и Солнце». Ты помнишь, как заключили пари Солнце и Борей, кто из них сильнее и сможет снять пиджак с одного пастуха? Вот стал дуть Борей, и чем сильнее он дул, тем сильнее съеживался пастух и все больше закутывался в свою одежду. Он сопротивлялся. Ведь чем больше ты создаешь в душе другого человека холод, тем больше тот обороняется, противостоит, делает тебе наперекор. А когда ты источаешь любовь, все меняется. Что же дальше говорится в сказании? Что вслед за Бореем пришло и засияло Солнце! Разомлел пастух, согрелся и снял свой пиджак.

Полюби себя, и полюбишь брата

Пусть говорит Бог: Из бесед греческих духовников / Пер. с новогреч. Александры Никифоровой. М.: Сретенский монастырь, 2015 Пусть говорит Бог: Из бесед греческих духовников / Пер. с новогреч. Александры Никифоровой. М.: Сретенский монастырь, 2015
Такова любовь. Трудная она штука. Итак, послушай теперь, что тебе делать, и мы закончим. Что делать? Полюбить меня! Это первым делом. Знаешь почему? Потому что я чувствую, что сегодня я провел эфир неудачно. Но если я буду знать, что ты меня любишь, я успокоюсь. Ты знаешь, ведь и у меня есть неуверенность. Она есть у каждого из нас. Мы постоянно спрашиваем себя по любому поводу: «А нас любят? А все ли с нами в порядке? А нас похвалят или нет?» В душе мы все и всегда остаемся детьми.

Даже и священник, если он вырезал лучину и кому-то показал ее, хочет услышать доброе слово: «Как хорошо у тебя получилось, батюшка! Просто прекрасно, мне так понравилось!» Это называется ободрением. Это не эгоизм. Ласка – не эгоизм, ласка, которую ты приносишь душе другого. Мы порой подменяем понятия, мы становимся черствыми. И эту черствость называем аскезой. Мы ведем себя неприступно и эту неприступность называем трезвением. Мы «само трезвение и молитва», а в действительности мы неприступны и черствы. Человек идет к нам, он хочет до нас дотронуться, но это словно прикоснуться к колючкам кактуса. И он уходит. Знай, наш вид и поведение подобны колючкам кактуса. Мы же полагаем, что это делает нас великими аскетами, старцами наших дней. Нет, это не любовь. И не аскеза.

Аскет – сладкий человек. По отношению к себе он аскетичен, но в то же время он любит себя. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39), – говорит Христос. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Тут нет глагола, но он подразумевается. О чем эти слова? Возлюби своего брата точно так же, как ты любишь самого себя. Ты обращал на это внимание? Бог хочет, чтобы ты любил самого себя. В другом месте, конечно, Он говорит, что надо возненавидеть свою душу. Что имеется в виду там? Что ты должен возненавидеть страсти своего сердца, злобу, которая живет в тебе. То есть увидеть свой эгоизм и его возненавидеть. Но это не означает того, что нужно ненавидеть самого себя, потому что твой эгоизм – это не то же самое, что ты сам. Ты сам – это то, что сотворил Бог. А Бог эгоизма не создавал. Бог не давал тебе зла. Бог не давал тебе твоих слабостей. Они появились во время твоего взросления, твоего воспитания, шествия по жизни, они выросли из всего того, что ты пережил. Иначе говоря, чтобы суметь полюбить своего брата, как самого себя, необходимо вначале полюбить себя.

Теперь кое-что еще, и я закончу. Задумайся о тех людях, которых по какой-либо причине ты недолюбливаешь, которым нет особого места в твоем сердце. Ты говоришь мне порой: тот-то повел себя со мной скверно, и я имею на него зуб за это. Задумайся о таких людях в твоей жизни: о родственниках, о теще, которая была болтлива, вмешивалась в твою семейную жизнь и не выполняла своих обещаний. Или подумай о своей невестке, которая оговорила тебя. Подумай о них. Ведь есть такие, правда же? Может, это один, два, три человека. Подумай о них и помести их в свое сердце. И почувствуй, как ты своим сердцем обнимаешь их, принимаешь их глубоко, делаешь их своей компанией, приводишь к Богу и оставляешь их в Его присутствии и свете и говоришь: «Господи, этих людей, этого человека…» Ты не можешь этого произнести, а? Тебе трудно. Но ты не отказываешься. Постарайся же сделать это, как бы трудно тебе ни было. Возьми этого человека и скажи Богу: «Боже мой, помилуй его, помоги ему. А прежде помоги мне, черствому человеку». Так скажи: «Я не могу его полюбить! Скажи мне, Христе, что Ты чувствуешь относительно него? Помоги мне, Христе мой, полюбить его, как любишь его Ты! Потому что Ты, Господи, любишь его, ведь так?»

Христос снова не произносит ни слова. Меня трогает это молчание Христово. Христос молчит, потому что Он снова на Кресте, Он молча взирает на нас. Сейчас Христос не говорит, но я помню, как тогда Он сказал на Кресте: «Отче, прости им» (см.: Лк. 23: 34). И на Кресте Он источал любовь. В последние мгновения Его жизни вся наша злоба была аккумулирована на Нем. Мы принесли Ему всю нашу злобу, а Христос и на нее отвечал любовью, прощением, добротой, благоутробием. Так поступай и ты. Скажи: «Христе мой, тот, кто причинил мне зло, та, которая меня обидела, тот, кто меня разлучил, та, которая причинила мне боль, – что бы они мне ни сделали, и даже самое ужасное… я прошу Тебя, помоги мне, чтобы мое сердце стало подобным Твоему. И дай всем тем, кто причинил мне боль и мне навредил, дары Твоей любви. Дай им здоровье, дай им радость, дай им доброту, дай им друзей и подруг, дай им прекрасную жизнь. Не мсти никому, Господи. И если я проклял своего недоброжелателя и пожелал ему, чтобы с ним случилось что-то плохое, и узнал, что с ним что-то произошло, и возликовал в душе, все это, Господи, перемени! Измени меня, Господи, соделай мое сердце подобным Твоему, научи меня любить так, как любишь Ты. Иначе я не христианин. Иначе даже если я все исполняю, обо всем могу поговорить, обсудить церковные темы, догматические, святоотеческие, монашеские, если говорю я прекрасно, но этого не делаю, – как предстану пред Тобой? Что скажу? Что скажу, если я не научусь любить?»

Когда кто-то тебя огорчит, призови того человека, который навредил тебе, в своей молитве и попроси его молитв

Сделай и кое-что еще. Когда кто-то тебя огорчит, призови того человека, который навредил тебе, в своей молитве и попроси его молитв, чтобы у тебя все наладилось. Сделай то, что сделал святой Зосима, когда узнал о том, что кто-то его обвинил. А тот, кто обвинил его, знаешь, что говорил несколькими днями раньше? «Отец Зосима, я очень тебя люблю». И говорит ему отец Зосима:

– Ты любишь меня теперь, потому что все между нами хорошо. А если произойдет что-то странное, будешь ли ты тогда меня любить?

– Тогда, отче, не знаю.

– Я же, чадо мое, буду любить тебя, как бы ты со мной ни поступил! И не только сейчас, когда ты меня любишь и я люблю тебя, но и в будущем, если ты изменишься по отношению ко мне, я буду продолжать тебя любить.

Так и произошло. Этот человек оклеветал святого Зосиму и говорил скверные вещи в его адрес. Святой Зосима узнал об этом, но в его сердце не произошло никакой перемены. Он продолжал любить. И когда однажды у святого заболел глаз, знаете, что он сделал? Он перекрестил глаз и говорит: «Христе мой, молитвами моего брата, который клевещет на меня, исцели мой глаз». И любовь сотворила чудо: глаз стал здоровым.

Так зачем же ссориться? Зачем не прощать? Мы просто глупцы! Не любить другого – это глупость

Поступай так и ты, и все у тебя будет хорошо. Потому что порой мстительность, ненависть, проклятия и возмущение ведут нас к заболеваниям. Врачи постоянно говорят о том, что рак и разные другие заболевания: язвы, желудочное кровотечение, гипертония, давление – бывают вызваны душевным напряжением. Что такое душевное напряжение? Его корень – в недостатке любви. Ты чувствуешь в другом своего неприятеля. Ты не чувствуешь, что вы – одно, что мы все – одно. Мы не враги. Зачем нам разлучаться? Зачем нужны разделения? Через сто лет где будешь ты и где буду я? Где все мы будем перед Богом? Так зачем же ссориться? Зачем не любить друг друга? Зачем не прощать? Мы просто глупцы! Не любить другого – это глупость. А любить – это великий ум, мудрость и святость. Любить – это божественно.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с новогреческого Александра Никифорова

Пусть говорит Бог: Из бесед греческих духовников / Пер. с новогреч. Александры Никифоровой. М.: Сретенский монастырь, 2015

21 января 2016 г.

[1] Борей – северный ветер.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Любить — желать блага другому Любить — желать блага другому
Архим. Андрей (Конанос)
Любить — желать блага другому Что такое любовь
Часть 1. Любить — желать блага другому
Архимандрит Андрей (Конанос)
О том, всегда ли нас любит Господь, стоит ли тратить силы на ненависть, о честном игумене и юноше, который ради любви отказался от любви.
Не любить – противоестественно для человека Не любить – противоестественно для человека
Митр. Сисанионский Павел
Не любить – противоестественно для человека Не любить – противоестественно для человека
Митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел (Иоанну)
Что же самое трагичное? То, что ты можешь находиться в Церкви – и не спастись!
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митр. Афанасий Лимассольский
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митрополит Лимассольский Афанасий
Совершенство человеческой личности заключается в том, чтобы мы любили, а не были бы любимы другими. Святые не интересовались тем, любят ли их другие. Их интересовало, любят ли они сами людей.
Комментарии
Цветов Александр Андреевич10 ноября 2016, 23:00
Определения в русском языке устроены так, что одно существительное обозначается другим и дальше идут разъяснения. Например: ВОДА - это ЖИДКОСТЬ и далее разъяснение, ВОЗДУХ это СМЕСЬ газов и т.д. Когда определяют "ЛЮБОВЬ это КОГДА" и далее, то получается какая-то несуразица. Часто говорят "ЛЮБОВЬ это ЧУВСТВО" и рассказывают, что за чувство. Но здесь возникает расплывчатость. Ведь чувств множество. Начинают перечислять: к женщине, к ребенку, природе, Родине и т.д. При этом угасает четкая определенность. Я долго не мог подобрать объясняющее существительное к слову "любовь". И вот однажды в ходе субботней проповеди на 1 канале патриарх Кирилл, выступая совсем на другую тему, вдруг произнес: "Ведь что такое любовь? Это ВОЛЯ, направленная на то, чтобы делать добро". Я был просто восхищен таким определением: коротко, четко, глубоко. Всем понятная, ясная воля и добро - вот что подходит на все случаи жизни в определении любви. Вряд ли кому-либо удастся дать определение любви лучше патриарха, если, конечно, оно его собственное, а не почерпнуто из кладезя его познаний. Но в любом случае огромное спасибо ему. Поправьте меня, если я неправ.
Умид 21 октября 2016, 10:00
Прекрасная статья, слов нет. спасибо.
Ирина Земцова31 января 2016, 22:00
Огромное спасибо за эту статью,даже не могу найти подходящих слов для выражения своих чувств,долгое время искала как научиться христианской,истинной,Божеской любви и вот наконец сегодня надежда поселилась во мне.Благодарю Вас за все
Анна26 января 2016, 22:00
Статья очень актуальная и полезная для меня! Спасибо!
Фотиния26 января 2016, 16:00
Антон, попробуйте молиться о своих родственниках молитвой короткой: "Господи, спаси и сохрани, избави от всякого зла раб Твоих! Пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую". Особенно, когда начинают накрывать помыслы осуждения. Управит Господь ситуацию, вы только ему доверьтесь и откройте боль свою. Он всё видит и знает как Вам тяжело. И им. Помоги Вам Господь Милосердный и Пресвятая Богородица! Простите.
Елена25 января 2016, 18:00
Очень хочется поблагодарить автора, но слов не хватает, слишком глубоко тронула статья. Перечитываю и перечитываю, благодарю от всего сердца, низкий поклон отцу Андрею. Храни Вас Бог. "Христос снова не произносит ни слова. Меня трогает это молчание Христово. Христос молчит, потому что Он снова на Кресте, Он молча взирает на нас. Сейчас Христос не говорит, но я помню, как тогда Он сказал на Кресте: «Отче, прости им» (см.: Лк. 23: 34)."
Иоанна24 января 2016, 15:00
Не надо никогда и никому советовать развод. Если меня бросят - что ж, приму как неизбежность. Но самой быть инициатором развода и советовать другим - православному человеку нельзя. И потом, если есть хотя бы 1 ребёнок, никуда вы от этого человека по жизни не денетесь. Через боль - хотя бы пытаться любить, искать на дне души какие-то силы, чтобы любить. Такая вот задачка от Господа, не всё же в первом классе сидеть! Сколько Господь отмерил - надо терпеть. И должна быть уверенность в том, что Господь больше всего помогает тогда, когда тяжело. И помнить: рано или поздно любая боль отпустит...
Ирина24 января 2016, 12:00
Дорогой о Господе Антон! Вы пережили страшную трагедию! Помоги Вам Господь! И все-таки лучше обратиться или к Вашему духовному отцу, или к опытному священнику! Мы- то посоветуем, да только, как говорится, от ветра головы своея. Вы придите к священнику, помолитесь вместе, искренне, послушайте, что скажет вам батюшка.Господь обязательно поможет! Искренне-искренне Вам этого желаю! Держитесь!!!
Антон24 января 2016, 05:00
Доброго дня всем! Сердечно благодарю всех ответивших мне на мой вопрос ниже, и сочувствую всем так или иначе столкнувшихся с чем-то аналогичным в своей жизни! Однако я вижу, что скрыв некоторые детали я был неверно понят: слава Богу, в моем случае речь НЕ идёт о моей собственной семье (жене), речь идет о более отдалённых родственниках, живущих совсем отдельно от меня, поэтому чисто "технически" такой "разрыв отношений" вполне возможен, и даже может пройти для них довольно безболезненно: я не много для них значу. Но всё же это не меняет сути моей проблемы: убийство остаётся убийством, и моё отношение к этому событию сильно отличается от отношения к нему совершивших его. И вопрос о том, что мне делать с этой разницей - остаётся. Однако все же, как ни крути, а я сам в себе вижу и чувствую, что ЛЮБОЕ противостояние кому-либо в чем-либо - ожесточает МОЁ сердце ДЛЯ ВСЕХ (!), а не только по отношению к ним. Т.е. желая "отделиться" от них, я неизбежно "отделяюсь" и от остальных, потому что сердце у меня - одно на ВСЕХ, и оно не может "окаменеть частично": оно либо черствеет все целиком, либо не черствеет все целиком. И вот лично у меня не получается (сейчас, по крайней мере) кого-то одного "нелюбить" и "выдавливать" из сердца, а всех остальных - любить и принимать так же как всегда, как мне доступно на моём нынешнем уровне развития - вот не получается! То ли навыка нет, не хватает, то ли это в принципе невозможно (так не поэтому ли тогда в молитве Отчей появилось это ЕДИНСТВЕННОЕ(!) условие к человеку: "...яко же и МЫ прощаем должником НАШИМ..."?..) И тогда получается так, что моё ожесточение против ОДНОГО "накрывает" на самом деле ВСЕХ - поверьте, это я не философствую, это я так чувствую!.. С этим ожесточением уходит радость из сердца, уходит лёгкость и свежесть восприятия жизни, и вот уже я потихоньку начинаю "срываться" на своих домашних: то не так и это не эдак, и хотя это все не ново, и раньше было, но вот раньше почему-то были силы и удавалось это "перетерпеть" в себе и не брюзжать, а теперь - почему-то не удаётся, сил терпеть это почему-то нет ... И ощущения от молитвы даже на домашних "правилах" - уже какие-то другие, сухие, потемневшие, если так можно выразиться ... Вдумываюсь в покаянные слова вечерних молитв, и вдруг понимаю, что для Господа я - не сильно лучше и чище их, с Его критериями чистоты души, и что у Него есть вобщем-то ровно столько же оснований лишить меня Благодати Его, сколько и их. И вот, получается, что как бы "праведно" ожесточаясь против "убийц", я лишаюсь Его Благодати, и становлюсь реально неспособен совладать со своей собственной жизнью, проблемами, грехами, и моя собственная жизнь постепенно темнеет и "к аду приближися" ... И это и невыносимо, и неотвратимо!.. Вот так, видимо, "работает" грех осуждения ... Поэтому да, в итоге вы все правы: надо мне любить и их, хотя бы просто для того, чтобы выжить самому, чтобы Господь не отвернулся от меня самого, не оставил бы ... В который уж раз опытно прихожу к избитой, всеми и везде Св.Отцами, кажется, высказанной истине: хочешь исправить другого человека - МОЛИСЬ за него. А своими словами и действиями, если только они не несут в себе любви к нему, исправлять его не дерзай! Лично я вот не могу, оказывается, и любить, и судить/осуждать одновременно, сохраняя способность любить, поэтому мне приходится выбирать: либо одно, либо другое. Я выберу любовь, потому что иначе просто погибну, и очень быстро. Но попутно думаю: а каково же тогда нашим пастырям и архипастырям, и светским властям ? - им же НЕОБХОДИМО и осуждать, и наказывать нас, и при этом - продолжать нас же и любить, и сердцем не "каменеть". Как же они с этим справляются? - бедные, как же им тяжело!.. Помогай им, и всем нам, Господи, и не остави нас во грехах наших погибнуть!..
Евгения23 января 2016, 19:00
Антон,я тоже была в такой же ситуации,только с женской стороны. Мой муж настаивал на аборте,не слушая никаких аргументов,никаких объяснений. Устраивал постоянно скандалы из-за того,что я наотрез отказалась от убийства ребёнка. Я переживала,нервничала и это сказалось. Ребёнок умер в утробе.Непроходящая ненависть поселилась во мне. Развод в моём случае невозможен,у нас ещё трое детей. Прошло три года. Только молитва,покаяние и беседы со священником помогают мне. И конечно Св. Причастие.Исцелить может только Господь. А в Вашем случае,простите меня,это предательство со стороны матери ребёнка. Вы можете развестись. Уто ужасно,но это так. Кто это не пережил,тот не поймёт. Я Вам очень сочувствую. Помоги Вам Господь.
Наталия С.23 января 2016, 19:00
Антон! По моему грешному и недостойному мнению, если сейчас прекратить общение со своими близкими до их покаяния, и объяснить им это открыто, то можно сильно ухудшить отношения в семье. Ведь Ваши близкие живут по мирским законам. Св. Феофан Затворник в своей книге "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" пишет, что мир - это чудовище, с которым нельзя рвать резко. Однако, даже и неверующей семье глава - муж. Антон! Выход в том, что бы Вы смогли постепенно взять семейные "бразды правления" в свои руки, с молитвой к Богу и с любовью к ближним.
Евгения23 января 2016, 18:00
Бедный Антон,помоги Вам Господь пережить такой ужас! Исцелить от боли и обиды может только Господь. Просите Его вразумить и себя и своих близких. Но если жена без согласия мужа убивает ребёнка,то муж имеет право на развод. Об этом говорят Св.Отцы(простите,не помню где). И за ребёночка молитесь.
Ангелина Любимова22 января 2016, 18:00
Мне очень понравилась статья из книги Пусть говорит Бог ,мне эти размышления очень близки,я счастлива ,что теперь настало время и можно об Этом говорить читать думать,я очень люблю Господа,но я-самая великая грешница на этой земле,надеюсьяГосподь меня слышит и примет к себе меня такую
Иоанна22 января 2016, 12:00
Антон, ВО ХРИСТЕ можно и нужно любить всех. И жену, которая без ведома мужа сделала аборт, и мужа, который изменяет, и ребёнка, который вырос и творит ужасные вещи, никого не слушая... Всех любить. Как любить? Во Христе Иисусе. За послушание Господу. "Заповедь новую даю вам: да лЮбите друг друга". А по-другому и невозможно любить в такой ситуации. У святых отцов есть мысль: Бывает, мы жестоко страдаем во имя исполнения заповедей, но, если устоИм, то у Господа будем приравнены к мученикам.
Антон22 января 2016, 01:00
Прекрасная статья, искренняя и светлая! Спаси Вас Господи, о.Андрей! Но есть один вполне практический и мучающий меня вопрос: мои ближние ТЯЖКО согрешили, таким смертным грехом, который, увы, сейчас очень распространён и многими (и ими тоже, увы!) почти уже и за грех не считается: одна сделала аборт, а другая его одобрила. Они обе не чувствуют ни мерзости,ни смертоносности этого греха для них самих, ибо вообще далеки от веры в Бога, хотя и Крещены в Православии. А мне - противно и мерзко и горько и больно от этого их поступка, я не могу заставить себя им улыбаться и делать вид что ничего особенного не произошло, при этом мысленно видя убитого жесточайшим и бесчеловечным способом абсолютно беззащитного ребёнка! Я чувствую себя предателем по отношению к нему, как только представляю себе, что улыбаюсь им и говорю с ними как обычно. Я вовсе не желаю им зла и мести - НЕТ! Я желаю им покаяния и прощения - и от Бога, и от того младенца, и от меня. Я хочу их простить и продолжать любить, но не могу этого сделать до тех пор, пока они не покаются: ведь без суда нет и помилования, нет прощения если нет осознания ошибки, греха. Прав ли я? Как мне себя вести по отношению к ним в то время, пока они не покаются? Какое моё поведение в данной ситуации будет означать, что я в самом деле их люблю?.. Буду ли я прав, если перестану с ними общаться до их покаяния, и объясню им это открыто?.. Буду благодарен за любые мнения, потому что сам я не могу остановиться ни на каком мнении в своих метаниях по этому поводу ...
Сергий21 января 2016, 19:00
Светлые статьи у батюшки, аналогичных сейчас ни у кого нет. Но всё же остаётся вопрос - правильно ли любить, любить и любить несмотря ни на что, если это может развратить твоего ближнего, не будет ли это неразумием? Верь любовь без рассудительности не ведёт ко спасению. Отец и мать наказывают детей, праведные начальники (если они ещё существуют) наказывают преступивших закон и совесть, - и это угодно Богу. Любой из нас знает множество историй, когда родители терпеливо относились к заблудшим своим чадам, а те в конце концов гибли ужасной смертью. Где-то читал, как школьников заставляли снимать кресты, а мать сказала сыну: "Снимешь крест - домой не приходи, ночуй в хлеву со свиньями". Наверно, в этом была великая любовь. Насчет взаимной любви. Ну, если её нет - не надо навязываться, не стоит общаться... Как можно любить, не имея точек соприкосновения? Только как любого человека вообще - молитвой, помощью, когда нужно. А ведь любовь к духовно родному человеку - это сугубая любовь. Никто не будет одинаково горячо молиться за родную мать и за незнакомую женщину.
Aviva Rafaela21 января 2016, 17:00
Эта статья как ручеек чистой родниковой воды...это то,что мне было необходимо в данный момент. Уязвило в самое сердце! Спаси Вас Христос,отец Андрей!
наталия21 января 2016, 15:00
Слава Богу! Я все еще учусь любить.Спасибо за любовь и терпение ко мне Грешной.
Ольга21 января 2016, 14:00
За каждой статьей всегда виднеется характер автора, в этой случае видно, что автор наполнен любовью о которой говорит.
Андрей21 января 2016, 14:00
Отче, спасибо!! Вы всегда пишете свои статьи в то время и на ту тему, которая меня беспокоит в то же самое время!! Храни Вас Господь!!
ТаняСем21 января 2016, 14:00
Действительно прочитала,как воздуха свежего вдохнула,даже не вдохнула ,а захлебнулась в нем!!!!Как же мы забываем ежедневно о том,что все мы творение Божие и все проблемы идут от нас,а не от Господа,а Он нас всех просто ЛЮБИТ! А примиряться так сложно,ведь если начинаешь идти на компромис и смиряться,то тебе просто садятся на шею и делают из тебя "козла отпущения во всех грехах"и не знаешь-где предел смирения или оно бесконечно?Но только Господь бесконечно может ЛЮБИТЬ и терпеть милосердно нас,грешных!У меня так не выходит к сожалению,хоть и стараюсь простить обидчиков,наверно гордыня моя все же мешает!Научи меня,Боже Твоей Любви,очень,очень прошу!!!!
Екатерина21 января 2016, 14:00
Какие статьи пишет этот человек! Какое счастье это читать!
Тамара21 января 2016, 13:00
Господи, пошли нам всем ЛЮБВИ христианской, научи прежде всего любить ТЕБЯ, потом и ближнего, умягчи наши озлобленные сердца! За статью огромное спасибо! Храни нас всех Господь!
Лидия21 января 2016, 12:00
"...измени меня, Господи,соделай мое сердце подобным Твоему, научи меня любить так, как любишь Ты..." О.Андрею спасибо за статью!
Галина21 января 2016, 12:00
Cпасибо за душеполезную статью!!! Очень доходчиво и своевременно для меня.
Ирина21 января 2016, 12:00
Господи, как же статьи отца Андрея помогают мне жить... Благослови его, Господи, и слово его к духовной помощи нам, грешным и слабо верующим. Спасибо за труды переводчику и сайту!
Светлана Губочалая21 января 2016, 11:00
Огромное спасибо о.Андрею и редакции сайта! Такие статьи надо почаще перечитывать!
Светлана21 января 2016, 11:00
Огромное спасибо!!!
Иоанна21 января 2016, 11:00
Я не могу примириться с человеком. Пыталась, и не раз. Но в ответ - только что-то сухое и дежурное. Если вдруг он прочтёт эти строки - ещё раз прошу простить меня. Если нет - тогда Господа прошу умирить его сердце ко мне. Мне очень горько. Если действительно виновата - то НЕВОЛЬНО...
Наталья21 января 2016, 11:00
Спаси Господи за чудесную и душеполезную статью!Заставила задуматься над моим отношением !!!Появилось огромное желание приобрести книгу!!! Во Славу Божию!!!
Мария21 января 2016, 10:00
Очень тронула меня статья, спасибо! Очень жизненно
Сергий Сергий21 января 2016, 10:00
О.Андрей очень хороший проповедник.
Елена Варфоломеева21 января 2016, 07:00
Спасибо о.Андрей.Мед в душе от ваших статей.Долгие лета.
Валентина21 января 2016, 07:00
Статьи отца Андрея нужны мне как свет, как воздух. В них чувствуешь Дух Божий. Спасибо, что они есть на этом сайте.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке