Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+ВИДЕО)

Как подается благодать Божия? Чем святые отличаются от нас, обычных людей, если в таинстве Евхаристии мы все освящаемся благодатью? Почему нужно наше свидетельство о благодати Божией? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Главная цель жизни христианина – это, по определению преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Духа Святаго. Что такое – стяжание благодати Духа Святаго?

Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в таинствах Церкви

Духом Святым совершаются все таинства Церкви. Значит, смысл жизни христианина – в том, чтобы полученное в Церкви через святые таинства оберегать в себе самом. Как в книге Притч сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5: 16). И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть таинство примирения.

У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к таинствам, например, как готовиться к таинству Святого Причастия. Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина – это жизнь от Причастия до Причастия. И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом. Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы.

Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? – Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние. Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью.

Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми!

Беседа старца Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым. Художник: Мария Мироненко. 2015 г. Беседа старца Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым. Художник: Мария Мироненко. 2015 г.

Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви

И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в таинствах.

Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.

Протоиерей Олег Стеняев

28 января 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
lyudmila Toll26 октября 2016, 05:00
Благодать Божия она разливается и заполняет все вокруг да я это прочитала у святых отцев наших я понимаю так --что свидетельствовать о благодати значит рассказать о том что произошло с тобой чудесное необычно ,вдруг неожиданно по Божиему произволению ровно 41 год назад 1975 год 26 октября у моего любимого деда Николая на похоронах пели певчие монахини уже всё подходило к концу и мы родные шли вокруг его гроба дать последний поцелуй когда я только наклонилась и еще не коснулась его лба ВДРУГ мгновенно освятило меня как теплая морская волна на какое то время все вокруг как будто исчезло только этот свет -цвет морской волны я не могла не сказать не дохнуть горло перехватило и только мысленно удивилась--неужели никто не видел этого Истинную Божию такую благодать принесли монахини моему дедушке значит он был достоен также и они.... Господь показал в тот миг что Я ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС С ВАМИ это все я помню как будто произошло вчера Господи спасибо ТЕБЕ за все, прости меня грешную
Александр 2 февраля 2016, 14:00
Слава Богу за всё. Спасибо отцу Олегу за статью. Спасибо всем кто написал здесь. Очень совпадает со мной,- плыву утопаю. доплыл и вот берег,- утоп. Берега то нет,- руки опускать нельзя никогда. Я опускаю. Как о себе подумал опустил. Жена не ходит в церковь, но в ней есть свидетельство. Она собой жертвует. Она любит.Она терпит (в том числе и меня). Во мне свидетельства не вижу. Любовь и есть свидетельство, только у жены Она как её качество. А посмотреть из вне может этого и не будет видно. А наоборот все увидят одно отступление. Но это человеческое всё. Только и могу сказать:"Господи помилуй". Господи помилуй нас.
Людмила 2 февраля 2016, 14:00
Дорогая Мамочка 4-х детей ! И Вы и Ваш муж любите друг друга - свидетельство тому Ваши детки! Просто Ваш любимый еще не понял, не ощутил и не принял того, что есть в Вас. Не навязывайте и противопоставляйте свои доводы его. Просто живите радостно и спокойно, с любовью! Может ВЫ даже чуть реже будете ходить в Храм,а молиться дома. Со временем и Вы поймете почему муж так противится и он почувствует необходимость присутствия Бога в нем. (Ситуация, думаю, знакома многим. И мне в частности. Только не ругайтесь, не разрушайте вашей любви)
МаринА 1 февраля 2016, 16:00
для Ивана: Рада за Вас.
Иван 1 февраля 2016, 10:00
для МаринА: Предмет дискуссии — спасение души. Чтобы достичь спасения(восстановления богообщения), нужно этого богообщения желать, т.е. Бог должен быть целью вашей жизни, а не средством. Адам от Бога отпал потому, что Сам Бог ему был не нужен. Так и сейчас даже для многих христиан Сам Бог не нужен, для них Бог — не цель, а средство получения некоего блаженства. Если человеку Сам Бог не нужен, если для человека Сам Бог не является целью всей его жизни, то какое может быть спасение? Для чего дана главнейшая заповедь — возлюби Бога всем твоим существом? Для спасения человека дана. И исполнение этой заповеди возможно, когда Бог — цель(!) жизни человека, а не средство достижения благ. Адам имел богообщение, но отпал от него, т.к. не имел любви к Богу. А нам предлагают вернуться к состоянию Адама???
МаринА31 января 2016, 20:00
для Ивана Так у Адама до грехопадения как раз и было прямое общение с Богом. Это ли не обожение? И даже если не это, то что? Не вижу предмета дискуссии. И не люблю подобных дискуссий от ума. Каждый понимает в свою меру. В меру своего сердца.
Галина И.31 января 2016, 17:00
Уважаемый отец Олег! По прочтении Вашей статьи у меня возникло некоторое недоумение. Все- таки решила уточнить, хотя, естественно, Вы не ответите.Вы слишком высоко, а я слишком низко. Все стяжание благодати Св. Духа Вы свели к участию в Таинствах, однако в воспоминаниях современников (в частности, в записках Мотовилова), в исследованиях и в самом житии св. Серафима говорится о том, что стяжанием Духа Святого св. Серафим Саровский считал рождение свыше- высшую цель христианства. "Дух Святой открыл мне, что никто из высоких духовных особ не могли ответить, в чем цель христианской жизни". Эти слова св. Серафима, сказанные им в беседе, записал на клочке бумаги Мотовилов. Патерик святого говорит о необычайной любви, царившей в его обители, о том, что сам св. Серафим был воплощением любви,правды, милосердия и смирения, он был посланником Самого Христа.Его слово и свет великой благодати преображали собеседников. Рождение свыше он рассматривал как обожение человека, вселение в него Духа Святого. Это достигается многими трудами, постами и молитвами- не только непосредственным участием в Таинствах.Вы очень умный, известный, опытный священник.Но почему вы все сводите к Таинствам? Без жизни во Христе они становятся обрядами, и Вы это прекрасно знаете. Простите за дерзновение, но ведь это Истина.
Татьяна31 января 2016, 15:00
Очень нравятся слова:"Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несёт чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас"(Епископ Иларион( Алфеев)).
Иулиания31 января 2016, 11:00
Ответ для матери 4-х детей: такие вопросы вам надо решать со священником, к которому обычно ходите, а ещё очень крепко молиться за своего мужа, чтобы Господь его вразумил. А вообще, конечно, если ситуация не изменится, надо выбирать Христа.
30 января 2016, 19:00
Большое спасибо за статью! Мне тоже очень тревожит вопрос о сохранении благодати, получаемой при Таинстве Причастия. А также о достойном принятии таинств.Как переродиться, перевоплотиться так, чтобы и близким и всем окружающим людям было зримо и ощутимо? Вот она, благодать, к ней, к храму прибегать, к его таинствам!! Вот оно спасение, вот он, Спаситель! У меня 4 детей, регулярно ходили с детьми, причащались. Муж неверующий. Относился терпимо, однако иногда иронично. И вдруг стал агрессивно и зло выступать против таинства Причастия. Мотив- негигиенично, по- его мнению, всех одной ложкой. Считает, можно заразиться. Не пускает в храм. Поставил ультиматум: или храм или развод. Хожу тайком. Благо, службы совершаются каждый день... Уважаемые читатели, посоветуйте
Евгения Дубровская30 января 2016, 13:00
Спасибо за такие важные и главные слова! Они, как верный и ясный ориентир, ведущие сквозь море житейское, сквозь соблазны этого мира к спасению.
Иулиания29 января 2016, 22:00
Здравствуйте! Согласна с Анастасией Целиковой по тому вопросу, что как же свидетельствовать? Для меня это очень больной вопрос: многие близкие родственники или не крещены, или крещены, но в церковь не ходят. Я по физическому состоянию тоже часто не могу ходить в храм, а иногда и так долго не могу, что священника прошу придти домой. Конечно, после Причастия на душе становится хорошо, радостно, но как это объяснит родственникам? Для них было бы свидетельством, если бы после Причастия я сразу бы (или хотя в ближайшие дни) стала полностью здорова - тогда они бы сказали: "Да, здесь Истина и Жизнь". А если внешне ничего не меняется, а очень часто с физической точки зрения становится ещё хуже, то как им объяснить, что это Благодать? А насчёт сохранения состояния Причастия - всё очень понятно: после совершения Таинства не болтать, особенно по пустяками, не гневаться, не обижаться и т.д. и т.п.
Анна29 января 2016, 21:00
Замечательная статья! Всё по полочкам! Обнаружила в себе совпадение с предками. Причащаюсь, по возможности, регулярно. И вот, бывали такие воскресные дни, когда после Святых Даров осознанно не хотела кушать ничего больше....но голод-то брал своё, так я до вечера просфорами и святой водой обходилась. Спаси вас, Господи, отец Олег!
Надежда29 января 2016, 19:00
Благодарю за хорошую статью,правильную.На все вопросы отвечено правильно.А те которые,недостойно участвуют в причащении,повинен против Тела и Крови Христовых,привлекает на себя суд Божий,вкушает и пиет осуждение себе.Что и читается в некоторых комментариях.Храни нас Господи!
Иван29 января 2016, 16:00
Уважаемая МаринА, почему вы решили, что приведённые вами слова верны? Святитель Игнатий(Брянчанинов) пишет:"...спасение заключается в возвращении общения с Богом." Ещё мы знаем, что христианин призван к обожению. Вы почему решили, что обожение равно состоянию Адама до грехопадения, ведь в итоге Адам отпал от Бога?
Людмила28 января 2016, 21:00
Полностью согласна с Анастасией Целиковой!!!
Алексей28 января 2016, 17:00
Спасибо !
МаринА28 января 2016, 17:00
Роскошно! Ой,спасибо! Так кратко и так по существу! Впервые за 20 лет церковной жизни, наконец-то, услышала понятными словами, что такое "спасение" - это "восстановление человека в том достоинстве, в каком был до грехопадения первый человек Адам в раю". СПАСИБО!!! И ещё поразило то, что первые христиане в день после Святого причастия, старались воздерживаться от пустых разговоров. Как бы было хорошо снова ввести это в повседневную практику! А то все знают, в какой "клуб по интересам" превращается любой храм после воскресной Литургии.
Анастасия Целикова28 января 2016, 16:00
В заголовке статьи поставлено 2 вопроса: "Как сохранить благодать?" и "Как свидетельствовать о ней?". И ни на один из них ответа автор так и не дал. А по второму вопросу даже не понятно, что имеется ввиду под словом "свидетельствовать"- можно исправлением жизни свидетельствовать, а можно кричать на каждом углу "смотрите, какая благодать!". В целом совершенно сумбурная статья
Татьяна28 января 2016, 15:00
Спаси Господи, отец Олег!!! Преподобне отче Серафиме моли Бога о нас!
Галина Щирая28 января 2016, 12:00
Преподобный Серафим Саровский,во всех делах и помыслах я с тобой.Моя маленькая иконка с твоим образом уже много лет со мной.переданная мне от матери моей,а ей от её матери.Спаси и сохрани меня и весь мой род.Благодарю сестру Людмилу,за все ссылки.которые она мне присылает,в поддержку для знания и изучения Святого Евангелие .Храни всех Господи.
Мария28 января 2016, 12:00
Спасибо, за видео! отец Олег замечательный проповедник! Его очень интересно слушать.
Сергей28 января 2016, 05:00
Святый Преподобный Серафим Саровский моли Бога о нас.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке