Суд в Чикаго. Год 1924-й

На процессе Леопольда и Лёба На процессе Леопольда и Лёба

«Справедливо ли повесить 19-летнего мальчика за то, что он сделал практические выводы из философии, которую вы же ему преподаете в университете?» – примерно этими словами в далеком 1924 году адвокат по фамилии Дэрроу спас от смертного приговора двух молодых убийц Натана Леопольда и Ричарда Лёба. Эти двое, пропитавшись идеями о «сверхчеловеке» и экспериментально решая вопрос Раскольникова: «тварь ли я дрожащая или право имею?», сговорились и убили «для пробы» и ради теории 14-летнего мальчика, приходившегося дальним родственником одному из убийц. Они реально видели себя представителями какой-то высшей расы. Натан Леопольд говорил на 15 языках, показывал хорошие результаты в природоведческих науках. Выходцами они были из богатых семей чикагских евреев. Почему бы не помыслить, что ты выше всех и тебе больше позволено?

Преступление мыслилось ими как идеальное убийство, то есть такое, какое вовек не раскроешь. Сделано было всё, однако очень грязно. «Сверхчеловеки» наследили и оставили множество улик и были скоро пойманы. Общественное возмущение было запредельным. Сам Аль Капоне вызывался помогать полиции в поиске убийц на стадии расследования. Едва нашелся адвокат. Был громкий суд, на котором и прозвучала уже произнесенная фраза, заменившая убийцам смерть на тюремную камеру. По мотивам этого события позже Хичкок снял фильм под названием «Веревка», где поднимается вопрос ответственности теоретиков за дела уверовавших практиков. Собственно, этот вопрос и нас волнует. Остальное – повод.

Вечной жизни нет. Совесть – фикция. У тебя есть инстинкты и потребности… Это вбивается миллионам

Вечной жизни нет. Совесть – фикция. Религия – способ духовной эксплуатации. У тебя есть инстинкты, воля и потребности. Остальное – химера. Отращивай клыки, рога и копыта и завоевывай свое место под солнцем. Как завоевывать? – Это никого не волнует.

Это – философия атеистического позитивизма, сведенная к области личной морали. Это проповедуется в тысячах вузов и миллионах школ. Человека изучают на биологии как живое существо; на физике – как предмет видимого мира; на социологии – как каплю в многолюдном море и так далее. Специальной антропологии, религиозной антропологии нет или почти нет. Там, где она есть, мало слушателей. Там, где ее нет, миллионы учащихся.

Ты – сын случая и внук обезьяны; ты – физическое тело со сложной организацией, но все же – только тело и завтрашняя еда нынешних червей. Ты – гордый прах и случайная ошибка. Ты чей-то эксперимент или просто – смертный фантазер. Вот и все. И эти песни на разный лад поются уже столетиями, задуваются в уши, вбиваются в мозг. И пора снова прочесть то, что сказал адвокат на процессе: «Справедливо ли повесить 19-летнего мальчика за то, что он сделал практические выводы из философии, которую вы же ему преподаете в университете?» Ведь есть же (вы сами говорили, что есть) борьба за выживание, и выживает сильнейший, и свойства сильного накапливаются в лучших, и тогда лучший уже выше прочих, а значит… Почему же, право, не убить высшему низшего, если сильно хочется? Или если он отсталый, а я прогрессивен и нужно убрать его с дороги общего развития? Расовые, классовые и прочие вопросы могут украшать это теоретическое чучело, как шарики украшают елку. И действительно, неясно, кого строже судить: того ли, кто в видах общей теории указал пальчиком на достойных смерти, или того, кто необдуманный приговор привел в исполнение.

Человек, говорящий, что «Бога нет», подразумевает, что и законов Божиих нет, как нет и вечной ответственности за содеянное. Есть только человеческие придумки и установления, которые можно двигать при желании, куда хочешь. Такой человек сам точит нож готовому на злодейство и предоставляет ему теоретическое оправдание будущих злодейств. Вот был такой историк Костомаров. Мать его была крепостная, а отец – барин. То бишь сынок вышел незаконнорожденным. И батька не только любил крестьянок одаривать теплом и вниманием. Любил также и философию. Вольтерьянскую. В своей любви к предметам умственным доходил до восторга и читал крестьянам лекции. Что, мол, Бога попы выдумали; что вечной жизни нет, а человек растению подобен и прочее. Однажды его убили. Ехал он в город, в банк, что ли, с деньгами. Его убили и ограбили.

Полиция искала убийц и найти не смогла. А спустя некоторое время убийцы сами явились с повинной. Это были крепостные покойника: кучер и еще кто-то. На вопрос: «Почему повинились?» – сказали: «Совесть замучила. Барин, мол, и так и сяк убеждал, что муки вечной нет, и совести нет, и Бога нет. Делай, говорил, что хочешь. Ну, мы и убили. А Бог, оказывается, есть. И совесть есть – она нас мучит. И ад есть – мы в нем живем. И чтоб от вечного ада уйти, решили повиниться».

Так кто кого убил? Для начала убил барин в людях веру. Вернее, сначала в себе ее убил, потом (на кураже) и в них. Они затем убили его с холодным сердцем, под действием его же проповеди. Но совесть в них убить он не мог. И совесть их привела убийц к признанию в грехе. Так разве не виноват проповедник и глашатай различных ложных истин в пролитии собственной крови? Господи, помилуй: виноват! И там, где сегодня льется ненужная и невинная кровь, прежде прозвучали слова профессоров, журналистов, политических ораторов, экспертов и т.д. Непременно прозвучали. Без их словесных злодейств ныне – в информационную эпоху – ни одно злодейство не обходится.

Связь теории и практики, мыслей и дел весьма прочна. Гораздо прочнее, чем кажется

С мыслями нужно быть внимательнее и осторожнее. С теориями и учениями – тоже. Судный день будет не только страшным, но и удивительным. Тогда теоретики, не обидевшие мухи, окажутся более виновными, чем исполнители, не расстававшиеся с оружием. И первые пойдут на дно ада, а вторые – лишь на середину. Или как-то еще это будет, но очень невесело.

Связь теории и практики, мыслей и дел весьма прочна. Гораздо прочнее, чем кажется. Невнимание к этой связи преступно и опасно. И примеров тому множество. Далее стоит совершить самостоятельный поиск ради большего убеждения в очевидном.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Фридрих Ницше: Философ, который свел себя с ума Фридрих Ницше: Философ, который свел себя с ума
Перцов Иван Николаевич
Очерк посвящен одному из титанов современной мысли, чья слава уже больше ста лет не ослабевает, хотя мало кто из любителей понимает его учение. Автор попытался, в меру своих ученических способностей, показать не самую трагедию Ницше (это блестяще сделали Стефан Цвейг, Карл Ясперс и др.), но внутренний, имманентно-присущий философский смысл этой трагедии.
Нигилистическая программа Нигилистическая программа
Иером. Серафим (Роуз)
Нигилистическая программа Нигилистическая программа
Иеромонах Серафим (Роуз)
Война против Бога, логически проистекающая из провозглашения царствования ничто, означающего торжество раздробленности и абсурдности, весь этот замысел, возглавляемый диаволом, — вот в чем кратко состоит богословие и содержание нигилизма.
Ступени нигилистической диалектики. Нигилизм разрушения Ступени нигилистической диалектики. Нигилизм разрушения
Иером. Серафим (Роуз)
Ступени нигилистической диалектики. Нигилизм разрушения Ступени нигилистической диалектики. Нигилизм разрушения
Иеромонах Серафим (Роуз)
Здесь, наконец, мы встречаемся с нигилизмом практически в «чистом виде», нигилизмом, чья ярость против творения и цивилизации не может быть удовлетворена до тех пор, пока не сведет их к абсолютному ничто. Нигилизм разрушения, как никакая другая форма нигилизма, характерен именно для нашего века.
Комментарии
Анастасия29 января 2017, 02:16
А в целом статья - хорошая, на злободневку, и идея очень правильная. Особенно последние два абзаца.
Татьяна В. 8 февраля 2016, 15:58
Лариса Воронина 1 февраля 2016, 13:00
Итак, дайте людям идею, ради которой стоит жить и умирать. Одну на всех. (с)

Эта идея давно дана ХРИСТОМ. Если люди ее сами отвергают, никто им не поможет.
Гордыня захлестнула мир, и как говорил Феофан Затворник "смиренного заявления веры и слушать не станут"(с)
Может это жестоко звучит, но давно все сказано. И те, кто слышать не хотят должны винить только себя.
Иоанна 4 февраля 2016, 16:51
Макс, Византия пала; но разве потому, что идея Спасения оказалась несостоятельной? Неужели? Вот советская власть "отменила" и Спасение, и Церковь, и Самого Бога и заставила поклоняться своим "идеям". И что - где эти идеи и где сама советская власть? Прошла, как с белых яблонь дым. Не там ищем, не в социальном устройстве. В Евангелии о социальном устройстве ничего нет, там всё о другом, совсем о другом...
НН 4 февраля 2016, 12:01
Иоанна (другая) 4 февраля 2016, 00:00, согласна с Вами на 99%... Мне Бог даровал поработать в одной из "церковных структур", и не один год. Там молились все, и вера у некоторых была не в пример нам, не с горчичное зерно (у меня и такой-то нет, маловерка я - четко это сознаю, так как было с чем сравнивать). Но и там люди что-то делали сами! Молились - и лампадки зажигали (сами они не зажигались!), и полы мыли, и территорию обихаживали(грязь сама не улетучивалась!), и помещения ремонтировали, налоги платили... И меня научили - Господь помогает тем, кто сам что-то делает и даёт по сердцу нашему. И отдавать Богу - Богово, а кесарю - кесарево, иными словами, жить в обществе и быть свободным от него - невозможно. Правильно: свято место пусто не бывает - если в голове у власть придержащих только личное обогощение, то мысли о благосостоянии народа там места нет, а если наоборот - то всем будет хорошо. И главное, совсем не обязательно, что это атеисты. ЛАРИСА ВОРОНИНА, Вы правы - пора завязывать... Наша, РФовская "культурная революция" произошла в 90-ых, так что пожинаем её плоды уже по полной. Оставайтесь с Богом! Простите! (Чем люблю читать о.Андрея - он ЗАСТАВЛЯЕТ думать! С чем-то можно и не соглашаться - но всегда интересно! И поучительно!).
Иоанна (другая) 4 февраля 2016, 00:48
Матушки, уповайте на Бога. Наше дело - каяться и молиться, нам бы веры хотя бы с горчичное зерно, а Господь все управит. И никакая конституция не помешает Божьему Промыслу, если есть на что-то Его святая воля.
НН 3 февраля 2016, 21:26
Лариса Воронина, здоровья Вам и милости Божией. Спасибо.
Наталья 3 февраля 2016, 10:13
Теории Ницше, Маркса, Ленина и еже с ними по духовной сути своей являются антихристианскими. А значит априори не могут нести идеи добра и любви, потому что по сути своей они проповедуют идеи врага рода человеческого. Поэтому отец Андрей и пишет, что нужно быть осторожнее с теориями, нужно оценивать их духовную составляющую, от кого идут эти мысли, которые потом складываются в теории и влияют на мысли и поступки людей. Душа человека никогда не бывает пустой, там или Бог, или Его противник.
Лариса Воронина 3 февраля 2016, 09:18
НН, да если факты противоречат моей теории, то тем хуже для фактов (Гегель Г.)... общаясь с молодёжью, я однажды заметила, что из современной системы образования что-то изъяли, и не могла долго понять - что? Потом был случай, я племяннику в одном разговоре выложила факты на стол, а он собрать их воедино не может, не способен делать выводы. Тогда-то и стало ясно: изъят а) анализ, б) причинно-следственная связь, в) умение работы с литературой. То есть целостность восприятия и возможность самообучения разрушены!.. я ведь дважды пыталась завязать писать здесь :). Почти месяц последний раз держалась! Не получается. Говорят, счастье в неведении, но и непонимание того, что же происходит мучительно. Информация - это оружие, и надо учиться им владеть. Время такое, политруков нет, значит, будем сами себя образовывать. Благодарю за внимание.
Галина Б. 3 февраля 2016, 04:51
Да не надо никаких сверхидей, никакого внедрения (в смысле религии в умы и госустройство). Не надо ломать копья и луки и ломиться в открытую дверь. Ведь все уже прописано. Не надо каждому "за всю Одессу". Отвечай за свою душу: "Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". И другой вариант: "И сбережет Бог нечестивого до страшного суда".
Дорогие православные, не увлекайтесь спорами. Иногда такое впечатление, что в соцсети попадаешь, витает "бес комментария", смущает не окрепшие в вере умы.
Слава Богу за все.
НН 2 февраля 2016, 19:42
Лариса Воронина, в наших школах и ВУЗах были две основные беды - "троечники" и "зубрилки". Первые мало учились, вторые через чур много, но их знаний хватало ровно на время сдачи экзамена. Сейчас бед стало три: ЕГЭ, "автоматы" и платность. Я вот написала, что думать даже конституционно не запретишь, но ведь нашли более простой и верный способ - думать отучить! Принимать на веру! В зависимости от убеждений, а что факты не подтверждают данного убеждения - не беда, раз уважаемый мной человек говорит и это мне нравится - значит, так оно и есть. А что существуют первоисточники и их можно прочитать - даже и не заморачиваются. Увы. Я Вас действительно очень хорошо понимаю, даже в одном посте просила больше писать (по той же самой причине), но тот пост редакция не пропустила. Мы сейчас удивляемся, как легко "свихнулась" украинская молодёжь, но ведь многие из них, и даже православных, получили очень плохое образование. Намеренно плохое! Но если бы социальный климат в стране был хороший - майдана в таком масштабе не было бы. Униженные, оскорблённые и голодные люди вряд ли услышат проповедовать о спасении душ... За Болотниковым, Разиным, Пугачёвым православные не от хорошей жизни двинулись против власти, хотя о спасении душ знали, верили, безбожниками не были... Так что идея "Счастья для всех даром, и пусть никто не уйдёт обиженным" - витала, витает и будет витать в атмосфере. Чем плоха эта идея? Кого она не устраивает? Да, наверное, это не достижимо, как и христианином СОВЕРШЕНСТВА, но мы же к этому стремимся, так почему же обществу запрещается стремиться к лучшему? Простите!
Лариса Воронина 2 февраля 2016, 16:34
НН /... что она тут элементарный "ликбез" устраивает// Спасибо, спасибо! Вы меня поняли как никто. Не знаю Вашего имени-отчества, попали в цель. Иногда даже через силу пишу [я же живой человек, бывает и больно], но надеюсь всё же, что понимание процессов и государственного устройства может где-то облегчить жизнь, особенно сегодня в этом информационном шуме.
Лариса Воронина 2 февраля 2016, 14:27
Иоанна 1 февраля 2016, 15:00 Следует ещё уточнить: когда ставятся вопросы, это не всегда означает растерянность. Это научная методика, предполагающая постановку конкретного вопроса и дачу на него конкретного ответа. Если когда-либо проходили экспертизу, автомобиля после ДТП, например, то в начале есть такой пункт "вынесение вопросов на экспертизу". В ходе экспертизы ответы даются только на эти вопросы, ответы конкретные, без указаний на то, что нельзя ссылаться на экспертов, к которым испытываешь сильную личную неприязнь, что дореволюционные экспертизы были морально чище, без философии о фатальности бытия экспертов в целом. В свете рассмотрения устойчивости личности к идеям, был вынесен вопрос: "Какой тогда должна быть цивилизационная модель общества, и каким образ будущего?". Получен ответ: "экспертизе не подлежит. Конец". Если отдельные личности уже способны выжить без создания общества... что тут скажешь, на ум только народные присказки и поговорки приходят.
Иоанна 2 февраля 2016, 13:24
Был сильный, многочисленный, верующий русский народ - было хорошо всем. Ни один малый народ не исчез в Российской Империи. В отличие от Европы, где от малых народов, в основном славянских, почти ничего не осталось. И Православие не навязывалось; было миссионерство, но никого не неволили. А сейчас мы, говоря о России, вспоминаем прежде всего мусульман и буддистов. Не думайте, что я "шовинистка", я сама наполовину только русская. Но это реальность нашей страны: у нас преобладающий народ - русский (пока ещё), и Москва - не "многокультурный" город, а русский. Завянет русский ствол - упадёт и всё дерево. Недаром Ленин, Сталин и иже с ними прежде всего русский народ и православную веру старались уничтожить (украинцев и белорусов я от русских не отделяю), а потом уже, когда с русскими разделались, за все остальные народы принялись. И это им, надо признаться, в значительной степени удалось сделать...
НН 2 февраля 2016, 12:24
ИОАННА:..../ А в 1990 году произошло освобождение нашей Церкви, и в плотном тумане "идей" для всех, сущих во тьме, появился маяк: Спасение души как самая важная идея нашей жизни. И в этом контексте вполне возможно назвать Спасение "сверхидеей"/. - Я с Вами согласна на 101%, а вот мои самые близкие люди - нет, не согласны. Они как не ходили в храм до 1990 года - так и сейчас не ходят, хотя в Бога верят и не имеют ничего против идеи спасения души. А ведь эта "сверхидея" не нова, ей уж больше 2000 лет как. Не так ли? А массами она не овладела и не овладеет, так прямо в Писании сказано: МАЛОЕ СТАДО следует за Христом. Другое дело, что мы, православные, должны её, эту идею, проповедовать, а там - как Бог даст. Только что-то за 2016 лет НАШИ личные успехи не велики. Но мы должны помнить: делай, что дОлжно, и будь, что будет. Всё в руках Божиих. И Маркс, и Ленин, и Сталин появились не в безбожное советское время, вы ведь знаете? Так им мало было собственного спасения души и благополучия, и руководствовались они не сверхчеловеческими идеями, а как раз "длячеловеческими" - пусть ВСЕМ будет хорошо, независимо от национальности, вероисповедования и атеизма. Утопия? Наверное. Но ведь многого добились для простого народа, так как любили свой народ, а не только свои идеи в жизнь претворяли. Вы должны благодарить ЛАРИСУ ВОРОНИНУ, что она тут элементарный "ликбез" устраивает, знаний лишних не бывает, даже для христиан, особенно мирских. Думать никому не запретишь, даже конституционно. Нет? Простите!
(Вероятно, все заметили, что самое бурное обсуждение вызывают три темы: поведение священников, социальные проблемы, Украина. Даже Святейший больше вопросов получает по ЖКХ, чем о духовной жизни (спасении души). Это ли не звонок?! Или набата будем дожидаться...).
Макс 2 февраля 2016, 12:14
Иоанна 1 февраля 2016, 15:00 Так и Византия пала. Вроде не на песке строили. Но виновата в этом, конечно, советская власть. Она вообще во всем виновата.
Лариса Воронина 2 февраля 2016, 11:44
АлександрГ. 1 февраля 2016, 21:00
Благодарю, мнение профессионалов всегда интересно.
Лариса Воронина 2 февраля 2016, 10:51
Иоанна 1 февраля 2016, 15:00 Вот Вы вроде взрослый человек... Как можно внедрить религию в современное общество? Какими методами? В каком виде? Откройте Конституцию РФ и ознакомитесь с федеративным устройством России, с удивлением увидьте там еврейский округ, мусульманские и буддистские республики, края, населённые северными народами... Что прикажете с ними делать? А ведь это всё – Россия, народ! Иногда складывается ощущение, что после нас – хоть потоп. То ли это безысходность, то ли уход от реальности, то ли ура-православие, не пойму... Касательно упомянутых личностей - ничего оскорбительного и тем более "дикого" в их цитировании нет. И у неприятеля, бывает, есть чему поучиться. Если бы, как верно товарищи подсказывают, в уголке сайта стоял знак цензуры, тогда да-а... А так, милости прошу. К слову, наберите в поисковике: речь Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия перед панихидой по И. В. Сталину, сказанную в Патриаршем соборе в день его похорон (09.03.1953 г.). Как-то слабо верится, что она произнесена под дулом пистолета, уж очень искренняя… Извините, но однобокая схема у Вас: куда девать тех и то, что в неё не вписывается?
АлександрГ. 1 февраля 2016, 21:41
Ларисе Ворониной. Вполне возможно, Вам будет интересно прочитать мнение известного экономиста Андрея Кобякова.
Ирина Рюрик 1 февраля 2016, 18:39
Иоанна 1 февраля 2016, 15:00
Лариса Воронина, во-первых, цитирование Маркса, Ленина и Сталина на православном сайте я рассматриваю как дикость и оскорбление......

Извините, что вторгаюсь в Вашу дискуссию и слегка не по теме... Но, все же хочу заметить, что если Вы, Иоанна, ругаете, на чём белый свет стоит СССР и считаете его исчадием ада, то не логично с Вашей стороны прибегать к методам Советского Союза, в части: кого цитировать, а кого нет; кого читать, а кого нет; что слушать, а что не слушать. Прям так и слышу: советский человек не должен слушать Радио свободы. В Вашем случае: православный человек не должен читать К. Маркса и цитировать его. Некрасиво как-то получается у Вас.
Если Вас так напрягают некоторые личности в истории и их высказывания, то я могу Вам посоветовать, обратитесь к редакции данного сайте со списком цитируемых и не цитируемых исторических личностей и в этом прошении обоснуйте Ваше мнение, почему этих исторических личностей нельзя цитировать на православном сайте. Если Вашу точку зрения поддержат, то на данном сайте появится список не цитируемых исторических личностей, а если не поддержат, то Вам придется читать их цитаты.
Если Вы не согласны с точкой зрения цитируемого исторического лица, нужно обосновывать, почему Вы не согласны с его цитатой, а то получается: я с ним не согласна, потому что он, с моей точки зрения, был большой не хорошей личностью. А если бы это высказал не К. Маркс, а кто-либо другой, Вы бы ничего против этого высказывания не имели бы?
Иоанна 1 февраля 2016, 15:50
Лариса Воронина, во-первых, цитирование Маркса, Ленина и Сталина на православном сайте я рассматриваю как дикость и оскорбление. А что касается идей - вспомним Евангелие: после Иоанна нет пророков. А после пришествия в мир Господа Иисуса Христа не может уже быть ничего нового. Всё, что основано не на Евангелии, обречено на провал, в этом мы на примере ХХ века убедились. Называемая вами "довольно успешной" модель советского строя тоже провалилась, и развалины эти мы до сих пор разгребаем, а в результате проваливаемся всё глубже. Эта модель была основана на насилии, и, как только убрали пистолет от виска, сразу посыпалась. Вы теряетесь и не знаете, что это могла бы быть за новая идея. Так вот, её нет, и взять её неоткуда. Не будет никакого успешного общества без Христа, равно как и успешного человека. Всё это будет дом, построенный на песке. Извините, я далека от того, чтобы лично вас обидеть.
Лариса Воронина 1 февраля 2016, 13:04
Иоанна31 января 2016, 15:00
/Никакие ложные идеи не страшны тем, кто имеет правильное душевное устроение./ Одному человеку - не страшны. И один человек не страшен. Но, когда идея овладевает массами, она становится материальной силой и опрокинуть её можно только с помощью другой идеи (К.Маркс). Обществу необходима объединяющая идея, иначе оно неминуемо начнет делиться и распадаться. Какой должна быть цивилизационная модель? Каким видится образ будущего? Нам ничего не предлагается. Мы живём в обществе риска. Не стоит осуждать людей за то, что они не готовы к жизни ради спасения души. Вернуть общественное устройство в русло одной религии просто невозможно сегодня, для этого должны сложиться определенные политические, исторические и социальные условия. И честно говоря, как специалист в области теории государства и права, даже не представляю какие. В своё время княжеская Русь объединилась на основе Православия, что же это может быть сегодня? К слову, в XIX веке Россия столкнулась с тем, что объединяющая идея, увы, выдохлась. Необходим был рывок, и он был совершён. Россия выдала новую модель общества и довольно успешную... Итак, дайте людям идею, ради которой стоит жить и умирать. Одну на всех.
Михаил31 января 2016, 22:19
Как всегда, словами о.Андрея, остро и актуально.
Иоанна31 января 2016, 15:30
Никакие ложные идеи не страшны тем, кто имеет правильное душевное устроение. Правильное - это основанное на Евангелии и устремлённое ко Христу. И напротив - отвергающий Бога и не защищённый Божией благодатью является плодородной почвой для разрастания всяких "идей". Юлия: /Сколько сверхчеловеки с 1990 года убили с помощью атеизма, экономических лжетеорий, разрушения семьи и пр. хитрых методов?//. Вот уж "славно": оказывается, с 1990 года только! Более яркой и более страшной иллюстрации торжества безбожных и бесчеловечных идей, чем в России в ХХ веке, пожалуй, не найти в мировой истории. А в 1990 году произошло освобождение нашей Церкви, и в плотном тумане "идей" для всех, сущих во тьме, появился маяк: Спасение души как самая важная идея нашей жизни. И в этом контексте вполне возможно назвать Спасение "сверхидеей".
Юлия30 января 2016, 21:32
Сколько сверхчеловеки с 1990 года убили с помощью атеизма, экономических лжетеорий, разрушения семьи и пр. хитрых методов? Если считать нормальным рост населения в 4 раза за 100лет (как в России в 19 веке), то за 25 лет население должно было вырасти на 70 млн. А оно убыло на 7 млн. То есть нас бы сейчас было 210 млн. Действительно, гибель 1/3 населения.Страшно? Войны не надо. С 1939 по 1959 год - за 20 лет, когда была война население выросло на 8 млн. Идеологические войны страшны. Один из методов сверхчеловеков - разрушение семьи. Может нам надо кричать и вопить, что надо создавать православные семьи и рожать детей, сколько Бог даст, соблюдая посты. В нашей стране полно земли, воды, богатств. Если православных будет больше, нашим детям будет легче жить и выжить.
Владимир Степанов30 января 2016, 04:10
АлександрГ, отличное дополнение, спасибо!
Церковь должна говорить и проповедовать "гигиену мыслей". Очень сильное словосочетание, трудно обходить его. Аудитория "Эха Москвы" будет справедливо возмущена разговорами на эту тему. А для паствы, такая гигиена, на фоне уже впитавшегося в образ жизни планеты обязательного утреннего моциона, станет более легкой в усвоении и применении.
Светлана29 января 2016, 22:13
Спасибо, отец Андрей. Идея того, что антихритианская идеология которая приведет к гибели 1\3 человечества, описана в книге Н.Е. Пестова "Свет Откровения". Автор, ссылаясь на Андрея Кессарийского, сравнивает усиление такой идеологии с нашествием саранчи после гласа трубы пятого трубного Ангела, а роль опасных идей (свобода содомитов, например) это явление после гласа трубы шестого трубного Ангела (глава 15 "Семь труб" толкование на Главу 8 Откровения Иоанна Богослова).
О чем хотелось бы особо сказать - это о разделе Ветхого Завета 2 Паралипоменон. Глава 13. Борьба Авии над Иеровоамом
" И увидели Иудеи- и вот, им битва спереди и сзади и возопили к Господу, а священники затрубили трубами. И воскликнули Иудеи , и когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян." Отсюда мораль - задача священников предупреждать об опасности и призывать народ к Богу в этой опасности. И в результате победа. Вот эта статья это и есть трубный глас. Надо чтобы больше людей его услышали и вместе со священником к Богу возопили. В Ветхом Завете сказано что возопить должны все а не отдельные лица. Спаси Вас, Господи.
Татьяна Константиновна29 января 2016, 17:51
Правда сказано, что горе от ума. Спасибо Вам, отец Андрей, и всем православным, которые пишут комментарии к Вашим статья. Очень поучительно и интересно. Спасибо, братья и сестры.
НН29 января 2016, 17:15
29 января 2016, 15:00 - /Юлия28 января 2016, 14:00 А кого Вы называете "ягнятами", а кого "волками"/.... Юлия, Вы затронули очень болезненную тему... Смотрите, как только некоторым это "против шерсти" - сразу же ссылаются на миллиардные (чего уж мелочиться-то!) аборты. Как будто до 1917г их не было... Да и многие другие страны ни чем не отличаются от нас. Апологеты действующей власти пытаются нам внушить (всеми правдами и неправдами), что ЛЮБАЯ идея плоха. Даже социальная справедливость... Такие люди, как эти два студента (да и Раскольников) были, есть и будут всегда и в любой стране и любом обществе, их лечить надо, даже против их воли. Так что ж, глядя на них (ничтожное меньшинство), большинство должно превратиться в аморфную (или всегда и всем довольную) массу и вообще никогда ничего не хотеть? Хорошо бы..., но это утопия. Простите!
Лера29 января 2016, 15:44
Не только "профессора, журналисты, эксперты..." , а больше всего киношники...один Тарантино чего стоит? Дьявол во плоти.
29 января 2016, 15:24
Юлия28 января 2016, 14:00
А кого Вы называете "ягнятами", а кого "волками"....
За этот период нашими российскими женщинами, многие с согласия пап, уничтожено около 45000000 (45-ти млн.) младенцев...абортами. А Вы сокрушаетесь только и 7 миллионах
ИгорьПетрович29 января 2016, 12:42
"...Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты... уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет..."
И.А.Крылов."Сочинитель и разбойник"
Валентин29 января 2016, 12:33
Спаси Христос Вас, батюшка Андрей !
Браво ! Виртуозно !
Прям Паганини, Пако де Люсия, Beatles и полет шмеля :)
Хочется распечатать и раздавать в метро.
р. Б. Наталия29 января 2016, 07:43
Это есть, про кого пишут,соблазнители,на которых лучше повесить жернова и утопить их. Слова Иисуса Христа
Галина Б.29 января 2016, 06:10
Да не надо городить никаких новых идей, чтобы соорудить защитную изгородь от идей больных на всю голову людей.
Вот третьего дня статья на нашем сайте про многодетную семью. Один хороший человек встретил хорошую девушку. Родили 15 хороших детей. Эти хорошие дети рожают своих хороших детей. Им не надо крутых айфонов, машин, им итак хорошо и весело живется в трудах и заботах о близких. Нездоровая философия никогда не осядет в их головах, даже, если они о ней будут знать, а кому-то из молодняка (в молодом возрасте головы еще пусты и их можно чем угодно заполнить)этой большой семьи придет "левый помысел", то вряд ли он укоренится, в такой большой, любящей семье все на виду. Рецепт прост. Но почему в мире так все сложно?
Валерий 29 января 2016, 00:41
Прекрасная статья! Спасибо, отец Андрей!
АлександрГ.28 января 2016, 17:29
В детстве, моя мама мне часто говорила, что брать всякую “бяку” в рот, нельзя. Можно отравиться. В школе, мне объяснили, что это называется гигиена. Повзрослев, понял и еще одну вещь, “бяку” нельзя тащить не только в рот, но и в мозг. Вредно. Называется это, гигиеной мозга, нарушение которой имеет летальные последствия для всего организма.
Поясню, на примере. Образованные люди, помнят идеи Шарля Фурье, суть которых сводится к утверждению: “общественное устройство неудовлетворительно, вследствие “чрезмерного роста населения и недостаточного развития промышленности”. Иными словами людей много, а “айфонов” мало, и от этого у людей портится настроение, они становятся раздражительными, злыми, завистливыми и алчными. Потому и “общественное устройство неудовлетворительно”. Ибо, что может построить человек, находящийся в плохом настроении?
Так вот, на Западе дальнейшее развитие мысли Ш. Фурье, разрабатывалось в двух направлениях.
Апологеты идеи развития промышленности решили, что промышленность должна “поднажать”. Так, появилось идейное обоснование необходимости капитализма. Промышленность “поднажала”, “айфонов” стало больше, а денег у населения почему-то стало меньше. Зато у банкиров и промышленников денег стало явно больше. При этом, рост населения продолжился. В итоге – бунты, появление К. Маркса и идей социализма и наконец, серия революций потрясших в 20-м веке весь мир. В общем банкирам и промышленникам, стало не спокойно.
Второе направление, разрабатывалось “мыслителями” Запада, задумавшимися над словами Ш. Фурье о “чрезмерном росте населения”. Эта проблема была решена достаточно просто. Во-первых: была сделана попытка научно ответить на вопрос, почему неграм и дикарям, не нужны “айфоны”. Во-вторых: была разработана доктрина, в соответствии с которой негры и дикари тоже не нужны. Так появился расизм, а также идеи о исторических и неисторических нациях.
Смешение этих двух направлений, породило чудовищную смесь - немецкий нацизм. В основу, которого была положена теория расового превосходства арийцев, и необходимость тотального уничтожения “неисторических” наций. В итоге – вторая мировая война. Ибо, “неисторические” нации с подобной точкой зрения не согласились и дали “бубен” всему конгломерату “исторических” наций, поставив под сомнение их претензии на историчность.
Но человеческая мысль неуемна и в дальнейшем, также особо не плутала, продолжив свое развитие в заседаниях Римского клуба, озаботившегося “чрезмерным ростом населения” на земле. При этом, вселенская забота обосновывается убежденностью в “собственной исключительности”.
Что в итоге? Улучшилось ли “общественное устройство”? Нет, общественное устройство, не улучшилось. Почему так? Потому, что искали не там, ибо любое “общественное устройство” состоит из людей. И это, именно люди, с их алчностью и гордыней делают “общественное устройство” таким, какое оно есть.
И вот здесь мы возвращаемся к вопросу, поставленному отцом Андреем. А насколько безобидны идеи? Насколько безобиден блуд мыслей, порожденных подобными идеями? Не слишком ли высока цена, идейных метаний? А если так, то должна ли быть изгородь от подобных идей? И как она должна выглядеть?
Оксана28 января 2016, 16:22
Да помилует вас Господь батюшка, за ваши труды!
Лидия28 января 2016, 14:28
Дорогой батюшка! С каким интересом всегда читаю Ваши произведения. Сколько в них знаний, рассудительности. Всё Вы умеете "разложить по полочкам". Как чувствуется Ваша вера в Бога, любовь к нашему Отечеству, к людям! Большое Вам спасибо!
Юлия28 января 2016, 14:00
А ведь наученные этими теориями о сверхчеловеках продолжают убивать миллионами. И не мальчики одиночки, а их папы так аккуратненько, что нет никаких судов. Только в нашей стране и в мире бояться назвать кто убивает, как и согласно каким теориям. Молчание ягнят. С 1990 года убыль населения в России - 7 млн человек. Ведь тогда кто-то посчитал что право имеет и запустил механизмы разные. И волков называть волками вы, ягнята, не смейте.
Е.Д.28 января 2016, 13:38
Извините за въедливость, но в США нельзя фотографировать в зале суда. Это, наверное, кадр из "Веревки"? А материал отличный! Поздравления автору!
Наталия28 января 2016, 13:02
Спаси Господь отца Андрея: замечательный текст. Всегда считала, что самое страшное в человеке - мысли, интеллект, так называемый. И поэтому, чем образованнее человек, тем он страшнее, потому что гордыня великая. По себе знаю, будь менее образованнее, мне было бы гораздо легче в Церкви, легче найти Бога и поверить, потому что "интеллект" очень мешает вере и благодати. А ещё он даёт почву безконечному и ужасному воображению. Философия же, которая многих научила безверию, дьявольский феномен. В России не было Кантов и Ницше, а было богословское размышление о мире и Боге. Русский ум не умозрителен, как европейский, русский ум ищет Бога.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×