Зачем нужен духовник (+ВИДЕО)

Кто такой духовник? Не всегда ответ на этот вопрос очевиден: иногда люди пытаются наделить священника слишком широким кругом «полномочий» – ищут в нем наставника не только в их духовном исправлении, но и в разных жизненных, порой даже бытовых ситуациях. Верно ли это? Зачем на самом деле нужен духовник? Рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

К сожалению, зачастую люди, приходящие в храм, считают приемлемым для себя исповедоваться сегодня у одного священника, а в следующий раз – у другого. Хотя это странно, ведь мы для исцеления какой-то телесной болезни постараемся найти одного хорошего врача, чтобы он нами всё время занимался.

То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека и священника. Когда к священнику кто-то приходит на исповедь один, второй, третий раз, он начинает понемногу этого прихожанина узнавать: обстоятельства его жизни, его внутренний склад, какие-то личностные особенности. Так складываются доверительные отношения, человек начинает у этого священника окормляться, который постепенно становится его духовником.

Фото: А. Камальдинов / Православие.Ru Фото: А. Камальдинов / Православие.Ru

В среде верующих бытует такая идея: нужно сначала попросить священника быть духовником, тогда он будет не просто принимать исповедь, но и особо молиться за свое духовное чадо. На мой взгляд, можно, конечно, и попросить, но дело в том, что христианская жизнь не терпит никакого формализма. Если священник человека регулярно перед собой видит, проникается какими-то его скорбями, печалями, нуждами, относится к ним как к своим в каком-то смысле, то он, безусловно, будет об этом человеке молиться. Если же священник, у которого человек исповедуется несколько лет подряд, не молится о нем, то странно ожидать, что после такой просьбы начнет.

Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание. Здесь неуместно особо «договариваться»

Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание, и в ней не нужно каких-то сложных нагромождений, конструкций, связанных с испрашиванием чего-либо и с ответом на это – положительным либо отрицательным. А иначе какие-то торжественные заявления звучат, люди как бы о чем-то договариваются даже, но эти отношения не складываются. Когда же они сложились, то совершенно необязательно это специально как-то называть. Есть сам факт, и он гораздо более значим, чем любые его наименования.

Духовник и духовный отец

Существуют определенные различия между духовником и духовным отцом. Наверное, можно охарактеризовать их так: духовник – это священник, у которого человек регулярно исповедуется и с которым регулярно советуется, а духовный отец – это священник, которому удалось способствовать именно рождению человека для христианской жизни. Ведь процесс вхождения в эту жизнь не всегда бывает безболезненным: подчас и страсти восстают, и искушения одолевают. И когда священник всё это вместе с человеком переживал – подобно родителям, которые сидят у постели больного ребенка без сна и отдыха, пока не поставят его на ноги, – тогда возникает это отцовство. И сам человек начинает так к священнику относиться. Это совершенно определенный уровень заботы и ответственности духовника и доверия и послушания чада.

Обретение духовника – это всегда таинство

В идеале духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен

«Нужно ли духовника как-то специально искать, и как это делать правильно?» – вопрос очень распространенный. Намного проще, когда человек ходит в какой-то один храм, живет жизнью прихода и обретает там духовника. Но может получиться так, что он пришел в какой-то конкретный храм, расположенный ближе к дому или почему-то по сердцу пришедшийся, но там не встречает священника, который бы вызывал особое чувство доверия, ответы которого на вопросы соответствовали бы его внутренней духовной потребности, его нужде. Ведь в жизни мы тоже общаемся со многими людьми, но немногие становятся друзьями и близкими. А в идеале, конечно, духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен. И тогда совершенно естественно пойти на службу в другой храм или забраться в Интернет и почитать, что говорит такой-то священник, что пишет такой-то. А бывает, услышишь в храме чью-то проповедь, которая тронет сердце, и в результате поймешь, что именно этот священник может стать настоящим наставником для тебя.

Не всегда так получается, но это не значит, что не надо жить церковной жизнью и постоянно ходить к одному и тому же священнику на исповедь и обращаться за советом. Я сейчас говорю скорее о некоем идеале, к которому нужно стремиться.

Обретение духовника или духовного отца – это всегда таинство. Мне запали в сердце слова одного священника о том, что исповедь – это таинство усыновления: во-первых, человека Богом, потому что он вновь из сына, ушедшего на страну далече, превращается в сына возлюбленного, который вернулся в отцовский дом; а во-вторых, своего рода человека священником, потому что между ними устанавливаются особые отношения.

Если у пасомого присутствует подлинное желание измениться, если всё всерьез, по-настоящему, глубоко, то это становится залогом такого же искреннего и серьезного отношения к нему священника и он как пастырь может гораздо больше дать. И тогда эти самые отношения сыновства и отцовства завязываются и устанавливаются.

Ведь порой ты будто топчешься на месте, потому что приходящий раз за разом на исповедь тебя не то что не слышит – не слушает. Ему не нужны твои слова, а нужно что-то свое, и это «что-то» может находиться вообще не в плоскости христианской жизни. Такого человека получится утешить, поддержать, но его духовная жизнь не получит развития, и в какой-то момент эти отношения себя изживут и перейдут к некоему взаимному разочарованию.

Безусловно, одна из задач священника – указывать человеку на эти и другие его ошибки, точнее – помогать их увидеть, чтобы он не блуждал кругами, а шел более прямым путем, сократил его. Такой своего рода навигатор. Еще точнее сказать: духовник помогает пройти тем путем, которым он сам когда-то прошел.

Нужно ли и можно ли менять духовника?

Бывает такая деликатная ситуация, когда человек, окормлявшийся у одного священника, потом по какой-то причине понимает, что ему хочется обратиться за духовным советом к другому батюшке и исповедоваться уже у него. Стоит ли к этим своим внутренним потребностям прислушиваться?

На мой взгляд, человек должен в Церкви искать того, что служит к созиданию его души и помогает идти ко спасению. И если ты понимаешь, что священник не может ответить на важнейшие вопросы твоей жизни, то, безусловно, будешь искать другого – это совершенно правильно и естественно.

Ответы духовника – указатели направления духовной жизни. И необходима еще наша внутренняя работа над собой

Но надо при этом по отношению к себе быть, наверное, даже более строгим, чем к священнику. Ведь очень часто бывает, что человек, задавая вопросы, ждет, чтобы ответы изменили что-то в его жизни, а сам при этом ничего не делает. Но те ответы, которые мы получаем, могут лишь указать нам направление пути, побудить к какой-то внутренней работе. И если этой работы не будет, то спустя какое-то время ответы утратят для нас как бы свою актуальность. Нередко именно из-за этого люди вступают на путь неких блужданий в Церкви.

Иногда дело вовсе не в том, что священник не дает тебе чего-то важного, потому что он не внимательный, не начитанный, не глубокий, а просто ты в какой-то момент понимаешь, что другой священник ближе тебе по духу. Как при этом поступить? Я считаю, что здесь нет какого-то единого правила, всё достаточно индивидуально. Один пожилой батюшка говорил: если у тебя есть духовный отец и ты по какой-то причине от него уходишь к другому священнику, то у тебя, возможно, будет хороший духовный отчим, но уже не отец. Это, подчеркиваю, в том случае, если был именно духовный отец. Если же таких глубоких, серьезных внутренних отношений не было со священником, тогда я к перемене духовника никаких препятствий не вижу.

С духовником или без духовника?

Можно ли обходиться совсем без духовника? Не иметь священника, к которому ты приходишь на исповедь регулярно и которому ты задаешь какие-то вопросы, – на мой взгляд, нельзя, это будет совершенно неправильно. А вот без духовника, который может тебя вести путем христианской жизни, который может быть в какой-то степени учителем этой жизни, людям порой приходится обходиться. Потому что само духовническое служение требует от пастыря достаточно большой отдачи и самопожертвования. Но у современного священника, как и любого современного человека, очень мало к такой самоотдаче способности.

Однако надо помнить: всё, что нам не дают люди, может восполнить Господь. В патериках есть такие слова: «Богу угодно, чтобы вы, люди, исправляли друг друга и вы, люди, прислушивались друг к другу». Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать тем, что Господь посылает. Если священник тебя чему-то может научить, пусть научит. Если потребуется впоследствии что-то большее, Господь тебе это большее даст: или у другого священника, или в этом священнике нечто откроется.

Господь восполнит, если мы со смирением и с доверием будем у Него этого искать. Но это в тех случаях, когда мы действительно ищем.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова

29 января 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Все наши беды от неумения слушаться» «Все наши беды от неумения слушаться»
Прот. Владимир Агриков
«Все наши беды от неумения слушаться» Протоиерей Владимир Агриков: «Все наши беды от неумения слушаться»
Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука. Знаешь, к чему может привести людской выбор, и ничего не можешь исправить.
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
«Я не могу тебя исповедать» «Я не могу тебя исповедать»
О старце Паисии (Олару)
«Я не могу тебя исповедать» «Я не могу тебя исповедать»
Из воспоминаний о старце Паисии (Олару)
Архимандрит Константин (Кирилэ)
Я понял теперь, что это я – слепой, глупый, окамененный, упрямый, гордый и прочее, и старец обвинял в этом себя, чтобы пробудить во мне смирение, покаяние и слезы.
Комментарии
Иоанна 8 февраля 2016, 17:37
Вот как пишут духовные чада об отце Валерии (Поведском): "Каждый его видел для себя самым близким и родным человеком. Он не боялся входить в сложности другого человека, буквально влезал в них с головой. Никто не уходил от него неутешенным." Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни, если чувствовал, что человек ушёл в недоумении, бывало, догонял такого и продолжал исповедь, пока не наступит полная ясность. Наверное, и сейчас есть такие батюшки. И тот, кто встретил в своей жизни такого духовника, уже никогда не уйдёт от него.
Сергей Кирсанов 2 февраля 2016, 15:40
Доверие к Батюшка определяет отношение к приходу . Однако есть прихожане , которые " требуют" к себе повышенного внимания ( это закономерно) Батюшка простой человек и не в силах каждому уделять то количество своего личного времени . В поликлинике таже история . Возможно необходимо создание волонтерской группы , которая снялабы часть проблем . Не каждый может поехать в монастырь .
Марина Маркова 2 февраля 2016, 12:27
Я пыталась ходить на исповедь к одному батюшке, но в нашем храме это сложно сделать. За свечным ящиком не знают когда и какие батюшки будут исповедовать. А расписание у них не висит. Пробовала сама закономерность вычислить, не получилось. Так и хожу к разным, кто исповедует к тому и иду. Хотя мне если так можно выразиться только два батюшки нравятся, но вот не получается к ним попадать (( они и на вопросы ответят и совет дадут. Мы недавно воцерковились, очень сложно все понять.
Анатолий31 января 2016, 23:30
Очень хорошо отвечает батюшка. Спаси Господи!
светлана31 января 2016, 14:03
Спаси Бог, отец Нектарий за все Ваши труды!!! Однако, очень непонятно откуда такое заявление: для исцеления телесной болезни постараемся одного хорошего врача найти, чтобы он нам все время занимался? ни разу за свою жизнь не видела и не слышала примеров таких союзов. Да и откуда такие примеры взять, если академическая медицина построена на том, чтобы человеком "занимались" сразу много специалистов. Может речь идет о врачах-гомеопатах, но таких на Москву наберется с десяток?
Nina30 января 2016, 23:28
Спаси Вас Господи,полезное поучение!
Ольга30 января 2016, 19:55
Спасибо! Храни вас Бог.
Елена30 января 2016, 14:58
Спаси, Господи, за статью. На самом деле довериться полностью некому, кроме Господа и на Него уповать. Любой мирской священник, даже если он духовный отец и имеешь к нему доверие - тоже человек. И приходишь к выводу о том, что ему нужно, как Свидетелю, исповедовать только грехи во очищение сердца. "Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?" В результате человек, открывший себя полностью, может погибнуть от тщеславия и все труды его обратятся в ничто.
Ирина30 января 2016, 13:14
Храни Вас Господь, отец Нектарий. Пишите, наставляйте, вразумляйте. Спаси Бог.
Татьяна Крутова30 января 2016, 10:22
Мне в этом смысле очень повезло. Веру я приобрела еще в детстве самостоятельно, родители представители советской идеологии. А лет 10 назад почувствовала потребность в воцерковлении и стала просить об этом Бога. И он совершенно случайно свел меня и мою подругу с одним молодым и предприимчивым сельским священником, который недолго думая предложил нам петь в хоре. Так мы сразу глубоко погрузились в жизнь церкви и дружного прихода. Подруга осталось там на много лет и её муж даже стал дьяконом, а я никак не могла примириться с небывалой предприимчивостью и поверхностными суждениями батюшки. Затем я переехала и стала просить Бога, чтобы он определил меня в "мой" храм. Я поехала послушала одного батюшку, в котором не нашла созвучия, хотя он очень добрый и храм очень приятный, я до сих пор иногда хожу туда с удовольствием. Затем пришла в другой храм, им оказался тот самый в котором меня крестили)) и там просто "влюбилась" в батюшку. Он у нас строгий, но справедливый, а самое главное- он Настоящий. Хожу в этот храм уже несколько лет и считаю батюшку духовным отцом, хотя никакой договоренности не было. Я чувствую его участие и точно знаю, что молится за меня, хотя мы об этом даже близко не говорили. Я веду не очень упорядоченную церковную жизнь и чувствую себя зачастую заблудшей овцой, иногда после блужданий прихожу на исповедь с трясущимися коленками и всегда получаю ответ и прощение в самое сердце. У меня уже такое ощущение, что он меня очень хорошо знает и от этого бывает очень стыдно, что я опять . . И еще, однажды выпросила у него благословение на одно дело, т.е. ослушалась его и буквально чуть не умерла. Недавно стала читать молитвы за духовного отца и там с радостью обнаружила слова о том, чтобы Бог соединил нас и на небе, это было бы замечательно!! Простите за длинный коммент.
Anna30 января 2016, 10:11
Spasibo Gospodu, spasibo Vam za etu statju. Vi dali mne otveti na moji prosbi...
тамара29 января 2016, 21:44
О.НЕКТАРИЙ,СПАСИ ВАС,ГОСПОДИ.БОЖИЕЙ ВАМ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО ВСЁМ.ПИШИТЕ,УЧИТЕ,ОКОРМЛЯЙТЕ НАС ВСЕХ ДУХОВНО.
Лариса29 января 2016, 20:04
Статья-то хорошая. Но, если не получается найти на своем приходе единомысленного со мной священника, зачем исповедоваться всегда у одного? Я пока без духовника, хотя чувствую, что духовник нужен.
МаринА29 января 2016, 17:11
Спасибо. Очень ценно.
Елена29 января 2016, 14:46
Спаси Господи, отец Нектарий! Всегда с удовольствием читаю Ваши рассуждения и советы и часто нахожу в них ответы на свои вопросы. Иногда - на прямо-таки мучившие вопросы. Большое спасибо!!!
Безимени29 января 2016, 14:41
Всё принимается легко, что отец Нектарий написал, да, душа стремится к одному-единственному священнику. Однако, что-то подчас отводит от такого, технически, к примеру переехала в другой город, и все нравятся батюшки, не знаешь - к какому ходить постоянно. Заметила, что чем дальше живешь в вере, тем более нравятся все священники, всех любить начинаешь. А вот недавно трудничала в одном далеком монастыре, там духовник у них такой замечательный, исповедовалась и подумала, вот бы он духовником стал - так ведь поездка туда одна стоит очень дорого, на дорогу, даже один раз в год выбраться туда будет для меня сложно. А еще хотела сказать, что мы должны уходить от распространенного сейчас "задай вопрос священнику по интернету", это макдональдс самый настоящий выходит, и они быстро отвечают, и мы не открываем всего.
евгений29 января 2016, 13:45
Спасибо.Полезно и доходчиво.Актульно.Спасибо,отче игумен+++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×