Православная диаспора

Решение IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези, 6-13 июня 2009 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

Четвертое Всеправославное Предсоборное Совещание, созванное Его Всесвятейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем с согласия Блаженнейших Предстоятелей Святей­ших Православных Церквей, которое было выражено на их Священном Собрании в октяб­ре 2008 г., проходило в Православном Центре Вселенской Патриархии в Шамбези с 7 по 13 июня 2009 под председательством Его Высокопреосвященства Митрополита Пергамского Иоанна, представителя Вселенской Патриархии.

Это Совещание, на которое были приглашены все Святейшие Православные автокефаль­ные Церкви, представленные на нем, рассмотрело вопрос канонического устройства пра­вославной диаспоры и обсудило в соответствии со статьей 16 Регламента работы Всеправославных Предсоборных Совещаний документы, представленные Межправославной Подготовительной Комиссией 1990 и 1993 гг., внеся поправки и одобрив их в следующей редакции:

1.а. Констатировано, что общей волей всех Святейших Православных Церквей является по возможности скорейшее решение проблемы диаспоры и ее устройства согласно православной экклезиологии, канонической традиции и практике Православной Церкви.

б. Констатировано также, что на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте. По этой причине решено предложить создание некоего переходного положения, ко­торое и подготовит почву для строго канонического решения проблемы на основе представленных ниже принципов и направлений. Такая подготовка не должна затя­гиваться до Святого и Великого Собора, который будет созван в будущем, дабы Со­бор смог достигнуть канонического решения данной проблемы.

2.а. Предлагается на переходной стадии, во время которой будет подготовлено каноническое решение вопроса, создать в каждом из нижеуказанных регионов Епископские собрания из всех канонически признанных епископов данного региона, которые будут и впредь подчиняться тем каноническим юрисдикциям, каковым они принадлежат в настоящее время.

б. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона, находящихся в каноническом общении со всеми святейшими Православными Церквами. Собрания будут проходить под председательством первого из подчиненных Константинопольской Церкви архиереев, а в отсутствии оного — согласно порядку диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикции, существующих в этом регионе.

в. Область деятельности и ответственности этих Епископских Собраний заключается в заботе о проявлении единства Православия и в развитии общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном Собрании.

3. Регионы, в которых на первой стадии будут создаваться Епископские Конферен­ции, определяются следующим образом:

I. Северная и Центральная Америка
II. Южная Америка
III. Австралия, Новая Зеландия и Океания
IV. Великобритания и Ирландия
V. Франция
VI. Бельгия, Голландия и Люксембург
VII. Австрия
VIII. Италия и Мальта
IX. Швейцария и Лихтенштейн
X. Германия
XI. Скандинавские страны (кроме Финляндии)
XII. Испания и Португалия

Епископы диаспоры, живущие в диаспоре и имеющие приходы более чем в одном регионе, будут членами Епископских Собраний и этих регионов.

4. На собрания, создаваемые по решению настоящего Совещания, возлагается ответственность за завершение составления детального регламента их работы на основе одобренного настоящим Совещанием регламента и его скорейшее применение, которое должно непременно начаться до созыва Святого и Великого Собора.

5. Епископские Собрания не лишают епископов, их членов, полномочий ад­министративного и канонического характера и не ограничивают их прав в диаспоре. Епископские Собрания имеют целью формирование общей позиции Православной Церкви по различным вопросам, что ни в коем случае не является препятствием для епископов — членов, которые остаются подотчетными своим Церквам, выражать мнение своих Церквей перед внешним миром.

6. Председатели Епископских Собраний созывают все общие собрания епископов своего региона (литургические, административные, пастырские и т.д.) и председа­тельствуют на них. По вопросам, имеющим общий интерес и требующим по реше­нию Епископского Собрания общеправославного рассмотрения, председатель об­ращается к Вселенскому Патриарху для дальнейших действий согласно всеправославно установленному порядку.

7. Православные Церкви обязуются не предпринимать действия, которые могут нанести вред вышеописанному процессу канонического решения вопроса диаспо­ры и будут делать все возможное для облегчения работы Епископских Собраний и восстановления нормального канонического порядка в диаспоре.

Источник: Отдел внешних церковных связей

30 января 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса Епископ Бачский Ириней: Члены собора не имели права голоса
Епископ Бачский Ириней, принимавший участие в собрании на Крите в составе делегации Сербской Православной Церкви объяснил на страницах греческого портала «Ромфеа», почему именно он не подписал документ Критского собора под названием «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
МАП призвала к единству после Критского собора МАП призвала к единству после Критского собора
Межпарламентская ассамблея православия (МАП), 23-я генеральная ассамблея которой прошла на этой неделе в Салониках (Греция), никак не высказывалась в отношении принятых Собором православных церквей на Крите решений и лишь призвала православный мир к единству.
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий не подписывал на Крите спорный документ Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий не подписывал на Крите спорный документ
– Я должен вам сказать, что был одним из тех, кто не подписал шестой документ, – подчеркнул митрополит Амфилохий, отвечая на вопросы журналиста Дарко Шуковича
Антиохийская Церковь не признает встречу на Крите «Великим и Святым Собором» Антиохийская Церковь не признает встречу на Крите «Великим и Святым Собором»
Считать встречу на Крите лишь как предварительное совещание Великого Всеправославного Собора и рассматривать ее документы не как окончательные, а открытые для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Всеправославный Собор с присутствием и участием всех Поместных Церквей.
«Критский собор - показатель вероучительной и духовной катастрофы Константинопольской Церкви» «Критский собор - показатель вероучительной и духовной катастрофы Константинопольской Церкви»
Алексей Осипов
Беседа главного редактора Радио "Радонеж" Николая Бульчука с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым.
О статусе Собора на Крите О статусе Собора на Крите
Прот. Владислав Цыпин
О статусе Собора на Крите О статусе Собора на Крите
Протоиерей Владислав Цыпин
Собор на Крите не был всеправославным: на нем отсутствовали представители не 4, а 5 автокефальных Поместных Церквей.
Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора
Синод Антиохийской Православной Церкви принял заявление по итогам прошедшей на Крите "ассамблеи епископов".
Митрополит Лимассольский Афанасий: Совесть не позволила мне это подписать Митрополит Лимассольский Афанасий: Совесть не позволила мне это подписать
Митрополит Лимассольский Афанасий сообщил о том, что во время проведения встречи на Крите не подписывал принятый на ней документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Именно этот документ вызвал наиболее острую полемику как до собора на Крите, так и во время его проведения.
Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором
В послании в частности отмечается, что прошедший на Крите «Святой и Великий Собор» на самом деле не был «ни собором, ни великим, ни святым». Он «не является продолжением православных соборов, а представляет собой отклонение от устоявшейся соборной практики и невиданное каноническое новшество».
Комментарии
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке