Охранительная миссия истории

Павел Кузенков

Право или история?

Россия – страна, которая уже своей историей доказала, что она является успешной цивилизацией. У нашего народа нет «комплекса жертвы», мы всегда смотрели в будущее, а не в прошлое. И потому рассуждения об охранительной миссии истории кому-то могут показаться неуместными, провокационными.

Мы привыкли под словом «охранительный» понимать нечто, что противостоит развитию и прогрессу. Охранение воспринимается как попытка затормозить, законсервировать, остановить. На самом деле это вовсе не так. Охрана, защита – естественное и, можно сказать, повседневное явление, которое присутствует во всех обществах. Прежде всего, охраной занимается система права. Одна из ее задач прямо так и сформулирована в учебниках: «охрана общезначимых, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность…». Это миссия законодательной системы. Но, как показывает история последних десятилетий, одной юридической защиты для общества недостаточно.

Все древние общества воспринимали старину как один из главных атрибутов закона

Традиционная система права, к которой мы привыкли, это прежде всего право гражданское, светское. Она возникла в конце XVIII века в ходе революций во Франции и Америке, где были созданы эталоны антиклерикальных, сугубо светских систем социальных ценностных координат. Но эта система права в последнее время начинает пробуксовывать – и не только в нашем отечественном, как говорят, недостаточно развитом правовом сознании, но и в мире в целом. Дело в том, что система права основана на законе. Но что такое закон? Русский язык, как никакой другой, сохранил первончальную архаичную семантику этого слова: «за-кон» – это то, что привычно, обычно, то, что принято «испокон веку», «искони». Все древние общества воспринимали старину как один из главных, можно сказать, атрибутов закона. Это то, что мы сейчас называем традицией. Но представления о законе существенно изменились. И в современном обществе законно вовсе не то, что испытало проверку временем. Законно то, что принято в данном обществе, что установлено как норма.

Общепринято, что закон – морален. Но само слово «мораль» на самом деле довольно двусмысленно: оно образовано от слова mores – «нравы». Но бывают и аморальные нравы – помните у классика: «O temporа, o mores!» И это именно то, с чем сталкиваемся мы в современном мире, когда видим, что система правоохранения тут оказывается бессильной. Более того, поскольку она призвана проводить в жизнь то, что установлено законом в данном обществе, она оказывается главным инструментом насаждения извращенных нравственных норм. И многие народы столкнулись с тем, что их традиционные системы, их, если угодно, моральные устои, оказываются беззащитными.

Известна фраза нашего великого историка Василия Осиповича Ключевского, которую он еще в молодости записал в своем дневнике: «История – это не учительница. Это строгая надзирательница, которая никого ничему не учит, а сурово спрашивает за невыученные уроки». Это была его горькая реакция на знаменитое изречение Цицерона: «Historia est magistra vitae». Ведь латинское «magister» – это не просто учитель, это прежде всего начальник, наставник. Кстати, Цицерон, произнося эту знаменитую фразу, не ограничился только этим эпитетом: он назвал историю «свидетельницей времен» (testis temporum), «светом истины» (lux veritatis) и, что важно, «вестницей старины» (nuntia vetustatis).

История – наряду с религией и правом – всегда мыслилась как хранительница нравственных и ценностных координат, которые являются базовым фундаментом любого общества, в том числе и современного. Поскольку современное общество по сути своей безрелигиозно, его основой служит только право, которому, в свою очередь, не на что опереться, кроме общественного мнения. А последнее формируется знанием истории. И получается так, что на нынешнем этапе история является единственной хранительницей, охранительницей общественных устоев.

Занимательная/поучительная/доказательная история

Именно история может дать современному человеку не просто некую систему мировоззренческих координат – она может доказать ему истинность этой системы. Это и есть самое важное, потому что, как мы знаем, очень трудно кому-то навязывать ту или иную систему мировоззрения. Особенно современным людям, сознание которых формируется информационной средой в том ключе, что никаких априорно заданных принципов и ценностей не существует. Каждый выбирает мировоззрение по себе. «Пусть цветут все цветы» – система сегментации, индивидуализации общества, за которой стоит, как все прекрасно понимают, стремление манипулировать этими разрозненными и эгоистичными индивидуумами. Для молодого поколения такая идеология очень привлекательна. Она позволяет выделиться, заявить о себе, о своей нетривиальности, знаковости и так далее. И главное – она ориентирована на подростковую реакцию сопротивления бездоказательному назиданию.

Поэтому историю сейчас уже нельзя преподносить как некую данность. Ее надо подавать как объективную информацию, исходя из которой люди сами могут выявить – конечно, с помощью учителей, с помощью профессионалов, но, тем не менее, именно самостоятельно – те ценности, те непреходящие ориентиры, сокровища человеческого опыта, которые потом помогут им не только в их гражданской жизни, но и в жизни личной. Ведь история – это не только политическая деятельность людей, это их поступки в целом.

Сегодня, после краха марксистской историософии, когда учение о том, что бытие определяет сознание и что существуют некие непреложные законы исторического развития, подверглось не просто критике, а фактически разрушению – и прежде всего самой исторической практикой, – в исторической науке возник некий кризис, который можно назвать «кризис агностицизма» – стремление вообще уйти от мировоззренческой проблематики, углубиться в конкретику, кейс-стадис, заниматься микроисторией и так далее. Но на уровне преподавания истории, на уровне школьной фазы погружения человека в исторический контент это не работает. Детям, подросткам, да и всем остальным людям, которые соприкасаются с историей поверхностно, нужно давать яркие, запоминающиеся и совершенно убедительные образы. Так что перед современными историками, прежде всего перед педагогами, стоит очень амбициозная задача: они должны сделать историю увлекательной, поучительной и при этом абсолютно неуязвимой для критики с точки зрения «а было это или не было». То есть опираться на очень выверенную историческую фактологию.

История как стратегическое оружие

Талантливо написанный учебник по истории, делающий определенные акценты, может заменить армию

Ведь можно сделать историю поучительной и занимательной и подложить под нее нужный тебе исторический контекст. И надо сказать, что такого рода историческое конструирование сейчас очень востребовано. Прежде всего, в политике. И мы видим, как это прекрасно работает. Например, учебник по истории нашего любимого соседа, талантливо написанный великолепными специалистами, может фактически заменить войну. Он может у нас на глазах превратить это государство из нашего друга в нашего врага, нашего непримиримого соперника.

По сути дела речь идет о том, что историки в наши дни важнее, чем стратегическое оружие. Потому что они, во-первых, гораздо дешевле, во-вторых, они работают, что называется, на века, потому что их труд живет в поколениях. И самое важное, что они действуют незаметно. И вот это незаметное влияние историков не просто на судьбы людей, а на геополитический процесс превращает их в важнейший и очень ответственный элемент современной политической жизни. И поэтому, не побоюсь так сказать, историки – хозяева будущего России. В их руках фактически судьба нашей страны. Плюс современные технологии, каких не было раньше.

Павел Кузенков Павел Кузенков

В свое время Уинстона Черчилля спросили: кто внес наибольший вклад в историю за последние 200 лет? И он ответил: конечно, учителя истории, потому что именно от них зависит, какая была история у той или иной страны. Ведь, погружая человека в океан исторической информации, очень легко его, что называется, в нем утопить. И он ищет какие-то ориентиры, какие-то маячки, которые он, собственно говоря, может найти только в учебниках, только в каких-то справочниках, которые для него готовят специалисты-историки.

А современные технологии эту проблему еще более усугубили. Известно, как сейчас получают информацию молодые люди. Они ее черпают не из книг. Книжная культура умирает у нас на глазах, как это ни прискорбно. Но новая, приходящая на ее место культура электронной информации дает нам еще больше возможностей. И если мы будем ею пользоваться грамотно и ответственно, мы можем действительно творить чудеса. А пользоваться новыми технологиями просто необходимо. Потому что, только если мы сумеем освоить эти инструменты, мы сможем переломить намечающуюся катастрофическую тенденцию в историческом знании нашей молодежи.

Ведь речь идет не только о том, что они плохо знают историю, – это еще полбеды. Они ее не знают вообще. Как это ни прискорбно. Я говорю это как преподаватель МГУ. Притом что иногда знания бывают удивительно подробные – каких-то фактов и имен. Но вопрос «Почему?» повергает современного студента в нокаут. Его не учат понимать историю, его учат запоминать историю. А ведь самая важная функция истории – это не сведения об исторических событиях, хотя это тоже важно, а это умение разъяснить их и, главное, умение объяснить, что делать в той или иной ситуации.

Плохое знание истории – это не просто какой-то дефект воспитания, это бомба, заложенная под весь социум

Фактически история рождалась как наука политиков. И Геродот, и Фукидид и все прочие отцы истории писали для политиков и не скрывали этого. По сути дела, история представляет собой такое вот пособие успешности или неуспешности тех или иных политических действий. Сейчас все гораздо шире, но, тем не менее, эта задача не уходит, и, может быть, даже выходит на первый план. Мы видим, как плохо знают историю западные политики, и с этим мы ничего поделать не можем. Но мы должны понимать, что плохое знание истории – это не просто какой-то дефект воспитания, а это фактически бомба, заложенная под весь социум. И как плохое знание физики разрушает технические аппараты, и ракеты падают, если у тебя ошибка в формуле, так плохое знание истории разрушает политический организм, и мы, как никто другой, знаем, что это такое.

Мы не отстали – мы ушли вперед

И именно в XXI веке Россия выступает не просто как некая охранительница. Мы в XX веке сделали ошеломляющий исторический рывок, настолько всех опередили, заглянули так далеко вперед по тому пути, по которому не спеша двигалась Европа. В свое время Чаадаев и «западники» сетовали, что Европа уходит все дальше и дальше, а Россия все больше отстает. Но Россия одним махом обогнала старушку Европу. Она прорвалась, можно сказать, к вершинам гуманизма, она довела до логического конца все те тенденции, которые зародились в Англии, Франции, Германии. И мы, наши отцы и деды, увидели ту пропасть, в которую падает человек, лишенный Бога, – пропасть вседозволенности и одновременно – утраты свободы, пропасть, которая раскрывается перед человеком технологическим, перед человеком, который становится элементом огромной политической, экономической, какой угодно системы. И говорим современному миру, опираясь на свой исторический опыт: остановитесь! это всё очень опасно!

В XX веке Россия заглянула в ту пропасть, в которую падает человек, лишенный Бога, и говорит современному миру: остановитесь! это опасно!

А нас по-привычке пытаются упрекнуть в каком-то консерватизме, в попытке затормозить прогресс. Сейчас это выглядит просто наивно. Но как раз забвение истории дает возможность манипулировать в том числе и этой функцией современной России, показать ее совсем не в том виде, в каком она объективно выступает. Этому служит огромное количество разных инструментов, в частности такая, казалось бы, невинная вещь, как детские игры. Современные молодые люди тратят немало времени на компьютерные игры, многие из которых – исторические. А как построены эти исторические игры? Даже сами заставки к ним сделаны определенным образом.

Вот, например, знаменитая «Цивилизация», регулярно обновляющаяся. Что мы там видим? Мы видим, что человечество все время идет вперед, открывает новые земли, новые знания – и тут мы видим Красную площадь, на трибуне стоят люди, написано «СССР», бесконечные колонны людей в касках, с красными знаменами и голос за кадром: «но тоталитарные режимы стремились ограничить свободу человека…». Россия, победившая фашизм, преподносится как главный монстр человечества, как препона на пути к светлому будущему, к созданию нового человека. Того самого нового человека, которого так жаждали создать советские идеологи.

Или вот очень модная игра – «Мир танков» («World of tanks»). Как построен бой? В одном строю – и немецкие «Пантеры» с крестами Вермахта, и советские «тридцать четверки» с красными звездами, и японские, и американские танки… Каждый выбирает машину по вкусу – и играет сам за себя. Это очень важный момент. По сути идет подготовка к армии нового типа, к армии, в которой нет понятия «наши/чужие», в которой есть ты и та команда, к которой ты в данный момент примкнул. И в любой момент ты можешь поменять команду, машину, страну… Твоя задача – эффективно воевать. А что дальше? Личные бонусы.

У нас на глазах уже идет создание новой истории – истории, которая основана не на привычных нам ценностях – патриотических или общечеловеческих, а на ценностях индивидуализма, на индивидуальных ценностях, которые делают человека как бы выведенным из исторического контекста. А ведь именно история создает нацию.

История создает народ

В свое время византийские юристы задавались вопросом: что такое народ? И отвечали: народ – это люди, связанные общей судьбой. Уберите эту общую судьбу – и не будет никакого народа, будет население. А что задает людям общую судьбу? Только история. И погружаясь в эту общую судьбу, люди становятся друг другу своими. И это вопрос, который остро стоит не только перед Россией, но и перед всем человечеством – перед европейскими странами, перед азиатскими… Так что означают понятия государства, народа, нации? Что это такое? Этнические, экономические, культурные общности? Совершенно ясно, что это в первую очередь общности исторические. И потому очень важно понимать, что знание истории – это не просто путь к сохранению того или иного государства, это путь, который задает и общечеловеческую парадигму.

И самое важное: понимать, что изучение истории невозможно без определенной системы координат. Потому что в противном случае невозможно отделить героя от подлеца, человека, который совершил подвиг, от того, кто предал свою родину. Все это будут «исторические деятели». У каждого были свои резоны. И всем им, при желании, можно поставить памятник и написать похвальное слово. Поэтому создание некоей общепринятой системы ценностных ориентиров, ценностных координат, по которым историки-учителя учат истории, – это одна из самых важных задач наших дней. Но очень важно, чтобы это была не просто какая-то абстрактная историософская схема. Чтобы эти принципы вытекали из самой истории. И такие возможности есть.

В русской истории есть огромное количество доказательств истинности евангельских заповедей

В нашей русской истории есть огромное количество доказательств истинности евангельских заповедей. Например, о жертвенной любви, или о ценности семьи как богоданной форме человеческого бытия. Или о равночестности всех людей перед Богом, независимо от нации, пола, расы и так далее. Или об универсальной ценности справедливости. Все эти вещи можно доказать с помощью нашей родной русской истории, поскольку Россия – одна из самых успешных стран мира. Это не надо забывать.

И я бы считал нашим очень большим успехом, если бы историки смогли создать такие учебники нового поколения, которые историю превращали бы из довольно занудной дисциплины, забитой не очень понятной информацией, в увлекательную и – самое главное – очень полезную для повседневной жизни людей информационную среду.

И здесь очень большую роль играет вовлеченность детей в интерес к истории. И, конечно, любовь. Любовь и к своей собственной стране, и к своему народу, и к своему прошлому. И не просто к своим любовь, но любовь, которая всегда была свойственна русскому самосознанию, русской традиции, – любовь ко всем, в том числе и к нашим врагам, чем всегда, кстати, отличался русский народ. Какая страна за последние 100 лет нанесла больше вреда России, чем Германия? Но кто из нас ненавидит немцев? Или французов, которые сожгли Москву. Мы давно уже все простили им. И не потому, что мы не помним свою историю, а потому, что мы понимаем: есть французы и немцы – и есть Наполеон и Гитлер. Это не одно и то же. И такая способность русского человека к вселенскому охвату истории, к тому, чтобы выводить из нее позитив и гасить исторический негатив, – это тоже одна из удивительных и очень важных черт нашего самосознания, которой мы должны дорожить.

Павел Кузенков

12 февраля 2016 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Еще раз о месте России Еще раз о месте России
Прот. Владислав Цыпин
Еще раз о месте России Еще раз о месте России в системе мировых координат и «европейском выборе»
Протоиерей Владислав Цыпин
Где подобающее место России в современном мире? На задворках Запада или Россия сама по себе представляет иную цивилизацию?
О либерализме и консерватизме в преподавании отечественной истории в школе О либерализме и консерватизме в преподавании отечественной истории в школе
Александр Ушаков
О либерализме и консерватизме в преподавании отечественной истории в школе О либерализме и консерватизме в отечественной истории и преподавании ее в школе
Александр Ушаков
В изложении истории утвердилась либеральная методология, которая призвана закрепить и либеральный взгляд на происходившие события.
Российская империя: вглядываясь в прошлое Российская империя: вглядываясь в прошлое
Ирина Ушакова
Российская империя: вглядываясь в прошлое Российская империя: вглядываясь в прошлое
Ирина Ушакова
Русский крестьянин умел сладить избу для жизни своей огромной семьи, вырастить хлеб и лен – на пропитание и одежду, знал всевозможные снадобья от любых болезней…
Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие «Россия должна сохранить для всего человечества Христову истину»
Профессор Виктор Тростников
Чувство необходимости цели, выходящей за рамки своего собственного существования, – и есть мессианство. Когда эта цель появляется, наш народ оживает, наш народ становится могучим, наш народ становится счастливым.
«Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила» «Ложь в истории — страшная по своему гибельному воздействию сила»
Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом исторических наук, доцентом Павлом Кузенковым
В свое время Эдуард Гиббон создал книгу «История упадка и падения Римской империи», где в шести томах описал трагический закат великого Рима, вызванный, по его мнению, триумфом варварства и религии. Английский историк (большой поклонник Вольтера и убежденный антиклерикал) не озадачился тем обстоятельством, что упадок, длившийся тысячу лет, выглядит довольно странно: многие блистательные цивилизации сгинули, не протянув и малой части этого срока.
Очерк историософских идей от Платона до С.-Ф. Хантингтона в интерпретации церковного историка. Часть 1 Очерк историософских идей от Платона до С.-Ф. Хантингтона в интерпретации церковного историка. Часть 1
Протоиерей Владислав Цыпин
Для углубления понимания исторического процесса, помимо исследований профессиональных историков, особую значимость имеют идеи, касающиеся исторического развития, высказанные профессионалами или даже гениальными дилетантами в иных областях, в особенности философами. Обзор таких идей и концепций условно можно назвать историософским.
Комментарии
Валерий Иванов 9 мая 2016, 10:00
Как-будто сквозь напластования лжи прорвался - пока ещё ручеек, но чистейшей воды. С большим интересом читаю каждую новую публикацию Павла Владимировича. Спасибо огромное автору! АлександрГ'у - отлично!
Екатерина13 февраля 2016, 20:00
Спасибо Павлу Кузенкову! И лекции, и статьи - великолепны. Александру Г - тоже благодарность, не в первый раз отмечаю Ваши замечательные комментарии.
НН13 февраля 2016, 20:00
.../Да, история есть отражение духовной реальности. Для современного человека звучит странно, неожиданно и даже неловко, но творческая сила и мощь, преодолевающая все нестроения, разделения и соблазны, есть именно в послушании. В послушании Богу. Своеволие же есть начало расточающее [4]. Мы в ответе за прошлое. Своим послушанием Божественной любви или отпадением от нее мы определяем свое настоящее и входим в будущее – такое, какое уготовляем себе сами. Будущее – это не только нечто ожидаемое и взыскуемое, но и творимое, это плод нашей мысли, наших поступков, нашего нравственного и духовного возрастания или падения. Анализ ошибок, уроков и заветов прошлого – когда жестокого, когда вдохновляющего – не должен нас смущать, но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства, творчества, созидания и движения вперед. Потому что это не чье-то, это наше прошлое. Исторический путь человечества еще не пройден, история России еще не кончилась, русский путь еще не замкнулся. Как замечательно говорит русский пастырь, богослов и историк Георгий Флоровский, «путь открыт, хотя и труден. Суровый исторический приговор должен перерождаться в творческий призыв несделанное совершить» [4]. В этом наш долг перед Россией и наше призвание./Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) Замечательная статья! Согласна с ЛАРИСОЙ ВОРОНИНОЙ. АЛЕКСАНДР Г., в свете приведённой цитаты очень уважаемого и любимого мной Владыки Алексия (Фролова, Царствие ему Небесное и Вечный покой) - МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА НАШУ ИСТОРИЮ! Как все законы написаны для нормальных людей, так и государственные власти должны НОРМАЛЬНО использовать историю, с целью укрепления государства и достижения достойной жизни народа (куда ОБЯЗАТЕЛЬНО входит хорошее образование, свобода вероисповедания и многое другое). Объявленный национальной идеей ПАТРИОТИЗМ без пропаганды прошлого, ответственности за настоящее и веры в будущее - на мой взгляд, не сработает. НИКАКОЙ период в нашей истории не нуждается ни в очернении, ни в обеливании, а ТОЛЬКО в ОСМЫСЛЕНИИ, ОПРАВДАНИИ ПРОШЛОГО, деланию ВЫВОДОВ и ИЗМЕНЕНИЮ САМИХ СЕБЯ. Всё очень просто... Не надо плевать в колодец... Простите!
ВАРВАРА13 февраля 2016, 13:00
"... Но как раз забвение истории дает возможность манипулировать в том числе и этой функцией современной России, показать ее совсем не в том виде, в каком она объективно выступает. Этому служит огромное количество разных инструментов.." Далеко ходить не надо - одни заголовки новостей у Рамблер чего стоят.Это ли не манипуляция общественным сознанием?А свою страну они готовы обливать грязью день и ночь,им за это и деньги платят.Как разобраться молодому человеку, если нет в семье авторитета, некому наставить? Школа должна наставлять! А в школе совсем нет старшего поколения - извели совсем-там молодые и гордые.И сейчас просто плакать хочется ,листая учебники даже начальной школы.Это просто страшно!Тот, кто еще не столкнулся с этим ЧУДОВИЩЕМ современного школьного образования, тот не знает теперешней жизни.
Наталья13 февраля 2016, 13:00
Здравствуйте! Спасибо за статью! Не могли бы вы назвать авторов учебник ов по истории, которые бы хоть в какой-то мере соответствовали параметрам описанного вами достойного учебника? Спаси Господь!
Варвара13 февраля 2016, 09:00
У нашего народа нет «комплекса жертвы». Но и комплекса победителя. Смотрите, мы не относимся к нашим бывшим врагам, как к врагам, в то время как они злопамятны, даже на уровне высшего духовенства(Польша, например, и папа римский Павел2 с его претензиями к встрече с нашим Патриархом). Понимая это, начинаешь понимать почему Бог возложил нам на плечи особую миссию и почему наша территория так обширна и мы так богаты ресурсами.У народа есть коллективный ДУХ. Статья очень глубокая, нужная.И жаль, что понимание этого есть не у всех-как видим и у читающих православный сайт.Перечитайте, кто не понял.
Галина13 февраля 2016, 01:00
Мои родственники по мужу уезжали в Германию. Но старый солдат Великой Отечественной отказался. он сказал: "Я с ними сражался и победил, а теперь буду жить на их пособие." Но дочь и внучка уехали. Вот такая ИСТОРИЯ.
Феодор12 февраля 2016, 18:00
Спаси Вас Господь, Павел! Замечательная статья (как и остальные Ваши). Храни Вас Господь!
АлександрГ. 12 февраля 2016, 18:00
Можно продолжить? Автор статьи Павел Кузенков совершенно справедливо поднимает вопрос о евангельском подходе к изучению истории. Как это можно понимать? Давайте на миг, что называется увеличим масштаб в рассмотрении Библии. Поднимемся. И поднявшись, мы увидим, что в Ветхом Завете четко говорится о том, что можно делать, чего делать нельзя и что за это будет, если человек будет так поступать тем или иным образом. Но человек, существо непонятливое. Посему Господь посылает Иисуса. И что мы видим в Новом Завете? А в Новом Завете мы видим концентрированный, спрессованный по своей сути Путь, что должен делать человек на пути к Богу. Новый Завет выступает неким Мерилом, дающим четкую и ясную систему координат, как должен вести себя человек. И это Мерило поразительно по своей универсальности, ибо позволяет измерять, как путь человека, так и путь народа. Кто-то скажет, что это все громкие слова. Поясню, на примере. Недавно, проходила выставка "ХХ-й век", организованная отцом Тихоном и братией Сретенского монастыря. Сложнейшеее время, архисложное. Но, что сделал отец Тихон? А он сделал простую вещь, он "наложил" Мерило Евангелия на всю историю 20-го века. И произошло чудо - все стало на свои места. Детоубийцы стали детоубийцами, герои-космонавты, конструктора, инженеры, учителя и врачи стали героями. И даже сложнейший период репрессий, стал просматриваться значительно ясней, ибо в их горниле были расстреляны и сгинуло множество людей, чьи руки были по локоть в крови Гражданской войны и последовавшей за ней коллективизацией. Они получили свое - "по путям своим насытились они". И одновременно были показаны люди действительно невинно пострадавшие. И все начало проясняться и становиться на свои места. Любой другой подход, классовый, монархический, либо простой подбор и перечисление фактов никогда не дадут нам такой картины и такого ясного понимания этого архисложнейшего период нашей истории, а только заставят нас постоянно "впиваться в глотки друг другу". Самое интересное, что такой подход позволяет не только разобрать всю нашу историю (и не только нашу) на "молекулы", но и позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать наше будущее.
АлександрГ.12 февраля 2016, 13:00
А теперь, давайте разберем тезис “история это важнейший элемент государственной пропаганды”. Это не совсем так. Вернемся, к человеку, вышедшему из пункта “А” в пункт “В”. Вводим константу – “доброжелателя”, “помогающего” человеку вспомнить кто он. И вот в этой “помощи”, доброжелатель на ходу начинает врать, как “сивый мерин”, загодя приготовив свои “воспоминания”, “исторические воспоминания доброхотов” о папе и маме, а также импровизируя “на ходу”. Но, на деле у этого тезиса, есть другой смысл. Слово “пропаганда”, совестливого человека заставляет, искать правду самому. А что значит в истории искать правду? Да никакой жизни не хватит. И тут те же “доброжелатели”, подсовывают свой “курс истории”, дезориентирующий совестливого человека. Задача лукавого выполнена. Дезориентация, это тоже победа. Аналогичный механизм, мы видим, когда источником права сначала становится мораль, а затем нормой морали становится закон. Легкие, незаметные манипуляции и грех становится добродетелью и наоборот. Далее занавес закрывается, нечистый победил. Но, есть одно “но”. Божия реальность абсолютна, и тот факт, что многие этого не знают и не понимают, никоим образом на это не влияют. А это значит, что когда-то Она столкнется с созданной лукавым виртуальной “реальностью”, включающей в себя “историческую пропаганду”, вот тогда “небо свернется в свиток”.
АлександрГ.12 февраля 2016, 13:00
Замечательная статья. Очень хорошие размышления. Давно ждал подобного. А давайте, попробуем ничего не усложняя, разобрать ситуацию, что называется “на пальцах”. Давайте, представим себе человека, вышедшего из пункта “А” в пункт “В”. И вдруг в середине пути, этого человека глушат мешком по голове. От удара, он теряет сознание, а очнувшись не помнит: ни кто он, ни откуда он пришел, ни куда он шел. Все забыл. Забыл имя свое, родственников своих. Легко ли такого человека отправить вместо пункта “В”, в пункт “С”? Легко. Легко ли такого человека натравить на своих: братьев, мать, отца? Сложнее, но можно. Можно, его даже в пропасть столкнуть. Словом такого человека, лишенного системы координат можно перенаправить куда угодно. Немного масштабируем ситуацию. Вместо человека подставляем слово народ, увеличиваем протяженность времени и получаем знакомую многим картину. Кто-то скажет, что так нельзя. Человек это человек, а народ это народ. Но вся “закавыка” в том, что внимательно читающие Ветхий Завет могли бы обратить внимание на то, что народ там упоминается, как некая Мета-личность. И это не преувеличение, на деле это историческая реальность. Вообще, Библия, это очень-очень серьезно, боюсь, что многие из нас не до конца понимают, ни ее масштаба, ни ее глубины. Совсем, недавно читая в очередной раз Библию, во Второзаконии, наткнулся на потрясающие слова: “Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, …………. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; …………. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. (Втор. 8, 1 - 6) Потрясающие слова: “помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой”. А что же значат слова “помни весь путь”? А значат они простую вещь. В современном прочтении – помнить весь путь, значит знать историю своего народа. Кроме того, словосочетание “весь путь”, означает, что история народа неразрывна. Князей могут менять цари, царей могут менять императоры, императоров могут менять генеральные секретари, генеральных секретарей могут менять президенты. Может меняться форма государственного строя и управления. Изменяться могут и формы хозяйствования (типы экономик) и технологические уклады, но если во всем этом задействован один и тот же народ, это и будет его история. А если, сместить фокус и акцентировать внимание на слове “помни”? Тогда фраза “помни весь путь” читается, как наказ, как повеление помнить историю своего народа. А как читается вся фраза полностью: “помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой”? Читается просто, Господь ведет свой народ по истории. А случайно или нет, что в одном абзаце сочетается повеление помнить свою историю, как путь своего народа и слова: “дабы вы были живы и размножались”? Думаю нет, потому что на деле, мы видим очень жесткую взаимосвязь: “хочешь жить и размножаться” – помни свою историю, как путь своего народа. А что происходит с народом, предающим забвению свою историю? Библия дает однозначный ответ на этот вопрос. Народ, забывший свою историю, сначала теряет свою землю, затем рассеивается между другими народами и в конечном итоге прекращает свое существование, в качестве субъекта истории. По сути, это и есть один из законов бытия. А что происходит с народом, позволяющим глумиться над своей историей? Происходит то, что произошло с Хамом, насмеявшимся над наготой отца своего. Известно, что Хам был наказан. Наказанием было – проклятие его потомства. Так сын Хама – Ханаан, был обречен на рабство. “Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих” (Быт. 9, 18-27). Судьба потомков Хама нам известна, она печальна. Но самое интересное в Ветхом Завете у одного из Пророков, есть предупреждение о том, что народу в качестве наказания посылаются в качестве правителей посылаются “придурки”.
иван12 февраля 2016, 11:00
Очень интересные и полезнейшие мысли.Все верно подмечено и побольше бы людей прочитали эти мудрые замечания!
иеромонах Авель12 февраля 2016, 10:00
Огромная правда. Как пример: крымчане отказались от чуждых героев, истории, судьбы... Одна семья -- одна судьба.
Лариса Воронина12 февраля 2016, 10:00
История - это важнейший элемент государственной пропаганды. Хотите уничтожить государство - оболгите его историю. Этот же тезис можно отнести к разного рода символам, переворачивая их значение. Вот, например, интернет-демотиватор, ироничная выдумка, вставленная в академически написанный материал: она привлечёт юное поколение или удешевит сказанное?
Сергей12 февраля 2016, 10:00
Противостоять всей этой индустрии игр, фильмов, фэнтези, формирующей ложные ценности, ресурсов не хватит. Но можно используя методы самих либералов по развалу традиционных обществ, создавать среди молодёжи атмосферу неприятия тоталитарного давления лживой информации, вскрывая её надуманность и противоречивость, а главное очевидное неуважение авторов к потребителям такой информации. Попутно ненавязчиво формируя стремление к поиску Истины. Такая деятельность не требует государственной поддержки, достаточно активной работы добровольцев в социальных интернет-сетях. Помоги Господи.
Вадим12 февраля 2016, 09:00
Очень толковая,умная и,очень необходимая в настоящее время,статья.Все сказано с аналитическим знанием предмета.Нужно,очень нужно создавать новые учебники истории,которые помогут детям понять высокий смысл истории,ее важность и необходимость в формировании личностных качеств каждого человека.Никто из нас не можем называть себя нравственным человеком - без глубоких знания религиозных основ нашей страны (Христианство) и истории России.И это особенно важно для молодых людей. Павел,большое спасибо.
Елена12 февраля 2016, 08:00
"Уберите эту общую судьбу – и не будет никакого народа, будет население", но общая судьба для страны - это слишком обобщенное понятие, особенно в нашей многонациональной стране.Одни - раздвигали просторы государства, у других - иная история. Более близкие 1980-1990-е годы столько вариантов "общей" судьбы дадут. Как сложно объяснить современной молодежи, выросшей в жутком расслоении общества с разной личной историей, общую судьбу страны. Историю с судьбой связывать не стоит. И "способность русского человека к вселенскому охвату истории" - простите, очень литературно возвышенно.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке