Православные и католики должны учиться действовать не как соперники, а как братья

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

12 февраля в Гаване состоялась первая в истории встреча Патриарха Московского и Папы Римского, которая находилась в повестке отношений двух Церквей в течение 20 лет. О том, каковы ее итоги, повлияет ли она на решение главной проблемы двух Церквей, следует ли опасаться сближения с католиками, а также ожидать визита понтифика в Россию и Патриарха - в Рим, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

    

- Владыка, как Вы расцениваете итоги встречи патриарха Кирилла с папой Римским Франциском?

- Очень много говорится о том, что это первая в истории встреча, что никогда такой встречи не было. Но я думаю, что самое важное - это содержательная сторона встречи, потому что, конечно, приятно видеть папу и патриарха вместе, как они друг с другом общались в такой братской обстановке, улыбались друг другу. Но самое важное - это содержательное наполнение встречи, в полной мере отраженное в подписанной папой и патриархом совместной декларации. Я думаю, что эта декларация еще долго будет служить маяком, на который будут ориентироваться христиане двух традиций - православной и католической.

В декларации были сказаны важные слова и о Евангелии как общей основе для верующих Востока и Запада, и о том, как в современных тяжелых условиях евангельские заповеди воплощать в жизнь. Эта декларация является руководством к действию.

- Отразится ли это историческое событие на решении главной проблемы в отношениях двух Церквей - действий греко-католиков (униатов) на Украине?

- Буквально на днях СМИ распространили реакцию архиепископа Украинской греко-католической церкви на совместную декларацию папы и патриарха. Эта реакция была очень негативной, очень оскорбительной не только для нашей стороны, но и для папы. Эти высказывания показывают, что руководство УГКЦ остается, что называется, в своем репертуаре. Они не готовы прислушаться не только к голосу нашего патриарха, но даже к голосу своего папы.

У них есть своя политизированная повестка дня, свои заказчики, они эти заказы отрабатывают, и даже папа для них не указ.

- Какие совместные шаги сейчас необходимы для того, чтобы облагоразумить униатов? Может быть, стоит ожидать создания Русской и Католической Церквями какой-то комиссии?

- Идея создания некоей комиссии, которая помогла бы решить проблему унии, существует. Но конкретные параметры этой комиссии трудно пока себе представить, особенно учитывая такое умонастроение лидеров УГКЦ.

В начале 1990-х годов была создана четырехсторонняя комиссия для того, чтобы решать конкретные, практические проблемы сосуществования православных и греко-католиков на Западной Украине. Но греко-католики в одностороннем порядке вышли из этой комиссии, они не захотели в ней участвовать. Я думаю, это объясняется тем, что они вообще не хотят идти тем путем, который сегодня начертан папой и патриархом в их совместной декларации.

Путь, который предлагают папа и патриарх, это путь взаимодействия в тех областях, в которых это взаимодействие возможно. Это путь отказа от соперничества и перехода к братским взаимоотношениям. А греко-католикам это совершенно не нужно. Их риторика агрессивная, враждебная, развязная, и она очень резко контрастирует не только с содержанием декларации, но даже с ее стилем, с ее пастырским посылом, с тем примиряющим духом, который из нее исходит.

- Тема, которая особенно волнует журналистов: следует ли ожидать приезда понтифика в Россию?

- Эта тема не обсуждалась на встрече папы и патриарха. Может быть, она всех волнует, но у меня не создалось впечатления, что она папу волнует. По крайней мере, она не звучала на этой встрече. Сейчас пока речи не идет о приезде папы в Москву, о приезде патриарха в Рим. Сейчас речь идет о том, что мы должны наращивать взаимодействие, углублять взаимопонимание, стараться как можно скорее преодолеть тот негатив, который был накоплен во взаимоотношениях между православными и католиками и работать на сближение на уровне умов и сердец. А дальше время покажет, как надо действовать. Я думаю, что, когда созреют предпосылки для следующей встречи, тогда и будем решать, где и когда ее проводить.

- Планируют ли две Церкви развивать паломнический обмен?

- На встрече папы и патриарха говорилось о том, что мы должны быть более открытыми друг к другу в плане паломничества. Например, к мощам святителя Николая в итальянском Бари огромный поток православных паломников направляется ежедневно. И к православным святыням тоже приезжают паломники из Католической церкви. Но мы можем интенсифицировать эти два потока, потому что очень важно, чтобы люди встречались друг с другом, имели доступ к святыням, находящимся у другой Церкви.

- Возможно ли принесение в Россию из Рима мощей апостолов Петра и Павла или святого Иакова из Испании?

- Я думаю, это вполне возможно. И я думаю, что, если мощи тех святых, которые почитаются в нашей Церкви и которые находятся у католиков, будут привозить в Россию, наши верующие будут воспринимать это с большим духовным подъемом. И, конечно, здесь возможно и обратное движение, то есть святыни Русской Православной Церкви могут на какое-то время вывозиться на Запад для того, чтобы им могли поклониться верующие Католической церкви.

- Это возможно уже в ближайшем будущем?

- Я надеюсь, что первый такой обмен святынями возможен уже в течение этого года.

- Как теперь Русская и Католическая Церкви будут защищать традиционные нравственные ценности?

- Что касается защиты традиционных нравственных ценностей, в этом мы абсолютно едины с Католической церковью. Мы воспринимаем брак как союз мужчины и женщины для рождения и воспитания детей. Мы считаем необходимым защищать жизнь человека от зачатия до естественной смерти. Мы выступаем против абортов. И очень сильные слова были найдены в совместной декларации в защиту жизни, в защиту права каждого человека на жизнь. Я думаю, что в этих направлениях мы будем усиливать наше взаимодействие.

- На днях стало известно, что нунций Иван Юркович переведен из Москвы в Женеву. Связано ли это как-то со встречей патриарха и папы? Известно ли, кто будет следующим нунцием?

- Мы не знаем, кто будет следующим нунцием. О том, что архиепископ Иван Юркович назначен в Женеву, я узнал из СМИ. Назначение нунциев - это внутреннее дело Ватикана, причем Ватикана как государства. Апостольский нунций является послом государства Ватикан при других государствах. И в этом плане назначение нунциев не является вопросом межцерковных отношений.

Ни в коем случае не следует воспринимать это назначение как следствие нашего недовольства нунцием. У нас, наоборот, были очень хорошие отношения с нунцием Иваном Юрковичем, так же как с его предшественником. У нас нет к нему никаких претензий. Мы благодарны ему за конструктивное сотрудничество. Я думаю, что его назначение связано исключительно с тем ритмом, в котором нунции, как и другие послы, сменяются, пробыв на посту, как правило, четыре года. Буквально за день или два до нашего отлета в Гавану нунций Иван Юркович был в моей телевизионной передаче, мы очень хорошо с ним поговорили. Я, правда, слышал, что готовится его назначение куда-то, но у меня не было возможности его об этом спросить.

- Некоторые православные опасаются сближения с католиками, усматривая в этом опасность чуть ли не полного слияния Православной и Католической церквей. Что Вы могли бы сказать этим людям?

- Прежде всего, им я хотел бы посоветовать внимательно прочитать декларацию папы и патриарха, она показывает, на какие темы шла беседа. Там не было никакой попытки вероучительного сближения или вообще даже обсуждения каких-либо догматических или богословских вопросов. И сейчас такое обсуждение совершенно не стоит на повестке дня. Декларация начинается с того, что утрата Богозаповеданного единства является нарушением заповеди Христа, прозвучавшей в Его последней первосвященнической молитве: "Да будут все едины". К сожалению, христиане не смогли сохранить это единство, христиане Востока и Запада разделены и не участвуют совместно в евхаристии.

Но речь сейчас идет не о преодолении этого разделения, а о том, чтобы научиться жить и действовать в этом мире не как соперники, а как братья, чтобы вместе защищать те ценности, которые являются для нас общими, чтобы совместно проповедовать Евангелие, открывать людям Божию правду. И это то, что мы можем делать сегодня вместе. Мне понравились слова Рауля Кастро на встрече с патриархом Кириллом, когда патриарх рассказывал ему о предстоявшей еще встрече с папой Римским. Президент Рауль напомнил пословицу, что всякая, даже самая длинная, дорога начинается с первого шага. Этот первый шаг был сделан, и теперь я надеюсь на то, что по этой длинной дороге верующие двух традиций будут идти вместе, не идя при этом на какие-то компромиссы со своей совестью, не идя на вероучительные компромиссы, но защищая то, что у нас является общим.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

Интерфакс-религия

17 февраля 2016 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Лина 9 марта 2016, 16:00
Как говорил один святой: "Не ищи ни Рима, ни Иерусалима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистою Материю Своею и с сонмом Ангелов и святых" (из письма преподобного Анатолия, оптинского старца).
Елена20 февраля 2016, 19:00
"Да будут все едины". К сожалению, христиане не смогли сохранить это единство, христиане Востока и Запада разделены и не участвуют совместно в евхаристии. Это конец праваславию!!!
Елена19 февраля 2016, 10:00
Полностью согласна с владыкой Иларионом и с Ларисой. И считаю,что нужно доверять нашему Патриарху
18 февраля 2016, 18:00
Ларисе. Дорогая Лариса, полностью разделяю Ваши мысли. Я тоже живу в католической стране почти 30 лет, здесь крестилась вместе с мужем католиком, который всем сердцем принял православие. Большого жертвенного труда стоило построить в нашей стране православный храм. Мы это делали зная, что католическая церковь, БЕЗБЛАГОДАТНА. Она такой и останется, даже если наше церковное начальство постарается убедить нас в обратном.
Александр18 февраля 2016, 17:00
Я тоже живу в частично католической, частично протестанской стране - в Германии. Уже почти 20 лет. И тоже привел меня Господь к вере здесь, а не на Родине. Но я, да и большинство наших друзей, таких же православных христиан, пришедших к Богу и Православию на чужбине, считаем, что Господь совершил это еще и для того, чтобы мы как могли свидетельствовали европейцам об истинном, неискаженном реформами, домыслами и человеческими фантазиями Апостольком Христианстве - о ПРАВОСЛАВИИ.И то, что "Дух дышит, идеже хощет..", в этом именно и проявляется; в том, что в инославном окружении Привел нас в Православие. Многие их нас имели контакты с католиками и не только и к сожалению, ничего действительно позитивного, не говоря уж о ПОЛЕЗНОМ для Спасения из опыта такого общения не почерпнули. Наверняка, наши иерархи знакомы с современным ( после 2-го Ватиканского собора), католицизмом. И тем более удивляет тот позитивный настрой, если не восторг, которым дышит статья владыки Илариона. Такие же высказывания как: "К сожалению, христиане не смогли сохранить это единство, христиане Востока и Запада разделены и не участвуют совместно в Евхаристии"; "Но речь СЕЙЧАС идет не о преодолении этого разделения, а о том, чтобы научиться жить и действовать в этом мире не как соперники, а как братья, чтобы вместе защищать те ценности..."И СЕЙЧАС такое обсуждение совершенно не стоит на повестке дня..", такие высказывания, производят скорее удручающее, чем воодушевляющее впечатлени. Простите.
Павел18 февраля 2016, 10:00
На мой взгляд деятельность ОВЦС должна заключаться не в налаживании связей с еретическими конфессиями , а в дипломатической работе с правительствами тех стран , где есть препятствия к миссионерству для Русской Православной Церкви . Мы должны нести чистое ПРАВОСЛАВИЕ без оглядок на католиков и протестантов ( в том , что они будут мешать , можно не сомневаться ). Жатвы много - делателей мало . Простите если , что не так .
тамара18 февраля 2016, 02:00
Божией Вам помощи,Владыка.Спаси и помилуй,Господи,нас всех,укрепи в вере православной,сохрани нашу Святую Русь.
Лариса17 февраля 2016, 23:00
Я живу в католической стране уже 25 лет. Здесь крестилась и стала православной (в России оставалась "нехристем"), потом муж перешел из католичества в православие, недавно взрослая дочь тоже в крещении стала православной, хотя замужем за католиком. Мало того, в решении дочери стать православной ее поддержала свекровь будучи сама "ярой" католичкой! Наверное, мой комментарий не "в тему", но просто хотелось показать, что Дух, идеже хощет, дышет [Иоан. 3, 8]. Поэтому, меньше надо задаваться вопросами кто куда поехал и кто с кем встретился, а больше Евангелие читать. Это не я сказала, а наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт на встрече с паломниками два дня назад. Да поможет нам Господь не мудрствовать лукаво.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке